Сетка против коптера: новые средства борьбы с БПЛА

30
Сетка против коптера: новые средства борьбы с БПЛА
БПЛА «Осоед» с характерным стреляющим устройством


Для борьбы с беспилотниками вертолётного и мультикоптерного типа можно использовать различные средства. Одним из самых эффективных методов являются «ловчие сети». Эти сети запутываются в несущих винтах беспилотников, из-за чего те теряют способность летать. В нашей стране уже создано несколько таких систем для борьбы с БПЛА, и сейчас они успешно применяются на практике, демонстрируя свою эффективность.



Беспилотник-перехватчик


Новгородский научно-промышленный центр «Ушкуйник» специализируется на разработке и внедрении передовых решений в области БПЛА военного назначения. В феврале 2024 года центр представил свой новый продукт — квадрокоптер-перехватчик «Осоед».

Этот БПЛА предназначен для борьбы с лёгкими беспилотниками, которые ведут разведку или пытаются применить оружие. Принцип работы «Осоеда» основан на использовании специальной сети для перехвата воздушных целей. Сеть полностью охватывает беспилотник-мишень и блокирует вращение его воздушных винтов, после чего тот падает на землю.

За прошедшие месяцы «Осоед» успешно прошёл все необходимые испытания и подтвердил свою способность перехватывать типовые цели. По итогам испытаний было принято решение о запуске серийного производства. В настоящее время в НПЦ «Ушкуйник» занимаются этим вопросом.

На стадии испытаний «Осоеды» уже были переданы в части российской армии, участвующие в Спецоперации по демилитаризации Украины. Там они используются по прямому назначению — для перехвата вражеских беспилотников. Они подтвердили свои расчётные характеристики и нашли своё место в системе борьбы с беспилотной авиацией противника.


«Осоед» гонится за целью

Одновременно с запуском серии НПЦ «Ушкуйник» работает над совершенствованием конструкции и компонентов «Осоеда». В настоящее время разрабатываются два актуальных направления развития:

Во-первых, ведется улучшение программного обеспечения и внедрение элементов искусственного интеллекта. Это позволит БПЛА самостоятельно выполнять некоторые процедуры и задачи. Второй целью является оснащение беспилотника собственной системой радиоэлектронной разведки для улучшения его ситуационной осведомлённости и эффективности поиска воздушных целей.

Сроки появления модернизированных «Осоедов» с автономным режимом и улучшенными средствами поиска не сообщаются. Вероятно, эти проекты завершат после того, как базовый вариант перехватчика пойдёт в полноценную серию.

Носитель сетки


Еще в феврале НПЦ «Ушкуйник» раскрыл основные характеристики своего нового «Осоеда», а также показал работу своего изделия на полигоне. Судя по всему, за прошедшие месяцы принципы работы и параметры этого БПЛА не претерпели существенных изменений.

«Осоед» создан на базе серийного 9-дюймового FPV-беспилотника. Он имеет типичную для таких аппаратов конструкцию с центральным корпусом и четырьмя лучами, на которых установлены винтомоторные группы. Сверху на раме расположен ключевой компонент комплекса — стреляющее устройство с сеткой.

Базовая платформа «Осоеда» оснащена электродвигателями, средствами дистанционного управления, курсовой камерой и аккумулятором. БПЛА управляется оператором в радиусе 4–5 км и на высотах до 5–6 км. Скорость полёта достигает 140 км/ч, а время полёта составляет 24 минуты.


Выстрел сеткой

Стреляющее устройство «Осоеда» имеет довольно простую конструкцию. Это воронка, по бокам которой установлены четыре трубчатые направляющие, разведённые в разные стороны. Внутрь воронки помещается сложенная квадратная сетка, а трубки вмещают четыре груза, закреплённые на углах сетки. Также в трубках находятся средства метания, вероятно, пиротехнического типа.

Устройство-сеткомёт управляется автоматически. БПЛА самостоятельно определяет дистанцию до воздушной цели и после приближения на расстояние 5–6 м производит выстрел. Под действием метательных средств грузы покидают свои направляющие и вытягивают наружу сетку. На расстоянии нескольких метров от БПЛА сеть расправляется и может захватить беспилотник-цель.

Размеры сети позволяют бороться с различными целями. Её хватает для спутывания небольших БПЛА, таких как распространённые DJI Mavic. Кроме того, сетка представляет угрозу и для более крупных аппаратов, например, «Баба Яга».

Сообщается, что «Осоед» является весьма выгодным в эксплуатации. Он является многоразовым и за время своей службы может перехватить большое количество воздушных целей. Для этого ему требуется только своевременная замена батарей и перезарядка сеткомёта.

Подвесная нагрузка


Проект «Осоед» обладает очевидными достоинствами с точки зрения техники и экономики, но в его случае речь идёт о специализированном БПЛА с одной функцией. Существует альтернативное решение, которое позволяет превратить в перехватчик практически любой доступный квадрокоптер.


«Паук» большого размера с 3,6-м сеткой

Компания Inmatten из Московской области недавно представила свою разработку под названием «Тайга». Это универсальный сеткомёт, который можно установить на различные воздушные платформы. При помощи этого стреляющего устройства имеющийся БПЛА получает функцию перехватчика и может эффективно бороться с другими коптерами.

Компания-разработчик предлагает два варианта «Тайги», которые отличаются по размеру, характеристикам и типовым целям. Менее крупный сеткомёт предназначен для борьбы с лёгкими коптерами, такими как «Мавики». Второй вариант изделия имеет более прочную сетку большего размера и способен отправить на землю даже пресловутую «Бабу Ягу».

Весной 2024 г. изделия «Тайга» были доставлены в зону проведения Спецоперации. В конце апреля состоялся их боевой дебют. Оператор одного из наших подразделений успешно поймал вражеский коптер, используя БПЛА Mavic с сеткомётом. После этого результативное применение «Тайги» продолжилось.

«Паук» против коптера


Изделие «Тайга» по принципу действия похоже на сеткомёт «Осоеда», но имеет другую конструкцию и применяется немного иначе. Тем не менее, в обоих случаях при выстреле раскрывается сеть, которая накрывает цель и не позволяет ей летать.

Основным элементом «Тайги» является деталь, называемая «пауком». Это невысокий цилиндрический корпус с наклонными трубками-направляющими, отходящими от него. Внутри корпуса находится пиропатрон, который служит источником энергии для выстрела. В трубки помещены концевые грузы сетки, а сама сетка подвешена под корпусом.


Результат перехвата: БПЛА на земле

Для перехвата небольших целей используется «паук» с восемью трубками и малой восьмиугольной сетью. Для крупных целей предназначена сетка диаметром 3,6 м с 12 грузами по периметру. Для её запуска используется «паук» соответствующего размера и конфигурации.

«Тайга» имеет собственные системы управления. Например, в составе этого устройства присутствует лазерный дальномер-датчик цели. С его помощью определяется наличие цели, расстояние до неё и возможность производства эффективного выстрела.

Устройство «Тайга» имеет небольшой вес и может использоваться различными беспилотниками-носителями. Оно крепится под корпусом и стреляет сетью прямо вниз. Атака осуществляется при зависании над целью или при пролёте над ней.

Комплексный подход


Российская оборонная промышленность в лице крупных предприятияй и групп энтузиастов продолжает работать над методами борьбы с БПЛА. Предлагаются различные решения для подавления, нейтрализации или уничтожения таких воздушных целей. Новые образцы попадают в зону проведения Спецоперации, где проходят самые строгие испытания практикой.

Совместными усилиями предприятий и армии сформирован комплексный подход к проблеме борьбы с БПЛА. Эти задачи решаются с помощью «традиционных» средств противовоздушной обороны — локаторов и зенитных комплексов, а также систем радиоэлектронной борьбы разных классов. В последнее время также развивается идея беспилотника-перехватчика. Один из вариантов этой концепции — БПЛА с сеткой на борту.

На данный момент в нашей стране создано несколько специализированных беспилотников-перехватчиков, а также устройства для для существующих БПЛА иных классов. Прямо сейчас они демонстрируют свои возможности на реальных мишенях-беспилотниках и помогают достижению общих целей Спецоперации.
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -6
    30 августа 2024 05:42
    Надолго ли полученный успех? recourse Нужно продолжать работы. Укры начнут затачивать кромки винтов, винты дрона продолжат вращаться и продолжат перерезать ячейки сетей...
    1. +8
      30 августа 2024 06:34
      Порезать можно то что сопротивляется винтам. Сеть или нитка не сопротивляется,она наматывается на винт. Возьмите катушку рыболовной лески,допустим пятерки и киньте на вращающийся вентилятор автомобиля. Сильно он её порежет? А вот если суните в него прутик,он его сразу сломает. Вообще я удивляюсь: уже много лет назад изобрели средства обездвиживания животных. Они стреляют на несколько метров сетью,спутывая лошадь,корову. Почему их то не использовать,там и сеть больше и покрепче.
    2. +2
      30 августа 2024 07:33
      Вы сами то верите, что пластиковым винтом можно разрубить капроновую сеть? Ее нож то не сразу берет, а тут нить, которая жестко не закреплена..
  2. +2
    30 августа 2024 06:02
    Перерезать кевларовую нить????
  3. +2
    30 августа 2024 06:35
    Хорошо помню, как еще на заре беспилотников для защиты первых лиц государства были ружья, выбрасывающие сетку. Так был спасён венесуэльский президент Уго Чавес
  4. -1
    30 августа 2024 06:39
    Достаточно остановить, замедлить работу и даже один двигателя из четырёх , как дрон теряет равновесие и падает.
    Пропеллеры пластмассовые , тонкие и ничего рубить не могут.
    В дроне стоит процессор который регулирует обороты каждого мотора отдельно.
    Изменяя обороты можно двигаться, в любом направлении.
    Дрон даже сильном ветру стоит месте как вкопанный..
    В каждом дроне есть компас, альтиметр, акселерометр.
    Конечно, средства связи со спутником и оператором. Навигационные приборы как в самолёте.
  5. -3
    30 августа 2024 07:31
    Смотрим "Полицейский из Беверли-Хилс" и копируем.
  6. -5
    30 августа 2024 08:18
    Мне кажется, что если дрон обнаружен - а это самое главное, то его уничтожение уже не вызывает особых проблем - это можно сделать и простым выстрелом, не прибегая к такому мудреному варианту, как сетка...
    1. +2
      30 августа 2024 09:16
      Это уж очень шапкозакидательская идея, если не сказать грубее...
      Вот всего-то нужно ОБНАРУЖИТЬ, а дальше нет проблем- всего навсего ПРОСТЫМ выстрелом....

      Попробуйте дома на детских коптерах, их много разных... фиг собьете.
      А таких советчиков, похоже, в Министерстве обороны каждый первый...

      А чего не поразвлекаться, нахально давая такие советы? Потери же несет кто-то там, далеко, а в кабинете тепло, секретарша в мимо-юбке бегает, кофий приносит и глазки строит...
      1. 0
        30 августа 2024 15:45
        Ну почему, он правильно написал главное обнаружить дрон, на какой дистанции может обнаружить один дрон другого при помощи оптики, хорошо в условиях полигона один дрон завис на высоте 50 метров другой подлетел выстрелил сеткой а в условиях боя обнаружен дрон в таком то квадрате туда летит наш дрон надо обследовать район на какой высоте находиться дрон неприятеля 50 метров или 500 метров а может его уже нет там.
        1. 0
          30 августа 2024 16:30
          Именно так, в условиях полигона и при отсутствии опасности для жизни, исчисляемой секундами - можно красиво изготовиться и выстрелить, и за промах тебе ничего не будет...

          На ЛБС эта сволочь жужжит со всех сторон, иногда десятками в зоне видимости невооруженного глаза, и при этом еще пули и осколки летают... И потери сейчас сильно сместились в сторону "от дронов"...
          В общем, это проблема очень и очень серьезная. Поэтому простые заключения "главное вот это, а потом нет проблем" вызывают неприятие.
      2. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
            1. Комментарий был удален.
    2. 0
      30 августа 2024 11:51
      Мне кажется, что если дрон обнаружен - а это самое главное, то его уничтожение уже не вызывает особых проблем - это можно сделать и простым выстрелом, не прибегая к такому мудреному варианту, как сетка...
      Обнаружили вы его на 500-700 метровой высоте и?
      Что дальше?
      Автомат не добьет, у пулемёта точность не особо, всякие БТР/БМП ствол не задерет так высоко - чем его спускать обычному бойцу?
    3. +2
      30 августа 2024 14:13
      Цитата: Luminman
      это можно сделать и простым выстрелом, не прибегая к такому мудреному варианту, как сетка
      Чисто математически посчитайте: диаметр сети сеткомёта Невод-2СУ - 6 метров:
      http://www.setkomet.ru/modeli.html
      Калибр пули диаметром 6 метров у вас есть? - а раз нет, то делите на площадь пули. Если думаете, что площадь сетки избыточна - то попробуйте ей попасть на скорости 110-140 км/час (на такой скорости и производится перехват fpv-дронов "осоедом"). Если цель маневрирует, то попасть в нее даже сетью не так просто.
      P.S. кроме того сеткомет легче по весу чем любое другое огнестрельное оружие, а это для fpv критично.
      1. -1
        30 августа 2024 22:26
        Цитата: ВПК-65
        опробуйте ей попасть на скорости 110-140 км/час (на такой скорости и производится перехват fpv-дронов "осоедом").

        Нет. Осоед атакует только висящие цели. Подвижную цель вручную накрыть почти нереально, тут какая то автоматика нужна.. Проект получился очень нишевой, но вполне рабочий. Насколько слышал, счет у ребят уже на сотни заземленных Мавиков идет. Мавики служат разведчиками и наводчиками для FPV дронов, потому часто зависают возле ЛБС.
        1. 0
          31 августа 2024 07:54
          Цитата: Saxahorse
          Нет. Осоед атакует только висящие цели. Подвижную цель вручную накрыть почти нереально, тут какая то автоматика нужна.
          Бред. Осоед атакует только на скорости и только автоматически:
          БПЛА - перехватчик «Осоед» (видео):
          https://www.youtube.com/@Osoed-y5q/videos
          https://t.me/s/setkomet
          Характеристики:
          - Развивает скорость до 140 км/ч
          - Выстрел сеткой происходит автоматически на определенной дистанции (5 - 6 метров)
          - Рабочая дальность - 4-5 км
          - Максимальная высота - 5-6 км
          - Время полета - до 24 мин
          - Создан на базе 9-и дюймового fpv-дрона
          - При установке тепловизора возможно переключение режима работы день/ночь
          Отработали перехват дрона противника на средних скоростях 40-50 км./час (средняя скорость движения груженного фпв). Так же отработали перехват «дрона - камикадзе» при имитации захода на наземную цель:
          https://t.me/setkomet/17
          https://t.me/setkomet/22
          P.S. а про то, что видели/слышали вы (выстрел сеткометом сверху на неподвижно зависший дрон). Это не "Осоед", а совсем другой проект (см. "Паук" в шапке поста). "Паук" ставят под брюхом на "мавики" (лень фото искать) и на них же в основном ими охотятся. Изредка правда на "Паук" попадается рыбешка и покрупней типа гексакоптеров и октокоптеров (буквально на днях один такой завалили обездвижив ему сеткой 2 пропеллера). Но: автоматики на мавиках для паука нет и все действительно вручную и только по зависшей на месте - неподвижной цели, это раз. И два: после выстрела пауком мавик получает такую отдачу, что переворачивается в полете (автопилот потом выравнивает этот кульбит). Мавик для перехватчика слаб, им сразу говорили: не занимайтесь херней за большие деньги, а ставьте на дешевый fpv-дрон. С "осоедом" этих проблем нет, он изначально на базе 9-и дюймового fpv-дрона, стреляет вперед, а не вниз и только на скорости а поэтому отдача не чувствуется (за счет инерции). А вообще то подобных моделей перехватчиков как минимум 4 вида, и не думайте что они все "осоеды".
          1. -1
            31 августа 2024 19:49
            Цитата: ВПК-65
            Бред. Осоед атакует только на скорости и только автоматически:

            Ну извините.. Читал в Телеге от исполнителей этого финта. Может конечно что то и пропустил или спутал. Есть хороший канал - "Хроники оператора БпЛА", там парни свои работы показывают и коллег репостят.

            А Мавик "паука" скорее всего не поднимет, там какой то другой дрон наверное.
            1. +1
              1 сентября 2024 02:02
              Цитата: Saxahorse
              Читал в Телеге от исполнителей этого финта. Может конечно что то и пропустил или спутал. Есть хороший канал - "Хроники оператора БпЛА", там парни свои работы показывают и коллег репостят.
              Вот именно: "исполнителей". Любой "оператор" он не разработчик. Вот некоторые тг каналы наших разработчиков:
              https://t.me/s/UAVDEV
              https://t.me/s/news_UAV
              https://t.me/s/motochrome_llc
              https://t.me/s/mvmexpertik
              https://t.me/s/quadro_news
              А вот канал противника:
              https://t.me/s/serhii_flash
              Краткий гайд по сеткометам на БПЛА.
              Насколько я помню первым был проект «Карнивора»:
              https://topwar.ru/151629-istrebitel-i-bombardirovschik-proekt-bpla-karnivora.html
              вот фото крупным планом двух "Неводов" установленные на нем:
              https://topwar.ru/uploads/posts/2018-12/1545409212_7.jpg
              Работа "Невода", видео:
              http://www.setkomet.ru/index.html
              Но проект Carnivora был задолго до начала СВО и о нем сейчас ничего не слышно. Имхо: он слишком большой для ЛБС, таким огромным дроном самолетного типа можно было бы разве что в глубоком тылу охранять НПЗ от украинских UJ-22 Airborne и им подобных.
              Цитата: Saxahorse
              А Мавик "паука" скорее всего не поднимет, там какой то другой дрон наверное.
              Не все операторы БПЛА занимаются FPV дронами, те из них что ведут разведку и кошмарят врагов ВОГ-ами используют мавики. Для них эти "пауки" и сделали:
              Сеткомёт «Тарантул»:
              https://irptorg.ru/product/сеткомёт-cеткocброс-тарантул/
              https://ekipirovka.expert/catalog/drony/tarantul-setkomyet-cetkocbros/pauk-dlya-setkomyet-cetkocbros-tarantul/
              «Тарантул» предназначен для установки на DJI Mavic 3, DJI Mavic 2, Autel Evo2.
              Типичная работа оператора Мавика с сеткометом:
              https://ok.ru/video/7286206696064
              1. -1
                1 сентября 2024 21:06
                Цитата: ВПК-65
                Типичная работа оператора Мавика с сеткометом:

                Ссылок много, но ни в одной из них я не увидел того с чего наш разговор начался: работы сеткой по движущемуся дрону. Только тут - "https://ok.ru/video/7286206696064" есть видео и именно работы по висящему Мавику.
                С тем что «Тарантул» подвешен именно к Мавику согласен, тут вы правы.
                1. 0
                  1 сентября 2024 22:53
                  Цитата: Saxahorse
                  Ссылок много, но ни в одной из них я не увидел того с чего наш разговор начался: работы сеткой по движущемуся дрону.
                  Наш разговор начался с этого:
                  БПЛА - перехватчик «Осоед» (видео):
                  https://www.youtube.com/@Osoed-y5q/videos
                  https://t.me/setkomet/17
                  https://t.me/setkomet/22


                  1. -1
                    2 сентября 2024 22:19
                    Цитата: ВПК-65
                    Наш разговор начался с этого:

                    Хорошо. Для простоты будем считать что частично убедили. Хотя это не боевые съемки а показательные выступления. Сильно смущает низкая скорость показательно перехватываемых дронов, 40-50 км\ч не та скорость на которой обычно атакуют FPV.
                    1. -1
                      3 сентября 2024 00:19
                      Цитата: Saxahorse
                      Сильно смущает низкая скорость показательно перехватываемых дронов, 40-50 км\ч не та скорость на которой обычно атакуют FPV.
                      А я заранее знал, что рагулье опять будет что-то "смущать" lol Написано было для дятлов:
                      на средних скоростях 40-50 км./час (средняя скорость движения груженного фпв).
                      Даже дети играющие в FPV-игрушки:
                      https://mysku.club/search/topics?q=гоночный+квадрокоптер
                      знают, что они "гоночные" только не загруженные. Те 3 килограмма БК что на них вешают это вообще издевательство и полный перегруз, но когда речь идет об одноразовом камикадзе на это не обращают внимания. Там все работает на пределе, аккумуляторы дохнут, движки тянут из последних сил, оттого и скорость атаки груженого FPV такая. Но для таких в кавычках "экспертов" как вы всегда и все будет не так и вы везде и всегда будете пытаться вставить свое "бесценное мнение" которое никогда не сможете подтвердить пруф-ссылкой на существующую реальность. hi
                      1. -1
                        3 сентября 2024 22:03
                        Цитата: ВПК-65
                        всегда будете пытаться вставить свое "бесценное мнение" которое никогда не сможете подтвердить пруф-ссылкой на существующую реальность.

                        Обожаю "специалистов" такого уровня. Еще раз тогда напомню свой вопрос - покажите ролик реального боевого перехвата FPV дрона. А не вот это показательное выступление для чиновников что вы скопировали аж четыре раза.

                        Напомню что реальные ролики с перехватом и заземлением висящих Мавиков есть. А вот роликов перехватов FPV дронов не было. Видимо в вашу голову мысль о некой разнице в тактике перехвата даже не приходит. fool
    4. +1
      30 августа 2024 22:34
      Цитата: Luminman
      Мне кажется, что если дрон обнаружен - а это самое главное, то его уничтожение уже не вызывает особых проблем

      Первичное обнаружение производят по радиоканалу, те самые "детекторы дронов". Речь о перехвате разведчиков и наводчиков-наблюдателей, они не прямо над целью висят, со стороны контролируют. Дальше с ним нужно сблизится и подтвердить визуально. А вот дальше как? Пулемет к легкому дрону не подвесишь, даже дробовик мало какой унесет. Сетка самый легкий из боеприпасов получается.
  7. +1
    30 августа 2024 09:03
    Сетка -это хорошо! Но и дробовик не хуже ! Ставим на дроны блоки стволов "безоткатного" выстрела ! ( С одного "конца" ствола вылетает дробь,в т.ч. и "связанная" или "стрелочная"; а с другого - "противомасса" ! Стволы могут быть пластиковые...одноразовые ! Или такой "безоткатный" дробовик может быть револьверным !
    1. 0
      30 августа 2024 11:48
      Цитата: Nikolaevich I
      Сетка -это хорошо! Но и дробовик не хуже !

      Да, основное преимущество дробовика - многозарядность. Сетка хороша надёжностью и неразрушающим действием, но сделать "паука" многозарядным - сложновато будет.
  8. 0
    30 августа 2024 09:15
    Как-то я прочитал интересную ахинею,которая может быть и не ахинеей ! Будто-бы СВО-шные оч.умельцы стали изготовлять для дронов самопальные "картечные" ракеты "воздух-воздух" ,используя ,например, ракетные движки от РПГ-шных выстрелов !
  9. -2
    30 августа 2024 19:32
    Где это все. Когда появиться все это Проморгали и не предали значения наши генералы, вот теперь наши ребята на сво на своей шкуре испытывают все это.Доколе это безобразие будет твориться уже третий год пошел,как мы испытываем противодронную защиту ,каждый кто в лес кто по дровав этом вопросе.
  10. 0
    31 августа 2024 12:51
    "Сетка против коптера: новые средства борьбы с БПЛА"
    "Российская оборонная промышленность в лице крупных предприятияй и групп энтузиастов продолжает работать над методами борьбы с БПЛА. Предлагаются различные решения для подавления, нейтрализации или уничтожения таких воздушных целей. Новые образцы попадают в зону проведения Спецоперации, где проходят самые строгие испытания практикой."

    Вот личное мнение... СВО - это деньги МО. Пока нет результатов, нет актов о приёмке на вооружение, нет договоров о количестве, характеристиках, ценах и сроках поставки в МО,все затраты (деньги, деньги и ещё раз деньги) за счёт или граждан, или организаций. Этим гражданам и/или организациям, в которых тоже граждане работают или являются собственниками, не безразлично, что происходит с нашими военными. Верю, что кадровым военным, от контрактника до Министра обороны, так же не безразлично.
    А вот МинФину, МинЭРазвития, МинПросвещ, МинТрансу, членам в ГД, членам и другим в СФ, Губернаторам, депутатам всех уровней и ориентаций - безразлично. Исключения бывают, но где то написали, что Путин купил 5 прицелов и отправил с оказией на ЛБС? Может Мишустин перечислил 50 тыс руб на закупку того, что Правительство даже не обсуждало? Или Вершинин с Хинштейном оплатили лечение Рогозина?
    Может все все начали публиковать свои доходы, вопреки разрешению не публиковать?
  11. 0
    31 августа 2024 18:45
    Всё новое это хорошо забытое старое. Сети, подымаемые аэростатами, применяли против немецких самолётов ещё в Великую Отечественную. Разница в том,что "самолётики"стали меньше, а дальность их применения больше.И ущерб они могут нанести более существенный. Могут и "ядрёный" снаряд принести в случае необходимости.
  12. 0
    1 сентября 2024 04:22
    Понятно, что дроны-"убийцы дронов" - это против дронов-наблюдателей (корректировщиков, дроносбросов) и больших баб-ёг-бомбовозов , но не против фпв-дронов.
    Кирилл, пока там бросковые сетки в КБ пилили, народ просто к своему истребителю жёстко палку болемене лёгкую привязывает, ищут наблюдателя (на любой высоте) и суют ему в пропеллер.
    очень эффективно - свой дрон получает толчок. но остаётся в воздухе