Пентагон собирается разработать военный мотопараплан

27
Пентагон собирается разработать военный мотопараплан


Пентагон находится в постоянном поиске новых методов транспортировки военнослужащих и повышения мобильности боевых подразделений. Существующие транспортные средства не всегда отвечают требованиям текущих задач, и поэтому необходимы альтернативные решения. В качестве одного из таких решений рассматриваются мотопарапланы. В рамках новой программы PAMS планируется изучить возможности и потенциал этого вида техники, а также создать реальный образец для войск.



На уровне теории


Вооружённые силы США активно используют для перевозки различных подразделений военно-транспортные самолёты и вертолёты. Воздушный транспорт не зависит от дорог позволяет быстро перебрасывать бойцов к месту выполнения задач.

Однако транспортная авиация — достаточно простая цель для современных систем противовоздушной обороны. Поэтому армии требуются альтернативные виды воздушного транспорта, которые позволят осуществлять переброску личного состава и оружия с меньшими рисками.

В некоторых ситуациях американские военные используют для десантирования парапланы, позволяющие преодолевать по воздуху значительные расстояния. Теперь предлагается развить эту идею с использованием современных компонентов и получить новые результаты.

Пентагон запускает программу PAMS (Personnel Air Mobility System — «Персональная система воздушной мобильности»). В её рамках планируется изучить потенциал сверхлёгких летательных аппаратов в контексте военного применения. Недавно был выпущен запрос информации по этой теме, и вскоре начнутся основные работы.


Перспективная программа


20 августа 2024 г. министерство армии, подчиняющееся министерству обороны, опубликовало на сайте государственных контрактов и закупок информацию о новой программе PAMS. В описании государственного контракта указаны все основные сведения, начиная от дат проведения предварительных мероприятий и заканчивая основными пожеланиями заказчика.

Сейчас заказчик принимает технические предложения от потенциальных участников программы. Сбор заявок и документов продлится до 7 сентября. После этого будут подписаны необходимые соглашения, и начнётся основной этап работ.

Дальнейшие планы пока не разглашаются. Министерство армии не сообщает, сколько времени планируется потратить на исследования, разработку проекта и испытания опытного образца техники. Вероятно, от начала полноценного проектирования до момента, когда парапланы могут быть приняты на вооружение, пройдёт несколько лет.

Технические требования


Главная цель программы PAMS — создание параплана с двигательной установкой, который будет использоваться личным составом. С помощью этого устройства бойцы смогут совершать полёты по заданным маршрутам, не рискуя быть обнаруженными ПВО противника.

Общие требования к перспективному параплану PAMS довольно просты. Это будет традиционная система, состоящая из текстильного купола-крыла с набором строп, подвесной системы и двигателя. С точки зрения архитектуры военный мотопараплан не должен отличаться от гражданских моделей.


Заказчик хочет получить систему с массой не более 75 фунтов (34 кг); целевое значение этого параметра — 60 фунтов (27,25 кг). Грузоподъёмность должна быть как минимум на уровне 200–300 фунтов (91–159 кг). Желаемая масса нагрузки — 150–400 фунтов (68–181 кг).

Армия требует оснастить мотопараплан электрической силовой установкой. Скорость полёта с электромотором не уточняется. Дальность полёта должна быть как минимум 100 км. Желаемая дальность — не менее 300 км. Высота полёта — не менее 3000 метров и до 6000 метров.

На первом этапе программы заказчик хочет получить необходимую документацию с описанием проекта, расчётными характеристиками и т.д. Также ожидаются различные образцы материалов и компонентов для предварительного изучения.

В дальнейшем участники программы должны будут изготовить и передать армии опытные образцы. Их испытают, сравнят и выберут наиболее удачный для дальнейшего развития. Это изделие получит шанс дойти до серийного производства и попасть в строевые части.

Простой и тихий


Интерес Пентагона к мотопарапланам вполне объясним. Эти сверхлёгкие летательные аппараты обладают рядом важных особенностей, которые могут быть полезны для пехоты, десантных войск и спецподразделений. И все эти преимущества можно реализовать без особых трудностей.


Основные преимущества мотопараплана связаны с его простотой. Он относительно лёгок в изготовлении, не требует особых условий хранения и эксплуатации и т.д. Кроме того, освоение и пилотирование параплана значительно проще, чем в случае с самолётами и вертолётами.

Несмотря на свою простоту, мотопараплан обладает достаточно высокими лётно-техническими характеристиками. Его параметры позволяют перевозить одного-двух человек на большие расстояния. Кроме того, параплану не требуются специальные площадки для взлёта и посадки, что особенно важно для его военного применения.

Современные мотопарапланы оснащены двигателями внутреннего сгорания, но Пентагон хочет оснастить свои летательные аппараты электромоторами. Этот вариант двигательной установки должен дать дополнительные преимущества.

Электромотор для параплана может быть легче и компактнее, чем двигатель внутреннего сгорания с аналогичными характеристиками. Также появляется возможность более удобной компоновки элементов двигательной установки. Кроме того, электрический двигатель работает значительно тише бензинового на всех режимах.

Вопросы мобильности


Таким образом, по итогам программы PAMS у отдельных подразделений армии США может появиться новое транспортное средство с рядом важных преимуществ. Можно представить, как именно мотопарапланы будут использоваться в различных спецподразделениях, десантом и т.д.


Эти подразделения часто выполняют задачи в тылу противника, и доставка их к месту выполнения задачи может быть отдельной сложной операцией. В таких условиях будут полезными парапланы, которые позволяют группе стартовать на значительном удалении от цели и самостоятельно добираться к ней. Дальнейшим развитием этой идеи является мотопараплан, который отличается увеличенной дальностью самостоятельного полёта. В случае с будущим PAMS добавляется преимущество в виде отсутствия шума.

Перспективный мотопараплан PAMS сможет нести одного пилота с вооружением или необходимым снаряжением. При максимальной нагрузке, требуемой заказчиком, возможна перевозка сразу двух бойцов с экипировкой. Этого вполне достаточно для решения основных задач.

Для перевозки всего подразделения потребуется несколько парапланов — в зависимости от их моделей и выбранного способа загрузки. Они смогут взлететь с любой подходящей площадки или даже десантироваться с воздушной платформы и затем перейти к самостоятельному полёту.

Министерство армии США хочет получить мотопарапланы с дальностью не менее 100 км. Этого будет достаточно для полёта к удалённым целям на тактической глубине. Кроме того, возможно создание систем с большей дальностью и соответствующим потенциалом. Также радиус действия подразделения будет увеличен за счёт транспорта, доставляющего его к месту взлёта.

Расширение парка


Через несколько лет в распоряжении армии США могут появиться новые транспортные средства для быстрой переброски подразделений по воздуху. Мотопарапланы, которые будут разрабатываться в рамках программы PAMS, дополнят полноценную авиацию и парашюты, заполнив нишу между ними.

Ожидается, что мотопарапланы, обладающие важными качествами, положительно повлияют на возможности спецподразделений, десанта и т.д. Однако пока это только теория, и результаты недавно начатой программы станут понятны лишь через несколько лет.
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    2 сентября 2024 05:24
    В итоге повесят помимо прочего еще и батарею килограмм 30 на спину плюс мотор и будут счасливы, т.к трэнды соблюдены и повестке соответствует.
    1. +1
      2 сентября 2024 11:54
      Цитата: evgen1221
      В итоге повесят помимо прочего еще и батарею килограмм 30 на спину плюс мотор ..

      С грузом стартовать тяжело. В рюкзачном варианте на своих двоих разбегаться надо.
      Хотя м.б. и придумают, как с борта движущегося грузовика организованно взлетать.
      1. -3
        2 сентября 2024 13:33
        Так то ы,они с места не стартуют, минимум геркулес в небе подавай.
        1. +1
          2 сентября 2024 13:46
          Цитата: evgen1221
          минимум геркулес в небе подавай.

          Тогда эта затея не имеет смысла, если всё равно в небо громоздкую цель надо выставлять.
  2. +3
    2 сентября 2024 06:25
    Идея хорошая, вполне подходит для всех видов десанта, разведки, диверсантов. На современном техническим уровне могут получится хорошие результаты. soldier
    А назвать систему "Карлсон"
    1. +1
      2 сентября 2024 06:37
      А назвать систему "Карлсон"
      У Карлсона на спине был моторчик, который получал энергию от съеденного варенья. Да и жил он на крыше, пугая разве что воров белья wink
  3. +2
    2 сентября 2024 07:02
    Скорость полёта с электромотором не уточняется. Дальность полёта должна быть как минимум 100 км. Желаемая дальность — не менее 300 км. Высота полёта — не менее 3000 метров и до 6000 метров.
    Из средства "подскока" хотят сделать средство дальнего длительного перелета БЕЗ кабины.
    На высоте 600-800 метров воздух холоднее на 2-5 градусов по сравнению с воздухом у земли. Температура убывает примерно на 7 градусов за 1000 метров.
    6000 метров x 7 градусов, получаем, что будет всего то на 42 градуса холодней чем на земле. Скорость им не важна? - да пока на малой скорости 300 км пролетишь дуба дашь. Если одеваться тепло, то потом что в бой в шубах идти, или переодеваться после приземления в летнее?
    Далее, если это небольшая ДРГ, то шум моторов возможно будет и не очень сильным, а вот если это десант и народу много, то умножай шум на кол-во десанта. Думаю, что гул 300 движков будет слышен издалека. и т.д. и т.п.
    1. +3
      2 сентября 2024 07:37
      Далее, если это небольшая ДРГ, то шум моторов возможно будет и не очень сильным
      Шума мотора вообще не будет никакого. Помню как-то в горах отошел отлить за камушек и услышал у себя над головой смешок - поднял голову и увидел ухмыляющего парапланериста, пролетающего у меня над головой. Никакого шума мотора, только шелест...
    2. 0
      2 сентября 2024 07:42
      и т.д. и т.п.
      Значит нужна соответствующая экипировка, ведь когда-то кабины ЛА были открытыми, а летали куда дальше и выше, ну и грамотное в тактическом плане применение. Это дополнительные возможности переброски и десантирования, а не замена всего существующего арсенала ПДС.
      1. -1
        2 сентября 2024 12:43
        Цитата: ИВЗ
        Значит нужна соответствующая экипировка, ведь когда-то кабины ЛА были открытыми
        Даже если NASA им скафандры выделит советую им по старой доброй традиции которая была на заре авиации не забыть подсунуть под задницу чугунную сковородку lol
        Видать забыли как по небу летали на аэропланах стреляя из нагана. Могу лишь напомнить то, что если их засекут и поднимут первый же попавшийся под руку кукурузник, то вся легкая "стрелковка" что у них в руках (которые кстати управлением парапланом заняты) превратится (как у терпящих бедствие море) в свистки для отпугивания акул, а пилот кукурузника глухой окажется.
        P.S. такие игрушки как мотопараплан эффективны только на малой высоте (когда можешь мгновенно сесть) и на небольшие расстояния (см. как их совсем недавно использовал хамас при нападении на Израиль, там были "двойки" чтобы был стрелок на занятый управлением).
        P.P.S. глупый вопрос - у какого десанта больше шансов спустится с неба живыми: у тех, кого десантируют по веревке с вертолета на малой высоте, или у тех, кого сбросят с парашютом с самолета на большой высоте? - у этих шансов еще меньше...
        1. +2
          2 сентября 2024 13:55
          P.P.S. глупый вопрос - у какого десанта больше шансов спустится с неба живыми: у тех, кого десантируют по веревке с вертолета на малой высоте, или у тех, кого сбросят с парашютом с самолета на большой высоте? - у этих шансов еще меньше...
          Что касается высоты полёта. Скорее всего имеется ввиду возможность применения в горной местности, а отнюдь не высота над подстилающей. Что касается шансов. Я попросил бы уточнить и развернуть вводную. Доступна ли площадка десантирования для вертолёта, масса десантируемого груза, насыщенность района десантирования средствами ПВО, потребная дальность полёта авиатехники ну и т.д. и т.п. Я же не зря оговаривал грамотное применение с тактической точки зрения. Вертолёт, самолёт, параплан не заменяют друг друга, а лишь расширяют возможности десантирования и переброски в разных условиях. Т.е. параплан предоставляет некие свои возможности, например бесшумность и малозаметность, выгодно отличаясь, в этом, от других средств десантирования. Грубо говоря, у него свои задачи.
          1. -1
            2 сентября 2024 15:19
            Цитата: ИВЗ
            Я попросил бы уточнить и развернуть вводную. Доступна ли площадка десантирования для вертолёта, масса десантируемого груза, насыщенность района десантирования средствами ПВО, потребная дальность полёта авиатехники ну и т.д. и т.п.
            Для десантирования по тросу с вертолета больших "площадок" не требуется (можно вообще на крышу здания высадить). А "вводные данные" лучше реальные, в качестве примера можно взять ту знаменитую гостомельскую высадку для эвакуации сцаного Медведчука. Были бы шансы у наших ребят, если бы для десантирования был бы использован Ил-76 и парашюты? Что было бы с этим монстром и с нашими ребятами пока они спускались бы под куполами с неба я думаю понятно. Далее, "максимальная глубина десантирования в тыл противника" это явно не 300 км, а то расстояние которое сможешь пробиться на соединение со своими основными частями ибо много БК на себе не унесешь при любом раскладе, а логистика на 300 км в тыл противника это бред. Думаю, что американцам это надо для того, чтоб накрыть какую-нибудь малочисленную группу наркоторговцев на плантации и не более того. Ну а как парапланы нужно использовать описал в комментах ниже (как ХАМАС) т.е. "двойками", лучше на высоте всего несколько десятков метров и на глубину десантирования от ЛБС не более 20км. Причем один-два раза это может и прокатить, а вот на третий раз противодействие будет выработано... так что разовые внезапные акции, а не в коем случае не системные. Да и вообще, параплан это экзотика, ниже в комментариях правильно написали: "сильно зависит от погоды", а не от хотелок хенералей в ГШ (там погоду учитывать точно не будут).
            P.S. вспомнились РЛС типа П-37, официально по ТТХ у них: "допустимая скорость ветра: 25 м/с", до сих пор помню истерики на ЗКП когда уже при порывах ветра около 17 м/с эти "паруса" начинало не только тормозить, но порой и... крутануть в другую сторону, а финал неумного приказа "попробуйте при ветре" был такой, что подшипник ППК рассыпался, неделю потом меняли. Имхо: нежная капризная техника она не для ГШ, так что нам эти парапланы точно не надо (по крайней мере в войсках, а у спецов в зависимости от адекватности их командира).
  4. -7
    2 сентября 2024 07:46
    Каждый должен стоить как истребитель. Не знают как бы еще денег украсть.
  5. +5
    2 сентября 2024 08:26
    Это новое направление развития ВДВ и ССО. Как бы нам опять это не похоронить в недрах МО.
  6. 0
    2 сентября 2024 08:38
    смогут совершать полёты по заданным маршрутам, не рискуя быть обнаруженными ПВО противника.

    С фига ли он будет невидим для радара ? Крыло из текстиля - ну допустим , а движок и солдатика с оружием , в снаряге и с грузом от радара не спячешь . А Лететь на параплане у самой земли с огибанием всего и вся вряд ли получится . Но идея , хоть и не нова, но вполне работоспособна. Ещё можно попробовать сделать беспилотный вариант для доставки груза в заданную точку или для использования в качестве "вьючного мула" при десантировании подразделения
  7. +2
    2 сентября 2024 09:26
    Как человек, знающий о параплане не понаслышке - летаю не много, но регулярно - скажу - весьма специфично.
    Очень малые скорости полета и очень сильная зависимость от ветра.
    Скорость полета - меньше чем у этажерок ПМВ.
    Это - "плата" за возможность взлета с ног и посадки на ноги.
    Для мотопараплана лучшее время - утром и вечером, когда ветер еще не разыгрался, или когда уже стих.
    Но это время короткое.
    Если хороший прибор ночного видения - тогда наверное вся ночь доступна для полетов (ИМХО)
    Кстати - Дрэгон Илона Маска приводняется ночью - как раз из за ветра - что бы далеко не сдуло от ожидающих на подборе.
  8. -2
    2 сентября 2024 09:42
    Это всего лишь копия техники, которую использовали боевики ХАМАС при освобождении того музыкального фестиваля.
    1. +1
      2 сентября 2024 13:49
      Цитата: overland
      Это всего лишь копия техники, которую использовали боевики ХАМАС при освобождении того музыкального фестиваля.
      Тех, кто был на том фестивале от жизни "освободили"?
      По поводу "копия техники" - сказка для детей, сериал "Геймеры" 1 сезон (7 серия) с 8-й минуты по любой из ссылок:
      Геймеры 1 сезон (7 серия)
      https://ok.ru/video/87459367424
      https://ok.ru/video/44821449379
      https://m.vk.com/video-45984105_456241169
      https://ctc.ru/projects/serials/geymery/video/1-sezon/7-serija/
      P.S. на что намекаю: пилот параплана должен быть не один - должна быть "двойка", чтобы второй номер мог воспользоваться стрелковкой. В случае использования парапланами ХАМАС так и было (но там видео были секунды). Ну и ключ такого "успеха": на малой высоте и на небольшое расстояние это раз. И два: это было внезапно (единичный случай), если попытаться такое повторить, то противодействие у противника будет уже наготове. Ну и три: эти штурмовики на парапланах фактически смертники и должны быть отморожены на всю башку ))
    2. 0
      2 сентября 2024 17:02
      Причем здесь копия техники ХАМАС? Такое ощущение, что в вашем мире парапланы придумали в ХАМАС...
      Парапланы наш спецназ , использовал на учениях ещё в 1985 году.
      И какого "освобождения"?
      Вы хотели написать уничтожения зрителей , молодежи? 7 октября?
  9. +2
    2 сентября 2024 11:35
    вообще отличная идея, особенно для малых групп или ДРГ.. например 100 км через границу, на высоте до 500 м, ночью, бесшумно.. намного лучше десанта с самолета на обычных парашютах, около цели.. по сути направление развития и для ВДВ.. единственное- вопрос техники остается..
  10. 0
    2 сентября 2024 12:59
    Если "покапаться" в военно - исторических архивах, можно найти воспоминания "старых солдат", которые на мото - парапланах, правда на "бензиновом ходу", осуществляли "самозаброску," себя любимых, в тыл противника... В основном, этими "прибамбасами", пользовались ДРГ вероятного, и не очень, противников, включая и отечественных специалистов "специфического" профиля... И было это в благообразные и сытный, местами спокойные, 70 - е годы... Вот как то так.... Всё новое, даже на войне, - это хорошо забытое старое... Вспомним сухопутные и морские брандеры римской империи и петровских времён, Стаи голубей, с привязанными к лапам, мелкими сосудами с зажигательной жидкостью, летящие на лагерь врага от от персов... Уважаемый Кирилл Рябов: ничего личного и никакой иронии, только в помощь Вашей статье.....
  11. -2
    2 сентября 2024 14:35
    ИМХО, этого "карлсона" примут за БПЛА и благополучно собьют. Летает? Летает! Чужой? Кажется да. Сбить нахрен, потом по обломкам разберемся что и кто тут летает.
    1. +3
      2 сентября 2024 15:33
      Сначала надо его обнаружить. Ночью это не так просто. И радар не всякий увидит.
  12. -1
    2 сентября 2024 15:30
    ХАМАС уже так сделал - блестяще получилось. Хотя это конечно годится только для определённых случаев.
  13. 0
    2 сентября 2024 17:10
    Идеи мотопараплана работают с спецназе уже с конца 70-начала 80 годов.

    В данном случае, использование мотопараплана на новой элементной базе: новейшие и сверхкомпактные электродвигатели и батареи, могут действительно дать - новую жизнь.

    Само устройство позиционируется как носимый перевозчик.
    Не обязательно сразу лететь на 100-300 км, это нецелесообразно. Это очень долго (может быть и 10 часов в воздухе).
    Дальность 100-300 км , обозначает максимальную дальность полета при полностью заряженных аккумуляторах и удачной погоде.
    Соответственно можно пользоваться многократно парапланом, а не единожды.
    Эдакое устройство для "перепрыжек".

    И да, на такой скорости и с такой высотой, да ещё и в холмистой местности, ни одна РЛС не возьмёт. Ни по допплеру, ни по отражению на фоне гор.
  14. -2
    2 сентября 2024 21:02
    Всё это блаародно (с), однако чем они там дышать собираются на высотах от 3000 до 6000 м? Если рядом ещё будет лететь параплан с кислородным баллоном, то тогда конечно...
  15. 0
    4 сентября 2024 17:04
    Тут недавно один товарищ стерхов гонял...