Тяжёлый квадрокоптер «Мотылёк», грузоподъемностью 300 кг

51
Тяжёлый квадрокоптер «Мотылёк», грузоподъемностью 300 кг
«Мотылек» на «Армии-2024», вид сзади


Российская промышленность разрабатывает и регулярно представляет различные беспилотные летательные аппараты, включая модели с уникальными характеристиками. Очередным необычным и интересным образцом стал БПЛА «Мотылёк» от компании «Совэлмаш». На данный момент это самый крупный отечественный коптер с электрической двигательной установкой, обладающий уникальной грузоподъёмностью.



Перспективный проект


Проект «Мотылёк» разрабатывает компания «Совэлмаш» из подмосковного Зеленограда. Основной сферой ее деятельности является создание и выпуск различных электродвигателей и приводов. Свой опыт в этой области она решила использовать в проекте тяжёлого беспилотника, который иронично назвали «Мотылёк».

В основу нового проекта легли наработки, о которых сообщалось ещё несколько лет назад. Но только весной этого года появилась первая информация о проекте тяжёлого квадрокоптера. К этому времени «Совэлмаш» уже завершил разработку проекта.

В то время предприятие уже занималось сборкой первых элементов двигательной установки. Основную часть требуемых агрегатов собрали самостоятельно по собственному проекту и с использованием специальной оснастки.

В начале лета сообщили о сборке первых агрегатов каркаса, на котором впоследствии должны были монтироваться все прочие агрегаты. Эту часть работ выполнили в кратчайшие сроки, после чего провели окончательную сборку опытного БПЛА.


В начале августа «Совэлмаш» сообщил о старте испытаний опытного «Мотылька». Кроме того, опубликовали видео одного из тестов. Беспилотник поместили на испытательный стенд с динамометром и запускали двигатели на разных режимах. Была показана достаточная тяга, которая позволяет коптеру взлетать и поднимать немалый груз.

Выставочный экспонат


В начале августа компания-производитель анонсировала первый публичный показ своего нового БПЛА «Мотылёк». Его собирались продемонстрировать на международном военно-техническом форуме «Армия-2024» в парке «Патриот».

На своём стенде компания «Совэлмаш» представила все свои основные разработки в области электротехники. Среди них были различные типы двигателей, как отдельно, так и в составе различных изделий. Однако наибольшее внимание привлекал самый крупный экспонат — БПЛА «Мотылёк».

На форуме «Армия-2024» были раскрыты основные цели проекта, характеристики коптера и потенциальный круг решаемых задач. Также была продемонстрирована грузоподъёмность конструкции. Опытный БПЛА был показан с авиабомбой калибра 250 кг на внешней подвеске.

Было сообщено, что в ближайшее время проект «Мотылёк» перейдёт от стендовых и наземных испытаний к полноценным полётам. На этом этапе будут определены реальные тактико-технические характеристики, сформированы концепции боевого и иного применения. Также, вероятно, выявлят и исправят недочёты конструкции.

Однако сроки проведения оставшихся работ пока не могут быть названы. Также не сообщается о наличии интереса к проекту со стороны потенциальных заказчиков. Поэтому на данный момент «Мотылёк» выглядит интересной и многообещающей разработкой, но без чётких и определённых перспектив.


Компоненты двигателя для БПЛА

В тяжёлом классе


«Мотылёк» от «Совэлмаша» — это тяжёлый квадрокоптер с электрической двигательной установкой. По расчётам, он должен показать высокие лётные характеристики и поднимать в воздух различные полезные нагрузки.

Основной агрегат беспилотника — каркас из алюминиевых труб. У него есть рудиментарный прямоугольный фюзеляж, к которому присоединены боковые лучи-моторамы для двигателей. Также у «Мотылька» предусмотрено лыжное шасси с развитыми стойками, способными выдержать сам БПЛА и его полезную нагрузку. Алюминиевый каркас сочетает в себе достаточную прочность и сниженную массу, что соответствует специфике такого летательного аппарата.

Силовая установка «Мотылька» включает четыре электродвигателя, разработанные «Совэлмашем» под руководством инженера Дмитрия Дуюнова. Основой этих двигателей является асинхронное мотор-колесо 318-го габарита, построенное на базе технологии совмещённых обмоток «Славянка». Эта конструкция предусматривает одновременное использование двух обмоток: типа «звезда» и типа «треугольник». Такая конструкция двигателя позволяет нарастить основные показатели, такие как мощность или обороты, без существенного увеличения общей массы.

Каждый из двигателей «Мотылька» весит по 24 кг и развивает мощность 60 кВт. Двигатель комплектуется воздушным винтом с шестью пластиковыми лопастями постоянного шага, которые обеспечивают тягу порядка 150 кгс. Энергоснабжение двигателей осуществляется за счёт аккумуляторов, размещаемых в «фюзеляже» БПЛА. Возможна установка нескольких таких устройств, что позволяет увеличить общую ёмкость батарей и, соответственно, продолжительность и дальность полёта.

«Мотылёк» получил систему дистанционного управления, исполняющей команды оператора. Для пилотирования и проведения разведки на борту беспилотника установлена видеокамера. В будущем приборное оснащение БПЛА может быть дополнено другими устройствами.

Собственная масса тяжёлого коптера, в зависимости от комплектации и конфигурации систем питания, не превышает 300 кг. Максимальная взлётная масса — 600 кг, из которых не менее половины может составлять полезная нагрузка.


Стендовые испытания беспилотника

Скоростные характеристики «Мотылька» пока не уточнялись. Дальность полёта и рабочий радиус зависят главным образом от ёмкости установленных батарей. Разработчики говорят о дальности не менее 150 км.

БПЛА «Мотылёк» может быть носителем разнообразных полезных нагрузок. Большая масса и грузоподъёмность позволяют ему брать на борт сложные и тяжёлые приборы разного назначения. В отличие от более лёгких БПЛА, он не ограничивается только оптико-электронными системами. Возможно размещение радиолокаторов, станций радиоразведки или другой аппаратуры.

Также тяжёлый коптер следует рассматривать в качестве потенциального носителя вооружений. На выставочный образец для наглядности подвесили полноценную авиационную бомбу. При этом «Мотылёк» сможет нести и другие боеприпасы, включая управляемые. Возможно использование комбинированных нагрузок.

Положительные факторы


Опытный БПЛА «Мотылёк» смог привлечь внимание посетителей форума «Армия-2024» и стал темой множества публикаций. Главным поводом для интереса к этому изделию стали его размеры и масса. Кроме того, многие обратили внимание на него из-за подвешенной бомбы — необычного решения для отечественных квадрокоптеров.

При этом большое значение имеют и другие особенности проекта. Например, в «Мотыльке» представляет интерес подход к проектированию, происхождение ключевых компонентов и т.д.

Новый тяжёлый БПЛА представляет понятный интерес для различных заказчиков. В первую очередь такую технику могут заказать вооружённые силы. В войсках имеется множество разнообразных коптеров, но в основном это техника лёгкого класса. Новый тяжёлый образец дополнит её и даст армии ряд новых возможностей в контексте разведки и ударов.


«Мотылёк» с лёгкой аппаратурой разведки и ёмкими аккумуляторами сможет длительное время оставаться в воздухе и обеспечивать разведку, целеуказание и корректировку в интересах различных огневых средств.

Дальность и продолжительность полёта можно «разменять» на боевую нагрузку. БПЛА сможет сбросить на противника большое количество малых боеприпасов или один крупный, недоступный для коптеров других типов. В обоих случаях «Мотылёк» радикально отличается от прочих отечественных квадрокоптеров.

Следует отметить, что конечные результаты проекта «Мотылёк» критически зависят от его двигательной установки. В проекте используются двигатели оригинальной конструкции, разработанные отечественными специалистами и собираемые предприятием «Совэлмаш». Они уже прошли часть испытаний вместе с новым БПЛА и дали повод для оптимизма.

Если все оставшиеся проверки завершатся успешно и двигатели удастся довести до серийного производства, это будет одним из главных успехов текущего проекта. 60-киловаттные электромоторы можно будет использовать не только на серийных «Мотыльках», но и на другой технике. Кроме того, появится возможность сделать аналогичные двигатели в других размерах и категориях мощности.

Новая категория


Таким образом, российская промышленность приступила к разработке тяжёлых БПЛА коптерного типа. Первый опытный образец этого класса успешно прошёл стендовые испытания, и вскоре он будет готов к полётам. Состоятся полноценные испытания в воздухе, по результатам которых будет принято решение о его дальнейшей судьбе.

«Мотылёк» — это первая отечественная разработка в своём классе, но, очевидно, не последняя. Успех этого проекта может вдохновить другие предприятия на создание его аналогов. Разработке новых проектов такого рода поспособствует как накопленный опыт, так и наличие соответствующих двигателей отечественной разработки.
51 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    3 сентября 2024 03:55
    Капсулу с ПТУРом или пулеметом установил вот и готовая огневая точка. Меняй только позицию.
    Я уж не говорю о доставке на поле боя всего необходимого для бойцов... боеприпасы, медикаменты, продовольствие.
    Нужная штука...правда всушники сейчас развивают такое направление как БПЛА-истребители...тут главное нам не отстать от веяния времени.
    1. +4
      3 сентября 2024 08:23
      под руководством инженера Дмитрия Дуюнова. Основой этих двигателей является асинхронное мотор-колесо

      Пару лет назад показывали по ТВ репортаж про это колесо.
      Стал искать подробности.
      Тогда инфа была крайне противоречивой.
      От гениальности до шарлатанства
    2. 0
      7 сентября 2024 04:00
      Можно и самих бойцов доставлять за минные поля ночью, например. Двух крупных бойцов с боеприпасом или трёх стройных такой аппарат сможет перевезти и вернуться назад в автоматическом режиме без перехвата. Не массово, конечно, но для разведчиков может стать полезным аппаратом.
    3. 0
      Вчера, 19:08
      Да все эти беспилотники, рано или поздно станут металлоломом, сейчас с ними сложно бороться, высоты, маневренность, не заметность,но уязвимых мест у них масса, от легкости поражения, одна пуля может его уронить, до электронной борьбы, через пару лет и системы поражения будут и средства электронной борьбы, именно для беспилотников
  2. +3
    3 сентября 2024 04:25
    Есть и минусы этого коптера. Как раз большие размеры и естественно заметность. Цель для стингера и не только его. От наземных средств ПВО придется уходить на бОльшие высоты.
    Идея роя лучше реализуется коптеровской мелкотой.
    1. +3
      3 сентября 2024 05:19
      Какой стингер? Он на электродвигателях.. а размер.. У него, своя ниша. Грузовой. Мелкий рой на это не годится.
      1. +1
        3 сентября 2024 06:29
        Какой стингер?

        Гм-да. пардон какое тепловое излучение laughing
      2. +1
        4 сентября 2024 02:12
        Рой коптеров верёвочкой связать и... Как мишка олимпийский на шариках)))
  3. +3
    3 сентября 2024 04:27
    Дуюнов… это он тот который вечными двигателями торговал лет 5-10 назад?
    1. +1
      3 сентября 2024 16:44
      Цитата: Sancho_SP
      Дуюнов… это он тот который вечными двигателями торговал лет 5-10 назад?

      Про вечные двигатели не слышал, но голова у него работает хорошо. Например, асинхронное мотор-колесо - не знаю как на практике, но на бумаге только одно сплошное гуд...
      1. 0
        7 сентября 2024 10:01
        Ну а Вы много их на практике видите?) Там главный нюанс был в том, что пациент в основном не мотор-колесами торговал, а предлагал в это дело инвестировать. Ну Вы поняли.
  4. +6
    3 сентября 2024 05:15
    Слишком здоровая махина для ударного дрона, доставка на передовую /эвакуация раненых может быть,да то он же при посадки демаскировать позиции.
    1. +3
      3 сентября 2024 09:26
      Цитата: Cartalon
      эвакуация раненых может быть,да то он же при посадки демаскировать позиции.

      Если из отдалённой точки эвакуации, то норм.
  5. +6
    3 сентября 2024 06:09
    Энергоснабжение двигателей осуществляется за счёт аккумуляторов, размещаемых в «фюзеляже» БПЛА.

    И про одну из самых важных частей - аккумуляторах- практически все. А для такой "дуры" аккумы должны быть "огого". Да и зарядка их дело не простое и долгое. Особенно в полевых условиях.
    1. -2
      3 сентября 2024 11:26
      как вариант переработать этот Мотылёк под последовательный гибрид
      желательно, дизель-генератор
      грузоподъемности в 300 кг хватит на 2-х бойцов ССО (2х90 кг) в штурмовых костюмах Воин-КМ (2х35кг) с оружием и БК (2х25) как раз 300 кг
      намного безопаснее и быстрее штурмовать лесополки чем на электромотоциклах
      это помимо использования беспилотной версии
      1. 0
        4 сентября 2024 02:14
        А чего мелочиться то, дизель - сразу уж на паровую машину надо замахиваться)))
    2. 0
      9 сентября 2024 18:40
      И про одну из самых важных частей - аккумуляторах- практически все. А для такой "дуры" аккумы должны быть "огого". Да и зарядка их дело не простое и долгое.

      Как в анекдоте советской эпохи про часы и батарейки в чемодане
  6. -1
    3 сентября 2024 06:15
    Установка 4 птур и пулемета Калашникова танкового на турели решит проблему с хаймарсами, дрг и зрк бандеровцев в прифронтовой полосе, и управлении по отиковолокну
  7. +8
    3 сентября 2024 06:40
    Минусы - аллюморама, значит будет хорошо виден на радарах, плюс габариты. Про скорость ничего не сказано к сожалению, но с заявленной летной массой 600кг и такими движками, думаю не будет выдающейся.
    Суммарно 240 кВт моторов, чтобы их прокормить нужно батарей просто немеряно. При взлете они будут высаживаться "на ура"... поэтому заявленная дальность (150 км) под вопросом.
    Для таких больших конструкций нужна не электрическая схема а с ДВС, ну в край гибрид.
    1. +1
      3 сентября 2024 09:30
      Цитата: Maluck
      Минусы - аллюморама, значит будет хорошо виден на радарах..
      Для таких больших конструкций нужна не электрическая схема а с ДВС, ну в край гибрид.

      Да, хорошо бы углепластик для такой машины использовать. ДВС тоже будет демаскировать - и в теплак видно, и ИК ГСН будут брать.
      1. +1
        3 сентября 2024 11:36
        последовательный гибрид даст большую тягу
        а если еще поставить центральный подъемный соосный вентилятор диаметром не менее 2 метра
        то точно можно использовать в пилотируемом варианте
        и использовать лучше так же соосные 4 боковых винта в виде импеллеров (насадки) - только для управления
        1. +3
          3 сентября 2024 11:52
          Соосные системы сильно усложнят конструкцию. Это уже будет сравнимо с вертолётом по стоимости. К тому же соосный винт имеет преимущества , если он один. В случае мультикоптера он не нужен.
  8. +8
    3 сентября 2024 08:37
    Насчёт носителя вооружений - не знаю. А вот доставка боеприпасов, питания, эвакуация раненых, самое то. Высоко лететь не надо. Лететь с скоростью дрона перехватчика или чуть быстрее и все, думаю с одним бойцом на борту должно быть реально. И высоко особо не лететь, ПВО не доступно.
  9. +2
    3 сентября 2024 11:04
    Внешне он не войдет в кузов Камаза-самосвала, там ширина где-то 2300 с небольшим.
    Или нужен грузовик с манипулятором, если нет такого, то уже отдельный кран.
    Двигатели для транспортировки должны каким-то образом смещаться внутрь, иначе лопасти повредятся.
    1. +2
      3 сентября 2024 11:34
      Ликвидируя опоры, размещаем полезную нагрузку внутри рамы. Дополняем горизонтальными веерными шарнирами. Взлетаем и приземляемся автоматически на раму, выдвигающуюся из стандартного 20-футового арсенала-контейнера. Убираем батареи и вешаем кабель с лебёдкой, получив сверхманевренность и неорганиченное дежурное время патрулирования (ограничено износом пропеллеров и подшипниками). Вешаем ГШ-23 в стандартном 310-кг УПК-250 в ЦТ на шарнире. Кавитирующие наконечники. Прошиваем короткими очередями БЭКи и торпеды до глубин 20-30 метров вблизи корабля, Крымского моста, на взрывобезопасной дистанции, без единого человека, в автоматическом режиме.
  10. +4
    3 сентября 2024 11:05
    Многие желают припасть к военному бюджету.
  11. +1
    3 сентября 2024 11:07
    “Мотылек”: Когда бомбардировщик стоит дешевле бомбы
    1. +3
      3 сентября 2024 19:15
      “Мотылек”: Когда бомбардировщик стоит дешевле бомбы


      Сомнительное утверждение авторов sad этого тяжелого коптера по причине дорогих аккумуляторов. Навскидку- дальше ЛБС на небольшой высоте и скорости он не улетит. Повыше уже цель для авиации и средств ПВО. КАБ, да еще с твердотопливным ускорителем по всем пунктам дешевле и эффективнее этого коптера.
  12. 0
    3 сентября 2024 11:23
    Каждый из двигателей «Мотылька» весит по 24 кг и развивает мощность 60 кВт


    Скоростные характеристики «Мотылька» пока не уточнялись. Дальность полёта и рабочий радиус зависят главным образом от ёмкости установленных батарей.


    При таких мощностях и грузоподьемности, батареи будут "узким местом", Тут нужен топливный двигатель, что бы получить более менее нормальные характеристики, но тогда теряются преимущества в виде малой шумности.
    1. +4
      3 сентября 2024 12:41
      Цитата: Oldrover
      батареи будут "узким местом"

      Питание по кабелю от генератора танка.
      Там же управление.
      И вот, глушилкам пофиг, автономность - часы. Танк всё видит.
      Понятно что бомбу над собой возить ссыкотно, но ведь можно одаривать сверху противника очередями из пулемета или ПТУРами...
    2. +2
      3 сентября 2024 13:27
      Топливный двигатель на 250 кВт это здоровенная бандура. Аккумулятор видимо от электромобиля. Летало ли оно вообще?
      1. +1
        3 сентября 2024 15:26
        Генератор может выйти потяжелее движка.
        Существенное удорожание против экономии на двигателях без постоянных магнитов, теряется смысл затеи, а значит, это разные ниши применения.
        Дешевых батарей от скутера, 4 кг на кВтч, типичный запас тяги агродрона 1,5-1,7 даёт 150кВт, а 150 км дальности тогда 150кВтч = 600 кг, нестыковочка. Делим на два-три, 200-300 кг батареек и 20-30 минут в небе.
        Цена кусается умеренно.
        Картинки иллюстративные.
        С целью импортозамещения двигателей для вертолетов Ка-226Т и Ансат/Ансат-У АО «ОДК» реализует проект создания двигателя ВК-650В.
        Очень дорого.
        Сухая масса 105 кг.
        ГСУ на выставке.
        1. +2
          3 сентября 2024 15:49
          Мне что-то подсказывает что на 300 л.с. можно уже просто трансмиссию ставить, а ещё проще автомат перекоса с редуктором для одного винта и просто делать беспилотный вертолет. Вообще китайцы делают аэромобили и там всё гораздо скромнее по эффективности, так что подозреваю обман
          1. 0
            3 сентября 2024 16:00
            Китайские военные показывали гибридную схему, где электрические мотор-генераторы нанизаны перед редуктором на турбины. Демонстратор компонован как Чинук и весом, могу ошибаться, до тонны. Немного аккумуляторов с токоотдачей 30С (то есть весь на две минуты) и износом максимум 300-500 циклов позволяют взлететь на электричестве и запустить турбину, далее на топливе, с подзарядом, поддерживая электричеством экстремальные маневры.
            1. +1
              3 сентября 2024 17:03
              Есть много вариантов компоновки больших беспилотников, которые даже летают, в том числе и отечественные, но вот в этой статье что-то не похоже на что-то реальное.
              1. 0
                3 сентября 2024 18:00
                Я подожду лётных показов.
                Сначала пусть подтвердят технические параметры, прежде чем оценивать ценовые.
                Авторы пишут:
                "На "Армии-2024" мы представляем квадрокоптер тяжелого класса, оснащенный нашими новыми двигателями. Это концептуальная модель, на которой отрабатываются режимы работы двигателя, угол атаки винта, управление двигателем и т.д., – рассказал заместитель генерального директора ООО "Совэлмаш" Александр Сударев. – В дальнейшем мы планируем проводить испытания уже более конкретные, летные в том числе".
                https://военное.рф/2024/ФорумАрмия28/
                https://t.me/sovelmash_official/1720
                1. +4
                  3 сентября 2024 19:04
                  Ну вот если начинать гуглить Дуюнова и Совэлмаш то почему-то добавляется "лoхотрон", а его невероятные двигатели всё никак не появляются на прилавках. А тут сразу дрон! Думаю на раму прицепили 4 двигателя чтоб порекламировать себя. Вот если б на их ютуб-канале показали как оно хотя бы от земли отрывается при включении в розетку я б может поверил, а сейчас это напоминает робота Федора и прочие поделки Рогозина, что канули в Лету.
      2. 0
        3 сентября 2024 15:32
        У теслы аккумулятор ёмкостью 80кВт*ч весит пол.тонны. С аккумуляторами как по мне такой дрон это просто экспериментальная площадка, без выхода в "продакшен".
  13. +1
    3 сентября 2024 12:00
    по факту уже вплотную подошли к беспилотному вертолёту... скоро додумаются наверное.. и движки поставят вертолетные..
    разница только в количестве винтов...
  14. +1
    3 сентября 2024 12:38
    обмоток «Славянка».

    Есть тут кто шарит в электорехнике а не "вот ящик пива, я сдал?"?
    Никогда о такой не слыхал.
    1. +2
      3 сентября 2024 14:19
      Приблизительно такое.
      Запатентовано 21 мая 1918 года, заявка подана 16 марта 1916 года.
      https://patents.google.com/patent/US1267232A/ru
      Затем периодически появлялись дополнительные авторы.
  15. 0
    3 сентября 2024 23:33
    Пластиковые винты... Получается, что дробовик может вывести из строя, поскольку не промахнется.
  16. 0
    4 сентября 2024 10:09
    Желательно лопасти в какое-то подобие кожуха прятать, для защиты от тарана мелкими БПЛА. Да и от кортечи частичная защита будет.
    1. 0
      5 сентября 2024 07:28
      Да и вес увеличится, да и грузоподъемность упадет! Остается только предложить броню навесить ! lol
      1. 0
        5 сентября 2024 08:18
        А что лучше возить 100кг с вероятностью быть сбитым 90%, или возить 70кг с вероятностью сбития 50%?
        1. 0
          5 сентября 2024 08:30
          Нужно выбрать золотую середину! А если будет таранить дрон с зарядом, то никакие кожухи не спасут.
  17. Комментарий был удален.
  18. +1
    4 сентября 2024 20:37
    В войсках имеется множество разнообразных коптеров, но в основном это техника лёгкого класса.
    И которые закупают или изготовляют в основном волонтеры,или изготовляют не посредственно в подразделениях.........
  19. 0
    5 сентября 2024 07:25
    А какова стоимость этого аппарата? Все таки подобные коптеры , вещь не долго живущая.
  20. 0
    6 сентября 2024 21:19
    КМК, здесь ВПК традиционно уже просчитался с весом. Не случайно агродроны - гексакоптеры, как правило.
  21. 0
    7 сентября 2024 08:38
    Чей-то конструкция у него ... нелетающая.
    Сколько весит само изделие?
    Маловаты пропеллеры.
    Я бы облегчил максимально конструкцию, а за счёт выигранного веса, поставил бы систему шумоподавления (работает в противофазе с частотным шумом пропеллера), была бы бесшумная хрень.
  22. 0
    9 сентября 2024 20:00
    Почему не востребован? На уровне батальона собираются координаты, скажем 10, ночью мотылёк получает 10 точек сброса и 9 точек смены батарей и перезарядка. И полетел.. Сбросил одну, полетел назад на первую перезарядка, полетел вторую сбросил, вернулся на вторую точку и так всю ночь. Никакого управления, просто отработка координат