Средневековая беллетристика: поэмы о героях

75
Средневековая беллетристика: поэмы о героях
Первая страница рукописи «Беовульфа» из манускрипта «Коттон Вителлиус» A XV (X–XI вв.). Британская библиотека, Лондон


Позор тому,
о бегстве кто подумал.
Мы встретим все врага
лицом к лицу.

«Песнь о Роланде».
Пер. А. Сиповича

Рассказы о средневековой литературе. Как мы видим, в Средние века книг в целом было много, причем самого различного содержания. Большую их часть, однако, составляли труды религиозного содержания. Что неудивительно, если учесть ту роль, которую играла в то время религия в жизни человека.



Однако были книги и для сугубо развлекательного чтения, так сказать, средневековая беллетристика, повествующая о преимущественно светских делах, эпических фигурах воинов-героев, причем очень часто с элементами фэнтези. Так что и средневековым кавалерам и дамам было что почитать ради развлечения либо послушать чтение специального чтеца или чтицы.

Причем очень часто было так: в народной среде возникали произведения эпического характера, передававшиеся изустно, а потом они записывались, подвергались литературной обработке и такими попадали в жанр рукописной беллетристики.

Одним из старейших образцов западноевропейской литературы подобного жанра является англосаксонская поэма «Беовульф» (буквальный перевод с древнеанглийского «пчелиный волк», то есть «медведь») – названная так по имени ее главного героя. Является одним из самых важных образцов текста, написанного на древнеанглийском языке. Объем поэмы 3 182 строк. Считается, что она была записана где-то в 975–1025 гг., а сам эпос появился еще раньше – в конце VII или в начале VIII века.

До нас дошел единственный манускрипт, датированный XI веком, и тот чуть не погиб во время пожара в библиотеке Роберта Коттона в 1731 году, где в то время хранилась эта рукопись, ну а впервые его текст был издан только в 1815 году. Следует подчеркнуть, что ценность этой древнейшей эпической поэмы времен варварской истории Англии, заключается прежде всего в том, что она сохранилась в полном объеме.

В своем основном объеме это произведение сформировалось древними сказителями еще до принятия христианства. Поэтому неудивительно, что в поэме прославляются в первую очередь добродетели эпохи язычества – отвага и бесстрашие на поле брани, верность своему племени и вождю, а также беспощадная месть своим врагам, явно идущая вразрез с христианской идеей всепрощения.

Интересно, что сам Беовульф больше нигде, кроме как в этой поэме, не упоминается. То есть это явно вымышленный образ. Но вот мир, в котором он живет и действует, вполне достоверен, хотя и содержит немало совершенно фантастических явлений и образов. Так, герой спускается в морскую пучину, сражается с чудовищами и драконом, стражем сокровищ, то есть совершает легендарные подвиги, которые, кстати, перекликаются и с легендами древних германских и скандинавских народов.

Правда, некоторыми исследователями сюжетная основа «Беовульфа» рассматривается в качестве христианской аллегории победы добра над злом. Но так ли это на самом деле с уверенностью сказать нельзя, хотя влияние христианства в нем, пусть даже и поверхностно, но все равно вполне ощутимо. Так, чудовищный Грендель в поэме назван потомком Каина, что было бы невозможно, если бы ее текст не подвергался бы обработке уже в христианское время.

В тексте есть только отсылки к Ветхому Завету, а вот из Нового Завета в нем ничего нет. Так что эта поэма вполне может трактоваться как христианская аллегория вселенской борьбы сил добра и зла.

Интересно и то, что враги Беовульфа отнюдь не люди какого-то другого племени, как это было в большинстве произведений того времени, а чудовища, ничего общего с людьми не имеющие, то есть – враги всего человеческого рода.

Очень важной темой в поэме является тема судьбы, неумолимого рока, хотя автор «Беовульфа» также явно чуждается пессимизма, характерного для целого ряда исландских саг.

Интересно, что долгое время христианские добавления в поэме было принято объяснять обработкой ее текста переписчиками-монахами. Однако вполне может быть и так, что сам поэт, ее создатель, посчитал необходимым добавить в свой рассказ идеи нового мировоззрения, к этому времени уже достаточно широко распространившиеся.

Одним из популярнейших литературных воплощений рыцарских доблестей стала «Песнь о Роланде» – едва ли не самая известная и значительная героическая средневековая поэма и древнейшее произведение французской литературы. И хотя его главный герой погибает в бою, он продолжает оставаться примером для подражания.

В произведении рассказывается о битве в Ронсевальском ущелье между армией Карла Великого и войском басков. Это древнейшее крупное произведение французской литературы. Однако до нас дошло лишь девять манускриптов, содержащих текст «Песни о Роланде», написанный на старофранцузском языке. Причем канонической считается «Оксфордская рукопись», написанная между 1129 и 1165 годами на англо-нормандском диалекте.

Считается, что произведение это появилось постепенно, на основе баллад, которые распространялись сказителями. Но есть и другое мнение, что написал ее некий Турольд, клирик XII века, что, к сожалению, на сегодняшний день проверить невозможно.


Гибель Роланда. Миниатюра Жана Фуке из рукописи «Больших Французских хроник». Сер. XV в. Национальная библиотека Франции. Париж

У испанцев тоже была похожая поэма «Песнь о моём Сиде» (в русскоязычных переводных изданиях названа «Песнь о Сиде») – героический эпос, написанный после 1195 года, но раньше 1207) анонимным испанским певцом-хугларом.

В «Песне о моем Сиде» исторической правды больше, чем в «Песне о Роланде». Главным героем в ней выступает доблестный рыцарь Сид, борец против мавров и защитник народных интересов. Основной целью его жизни является освобождение родной земли от арабов. Причем он имел своего реально существовавшего прототипа – кастильского дворянина и военачальника, героя Реконкисты Родриго Диас де Вивара (1040–1099), который за храбрость был прозван Кампеадором («бойцом»; «ратоборцем»), и это же прозвище также носит Сид!


Страница рукописи «Песнь о моем Сиде». Национальная библиотека Испании, Мадрид

В своем полном виде текст этой поэмы появился в середине XII века, а полностью был записан в конце XII – начале XIII века. Единственный сохранившийся до нашего времени оригинал – это рукопись 1307 года, причем довольно сильно испорченная. Ну а напечатали ее целиком не раньше XVIII века, так что, видимо, именно прочитать эту поэму в Испании того времени было не так-то и легко.

А вот существовал ли в реальности король Артур – личность в Средневековье столь же эпическая, сколь и популярная?

Известно, что имя Артура впервые упоминается в поэме валлийского барда Анейрина «Уай Гододдин», датируемой примерно 600 годом. В ней описана битва при Катраэте, в которой англосаксы сражаются с королями Древнего Севера.

И вот там-то и говорится о доблестном короле Артуре, который в этом сражении совершает множество ратных подвигов. С ним в поэме сравнивается предводитель бриттов. То есть речь идет о человеке, которого все должны знать, так как сравнение с неизвестным – это нонсенс.

В другой валлийской поэме «Трофеи Аннуна», авторство которой приписывается барду Талиесину, Артур путешествует в валлийский потусторонний мир Аннун. Это произведение, согласно лингвистическому анализу, относится к 900 году. То есть между этими поэмами 300 лет. И то, что имя Артура за это время нисколько не потускнело и не было забыто, говорит только об одном – его широкой известности и значимости для людей того времени.


Страница из манускрипта «Уай Гододдин». Британская библиотека, Лондон

Первым историческим документом, а не поэмой, где упоминается король Артур, является «История бриттов», написанная на латинском языке неким валлийским монахом по имени Ненний около 800 года. Многие британские ученые придерживаются мнения, что он использовал народные предания об Артуре, популярные в Уэльсе. В «Истории» о нем сказано, что он разбил саксов в двенадцати сражениях, а окончательное поражение нанес им в битве у горы Бадон.

Джеффри из Монмута также включил Артура в свою «Историю королей Британии», написанную им в первой половине XII века. Причем писал он о нем, как о существовавшем историческом персонаже, вот только достоверность самого труда Джеффри вызывает у историков очень большие сомнения.

Дело в том, что хотя он и сообщает, что король Артур жил в VI веке нашей эры, что вполне может быть, слишком уж много в его «Истории» магии. И тут так: либо мы верим в магию, и тогда все, о чем он написал, именно так и было. Либо не верим: и тогда это его произведение – всего лишь разновидность современного фэнтези.

Наконец, всем известный нам благородной разбойник Робин Гуд – символ, если можно так сказать, английского Средневековья. Действительно, Робин Гуд – один из немногих героев этой поры, который наряду с королем Артуром перешагнул за рамки народного фольклора и стал важным персонажем британской (и мировой) литературы.

Но что люди той эпохи могли о нем прочитать?

По сути дела… ничего! Потому что большая часть сохранившихся до наших дней экземпляров текстов о Робин Гуде датируются… началом XVI века, то есть временем, когда Средневековье фактически закончилось.

Хотя шотландские (а не английские) хронисты упоминают и Робин Гуда, и его стрелков. Так, Джон Фордунский в тексте о событиях 1266 года сообщает о том, что около этого времени стало ведомо в окрестностях о знаменитом Роберте Гуде, Маленьком Джоне и их сообщниках. Жили они изгнанниками в лесной чащобе, и про них рассказывали всякие небылицы и распевали песни, восхвалявшие деяния этих людей.

Что касается баллад о Робин Гуде, то они впервые упомянуты около 1377 года в поэме Уильяма Ленгленда «Видение о Петре Пахаре», герой которой монах Слот признается в том, что «не способен спеть грамотно «Отче наш», зато прекрасно помнит рифмы о Робин Гуде и графе Рэндольфе Честерском».

Известно, что самые ранние записи этих народных преданий датируются серединой XV века. Именно к этому времени относится старейшая из этих баллад – «Робин Гуд и монах», ну а напечатаны они были в 1510 году.

Так что далеко не все литературные произведения, в которых идет речь о событиях и героях средневековой эпохи, были записаны именно в то время, и жившие тогда люди могли их читать. Многие из историй продолжали передаваться все так же изустно, а записаны они были лишь на рубеже Средних веков и Нового времени.

Поэтому с художественной литературой в то время было намного хуже, чем с религиозной!

Но зато в цене были мастера слова: труверы, менестрели, мейстерзингеры, которые путешествовали от замка к замку и услаждали слух их знатных обитателей и музыкой, и пением, и стихами…
75 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -3
    8 сентября 2024 06:02
    Ну а Повести о начале Москвы, Сказание об убиении Даниила Суздальского или Тысяча и одна ночь (не поздняя французская переделка) в средневековую беллетристику разве не входят?
    1. +4
      8 сентября 2024 06:10
      Речь, как Вы видите,идет про литературу Западной Европы. Литература Руси и Востока в это отдельная и очень большая тема. Валить все в одну кучу и писать материал на 20 тыс. знаков не в моем обычае.
      1. -1
        8 сентября 2024 06:17
        Цитата: kalibr
        Речь, как Вы видите,идет про литературу Западной Европы

        Средневековая беллетристика: поэмы о героях...
        1. +1
          8 сентября 2024 06:20
          Цитата: Luminman
          Средневековая беллетристика: поэмы о героях...

          Из текста понятно, что речь идет о Западной Европе. Ни о Руси, ни о Индии, ни Персии нет ни слова? К чему такие вопросы. Или Вам как деточке нужно расписать: тут кольца бросаем, тут кегли сбивает, тут в мешках бегаем. Взрослые же люди...
          1. -4
            8 сентября 2024 06:50
            Цитата: В.Шпаковский
            К чему такие вопросы. Или Вам как деточке нужно расписать

            Вы где-то писали, что у вас высшее образование, да еще и какая-то краснознаменно-научнокоммунистическая кандидатская за спиной, но судя по вашей манере выражаться, вы как-будто сошли с экрана ТВ, когда там показывали Собачье сердце...

            A propos, несоответствие заголовка статьи и ее содержания, можно трактовать и иначе - автор не знаком ни со средневековой литературой ни Индии, ни Востока, ни Древней Руси...
            1. +1
              8 сентября 2024 07:40
              Цитата: Luminman
              A propos, несоответствие заголовка статьи и ее содержания, можно трактовать и иначе - автор не знаком ни со средневековой литературой ни Индии, ни Востока, ни Древней Руси...

              Не считаю нужным как-то "так" выражаться, когда встречаюсь с разными глупостями. Как говорится - "для Сеньки и шапка". А как Вы что будете
              трактовать заголовок и содержание статьи мне безразлично. Вы не та персона мнение которой имеет для меня значение.
              1. -2
                8 сентября 2024 07:56
                Цитата: kalibr
                Не считаю нужным как-то "так" выражаться, когда встречаюсь с разными глупостями. Как говорится - "для Сеньки и шапка". А как Вы что будете трактовать заголовок и содержание статьи мне безразлично. Вы не та персона мнение которой имеет для меня значение


                Все, что вы здесь написали, является векипедийной пеной, рассчитанной на людей с четырехклассным образованием и единственное, что может послужить вам в оправдание, так это то, что и вы являетесь таковым...

                Почему-то вспомнились слова одного школьного учителя - никогда не боритесь со свиньей. Вы оба испачкаетесь, а ей это еще и понравится. А посему, руководствуясь этим выражением, диалог прекращаю...
                1. +1
                  8 сентября 2024 13:12
                  Цитата: Luminman
                  диалог прекращаю...

                  Проще было не начинать.
                2. +5
                  8 сентября 2024 15:55
                  Почему-то вспомнились слова школьного учителя - никогда не боритесь со свиньей. Вы оба испачкаетесь, а ей это еще и понравится. (С)

                  Николай, добрый день! Ваш школьный учитель озвучил известную цитату Джорджа Бернарда Шоу.
                  Привет Вам с малой Родины - Пятигорья.

                  С уважением
                  Дмитрий
                  1. +3
                    9 сентября 2024 07:11
                    Николай, добрый день! Ваш школьный учитель озвучил известную цитату Джорджа Бернарда Шоу
                    Я, конечно, подозревал, что выражение не его, но в его устах оно звучало прелюбопытно! Уже десятый год туда собираюсь - и все никак. Приветствую!
            2. +3
              8 сентября 2024 07:54
              Цитата: Luminman
              ни Индии, ни Востока,

              По Махабхарате здесь был мой материал. Можете найти через поисковик. Был материал и по поэме Фирдоуси Шах-наме.
              1. -3
                8 сентября 2024 07:59
                Цитата: В.Шпаковский
                По Махабхарате здесь был мой материал

                Вам материал мне нисколько не интересен, разве что в туалете его прочитать, да и то не глазами...
                1. +4
                  8 сентября 2024 13:14
                  Цитата: Luminman
                  да и то не глазами...

                  Не знал, что Вас глаза на заднице. Как же Вы на ней сидите, бедный? Очень Вам сочувствую.
      2. -2
        8 сентября 2024 07:59
        Цитата: kalibr
        Речь, как Вы видите,идет про литературу Западной Европы.

        это понятно не только из текста, но и из эпиграфа и заглавной иллюстрации.

        Что касается короля Артура, то большиснтво историков считают его, все-таки, мифическим популярным персонажем.

        Король Артур упомянут в замечательном произведении Джона Бойнтона Пристли «31 июня», по которому снят один лучших советских фильмов "31 июня":.
        В крошечном королевстве Перадор, в одном из вассальных владений короля Артура правил король Мелиот...
        . .
        1. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
            1. Комментарий был удален.
              1. Комментарий был удален.
                1. Комментарий был удален.
                  1. Комментарий был удален.
      3. +1
        8 сентября 2024 13:51
        Речь, как Вы видите,идет про литературу Западной Европы. Литература Руси и Востока в это отдельная и очень большая тема. Валить все в одну кучу и писать материал на 20 тыс. знаков не в моем обычае.

        По большому счету и средневековую литературу Западной Европы не стояло "валить в одну кучу", а если ограничиваться лимитом в 20 000 знаков, то для более менее информативного изложения это цикл из десятка статей.
        1. +4
          8 сентября 2024 13:56
          Цитата: Frettaskyrandi
          Luminman

          Посмотрел у данного автора статью про Спитфайр. В ней 63211 знаков. Это... ну ни в какие рамки не влезает. Онлайн журналистика имеет определенные стандарты. Нормальный читаемый материал 8000 знаков. Предел - 14000. После этого можно и не стараться. 80% не дочитают до конца, а те 20%, что найдут в себе силы, забудут начало, дойдя до конца. Но, видимо, не всем эти стандарты известны. И не все умеют писать так, чтобы в них укладываться. Последняя статья автора про Олимпийские игры в Мюнхене... 58813 знаков. Ну что тут сказать... каждый судит по себе, вот и он считает свои материалы образцом для всех прочих авторов. Но все-таки правилам лучше следовать, нежели пытаться устанавливать свои.
          1. +1
            8 сентября 2024 14:16
            Но все-таки правилам лучше следовать, нежели пытаться устанавливать свои.

            Наверное все же существуют некоторые индивидуальные особенности восприятия у разных читателей. Для меня, например, "длина" публикации вообще значения не имеет, если она написана нормальным литературным языком и в ней наличествует интересующая меня информация, профессионально изложенная. А если это "он-лайн литературная мастурбация", типа известных тут на сайте авторов, то там и 800 знаков осилить тяжело.
            1. +2
              8 сентября 2024 19:34
              Цитата: Frettaskyrandi
              то там и 800 знаков осилить тяжело.

              Крайности всегда вредны в людом случае...
          2. +2
            8 сентября 2024 15:13
            Посмотрел у данного автора статью про Спитфайр. В ней 63211 знаков. Это... ну ни в какие рамки не влезает. Онлайн журналистика имеет определенные стандарты. Нормальный читаемый материал 8000 знаков. Предел - 14000.

            +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
  2. +6
    8 сентября 2024 06:50
    Всём доброе утро, ура, я в Питере, сняли квартиру на Петроградской стороне, рядом с музеем артиллерии и инженерных войск. Вячеслав Олегович, а письменные источники о русских богатырях когда появились, то есть когда произошла материализация устного слова в письменное.
    1. +4
      8 сентября 2024 07:42
      Цитата: mr.ZinGer
      а письменные источники о русских богатырях когда появились, то есть когда произошла материализация устного слова в письменное.

      Хороший вопрос. Будет отдельный материал про богатырский эпос Руси. Там все будет. Но не скоро. Сейчас на модерации четыре статьи. И надо еще текст написать.
  3. 0
    8 сентября 2024 06:59
    Тиль Уленшпигель? Как герой флагманского эпоса. Рагнар Лодброк? Может на территории Руси не были так известны, но в Западной Европе мне кажется про них вполне знали и помнили
    1. +5
      8 сентября 2024 07:43
      Цитата: DrRey
      Тиль Уленшпигель?

      Я рамки "своего" средневековья всегда обозначаю временем 476-1500 гг. Тиль - позднее... Что касается Рагнара Лодброка, то скандинавский эпос это несколько иное в сравнении с Западной Европой и требует отдельной темы.
      1. +1
        8 сентября 2024 11:45
        Цитата: kalibr
        Я рамки "своего" средневековья всегда обозначаю временем 476-1500 гг
        Почему 1500? Слышал много вариантов: 1453 (падение Византии), 1492 (открытие Америки), 1517 (начало реформации), 1566 (начало буржуазной революции в Нидерландах), но откуда 1500? Просто круглое число, что ли?
        1. +4
          8 сентября 2024 13:21
          Цитата: bk0010
          Просто круглое число, что ли?

          Вот потому, что есть много вариантов, а и выбрал эту дату.
      2. +3
        8 сентября 2024 12:16
        Тиль - позднее...
        А вот здесь Вы ошибаетесь, Вячеслав Олегович. Уленшпигель действительно герой средневекового фламандского и северогерманского эпоса.
        1. +3
          8 сентября 2024 13:22
          Цитата: 3x3zsave
          Уленшпигель действительно герой средневекового фламандского и северогерманского эпоса.

          Не знал, Антон, как-то никогда им не интересовался. Но Шарля Костера читал и судя по нему он жил в 16 веке, когда Голландия боролась с Испанией.
    2. +4
      8 сентября 2024 09:38
      Автоподстановка - ЗЛО !! Не "флагманского" а "фламандского"!!!
  4. +4
    8 сентября 2024 07:06
    доблестный рыцарь Сид, борец против мавров
    Реальный Родриго Диас де Вивар вполне себе нормально с арабами сотрудничал, нисколько не отягощаясь вопросами веры.
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    1. +3
      8 сентября 2024 07:44
      Цитата: 3x3zsave
      вполне себе нормально с арабами сотрудничал, нисколько не отягощаясь вопросами веры.

      Да, Антон, именно так. Типичный был... "человек своего времени".
      1. +3
        8 сентября 2024 07:48
        Думаю, что дело не во "времени", а в "месте".
        1. +2
          8 сентября 2024 07:51
          Цитата: 3x3zsave
          дело не во "времени", а в "месте".

          И это правильно. Испания тот еще котел интересов, вер, культур. Понятно, что это влияло. Развивало, между прочем. Недаром во время Альбигойских война жители юга Франции считали пришедших северян варварами. А "испанцы" жили еще дальше...перемешались еще больше.
        2. 0
          8 сентября 2024 08:02
          Думаю, что дело не во "времени", а в "месте"

          Дело в голове. Извините, что влезаю...
          1. +3
            8 сентября 2024 13:24
            Цитата: Luminman
            Дело в голове.

            Которая является продуктом общества, то есть времени и места его проживания.
    2. +3
      8 сентября 2024 08:24
      Так и арабы вполне себе воевали бок о бок с христианами против единоверцев. Вообще - такое ощущение, что религиозность основной массы человечества во все эпохи, от шумеров до Нового времени, таки обычно сильно преувеличивается...
      1. +7
        8 сентября 2024 08:43
        Как правило религиозные фанатики вызревают в монотеистичеой среде. Те кто в силу обстоятельств вынужден действовать в других условиях понимают: Бог един - провайдеры разные.
        1. +4
          8 сентября 2024 11:59
          Бог един - провайдеры разные.

          good drinks hi ))))
          ++++++++++++++++++++
          1. +4
            8 сентября 2024 12:02
            К сожалению авторство не мое.
            Здравствуйте, Людмила Яковлевна!
            1. +3
              8 сентября 2024 12:09
              Здравствуйте, Антон! )))
              А ничто не ново, кроме новомодных слов типа "провайдеры". Почитаешь высказывания древних греков и римлян и поражаешься -- так ведь всё сказали! Все умные мысли -- их, а наши современники лишь обильно разбавляют их словесной водой, выдавая за собственное. Полагаю, у древних и насчёт единого бога есть высказывания. При том, что, по принятой традиции, показывали поклонение многим.
        2. +2
          8 сентября 2024 13:26
          Цитата: 3x3zsave
          Бог един - провайдеры разные.

          Князь Хирам в "Фараоне" очень хорошо говорит: "Я был в разных землях и видел множество храмов. А в храмах я видел идолов. Богов не видел никогда". Понятно, чято это роман, но и "Песня арфиста" тоже показательна.
          1. +2
            8 сентября 2024 14:00
            "... Богов не видел никогда"

            Ко всем якобы современным понятиям пришли древние. К примеру, в границах создаваемой древними философской теологии с её центральной константой в виде Бога-ума тот же Платон первым сформулировал понятие единого всеблагого Бога в противовес множеству богов традиционной мифологии. Из диалога "Тимей" следует, что Бог -- Демиург, который создаёт Мировую душу, материю с помощью чисел и творит Космос как подобие Мировой души.
            И как далеко отэтих представлений ушли наши современники? Да никак. Почитаешь -- слова другие, смысл -- тот же. Но преподносят как последние достижения научной мысли.
            1. +3
              8 сентября 2024 14:04
              Греки вообще относились к своим богам весьма потребительски. Мы тебе жертву, ты нам дождик
              1. +5
                8 сентября 2024 14:11
                Мы тебе жертву, ты нам дождик

                А и сейчас так. Старушки, предприниматели и бандиты ходят в церковь как в советский Собес (это если я правильно название учереждения написала). Ходят, чтобы что-то насущное выпросить у Бога.
                Я и сама такая. Только в церковь не хожу, а молюсь, как велел Плотин (не Платон!) -- через единение души с Господом. Ночью, укрывшись одеялом и зажмурив глаза.
  5. Комментарий был удален.
  6. +3
    8 сентября 2024 08:24
    В тексте есть только отсылки к Ветхому Завету, а вот из Нового Завета в нем ничего нет. Так что эта поэма вполне может трактоваться как христианская аллегория вселенской борьбы сил добра и зла.

    Интересно и то, что враги Беовульфа отнюдь не люди какого-то другого племени, как это было в большинстве произведений того времени, а чудовища, ничего общего с людьми не имеющие, то есть – враги всего человеческого рода.


    Если нет отсылок к Новому Завету, то и христианской аллегорию вряд ли можно назвать. Все христианство - как раз в Новом Завете. Скорее уж иудейско-ветхозаветная.

    Можно трактовать по разному. В том числе - как демонизацию, расчеловечивание противников.
  7. +3
    8 сентября 2024 08:31
    Поэтому с художественной литературой в то время было намного хуже, чем с религиозной!


    Стоит ли этому удивляться? Образованными преимущественно были тогда монахи, а их светская беллетристика не сильно интересовала, религиозная литература была актуальней.
    По сравнению с античными временами жанр художественной литературы упал под плинтус.
  8. +4
    8 сентября 2024 11:23
    Считается, что произведение это появилось постепенно, на основе баллад, которые распространялись сказителями. Но есть и другое мнение, что написал ее некий Турольд...

    Другое мнение...
    Такое -- и в нашу эпоху. Я хочу рассказать о некоем примечательном случае, и пусть он войдет в анналы Истории на ВО.

    Раз в три дня мимо моего западного окна среди богатой зелени деревьев по узкой тропинке проходит старушка и поёт. А я, заслышав её пение, бросаю недокуренную сигарету и устремляюсь к распахнутой створке, чтобы вглядеться в раннюю певчую пташку.
    Старушка сухонькая, от пояса вверх наклонённая вперед. На голове копна пышных, почти полностью седых волос, собранных на макушке в небрежный узел.
    Лицо -- как печеное яблоко, на тельце -- выцветшая блузка, широкие шёлковые брюки, полагающиеся кроссовки на ногах. В вытянутой перед собой сухонькой лапке --
    тощий пакетик с мусором (пройдя мимо моего дома старушка достигает мусорных баков). Общий облик певуньи -- осколок диссидентских 70-х -- 80-х и либеральных 90-х.
    Голос у старушки -- великолепный, сильный:

    Там, где забудешь о плохом,
    Это твой дом,
    Это твой дом!...

    Услышав её пение впервые, уловила в словах песни что-то до боли знакомое, слышанное не раз (может, и сама пела), а теперь прочно забытое, но всё же оставившее в памяти нестираемый след. Кинулась к поисковику и он выдал: " Мимо текла река (Дом)":

    Дом -- это там где вас поймут, там, где надеются и ждут.
    Там, где забудешь о плохом, -- это твой дом...

    Гальперин!.. Казалось бы. Но нет. Некоторые склоняются к мнению, что Лидия Нейкус (живёт в Киеве, старушка), автор детских и церковных песен. Я тоже склонна считать, что Нейкус. Потому что в песне есть и такие строки:

    За облаками бв вышине -- там дом дарован вам и мне.
    Там приготовлен он Христом,
    Чтоб жить с Отцом, чтоб жить с Отцом.
    Но чтоб в Небесном доме жить,
    Нужно в земных домах хранить
    Радость, любовь, уют и свет,
    Божий завет, Божий завет...

    Пока печатала, слеза прошибла... Но я не об этом. А о том я, что сто лет пройдет, песню будут петь, считая её народным творчеством. Автора, кто бы он ни был, и не вспомнят.
    А пока -- Некус. Будто явилась мне.
    1. +6
      8 сентября 2024 11:50
      Прошу прощения за опечатки. Трудно.
  9. +1
    8 сентября 2024 12:39
    Я пошел читать то, что было написано о короле Артуре в Италии, и обнаружил, что исторический Артур существовал и был вождем кельтского происхождения, возглавлявшим свой кельтский народ, даже несмотря на то, что в начале года он был сильно романизирован против англов и Саксы. 500. Таким образом, я подтверждаю, что первое литературное упоминание об Артуре появляется в длинной эпической поэме, написанной валлийцем в 600 году.Тогда из любопытства в скале в Тоскане был воткнут меч, принадлежавший Гальвано Гвидотти, родившемуся в 1148 году, впоследствии ставшему святым и по-видимому, давшему начало легенде об Экскалибуре. Фото разместить не могу, но можно поискать в интернете.
  10. +5
    8 сентября 2024 13:09
    Несмотря на разногласия между нашими друзьями по поводу статьи Вячеслава Олеговича, побуждающие стать на какую-либо из сторон, должна отметить, что на самом деле данная статья -- знаковая и имеет глубокий смысл.
    Народы Европы категорически нуждались в сильных национальных государствах, каждое из которых -- основа правопорядка, а сильные личности нуждались в реализации собственных властных амбиций, что давала королевская власть. Интересы сошлись! Что и стало основой беспрепятственного и долговременного успеха таких героев, как король Артур, Беовульф, Роланд, Сид, прочие.
    В отличие от той эпохи весь современный мир демонстрирует расхождение интересов народа и руководителей государств. Баланс не найден. Статья -- назидание.
    1. +4
      8 сентября 2024 17:40
      В отличие от той эпохи весь современный мир демонстрирует расхождение интересов народа и руководителей государств. Баланс не найден. Статья -- назидание.

      Не устаю восхищаться Вашим талантом, Людмила Яковлевна. Пишете, пишете буквально философские вещи. Потом бац! Как задвинете что то, то ли плакать, то ли смеяться, не знаешь.
      Вы хоть раскройте способ - как Вам весь мир удается обозреть?
      1. Комментарий был удален.
      2. 0
        8 сентября 2024 19:23
        как Вам весь мир удается обозреть?


        Да очень просто! Почитываю, послушиваю и делаю свои выводы. Типа нет мира в Датском королевстве wassat )))
        1. +1
          8 сентября 2024 19:27
          Да очень просто! Почитываю, послушиваю и делаю свои выводы. Типа нет мира в Датском королевстве

          Как показывает практика - все очень даже не просто. К примеру некоторые персоны, очень высоко сидящие и далеко, по логике, глядящие, к тому же имеющие огромный аппарат в помощь, не в состоянии не то что по всему миру выводы правильные сделать, а по тому, что буквально под носом.
          1. +2
            8 сентября 2024 19:37
            Цитата: Frettaskyrandi
            имеющие огромный аппарат

            Абсолютная власть и развращает абсолютно!
            1. +2
              8 сентября 2024 19:40
              Power tends to corrupt, and absolute power corrupts absolutely. Great men are almost always bad men
              Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно


              Джон Эмерих Эдвард Дальберг-Актон, 1-й барон Актон
              1. +3
                8 сентября 2024 19:42
                Цитата: Frettaskyrandi
                Джон Эмерих Эдвард Дальберг-Актон, 1-й барон Актон

                Должен же я был добавить что-то от себя, не теряя смысла. Вот и добавил "и".
          2. +3
            8 сентября 2024 19:39
            К примеру некоторые персоны, очень высоко сидящие... не в состоянии не то что по всему миру выводы правильные сделать, а по тому, что буквально под носом.

            Ну, обопритесь Вы на кучку негодяев -- они у Вас под носом и активно подпрыгивают, да так, что только их и видите -- привычно и удобно, а прыгнуть выше, чем они, чтоб мир узреть, вот это влом. Масштаб прыгучести не позволяет и страшно -- вдруг увижу что, отличное от созданной той кучкой реальности. Масштаб, понимаете? Сгодился лишь, чтоб кучкой той быть управляемым до смерти. Все довольны.
            1. +2
              8 сентября 2024 19:54
              Ну, обопритесь Вы на кучку негодяев

              Опру себе каждый выбирает сам, под себя.
              Дело не в дороге, которую мы выбираем, – то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу.
              1. +2
                8 сентября 2024 19:58
                Опору себе каждый выбирает сам, под себя.

                В пределах возможностей.
                Забавная цитата из Дугина:

                В архаических обществах рабы, взятые в плен, приравнивались по статусу к женщинам (носили женские одежды, и пр.). То есть, женщина — раб, и раб — женщина. Раб живет идеологией господина и должен выстраивать стратегии из заведомо подчиненного положения. В нашем случае можно применить метафору женщины к народу. Наше государство в отношении к народу вело себя именно так — как господин к рабу. Особенно в крепостном состоянии, или в советское время. Государство в русской истории было мужчиной, которое определяло статус народа как женщины — недочеловеческого существа.
                1. +3
                  8 сентября 2024 20:05
                  Вы решили изложить Гегеля в пересказе Дугина?
                  Государство в русской истории было мужчиной, которое определяло статус народа как женщины — недочеловеческого существа.

                  Миром управляет не божественный промысел или фортуна, а действующие в любом обществе объективные общие причины морального и физического порядка, определяющие «дух народа» и соответствующие формы и нормы его государственной и правовой жизни.

                  Людьми управляют как материальные, так и идеальные факторы: с одной стороны — климат, почва и рельеф, а другой — нравы, обычаи, традиции, религия, законы, принципы правления; как результат всего этого образуется общий дух народа. Важно избегать всего, что может изменить общий дух нации; законодатель должен сообразоваться с народным духом, поскольку этот дух не противен принципам правления, так как лучше всего люди делают то, что делают свободно и в согласии с их природным гением.

                  «О духе законов» (фр. De l’esprit des loix) — трактат по политической философии Монтескьё
                  1. +3
                    8 сентября 2024 20:30
                    Вы решили изложить Гегеля в пересказе Дугина?

                    Уверяю, если покопаться в трудах Платона или Аристотеля, то Монтескьё и Гегель -- пересказ. Мы тут с Антоном это обсудили.
                    Но есть нюанс.
                    Прекраснодушие Монтескьё предполагает, что дОлжно, а правитель как законодатель располагает, что ему угодно. Всегда. Отсюда следует необходимость иметь народу в правителях своего человека. Не по происхождению, а по отношению в нашем случае к электорату. Большое видится издалека. Правитель, выводя из логики Дугина, не должен происходить из электората. Правитель складывается веками, но должен быть одной национальности с электоратом и обладать разумом сообразно роли.
                    Когда хотя бы одно из этих условий нарушено -- цитата Дугина, лишённая озвучки последствий. Типа булки вместо хлеба, и хоть говорят, что такое не произносилось, но покатилась удивлённо голова. И пуля быстрая нашла проход меж бриллиантов.
                    1. +1
                      8 сентября 2024 21:25
                      Прекраснодушие Монтескьё

                      Про прекраснодушие Монтескьё не скажу, но его De l’esprit des loix быстренько внесли в Index Librorum Prohibitorum. И голова покатилась как раз потому, что не прислушалась к Монтескьё.
              2. +3
                8 сентября 2024 20:06
                Опру себе каждый выбирает сам, под себя
                "Опру"... Уинфри?
                Я понимаю, что опечатка, но просто не мог пройти мимо и не пошутить.
                1. +2
                  8 сентября 2024 20:14
                  опечатка

                  Друг отвлекает, намекает взглядом, что не плохо бы уже и прогуляться.
                  1. +2
                    8 сентября 2024 20:18
                    Друг отвлекает, намекает взглядом, что не плохо бы уже и прогуляться.
                    Балу?
                    1. +2
                      8 сентября 2024 21:15
                      Да, старичок еще пылит потихоньку, хотя с трудом. Без лифта - никак. Но аппетит еще отменный.
                      1. +2
                        8 сентября 2024 21:55
                        У меня, кроме моей тварюшки, появилось новое "увлечение", догиня моих заказчиков.
                      2. +1
                        8 сентября 2024 22:01
                        Доги - собаки своеобразные, бывают очень упертыми. И живут мало.
                      3. +2
                        8 сентября 2024 22:09
                        Живут мало, это да. 6-8 лет. Это уже третий дог на моей памяти у этих заказчиков.
                        Странно устроена генетика псовых. Чем мельче и уродливей создание, тем дольше живет. Знал одну мопсину - 24 года прожила!
                      4. +2
                        8 сентября 2024 22:33
                        Встречал в литературе, что рекордсмен - долгожитель среди лабрадоров прожила 32 года.
                      5. +1
                        8 сентября 2024 22:00
                        Без лифта - никак.
                        У лабрадоров изначально проблемы с суставами лап. Я свою полгода изначально на руках носил на выгул с четвертого этажа.
                      6. +2
                        8 сентября 2024 22:07
                        Да тут уже просто старость. Собаке 14,5 лет. По методике Американской ветеринарной медицинской организации в пересчете на человеческий возраст - 90 лет. Три месяца назад артрит обострился, даже ходить не мог.
      3. +2
        8 сентября 2024 19:27
        Вы хоть раскройте способ - как Вам весь мир удается обозреть?
        Не, ну а чего? Нормальная такая позиция, достойная Монтеня и Верна...
  11. +1
    8 сентября 2024 13:39
    Цитата: Semovente7534
    Я пошел читать то, что было написано о короле Артуре в Италии, и обнаружил, что исторический Артур существовал и был вождем кельтского происхождения, возглавлявшим свой кельтский народ, даже несмотря на то, что в начале года он был сильно романизирован против англов и Саксы


    Почему "несмотря"? Британские кельты к тому времени очень сильно были романизированы.
    А кое-кто продвигает версию (представленную и в ряде кинофильмов), что Артур (Артурус) был римским военачальником, который отказался возвращаться в Рим после исхода римлян из Британии.
    Римский след прослеживается и названии меча "Эскалибур". Если не ошибаюсь, в фильме "Последний легион" давалось весьма остроумная версия происхождения данного названия.
    1. +2
      8 сентября 2024 18:19
      Я хотел сказать, что Артур был военачальником, который повел кельтов против англов и саксов. А что там было сильное римское влияние, остальное - неправильный перевод гугл переводчика, надеюсь теперь стало понятнее. Тогда я мог бы добавить, что Артура описывают скорее как генерала, чем как настоящего короля.
  12. +1
    8 сентября 2024 15:10
    Добротно написанная статья, чувствуется рука мастера.
    Нужно обладать феноминальным когнетивом, что бы этого не разглядеть.