Почему Словакия – не Чехия, а словаки не чехи

42
Почему Словакия – не Чехия, а словаки не чехи


Где и когда? Неважно кто


Единая Чехословакия прожила примерно столько же лет, что и Югославия или Советский Союз, который вообще-то был новой версией старой России. У чехов со словаками получилось в чём-то лучше, по крайней мере, обошлось без большой крови.



История знает много примеров, когда народы имеют близкие корни, но придерживаются неодинаковых политических убеждений, различной религии и имеют разный менталитет. Зачем далеко ходить – конфликт России и Украины у всех перед глазами.

До этого были войны между сербами, хорватами и босняками, говорящими почти на одном языке, советские таджики тушили сигареты о лоб таким же таджикам, только афганским. И только потому, что те себя выдавали за пуштунов и делали вид, что не знают дари.

За границами бывшего Союза не лучше – в Сирии, Ливане и Ираке были постоянные конфликты между арабами, придерживающимися разных вероисповеданий. Достаточно, вспомнить, с каким азартом в Ираке повесили суннита Саддама Хусейна под шиитские молитвы.

Но давайте взглянем не на Балканы и не на Глобальный Юг, а поближе к нам: на Чехию и Словакию. Эти народы некоторое время пробыли в единой стране, развелись, в отличие от сербов, хорватов и босняков, мирно. Однако сейчас две страны придерживаются совершенно различных позиций по поводу членства в ЕС и НАТО.

И не только – к России и к СВО отношение у официальной Праги и Братиславы тоже не одинаковое. В чём причина таких разногласий?

Есть жизненный принцип: действие равно противодействию. Если в Чехии была мягкая германизация, то Словакия была в свое время объединена с Венгрией, которой некуда было деваться из-за турецкого нашествия. Братислава несколько веков числилась Пресбургом, да ещё и коронным – там Габсбурги один за другим примеряли венгерскую корону.

Но ведь и в Венгрии национальный гнёт был намного сильнее, чем в Австрии. Словаки вынуждены были сопротивляться, поскольку их такая борьба, можно сказать, закалила.


А в Чехии, на австрийский лад – в Богемии с локальной столицей в Праге, процветала ползучая германизация. Только в новое время чехи восстановили в бытовом употреблении свой родной язык, впрочем, оставив некоторую часть немецких фамилий (например, Готт или Земан).

Сопротивление не бесполезно


А вот словаки сопротивлялись до последнего. Когда среди чехов началось движение за возрождение родного языка и родной культуры, что-то вообще пришлось позаимствовать у словаков. Так, во многом в качестве языкового эталона чешская национальная интеллигенция обратила внимание как раз на словацкий язык.

На тот момент, в отличие от чешского, он сохранился не только в глубинке. Всё произошло подобно тому, как впоследствии Мустафа Кемаль, названный Ататюрком, обратился при унификации турецкого языка отнюдь не к официальному «османи».

Сейчас в Турции стараются не вспоминать, что «османи» даже имел черты персидской грамматики, не говоря уже о лексике. Примеры выжили, как те же изафетные конструкции, заимствованные из фарси.

Есть в турецком отсылы и к гагаузскому, и к азербайджанскому языку, хотя и в ограниченной степени, потому как он тоже насыщен иранизмами, а также к южному диалекту крымско-татарского.

Весьма показательно, что к делу возрождения национального турецкого языка тогда приложил руку ставший всего лишь в 26 лет профессором филологии сын крымского неграмотного пастуха Бекир Чобан-заде. Не потому ли, что во время Первой мировой он попал в венгерский плен и учился в Будапеште?

Но самое интересное то, что из Чехии после Второй мировой вышибли судетских немцев, а вот из Словакии венгров, которые были сателлитами нацистской Германии – нет. Мало того, Чехия после судетской депортации осталась практически мононациональной. Цыганское и еврейское нацменьшинства не такие значительные, как в Словакии венгры, русины и цыгане-ловари.


При этом в Словакии венгры и русины имеют свои национально-культурные автономии. И венгры, значительная часть которых, правда, мадьяризированные словаки, русины и ловари, живут там намного лучше, чем в румынской Трансильвании.

Может быть, отсюда общая внешнеполитическая позиция Словакии и Венгрии? С Румынией Венгрии договориться намного сложнее, к этой сложности добавляется ещё и вопрос разных вероисповеданий: венгры и словаки – католики, а румыны – православные.

Верю не верю


А вот по поводу вероисповедания чехов исторически сложился очень большой вопрос. Если сравнивать ситуацию у западнославянских национальностей с восточнославянскими, то чехов можно сравнить с белорусами и западными украинцами. Последние, цитируя Короткевича, «православные, а в католический лес глядят».

Чехи – веками номинально католики, но глядят ещё в более далёкий лес: в протестантский. Реформация, как мы знаем из школьного курса истории, там не удалась после разгрома гуситского движения. Словаки же, находясь под властью ортодоксально католической Венгрии, никогда никуда из католицизма в «схизму» или «еретизм» не ударялись.

Поэтому единую Чехословакию по всем признакам уже никогда не вернуть. Она существует только в голове маразматика Джо Байдена, который в одной из своих тронных речей именно этим названием окрестил Чехию.

Отношение к НАТО и ЕС – один из основных камней преткновения, из-за которых точно чехи и словаки не сольются в единое целое обратно, хоть и живут в мире. Ну а как же тогда протесты против присутствия в Чехии натовских войск в конце прошлого года и зимой текущего?


Тут нельзя не начать с того, что участие в них принимали не только чехи. Приехали туда и евроскептики и натоскептики из той же Словакии, Венгрии, Польши и Германии. И как раз последний факт надо бы читателю разъяснить отдельно. Среди участников антинатовских протестов присутствовала германская партия «Альтернатива для Германии».

Остаётся принять как данность, что вопрос, какой сценарий хуже – натовский или гитлеровский – придётся оставить историкам будущего.
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    7 сентября 2024 05:38
    Только в новое время чехи восстановили в бытовом употреблении свой родной язык, впрочем

    До середины XIX века на чешском языке говорили только в деревнях, да и то, в каждой деревне были свои наречия и они частенько не понимали друг друга. Современный чешский язык - язык синтетический, родившийся в какой-то лабораторной пробирке возродителей чешской культуры и самобытности, эдакий микс лакированных наречий из разных частей Чехии. Подобное можно наблюдать во многих республиках бывшего СССР, когда точно такие же возродители культуры начали придумывать себе славную историю и проклинать проклятых колонизаторов, вымарывая из истории даже все хорошее, что принесли им эти колонизаторы...

    оставив некоторую часть немецких фамилий (например, Готт или Земан)

    У чехов интересно склоняются женские фамилии, имеющие немецкое происхождение - Готова или Земанова. А помните, у Швейка была домработница - пани Мюллерова...
    1. +5
      7 сентября 2024 14:45
      Когда я читаю чешские и словацкие интернет-издания,то мне намного легче понять,что пишут словаки.
      wink
      1. +3
        7 сентября 2024 16:08
        Цитата: Grencer81
        Когда я читаю чешские и словацкие интернет-издания,то мне намного легче понять,что пишут словаки

        Помню читал как-то надписи на фруктовом соке о его составе. Было написано на многих языках, включая чешский и словацкий - на этих двух языках все было написано один в один, различие было только в одной буковке...
    2. +4
      7 сентября 2024 18:13
      Я свободно говорю на чешском и могу уверить Вас, что у них склоняются ВСЕ женские фамилии не зависимо от их происхождения.
      1. +3
        7 сентября 2024 18:42
        Цитата: Volunteer
        у них склоняются ВСЕ женские фамилии не зависимо от их происхождения

        Да, я это знаю. Но для русского уха склонение немецких фамилий выглядит как-то забавно... wink
        1. +2
          8 сентября 2024 12:21
          Пережиток махрового сексизьму - пани Мюллерова дословно "женщина пана Мюллера". Кстати, в той же Британии ещё лет 150 назад в ходу были выражения типа "Missis John Smith", то есть жене "Джона Смита" даже имени в обращении не полагалось - её просто представляли как "жену Хозяина дома".
          1. +2
            8 сентября 2024 15:50
            Цитата: Ракитин
            Пережиток махрового сексизьму

            Ну а у исландцев крутовато тоже - окончание dotter у женщины и son у мужчин. Ну, а как выяснилось, у литовцев подобное еще круче... wink
          2. +3
            8 сентября 2024 16:37
            Нет, Мюллерова зто "которая уже ИЗ Мюллеровьiх", уже ихняя невеста, перешла к ним. Не только к мужу, но и к фамилии (роду). ОВА == OF == ИЗ. Фамилия склоняется, а не имя мужа.
    3. +3
      8 сентября 2024 08:17
      У чехов интересно склоняются женские фамилии

      У литовцев ещё забавнее. Там фамилия меняется в зависимости от брачного статуса женщины. Например, если бы актриса Дапкунайте была замужем, то носила бы фамилию Дапкунене....
    4. +3
      8 сентября 2024 16:28
      Цитата: Luminman
      У чехов интересно склоняются женские фамилии, имеющие немецкое происхождение - Готова или Земанова. А помните, у Швейка была домработница - пани Мюллерова...

      А британский примеьер Маргатрет Тетчер - пани Малгожата Тетчерова feel
    5. 0
      8 сентября 2024 18:39
      У них ещё иностранные фамилии всегда меняются по падежам. В Праге есть улица Виктора Гюга.
  2. +4
    7 сентября 2024 07:22
    Интересная статья.Лично я всегда интересовался историей,но вот насчет чехов и словаков у меня -пробел.Конечно ,знал про гуситсаие войны,Австро-Венгрию,а ранее-Священную Империю...
  3. +5
    7 сентября 2024 07:43
    Отношение к НАТО и ЕС – один из основных камней преткновения
    так какое отношение к НАТО и ЕС у Словакии-автор так и не написал...

    между тем Словакия член и того и того объединений и выходить из них не собирается..
    1. +3
      8 сентября 2024 08:24
      Сменят Фицо у власти и снова станут, как чехи. А то мы не помним, как вела себя Словакия до Фицо. Она была хуже Трибалтийских вымиратов и просто удивительно, что у них не дошло до массовых сносов памятников нашим воинам-освободителям. Однако ещё не вечер и если не дойдем до Ужгорода, то русофобию там раскрутят по полной, а Фицо дорежут.
      1. 0
        29 сентября 2024 00:03
        they will be worse than czechia, in fact.
  4. +7
    7 сентября 2024 07:55
    Поэтому единую Чехословакию по всем признакам уже никогда не вернуть.

    Еще как вернуть. Такие вещи ведь не народ решает, а сильные мира сего.
    В данный момент, можно сказать, они и так в единой стране. Соединенные Штаты Европы.
    1. +1
      7 сентября 2024 15:23
      Еще как вернуть. Такие вещи ведь не народ решает, а сильные мира сего.


      Собственно, одной из причин образования Чехословакии было "разбавить" немецкое население на территории Чехии, за счет словаков.
  5. +8
    7 сентября 2024 08:16
    Чехи в объединённой Чехословакии считали себя всегда выше словаков. Вспомнился наш русский анекдот про них. Чех и словак приехали в Москву и пошли на балет "Лебединое озеро". В разгар представления словак спрашивает у чеха;
    - слушай, а почему они все на цыпочках?
    Чех отвечает:
    - что не видишь сколько лебедей, изгадили весь двор, не пройдёшь! laughing hi
    1. +2
      7 сентября 2024 11:01
      - слушай, а почему они все на цыпочках?
      Чех отвечает:
      - что не видишь сколько лебедей, изгадили весь двор, не пройдёшь!
      Подняло настроение! wink
    2. +7
      7 сентября 2024 11:28
      Цитата: Анатоль Клим
      Чехи в объединённой Чехословакии считали себя всегда выше словаков.

      Вспомнилось . Служил срочную в ЧССР . Под Прагой . Чешские Миловицы . Общались немного с чехами . Так не мило , не гадко .. А когда выезжали на учения , ездили в Словакию ..в Высокие Татры . Приходилось общаться с словакими . Отношение словаков к русским ( СССР гражданам ) было хорошее . Правда было видно , что и живут они победней . Но не было вражды не скрытой , не явной . У чехов .. так .. не понять . С молодёжью общались нормально , пожилые люди хорошо относились к нам , а средний с затаённой враждой что ли .. Чувствовался напряг .. В целом и там и там люди трудолюбивые , чистоплотные , весёлые ... Красивая страна была Чехословакия . hi
  6. +13
    7 сентября 2024 08:28
    Какая то размытая статья,бессистемная.
    Вспоминается бессмертный солдат Швейк.Во время переклички новобранцев через одного : "Чех,словак,чех,словак..." Чехи во время ВМВ благодарность от Геринга заслужили за ударный труд на благо Рейха.
    А Словаки все же восстание подняли.
    1. +6
      7 сентября 2024 08:47
      Чехи во время ВМВ благодарность от Геринга заслужили за ударный труд на благо Рейха

      И от Гейдриха, имперского протектора Богемии и Моравии, тоже...
    2. +8
      7 сентября 2024 13:19
      Цитата: andrewkor
      ... Чехи во время ВМВ благодарность от Геринга заслужили за ударный труд на благо Рейха.
      А Словаки все же восстание подняли.

      Не всё так просто.
      Возникшая на обломках Чехословакии в 1939 году, формально независимая Словацкая республика, 23 июня 1941 года объявила войну СССР и послала на его территорию "экспедиционный корпус".
      А восстание подняли когда "запахло жареным".
      И то, руководство восстанием оказалось теми ещё "декабристами" и фактически его "просрали".
      1. +7
        7 сентября 2024 14:50
        Восстание подняли,когда посчитали, что есть возможность объединения с РККА. Смысл поднимать его раньше?
        Что до чехов,то они благополучно трудились во благо третьего рейха до мая 1945-го и ни о каких-либо восстаниях не думали до взятия Красной Армией Берлина. А вот потом то они развернулись!!!
    3. +1
      8 сентября 2024 06:56
      Цитата: andrewkor
      А Словаки все же восстание подняли.

      но именно Словакия воевала на территории СССР в ВОВ
    4. +1
      8 сентября 2024 14:46
      Цитата: andrewkor
      А Словаки все же восстание подняли.

      словацкая армия в 1941 вместе с вермахтом наступала на СССР
    5. +2
      11 сентября 2024 23:15
      Češi se hlavně v armádě vyznamenali za Rakouské monarchie, kdy bránili Rakousko, když ostatní armády utekli. Mimochodem za druhé světové války Češi umírali po boku Rusů. Dodnes je u nás na každé vesnici hrob našich i vašich vojáků. A osobně jsem vděčný za naše osvobození!!! Že u nás bylo vždy hodně nacistů nepopírám... Kdyby jsme vyhnali úplně všechny Němce i kolaboranty, bylo by to dnes jiné.
      1. 0
        12 сентября 2024 23:35
        С трудом понял ваш комментарий. hi
  7. +11
    7 сентября 2024 10:03
    Название не соответствует содержанию. Текст - сплошные "рассуждалки" и ничего более, но при этом заголовок претендует на хоть какой-то историко-культурный анализ.
  8. +1
    7 сентября 2024 18:57
    таким же таджикам, только афганским. И только потому, что те себя выдавали за пуштунов

    Пуштуны- не таджики, а таджики - не пуштуны. Точно так же как таджики не узбеки, а узбеки не казахи. И так далее...
  9. +3
    7 сентября 2024 20:01
    Заголовок броский, и тема интересная.
    Ожидаешь статью специалиста(или человека близкого к теме), а после слов: "советские таджики тушили сигареты о лоб таким же таджикам, только афганским. " прокручиваешь (уже понимая)) вниз и - да, многостаночный "автор" на ВО.
    Неоднозначное впечатление от прочитанного. Увы.
  10. +4
    7 сентября 2024 23:46
    Как говорила старуха Клинтонова после теракта, совершенного братьями-чеченцами в Бостоне: "Чехия заплатит нам цену за это!"
  11. 0
    8 сентября 2024 00:03
    Насчёт немцев и венгров Чехословакии. Если из Чехии почти всех немцев выслали, за исключением небольшого количества активных антифашистов (да и те вскоре в значительной части выехали сами в Восточную Германию), то в Словакии остались жить большинство венгров и примерно 15 процентов местных немцев. Хотя, вроде бы в социалистические времена эти оставшиеся словацкие немцы подвергались словакизации.
  12. 0
    8 сентября 2024 07:27
    Среди участников антинатовских протестов присутствовала германская партия «Альтернатива для Германии».

    Остаётся принять как данность, что вопрос, какой сценарий хуже – натовский или гитлеровский – придётся оставить историкам будущего.
    Ого! АДГ уже стали не просто "ультраправыми", а "гитлеровцами"? Мне лично фрау Вайдель не по душе, но называть нацисткой женщину, ратующую за прекращение войны как-то странно. Признаками фашизма являются национализм, этатизм, парамилитаризм и революционность. Не слишком эти признаки соотносятся с программой АДГ.
  13. 0
    8 сентября 2024 09:09
    По делу мало написано.
    большая часть - "примеры дркгих"
    Фу
  14. +2
    8 сентября 2024 09:31
    Интересная статья. Только некорректное сопоставление с Россией, Украиной и Белоруссией. Жители территории 404 всегда называли себя русскими, только лет 150 назад некоторая их часть перестала это делать. Ну, и ещё лет 8 назад.
    Аналогичная история - белорусы. Они себя стали так называть, я так полагаю, толтко в 1991 году.
    По поводу церквей. Униатская церковь только подчиняется Римскомв папе, по сути она православная. На территории 404 ведется борьба не столько с православием, а именно с церковью, подчиняющейся московскому патриарху РПЦ. Это борьба не религиозная, а политическая. Католиков среди жителей 404 немного, и это либо поляки, либо полонизированные местные жители. Они же всегда и ориентировались на Запад. Так наываемый украинский язык слодно считать отдельным языком, скорее этотнекий аналог саксонского диалекта в немецком. Малороссийский сельский диалект западной Украины, испытавший сильное влияние польского языка.
    В Белоруссии во многом аналогично. Как и на Украине, большинство говорит на русском языке, так называемый белорусский вообще под угрозой вымирания.
    Католики - только поляки и потомки литовцев. Менталитет что у украинцев, что у белоруссов аналогичен русскому. У некоторой части так называемых украинцев - менталитет либо сельских холопов (западная Украина), либо Дикого поля - часть жителей центральной Украины
    1. +1
      11 сентября 2024 10:49
      Это не так, униаты внесли в Символ Веры католическую добавку(Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына), что является одним из коренных отличий в вероучении. Много и других, менее значимых, изменений на латинский манер.
  15. +1
    8 сентября 2024 11:09
    Автору спасибо за столь четкую статью , с упоминанием малых народов часто это соль народов, кто знает поймет, да и конечно прочитав 100% согласен со статьей, живя в Братиславе хочу сказать очень классный город и народ , да тут используют тот старославянский так сказать неиспорченный русский , многие слова для меня приобрели новые значения, например смута что была при царях , оказывается смута переводиться как злое или плохое настроение у людей, в Словакии однозначно живут словаки , блондины со славянской внешностью , прямо бери для учебников ,характер у славян славный не зря , неконфликтные но подраться при наезде могут от души если есть за что, как то так, да тут нет национализма но как и везде люди все же определяют себя по национальности достаточно четко ,простите за тавтологию , как смог так описал своё мнение, не писака я. Да в Словакии сегодня можно встретить любую нацыональность американцев правда не замечал а так Азия и вся Европа присутствует,благо есть легальная работа для всех желающих. Мир всем и будьте справедливее и добрее особенно с близким.
  16. 0
    8 сентября 2024 18:49
    Хребет словацкой экономики - автомобильная промышленность. В Словакии самое высокое в мире производство авто на душу населения. Но словацкие автомобили - это Фольксваген, Ауди, Пежо и Ситроен, заводы принадлежат немцам и французам, собранные автомобили уезжают в Европу. Удачи словакам выйти из ЕС и убить свою экономику.
  17. 0
    11 сентября 2024 23:08
    Narodil jsem se jako Čechoslovák a zemřu jako Čechoslovák. Myslím, že je to úplně stejné jako se sovětským svazem. Československo žije a zůstane žít v našich srdcích. Velmi mne mrzí, že Sovětský svaz se rozpadnul. Nebýt toho, nezmizela by ani naše zem, kterou jsme milovali. Když jsme se rozdělili, tak o půlnoci odbijeli kostelní zvony. Tehdy celá má rodina brečela. Všichni jsme brečeli, protože jsme nechápali proč jsme se vlastně rozdělili. Polovina naší rodiny zůstala na Slovensku. Dodnes máme v obýváku mapu Československa a ta mapa tam zůstane dokud budu žít.
    1. +1
      12 сентября 2024 04:11
      Я родился чехословаком и умру чехословаком. Я думаю, что это точно так же, как и с Советским Союзом. Чехословакия жива, и мы останемся живы в наших сердцах. Мне очень жаль, что Советский Союз распался. Если бы не это, не исчезла бы и наша земля, которую мы любили. Когда мы расстались, в полночь зазвенели церковные колокола. Вся моя семья тогда плакала. Мы все плакали, потому что не понимали, почему на самом деле мы расстались. Половина нашей семьи осталась в Словакии. У нас в гостиной до сих пор висит карта Чехословакии, и эта карта останется там, пока я жив
  18. 0
    25 сентября 2024 18:11
    Меня заинтересовало предложение
    Словаки вынуждены были сопротивляться, поскольку их такая борьба, можно сказать, закалила.

    Интересно, что же хотел сказать хитромудрый автор?