«Опыт» – первый русский бронированный корабль

16
«Опыт» – первый русский бронированный корабль
Плавучая батарея «Лев»

В самом начале второй половины XIX века в мировом кораблестроении произошёл качественный скачок – корабли обзавелись бронёй.

Первыми стали французские плавбатареи «Лев», «Тоннат» и «Девастасьон», которые построили для штурма Севастополя, но не успели до падения крепости доставить на Чёрное море. Впрочем, работа для них нашлась: 17 октября 1855 года плавучие батареи за 4 часа 15 минут принудили к капитуляции русскую крепость Кинбурн. Русские артиллеристы стреляли метко: на броне французских монстров после боя насчитали порядка 200 вмятин от ядер. Но пробить броню гладскоствольные пушки не смогли.



Броненосный фрегат «Глуар»

А потом – как портал открылся!

В 1859 году французы спустили на воду броненосный фрегат «Глуар». В 1860 году англичане ответили броненосцем «Уорриор». В ходе Гражданской войны в США и южане, и северяне поставили на поток производство речных броненосцев.

Возможным это стало благодаря трудам русского металлурга, мастера Ижорского завода В. С. Пятова, изобретшего прокат броневых листов (ну, американцы, конечно, и рельсами свои корабли бронировали, но это всё был эрзац).

Само собой, и Российская империя в стороне от этого бронебума не осталась...

Генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич

В 1858 году генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич обратился в Государственный совет с ходатайством о выделении средств на постройку первых броненосцев. Иначе, по его мнению, Российский Императорский флот при встрече с вражескими броненосцами «обратится в совершенное ничтожество».

23 ноября 1860 года последовало указание: «Помимо заказа в Англии броненосной батареи, проверить возможность изготовления в России брони для судов меньшего ранга, как например, канонерские лодки, а также и постройку такого ранга судов».

«Опыт» – первый русский бронированный корабль

Впрочем, после Крымской войны в бюджете Империи мышь повесилась, так что найти деньги на постройку «окованных фрегатов» удалось только в 1861 году. Поскольку, согласно Парижскому договору, держать военно-морской флот на Чёрном море России было запрещено, строить первые броненосные корабли было решено на Балтике.

Вот только опыта в строительстве стальных кораблей у русских кораблестроителей не было. И его следовало получить. Точнее – построить. «Опыт» – именно так назвали первую металлическую канонерскую лодку России.

Шведская канонерская лодка конца XVIII века

Первыми канонерские лодки изобрели французы. Было это задолго до «века пара и электричества» – в 1646 году. В это время на Дюнкерке базировались испанские (ну как испанские – работавшие на короля Испании) корсары, кошмарившие торговлю мятежных (с точки зрения испанцев, само собой) Нидерландов. Французы захватили город, в том числе применив первые канонерские лодки – большие, 30–40-вёсельные шлюпки, вооружённые одним – тремя орудиями. И, да, это не были «запорожские чайки» – вопреки легендам с территории бывшей УССР, запорожские казаки в осаде не участвовали.

Активно использовали канонерские лодки испанцы во время Великой осады Гибралтара. Действия построенных адмиралом Антонио Барсело канонерских лодок стали единственным светлым пятном в этой неудачной для испанцев с французами кампании. Испанский адмирал при этом использовал опыт берберийских пиратов, чьи гребные корабли также были невелики, но отменно вооружены.

В России канонерские лодки активно применяли во время войны со шведами в 1788–1790 годах – в финских шхерах большим кораблям было не уютно, а канонерки прекрасно себя чувствовали.

В общем – полезный кораблик для работы на мелководье или среди островов: осадка маленькая, маневренность – высокая и пушка – одна, зато калибром фунта 32...

«Фон дер Танн» – зажигает!

Но рассвет канонерских лодок начался после появления паровой машины и гребного винта – во второй половине XIX века.

Прототипом всех кораблей этого класса стала канонерская лодка «Фон дер Танн», сданная в 1849 году и прославившаяся во время Первой Шлезвигской войны боями с датским флотом на стороне Шлезвиг-Гольштейна. Это была трёхмачтовая паровая шхуна водоизмещением 120 тонн, вооружённая двумя 64-фунтовыми бомбическими орудиями на вертлюгах. В движение, помимо парусов, канонерку приводила паровая машина мощностью 150 лошадиных сил.

«Опыт» на фоне плавучей батареи «Первенец»

Канонерская лодка «Опыт» была заложена на питерской верфи «Карр и Макферсон» 8 августа 1861 года по проекту подпоручика Корпуса корабельных инженеров Хрисанфа Прохорова. А уже 27 сентября того же года канонерка была спущена на воду. Андреевский флаг над кораблём подняли 11 мая 1861 года – «Опыт» был передан морскому гвардейскому экипажу.

Канонерская лодка имела водоизмещение 270 тонн при длине 38,9 метра и ширине 6,78 метра. Осадка составила всего 1,87 метра – как раз для действий в мелководном Финском заливе! Паровая машина мощностью 195 лошадиных сил обеспечивала скорость 8,25 узла (по некоторым данным, она могла делать 9 узлов).

Особо стоит остановиться на бронировании и вооружении канонерки. Главным (и единственным!) калибром «Опыта» стало гладкоствольное 60-фунтовое орудие (калибром 196 мм). Огонь пушка вела из-за v-образного бронированного траверза, верхняя часть которого образовывала своего рода бруствер, защищавший орудие.

Толщина брони внушала уважение – 114 мм – как у лучших броненосцев тех лет! Часть плит была отечественной, часть – заказана в Англии: качество зарубежных было похуже, но отечественные металлурги не смогли обеспечить нужное количество проката. Броня была уложена на тиковую подложку толщиной 305 мм – броня тех лет была хрупкой, и более эластичное дерево препятствовало её разрушению.

Правда, другой брони, кроме вышеназванного траверза, у канонерской лодки не было, но это русских моряков не огорчало – лодка по сути дела была продолжением Кронштадтских фортов, и поворачиваться бортом или кормой к врагу не планировала. Да и смысла в этом не было – единственная пушка всё равно в носу стояла... Существовало даже штатное расписание, в котором указывались позиции, с которых «Опыт» будет воевать.

«Опыт» в роли ледокола

Служба канонерской лодки была на редкость долгой – в 1866 году её вывели из состава Балтийского флота – кораблестроение в эти годы развивалось стремительно, и «Опыт» быстро устарел. Канонерку передали частному владельцу, который стал использовать её в качестве ледокола. Но...

В 1870 году её вновь выкупили и вооружили! В 1883 году «Опыт» (переименованный в «Мину») участвовал в испытаниях разных типов морских мин. В 1891 году в составе учебного минного отряда «Мина» участвовала в испытаниях радиосвязи между кораблями. 1 февраля 1892 года «Опыт» переклассифицировали в канонерскую лодку береговой обороны.

Капитальный ремонт канонерка прошла в 1900 году, после чего прослужила до 1906 года. Несмотря на то, что после Цусимы с боевыми кораблями в России была напряжёнка, держать в составе Балтийского флота пироскафы 45 лет от роду не стали, и «Опыт» вновь разоружили и отправили на хранение.

Но если вы думаете, что на этом история первого русского стального корабля закончилась, то вы – глубоко ошибаетесь!

В 1907 году канонерку расконсервировали и сделали портовым судном. В 1915 году она была передана Комиссии по обзору финских шхер. «Опыт» участвовал в Первой мировой войне, обеспечивая навигационную безопасность плавания кораблей и судов. 25 октября 1917 года – вошла в состав РККФ, в 1918 году – передана красному финскому флоту, но захвачена белофиннами в Гельсинфорсе. В 1922 году по Юрьевскому мирному договору подлежала передаче РСФСР, но... Красные военморы решили, что канонерка 61 года от роду им без надобности и продали «Опыт» финнам на металл.

Срок службы 61 год и сегодня внушает уважение, а для пароходов второй половины XIX века это и вовсе – прекрасно.

В общем, первый российский бронированный корабль прожил долгую и полезную жизнь. Вот только принять участие в бою ему так ни разу и не довелось...
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    8 сентября 2024 06:59
    Спасибо автору за статью! Хм, фото с приводом на гири очень интересное. Первый раз такое вижу, даже не знал про такой способ пробивки для ледоколов. Там привод на цепи с гирями был паровой? И интересно, там привод на каждую цепь отдельно? Управление на сброс тоже? В общем, много вопросов)
    1. +1
      8 сентября 2024 11:17
      Меня система колки льда тоже удивила, но, я так слышал, что классические ледоколы, с корпусом въезжающим на лёд, позже придумали (причём тоже у нас - в Кронштадте).
      1. +1
        8 сентября 2024 15:06
        Да, всё верно. До "классической" схемы ледоколов, были "ледорезы". Но с гирями, первый раз увидел, да ещё и изображение
  2. 0
    8 сентября 2024 07:04
    Автору спасибо!
    8 августа заложена 27 сентября спущена, 270 тонн водоизмещение 39 метров, впечатляет темп постройки. Хочется подробнее узнать об основателях Балтийского завода
    1. +2
      8 сентября 2024 11:13
      Темп, я так догадываюсь, впечатляет по той причине, что кораблик - опытный, скорее всего его постройку финансировали не по обычны для кораблестроения статьям бюджета, как бы не лично Константином Николаевичем контролируемым. А Балтийский завод, да - тема интересная, первое в России частное кораблестроительное предприятие и строительство металлических кораблей доверили именно ему...
  3. +2
    8 сентября 2024 08:18
    Сейчас бы такими темпами малые ракетные корабли строить,а не по десять лет один корпус мурыжить!!!
    1. +1
      8 сентября 2024 11:14
      Я думаю там лично Константин Николаевич контролировал постройку. А с генерал-адмиралом спорить - себе дороже..
  4. +2
    8 сентября 2024 08:41
    Я правильно понял, что корабль просто тупо обвешивали металлическими листами, не используя для этого фасонный листовой прокат?
    1. +2
      8 сентября 2024 11:16
      Броня была катанная, что, впрочем, было дикой новинкой - только что придумали как это делать. Так что, не удивлюсь, если часть листов обшивки (не брони!) были коваными...
      1. +1
        8 сентября 2024 20:38
        Цитата: Летучий_Голландец
        Броня была катанная, что, впрочем, было дикой новинкой - только что придумали как это делать. Так что, не удивлюсь, если часть листов обшивки (не брони!) были коваными...

        Озадачили. Сами же написали что бронированным у канонерки был только траверз. Т.е. вот эта плита поперек лодки за которой стоит пушка. Но при этом:
        Толщина брони внушала уважение – 114 мм – как у лучших броненосцев тех лет! Часть плит была отечественной, часть – заказана в Англии: качество зарубежных было похуже, но отечественные металлурги не смогли обеспечить нужное количество проката.

        Это ж сколько сколько плит ушло на траверс маленькой канонерки что часть аж из Лондона везти пришлось? Две? Три? Или плиты были размером 50х50 сантиметров, как у черепашки?
  5. +3
    8 сентября 2024 11:39
    Спасибо, интересная статья.
    Первыми стали французские плавбатареи «Лев», «Тоннат» и «Девастасьон»,

    Честно говоря не было во французском флоте плавбатареи с название "Лев", название "La Lave" не какого отношения к животному миру не имеет. С иностранными наименованиями кораблей надо быть внимательней.
    Испанский адмирал при этом использовал опыт берберийских пиратов, чьи гребные корабли также были невелики, но отменно вооружены.

    В этой операции использовались различные типы плавбатарей, не только "опыт берберийских пиратов". На скане несколько изображений плавбатареи того времени.
    1. 0
      8 сентября 2024 12:01
      Да, во французском не силён, каюсь. Что до плавбатарей, то можно и русские прамы Семилетней войны вспомнить, но это перегрузило бы материал, всё-таки текст должен быть удобочитаемы. Если это не научная монография, конечно)))
      1. +1
        8 сентября 2024 13:04
        Я не критиковал Вас, как написал выше мне статья понравилась.
  6. +2
    8 сентября 2024 17:33
    В 1859 году французы спустили на воду броненосный фрегат «Глуар». В 1860 году англичане ответили броненосцем «Уорриор». В ходе Гражданской войны в США и южане, и северяне поставили на поток производство речных броненосцев.

    Возможным это стало благодаря трудам русского металлурга, мастера Ижорского завода В. С. Пятова, изобретшего прокат броневых листов (ну, американцы, конечно, и рельсами свои корабли бронировали, но это всё был эрзац).

    Автор неуклонно снижает качество своих публикаций. Взявшись писать о первых бронированных кораблях, не удосужился ознакомиться с технологией производства этой самой корабельной брони.
    До 1862 года корабельную броню производили методом кузнечной сварки паровым молотом. Броневой лист сваривался из отдельных тонких листов железа обычного (неброневого) качества. Имелось пять последовательных операций: 1-я – сваривались 2 листа в один пакет, 2-я – 2 пакета вместе и т. д до получения заданной толщины.
    Каждый отдельный лист, входящий в состав броневой плиты, подвергается нагревам до 30 раз. Общее же число нагревов всех листов и пакетов доходило до 122. При нагреве терялось большое количество металла с окалиной, расходовалось много материалов и топлива.
    Одну плиту делали две недели. От многократных нагревов металл терял пластичность, становился хрупким – его легко пробивали ядра. Многие плиты шли на брак.
    В 1856 году Пятов предложил паровой молот заменить "листокатальной машиной". Но в России изобретение Пятова внедрено не было. В 1862 году аналогичный способ предложил английский металлург Браун, явно воспользовавшись невостребованным изобретением Пятова. По иронии судьбы, для канонерской лодки "Опыт" броню пришлось закупать у английской фирмы "Браун и К".
  7. +2
    8 сентября 2024 20:20
    В 1891 году в составе учебного минного отряда «Мина» участвовала в испытаниях радиосвязи между кораблями

    Это как? О какой радиосвязи в 1891 году может идти речь, если, вроде бы, общеизвестно, что Попов впервые демонстрировал свой "грозоотметчик" в 1895 году, а, официально, первое использование радиосвязи российским флотом было в следующем, 1896 году (спасение корабля "Генерал-адмирал Апраксин")
    1. +1
      8 сентября 2024 22:45
      Это как?

      В 1901 году. Хотелось бы сказать, что это чисто техническая ошибка, но автор слишком много последнее время всяких ляпов допускает.