Если хочешь быть красивым – запишись в гусары

66
Если хочешь быть красивым – запишись в гусары
Гламурные безумцы Османской империи


Гусары – лёгкая кавалерия, отличавшаяся от своих собратьев по цеху несколько... оригинальным костюмом. В самом деле: звериные шкуры, расшитые шнурами доломаны, перья, а то и целые орлиные крылья за спиной... Всё это не самые популярные детали костюма европейского кавалериста (ну ладно, про перья я загнул, но всё остальное). Откуда такое стремление к оригинальности?



Известно, что гусары появились в Венгрии (по одной из версий, происхождения названия, husz по-венгерски «двадцать» – именно от двадцати дворов выставлялся один боец). Но даже для венгров их костюм излишне экстравагантен! А значит, вопрос не снимается: откуда в Венгрии эти странные бойцы? Между тем ответ очевиден – из Османской империи.

Кажется, что в гусарском костюме нет восточных элементов. Это так, если судить об армии «Халифа правоверных» по её регулярным частям: кавалеристам спаги и пехотинцам янычарам. Но, кроме регулярных частей, у османов были части иррегулярные и добровольческие. Именно к таким принадлежали «дели»...


Османский дели без гламура

«Дели» на османском наречии (не стоит его путать с современным турецким языком – Ататюрк провёл очень серьёзную языковую реформу) – «безумцы». Именно так называли добровольческие части лёгких кавалеристов, набираемые из обитателей Балканского полуострова: турок, сербов, хорватов, босняков. Эти бойцы не получали в мирное время жалования, а в военное их набирали на службу бейлербеи – губернаторы провинций.

Стараясь заслужить добычу, они, как безумные, бросались на врага без строя и дисциплины, «байраками» – отрядами по 50–60 человек, под командованием своего командира «делибаши». Но это – в бою, а как поддерживать славу безумно храбрых людей в нерабочее время? Дели нашли выход: они стали шокировать своим внешним видом!


Шкуры, перья, птичьи крылья – полный комплект!

Например, неизвестный автор «Путешествий сеньёра де Вилламона» так описывает эту кавалерию: «Они одеваются как можно ужаснее, чтобы выглядеть грознее в глазах врагов, и я вам расскажу – как именно. Их долиман или жюпон, и чулки сделаны из меха льва или медведя, шерстью наружу. Затем, на голове носят шкуру чёрной пантеры или леопарда, к которой крепится орлиный хвост. А к его баклеру или щиту крепятся крылья орла, и его носят на левом плече так, что кажется будто он хочет взлететь. Они сидят на довольно хороших лошадях, в точности как наши легкоконники, а их оружие заключается в сабле, булаве у седельной луки и длинном дротике или полупике в правой руке. Его конь в попоне из шкуры льва или другого дикого зверя».

Впрочем, это Османская империя, а уже в 1500 году был составлен реестр, в котором обнаружена первая запись о зачислении гусар на службу королям Речи Посполитой. Некоторые из гусар в реестре упоминаются по фамилии: «Вот гусары: Андрич гусар 40 флоринов за службу... Вот гусары, которых я дал в Новогорадке: Каспер Чекель, Вацлав Любеч со своими товарищами, Михал гусар со своими товарищами, Лукас гусар со своими товарищами». В 1503 году гусары впервые упоминаются в числе войск, вышедших на отражение татарского набега.

Откуда у панов балканская грусть? А просто: в Речь Посполитую перебралось некоторое количество сербов, которые выступили в поход на свой, балканский манер: со звериными шкурами, орлиными крыльями на щитах, в венгерских кафтанах со шнурами – упоминаемых де Вилламоном «долиманах». Постепенно в гусарские хоругви стали брать венгров, поляков и литовцев.


Шановно панство изволит ехать на войну!

Поначалу гусары были лёгкой кавалерией: сабля, лёгкое копьё и никаких доспехов! Правда, разрешался асимметричный четырёхугольный щит, верхний задний угол которого был сильно вытянут вверх. Изначально именно к нему крепилось орлиное крыло – символ гусара. Постепенно, стали появляться доспехи, шишаки, легкое копьё превратилось в длинную гусарскую пику, а крылья со щита перекочевали за спину всадника.


«Опущено гусарское копьё, проткнув врагов немало, так их страшило и ужасно било неумолимое стремительное остриё...»

Именно в пиках была главная боевая сила гусарской хоругви Речи Посполитой. Дело в том, что в XV веке на поля сражений вернулась пехота, её возвращение объяснялось применением «баталии» – строя пикинеров, не подпускавших рыцарскую конницу на расстояния копейного удара. Гусары решили эту проблему, применив длинные пики – «древа». Длина «древа» была 19 футов – без малого шесть метров!

Как гусары умудрялись управляться с таким оружием? Элементарно: пики были полыми внутри, поэтому достаточно лёгкими. Само собой хватало такой пики лишь на один удар, поэтому у каждого гусара был приторочен к седлу кончар – прямой, длинный, колющий меч, способный пробить кольчугу. Помимо кончара, были у гусара и сабля с палашом – сабля – чтобы драться с кавалерией, палаш – рубить пехоту. Ну и пик на войну гусар брал с собой целый пучок.

Само собой, стоил такой комплект вооружения не просто недёшево, а жуть как много! Самой дорогой частью снаряжения был гусарский конь, стоивший 200 дукатов – самый дешёвый, а таких коней каждый «товарищ», полноправный член хоругви, должен был иметь пять.

Лошадей гусары покупали турецких, из числа выращенных в Анатолии, в провинции Караманья, что на юге Турции. Гийом де Боплан считал, что для того, чтобы служить в гусарах, шляхтич должен был иметь доход с поместья не менее 50 тысяч ливров. Разумеется, общее количество гусар в Речи Посполитой не могло быть большим: тысяча-полторы в мирное время, немного увеличиваясь во время войны.

Упадок крылатых гусар наступил с совершенствованием артиллерии и огнестрельного оружия. Они успешно воевали с турками или крымскими татарами, но в столкновениях с европейскими армиями были уже достаточно бесполезны. В 1622 году под Митау гусары оказались под настолько плотным огнём, что отказались идти в атаку. «Я скакал от одной роты к другой... обещая повести солдат лично, угрожая им виселицей, суля им награды, но ничего не помогало», – докладывал гетман польный литовский Кшиштоф Радзивилл. В 1775 году Сейм официально распустил гусарию.

Но гусары не исчезли. Просто они стали тем, кем были изначально: лёгкой конницей, задача которой разведка, война на коммуникациях, атаки на не успевшую выстроиться в каре пехоту или лёгкую кавалерию. Сабля, пистолеты, расшитый шнурами доломан и никаких доспехов! С тяжёлой кавалерией гусарам связываться было уставом не положено, но... Бывали исключения.


«Марш вперёд! Труба зовёт! Чёрные гусары...»

5-й Александрийский полк носил чёрные мундиры, от того назывался «Чёрными гусарами». Во время битвы при Кацбахе в 1813 удар Мариупольского и Александрийского гусарских полков по кирасирам противника решил исход битвы. После боя, шедшего под проливным дождём, фельдмаршал Блюхер захотел поздравить полк с блестящей атакой, но спутал покрытых грязью александрийцев с прусскими «гусарами смерти», на что получил ответ от командира полка князя Мадатова: «Это не «гусары смерти», это бессмертные гусары!»


По форме – гусары, по жизни – танкисты...

Гусарские полки просуществовали до конца Первой мировой войны, впрочем, в лихие кавалерийские атаки они уже не ходили, а сражались пешими, лишь перемещаясь на конях к месту боестолкновения.

После Великой войны гусарские полки были расформированы практически во всех армиях мира.

Исключение составляют наглосаксы, у которых до сих пор существует «Его величества королевский гусарский полк». Но... Это всего лишь танковый полк в составе 12-й бронетанковой бригады. Одно название осталось!
66 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    9 сентября 2024 03:59
    Как мужики в лосинах зимой выживали?)))
    1. +12
      9 сентября 2024 05:32
      Как мужики в лосинах зимой выживали?)))

      Красота строя в парадном расчете требует жертв, но радует глаз!!!
      Хотя впрочем надо понимать, что лосины армейские никого отношения к современным женским не имели. Шились из лосиной кожи, был зимний и летний варианты.
      К слову, шинель появляется в русской армии только при Павле I, гимнастерка - Александре III, кирзовые сапоги и шапка ушанка - Сталине.
      Где-то так, всем доброго дня и успехов начинаниях!!!
      1. +4
        9 сентября 2024 05:42
        Цитата: Коте пане Коханка
        Хотя впрочем надо понимать, что лосины армейские никого отношения к современным женским не имели. Шились из лосиной кожи, был зимний и летний варианты.

        Это я в курсе. Просто пришлось в детстве читать книжку 1849 года "Лейб-гвардии гусарский полк"..
        Цитата: Коте пане Коханка
        Где-то так, всем доброго дня и успехов начинаниях!!!

        Аналогично, коллега!
      2. +7
        9 сентября 2024 07:35
        Цитата: Коте пане Коханка
        К слову, шинель появляется в русской армии только при Павле I

        Вспомнились слова Швейка - ночью он убедился, что русская шинель теплее и больше австрийской...©
      3. +1
        9 сентября 2024 10:34
        Цитата: Коте пане Коханка
        шапка ушанка - Сталине

        добрый день, Владислав.

        Подобные шапки ушанки были очень популярны в армии Колчака 1919 г,, их предок-русский треух.
        1. +4
          9 сентября 2024 16:22
          Привет Олегович, кто-то очень Вас не любит. При этом Вы правы!!!
      4. +7
        9 сентября 2024 16:39
        Цитата: Коте пане Коханка
        гимнастерка - Александре III,

        Гораздо раньше, просто сначала в ней не воевали. Это была униформа для занятий гимнастикой отсюда и название. Но затем, сначала в Туркестане, а потом во время войны 1877-78 годов, солдатам разрешили воевать в ней. Ибо жарко. request
        Цитата: Коте пане Коханка
        Где-то так, всем доброго дня и успехов начинаниях!!!

        Мое почтение hi
    2. +5
      9 сентября 2024 08:08
      Это была эпоха, когда ценилась красота как мужчин, так и женщин
      Причём красота имела градации по кастовости, как в мирной жизни, так и на войне. Аристократы и дворяне просто обязаны были соблюдать определённые атрибуты одежды для подчёркивания своего статуса. То же самое касалось и одежды на войне- каждый род войск и каждый отряд старались выделиться именно своей одеждой, которая подчёркивала их храбрость, отличия, достижения. Ну, а насчёт практичности... мало кто об этом тогда думал- главное подчеркнуть своё отличие... В великолепном фильме "Капитан Алатристе" досконально показано как и сколько долго, одевался итальянский кабальеро...- ещё то было действо.
      1. +5
        9 сентября 2024 09:29
        Цитата: Monster_Fat
        ещё то было действо.

        Не зря есть поговорка - бедному одеться, только подпоясаться. Для богатых это же правило, но с другим знаком.
      2. +8
        9 сентября 2024 10:22
        Цитата: Monster_Fat
        каждый род войск и каждый отряд старались выделиться

        Вспомнилась поговорка из фольклора российской армии 18-го века:
        Умный — в артиллерии, красивый— в кавалерии,
        пьяница — во флоте, а дур.ак— в пехоте.
        Стать артиллерийским офицером тогда мог только человек с довольно серьезным уровнем знаний по баллистике, математике, фортификации и т.п. Даже среди нижних чинов (в отличие от всей остальной армии) не было неграмотных. Поэтому среди артиллерийских офицеров (и офицеров инженерных войск) тогда было очень мало родовитых представителей "высшего общества", но было довольно много выходцев из мелкопоместного дворянства, небогатых остзейских немцев, и даже офицеров из солдатских детей - им всего приходилось добиваться своей головой, никакие связи и родовитость там не работали.
        Пьяницами флотских называли из-за того, что в эпоху парусного флота корабли уходили в плаванья только летом. Всю зиму стояли они в Кронштадте, скованные льдом. Петербург далеко (по тем временам - путь в столицу считался неблизким), делать особо нечего - вот и проводили офицеры дни за "культурной программой". Сегодня у одного, завтра у другого... Ну а про матросов и речи нет - достаточно вспомнить "Максимку" - вышел матрос на берег - сразу "гуляй рванина!" Пока всё накопленное на борту за месяцы плаваний не пропьет - не остановится. Других-то развлечений и "отдушин" нету.
        Красивыми кавалерия считалась за форму - в отличие от пехоты и всех прочих, в кавалерии у каждого полка была своя собственная уникальная по цветам форма, которой очень гордились. Выпускники кадетских корпусов перед распределением даже не столько интересовались где полк стоит, кто там командир и т.п., а какая в полку форма - красивая ли? Будут вчерашние сокурсники завидовать?
        Ну а "дураки в пехоте" объясняется тем, что "царица полей" всегда комплектовалась по остаточному принципу. Что офицерами, что солдатами. С самыми высокими баллами выпускники училищ шли в гвардию, в инженерные войска и артиллерию, те кто побогаче - в кавалерию. А все, кто остался после этого - в пехоту. Да и среди солдат также - сначала разбирали грамотных, потом красивых и рослых, а всё что осталось не нужным никому из привилегированных частей - уходило в пехоту. Потому и "дураки"...https://vk.com/wall-129309776
        1. +10
          9 сентября 2024 10:49
          Ну а "дураки в пехоте" объясняется тем, что "царица полей" всегда комплектовалась по остаточному принципу
          И, тем не менее, пехота всегда решала все. Она и сейчас решает все. И никакие ИИ войну не выиграют без пехоты wink
          1. +4
            9 сентября 2024 10:51
            Цитата: Голландец Михель
            пехота всегда решала все.

            Конечно согласен, неоспоримо good
      3. 0
        13 сентября 2024 16:05
        Ага, красота, вот отрастили вы патлы для красоты, намазали их салом, что уже приятно,. посыпали мукой. завязали в косичку и айда в степи Молдавии, вот же отличная иде неправда ли? Вы уж извините за тон, но что такое по степям ходить с хорошим рюкзаком я в курсе. А потом вся эта прелесть льется за шиворот. На счёт практичности подумал Суворов и Потёмкин. но их форма продержалась недолго, её сменил кивер.
        Тут рядом тема про Крымскую войну, загуглите в чём воюют солдаты на полотне Рубо в Севастопольской панораме? В шинелях, лето, так практичнее чем портить мундир, и в фуражирских шапках, т.е. бескозырках, вместо касок с султаном.
    3. +1
      9 сентября 2024 15:42
      На момент появления лосин зимой не воевали, а потом лосины стали тёплыми...
      1. 0
        13 сентября 2024 16:07
        Ну как не воевали? Наполеон точно в них ходил. а если нечего напялить солдату? Зима просто бывает в разных регионах разная.
    4. +4
      9 сентября 2024 19:56
      Лосины - это элемент парадно-бальной формы, а так, особенно на войне, гусары носили суконные, с кожаными леями, штаны
  2. +2
    9 сентября 2024 07:08
    Самарская 15 отдельная Александрийская бригада носит неофициальное название чёрных гусар.
    1. +1
      9 сентября 2024 15:43
      Я на них в Телеге Подписан)))
  3. -2
    9 сентября 2024 07:20
    гусары появились в Венгрии (по одной из версий, происхождения названия, husz по-венгерски «двадцать» – именно от двадцати дворов выставлялся один боец)

    Согласно другой версии, тоже не доказанной, этимология слова гусар выводится от древних хазар. Еще есть мнение, что и слово казак тоже происходит от хазарина...
    1. 0
      9 сентября 2024 15:44
      Есть версия происхождения от византийского слова (запамятовал какого), но толком никто сказать не может.
  4. -1
    9 сентября 2024 08:00
    Изначально именно к нему крепилось орлиное крыло

    это же сколько орлов уничтожено... belay .
    Элементарно: пики были полыми внутри, поэтому достаточно лёгкими

    Как же ее изготовить полой?
    1. +6
      9 сентября 2024 09:08
      Из бамбука? Или лучше углепластика? Но подороже будет.
      1. -3
        9 сентября 2024 09:16
        Цитата: faterdom
        Из бамбука? Или лучше углепластика?

        те же мысли были. smile

        Ибо высверливать деревянный тонкостенный многометровый прочный полый цилиндр-задача и сегодня нелегкая , а уж тогда... no ..
        1. +1
          13 сентября 2024 16:10
          Не так, ничего не высверливалось, протачивались желоба снаружи, ослабляя несущую конструкцию.
    2. +2
      9 сентября 2024 14:51
      Цитата: Ольгович

      Как же ее изготовить полой?

      Возможно , она была клеёной. Смотря на то, в какой веник превращалось рыцарское копьё после слома, в это можно поверить.
      1. +4
        10 сентября 2024 01:54
        Клеились из 6-8-10 длинных реек. Рейка делалась трапециевидной. А потом, после склейки, все это шкурилось до округлой формы. Но были известны и 6-8-10-граные пики (не ошкуренные). Но это считалось дешёвкой. И длина их была, в основном, не 6 а 4 метра. Хотя встречались и варианты 6-метровых. Но тут как с размерами члена, у кого больше, тот и круче))) тогда ещё не думали об общей унификации. Кончар, у польских гусар крепился спереди и сбоку на седле. Как и пистоли. И использовался только в атаке, после того как разбили пику (такая , типа , запасная минипика))). А вот, чтоб одновременно ещё и сабля, палаш и булава - это фантазии автора. Сабля была -это да, но ею должен был обладать даже самый нищий шляхтич.
    3. -2
      9 сентября 2024 15:45
      Открою секрет: поляки клеили пики из картона: на один удар - хватало, а больше и не нужно было...
      1. +1
        9 сентября 2024 20:31
        Цитата: Летучий_Голландец
        Открою секрет: поляки клеили пики из картона: на один удар - хватало, а больше и не нужно было...

        Браво. Это изобретение поляков?
        Удивительно (что вполне возможно)). Одноразовое применение.
  5. +1
    9 сентября 2024 08:51
    [quoteПостепенно, стали появляться доспехи, шишаки, легкое копьё превратилось в длинную гусарскую пику, а крылья со щита перекочевали за спину всадника.][/quote]

    Однако было бы правильнее таких "гусар" именовать кирасирами.
    1. +3
      9 сентября 2024 15:51
      Нет, кирасиры носили другой тип доспеха, сильно тяжелее, на тот момент, примерно такие:
      1. 0
        10 сентября 2024 13:50
        Нет, кирасиры носили другой тип доспеха, сильно тяжелее, на тот момент, примерно такие:


        А это были кирасиры нового типа, более легкие.
        Как ни крути - тяжелая конница, вооруженная пиками. И функционал - как положено тяжелой коннице, тем же кирасирам. Т.е. прорыв пеших порядков, уничтожение легкой конницы и т.п.
        Удел настоящих гусар, изначально легкой конницы - разведка боем, преследование отступающего противника, рейды по тылам.

        Видно пшеки слишком своими тушками дорожили, вот и напяли на себя избыточную броню, выйдя за лимиты легкой конницы.
        1. 0
          13 сентября 2024 16:14
          Это вопрос в названии, у них была своя, в том числе панцирная кавалерия, но попроще.
      2. 0
        13 сентября 2024 16:12
        Тяжелее польского гусара? Да Вы наверное шутите? Там на пузе было 9-мм, что тевтонским рыцарям и не снилось.
    2. 0
      13 сентября 2024 16:11
      Они сами себя так называли, наверное им виднее, не кирасирами, не жандармами, тоже железные дядьки.
  6. +7
    9 сентября 2024 10:16
    Автора можно поздравить - упорными усилиями он достиг уровня дзена - разухабистое изложение и победа беллетристики над историей.
    «безумцы». Именно так называли добровольческие части лёгких кавалеристов, набираемые из обитателей Балканского полуострова: турок, сербов, хорватов, босняков.

    Deliler набирались только из турков. Из сербов, хорватов, босняков набирались serhadkulu (serhadli) - серхадли. Из них и набирали легкую кавалерию, получившую название huszár.
    Одежда гусар с костюмами Deliler ничего общего не имеет. В основе гусарской формы национальный венгерский костюм.
    На первом фото - венгерский гусар XVI века, на втором - национальные венгерские костюмы XVI века.
    1. 0
      9 сентября 2024 15:55
      Объясните это М. В. Нечитайлову и В. В. Великанову. Ну и разоритесь на их "Щит и меч султана армия Османского государства в конце XVI - начале XVIII века". Всего полторы тысячи и книга ваша! Если повезёт, конечно - тираж всего 800 экземпляров. Для вас - 799, один уже у меня...
      1. +3
        9 сентября 2024 16:45
        Зачем мне дискутировать с какими то ноунеймами, один из которых вообще не историк и тратить время на чтение их опусов?
        Мне достаточно Military History of the Ottomans: From Osman to Atatürk и OSMANLI ASKERİ TEŞKİLATINDA DELİ OCAĞI.
        1. +1
          9 сентября 2024 17:50
          А с чего вы взяли, что ваши источник качественнее? Первый англоязычный, чем он лучше русскоязычного? У авторов мозги качественнее? Массив информации больше взят? Не факт. Русскоязычных источников у них явно меньше, а русские с турками воевали много, так что наши источники достаточно важны. Второй - турецкий, но турецкая историческая школа... Не блещет. Опять же: не факт, что они отработали больше источников, чем наши "ноунеймы", научная добросовестность от доступности к источников никак не зависит.
          1. +3
            9 сентября 2024 18:29
            Первый англоязычный

            Вы бы поинтересовались, для начала хотя бы авторами. Автор этой книги - Mesut Uyar. Ну а про "источники", которые Ваши ноунеймы отработали, то конечно, преподаватель и куратор архивов Milli Savunma Üniversitesi к источникам по истории армии Османской империи имеет доступ куда меньший, чем преподаватель аж Ставропольского университета и экономист с Нижнего Кисловского переулка.
            Да, конечно, историю Турции и ее армии надо писать именно по русскоязычным источникам. Турецкие, естественно, не подходят.
    2. +1
      10 сентября 2024 18:27
      В основе гусарской формы национальный венгерский костюм.
      На первом фото - венгерский гусар XVI века, на втором - национальные венгерские костюмы XVI века.

      У венгров по сей день парадная форма парадных войск - классическая мадьярско-гусарская, с кунтушами и проч (и, понятно, верхом!). Я с ними фоткался на дворцовой площади Будайской крепости. Ах, да, еще усы очень мощные были.
  7. +5
    9 сентября 2024 12:02
    Как же ее изготовить полой?

    Клеили из двух половин. Иногда встречается в литературе, что склеенное копье усиливалось проклееной кожей.
  8. +4
    9 сентября 2024 13:07
    Лошадей гусары покупали турецких, из числа выращенных в Анатолии, в провинции Караманья, что на юге Турции.

    Лошадей гусары использовали в основном местных, выращенных на польских конезаводах по всей стране, хотя больше всего их было на юго-восточном приграничье. Разведение лошадей считалось прибыльным. Сохранилась даже поговорка - klaczka, pszczółka i pszenica wywiodą z długów szlachcica - кобылка, пчелка и пшеница освободит дворянина от его долгов.
    Вывоз лошадей за пределы Польши запрещался - siłą na tem Rzeczypospolitej zależy, a zwłaszcza pod takowe niebezpieczne czasy, aby koni za granice nie wyprowadzano.
  9. +3
    9 сентября 2024 13:46
    Разумеется, общее количество гусар в Речи Посполитой не могло быть большим: тысяча-полторы в мирное время, немного увеличиваясь во время войны.

    В Хотинской битве в 1621 году участвовалопольских 8520 гусар. В Венской битве 1683 года - 2500.
    Гийом де Боплан считал, что для того, чтобы служить в гусарах, шляхтич должен был иметь доход с поместья не менее 50 тысяч ливров.

    Шляхтич нес такие расходы, потому что содержал за свой счет еще двух - трех pocztowymi - вооруженных слуг, которым он предоставлял лошадей и снаряжение, а так же слуг, ухаживающих за лошадьми, разбивающих лагерь, ремонтирующих снаряжение и т. д.
    1. +1
      9 сентября 2024 18:35
      Гийом де Боплан считал, что для того, чтобы служить в гусарах, шляхтич должен был иметь доход с поместья не менее 50 тысяч ливров.
      Сейчас прикинул, это больше 30 килограммов чеканного золота. Что-то здесь не сходится...
      1. +2
        9 сентября 2024 18:39
        Сейчас прикинул, это больше 30 килограммов чеканного золота. Что-то здесь не сходится...

        Там много чего не сходится. Что касается стоимости гусарского снаряжения, где то у меня были материалы польских историков. Там правда в злотых и грошах, но это не критично. Надо будет поискать.
        1. +1
          9 сентября 2024 18:56
          Было бы интересно сравнить. Данные о серебрянном и золотом содержании ливра за несколько столетий.
          1. +1
            9 сентября 2024 19:12
            Было бы интересно сравнить.

            Задача нетривиальная. До реформы Станислава II Августа в польской денежной системе черт ногу сломит. Кроме того, польский язык - не моя сильная сторона.
            1. +1
              9 сентября 2024 19:15
              Кроме того, польский язык - не моя сильная сторона.
              Моя тоже. С испанского переводить проще.
            2. 0
              12 сентября 2024 09:43
              в принципе перевести с польского на русский могу попробовать ( наоборот не возьмусь), есть небольшой опыт
              1. 0
                12 сентября 2024 12:36
                в принципе

                "В принципе" я могу и сам. Вопрос узкоспециальный, много специфической терминологии, которая требует уточнения по тематическим словарям.
      2. +1
        9 сентября 2024 18:55
        Прикинул ради интереса. Францишек Салези Потоцкий имел годовой доход 200 000 злотых. Умножаем на 3,5 грамма, получаем 700 кг золота.
        1. +2
          9 сентября 2024 19:10
          Ну, Вы нашли пример для сравнения! Где Потоцкие и где Шпаковские? И фигура выбрана несоответстующая по временным критериям.
          1. 0
            9 сентября 2024 19:18
            Шпаковский еще и гусаром был?!
            Где то у меня была книга "Życie codzienne w Warszawie za Wazów". Это XVI-XVII век. Попробую покопаться, может там о доходах шляхты что то найду и о расходах.
            1. +2
              9 сентября 2024 19:40
              Шпаковский еще и гусаром был?!
              Дед отчима Вячеслава Олеговича, наверняка был. Иначе, откуда бы взялась такая шляхетская "гоноренность" у человека? Уж явно не преклонением перед руководителем "кандидатской"...
              1. +1
                9 сентября 2024 19:50
                откуда бы взялась такая шляхетская "гоноренность"

                В Польше любой застенковый шляхтич, у которого из имущества были только жупан и карабела, гонор имели ничуть не меньший, чем Потоцкие и, кстати, имел неотъемлемые права на герб, правотворчество, участие в народном ополчении и личную свободу.
                1. +2
                  9 сентября 2024 20:08
                  Так Польша сама себя и поимела, на дворянской демократии, когда самый безродный нищук(единственный!) имел право наложить вето на решение сейма. Хлодвиг, в этом отношении был прав, но поляки поступили по своему.
                2. 0
                  10 сентября 2024 18:39
                  Гонор имели ничуть не меньший, чем Потоцкие и, кстати, имел неотъемлемые права на герб, правотворчество, участие в народном ополчении и личную свободу.

                  Насчет гонора - бесспорно. И права были немалые, в т.ч. право избирать короля на сейме. Где можно было орать: "Не волам!" - "Не жалаю!" И тут его уговаривают, поят, а он хоть и голодранец, а целый сейм на уши поставил.
                  Однако ж насчет прав на герб не совсем правда. И шляхта делилась на просто шляхту и шляхту хербову (Szlachta Herbowa), т.е. гербовую.
          2. +1
            9 сентября 2024 19:38
            Вот нашел интересный факт.
            Януш Острожский, умерший в 1620 году, оставил после себя наследство стоимостью примерно два годовых государственных бюджета, в том числе более миллиона польских злотых монетами и тридцать бочек серебра. Рядовой гусар в то время получал жалование в размере 160-320 польских злотых, а гусарский капитан - от 2 до 10 тысяч польских злотых в год.
            1. +2
              9 сентября 2024 22:41
              Януш Константинович имел счастливую способность, удачно жениться.
              1. +1
                10 сентября 2024 00:49
                Да он и сам явно не из бедной семьи.
  10. Комментарий был удален.
  11. +1
    9 сентября 2024 17:30
    Козьма Прутков говорил "...поступи в гусары....".
  12. +1
    10 сентября 2024 18:08
    Что ж, довольно объемный копи-паст из Википедии. Познавательно. Но есть и вопросы:
    Они успешно воевали с турками или крымскими татарами, но в столкновениях с европейскими армиями были уже достаточно бесполезны.
    ???
    Может, стоило продолжить копировать Вики? И увидеть там такое:

    Гусария сыграла решающую роль во многих сражениях, в которых участвовала, в частности, в битве с русскими под Оршей (1514) и с молдаванами при Обертыне (1531)[8].

    Т.е. били наших, били шведов, били турок, били австрияк - хороша бесполезность!
    Военная реформа, проведенная Стефаном Баторием в 1576 году, ознаменовала начало золотого века гусарии, продолжавшегося с последней четверти XVI века по первую четверть XVII века. Действия гусарии Стефана Батория предопределили исход сражения при Любешове[англ.] (1577). Затем последовала серия побед в войне с Россией (1577—1582) (Битва под Венденом (1578), Битва под Торопцем (1580))[21]. Далее были достигнуты победы над Габсбургами при Бычине (1588) и над молдаванами при Букове[пол.][22][23] и под Куртя-де-Арджеш[24] (1600), над шведской армией при Кокенхаузене (1601), Вассенштайне (1604) и Кирхольме (1605), а также над русско-шведской армией при Клушине (1610)[25], над крымскими татарами в под Мартыновом (1624) и под Охматовом (1644).
    Но в целом тема интересная. Рекомендую для погружения в тему прекрасный мини-сериал (часа 4 в сумме) Ежи Хоффмана "Огнем и мечом" по роману Сенкевича.
  13. 0
    11 сентября 2024 08:52
    Цитата: Frettaskyrandi
    В Польше любой застенковый шляхтич, у которого из имущества были только жупан и карабела, гонор имели ничуть не меньший, чем Потоцкие и, кстати, имел неотъемлемые права на герб, правотворчество, участие в народном ополчении и личную свободу.


    Но как обычно и бывает, шляхетские "вольности" базировались на беззастенчивой эксплуатации холопского быдла.

    Не бывает обществ свободных и несвободных, бывают лишь разные механизмы и степени распределения свободы и несвободы.
  14. 0
    11 сентября 2024 08:55
    Цитата: Wizzzard
    Т.е. били наших, били шведов, били турок, били австрияк - хороша бесполезность!


    Ну их тоже били. В Тридцатилетнюю войну бегали от шведов, обгоняя собственный визг.
    И Россия тогда воспользовалась общим ослаблением Польши и вернула часть утраченных ранее территорий.
  15. 0
    11 сентября 2024 08:57
    Цитата: Frettaskyrandi
    Клеили из двух половин. Иногда встречается в литературе, что склеенное копье усиливалось проклееной кожей.


    Зачем такие сложности? Не проще ли просто использовать бамбук? Он полый изначально и легкий, притом прочный.
    Ведь азиаты бамбук использовали для изготовления копий, а гусар, якобы, срисовали с азиатов.
  16. 0
    13 сентября 2024 15:55
    Ну гусары побили кирасир - это преувеличение, во фланг заехали, это да.