Экспедиция к предкам. Брёвна и топор
«Славянский посёлок». Современные материалы, конечно, сильно облегчают работу макетчика. Брёвна – бамбуковые палочки для шашлычков, но если они вам не нравятся, то можно заказать деревянные любого диаметра у фирмы АВ-модель. Фигурки славян на самом деле не что иное, как конверсии выпускаемых различными фирмами фигурок воинов в масштабе 1:72. Острый модельный нож, электрический выжигатель в качестве паяльника и микроэлектрическая дрель – вот и всё, не считая красок и суперклея для того, чтобы переделать в славян фигурки египтян и… рыцарей, производства фирмы «Звезда». Коров и лошадей даже и переделывать не пришлось. Только раскрасить. Они прибыли интернет-посылкой из Китая. Хотя, например, сделать вилы, грабли, топор и молот кузнеца в масштабе 1:72 оказалось делом нелёгким…
Четвертая книга Царств, 6:5
История своими руками. В прошлый раз мы вели речь о том, что дома наших предков начали понемногу вырастать из земли. Однако учёные выяснили, что бревенчатые избы на территории России возводились ещё во II тысячелетии до нашей эры, то есть ещё до того, как места, где их строили, вошли в сферу влияния древних славян. А уже в конце I тысячелетия нашей эры срубный тип бревенчатого жилища стал доминировать в центральных и северных регионах Руси.
Обычно, как показывают археологические находки, это было жилище со стороной в 4-5 метров. Могли собрать сруб сначала в лесу, на месте рубки брёвен, потом их пометить, разобрать и уже затем собрать дом в нужном месте. Мастера прошлого очень внимательно относились к тому, чтобы обеспечить дом теплом и сделать его устойчивым к гниению. Сейчас, например, продольные углубления на брёвнах, чтобы бок одного бревна входил в выемку на другом, делают на верхних брёвнах, чтобы внутрь такой выемки не попадала вода. В прошлом наши предки делали такие выемки на нижних брёвнах, то есть выемкой вверх. Однако старались, чтобы брёвна при этом смотрели бы вверх северной стороной, потому что там годовые кольца мельче, а сама древесина плотнее. И конопатили швы мхом, а он обладает антисептическими свойствами, да ещё и глиной промазывали. Зато обшивка тёсом появилась у нас довольно поздно. Судя по изображениям на миниатюрах из манускриптов, не раньше XVI века. И тогда же появились и тесовые, то есть из досок, кровли.
Главным строительным инструментом был топор. Но пилы славянам тоже были известны. Их обломки были найдены при раскопках в Ладоге и Старой Рязани, а датируются они IX веком. Эти пилы походили на наши сегодняшние ножовки, но были и пилы большего размера – двуручные, лучковые. А не использовали их потому, что считали срез, сделанный топором – «сухим», а вот пилой – «мокрым». А всё потому, что пила рвёт волокна древесины и на её поверхности заводится гниль. Вот потому-то даже доски и те делали топором, и называли тёсом. Помните забавный мультфильм «Терем-теремок»? «Если дружно мы навалимся втроём, мы тесовые ворота отопрём!». То есть и ворота тоже делали из тёса, а чтобы они не гнили раньше времени, устраивали над ними крышу. Пилы применяли в столярном деле и исключительно для внутренних работ.
К собственно дому пристраивали сени – прируб, шириной около двух метров. А на Русском Севере так и вовсе устраивали закрытые дворы для скота. Сени могли быть и большего размера, а использовались они для самых разных нужд, вплоть до того, что именно там укладывали спать тех из гостей, которым после застолья отказывались служить ноги. Сени начиная с Х века могли вести ещё в одно пристроенное строение (без отопления) – клеть. Клеть летом служила спальней, а в холодное время – естественным холодильником. Считается также, что сени в виде галереи могли опоясывать избу с трёх сторон. Причём в самом заднем их конце находился туалет, именовавшийся двояко – «задок» или «заход». Слово «задок» прямо указывает на местонахождение этого «хитрого домика». Встречается оно уже в документах, относящихся в XVI веку.
Печка в хибарке из музея М. Ю. Лермонтова в Тамани. Фотография автора
Кстати, слово «изба» (синоним «истопка», «истобка»), как оказалось, имеет самую непосредственную связь с глаголом «топить», то есть так называли жилое помещение, в котором непременно находилась печь. Интересно, что жилая изба у русских, белорусов и украинцев могла быть и очень небольшой по размеру. Но вот печь внутри такой крохотной избы вполне могла занимать целую её половину! Во всяком случае, именно столько занимала места печь в мазанке из музея М. Ю. Лермонтова в Тамани.
А вот так в его описании выглядело это его жилище. Фотография автора
Также очень невелики по размеру и срубы деревянных домов, сохранившиеся на территории музея-заповедника «Золотаревское городище». Погибло оно, скорее всего, осенью 1236 года. Причём в ямах, обнаруженных под домами, сохранилось даже обугленное зерно! Но вот сами эти дома хоромами никак не назовёшь, то есть в большинстве своём люди, попросту говоря, ютились в небольших избушках, а большую часть рабочего времени проводили вне дома – занимались пахотой, севом, охотой, бортничали, ловили рыбу, заготавливали дрова и корм скотине.
Хибарка, крытая камышом. Кровля, пережившая тысячелетия! Музей М. Ю. Лермонтова в Тамани. Фото автора
Интересно, что мнение о том, что Западная Европа была каменной, а Русь – деревянной, верно только лишь отчасти и не для всякого времени. В эпоху раннего Средневековья европейцы точно так же жили в лесах, причём небольшими посёлками, а дома строились из… дерева! Причём деревянными были не только избы крестьян, но и феодальные замки, имевшие вид двух дворов в форме «8». В большем нижнем дворе располагались дома челяди, конюшни, амбары, кузницы, плодовые деревни и огороды. В малый верхний двор, обычно находившийся на насыпном холме, вёл деревянный мост. И вот там-то и находился «дом феодала» – деревянная башня в два-три этажа, точно так же крытая соломой или камышом, как и дома челядинцев внизу. И оба двора (верхний – мотт, нижний – бейли) окружал… тын из заострённых брёвен либо изгородь из горизонтальных брёвен, тесаными концами закреплённые в вертикально поставленных столбах. Позади такого забора шли мостки для дозорных и воинов, а окружал оба этих двора – ров. И только уже со временем все эти замки постепенно начали перестраиваться, и дерево заменил камень.
Кстати, именно потому, что люди тогда жили в лесу, огромную роль в существовании их социума играли… профессиональные дровосеки, которые совсем недаром встречаются так часто в сказках братьев Гримм. Они рубили леса для превращения их в пашни, они снабжали людей топливом и строительным материалом.
Но каким же образом наши далёкие предки всё-таки сооружали свои постройки? Что лежало в их основе? А основой был именно сруб, от слова срубить, что прямо указывает на то, деревья на строительство именно рубили топором, а не пилили пилой. ..
Каждый ряд таких рубленых брёвен назывался «венцом». Причём, самый первый, нижний венец могли поставить и на каменное основание – «ряж», который складывали из больших валунов. Такое основание и прочности дому прибавляло, и позволяло приподнять венцы над сырой землёй.
Сегодня дома утепляют совсем иначе… Под красивыми внешними панелями находится толстый слой стекловаты. Фотография автора
По типу характерной укладки брёвен различались и виды срубов. Для хозяйственных построек использовался сруб «в режь». При такой технологии брёвна укладывались не плотно, а парами, и часто не скреплялись вовсе. Когда брёвна складывались «в лапу», то концы их и впрямь вытёсывали в виде «лап», входивших одна в другую. Поэтому брёвна в этом случае не выходили снаружи за габариты стены. Венцы плотно прилегали друг к другу, но в углах могли оставаться щели, и зимой в них задувало.
Крепление брёвен «в обло», когда концы брёвен немного выступали за габариты стены, считалось самым прочным и надёжным. Название это происходит от слова «оболонь», что означало наружные слои дерева. Даже в начале XX в. можно было услышать, что та или другая изба «рублена в оболонь», то есть брёвна по углам уложены крестом.
Сами ряды брёвен /венцы/ скреплялись друг с другом с помощью внутренних шипов. Конопатили венцы мхом, а позднее и льняной паклей. Тот же мох, кстати, собирали и раскладывали на чердаках для утепления потолка. Это сейчас для этого используется керамзит и стекловата, а тогда люди умели обходиться простым мхом.
Интересно, что широкое распространение гаджетов среди детей привело к тому, что они стали забывать обычные игры нашего /моего/ детства. Например, игру «в шалаш». Но вот теперь дети вновь строят шалаши, хотя, понятно, что материалы у них сегодня не такие, как были у меня в 50-60-е годы прошлого века. Фотография автора
Срубы в плане могли иметь вид четырёхугольника /«четверик»/ или же в виде восьмиугольника /«восьмерик»/. Избы рубились в форме «четвериков», а вот восьмериками рубились деревянные церкви, поскольку так внутренний объём здания значительно возрастал. Правда, и натопить такое здание было сложнее, но поскольку это было сооружение общественное, для «мира», то тут уж вопрос особо и не стоял – кто же мог отказаться «труждаться для мира» («общины»), о таком даже и подумать-то никто не мог, хотя, конечно, всегда были те, кто для себя «труждался» усерднее, нежели для других.
Продолжение следует…
Информация