Долгосрочные оценки Пентагона по ситуации на постсоветском пространстве

0
Долгосрочные оценки Пентагона по ситуации на постсоветском пространствеПродолжаем знакомиться с региональными оценками и прогнозами развития военно-политической ситуации в мире, подготовленными экспертами американской корпорации РЭНД. На этот раз вашему вниманию представлены результаты долгосрочных прогнозов развития ВПО в Средней Азии и на Кавказе.

Опять же предупреждаю — материал не новье и на новость не тянет, НО, весьма информативен для думающего человека.

Военными экспертами продолжаются аналитические исследования, направленные на изучение потенциала и политического фона постсоветского пространства как возможного театра военных действий с вовлечением армии США в ближайшие 10-15 лет. Так, экспертно-аналитическим центром RAND при финансовой поддержке Управления военно-воздушных сил США, подготовлен отчет MR-1598-A «The faultlines of conflicts in Central Asia and the South Caucasus. Implications for the U. S Army».

Данный материал стал итогом исследований группы аналитиков корпорации RAND, выполнявшихся в течение последних лет в рамках проекта «Источники конфликтов на Южном Кавказе и Средней Азии» и является продолжением работ, начатых этой группой аналитиков в отчете MR-1442-AF «Assessing Russia's Decline: Trends and Implications for the United States and the U.S. Air Force».

Цель проекта — предоставить аналитикам военной разведки армии США дополнительную информацию для понимания потенциала возможных вооруженных конфликтов в регионе путем разработки набора индикаторов и указателей, способных идентифицировать зарождение конфликта, а также определить условия вовлечения в эти конфликты американских вооруженных сил и необходимость внесения корректив в планы применения сил в регионе.

Эксперты корпорации RAND определяют и оценивают значимость ключевых факторов, влияющих, по их мнению, на зарождение и развитие конфликтов в Средней Азии и на Южном Кавказе. Среди таких факторов заявлены следующие:

слабость политической и экономической структуры государства;
— криминализация экономики и торговля наркотиками;
— этнические взаимоотношения в регионе;
— иностранные интересы и влияние в регионе;
— борьба за природные ресурсы.

Авторами исследования подробно изучается инфраструктурный потенциал региона, влияющий на способность быстрого развертывания соединений и частей армии США в случае их вовлечения в конфликты в регионе в ближайшие 10-15 лет. Особо отмечается, что действия армии США в Афганистане добавили неустойчивости в ситуацию в регионе, не изменив сколько-нибудь существенно соотношение конфликтогенных факторов.

Определяя в целом ситуацию в регионе как нестабильную, эксперты RAND прогнозируют возможность развития крупномасштабных конфликтов в регионе как внутригосударственного, так и межгосударственного характера. При этом конфликты будут возникать как в уже известных точках напряженности, таких как, Нагорный Карабах, Ферганская долина и Панкиское и Кодорское ущелья Грузии, так и в ранее стабильных районах. Отмечается, что, если в ходе афганской кампании американские военно-политические круги во многом закрывали глаза на попытки использовать руководством ряда стран региона (в частности, Узбекистаном) сотрудничество с США в собственных интересах в обмен на содействие в афганской кампании, то в 10-15 летней перспективе это совершенно не устраивает США.

В отчете еще раз подчеркивается, что среднеазиатский регион и регион Южного Кавказа являются жизненно важными для США. В то же время военно-политическое давление на страны региона со стороны России, по мнению авторов, вызванное ее стремлением не допустить закрепления американского военного присутствия в регионе на долговременной основе, наряду с возможными столкновениями политико-экономических интересов в ходе интеграционных процессов в рамках СНГ и Евразийского экономического сообщества, является потенциальной угрозой региональной стабильности.

Авторы отмечают, что Россия, чье историческое, политическое, стратегическое и экономическое влияние в регионе весьма велико, несет множество осложнений для реализации политики США в регионе. Прежде всего, это опасения среди государств региона, что Россия в силу своей увеличивающейся слабости и боязни полной потери влияния, будет стремиться силой подтверждать контроль над регионом. Однако, по мнению экспертов, не столь важен сам факт силового вмешательства России, сколько факт, что в попытке такого силового давления она может инициировать этнический, религиозный или территориальный конфликт в регионе. Кроме того, глубокие и фундаментальные интересы России в регионе почти гарантируют, что, если по любой причине конфликт разразится, Россия будет стремиться играть в нем ключевую роль и препятствовать участию в его разрешении внешних сил. Возможно, и даже более опасно, что Россия в силу своей слабости, не захочет или не сможет остановить конфликт, или сделает это с сильным опозданием.

В то время как Россия имеет ясные интересы в регионе, другие государства региона, такие как Китай, Турция и Иран опасаются конфликта и анархии в этом регионе. До настоящего времени эти государства сдерживали активное обозначение своих интересов в регионе ввиду агрессивной оппозиции России. Региональный кризис вместе с нежеланием, неспособностью или недостаточной активностью России может побудить одно или несколько из этих государств пытаться разрешать кризисную ситуацию собственными силами, что в свою очередь может потенциально закончиться российским ответом путем вмешательства в конфликт.

Авторы отмечают, что одним из факторов, способным спровоцировать развертывание американских вооруженных сил в регионе, является эскалация этно-национального конфликта между местным населением государств региона и русскоязычным населением, тяготеющем к России, которое в последнее время проявляет активность в борьбе за обеспечение собственных гражданских прав. Также среди возможных факторов возникновения кризиса в районе Каспийского моря отмечают высокий уровень милитаризации региона со стороны России и Ирана.

Весьма негативно оценивается авторами отчета и российские инициативы по формированию Евразийского экономического сообщества, которое, по мнению ряда экспертов, будет способствовать переориентации экономики ряда государств региона, поддержавших эту инициативу, на Россию в ущерб их ориентации на мировую глобальную экономику, что крайне негативно скажется на экономических интересах США и стран НАТО в регионе.

В целом следует отметить, что отчет во многом соответствует материалу, выполненному с целью информационно-аналитической подготовки к проведению «операции на основе эффектов», направленных на создание условий для активного использования вооруженных сил США в регионе путем эскалации внутренних противоречий региона: изучается конфликтогенный потенциал региона, просчитываются первичные и вторичные эффекты от тех или иных действий как внутренних сил региона, так и внешних сил, что еще раз подтверждает желание администрации США и в дальнейшем использовать подход на основе «управляемого хаоса» для установления контроля над регионом.

Повышенный интерес к действиям России, подробная оценка ее геополитических и экономических интересов в регионе позволяет сделать вывод о том, что именно Россия является основной целью возможной военной акции со стороны сил США и НАТО в ближайшие 10-15 лет.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»