Экспедиция к предкам. Печки-лавочки

57
Экспедиция к предкам. Печки-лавочки
Сегодня мы рассмотрим макет-диораму «Славянский посёлок» сверху, чтобы получше увидеть всех её персонажей. Это охранник у ворот, в шлеме и плаще, пастух с кнутом, который гонит отставшую лошадь, три молодца-кузнеца и молодой человек с острогой, охочий до рыбы. Все эти фигурки в масштабе 1:72 конверсированы из других. Рыбак – это египтянин из итальянского набора, кузнецы и охранник – рыцари-крестоносцы из набора фирмы «Звезда», а пастух – тоже египтянин, но «одетый» в рубаху из жидкой самоотверждающейся пластики. В ногах у них высверлены отверстия тонким сверлом, после чего на суперклее в них вставлены отрезки проволоки. Столь прочное крепление фигурок имеет смысл, ведь этот макет будут трогать дети. И если не позаботиться о прочности креплений, то долго в целости ему не быть, как бы за ним ни следил на уроке учитель… Украшающие избы резные узоры – продукция фирмы АВ-модель. Всё вырезано лазером и производит очень хорошее впечатление. Есть набор деталей в масштабе 1:72 и в масштабе 1:35. Фотография автора



«Тогда Навуходоносор исполнился ярости, и вид лица его изменился на Седраха, Мисаха и Авденаго, и он повелел разжечь печь в семь раз сильнее, нежели как обыкновенно разжигали ее, и самым сильным мужам из войска своего приказал связать Седраха, Мисаха и Авденаго и бросить их в печь, раскаленную огнем. Тогда мужи сии связаны были в исподнем и верхнем платье своем, в головных повязках и в прочих одеждах своих, и брошены в печь, раскаленную огнем.»
Книга пророка Даниила, 3:19-21

История своими руками. Сегодня мы продолжаем наш рассказ о древностях славянского дома, и, конечно же, пойдёт он у нас сегодня о печке. Потому что какая же русская изба без неё, это же просто невозможно себе представить. Кстати, я вырос в доме на улице, где у всех её жителей были печи. В моём доме так и вовсе их было три: две на нашей половине дома – большая русская печь и печь-голландка, и у нашей родственницы, дедовой сестры на её половине. Топить обе печи начинали рано утром. Шли в сарай за дровами и углём или торфяными брикетами. Из поддувала в ведро выгребали совком золу, а веником обметали колосниковую решётку в топке. Кстати, золу потом высыпали на снег по всему саду, отчего родилось у нас там всё просто замечательно.



Дрова укладывались на торф и уголь или, наоборот – под уголь и торф (это зависело от размера поленьев) и поджигались газетной бумагой, благо в доме её было очень много. На раскалённой чугунной плите варили и жарили, на поду внутри печи пекли пироги, и там же всегда стояла огромная кастрюля с водой для помывки посуды. Дрова покупали разные, но обязательно стремились купить несколько стволов осины. Она давала сильное пламя, которое выжигало в дымоходе сажу! Причём уже потом я узнал, что так же делали и наши предки славяне!


Достаточно сложно в масштабе 1:72 было сделать грабли, вилы, острогу топор и кузнечный молот. Для древков граблей, вил и остроги были использованы… прутья из веника. Как оказалось, у них и цвет, и толщина идеально для этого подходят. А вот рукоять топора пришлось вырезать из шпона толщиной 0,5 мм. Вот только зубья остроги в масштабе оказались не видны, и их пришлось сделать намного большего размера. Но это уже дать дидактике – дети должны видеть острогу и понимать, почему она именно такая

Интересно, что у печки, так же как и у избы, есть своя, причём очень интересная история, и вот сегодня мы с ней вас, уважаемые читатели ВО, и познакомим.

Начнём с того, что все наши предки, до неандертальцев включительно, а то даже и их предков, грелись у костра. Но когда люди начали селиться в жилищах капитального образца, костёр превратился в очаг – тот же костёр, но обложенный по периметру камнями. От них в жилище шло тепло, но коэффициент их полезного действия был невысок. Такое «отопление» требовало очень много дров. Когда придумали очагу замену, сказать трудно. Однако археологи считают, что в VI веке славяне печью уже пользовались. Но… выглядела она совсем не так, как печь у меня дома. Печь-каменка – вот как назывался тип печи, которой они пользовались. Печь была невысокой, где-то метр на метр, и сложена она была их плоских камней. Связующий раствор не применялся, но стенки печи промазывались глиной. Верх печи перекрывали большим плоским камнем, на котором можно было печь лепёшки. Племя северян, живших на Днепре, а также в Румынии и Болгарии, строивших землянки в плотном, часто каменистом грунте, просто выкапывали топку в стене «дома». Считается, что такие печи появились в VII веке.

В VIII веке распространение получили цельноглиняные печи. Из гибких прутьев лепили каркас печи, напоминавший полукруг с двумя основными отверстиями – одним для загрузки топлива и другим, вертикального расположения, для выхода дыма. Кроме них в верхнем своде печи могли быть устроены отверстия диаметром около 20 см для… горшков, в которых варилась пища. Печку из глины сначала лепили, затем тщательно просушивали, а потом разводили в ней сильный огонь. Глина обжигалась, а каркас внутри у неё попросту выгорал.

Понятно, что дым из таких печей шёл прямо в жилое помещение, то есть дома были «курными». Чтобы дым не ел глаза, в домах не делали потолок, а крышу ставили повыше, чтобы дым плавал в жилище выше человеческого роста. Выходил он через тростниковое, камышовое, или соломенное покрытие крыши. Дым пропитывал его сажей, что придавало крыше водоотталкивающие свойства. Курные жилища были выгодны ещё и тем, что никогда не отсыревали и не гнили. Под крышей хранили сети, которым «копчение» приносило только пользу, некоторые продукты, например, копчёные свиные окорока, а также воинские доспехи, которым там не грозила ржавчина. Правда, перед употреблением их всегда потом приходилось чистить от сажи.

Чтобы сажа не сыпалась на людей с потолка, над лавками вдоль стен для спанья устраивались полки-навесы, так называемые «сыпухи», тянувшиеся по периметру избы на уровне нижней границы распространения дыма. Под ними уже располагались ещё и «чистые» полки – «полицы» для посуды. Использовали и люк в крыше – «дымогон», который открывался с помощью длинного шеста (точно так же, как это делалось и у индейцев хайда и тлинкитов). А бывало и так, что большую избу делили стенкой пополам. Печь была в одной половине, и там же под потолком клубился дым, а вот вторая половина была «чистой», её ещё называли «горницей» (от слова «горний», то есть «высокий»), потому что туда часто поднимались по лесенке. Нагрев горницы осуществлялся через стенку и за счёт циркуляции тёплого воздуха ниже уровня распространения дыма.


Сделать «воду» оказалось как раз не очень сложно. Для её имитации в русло речки был налит эпоксидный клей ЭДП с добавлением синей краски. Когда смола стала на диораме застывать, в неё был добавлен белый герметик, с которым она была перемешана. Так удалось показать и пенящиеся на быстрине струи воды, и её завихрения. Поверх синего цвета «эпоксидки» уже после застывания кисточкой был положен зелёный акрил и, местами – цапон лак, имитирующий на воде блёстки. Торчащий из воды «камыш» – это не что иное, как соцветия обычного мха. Они как раз в нужном нам масштабе. Ну а доски причала – это 5-миллиметровые палочки-мешалочки для кофе! Кстати, все избы на макете курные, но уже украшены резными узорами. То есть это где-то уже IX-X вв. Самый канун крещения Руси

Печи увеличились в размерах в XII-XIII веках и стали достигать в длину двух метров и более. В это же время в южной Руси стали появляться и первые дымоходы, имевшие вид… перевёрнутого деревянного желоба, обмазанного глиной, который выходил в прорезанное в стене боковое оконце. Неудобство такой «трубы» очевидно – при ветре, дувшем со стороны окна, дым загонялся внутрь помещения. Вот почему подобная конструкция не прижилась и курная изба, в которой вся «курь» выходила через крышу стала нашим традиционным жилищем на века. Причём и на Западе тоже. Не так давно здесь на ВО мы уже публиковали материал с иллюстрацией «Февраль» из «Бревиария Гримани». Там как раз в открытую дверь виден очаг, у которого греются хозяин дома и его супруга, и люк в крыше, из которого выходит дым. А ведь создан этот бревиарий был не в самой отсталой стране, а по времени – около 1515-1520 гг.

Кстати, печи в древних славянских избах устанавливали так, чтобы их устье смотрело в сторону двери, а сама печь находилась бы в правом углу. Дело в том, что горящая печь давала не только тепло, но также и свет. А свет был нужен женщине, которая сидела у огня и пряла: правой рукой вращала веретено, а левой сучила нить. И, разумеется, ей нужно было на эту нить смотреть. Зимой её освещал огонь в устье печи, что было удобно. А вот если печь стояла слева от двери, то свет из неё падал для работы неудобно. Недаром в словаре В. И. Даля такая изба называется «изба-непряха», то есть прясть в ней женщине было неудобно!

Печь была в славянском жилище центром дома ещё и потому, что обладала лечебными свойствами: прогревала людей мощным инфракрасным излучением. И люди это свойство печи заметили, поэтому-то и отдавали её в пользование обычно старикам и больным, то есть «людям недужным». Под печью также обитал и домовой, непременный обитатель древней славянской избы. А уж он-то, разумеется, выбирал в доме самое надёжное и тёплое место! В христианское время печь своё первое место уступила «красному углу», в котором на божнице стояли святые иконы. Впрочем, какое место считалось главнее, сказать трудно. Ведь есть же поговорка «начать от печки», то есть с самого начала, но нет поговорки «начать с красного угла»!

P.S.


На очереди макет усадьбы из древнего Киева Х века, который будет основан на реконструкции П. П. Толочко и В. А. Харламова. И когда он будет готов, мы обязательно продолжим наш рассказ о древнерусском деревянном зодчестве.
57 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    21 сентября 2024 05:37
    Очень полезная информация про устройство печей ,домов своими руками в наше неспокойное, вялотекущее к концу света время . . . winked
  2. +1
    21 сентября 2024 06:57
    Не понятно с частью избы, именуемой горница...чистая половина избы, отделенная стеной. Хорошо...А почему туда надо было забираться по лестнице? Горница - это второй этаж половины дома, где нет печи?
    1. +2
      22 сентября 2024 15:58
      В избе моих предков горница представляла из себя маленькую комнатку с отдельным входом из сеней, высоту потолков я по малости лет не помню, скорее всего она была небольшой (в отличие от большой главной комнаты).Под горницей был подклет, в котором кудахтали куры. Всё это - в пределах единого сруба избы.
  3. +6
    21 сентября 2024 07:46
    Кстати, я вырос в доме на улице, где у всех её жителей были печи.
    Так, наверное, может сказать большинство читателей старше 50и...
    Хоть мы и жили в центре города, но в мороз он весь был в множестве вертикальных дымовых столбов. Даже большой гандбольный зал отапливался печкой, которой хватало, в основном, только на раздевалку., зато бодрее бегали.

    Печь дома была сложной, но очень эффективной-топилась один раз в 1 или даже 2 дня, обогревая три больших комнаты, на кухне-отдельная маленькая печь. Печь была и очень красива с изразцами и барельефами в виде женских головок.
    Топили исключительно дровами-граб, бук, акация. От дровяной печи особый,приятный дух, не то, что от угольной.

    Самой вкусной кашей в жизни навсегда останется бабушкина каша, приготовленная в деревенской русской печи.
    Шли в сарай за дровами и углём или торфяными брикетами.. Кстати, золу потом высыпали на снег по всему саду, отчего родилось у нас там всё просто замечательно.

    Угольная зола-сомнительное удобрение, родственники ее или закапывали или выбрасывали.......
    1. +5
      21 сентября 2024 09:18
      Угольная да , на удобрение не идет , но дровяная или из торфа , приносят прибавку урожая . Я даже сейчас в зимние вечера затапливаю камин , дровами естественно , и всю золу сохраняю до весны .
      1. +2
        21 сентября 2024 09:48
        Цитата: Кузнец 55
        дровяная или из торфа , приносят прибавку урожая .

        безусловно, хотя, читал, что зола из хвойных пород-не очень подходит
        Цитата: Кузнец 55
        Угольная

        используют,просеянный, , как и песок, для разрыхления глинистых почв.
        1. +2
          21 сентября 2024 10:02
          Я тоже такое слышал , что Зола из хвойных не такая хорошая , вроде как из за смол . В дровяной золе очень много микроэлементов . О просеянной золе из угля не слыхал . Мы ее всю зиму складывали в кучу , весной все увозилось на свалку .
      2. +3
        21 сентября 2024 09:59
        Внесение золы, извести способствует понижению кислотности почвы, вносить её нужно при повышенной кислотности почвы. Если же почва ближе к нейтральной или щелочной, то внесение золы только навредит. Раньше кислотность в лаборатории определить можно было, сейчас есть специальные анализаторы, да и народные методы существуют.
    2. ANB
      +1
      21 сентября 2024 14:58
      . Угольная зола-сомнительное удобрение,

      От угля при топке остается не зола, а шлак. Он в поддувало не сваливается. И да, его выгребают и складывают отдельно. Русскую печь углем вообще не потопить, только дрова.
      1. 0
        22 сентября 2024 10:01
        Цитата: ANB
        От угля при топке остается не зола, а шлак

        «Угольная зола состоит из многочисленных компонентов, извлечение которых может решить экологические и ресурсные проблемы, связанные с устойчивым развитием. Мы разработали технологию на основе кислотного выщелачивания после предварительного обогащения, которая позволяет после 90-минутной обработки извлечь из золы до 85% алюминия и скандия. Что важно - рабочая температура не превышает 170-175 C против 210 C для исходной золы. Это позволит снизить эксплуатационные расходы, а также даст возможность использовать более простое оборудование для обработки», - приводят в вузе слова доцента кафедры металлургии цветных металлов УрФУ Андрея Шопперта.

        Угольная зола - это отходы, которые образуются после сжигания угля на тепловых электростанциях. Большая часть полезных компонентов - алюминия и редкоземельных металлов - содержится в упорной муллитовой фазе золы с
    3. BAI
      0
      21 сентября 2024 18:39
      угольная зола не используется для удобрений. она называется угольный шлак и идёт либо на изготовление шлакоблоков, в бетон можно добавить, либо просто посыпают зимой пешеходные дорожки, чтобы ноги не скользили
    4. 0
      27 сентября 2024 08:12
      Цитата: Ольгович
      Угольная зола-сомнительное удобрение, родственники ее или закапывали или выбрасывали.......

      Это зависит от почвы - у нас например использовали. Но дровяная зола естественно лучше в плане удобрения
  4. +3
    21 сентября 2024 09:14
    Вот почему подобная конструкция не прижилась и курная изба, в которой вся «курь» выходила через крышу стала нашим традиционным жилищем на века. Причём и на Западе тоже. Не так давно здесь на ВО мы уже публиковали материал с иллюстрацией «Февраль» из «Бревиария Гримани». Там как раз в открытую дверь виден очаг, у которого греются хозяин дома и его супруга, и люк в крыше, из которого выходит дым. А ведь создан этот бревиарий был не в самой отсталой стране, а по времени – около 1515-1520 гг.

    Самый старый из дымоходов, сохранившихся в Европе, датируется 1185 годом. В багатых домах дымоходы были обычным явлением уже в эпоху Тюдоров. Повсеместно применяться в жилищах начали с XVI-XVII веков.
  5. +7
    21 сентября 2024 09:29
    Дрова укладывались на торф и уголь или, наоборот – под уголь и торф (это зависело от размера поленьев)

    Не будет уголь гореть, если дрова положить сверху в печи с классическим нижним расположением зольника и колосниковой топкой, какой бы размер поленьев не был. Законы термодинамики суровы, но справедливы.
    Для верхнего или подового горения нужна топка совсем другого устройства.
    1. +4
      21 сентября 2024 09:41
      Интересно, минусатор может изложить свою теорию горения?
  6. +6
    21 сентября 2024 10:14
    Угольной золой не удобряют , у нас например дорожки засыпали , при чем делалось это годами , а дорожки лучше не становились , всё как в бездну уходило request . До сих пор помню запах горящей печи и звук потрескивающих поленьев , это запах и звук уюта . Самое геморройное и неуютное с печью начиналось после отопительного сезона . Весной сначала чистка дымохода - лезешь на крышу и длиннючим шестом с привязанными на конце тряпками шебуршишь по трубе . Затем через специальные затворки на печке совком вытаскиваешь сажу . Ясень пень весь в саже , по хате плавает сажевая паутина . Мебель вся закрыта при этом всем чем можно . Потом все это выметается и начинается побелка потемневших от топки углём стен и потолков , промывка всего остального и встряхивания и выбивание мягкой рухляди . Весь теплый сезон пиление дров "пилой дружба" , не подумайте , что бензиновой . Ну и под осень последний аккорд - привоз угля . Его вываливают за двором и его надо перетащить в угольный сарай , причем тачки нету , есть ведра . Да не весь вместе , а "семечеку" от "орешника" просеять и в разные разгородки , а крупный кусковой и самый соответственно ценный , отдельно . Под конец выглядишь , как шахтер в забое . Так , что воспоминания разные . Сейчас предпочитаю камин и чтоб дрова были привозные и уже пиленые , но не колотые . Поколоть перед розжигом камина или печки в бане пока ещё в удовольствие .
    1. +2
      21 сентября 2024 11:28
      Цитата: КВУ-НСвД
      , у нас например дорожки засыпали

      странно, это же заведомо грязь зольную несешь в дом.
      Цитата: КВУ-НСвД
      Затем через специальные затворки на печке совком вытаскиваешь сажу . Ясень пень весь в саже , по хате плавает сажевая паутина . Мебель вся закрыта при этом всем чем можно . Потом все это выметается и начинается побелка потемневших от топки углём стен

      ни разу за 20 лет не чистили дымоход, никакой копоти на стенах/потолках, но топили исключительно дровами...
      Цитата: КВУ-НСвД
      Ну и под осень последний аккорд - привоз угля . Его вываливают за двором и его надо перетащить в угольный сарай , причем тачки нету , есть ведра

      этим у тестя развлекались, да...
      1. +3
        21 сентября 2024 11:34
        странно, это же заведомо грязь зольную несешь в дом.

        По бедности , лучше так , чем месиво в распутицу.
        но топили исключительно дровами...

        Наверное именно поэтому , причем большинство дров скорей всего были не хвойными и не фруктовыми . А при использовании угля нужно чистить каждый год , ну край через год . Иначе тяга плохеет и печка начинает дымить , особенно при растопке , пока не прогрелась
        1. 0
          27 сентября 2024 08:22
          Цитата: КВУ-НСвД
          А при использовании угля нужно чистить каждый год , ну край через год . Иначе тяга плохеет и печка начинает дымить , особенно при растопке , пока не прогрелась


          За 29 лет чистили печку 1 раз - топили углем. Сажи/копоти особой не было- стены обоями были поклеены и было б сильно заметно(3 раза переклеивали) .
          Скорее всего у вас были косяки с печкой
          1. 0
            27 сентября 2024 11:05
            . Скорее всего у вас были косяки с печкой
            может и с печкой , но скорее всего уголь был хреновый . А может и то , и другое . Хоть и был ребенком , но точно помню , что уже в восьмидесятых хорошего печника днём с огнём было не сыскать, особенно в городе
            1. 0
              27 сентября 2024 11:18
              может и с печкой , но скорее всего уголь был хреновый
              У нас уголь очень плохой иногда бывал - вплоть до того что папа его свиньям скармливал
              1. 0
                27 сентября 2024 11:21
                Углём свиней кормить ? Первый раз слышу . Хотя и зооинженер по по первому гражданскому диплому . И чо переваривали хрюшки уголь ? От запора и заворота кишок копытца не откидывали ? Я не Станиславский , но не верю
                1. 0
                  27 сентября 2024 11:50
                  Цитата: КВУ-НСвД
                  Углём свиней кормить ? Первый раз слышу . Хотя и зооинженер по по первому гражданскому диплому . И чо переваривали хрюшки уголь ? От запора и заворота кишок копытца не откидывали ? Я не Станиславский , но не верю

                  Надеюсь то что бетонные полы свины вскрывают и жрут- вы знаете?
                  А так кормили естественно зерном и в зерно добавляли уголь - мелкие камни до кулака и пыль. Они жрали/грызли его с удовольствием- реально с удовольствием.
                  А так идея старая - еда с песком для снижения подвижности гусей и уток - примененная от необходимости.
                  Они действительно лежали дольше. Причем так поступали не только мы - все кому тогда уголь плохой достался из соседей.
                  Естественно он не переваривался - уходил в навоз
                  1. 0
                    27 сентября 2024 12:19
                    Ну реально со свиньями и углём удивили . До этог знал только , что птице при закрытом содержании без "вольного выпаса" мелкие камешки и крупный песок надо подкидывать , это из-за особенностей работы их желудков способствует усвоению грубых растительных кормов
                    1. 0
                      27 сентября 2024 12:43
                      Там кроме снижения подвижности у свиней еще и что то с зубами/клыками.
                      А утки - песок не только для пищеварения но и снижения паники/ суетливости- они его с дробленкой сьесть могут много, клюв лопатой. А куры нет- те более ушлые и песок едят по чуть чуть изза особенностей клювов
      2. +1
        21 сентября 2024 11:54
        ////Угольной золой не удобряют , у нас например дорожки засыпали///
        Здесь, скорее всего шлак имеется ввиду, образующийся при сжигании угля.
        1. +2
          21 сентября 2024 14:03
          Ну да шлак , зола угольная . Когда не сильно холодно и топили дровами , то пепел в огород высыпали
          1. +1
            21 сентября 2024 14:55
            Всё конечно зависит от качества угля. Если уголь качественный, то сгорает практически без шлака, остаётся зола. Другой вариант при горении угля - на колосниках остаётся шлак, а в поддувало сыплется зола. Вот этим шлаком в принципе можно дорожки посыпать, но не золой. Шлака много вывозится кочегарами на котельных, которые на угле работают, золы немного.
            1. +4
              21 сентября 2024 15:05
              Ну уголь то при покупке на угольной базе в советское время брали какой есть . Бывал черный жирный , тот горел хорошо жарко , золы мало . А бывало серый , хрен расколешь , плохо горит , расход большой , золы много . Но брали какой был . Иногда бывало в наличии одна "семечка" , да ещё серая . Приходилось брать , хоть знаешь , что всю зиму промудохаешься с этим дерьмом . Но выхода не было
              1. +2
                21 сентября 2024 15:13
                Да, знаю. У меня когда-то в доме был котёл на угле, и в котельной довелось поработать.
                1. +2
                  21 сентября 2024 15:16
                  Цитата: Ватервейс 672
                  Да, знаю. У меня когда-то в доме был котёл на угле, и в котельной довелось поработать.

                  Ну стал быть почти коллеги , только Вы по работе , а я по месту проживания в счастливой юности fellow
    2. +4
      21 сентября 2024 11:47
      пиление дров "пилой дружба" , не подумайте , что бензиновой .
      "Дружба-2" она называлась. wink
      1. +3
        21 сентября 2024 11:55
        "Дружба-2" она называлась.

        Да , тот ещё тренажер good
        1. +2
          21 сентября 2024 12:10
          у нас циркулярка самодельная была-из массивной метал плиты торчал диск радиусом см около 17.
          БОльший диаметр распиливали проворотом .
          1. +6
            21 сентября 2024 12:17
            Циркулярка или бензопила - мечта небогатого детства и юности . Сейчас есть и не одна , но уже особо и не нужна . Судьба несправедлива winked
    3. +4
      21 сентября 2024 13:51
      Мы видимо углем топили когда я был совсем маленьким.Помню как дед колол кувалдой глыбы угля... Но как стал болеть, мы стали топить торфяными брикетами. А вот от сажи мы печку не чистили. Топили специально осиной и сажа вся сгорала. А еще регулярно кидали в печку картофельные очистки и сажа вылетала из трубы и покрывала весь снег во дворе.
      1. +3
        21 сентября 2024 14:00
        hi Вячеслав Олегович . Уголь крупный сам молотком долбил . От крупных колотых кусков самый жар . Такой уголь для морозов берегли . А перед закладкой в печку , когда уже печь разгорелась , эти куски водой поливали . Убей меня бог , до сих пор не понимаю зачем . Бабушка говорила , что так лучше займётся и будет жарче гореть. Осиновых дров у нас не водилось , больше сосна , вяз , тополь , фруктовые . А про картофельные очистки прикольно . Надо на банной печке попробовать
        1. +3
          21 сентября 2024 14:04
          Цитата: КВУ-НСвД
          А про картофельные очистки прикольно . Надо на банной печке попробовать

          Попробуйте! Я зятю рассказал - у него баня на даче, так он забыл про сажу в печке.
          1. +3
            21 сентября 2024 21:43
            Попробуйте! Я зятю рассказал - у него баня на даче, так он забыл про сажу в печке.

            Старинный дедовский способ! Но... тут есть тонкий нюанс. Если просто кидать в печь картофельные очистки будет только хуже. Однако если в качестве профилактики регулярно сжигать в печи пару горстей предварительно высушенных картофельных очистков - будет очень действенно. В них содержатся вещества, под действием которых сажа сгорает сама. У нас добрая половина соседей, да и мы сами такое постоянно практикуем
            1. +4
              21 сентября 2024 22:05
              Есть ещё два народных способа:
              1.Дрова нужно просто обильно посолить. Натрий, который будет выделяться под воздействием тепла, будет буквально разъедать и связывать частички сажи, не давая им возможности оседать на стеночках дымохода. Необходимо раз в неделю добавлять на раскаленные угли или поленья в топке около 200 граммов поваренной соли, и проблемы с засоренным дымоходом вы очень долго не испытаете!
              2. Чтобы не возится с картофельными очистками вместо полведра сушёных картофельных очисток можно взять полкило обычного крахмала. В ходе сгорания в прогретой топке крахмал, который улетучивается по трубе и вбирает в себя частички гари. В результате структура сажи будет меняться и она отвалится от стенок.
              1. +1
                22 сентября 2024 05:53
                Доброе утро, уважаемый Ричард! Вот как полезно писать на ВО. Никогда даже не слышал о таком. Соль и крахмал. Надо же... Спасибо! Большое!!! Мы очистки не сушили специально. Они сами сохли, потому, как ждали новой топки, если картошку варили вечером. И утром закладывали их не сразу вместе с дровами, а уже на прогоревшие угли.
                1. +1
                  22 сентября 2024 10:12
                  Доброе утро, Вячеслав!
        2. +2
          21 сентября 2024 15:34
          Убей меня бог , до сих пор не понимаю зачем . Бабушка говорила , что так лучше займётся и будет жарче гореть

          Ошибалась бабушка. Влага в угле является не только балластом, она уменьшает его теплоту сгорания, т.к. требует дополнительных затрат тепла на своё испарение. Поэтому бытующая практика смачивания углей перед сжиганием, ошибочна. Единственный случай, когда смачивание имеет смысл - это когда используется низкокачественный уголь с высоким содержанием пыли. Смачивание уголь­ной пыли приводит к её окомкованию и повышению проницаемо­сти для газов, выделяющихся при термической деструкции угля.
          1. +1
            21 сентября 2024 15:36
            Так я ж не спорю . Впрочем мелкий уголь тоже поливали . А высококачественные сорта угля населению редко доставались . По крайней мере в наших краях
            1. +4
              21 сентября 2024 15:40
              Уголь все поливали. У нас тоже. Директор школы не поливал. Он был учителем физики.
              1. +2
                21 сентября 2024 15:46
                Вот видите , чтоб переломить традицию надо было быть человеком с высшим образованием почти по профилю . А как было быть с этой традицией плохо образованной женщине , которая с детства была приучена к традиции поливать recourse Я ближе к взрослости о чем то подобном смутно догадывался , но против традиции не пер .
  7. +9
    21 сентября 2024 10:30
    "Чтобы сажа не сыпалась на людей с потолка, над лавками вдоль стен для спанья устраивались полки-навесы, так называемые «сыпухи», тянувшиеся по периметру избы на уровне нижней границы распространения дыма." В Архангельской области такие полки назывались "воронцы". Сажа на них всё же иногда попадала...Битую из глиныне великую печь, с трубою, впервые увидел в июне 1978 года в новой промысловой избе чуть западнее речки Мехреньга в Плесецком районе Архангельской области. При мне мужики в неё вделали, привезённую из Северодвинска, "приспособу" для нагрева воды. Состояла она из обычной молочной фляги, (встала она вертикально по месту на небольшом не высоком глиняном основании возле печки, что имело наклон вперёд), в которую была вварена горизонтально расположенная U-образная труба, обоими концам выходившими в горнило печи. На "лицевой" стороне фляги у донышка был вварен небольшой кран для слива остатков воды, перед большим перерывом в пользовании избой, чаще всего на март месяц, как промысловая охота заканчивалась, а морозы бывали ещё сильные. Теплый воздух при горении шёл по трубе и нагревал воду во фляге. И посуду помыть и самому обмыться после работы, да бельишко пропотевшее простирнуть после проверки капканов или разделки добытого лося. А большая битая из глины печь стояла напротив избы под навесом прямо на берегу озера. В ней летом мужики сущик готовили из сороги (плотвы). По сущику и сдаче пушнины был у них план...А несколько лет назад в самой красивой деревне нашей области - Кимжа, в Мезенском районе, одна моя знакомая ( у неё мама родом из Кимжи) сняла на телефон весь процесс битья глиняной печи по белому, с трубою, в жилой избе. Благодаря неустанной заботе партии, эмблемой которой служит синий, после эпиляции бурый медведь, в Архангельской области не осталось ни одного кирпичного завода. Да речной транспорт убит, кирпич вологодский из Северодвинска до Кимжи водою не доставить. Дорога от Пинеги до Кимжи не была "в нормативном состоянии", называли её "дорога матов". Вот и вспомнили технологию конца 19- начала 20 века...
  8. +5
    21 сентября 2024 12:31
    Кажется, я читал, что первые люди, жившие в своих домах из дерева и соломы, использовали камни, сохранявшие тепло огня в течение нескольких часов, а после того, как они закончили греться у костра, они клали эти камни под кровати сохраняют тепло даже ночью.Тогда мне пришло в голову, что в предыдущих статьях говорилось об отоплении в замках, говорилось, что камин не способен эффективно обогреть всё помещение из-за своих больших размеров, и мне пришло в голову, что, возможно, для уменьшения отапливаемой площади использовались сепараторы.
    1. +5
      21 сентября 2024 15:30
      Оно так было со времен палеолита, хоть и верхнего. Самые теплоемкие камни калили в каждом очаге а после обкладывали ими спальные места в землянках, по периметру. Причем, там весьма изящная система, какой породы и какого размера и формы.
    2. +4
      21 сентября 2024 18:44
      Здравствуйте, Михаил! Ваш русский язык улучшается, прогресс очевиден! good
      1. +4
        21 сентября 2024 19:12
        Спасибо, хотя иногда автоматический переводчик интерпретирует то, что я пишу, вместо того, чтобы точно расшифровать то, что я хотел сказать. Привет из Италии.
        1. +3
          21 сентября 2024 19:15
          Взаимный привет из Санкт-Петербурга!
    3. +3
      21 сентября 2024 19:35
      Тогда мне пришло в голову, что в предыдущих статьях говорилось об отоплении в замках, говорилось, что камин не способен эффективно обогреть всё помещение из-за своих больших размеров, и мне пришло в голову, что, возможно, для уменьшения отапливаемой площади использовались сепараторы.
      Отопление замков вообще отдельная тема и камины там были весьма эффективны. Я - строитель и понимаю как это работает.
  9. +2
    22 сентября 2024 16:07
    Не помню уже по какому каналу показывали типичный шотландский дом. Печи нет, есть открытый очаг. Топится торфом, какая от него вонь - москвичи ещё помнят лето 2010-го, когда горели торфяные болота. Пол земляной, разделения на комнаты нет. И в таких домах жили ещё в 19-м веке, а может, и в 20-м. Наша изба с печью - просто чудо в сравнении с этим домом.
  10. 0
    23 сентября 2024 13:52
    как понимаю, основная проблема для печи, это сделать качественный дымоход.Но если делали из глины и каркаса тело печи, почему нельзя было сделать по такому же варианту дымоход? Или печь делать у стены дома, чтобы дым выводить наружу.
    1. +2
      23 сентября 2024 17:09
      Настоящую высокую трубу из глины не сделать, только кирпич. Такие трубы появились в деревнях не раньше 18 века (как и современные печи из кирпича), до этого дым шел под крышу, потолка соответственно не было.
      Делать печь как продолжение стены - греть стену и улицу, это невыгодно.
      1. 0
        24 сентября 2024 13:52
        до 18 века кирпича не было?