Экспедиция к предкам. Печки-лавочки
Сегодня мы рассмотрим макет-диораму «Славянский посёлок» сверху, чтобы получше увидеть всех её персонажей. Это охранник у ворот, в шлеме и плаще, пастух с кнутом, который гонит отставшую лошадь, три молодца-кузнеца и молодой человек с острогой, охочий до рыбы. Все эти фигурки в масштабе 1:72 конверсированы из других. Рыбак – это египтянин из итальянского набора, кузнецы и охранник – рыцари-крестоносцы из набора фирмы «Звезда», а пастух – тоже египтянин, но «одетый» в рубаху из жидкой самоотверждающейся пластики. В ногах у них высверлены отверстия тонким сверлом, после чего на суперклее в них вставлены отрезки проволоки. Столь прочное крепление фигурок имеет смысл, ведь этот макет будут трогать дети. И если не позаботиться о прочности креплений, то долго в целости ему не быть, как бы за ним ни следил на уроке учитель… Украшающие избы резные узоры – продукция фирмы АВ-модель. Всё вырезано лазером и производит очень хорошее впечатление. Есть набор деталей в масштабе 1:72 и в масштабе 1:35. Фотография автора
Книга пророка Даниила, 3:19-21
История своими руками. Сегодня мы продолжаем наш рассказ о древностях славянского дома, и, конечно же, пойдёт он у нас сегодня о печке. Потому что какая же русская изба без неё, это же просто невозможно себе представить. Кстати, я вырос в доме на улице, где у всех её жителей были печи. В моём доме так и вовсе их было три: две на нашей половине дома – большая русская печь и печь-голландка, и у нашей родственницы, дедовой сестры на её половине. Топить обе печи начинали рано утром. Шли в сарай за дровами и углём или торфяными брикетами. Из поддувала в ведро выгребали совком золу, а веником обметали колосниковую решётку в топке. Кстати, золу потом высыпали на снег по всему саду, отчего родилось у нас там всё просто замечательно.
Дрова укладывались на торф и уголь или, наоборот – под уголь и торф (это зависело от размера поленьев) и поджигались газетной бумагой, благо в доме её было очень много. На раскалённой чугунной плите варили и жарили, на поду внутри печи пекли пироги, и там же всегда стояла огромная кастрюля с водой для помывки посуды. Дрова покупали разные, но обязательно стремились купить несколько стволов осины. Она давала сильное пламя, которое выжигало в дымоходе сажу! Причём уже потом я узнал, что так же делали и наши предки славяне!
Достаточно сложно в масштабе 1:72 было сделать грабли, вилы, острогу топор и кузнечный молот. Для древков граблей, вил и остроги были использованы… прутья из веника. Как оказалось, у них и цвет, и толщина идеально для этого подходят. А вот рукоять топора пришлось вырезать из шпона толщиной 0,5 мм. Вот только зубья остроги в масштабе оказались не видны, и их пришлось сделать намного большего размера. Но это уже дать дидактике – дети должны видеть острогу и понимать, почему она именно такая
Интересно, что у печки, так же как и у избы, есть своя, причём очень интересная история, и вот сегодня мы с ней вас, уважаемые читатели ВО, и познакомим.
Начнём с того, что все наши предки, до неандертальцев включительно, а то даже и их предков, грелись у костра. Но когда люди начали селиться в жилищах капитального образца, костёр превратился в очаг – тот же костёр, но обложенный по периметру камнями. От них в жилище шло тепло, но коэффициент их полезного действия был невысок. Такое «отопление» требовало очень много дров. Когда придумали очагу замену, сказать трудно. Однако археологи считают, что в VI веке славяне печью уже пользовались. Но… выглядела она совсем не так, как печь у меня дома. Печь-каменка – вот как назывался тип печи, которой они пользовались. Печь была невысокой, где-то метр на метр, и сложена она была их плоских камней. Связующий раствор не применялся, но стенки печи промазывались глиной. Верх печи перекрывали большим плоским камнем, на котором можно было печь лепёшки. Племя северян, живших на Днепре, а также в Румынии и Болгарии, строивших землянки в плотном, часто каменистом грунте, просто выкапывали топку в стене «дома». Считается, что такие печи появились в VII веке.
В VIII веке распространение получили цельноглиняные печи. Из гибких прутьев лепили каркас печи, напоминавший полукруг с двумя основными отверстиями – одним для загрузки топлива и другим, вертикального расположения, для выхода дыма. Кроме них в верхнем своде печи могли быть устроены отверстия диаметром около 20 см для… горшков, в которых варилась пища. Печку из глины сначала лепили, затем тщательно просушивали, а потом разводили в ней сильный огонь. Глина обжигалась, а каркас внутри у неё попросту выгорал.
Понятно, что дым из таких печей шёл прямо в жилое помещение, то есть дома были «курными». Чтобы дым не ел глаза, в домах не делали потолок, а крышу ставили повыше, чтобы дым плавал в жилище выше человеческого роста. Выходил он через тростниковое, камышовое, или соломенное покрытие крыши. Дым пропитывал его сажей, что придавало крыше водоотталкивающие свойства. Курные жилища были выгодны ещё и тем, что никогда не отсыревали и не гнили. Под крышей хранили сети, которым «копчение» приносило только пользу, некоторые продукты, например, копчёные свиные окорока, а также воинские доспехи, которым там не грозила ржавчина. Правда, перед употреблением их всегда потом приходилось чистить от сажи.
Чтобы сажа не сыпалась на людей с потолка, над лавками вдоль стен для спанья устраивались полки-навесы, так называемые «сыпухи», тянувшиеся по периметру избы на уровне нижней границы распространения дыма. Под ними уже располагались ещё и «чистые» полки – «полицы» для посуды. Использовали и люк в крыше – «дымогон», который открывался с помощью длинного шеста (точно так же, как это делалось и у индейцев хайда и тлинкитов). А бывало и так, что большую избу делили стенкой пополам. Печь была в одной половине, и там же под потолком клубился дым, а вот вторая половина была «чистой», её ещё называли «горницей» (от слова «горний», то есть «высокий»), потому что туда часто поднимались по лесенке. Нагрев горницы осуществлялся через стенку и за счёт циркуляции тёплого воздуха ниже уровня распространения дыма.
Сделать «воду» оказалось как раз не очень сложно. Для её имитации в русло речки был налит эпоксидный клей ЭДП с добавлением синей краски. Когда смола стала на диораме застывать, в неё был добавлен белый герметик, с которым она была перемешана. Так удалось показать и пенящиеся на быстрине струи воды, и её завихрения. Поверх синего цвета «эпоксидки» уже после застывания кисточкой был положен зелёный акрил и, местами – цапон лак, имитирующий на воде блёстки. Торчащий из воды «камыш» – это не что иное, как соцветия обычного мха. Они как раз в нужном нам масштабе. Ну а доски причала – это 5-миллиметровые палочки-мешалочки для кофе! Кстати, все избы на макете курные, но уже украшены резными узорами. То есть это где-то уже IX-X вв. Самый канун крещения Руси
Печи увеличились в размерах в XII-XIII веках и стали достигать в длину двух метров и более. В это же время в южной Руси стали появляться и первые дымоходы, имевшие вид… перевёрнутого деревянного желоба, обмазанного глиной, который выходил в прорезанное в стене боковое оконце. Неудобство такой «трубы» очевидно – при ветре, дувшем со стороны окна, дым загонялся внутрь помещения. Вот почему подобная конструкция не прижилась и курная изба, в которой вся «курь» выходила через крышу стала нашим традиционным жилищем на века. Причём и на Западе тоже. Не так давно здесь на ВО мы уже публиковали материал с иллюстрацией «Февраль» из «Бревиария Гримани». Там как раз в открытую дверь виден очаг, у которого греются хозяин дома и его супруга, и люк в крыше, из которого выходит дым. А ведь создан этот бревиарий был не в самой отсталой стране, а по времени – около 1515-1520 гг.
Кстати, печи в древних славянских избах устанавливали так, чтобы их устье смотрело в сторону двери, а сама печь находилась бы в правом углу. Дело в том, что горящая печь давала не только тепло, но также и свет. А свет был нужен женщине, которая сидела у огня и пряла: правой рукой вращала веретено, а левой сучила нить. И, разумеется, ей нужно было на эту нить смотреть. Зимой её освещал огонь в устье печи, что было удобно. А вот если печь стояла слева от двери, то свет из неё падал для работы неудобно. Недаром в словаре В. И. Даля такая изба называется «изба-непряха», то есть прясть в ней женщине было неудобно!
Печь была в славянском жилище центром дома ещё и потому, что обладала лечебными свойствами: прогревала людей мощным инфракрасным излучением. И люди это свойство печи заметили, поэтому-то и отдавали её в пользование обычно старикам и больным, то есть «людям недужным». Под печью также обитал и домовой, непременный обитатель древней славянской избы. А уж он-то, разумеется, выбирал в доме самое надёжное и тёплое место! В христианское время печь своё первое место уступила «красному углу», в котором на божнице стояли святые иконы. Впрочем, какое место считалось главнее, сказать трудно. Ведь есть же поговорка «начать от печки», то есть с самого начала, но нет поговорки «начать с красного угла»!
P.S.
На очереди макет усадьбы из древнего Киева Х века, который будет основан на реконструкции П. П. Толочко и В. А. Харламова. И когда он будет готов, мы обязательно продолжим наш рассказ о древнерусском деревянном зодчестве.
Информация