«Объект 1200». Колесный конкурент будущей БМП-1

Как известно, при создании самой первой советской боевой машины пехоты БМП-1 было разработано сразу несколько машин, отличавшихся друг от друга компоновкой, силовой установкой и даже ходовой частью. Новым видом техники в советской армии в итоге стала гусеничная машина. Однако с ней конкурировали колесные и даже комбинированные колесно-гусеничные бронемашины. Все представленные на конкурс разработки в ходе сравнительных испытаний показали свои преимущества и недостатки. В результате их сравнения военные выбрали именно гусеничную машину «Объект 765»/БМП-1, разработанную в челябинском ГСКБ-2.

«Объект 1200». Колесный конкурент будущей БМП-1
Опытная БМП «объект 765»


Полноценной альтернативой гусеничному «Объекту 765» можно считать проект колесной бронемашины «Объект 1200», созданный в конструкторском бюро Брянского автозавода. По результатам первых лет эксплуатации колесного бронетранспортера БТР-60 брянские инженеры решили разрабатывать именно колесную бронемашину. Кроме того, у них уже был определенный опыт в создании подобной техники. Колесное шасси с формулой 8х8 сочли способным обеспечить все необходимые технические и боевые качества. Кроме того, колесный движитель сулил возможность унификации с существующей техникой. Разработка «Объекта 1200» началась в 1964 году под руководством Ф.А. Розова.


Несмотря на возможность унификации большого количества деталей и агрегатов ходовой части, при создании нового «Объекта 1200» почти не учитывались наработки по проекту БТР-60. Именно поэтому сварной бронированный корпус перспективной боевой машины пехоты имеет характерные узнаваемые обводы. Корпус машины предлагалось сваривать из катаных листов с максимальной толщиной (лобовая деталь) в 60 миллиметров. Таким образом, броня обеспечивала защиту экипажа и агрегатов от пуль и осколков снарядов. При этом лобовая проекция могла выдержать и огонь крупнокалиберных пулеметов. Только противопульное бронирование было обусловлено тогдашними взглядами на облик современной войны и требованиями к перспективной технике.

Достаточно интересна внутренняя компоновка брянской БМП. В будущем нечто похожее использовалось на некоторых зарубежных машинах. В передней части корпуса, под прикрытием толстой лобовой брони разместили рабочие места механика-водителя и командира. Сразу за ними находилось три посадочных места для десанта. В средней части корпуса поместили боевое отделение с башней, за которым находились моторно-трансмиссионное и основное десантное отделение. Двигатель и вспомогательные агрегаты находились в левой части кормы машины. Оставшийся объем кормы отвели под сидения для четырех бойцов с оружием. Посадка и высадка должна была осуществляться через одну кормовую дверь и два люка в крыше. Передний объем десантного отделения соединялся с задним при помощи узкого прохода.

«Объект 1200». Колесный конкурент будущей БМП-1
«Объект 1200». Колесный конкурент будущей БМП-1


Основой силовой установки перспективной боевой машины пехоты должен был стать дизельный двигатель УТД-20 мощностью 300 лошадиных сил. Трансмиссия передавала крутящий момент на все восемь ведущих колес. Последние оснащались гидропневматической подвеской и системой подкачки. Интересной чертой ходовой части «Объекта 1200» был тот факт, что механик-водитель мог менять клиренс машины в зависимости от условий, регулируя давление в амортизаторах. Специально для движения по воде в задней части машины разместили два водомета, заимствованные с плавающего танка ПТ-76. Их заборные окна находились на бортах, выпускные патрубки – в кормовом листе корпуса.

При общей боевой массе новой БМП порядка 14 тонн 300-сильный двигатель обеспечивал ей удельную мощность около 21-21,5 лошадиных сил на тонну. Благодаря этому «Объект 1200» мог разгоняться на шоссе до скорости в 90 километров в час и пересекать водные преграды со скоростью около 10 км/ч. Топлива хватало на 500-километровый марш по шоссе.

Боевой модуль был единым для всех боевых машин пехоты, участвовавших в том конкурсе. Это была одноместная башня с 73-миллиметровым гладкоствольным орудием 2А28 «Гром» с боекомплектом в 40 выстрелов. С пушкой был спарен пулемет ПКТ калибра 7,62 миллиметра (возимый боезапас – 2000 патронов). Кроме того, на башне имелась пусковая направляющая для управляемых ракет противотанкового комплекса 9К11 «Малютка». Внутри боевого отделения в укладках помещалось до четырех таких ракет. После пуска подготовка к новому осуществлялась вручную, из башни.

В 1965 году брянские автостроители собрали первый и, как позже оказалось, последний прототип боевой машины пехоты «Объект 1200». Поскольку башни всех боевых машин, представленных на конкурс, в том числе и «Объекта 1200», были почти одинаковыми, их огневая мощь не сравнивалась. Этот факт позволил сэкономить время и силы на установке вооружения. Поэтому «Объект 1200» получил упрощенную башню, в которой вместо орудия, пулемета, боекомплекта и систем управления оружием установили их весовые имитаторы. Именно в таком виде брянская боевая машины пехоты преодолевала трассы и перевозила солдат-испытателей.

«Объект 1200». Колесный конкурент будущей БМП-1

«Объект 1200». Колесный конкурент будущей БМП-1


Характеристики «Объекта 1200», в целом, были признаны приемлемыми, однако не обошлось без нареканий. Солдаты, участвовавшие в испытаниях в качестве «полезной нагрузки», жаловались на тесноту десантного отделения. Во-первых, десантникам, сидевшим за местами командира и механика-водителя, было не слишком удобно покидать машину через кормовую дверь. Сидевшим в корме БМП было не легче: из-за специфического размещения двигателя и водометов на бортах проход и дверь были недостаточно широкими и удобными. Прочие машины-конкурсанты, как минимум, не уступали в удобстве брянскому «Объекту 120», а то и превосходили его.

И все же основной проблемой перспективной БМП была колесная ходовая часть. Она была лучше гусеничной при движении по подготовленным дорогам, но на пересеченной местности или на воде расклад сил менялся. Колеса попросту не могли обеспечить машине проходимость на уровне гусеничных конкурентов. Кроме того, колесная ходовая часть оказалась слишком чувствительной к условиям. Так, во время пробных заплывов в морской воде достаточно быстро размокали и приходили в негодность некоторые детали тормозов. Еще одной проблемой, связанной с передвижением по воде, оказалось сцепление мокрых колес с поверхностью берега. Выйдя из воды, «Объект 1200» мог въехать лишь на берег со сравнительно небольшим наклоном.

По результатам сравнительных испытаний всех представленных на конкурс бронемашин наиболее интересной и перспективной призвали гусеничный «Объект 765», в дальнейшем получивший название БМП-1. Хотя он и проигрывал в максимальной скорости (около 60-62 км/ч по шоссе и до 7 км/ч на воде), совокупность ходовых качеств на земле и на воде была гораздо лучше. К примеру, гусеницы со специальными решетками позволяли буквально с разгону забираться на достаточно крутой склон берега, а на пересеченной местности не давали машине застрять.

Сравнительные испытания нескольких вариантов перспективной боевой машины пехоты наглядно показали все преимущества гусеничных машин. «Объект 1200» так и остался в единственном экземпляре, который даже не получил вооружение. Он сохранился до настоящего времени и сейчас хранится в танковом музее подмосковной Кубинки. Тематика колесных боевых машин пехоты не получила никакого развития, а подобная ходовая часть на долгие годы осталась характерной чертой отечественных бронетранспортеров.

«Объект 1200». Колесный конкурент будущей БМП-1


По материалам сайтов:
http://otvaga.narod.ru/
http://vestnik-rm.ru/
http://alternathistory.org.ua/
http://bmp-info.ru/
http://museum-tank.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 22
  1. klimpopov 4 марта 2013 09:31
    Ну жешь, вот жешь то что надо! Ведь все проходили! Все разрабатывали. А теперь ВСЕ современные зарубежные аналоги очень похожы на эту преинтереснейшую машинку.
  2. avt 4 марта 2013 09:41
    Айяяяй ! Это что же .Автор хочет сказать что генералов не надо за рубеж на выставки пускать пока все музеи и в стране не посетят ? laughing А как же пересадить армию на колеса для мобильности ? Ааааааа я понял они про другие ,,колеса "! Статье+
    avt
    1. klimpopov 4 марта 2013 09:49
      Вот и я о томже. Все проходили, все знаем. А ощущение что просто 70 лет из истории вычеркнули, и теперь как дети малые и школьники по новой себе лбы расшибаем...
    2. Azaleptin 28 апреля 2016 17:13
      Дороги у буржуев шибко хорошие. Вот такая колесная техника до границы бывшего СССР доехать и сможет, а потом что..? Вся и застрянет в топях Белоруссии и Брянщины.
  3. АлНиколаич 4 марта 2013 09:51
    Хороший обзор. Плюс. На тот момент концепция колёсной БМП оказалась невостребованной. Но идея не умерла. Машина похожа на БТР-90...
  4. Syrdon 4 марта 2013 10:56
    на Страйкер похож, очень даже.
    1. АлНиколаич 4 марта 2013 16:14
      Цитата: Syrdon
      на Страйкер похож, очень даже.

      Скорее уж страйкер на неё...
      1. Skuto 4 марта 2013 20:11
        Так-то страйкера копировали с B1 «Кентавр» (итал. Centauro)
        1. Glenn Witcher 4 марта 2013 23:59
          "Страйкер" - продолжение линейки Piranha 8x8, а точнее очень глубокая модернизация LAV-25 ("Пиранья" для КМП США).
  5. Chicot 1 4 марта 2013 11:39
    Ничто не ново под Луной...

    Н-да уж... Все новое, это хорошо забытое старое. Машина более, чем интересная, и на мой взгляд не потерявшая своей актуальности и в наши дни. Кроме того, она кажется мне более приемлемой для поля боя, нежели нижегородские (арзамаские) БТРы. Жаль, что дальнейшие работы по ней были остановлены. Конечно могу и ошибаться, мои выводы совершенно субъективны...

    Однако подождем "Бумеранг". Тем более ждать осталось не так уж и долго...
    1. bask 4 марта 2013 14:27
      Объект ,,1200,,Это просто ФАНТАСТИКА.Так обогнать время .Дизель 300 л/c
      Абсолютно инновационная машина.Приняли бы её вместо БТР-60.Я даже не представляю какая у нас сейчас была бронетехника.
      Если сравнивать ,,Объект1200 и БТР-82,,Установив на колёсное БМП ,современную связь ,пушку ,прицелы. Оъект созданный 45 лет назад по всем параметрам обойдет ,,новейший БТР-82.
      ВСЯ ЗАПАДНАЯ КОЛЕСНАЯ БРОНЕТЕХНИКА КОПИРУЕТ НАШУ БМП.
      СРАВНИМ.
      ПАТРИА АМВ 100%

      ПИРАНЬЯ -4

      NEXTRER
      bask
      1. sanek45744 4 марта 2013 14:40
        да кстати многие наши разработки опережали свое время !но вот мышление военных и партийных рабочих к большому сожалению, живших еще вчерашним днем , не всегда давали зеленый свет !!очень жаль !по сути все западные новинки это что мы придумали раньше и не реализовали (((
        1. bask 4 марта 2013 14:59
          Цитата: sanek45744
          огие наши разработки опережали свое время !но вот мышление военных и партийных рабочих к большому сожалению, живших еще вчерашним днем , не всегда давали зеленый свет !!очень жаль !п

          ГАЗ был гигантом.Имея свое лобби в ЦК.А БАЗ был ,всего лишь филиалом ЗИЛа
          Естественно приняли утупающий по всем статьям БТР-60.Не кто не хотел заглянуть вперёд.Назвали БМП,только на ГШ
          Да,, Объект 1200,,техника как минимум не устаревшая.А Как марсимум подобных БТРов у нас в России сейчас нет.Только создаётся.
          bask
          1. sanek45744 4 марта 2013 15:13
            я высказал эту мысль не только по данной теме а вообще об ситуации в целом !многие проекты в советское время закрывались а амеры в 90 -ых приезжали и все и это смотрели ! вот не дано читал в 90 _х на кб Яковлева приехали амеры замутили там какое то совместное предприятие а потом у них странным образом появился х35 очень сильно похожий на наш як 141 ,проект которого был свернут !!!
    2. Chicot 1 4 марта 2013 15:59
      Я тут погуглил трохи. И вот... Выцепил картиночку... winked Приглядитесь... Хищно?.. Хищно!.. И это машина, которую разработали более полувека назад!!!... fellow

      "Объект 1200" (боковая проекция, левый борт)...
  6. Rrrrr 4 марта 2013 15:27
    Очень хорошая машина. +. Как же далеко прочие государства отстали в техническом плане от нас ,только в последние два десятилетия пользуясь нашей открытостью слямзили много разработок и воплощают. США, Европа и не говоря уже о придатках старых типа Израиля и новых типа Грузии на момент разработки данной машины образно были похоже на аборигенов . Так что мои русскоговорящие зарубежные агрессивные кусайте локти , что отделились , а кто и ранее уехал. К сожалению многие с кем общался и общаюсь до сих пор жалеют ... Вернуться не могут(
    Rrrrr
    1. bask 4 марта 2013 18:18
      Цитата: Rrrrr
      разработки данной машины образно были похоже на аборигенов . Так что мои русскоговорящие зарубежны

      Rrrrr Точно в 60-х когда появился ,,Оъект 1200,,,,Похожи на аборигенов.!!!!
      ,,ЭВОЛЮЦИЯ ,,ПИРАНЬИ,,
      В 60-Х -1

      В 70-х 1977 год-2

      В 80-х -3

      И пошло LAV, Страйкер,ЭТО В 90-Х
      А СССР БЫЛ 60-Х НА УРОВНЕ 90-Х уРОВЕНЬ ,,ХВАЛЕНОГО,,СТРАЙКЕРА,,
      я НАДЕЮСЬ ,ЧТО ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ,,БУМЕРАНГА УЧТУТ ОПЫТ ,,ОЪЕКТ 1200,,
      bask
  7. Explorar 4 марта 2013 16:57
    Лечше бы приняли оба объекта. Было бы два типа движетелей для разных ТВД или разных задач. А так уже пол века катаемся на серии БТР-60/70/80, используя их не по прямому назначению (т.е. не как транспортеры, а как полноценные машины огневой поддержки)...
    Explorar
    1. Skuto 4 марта 2013 20:13
      Ну и зачем два?
      БМП должны двигаться вместе с танками, гусеничная техника с гусеничной.
  8. bask 4 марта 2013 19:13
    Цитата: ]Объект 1200». Колесный конкурент будущей БМП-1[/quote

    ,,Оъект 1200,, конкурент,скорее БТР-60/70/80 82/ А вернее ЯВНЫЙ ЛИДЕР.....ХОТЬ СЕЙЧАС НА КОНВЕЙЕР.!!!!
    [img]http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTlRE0mrHcyUcQUfENOqlM4m1k2CNqvIg9B
    q1vuKdvrEWzgLJal[/img]




    И БТР-60..Веришь ,что выпущен в 60-х годах
    bask
  9. Mr. Truth 5 марта 2013 00:11
    Колеса БМП не нужны, а вот БТР должен быть колесным. И это должен быть именно БТР, а не хорошие шасси с 4-х тонными башнями.
    Mr. Truth
  10. b-612 5 марта 2013 01:23
    очень круто выглядит,особенно учитывая время создания
  11. v.nosov100 21 апреля 2015 05:02
    Вот проклятые капиталисты, очередной раз стырили наши отечественные наработки. А как далеко заглянули наши конструктора, опередили всех лет на 45.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня