Мигранты и миграции. Великая греческая колонизация
Очень интересные экспонаты, рассказывающие о жизни греческих колонистов в городе Гермонасса (сегодня это станица Тамань), находятся в местном археологическом музее… Фотография автора
чтобы знать нам,
успешен ли будет путь наш,
в который мы идем.
Книга судей Израилевых, 18:5
Экспедиция к предкам. Мы продолжаем тему мигрантов и миграций, то есть расселения разноплеменных народов по миру. Причины миграций по закону Мальтуса всегда одни и те же – совершенствование орудий труда приводит к увеличению производства продуктов питания, а это в свою очередь приводит к увеличению численности населения. Сокращать рождаемость не в обычаях людей, поэтому для того, чтобы поддержать ставшее привычным качество жизни, нужно от части людей избавиться.
Самое простое их куда-нибудь переместить, то есть отправить колонизировать далекие земли. К подобным масштабным миграциям историки относят и «Великую греческую колонизацию», которая охватывает целую эпоху – VIII–VI вв. до нашей эры, в течение которой греки со своего полуострова расселялись по берегам Черного и Средиземного морей.
А это карта греческой колонизации на Черном море. Археологический музей города Анапа
Ну а начать наш рассказ следует с того, что… практически вся ранняя история Греции – это сплошные перемещения разных племен с одной территории на другую. Прежде всего, это масштабное переселение племен в «Темные века», вызванное таким известным событием, как Троянская война, а затем уже в эпоху сформировавшейся полисной системы миграция стала основным способом борьбы с перенаселением полисов.
Ручная мельница для зерна. Именно на таких мельницах рабы мололи зерно на муку. Археологический музей города Анапа. Фотография автора
Фессалийцы были первым племенем, которые занялись расширением своего жизненного пространства, вытеснив при этом эолийцев, дорийцев и беотийцев.
Широкогорлая амфора – в таких сосудах было удобно перевозить и оливковое масло, и вино. Археологический музей города Анапа. Фотография автора
Соответственно, эти племена частью переселились в срединную часть Греции, другие –ина Пелопоннес. Причем при этом они значительно потеснили живших там ахейцев, наследников Микенской цивилизации, которым пришлось убираться на север. Но там ахейцы начали вытеснять ионийцев, а те теснить племена в Аттике. В свою очередь жившие там племена перебрались через Эгейское море и начали колонизировать малоазийское побережье и лежавшие в море острова.
И закончились все эти территориальные перемещения тем, что многие полисы поменяли форму правления: на смену монархиям и власти тиранов пришла республика. Это был, так сказать, первый и самый неупорядоченный этап древнегреческой колонизации, а затем за ней последовал и второй, уже более организованный, осмысленный и отвечающий интересам городов-государств.
Колонна. Важнейший элемент греческой архитектуры, принесенный греками в Северное Причерноморье. Археологический музей Тамани. Фотография автора
А это базы – фундаменты таких колонн
Понятно, что города, лежавшие в западной части Греции, стремились осваивать Италию и Сицилию, а у городов восточной части главный интерес заключался в берегах Чёрного моря или же Понта Эвксинского.
Плитка черепицы для кровли. Греки в колониях отнюдь не крыли крыши своих домов тростником, как это делали местные аборигены, а использовали для этого черепицу. Тут же строили печи для обжига, лепили плитки и… обустраивались не хуже, чем у себя на родине! Археологический музей Тамани. Фотография автора
Причины колонизации были, прежде всего, естественно-географическими. Греция – страна гор, поросших кустарником, и лежащих между ними долин. Где-то долин было больше, где-то меньше. В горах хорошо рос виноград, а также оливковые деревья, а в долинах – пшеница. Но объемы производимых продуктов питания были относительно невелики.
Кроме того, устройство многих полисов было весьма специфическим. Так, в Афинах все коренные горожане, то есть граждане города, имели ещё и участок земли, и дом за пределами крепостных стен. То есть они находились на самообеспечении продуктами питания. Но при этом существовал закон, запрещавший дробление этой земельной собственности между несколькими наследниками. И куда же было тогда деваться остальным детям?
Пришлые люди – метеки, как бы богаты они ни были, также не могли купить даже клочка земли, и вынуждены были кормиться исключительно с рынка. А еще были рабы, которых тоже надо было кормить и которые тоже увеличивались в числе. В результате жителям города предлагалось бросить жребий, кому оставаться, а кому ехать за море и устраивать там колонию.
Помимо этого, за море на новые места могла отправиться и группа граждан, которые были недовольны порядками в своем полисе и хотели бы устроить себе свой собственный полис, отвечающих их чаяниям.
На память о родном доме в колонию вполне могли взять и вот такое семейное ложе. Для пиров, естественно, что было у греков в обычае. Археологический музей города Анапа. Фотография автора
Колонизация окрестных земель шла постепенно. Так, Коринф до того, как там была установлена тирания, вывел несколько колоний на берега Коринфского залива, потом колонии были выведены на острова Ионического моря, и лишь после этого основаны Сиракузы в Сицилии. Спартанцы основали одну единственную колонию – Тарент в южной Италии, но потом решили, что им выгоднее воевать с соседями и именно так решать проблемы нехватки земли и перенаселения.
Из местной глины делали не только черепицу и амфоры, но также и вот такие светильники, в которых жгли, опять-таки, оливковое масло. Археологический музей Тамани. Фотография автора
Некоторые светильники были вот такими… Археологический музей Тамани. Фотография автора
Основными направлениями миграции греков были «Великая Греция» (Южная Италия), Сицилия, берега Чёрного моря, Восточное Средиземноморье (Кипр и южное побережье Малой Азии), Кирена, устье Нила в Египте и северо-западная часть Средиземноморья.
Больше всего колоний было выведено в западном направлении, затем следовало северо-восточное (черноморское), юго-восточное и южное. В VIII–VI веках колонизацией занялись и вчерашние колонии, например Милет, основавший на берегах Чёрного моря около 90 колоний!
В общем, греческая колонизация в VIII–VI веках приобрела такой размах, что затронула все регионы Средиземноморья и Причерноморья и существенным образом изменила культуру этих регионов.
Реконструкция вертикального ткацкого станка. Археологический музей города Анапа. Фотография автора
Отправиться на основание колонии было не так-то и просто. Ведь это было серьезным мероприятием государственного масштаба. Поэтому в обязательном порядке вопрошали богов – согласны они на это дело или нет. Для того, чтобы узнать их мнение, греки имели вернейшее средство – Дельфиского оракула, к которому посланцы того или другого полиса и обращались.
Жрецы принимали дар богам и… указывали место основания будущей колонии, хотя случалось, что давали порой очень двусмысленные ответы. Так что руководство направлением колонизации имело в достаточной степени централизованный характер и им руководили.
В музеях Анапы и Тамани очень много погребальных плит, принадлежащих грекам, но на которых изображены всадники с луками у седла и в руках. Что говорит о том, что переселенцы активно перенимали культуру местных народов. В материковой Греции иметь коня могли себе позволить лишь люди богатые. Но в колониях тесно общавшихся со скифами и сарматами, иметь лошадей и уметь на них ездить и воевать было жизненно необходимым делом. Археологический музей Тамани. Фотография автора
А вот дальше, с разрешением богов, люди метрополии – «материнского полиса» начинали решать, кому оставаться, а кому ехать. Понятно, что большинство колонистов составляли люди недовольные: малоимущие граждане, традиционно – младшие сыновья, политические «проигранты», которым было нестерпимо смотреть на торжество победителей, а также метеки, не имевшие прав в метрополии. Им это было особенно важно, поскольку колонисты, которые участвовали в выведении новой колонии, автоматически получали там землю и права гражданина нового полиса.
Ещё один такой камень*
Выводить колонию должен был специально выбранный человек – ойкист. И опять-таки, мало было погрузить свой нехитрый скарб на корабли и отплыть за море в тихую погоду. Нужно было взять огонь из священного очага и статуи почитаемых в метрополии богов. Наши предки славяне, например, переходя жить в новой двор с домом и хлевом, даже навоз из старого брали с собой в лукошке и переносили на новое место, чтобы скотине хорошо жилось. Греки также и землю с собой брали, и пепел с родного очага, а уж про саженцы масличных деревьев и говорить нечего. Где появлялись греки, там обязательно появлялась и маслина.
Чешуйчатый шлем из археологического музея в станице Тамань. Причем железный! Вещь, можно сказать, уникальная. Больше такие не видел нигде. Понятно, что колонистам приходилось защищаться от аборигенов и носить защитное вооружение, хотя вполне возможно, что оно по необходимости отличалось от типично греческого. Во всяком случае, гоплиты в колониях на берегах Черного моря были явно не нужны
Этот же шлем, от которого, к сожалению, немногое осталось, в другом ракурсе…
Жители колоний обычно сохраняли тесные связи с метрополией. Известен и особый вид колоний – клерухии, которые самостоятельным полисом не являлись, а были просто земельным владением жителей полиса за его пределами. Например, такой была колония Афин на острове Саламин. Но известны и конфликты колоний с метрополией, как это, например, случилось с Коринфом и его колонией Керкирой.
Рукоятка махайры. Значит, они здесь использовались! Археологический музей Тамани. Фотография автора
Чей был город, того была и земля вокруг него. Вот почему греки стремились не просто переселяться в области пахотных земель, откуда метрополия могла бы получать хлеб в обмен на свои товары. Многие колонии специально выводились, чтобы обеспечить стратегическое господство метрополии в каком-то важном регионе. Прежде всего, старались занимать удобные гавани, где корабли могли пережидать бурную погоду, так как без этого мореплавание в то время было невозможно.
Колонии отправляли в континентальные полисы зерно (прежде всего из Причерноморья) и медь с Кипра. В ответ колонии получали железо и изделия из него, шерстяные ткани, керамику и те ремесленные товары, которые сами не могли производить. Сначала лидером в торговле была Эгина, жители которой были умелыми мореходами и доставляли товары во многие города Греции, но затем её потеснили Коринф и Халкида, у которых колоний было больше Эгины. А в результате первенство в морской торговле перешло к Афинам, имевшим самый большой морской флот.
Типичный скифский акинак с рогатым навершием. Вернее то, что от него осталось…
А это не совсем типичный акинак с навершием в форме подковы. Археологический музей Тамани. Фотография автора
В итоге миграция части греков в колонии из греческих городов-государств имела чрезвычайно важное значение для развития античной цивилизации. С её помощью удалось решить проблему перенаселения континентальной Греции, увеличить торговый обмен, создать предпосылки для господства в Средиземноморье греческих торговцев, а в целом расширить зону распространения греческой культуры.
Всего за время колонизации, как считается, греками было выведено несколько сотен (!) колоний, общее население которых составляло по тому времени огромную цифру – 1,5–2 миллиона человек.
*О погребальных стелах Северного Причерноморья будет отдельный материал.
Информация