Курс на упрощение: БПЛА Besomar 3310

14
Курс на упрощение: БПЛА Besomar 3310
БПЛА Besomar 3310


Украина пытается разрабатывать и производить беспилотные летательные аппараты различных типов. При этом особое внимание уделяется простоте производства и стоимости готового изделия. Очередной попыткой создания максимально простого и дешёвого многоцелевого БПЛА стал проект Besomar 3310, который впервые показали в прошлом году.



Инициативная разработка


В прошлом году группа энтузиастов из Львова под руководством Ивана Сольского решила разрабатывать и производить БПЛА для украинских вооруженных формирований. Они организовали свою компанию и почему-то назвали её в честь злого духа из мифологии славянских народов — «Бесомар».

В сентябре 2023 г. компания представила свой первый продукт — БПЛА самолётного типа под названием Besomar 3310. Число в его обозначении, вероятно, отсылает к популярной в прошлом модели мобильного телефона и должно указывать на простоту, доступность и надёжность изделия.

Компания-разработчик сообщила, что уже готова начать производство новых беспилотников, но для этого ей необходимо финансирование в размере 600 тыс. гривен. Половину средств удалось получить от государственных организаций, а оставшуюся часть планировали собрать в виде пожертвований.

Пожертвования были собраны за несколько недель. Ориентировочно в октябре 2023 г. компания «Бесомар» планировала приступить к изготовлению первой партии БПЛА.

Сообщалось, что первые комплексы с новыми беспилотниками будут переданы 125-й отдельной бригаде территориальной обороны, сформированной во Львове. Таким образом, энтузиасты решили поддержать своих земляков. В дальнейшем не исключалась отправка беспилотной техники в другие соединения и части, если будет интерес и заказы.

В июле 2024 г. одна из украинских «благотворительных организаций» приобрела три беспилотника и передала их силам специальных операций. О других поставках изделий Besomar 3310 пока не сообщалось.


Беспилотник на катапульте

Впрочем, недавно компания-разработчик объявила, что уже вышла на производство 100 БПЛА в месяц. Планируется расширить производство и увеличить темпы сборки. Это может указывать на наличие достаточно крупных заказов на поставку техники.

Простейшая конструкция


Besomar 3310 — это беспилотная авиационная система, включающая до трёх летательных аппаратов, пусковую катапульту и средства управления. Она предназначена для ведения мониторинга и разведки, а также имеет функцию перевозки и сброса мелких грузов.

Основным элементом системы является беспилотник, имеющий простейшую конструкцию. Это высокоплан с прямым крылом и V-образным оперением. Судя по фотографиям, его планер изготовлен из листового полимера, доступного в строительных магазинах. Вероятно, электроника беспилотника собрана из доступных коммерческих компонентов.

Точные размеры «Бесомара» не указаны. Есть фотографии, показывающие перевозку БПЛА на автомобиле. Три фюзеляжа удалось уложить поперёк салона, а рядом с ними находятся консоли крыла. Всё это указывает на общую длину беспилотника около 1,2–1,4 м и размах крыла около 2 м.

Масса изделия тоже неизвестна, но используемые материалы позволяют предположить, что этот параметр не превышает 8–10 кг. Разработчики сообщают, что беспилотник может перевозить полезную нагрузку до 2 кг, но не уточняют, требуется ли при этом демонтаж средств и компонентов.

«Бесомар-3310» оснащён электродвигателем хвостового расположения с двухлопастным воздушным винтом. Такой мотор не может обеспечить самостоятельный взлёт и нуждается в помощи пусковой катапульты. После запуска беспилотник может развивать скорость 140–160 км/ч. Одного заряда батареи хватает для полёта на расстояние 30 км, а использование двух батарей увеличивает этот параметр до 50–60 км.

БПЛА имеет стандартную для такой техники электронику. Он оснащён системой управления, сопряжённой со средствами связи и спутниковой навигации. Аппарат может выполнять команды оператора или следовать заранее заложенному маршруту. Во время работы на пульт оператора отправляется видеосигнал и прочие данные.


Перевозка «Бесомаров» в разобранном виде

На беспилотнике установлена простая оптико-электронная станция, вероятно, только с дневным каналом, что позволяет вести наблюдение только в светлое время суток.

Ранее сообщалось о разработке ОЭС под названием Besomar Light. Это будет видеокамера с увеличением 10х на полноценном двухосном подвесе. Предполагается, что новая оптика значительно улучшит возможности беспилотника в разведке.

Беспилотник взлетает с пневматической катапульты. Она выполнена разборной и работает от внешнего источника сжатого газа. Посадка осуществляется при помощи парашюта, уложенного в фюзеляже.

Разработчики называют свой беспилотник многофункциональным. Сообщается, что он способен вести наблюдение и разведку, перевозить грузы, включая сбрасываемые боеприпасы, а также перехватывать воздушные цели. Если функции разведчика и транспорта/бомбардировщика понятны, то заявленная возможность перехвата вызывает вопросы.

Типичный беспилотник


С технической точки зрения, БПЛА Besomar 3310 мало отличается от ряда других украинских разработок. Это лёгкий самолёт с дистанционным управлением, способный нести определённую нагрузку и удаляться от точки взлёта на десятки километров.

Однако Besomar 3310 отличается от других проектов подходом к проектированию планера и, возможно, систем управления. Конструкция этого БПЛА создана из доступных материалов, что, по заявлениям разработчиков, позволяет увеличить объёмы и темпы производства. В настоящее время компания-разработчик выпускает около 100 БПЛА в месяц, но планирует увеличить этот показатель.

Простота конструкции и процесса производства должна быть преимуществом для Besomar 3310. Однако она также может стать источником проблем. Использование доступных материалов и практически кустарные технологии изготовления могут ограничить технические и лётные характеристики аппарата. Кроме того, возможны проблемы с надёжностью конструкции в целом и её отдельных элементов.


Украинский БПЛА и иностранный след

Кроме того, Besomar 3310 имеет недостатки, характерные для всех БПЛА своего класса. Он не обладает высокими техническими характеристиками, что снижает его тактический потенциал. Недорогие электронные компоненты с гражданского рынка неустойчивы к внешним воздействиям, поэтому беспилотник может быть уязвим для систем радиоэлектронной борьбы.

Также следует отметить достаточно большие размеры аппарата, которые могут демаскировать его для средств противовоздушной обороны. В случае обнаружения «Бесомар» практически не имеет шансов на успешное выполнение задачи. Его простую конструкцию может разрушить практически любое огневое средство.

Таким образом, новый украинский БПЛА способен решать задачи разведки или атаки наземных целей. Однако его реальная эффективность будет значительно ниже, чем у других современных беспилотников. Кроме того, «Бесомар-3310» столкнётся с характерными проблемами, которые могут снизить его шансы на выполнение задачи и даже на возвращение к месту старта.

Характерный симптом


В проекте Besomar 3310 и других подобных разработках наибольший интерес представляет не сам БПЛА или его характеристики. Внимание привлекает сам факт появления таких разработок. Главной целью этих проектов является максимальное упрощение конструкции беспилотника. Попытки создания простых БПЛА буквально из подручных материалов показывают текущее состояние украинского беспилотного авиастроения.

Проект «Бесомар» показывает, что в нынешней ситуации Украина сталкивается с трудностями в производстве БПЛА. Существующие мощности и ресурсы не позволяют массово строить полноценные беспилотники с использованием традиционных решений. Приходится использовать специфические материалы и доступные компоненты, которые, однако, накладывают массу ограничений.

Такой подход пока позволяет удовлетворить часть потребностей вооруженных формирований. Однако текущая ситуация не даёт Украине поводов для оптимизма. Вполне реальным выглядит такое будущее, в котором украинская промышленность продолжит деградировать и в итоге не сможет выпускать даже упрощенные БПЛА.
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    10 сентября 2024 06:46
    Проект «Бесомар» показывает, что в нынешней ситуации Украина сталкивается с трудностями в производстве БПЛА

    Проект «Бесомар» показывает, что беспилотники можно строить куда дешевле и в больших количествах
    1. +5
      10 сентября 2024 10:22
      Проект «Бесомар» показывает, что беспилотники можно строить куда дешевле и в больших количествах
      Это показывает не только Бесомар wink
      1. Комментарий был удален.
  2. +7
    10 сентября 2024 07:02
    В случае обнаружения «Бесомар» практически не имеет шансов на успешное выполнение задачи. Его простую конструкцию может разрушить практически любое огневое средство.

    Любой небольшой БПЛА может разрушить любое огневое средство, если попадет- хоть сложная у него конструкция, хоть простая.
  3. +5
    10 сентября 2024 09:24
    Хммм... ! Интересно девки пляшут !Кому-то простота -достоинство ; а для кого-то -недостаток ! Хвалёный российский "Молния-1" не сложнее (а может и проще...) этого Бесомара , но ,вроде бы, ни одна собака не тявкнула против ! Иной раз качество нивелируется количеством ! По-стариковски вспомню Т-34...Эксперты уверяют ,что по качеству танк на порядок ниже "Тигра" и "Пантеры" ! Но это "железное воплощение немецкой гениальности" было забито ,как мамонты, количеством по имени Т-34 ! А кто видел видеоролик ,где стая гиен затравливает льва ?
  4. +2
    10 сентября 2024 11:34
    Тут возникает вопрос а почему вообще существует это производство ,притом позволяют производить хоть такие беспилотники пора закрыть это производство если есть такое производство то есть и место и не надо тут жалости они по-сути содействуют убийству российских солдат ато тут начнется пожалеть они же с нами одной крови но когда создавали и делали они не думали про одну кровь .
  5. +1
    10 сентября 2024 12:15
    Производство таких беспилотов можно организовать в любом сарае и он идеально подходит для ведения партизанской войны, к чему уже безусловно готовятся упоротые ки страны 404. Нагадить такие пташки мирному населению могут существенно и объектам энергосистемы.
  6. -3
    10 сентября 2024 14:22
    Судя по фотографиям, его планер изготовлен из листового полимера, доступного в строительных магазинах.

    Судя по фото в салоне машины - фюзеляж сделан либо штамповкой, либо сваркой листового раскроя. Это не "гаражные" технологии. Мутно как-то выглядят заявления про "практически кустарные технологии изготовления". Штамповка или сварка лазерного раскроя, прогреваемого в местах сгиба - это то, что нужно для любого массового и дешёвого производства. Это не долгая штучная выклейка стеклотканью по болванкам и лекалам. Нужно искать линии по производству этих корпусов. Сдаётся мне, что они за кордоном находятся, где-нибудь поближе к Праге, судя по надписи на крыле.
  7. +2
    10 сентября 2024 14:34
    Судя по фото , это ПНД.
    Стоит копейки.
    Себестоимость конструкции не более 20 тысяч рублей, если без камеры, аккумуляторов. С учётом начинки будет 50-70 тысяч рублей.
    Сравните это с подобным БПЛА на Яндексе за 1, 6 млн рублей.
    1. -1
      10 сентября 2024 14:50
      Цитата: SovAr238A
      Судя по фото , это ПНД.
      Стоит копейки.

      Именно. А что, - штамповка и сварка возможна только металла ?
  8. 0
    10 сентября 2024 14:55
    Беспилотник взлетает с пневматической катапульты. Она выполнена разборной и работает от внешнего источника сжатого газа.

    На фото похоже на резиновую катапульту.
  9. -1
    10 сентября 2024 18:28
    А движок с Алиэкспресс 2-5 лс и бак бензина на один литр даст дальность 100-150 км, как то так, хватит бабло пилить на литиевые батарейки am
    И такой дрон закинет 10кг фугаса, как то так fellow
  10. +3
    10 сентября 2024 18:33
    У Рябова всегда какие-то медицинские проблемы с логикой. (Хотя не только у него, конечно.) Ооружие и техника противника всегда полный отстой. И солдаты никчемные. Даже простота изделий вона, это только для российского оружия преимущество, а для всех остальных это недостаток. С чем и с кем тогда воюют российская армия и флот уже сколько лет? Да еще и периодически отступают. Должны же были дня за три все порешать. Или российская армия воюет таким же отстоем поэтому и результат пока паритетный? Короче, явно что-то с логикой. Или с совестью. Но даже не знаю что лучше. Уж лучше бы оказалось что это проблемы с логикой, чем проблемы с совестью. (((
  11. 0
    11 сентября 2024 00:03
    Украина пытается разрабатывать и производить беспилотные летательные аппараты различных типов.


    "Это у тебя в руках все горит, а у него в руках все работает"(с).
  12. 0
    8 октября 2024 00:58
    Ещё лучше, если фюзеляж будет из деревянных реек и пенопласта, или полностью отливку из пенопласта. У китайских игрушек довольно крепкий пенопласт. А крылья из стеклопластика.