Павсаний после битвы при Платеях. Печальная судьба полководца

20
Павсаний после битвы при Платеях. Печальная судьба полководца
Таким изобразил Павсания неизвестный художник XVIII столетия


В предыдущей статье мы говорили о происхождении Павсания, о том, как он стал регентом при малолетнем сыне погибшего в Фермопильском ущелье царя Леонида, о знаменитой битве с персами при Платеях, в которой греческими войсками командовал этот полководец. Сегодня мы продолжим этот рассказ.



На посту главнокомандующего греческой армией


Судя по рассказам древних авторов, именно после победы при Платеях характер Павсания стал меняться в худшую сторону. Проявилось это почти сразу. Добыча, взятая в персидском лагере, была велика, десятую её часть отдали в храмы, а для святилища Аполлона в Дельфах из оружия персов был изготовлен бронзовый жертвенный треножник, на котором Павсаний приказал сделать надпись, возмутившую не только греков других полисов, но также эфиров и геронтов Спарты:

«Эллинов вождь и начальник Павсаний в честь Феба владыки
Памятник этот воздвиг, полчища мидян сломив».

В результате эту надпись заменили новой, автором которой, если верить Диодору Сицилийскому, был знаменитый в то время поэт Симонид:

«Это подарок спасителей обширной Эллады, воздвигнутый здесь,
Избавивших её государства от цепей позорного рабства».

Часть этого треножника сохранилась до наших дней и называется Змеиной колонной, в 324 году император Константин привез ее в свою новую столицу, сейчас она находится на стамбульской площади Султанахмет:


В то же время Павсаний отказался повесить труп Мардония, либо посадить его голову на пику, заявив, что такие поступки приличны варварам, а погибший в Фермопилах Леонид и так отомщен множеством убитых персов.

Павсаний продолжал оставаться командующим греческой армией. После победы над персами союзники осадили Фивы. Выданные горожанами вожди «персидской» партии, были казнены в Коринфе.

Разобравшись с фиванцами, Павсаний повел греческую армию к Византию и захватил его. С этого времени историки уже отмечают явную деградацию личности Павсания, который мало того, что стал заносчивым, высокомерным и даже жестоким, но вдруг полюбил несвойственную спартанцам роскошь. Был груб с командирами союзников, а рядовых воинов других полисов приказывал наказывать палками, либо на протяжении целого дня заставлял стоять с железным якорем на плечах.

Стал известен и всех возмутил случай с некой Клеоникой, которую Павсаний убил при попытке изнасилования.

Кроме того, впервые появились слухи о тайных переговорах Павсания с Ксерксом. Дело дошло до того, что воины Хиоса, Лемноса и Самноса – островов, прежде подвластных персам, напав на корабль командующего, потребовали от него оставить войска и вернуться в Спарту. Свое требование они подкрепили прямой угрозой, заявив, что Павсанию следует

«благодарить судьбу, которая была на его стороне при Платеях, – только память об этой победе мешает рассчитаться с ним по заслугам».

Зато резко вырос авторитет афинских стратегов – Аристида и Кимона. В конце концов воины других полисов отказались подчиняться Павсанию, и главнокомандующим стал Кимон – сын Мильтиада Младшего, главного архитектора победы над персами в знаменитом сражении при Марафоне.


Markus Leupold-Löwenthal. Кимон, бюст, Ларнака

Сведения о недостойном поведении Павсания дошли и до эфоров, которые приказали ему явиться на суд. Он был обвинен в нанесении обид некоторым союзникам, но оправдан по делу о переговорах с Ксерксом. В Спарте Павсанию было уже неуютно. Под предлогом продолжения войны с персами он снарядил триеру и отправился на Геллеспонт.

Скоро он захватил власть в Византии, которым правил на протяжении 7 лет. Здесь он стал носить персидскую одежду и устраивать пиры, достойные если не персидских царей, то как минимум их сатрапов. Корнелий Непот сообщает: «Павсаний пользовался царской утварью и носил мидийские наряды, таскал за собой телохранителей из мидийцев и египтян, задавал роскошные пиры по персидскому обычаю, вызывавшие негодование присутствующих, не допускал к себе посетителей, гордо отвечал, жестоко командовал».

Фукидид утверждает, что в 478 году до н. э. Павсаний отправил к персидскому царю эретрейца Гонгила с письмом, в котором говорилось:

«Спартанский предводитель Павсаний, желая оказать тебе услугу, отпускает военнопленных; предлагаю тебе, если ты согласен, взять в жёны твою дочь и подчинить тебе Спарту и остальную Элладу. Посоветовавшись с тобой, я, думаю, окажусь в состоянии выполнить этот план. Поэтому, если тебе угодно принять какое-либо из моих предложений, пришли к морю верного человека для ведения дальнейших переговоров».

Ксеркс ответил:

«Вот что царь Ксеркс говорит Павсанию: услуга твоя относительно людей, которых ты спас мне из-за моря, из Византии, на вечные времена будет запечатлена в нашем доме, и на предложения твои я согласен. Ни днём, ни ночью пусть не покидает тебя неослабная забота об исполнении твоих обещаний; не должны быть помехой тебе ни затраты золота и серебра, ни нужда в многочисленном войске, где бы не потребовалось его появление. Действуй смело при содействии Артабаза, человека хорошего, которого я послал тебе, устраивай свои и мои дела как можно лучше и для нас обоих выгоднее».


Барельеф с предполагаемым изображением Ксеркса, Национальный музей Ирана

Царь заочно обручил с Павсанием какую-то из своих родственниц (не дочь), а дальнейшие переговоры поручил вести сатрапу Фригии Артабазу (который, как мы помним, после битвы при Платеях сумел отвести часть персидской армии к Геллеспонту).

Так или иначе, если переговоры Павсания с персами действительно были, никаких реальных последствий они не имели. При этом некоторые современные историки полагают, что в переговоры с Ксерксом Павсаний вступил с ведома проперсидской партии в самой Спарте.

Дело в том, что вскоре план союза с персами был реализован Лисандром – и благодаря этому Спарта победила в Пелопоннесской войне, став на какое-то время фактическим гегемоном Эллады.

Однако антиперсидские настроения в Лакедемоне в то время были ещё слишком сильны, и потому от Павсания поспешили избавиться, как от опасного свидетеля, объявив, что в переговоры с персами он вступил исключительно по своей инициативе – потому что желал править Грецией в качестве сатрапа Ксеркса.

Жизнь после отставки


Из Византия Павсания в 471 году до н. э. выбил афинский стратег Кимон, однако явиться в Спарту Павсаний отказался, обосновавшись в троадских Колонах. Лишь под угрозой официального объявления войны он согласился вернуться на родину. Здесь его немедленно посадили в тюрьму, однако и на этот раз он сумел оправдаться.

Видимо, никаких доказательств его связей с Персией тогда не было. Однако истинные правители Спарты уже не доверяли ему, ходили слухи, что Павсаний подбивает илотов на восстание, обещая им свободу и гражданские права – а это было пострашнее переговоров с персами. Но, опять-таки, доказательств у эфоров не было.

Развязка наступила после того, как один из спартиатов, некий Аргилий, отправленный Павсанием к персам, задумался в дороге о том, что почему-то никто из прежних посланцев регента не вернулся на родину. Вскрыв письмо, в конце его текста он прочитал:

«А гонца, как и прежде, следует убить».

В результате это письмо он доставил не Артабазу, а эфорам.

Однако и в нем, видимо, не было ничего компрометирующего Павсания – за исключением подозрительной просьбы убить посланца. Иначе бы эфорам не потребовалось устраивать провокацию.

Гибель Павсания


Курьеру было приказано демонстративно искать убежище в храме Посейдона на мысе Тенар (якобы от гнева Павсания), эфоры также явились в него, спрятавшись за перегородкой. Услышанный ими разговор Павсания с Аргилием подтвердил их подозрения в связях регента царя-Агиада с персами.

Однако многие сегодня считают, что переписка с Артабазом стала лишь поводом для расправы – гораздо больше всех пугала перспектива илотского восстания, которое, по слухам, мог готовить Павсаний, и в данном случае действительно лучше было нанести упреждающий удар. Павсанию стало известно о готовящемся аресте (Корнелий Непот утверждает, что его предупредил один из эфоров), и потому он поспешил укрыться в храме Афины Меднодомной.

Но регент недооценил своих соотечественников. Арестовать или убить человека, приникшего к алтарю, было, конечно, нельзя, и потому его решили просто замуровать в храме – чтобы он «сам» умер от голода и жажды. И, если верить Корнелию Непоту и Диодору Сицилийскому, первый камень к дверям храма, принесла старая мать Павсания, узнавшая, что ее сына обвиняют в измене своему городу.

Умереть у алтаря Павсанию все же не дали: через несколько дней его уже совсем обессилевшего от жажды вынесли из храма, умирал он уже вне святого места. Тем не менее за осквернение храма спартиатам пришлось потом установить в нем две новые статуи и принести очень щедрые жертвы.

Наиболее вероятной датой смерти Павсания считают 467 год до н. э. Несмотря на тяжелое обвинение, он был похоронен по спартанским обычаям и в соответствии со своим статусом.

Потомки Павсания


Позорная смерть Павсания не помешала стать царем его сыну Плистоанакту (занимал трон дважды (в 459/458–445 и 427/426–409/408 гг. до н. э.). Он был патриотом Спарты и, если верить Плутарху, так возразил какому-то афинскому оратору, назвавшему спартанцев неучами:

«Правильно, мы одни из всех эллинов не научились от вас ничему дурному».

Царем стал и внук героя статьи – также Павсаний. Но этот Павсаний во время Коринфской войны в 395 года до н. э. на один день опоздал к Галиарту, у которого в битве с фиванцами погиб великий спартанский полководец Лисандр.

Опасаясь суда эфоров по обвинению в намеренном промедлении, он отправился в изгнание в Тегею, где, по сообщению Плутарха, жил «в качестве молящего о защите на священном участке, принадлежащем Афине». Любопытно, что и здесь он оставался убежденным сторонником спартанских порядков, Плутарх сообщает:

«Изгнанный из Спарты и находясь в Тегее, Павсаний все-таки хвалил лакедемонян. Кто-то спросил его:
«Почему же ты не остался в Спарте, а бежал оттуда?»
«Потому, – ответил Павсаний, – что врачи обыкновенно находятся не возле здоровых, а подле больных».

А на вопрос, почему спартанцы не разрешают изменять древние законы, он ответил:

«Потому, что законы должны господствовать над людьми, а не люди над законами».

Умер он около 385 года до н. э.

Неожиданный удар по Фемистоклу


Любопытно, что переписка с Павсанием стала роковой для знаменитого афинского стратега Фемистокла, которого заподозрили в том, что он, зная о планах спартанца, не доложил о них властям города. Фемистокл в это время уже был изгнан из Афин при остракизме – на 10 лет. Герой Саламина жил в Аргосе и потому осужден на смерть был заочно (то есть ему не позволили даже и попытаться оправдаться).

Узнав об этом, Фемистокл не стал ждать ареста и казни. Он покинул Аргос, пытаясь найти более надежное пристанище. Не найдя приюта на острове Керкира, в Эпире и в Сиракузах, он обрел его у персидского царя Артаксеркса I, сына Ксеркса, который ранее обещал за его голову награду 200 талантов, а теперь дал ему в управление города Магнесия-на-Маенадре, Лампсак, Миунт, но, возможно, также Перкоту и Палескепсис.


Римский бюст Фемистокла, копия с греческого оригинала


Артаксеркс I на усыпальнице в Накше-Рустам

Более того, награду «за голову» Фемистокла получил… сам Фемистокл. Можно делать выводы о великодушии и благородстве «культурных» эллинов и «диких» варваров-персов.
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    14 сентября 2024 05:18
    Власть испортила человека.
    Все таки долгое нахождение у власти это балансирование на острие бритвы.
    1. +3
      15 сентября 2024 11:59
      Тут вопрос не власти, мы представляем греков более развитыми, что несколько не соответствует действительности. Александр Македонский разве не так же поплыл?
  2. vet
    +8
    14 сентября 2024 06:02
    Интересно предложение оценить великодушие и благородство "культурных" суперлюдей - эллинов и "диких" варваров - персов
    1. +3
      15 сентября 2024 06:44
      Главная интрига так и не раскрыта - что связывает патриотичного полководца с потенциальным восстанием илотов.
      Все остальные вопросы легко решались в официальном суде в пользу Павсания.
      Возможно он был несостоявшийся вождь некой социальной революции в обществе Эллады.
  3. +10
    14 сентября 2024 10:54
    Арестовать или убить человека, приникшего к алтарю, было, конечно, нельзя, и потому его решили просто замуровать в храме – чтобы он «сам» умер от голода и жажды.
    когда и кого это оставливало, просто пытались сохранить лицо

    Но пожил Павсаний всласть, взяв от жизни все, но переоценил свои силы...
    1. +11
      14 сентября 2024 11:27
      Это да,тут не поспоришь)))В кои-то веки хоть в чем-то согласен с Вами.
      «Бери от жизни все. Только положи потом на место.» ©
  4. +5
    14 сентября 2024 16:14
    Всем доброго здоровья.
    Сейчас задумалась: роскошь , а отсюда жажда власти "Скушали" Павсиния, но была и предрасположенность в характере, а это главное. В душу не заглянешь и не скажешь:предаст или нет
    1. +2
      15 сентября 2024 12:03
      Не, Катюша, дело не в роскоши как таковой. Почему спартанец поплыл а афинянин - нет? Это банальный кризис спартанского высшего общества, которое познакомилось как можно жить иначе, у нас с КПСС разве не то же самое в общих, конечно, чертах случилось?
      1. 0
        20 сентября 2024 08:38
        Александр, я не застала"руководящей и направляющей". Об СССР, знаю из: фильмов, рассказов.
        1. +1
          20 сентября 2024 08:49
          Ткните в любого политика и много интересного узнаете о его полит принадлежности в прошлом. Ну например как экс-гражданин Украины я в курсе что комсомол в Крыму возглавлял Сенченко, он не слуху у подавляющей части россиян, но в Крыму был влиятельным персонажем, сдохнувшая Фарион комсомолка, как и живой пока Тягнибок и не рядовые комсомольцы. Там просто достаточно их биографии посмотреть. Мне самому едва не исполнилось 13 как страну развалили.
          1. +2
            20 сентября 2024 10:37
            Фарион, что-то не помню, а Тягнибок, слышала
            Читала, что Порошенко, был, секретарём комсомольский организации.
            По моему, Ельцин, Порошенко, подтверждают мою теорию о предрасположенности к измене.
            Муж, говорит , у них в КБ, работает, участник ВСУ,, воевал против ДНР, а теперь , гражданство наше и честно работает.
            Он,не скрывает, что воевал против ДНР.
            У них был завсклад, русский, ветеран завода, но любил деньги и взорвал склад
            1. +1
              20 сентября 2024 16:05
              Ну просто будучи некогда гражданином Украины мимо такой фигуры пройти было невозможно, кстати меня ни один раз пытались подкалывать, типа два гражданства, нет, одно, но проукраинские многие пооставались, ну как многие их кот наплакал если не считать крымских татар, часть было сбежала, потом вернулась.
              1. +1
                21 сентября 2024 07:00
                Всё таки большинство крымчан, пророссийские?
                Хотя, там есть "ждуны" . Вероятно, самые опасные
                1. +1
                  21 сентября 2024 18:44
                  Конечно пророссийские, что до ждунов, ну куда без них, но часть до интенсивных БД уехала, а часть понимает, что ждать бесполезно. А так конечно пророссийские в своей массе, то, что Вам показывали по телевизору - не операторские приёмы.
                  Ну для сравнения, перед референдумом у нас в Симферополе было два митинга, один проукраинский, на котором я из любопытства пришёл посмотреть, несколько десятков человек у памятника Шевченко.
                  И на главной пощади Симферополя им. Ленина пророссийский, сказать сложно, тысяча, может две, плюс марафон машин с российскими флагами. А на День России в том же году весь наш стадион Локомотив был забит людьми, там и президентский конный полк выступал и Русские витязи летали, это кстати не анонсировалось и оказалось приятным сюрпризом.
                  Да и население у нас русское, даже если ты этнически украинец, как я, украинский мне не родной, хотя его неплохо знаю, в школе со 2 класса изучался.
                  1. +1
                    23 сентября 2024 09:21
                    У меня подруга в Крыму . У неё : отец и брат на той стороне, а мама и дядя остались. Муж, морской офицер, из крымских татар, с Березовским присягнул России.
                    У них большинство соседей,ждуны. Сама, видела: ночью они маршировали с украинскими флагами.
                    После, Херсона, подруга перепугалась и с мамой переехали под Севастополь
                    1. +1
                      23 сентября 2024 09:28
                      Ну ключевое - крымский татарин, те да, есть и славяне такие. но их исчезающее меньшинство. Я тут живу, у меня соседи, я на 9=м а они на 1-м прямо подо мной из Херсонской области, даже на суржике разговаривали. чего стеснялись Я по номерам узнал их автомобиля Славута, дело нехитрое.
                      1. +1
                        23 сентября 2024 09:43
                        Подруга, жила на окраине Джанкоя, в своём доме.
                        Сейчас, под Севастополем, в селе
  5. +3
    15 сентября 2024 13:18
    Можно делать выводы о великодушии и благородстве «культурных» эллинов и «диких» варваров-персов.


    Можно. Сравнение явно будет не в пользу греков, как позже и "цивилизованных" римлян.
    Что поделать, эти персы были кем угодно, но не демократами. laughing
    1. +2
      16 сентября 2024 09:56
      Демократия греков тоже была так себе, да и не везде и не всегда, были и тиранические режимы, тогда слово тиран не было ругательным.
  6. +2
    16 сентября 2024 13:39
    Цитата: Александр Саленко
    Демократия греков тоже была так себе, да и не везде и не всегда, были и тиранические режимы, тогда слово тиран не было ругательным.


    И демократия и тирания - не являются некими самоценными и самодостаточными формами политического устройства. Строго говоря это были лишь фазы политических циклов. Демократия со временем переходила в охлократию, когда к власти пробивались демагоги, тогдашние "жириновские", а охлократия сменялась тиранией ("сильная рука" наводила железный порядок и все такое).
    В Афинах со временем слово "тиран" все же стало ругательным и того же Перикла обзывали тираном.

    Демократия изначально в Афинах была кристально чистой и вполне себе соответствовала народным чаяниям. Но продукт, увы, был очень скоропортящимся и чистоту сохранял не долго. Ведь проблемы не в форме пресловутого народовластия, а в качестве самого народа, которое и тогда было невысоким.
    Этих эллинов слишком идеализировали, а публика была - та еще. Того же Геродота изрядно удивляло, что в Персидской империи можно было свободно носить золотые украшения на улицах. Ну да, в его родном полисе такого богатенького буратину сразу бы взяли на "гоп-стоп"... laughing