АНПА Hugin Endurance установил рекорд продолжительности плавания

12
АНПА Hugin Endurance установил рекорд продолжительности плавания
Hugin Endurance в цеху предприятия-изготовителя


Норвежская компания Kongsberg создаёт автономные необитаемые подводные аппараты серии Hugin. Недавно компания объявила, что тяжёлый аппарат из этой линейки, Hugin Endurance, успешно завершил особо длительную миссию. Этот аппарат провёл в море несколько недель, двигаясь по заданному маршруту и осуществляя разведку акваторий.



Рекордные испытания


4 сентября компания «Конгсберг» объявила о новом этапе испытаний своего АНПА «Хугин Эндьюренс». Целью испытаний была проверка технических характеристик и функциональных возможностей аппарата в условиях, максимально приближенных к реальным миссиям.

Компания-разработчик поделилась некоторыми подробностями о ходе испытаний и рассказала об их результатах. Утверждается, что перспективный тяжёлый АНПА продемонстрировал выдающиеся характеристики и дал своим создателям повод для гордости.

Испытания начались несколько недель назад, однако точную дату не называют. Опытный аппарат Hugin Endurance был спущен на воду и получил первичную программу. Затем он направился к бую-ретранслятору, который передал ему задание для автономного плавания.

После этого аппарат приступил к выполнению задач. Он лёг на заданный курс и занял требуемую глубину. Кроме того, «Хугин» отключил средства связи. Весь последующий поход проходил в режиме полной автономности и без обмена данными со станцией управления.


АНПА во время испытаний

АНПА двигался по заранее заданному маршруту, который включал переходы длиной от 60 до 300 морских миль, по прямой или с маневрированием. Между этими участками предусматривались «зоны проведения исследований», где Hugin Endurance должен был использовать специальное оборудование и собирать различную информацию.

Области исследований имели площадь до 36 квадратных миль. Обследование некоторых из них могло занимать до двух суток. В этих зонах АНПА использовал гидролокационный комплекс бокового обзора, оптико-электронную станцию и лидар. С помощью этих средств велось изучение дна и составлялась его карта. В некоторых случаях батиметрическая съёмка велась с расстояния не более 9–10 м от дна.

Выполнив все исследования, «Хугин Эндьюренс» вышел в заданную точку, где его подобрали и подняли из воды. Затем из бортовых накопителей выгрузили собранные данные и приступили к их анализу.

Общие результаты


За несколько недель автономного плавания подводный аппарат АНПА прошёл около 1200 морских миль. Маршрут пролегал на глубинах от 50 до 3400 м. Другие аппараты компании Kongsberg, как и техника ряда других производителей, не совершали столь дальних походов.


Аппарат и судно обеспечения

Поход осуществлялся за счёт встроенной навигационной системы, показавшей высокие характеристики. За всё время плавания, не имея связи с внешним миром, она накопила ошибку не более 0,02% от пройденного расстояния — всего 0,24 морские мили или 445 м.

В пресс-релизе Kongsberg отмечается, что такие результаты не стали неожиданностью для создателей подводного аппарата. Они и так знали потенциал «Хугина» и рассчитывали, что он успешно справится с поставленными задачами. Компания также подчёркивает, что проведённые испытания демонстрируют превосходство их изделия над конкурирующими разработками, представленными на рынке.

Для продолжительных миссий


АНПА Hugin Endurance был разработан на рубеже последних десятилетий. Главной целью проекта было создание крупного аппарата, способного оставаться в море длительное время. Известно, что компания «Конгсберг» использовала в этом проекте некоторые наработки из предыдущих проектов семейства «Хугин», но их пришлось дополнить рядом новых решений.

Готовый подводный аппарат был впервые представлен в 2021 г., и вскоре начались испытания. В условиях морских полигонов Hugin Endurance демонстрировал свои ходовые характеристики, маневренность, работу системы управления и т.д. После 2021-22 гг. началась отработка целевого оборудования и вопросов его применения в автономном режиме.


«Хугин Эндьюранс» вблизи поверхности

В ходе испытаний постоянно проверялись автономные возможности аппарата. Опытный АНПА отправлялся в море с постоянным увеличением продолжительности миссии. Изначально расчётная автономность Hugin Endurance составляла 15 суток, и теперь ее увеличили. Последнее плавание продолжалось несколько недель.

Изделие Hugin Endurance создано для продажи гражданским и военным заказчикам. Его позиционируют как многоцелевую подводную платформу с особыми тактико-техническими характеристиками. АНПА способен нести различную целевую аппаратуру для мониторинга обстановки, обнаружения подводных или надводных объектов и так далее.

На данный момент тяжёлый Hugin проходит необходимые испытания и демонстрирует свои возможности. Завершить эти работы планируют в ближайшем будущем, и после этого АНПА полноценно выйдет на рынок подводной техники.

Технические особенности


Внешне и по своей конструкции Hugin Endurance принципиально не отличается от других тяжёлых АНПА. Он построен в цилиндрическом корпус с оживальной носовой частью. На его бортах расположены рули и стабилизаторы, а сверху — небольшие антенны. Длина аппарата составляет 11 м, а диаметр — 1,2 м. Водоизмещение — 8 т.


Аппарат имеет полностью электрическую энергетическую систему. Питание для ходового электродвигателя, бортовых систем и целевого оборудования поступает от батареи большой ёмкости. По всей видимости, зарядка батареи осуществляется только перед началом миссии. Возможность дозарядки в походе отсутствует.

АНПА имеет ходовой электродвигатель, сопряжённый с двумя соосными гребными винтами противоположного вращения. Максимальная скорость хода достигает 8 узлов, а для увеличения продолжительности плавания используется экономичный режим с меньшей скоростью.

Первые материалы по проекту упоминали максимальную дальность плавания в 1200 морских миль и продолжительность в 15 суток. В последних испытаниях подтвердили расчётные показатели дальности и, возможно, улучшили продолжительность. Прочность конструкции, по расчётам, позволяет погружаться на 6000 м.

Hugin Endurance имеет полностью автономную систему управления, работающую по заложенной программе или, при необходимости, выполняющую команды оператора. Навигация осуществляется с помощью инерциальной и спутниковой систем. Есть средства связи, но во время миссии они обычно не используются.


Демонстрация применения АНПА

АНПА может нести разнообразную аппаратуру для исследований, мониторинга и других целей. Для её размещения в корпусе предусмотрено несколько отсеков. Приборы подключаются к бортовым системам через универсальные интерфейсы. Может ли Hugin Endurance нести вооружение, неизвестно.

В недавней рекордной миссии АНПА использовал гидролокатор с синтезированной апертурой HISAS 1032 Dual Rx, разработанный Kongsberg, а также несколько других приборов разного назначения. Для следующих испытаний его могут оснастить другими приборами. В свою очередь, комплект поставки серийных аппаратов будет зависеть от требований заказчиков.

Наглядная демонстрация


Разработка АНПА – это перспективное и быстро развивающееся направление. Многие страны активно занимаются этой темой, и регулярно появляются сообщения о новых достижениях в этой области. На этот раз о своих успехах сообщила норвежская компания Kongsberg. Её изделие Hugin Endurance установило новый рекорд и может претендовать на мировое лидерство.

Теперь компания-разработчик планирует использовать это достижение для продвижения своих АНПА на рынке и поиска новых заказчиков. Получится ли это, пока неясно. Однако уже сейчас понятно, что новый «Хугин» обладает серьёзными преимуществами перед своими конкурентами и представляет интерес для разных эксплуатантов.
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    11 сентября 2024 05:49
    Аппарат имеет полностью электрическую энергетическую систему. Питание для ходового электродвигателя, бортовых систем и целевого оборудования поступает от батареи большой ёмкости. По всей видимости, зарядка батареи осуществляется только перед началом миссии. Возможность дозарядки в походе отсутствует.

    Похоже планер. Погружаясь и всплывая набирает скорость. И движки молчат и экономия электричества.
    1. +3
      11 сентября 2024 08:19
      Цитата: bya965
      Похоже планер. Погружаясь и всплывая набирает скорость. И движки молчат и экономия электричества

      Есть два способа подзарядить аккумуляторную батарею, находясь вдали от энергетических центров - заряжать аккумуляторы, используя для этого солнечную энергию при всплытии, либо тоже при всплытии, но используя энергию волнения моря. Так делает компания Google, когда размещает свои дата-центры с серверами на неподвижной барже на поверхности моря, экономя таким образом электроэнергию и не платя налоги на землю... На фото ниже, именно такая вот баржа...
      1. 0
        11 сентября 2024 18:41
        Цитата: Luminman
        подзарядить аккумуляторную батарею,

        Ее не надо заряжать. Электричество нужно только для обслуги оборудования и для изменения плавучести. За счет нее все движение. Я говорю планер. В воздухе просто восходящие и нисходящие потоки, а тут изменение плавучести аппарата.
  2. +2
    11 сентября 2024 07:40
    БОльшая часть планеты это вода, огромный потенциал хранится под водой, кто это понимает тот и развивает подводную тему. Интересно что у нас в этом направлении
    1. +1
      12 сентября 2024 08:10
      Тут бы землю еще до конца изучить, сибирь и дальний восток еще ходить-переходить. А такие карлики без земли и лезут на воду и под воду, и видно что результат есть.
  3. +4
    11 сентября 2024 07:48
    Никак, торгуем тем что под рукой.
  4. 0
    11 сентября 2024 18:39
    Цитата: james
    Никак, торгуем тем что под рукой.

    Посейдон? Практически уверен, что эти рыбки могут и охранять прибрежную зону и вести разведку. Так что заказчики у этих агрегатов будут и отгружать их будут массово. "Спасибо" хуженетовичу и команде, что не развивали наши возможности.
  5. exo
    +4
    11 сентября 2024 19:36
    Потенциально,такие аппараты могут дежурить у входов в наши базы и уничтожать наши АПЛ до момента их развертывания в море.С учётом слабости наших сил ОВР и базовой патрульной авиации,совершенно реальные перспективы.
    1. 0
      15 сентября 2024 17:30
      Это явно одна из главных задач прописанных в ТТЗ на подобные НПА am
      1. exo
        0
        15 сентября 2024 19:26
        Так ведь и немалая часть дронов, были для развлечения и сельхозработ. А сейчас? И ТТЗ на этот аппарат мы не видели. Можно не сомневаться, что и военное применение там предусмотрено.
  6. +1
    12 сентября 2024 00:16
    Норвегия, как всегда, впереди планеты всей в морском судостроении, водолазной технике и водолазных технологиях, в бурении морского дна, а у нас, зато, балет лучший в мире и есть "гипрезвук"... Правда закрадывается скептическая мысль, относительно несколько - недельного "круиза","Hugin Endurance": "Откуда столько электроэнергии на борту....?" Про морское норвежское приборостроение - с ним всё понятно. Оно одно из лучших в мире по всем параметрам. Одна "Марьята" (Разведывательный корабль (РЗК) "Marjata" "Марьята" ВМС Норвегии) - чего стоит - "головная боль 24\7" всего Краснознамённого Северного Флота ... Но, вот, про морскую электроэнергетику - там было очень скромно... Хотя...
    1. 0
      12 сентября 2024 08:07
      Так может там 90% полезной нагрузки занимает батарея, а остальные 10% оборудование наблюдения. Вот и получается несколько недель ))