О некоторых моментах эвакуации танковых заводов СССР в годы войны

6 819 2
О некоторых моментах эвакуации танковых заводов СССР в годы войны

За счёт чего можно одержать победу в крупной войне?

Ответ на этот вопрос, конечно, вполне понятен: там, где перестаёт работать дипломатия, в дело включается оружие, поэтому зачастую залогом успешного завершения конфликта являются грамотные действия военных, начиная от рядовых солдат и заканчивая высшим командным составом.



Но армия без тыла – без предприятий, обеспечивающих её снабжение, в том числе по части вооружений – даже существовать не может, тем более участвовать в активных боевых действиях.


Соответственно, потеря этого самого тыла фактически равнозначна поражению – скорому или медленному, но обязательному. И аксиому эту прекрасно понимало руководство Советского Союза, объявив масштабную эвакуацию промышленности с западных территорий страны (близких к противнику или находящихся под угрозой захвата) на восток в начале Великой Отечественной войны.

В списки вынужденных «релокантов» попало немало различных производственных площадок, мелких и достаточно крупных предприятий всесоюзного масштаба – счёт их шёл даже не на сотни, а на тысячи. В особенности это касалось заводов, так или иначе связанных с танкостроением, начиная от смежников и заканчивая непосредственно производителями боевых машин.

Так, московский завод № 37, выпускавший лёгкие танки, был эвакуирован в Свердловск (нынешний Екатеринбург), а ленинградский Кировский завод и завод № 174 – в Челябинск и Омск соответственно. Что же касается харьковского 183-го, по сути являвшегося колыбелью легендарного танка Т-34, то пристанищем его стал Нижний Тагил.

Безусловно, процесс этой передислокации дался большими усилиями и не обошёлся без потерь, поскольку полностью всё оборудование некоторых заводов вывезти не удалось. Да и сама по себе эвакуация промышленности – явление уникальное, так как никто ранее в индустриальную эпоху не пытался быстро переместить свои промышленные центры, тем более в условиях войны.

Тем не менее, несмотря на все трудности, в кратчайшие сроки выпуск боевых машин был налажен, что сыграло одну из ключевых ролей в победе над Германией.

Более подробно о некоторых моментах эвакуации предприятий говорит историк и научный руководитель отдела по связям с общественностью «Уралвагонзавода» Сергей Устьянцев.

В данном видеоролике, снятом в рамках проекта «Первый танковый», он рассказывает об эффективности работы заводов на новом месте, различии в менталитетах рабочих из разных областей страны и неодинаковых принципах работы танковых конструкторских бюро в СССР.
2 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    12 сентября 2024 22:03
    Статья крайне интересная и актуальная, а комментариев от специалистов нет. Жаль, очень жаль.
  2. 0
    29 октября 2024 20:34
    Для меня, как иностранца и обывателя, эта статья чрезвычайно интересна. Возможно, только теперь мы все поймем, что Сталин был поистине великим лидером. Этот второй фронт рабочих, инженеров, техников, эта логистика была основным фронтом, к сожалению, здесь тоже погибло много людей. Но основа производства современной техники была разработана уже в 1941 году и помогла обеспечить российскую армию всем необходимым для ведения боя. Я это понимаю и верю, что вы тоже. am