Немецкий танк VK1602 «Леопард»

Немецкий танк VK1602 «Леопард»
Официальное обозначение: Gefechts Aufklater VK 1602
Альтернативное обозначение: “Leopard”
Год постройки первого прототипа: сентябрь 1942 г.
Стадия завершения работ: остался на уровне прототипа.

Единственный в своём роде танк, предназначенный для ведения разведки боем, был создан по заказу бронетанковых сил немецкой армии. В 1941 году была выдана спецификация на разведывательный танк, оснащенный улучшенным бронированием и более мощным вооружением, чем у Pz.Kpfw.II Ausf.F. По сути, предлагалось разработать улучшенный вариант танка VK 1601, заимствовав от него элементы ходовой части. От разработчиков требовалось построить быстроходный танк легкого типа (Gefechtsaufklarung), способный вести разведку в тяжелых боевых условиях. Отсюда вытекали соответствующие требования к бронированию, которые выдвигались даже в ущерб ходовым качествам. Проект получил обозначение VK 1602.


Ожидая скорого ввода в строй новых танков вермахт уже в 1941 году запланировал их серийное производство. Согласно Panzerprogramm 41 к декабрю 1943 года предстояло построить 105 машин, а в 1944 году – ещё 150. По другим данным общее количество заказанных разведывательных танков оценивается в 339 экземпляров.
Окончательный вариант технического задания был выдан в марте 1942 года фирмам MIAG и Daimler-Benz. Первой из них предстояло построить шасси, а вторая занималась разработкой башни нового типа. Всего проектировалось два варианта разведывательного танка: “легкая” массой порядка 18 тонн и “тяжелая” массой 26 тонн.

Немецкий танк VK1602 «Леопард»


Предполагалось, что работы будут завершены к октябрю, но война внесла свои коррективы.
Поступающие с Восточного фронта донесения не оставляли сомнений, что основным советским танком в боях 1942-1943 гг. будет средний Т-34. Установленная на нём 76,2-мм пушка Ф-34 свободно поражала немецкие средние танки с любой дистанции, так что разработку “легкой” версии летом 1942 года прекратили, сосредоточив усилия на “тяжелой”.

Несомненное влияние на создание формы корпуса оказали как испытания трофейных “тридцатьчетверок”, так и работы по танкам серии VK 3002 – будущим “пантерам”. Корпус опытного образца VK 1602 имел полностью сварную конструкцию и собирался из листов катаной броневой стали. Лобовые бронелисты устанавливались под значительными углами наклона (верхний - 50°) и имели толщину 50 мм. Борта и корма корпуса изготовлялись из 30 мм брони, крыша и днище – 20 мм. Компоновка корпуса была классической для немецких танков того периода. В передней части размещалась трансмиссия, за которой находились органы управления, приборы. Место механика-водителя было у левого борта, а справа разместили радиостанцию и место для радиста. Среднюю часть корпуса занимало боевое отделение, где находились места для командира и заряжающего, а также боекомплект. На танке была запланирована установка радиостанций типа FuG 5 или FuG 8, и 30-Вт передатчика FuG 8.

В задней части устанавливался бензиновый 12-цилиндровый двигатель Maybach HL157P мощностью 550 л.с. вентилятор, масляный и топливный баки. Двигатель оснащался двойным карбюратором Solex, стартером Bosch BNG и генератором Bosch GTLN. При расчетной массе 26 тонн удельная мощность равнялась 21,1 л.с. на тонну веса.
Трансмиссия включала сцепление при помощи гидромуфты, ручную коробку переключения передач (обеспечивавшей 8 скоростей движения вперед и 1 назад) типа Maybach, главный фрикцион и бортовые передачи.
Разработанная фирмой Daimler-Benz двухместная башня, обладавшая бронированием толщиной 20-50 мм и маской орудия типа “кабанья голова”, была признана очень удачной. В ней устанавливалась 50-мм пушка KwK 39/1 с длиной ствола 60 калибров и один 7,92-мм пулемет MG34 или MG42.

Немецкий танк VK1602 «Леопард»


Ходовая часть VK 1602 почти полностью соответствовала танку VK1601. В ней применялось по пять опорных катков на каждый борт, расположенных в шахматном порядке, и переднее расположение ведущих колес. Подобная схема хорошо влияла на такой показатель, как удельное давление на грунт. Впрочем, в условиях бездорожья Восточного фронта подобное преимущество оборачивалось недостатком из-за постоянного забивания грязью пространства между катками. В целях улучшения проходимости ширину гусеничных траков довели до 360 мм, хотя в зарубежных источниках можно встретить цифру 650 мм (!). Опорные катки оснащались индивидуальными торсионами с применением амортизаторов на крайних узлах подвески. Длина опорной поверхности гусениц составила 3475 мм, ширина колеи - 2430 мм, удельное давление на грунт - 0,58 км\см.кв.

Макет танка VK 1602 был готов в июне 1942 года. К тому времени ему было присвоено официальное название “Leopard” – утверждается, что имя новому танку дал доктор Порше, который руководил тогда работой танковой комиссии. В любом случае VK 1602 стал первой боевой машиной, которой было присвоено "звериное" название. Постройку первого прототипа завершили уже к 1 сентября, однако фирма Daimler не успела к этому сроку поставить башню, поэтому в начале испытательного цикла VK 1602 оснащался башней от танка Pz.Kpfw.II Ausf.G без вооружения.

Немецкий танк VK1602 «Леопард»


Испытания VK 1602, проводившиеся в течении второй половину 1942 года, показали его превосходство над основным разведывательным танком “Luchs” (Sd.kfz.123). При одинаковых геометрических размерах новая машина обладала лучшей защищенностью, но говоря уже о вооружении. Ходовые характеристики также вполне соответствовали предъявленным требованиям. Можно сказать, что немецким конструкторам удалось создать уменьшенную копию “пантеры”, и всё же серийное производство VK 1602, намеченное на апрель 1943 года, так и не состоялось.

Причин для закрытия проекта было несколько. Как это ни странно, вермахт посчитал боевую массу в 21500 кг слишком большой для танка такого типа. Конечно, если сравнивать VK 1602 с “Luchs” этот показатель будет не в его пользу, но не надо забывать, что толщина брони у нового танка была почти вдвое больше. Прибавьте ещё к этому более тяжелую пушку с боекомплектом.

Вторым, более веским поводом для закрытия проекта VK 1602, послужило мнение, что при имеющемся соотношении “броня-вооружение” этот танк будет мало эффективен в бою против Т-34 или аналогичного ему танку.
Летом 1942 года фирма Daimler-Benz попыталась продлить жизнь этого проекта, предложив модель VK 2801 с усиленным бронированием и новыми двигателями. На выбор предлагались следующие варианты с дизельным DB 813 (450 л.с.), а также бензиновыми Maybach HL 230 (700 л.с.) и МВ 507 (600 л.с.), но вермахт уже заметно охладел к идее сильно бронированного быстроходного разведывательного танка.

Фирма Rheinmetall также планировала использовать шасси VK 1602 как основу для 105-мм leFH18 самоходной гаубицы, имевшей обозначение Waffentrager Leopard, но был изготовлен только деревянный макет.

Официально программа развития VK 1602 и его вариантов была закрыта в мае 1944 года, а единственный прототип был разобран на металл. От всего проекта для дальнейших работ была оставлена только башня, которая впоследствии перекочевала на тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/2 “Puma”.

Тактико-технические характеристики

VK1602 Leopard


Вес: 21900кг
Экипаж: 4 человека
Двигатель: Maybach HL 157P
12 цилиндров
550л.с.
Скорость: Дорога: 50-60км/ч
Длина: 4,74 или 6,45м
Ширина: 3,10 или 3,27м
Высота: 2,60 или 2,80м
Вооружение: 50мм KwK 39/1 L/60
1 x 7,92мм MG34
Боезапас: 50мм - 50 выстрелов
7,92мм - 2400 выстрелов
Броня: 20-80мм


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 14
  1. Snoop 16 марта 2013 08:56
    С 1943 года Вермахт оборонялся, вот и не нужен им был разведывательный танк, старались больше произвести Пантер и Тигров, модер. Pz-IV. Фактически немецкие танки использовались как ПТ.
    1. Avenger711 16 марта 2013 14:12
      Не знаешь не пиши бреда. Оборона не возможна без наступления, а разведка всегда нужна.
      Avenger711
      1. Snoop 16 марта 2013 16:41
        Такой танк нужен при блицкриге, в стремительном наступлении, такой разведчик и тылы погромить может. А при такой ситуации как у немцев с 43 года....отсутствие стратегической инициативы...дело не в массе танка.
        При обороне в основном используется пешая разведка. Не представляю как немцы отправляют дозорный отряд из легких танков на эшелонированную оборону советских войск)))) При прорыве обороны противника, да...такой танк полезен....а при разведке устоявшейся обороны...мишень как в тире)))
        1. Avenger711 17 марта 2013 11:42
          Слава богу таких, как ты, в штабах пока не слишком много...
          Avenger711
        2. Cesar_001 17 марта 2013 21:29
          Я конечно понимаю сейчас World of Tanks очень популярен, но не стоит путать игру и войну. Как ты на нём тылы громить собрался? объясни-ка мне. Ну а про мишень в тире - ноу комментс. Думаю ни один танкист, кроме виртуального конечно, не поедет через открытое поле 'светить' противника.

          Так бесит когда игровые задроты прочитают пару статеек, и мнят себя потом Гудерианами да Роммелями.
        3. newnutella 18 марта 2013 17:46
          Лучше молчи и не позорься....
          newnutella
  2. Snoop 16 марта 2013 08:57
    С 1943 года Вермахт оборонялся, вот и не нужен им был разведывательный танк, старались больше произвести Пантер и Тигров, модер. Pz-IV. Фактически немецкие танки использовались как ПТ.
  3. ramsi 16 марта 2013 09:58
    ну вот почему они так держались за эту уродливую подвеску даже на сравнительно лёгком танке?
    ramsi
    1. rubber_duck 17 марта 2013 17:17
      Тоже сразу поразило, зачем "шахматная" ходовая такому клопу?..
      rubber_duck
      1. cth;fyn 24 марта 2013 14:29
        А че бы механики не расслаблялись laughing
  4. Navuxonastupil 16 марта 2013 12:23
    Я раньше занимался стендовым моделизмом, в основном БТТ WW-II, поэтому довольно плотно занимался и историей мирового танкостроения.Думаю,что одной из составляющей поражения Германии был так сказать технический авантюризм, обусловленный как немецким менталитетом с его мечтой о "Вундервафле", так и алчность производителей вооружений, наперебой пытавшихся втюхать свои изделия.Танки Германии того периода наглядно это демонстрируют. Вступив в войну с Pz-III Pz-IV,избавляясь при этом от откровенно слабых и устаревших"двоек" и "единичек",немцы забыли пословицу- "Лучшее-враг хорошего".Всё, созданное их танкостроителями после 1941 года так и не было доведено до ума и достаточно массового производства.Мы знаем примеры рационального подхода в этом вопросе-танкостроение в СССР и США,причем если мы, наладив поистине широкомасштабное производство наиболее удачных образцов, совершенствуя их и доводя до идеала,создавая при этом и новые образцы, то американцы просто тиражировали свои Шерманы,зная и о их слабости и об матерных отзывах воевавших на них солдат.Так или иначе, массовое производство танков в СССР и США себя оправдало полностью!
    1. Voodoo 16 марта 2013 13:29
      Не знаю - не знаю...Насколько я знаю, у немцев была очень совершенная техника и вооружение. Взять, к примеру, истребитель FW-190. Как только трофейный образец попал к нашим, в конструкции его было выявлено более 30-ти оригинальных конструкторских решений, которые специальным приказом было обязано внедрить на советских самолётах. Также и танки. На что наши историки обращают больше внимания? Ну вот ходовая часть, ну вот трансмиссия...Практически всё! А вооружение, оптика, связь, броня, удобство работы экипажа!!?? Об этом почему-то молчат... Тем не менее, трофейные Т-III наши танкисты любили именно за удобство работы экипажа, отличную оптику и средства связи. Да и пушка неплохая. Другое дело, что всё ЭТО техническое совершенство, которое наблюдается и в следующих немецких танках Т-V и T-VI (вращающиеся полы боевого отделения, продувка канала ствола после выстрела и т.п.), в тот период были своеобразной роскошью, усложняли и удорожали производство, когда поля сражений пожирали танки с невероятной скоростью. Ремонтопригодность - да... никакая в условиях фронта. Хочу прибавить к этому качество сборки - на заводах в основном работали узники и пленные и акты саботажа не были редкостью. Но с точки зрения техники у немцев как раз было всё в порядке. Просто не прокачали они ситуацию: под постоянными бомбёжками союзников добиться качества и количества одновременно оказалось не под силу. Почему-то сейчас все эти технические изощрения в порядке вещей.
      1. Avenger711 16 марта 2013 14:13
        FW-190 в бою против наших преимуществ перед старым "худым" не имел, это признавали и у нас и в Люфтваффе.
        Avenger711
        1. Per se. 16 марта 2013 19:54
          Цитата: Avenger711
          FW-190 в бою против наших преимуществ перед старым "худым" не имел
          FW-190 имел преимущество перед Messerschmitt Bf 109 при атаках на наши штурмовики и бомбардировщики за счет более мощного вооружения. Немцы нередко комбинировали, Фокке-Вульфы атаковали штурмовики, а Мессершмитты сковывали наши истребители. Вообще, для сравнения нужно учитывать высоту боев и сочетание скоростных качеств с маневренными, из которых пилоты предпочитали бои на вертикалях или виражах. Ну, и самое главное, мастерство самих лётчиков.
          1. Bosk 16 марта 2013 20:32
            На пикировании Фокер кажется неодин наш истребитель недогонял,вот на счёт Мустанга и Спитфаира...вот они кажется ещё могли в пикировании достать.Немцы были поставленны в довольно таки трудное положение, ведь на Западном и на Восточьном фронтах бои происходили на разных высотах вот они и пытались создать этакий универсальный апарат...не самая лучьшая машина но и надо признать и несамый лёгкий соперник,кстати по огневой мощи он кажется на первых пестах стоял....
      2. Avenger711 16 марта 2013 14:20
        Оптика у немцев изначально была развита, заслуги танкостроителей здесь нет. Удобство работы, когда танк весит на треть больше своего оппонента. Броня действительно хорошая. В связи никаких особых достижений не было.

        Pz III применялись только как штабные, если не переделывались в СУ-76И.
        Avenger711
    2. Я так думаю 16 марта 2013 19:27
      Думаю, что в США не доводили танки "Шерман" (если их вообще можно назвать танками) до ума потому, что и НЕ ПЛАНИРОВАЛИ не них воевать! Они собирались их только ВТЮХИВАТЬ под видом боевой техники. Это излюбленная тактика п.и.н.д.о.с.о.в - загребать победы чужими руками, да еще и поимев на этом выгоду.
  5. AlexMH 16 марта 2013 13:05
    Забавно, но идея легкого разведывательного танка, подобно пульсару, вспыхивает в умах военных всех стран с некоторой периодичностью и так же гаснет. Перед войной у нас создали плавающий разведывательный танк Т-40 - в первую половину войны не пригодился - переделали в Т-60, Т-70 и использовали для поддержки пехоты. Разведку вели на Т-34 и впоследствии на американских ленд-лизовских БТР-ах. После войны создали ПТ-76, оснастили разведроты в танковых дивизиях - опять не понравился, передали в ВВ, разведку ведут бронемашины. Американцы создали "Шеридан" - попробовали - сняли с вооружения - разведку ведут модифицированные БМП "Брэдли". Англичане разработали "Скорпион" - тоже особо не прижился, устарел, нового на замену не создали. Видимо, разведывательный танк с мощным вооружением в принципе не слишком нужен, т.к. более легкая машина имеет преимущество в подвижности и обзоре, а при боестолкновениях может быстрее отступить. А если вести разведку боем, то все равно нужно придавать тяжелые машины.
    AlexMH
    1. Avenger711 16 марта 2013 14:16
      "Скорпион" как раз-таки показал себя с лучшей стороны. Переход на бронемашины или разведварианты БМП обусловнем в основном большей численностью экипажа и подвижностью.
      Avenger711
  6. Avenger711 16 марта 2013 14:23
    А когда-то "лео" нагибал...
    Avenger711
    1. huginn 17 марта 2013 12:23
      С новым пулеметом Лео мне нравится больше.))
  7. anip 17 марта 2013 20:28
    Для немцы его хотели производить? Был же у немцев хороший танк Pz.Kpfw.III, который, начиная с Pz.Kpfw.III Ausf.H и далее, мало чем был хуже этого "Леопарда".
  8. Werwolf 17 марта 2013 21:15
    автор противоречит сам себе: "В любом случае VK 1602 стал первой боевой машиной, которой было присвоено "звериное" название." и тут же: "Испытания VK 1602, проводившиеся в течении второй половину 1942 года, показали его превосходство над основным разведывательным танком “Luchs” (Luchs - переводится как РЫСЬ). Легкий танк Pz-II L "Рысь"В апреле 1942 года фирма MAN изготовила первый прототип танка VK 1303 массой 12,9 т. В июне он проходил испытания на Куммерсдорфском полигоне совместно с разработанными по аналогичному техзаданию танками Pz.38(t) фирмы ВММ и Т-15 фирмы Skoda. В ходе испытаний VK 1303 прошел 2484 км. При этом двигатель и главный фрикцион работали безотказно.

    Танк VK 1303 был принят на вооружение панцерваффе под обозначением Pz.II Ausf.L Luchs (Sd.Kfz.123). Производственный заказ фирме MAN составил 800 боевых машин этого типа.

    Luchs ("Лухс" - рысь)
  9. Илья Гуренко 21 марта 2013 18:42
    Легкий танк, он и в 3 рейхе легкий танк
    Илья Гуренко

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня