Приоритетные цели: железнодорожная логистика Украины переходит на евроколею
Пункт смены колесных тележек на Украине
Евроколея
Украина всеми силами стремилась в Европу, но, похоже, происходит все с точностью наоборот. Миллиарды евро вкладываются в масштабную перестройку железнодорожной колеи еще российского стандарта (1 520 мм) под европейскую ширину 1 435 мм. Нет особого желания повторять банальность о состоянии дел, но придется.
Итак, на третий год спецоперации на Украине до сих пор исправно функционируют все шесть станций для замены вагонных тележек – Ягодин, Мостиська II, Чоп, Есень, Вадул-Сирет и Рени. Именно на этих объектах происходит смена европейской железнодорожной колеи на российскую и наоборот. Особо выделяются пункты Ягодин и Вадул-Сирет, способные за сутки переобуть 135 и 150 вагонов, соответственно.
В железнодорожной логистике ВСУ именно эти пункты являются критически важным, но они почему-то до сих пор целые и невредимые. Можно принять версию о сохранении мостов через Днепр заботой о гражданском населении Украины, оказавшемся в заложниках киевского режима. Разделенная Днепром на две части страна действительно ничего хорошего мирному населению не даст. Но разрушенные пункты переобувания поездов никаким образом на украинцах не скажутся. Выезд из страны для большинства из них давно закрыт.
Методичные удары по пунктам смены колеи парализуют железнодорожный транспорт противника. Не позволят импортировать оружие, технику и ресурсы в прежних объемах, а также затормозят вывоз зерна в Европу. Река финансового потока, соответственно, поиссякнет, а цены на хлеб на внутреннем рынке Украины упадут. Конечно, никто не отменял автомобильные дороги и тягачи, но полностью компенсировать железнодорожные перевозки они никогда не смогут.
Рисков в этой ситуации несколько.
Во-первых, велика вероятность задеть ракетными ударами территорию стран НАТО, в том числе «дружественной» нам Венгрии. Мотив понятен, но совершенно не должен учитываться при планировании. Сопутствующий ущерб есть сопутствующий ущерб. В конце концов, это не нападение, а досадная случайность.
Да и точность можно вполне соблюсти – не межконтинентальными ракетами по пунктам переобувания работать планируется. Круговое вероятностное отклонение, к примеру, «Калибра» позволяет аккуратно отработать по площадкам смены колесных пар. А если промах будет спровоцирован работой вражеских РЭБ, то так тому и быть.
Во-вторых, риском можно считать стягивание всей украинской ПВО к этим шести пунктам – враг отлично понимает всю важность оперативной смены колеи для поездов. Впрочем, назвать сосредоточение ПВО Украины у европейской границы риском сложно. У врага не так много систем противовоздушной обороны, чтобы, не оголив стратегические объекты, суметь закрыть пункты смены колеи.
Но это все лирика, настоящая проза начинается прямо сейчас.
Долговременные инвестиции
Глядя на невнимание России к приграничным пунктам смены железнодорожной колеи на Украине, европейцы решили действовать. Вполне рациональное решение, надо отметить. Для «Укрзализницы» решено выделить несколько миллиардов евро на сужение железнодорожной колеи до европейского стандарта. На всей территории заменить дороги оперативно не получится, но на стратегически важных магистралях это вполне выполнимо в течение нескольких месяцев. Особенно, если российские ракеты и дроны мешать не будут.
В пользу того, что Российская Армия удивительно лояльно относится к железнодорожному транспорту противника, говорят упрямые цифры. Если сравнивать грузооборот «Укрзализницы» января – июня 2024 с аналогичным периодом прошлого года, то рост составляет целых 28 процентов. Железнодорожники Украины работают во все лопатки – более половины перевозок составляет экспорт.
В определенной мере «Укрзализниця» компенсирует падение объемов вывоза зерна из морских портов. Стоит понимать, что идущий по украинской железной дороге грузовой состав с зерном является законной целью – враг давно и часто использует гражданские вагоны для переброски вооружений. По так называемому «пути солидарности», призванному заменить морские поставки зерна, оружие и техника идут в обе стороны. В восточном направлении на фронт, в западном – на ремонт и восстановление.
Пункт смены колесных тележек на Украине
Ограничиваться простым сужением колеи, чтобы не простаивать часами на пунктах переобувания, никто не собирается. Деньги вкладываются в инфраструктуру для ускорения логистики. Транспортные хабы, например, «Мостыкский», оснащаются современным оборудованием из разгрузки контейнеров и насосными станциями для перекачки топлива.
Европа вкладывается в подвижной состав для Украины. Объявлен тендер на десять маневровых локомотивов, оснащенных тяговыми аккумуляторами. Летом 2024 года выделены средства на несколько десятков электровозов, а в начале года 190 миллионов долларов ушли на покупку 80 локомотивов. Не остались в стороне и американцы – 300 вагонов-зерновозов оплачены из-за океана. И это далеко не единственные инвестиции в транспортную систему Украины. Примерно к середине следующего года пропускная способность «Укрзализницы» заметно вырастет, что будет иметь стратегические последствия.
К чему ведут европейцы?
Утопающему киевскому режиму они не просто бросают спасательный круг, а предлагают выбраться на берег. Расширение и ускорение транспортных коридоров от Черноморского побережья к европейским границам снизит зависимость Киева от портов. То есть Зеленский будет больше продавать зерна тем же европейцам и выйдет на самообеспечение по некоторым позициям. Клянчить деньги станет точно меньше. Вполне выгодная инвестиция, если еще учесть, что средства Европа «Укрзализнице» выдает в долг.
С военной точки зрения уничтожение железнодорожной логистики станет еще большей проблемой. Логических хабов станет больше, они насытятся европейской инфраструктурой, что позволит быстрее восстанавливаться после ударов. Если на Украине останется потребность в переобувании поездов, то делать они это будут уже в глубине территории и не на шести пунктах как ранее, а на десяти-двенадцати.
Непосредственно на поле боя ситуация если и изменится, то не быстро. Но противник со временем сумеет оперативнее перебрасывать резервы, технику и отправлять её на ремонт в Европу.
Но главная угроза заключается даже не в вышесказанном, а в появлении натовской железной дороги на Украине. До этого момента она могла называться условно российской, а теперь она в процессе перенастройки под стандарты НАТО.
Брюссель и Вашингтон готовятся в большой войне и выстраивают у российских границ пути для оперативной переброски собственных эшелонов из Европы. Ракеты врага уже у наших границ, а теперь еще и натовские локомотивы. И это совершенно не эфемерная картина.
Информация