Потенциал и преимущества самолёта Як-130

22 255 99
Потенциал и преимущества самолёта Як-130
Як-130 с боевой нагрузкой. Фото «ОАК»


С начала десятых годов в воздушно-космические силы России поступают серийные учебно-боевые самолёты Як-130. Постепенно они заменяют устаревшую технику и становятся основой системы подготовки молодых лётчиков. Як-130 обладает широкими возможностями в деле обучения, и получить их удалось за счёт разработки и внедрения ряда важных решений.



Перспективный проект


Разработка нового учебно-боевого самолета (УБС) для замены имеющегося парка L-39 началась в конце восьмидесятых годов. В течение следующего десятилетия проходила конкурсная стадия программы, в ходе которой ВВС сравнивали проекты от различных авиастроительных компаний и выбирали наилучший.

Одним из участников конкурса была фирма «Яковлев» со своим проектом УТС-Як, позже получившим индекс Як-130. Проект был разработан в первой половине девяностых, а в 1996 г. опытный образец впервые поднялся в воздух. В 2002-м он победил в конкурсе и получил дальнейшее развитие. Доработка конструкции и улучшение бортового оборудования продолжались практически до конца десятилетия.

Серийное производство Як-130 началось в конце двухтысячных сразу на двух площадках — «Сокол» в Нижнем Новгороде и Иркутском авиазаводе. Первая серийная партия была готова в 2010 г. и вскоре поступила на службу. С тех пор производство новых УБС, их поставка в войска и ввод в эксплуатацию стали регулярным и непрерывным процессом.


Строительство Як-130 на Иркутском авиазаводе, 2020 г. Фото Минобороны РФ

Производство Як-130 продолжается и по сей день. Недавно промышленность передала министерству обороны очередную партию самолётов. К настоящему времени учебные структуры Минобороны и ВКС получили не менее 160–180 единиц и поставили их в строй.

По мере продолжения производства новые Як-130 заменяют оставшиеся на службе L-39. Известно, что количество новейших УБС уже превышает число устаревших машин в строю. Всё это приводит к обновлению парка, а также даёт нашим ВКС новые возможности обучения.

Российский след


На этапе создания проекта Як-130 компания «Яковлев» объединила усилия с итальянской фирмой Aermacchi. Позже сотрудничество прекратилось, но по условиям договора итальянские авиастроители получили документацию на планер и некоторым техническим решениям российского проекта.

Опираясь на полученную документацию, компания Aermacchi разработала свой вариант УБС — M-346. Несмотря на использование готовой концепции и части наработок, M-346 отличался от своего российского аналога конструкцией и составом оснащения. Первый прототип итальянского УБС поднялся в воздух в 2004 г.


Передняя кабина самолета. Фото Airwar.ru

К концу двухтысячных годов компания Aermacchi завершила испытания и доработку своего УБС, а также открыла приём заказов. M-346 вызвал интерес у ВВС Италии, и вскоре было получено 8 экспортных заказов.

Любопытно, что не только Италия проявила интерес к концепции и идеям проекта Як-130. В 2001 г. китайская компания Hongdu Aviation Industry Corporation представила макет своего УБС под обозначением L-15. Внешне он напоминал уже летавший российский самолёт и проектируемый итальянский.

Опытный образец L-15 был построен в 2005 г., а в 2006-м совершил свой первый полёт. Испытания и доработки продолжались до начала десятых. Новый УБС поступил на вооружение ВВС НОАК в 2013 г. Впоследствии китайская промышленность получила три заказа от иностранных государств.

С середины прошлого десятилетия турецкая компания TAI разрабатывала свой проект перспективного УБС, внешне похожего на уже существующие образцы. Разработка самолёта Hürjet была завершена в 2021 г., а в апреле 2023-го опытный образец выполнил свой первый полёт. В ближайшем будущем новый самолёт планируют принять на вооружение ВВС Турции и представить на международном рынке.


Модернизированный УБС Як-130М и совместимое вооружение. Фото «ОАК»

Особенности конструкции


Як-130 – самолет-высокоплан нормальной аэродинамической схемы со стреловидным крылом, двумя двигателями и двухместной тандемной кабиной. Он предназначен для обучения пилотов перед переходом на самолёты фронтовой авиации. Также этот самолёт может использоваться в качестве лёгкого истребителя или штурмовика.

Як-130 имеет длину ок. 11,5 м и размах крыла 9,84 м. Сухая масса самолёта составляет 4,6 т, нормальная взлётная масса – 7,7 т, максимальная – 10,3 т. В варианте штурмовика или истребителя боевая нагрузка может достигать 3 т.

Як-130 оснащён двумя турбореактивными двигателями АИ-222-25 с тягой по 2500 кгс каждый. Самолёт является дозвуковым и развивает скорость не более 1050 км/ч. Устойчивость в полёте сохраняется на скоростях до 180-150 км/ч. Практический потолок – 12500 м, а практическая дальность – 1850 км.

Для Як-130 была разработана цифровая комплексная система управления КСУ-130. Она включает в себя несколько вычислительных машин разного назначения, набор датчиков, электродистанционную систему управления с исполнительными механизмами и другие компоненты.

В двух кабинах пилотов установлено приборное оснащение на основе трёх крупноформатных жидкокристаллических дисплеев. Традиционные стрелочные индикаторы отсутствуют. Передняя кабина, предназначенная для обучаемого пилота, оснащена индикатором на лобовом стекле. В обеих кабинах установлены катапультные кресла класса «0-0».


Серийный Як-130 для ВКС России. Фото «ОАК»

Система КСУ-130 имеет режим имитации лётных характеристик, управляемости и устойчивости самолётов разных типов. В последних версиях она способна имитировать весь парк отечественных истребителей и бомбардировщиков 4 и 5 поколений.

Як-130 может нести вооружение разных типов. Для воздушного боя он оснащается ракетами малой дальности Р-73. Для работы по наземным целям предлагаются неуправляемые ракеты отечественных типов и различные бомбы калибром до 500 кг, включая управляемые.

Большие преимущества


Учебно-боевой самолёт Як-130 имеет ряд характерных особенностей, которые определяют его технические, эксплуатационные и рабочие характеристики. Он выгодно отличается от отечественных и иностранных УБС предыдущих поколений и предоставляет значительные преимущества в процессе обучения пилотов. Высокий потенциал российского Як-130 привёл к появлению ряда иностранных аналогов.

Як-130 отличается удачной конструкцией планера. Его аэродинамика обеспечивает высокие лётные и маневренные характеристики, необходимые для моделирования других самолётов и подготовки пилотов. При этом в процессе строительства не используются излишне сложные технологии и материалы, что упрощает производство и ремонт.

Для сравнения, итальянский УБС M-346 имеет схожую аэродинамику, но собирается с применением композитов. Такая конструкция не даёт ему существенных преимуществ, но увеличивает стоимость строительства и затрудняет ремонт.


Як-130 перед вылетом. Фото «ОАК»

Ключевым преимуществом Як-130 перед УБС предыдущего поколения является особая система управления. Электродистанционная система управления (ЭДСУ) с компьютерами не только передаёт сигналы с органов управления на приводы рулей, но и способна вносить коррективы в этот процесс. За счёт этого система КСУ-130 имитирует параметры устойчивости, управляемости и маневренности других самолётов.

Режимы моделирования, используемые в системе КСУ-130, позволяют обучать пилотов управлению конкретными типами самолётов. Они помогают осваивать сложный пилотаж, ведение маневренного воздушного боя и т.д. Также возможна отработка применения вооружений «воздух-поверхность», включая ситуации с наличием ПВО условного противника.

Система КСУ-130 на самолётах ВКС России имеет режимы имитации всех основных образцов отечественной фронтовой авиации. Это означает, что Як-130 может обучать будущих пилотов истребителей МиГ-29/35 и Су-27/30/35, а также бомбардировщиков Су-34. Вероятно, разработана аналогичная модель новейшего самолёта Су-57.

Экспортный вариант Як-130 может получать программное обеспечение с другими режимами работы. В этом случае возможна имитация распространённых иностранных самолётов тактической авиации, таких как F-15, F-16, Eurofighter Typhoon и другие.


В демонстрационном полёте. Фото «ОАК»

Як-130 штатно несет различные вооружения. Это позволяет расширить программу подготовки лётчика за счёт реальных стрельб, пусков или сбросов. Кроме того, при необходимости учебная машина сможет участвовать в боевых действиях, дополняя полноценные фронтовые самолёты.

Новая концепция


Проект Як-130 был основан на оригинальной концепции учебно-боевого самолёта с расширенным набором функций. Впервые в отечественной и мировой практике УБС получил специальную систему управления, которая может имитировать параметры и поведение боевых самолётов.

В этом отношении Як-130 и схожие с ним самолёты кардинально отличаются от предыдущих поколений УБС, которые имели ограниченный функционал. Благодаря принципиально новым системам и функциям удалось значительно повысить эффективность обучения пилотов. Кроме того, были заложены основы для дальнейшего обновления авиационного парка, без необходимости замены учебной техники.

Як-130 производится достаточно большой серией и поставляется как в российские воздушно-космические силы, так и иностранным заказчикам. Кроме того, российский учебно-боевой самолёт послужил стимулом для создания нескольких зарубежных проектов. Всё это подтверждает потенциал российского самолёта, а также демонстрирует правильность выбранной концепции и применённых решений.
99 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    12 сентября 2024 05:14
    Вопросы автору.
    С какими управляемыми ракетами воздух-земля отечественного производства можно использовать в качестве боевого этот самолёт?

    Зачем нужен такой тяжёлый и двухдвигательный самолёт в качестве учебного?
    1. +2
      12 сентября 2024 07:39
      Зачем нужен такой тяжёлый и двухдвигательный самолёт в качестве учебного?

      Двухдвигательный — дополнительная гарантия безопасности, тяжёлый:
      Масса, кг
      пустого самолета 4500
      нормальная взлетная 6350
      максимальная взлетная 9000
      чтобы курсант привыкал пилотировать самолёт приближенный по характеристикам к боевому. Это ведь скорее всего не самолёт первоначального обучения, для этого есть Як-152:
      https://yakovlev.ru/products/yak-152/
      1. +2
        12 сентября 2024 11:59
        Не правильный ответ, и у Луминмана тоже.
        1. 0
          12 сентября 2024 12:08
          А какой правильный ответ?! request
          1. +5
            12 сентября 2024 12:15
            Правильный ответ - это по сути боевой самолёт, с вполне приличной нагрузкой в 3 тонны.

            А учебный должен быть полегче, поменьше, подешевле.
            1. +1
              12 сентября 2024 13:06
              А мужики-то и не знают! laughing Не оснастили его всем необходимым для ведения боевых действий...
              1. +2
                12 сентября 2024 13:36
                Ну снимите с Пе-2 прицел, он от этого перестанет быть бомбардировщиком?
                1. +2
                  12 сентября 2024 13:50
                  Бомбардировщиком в своё время сделали не только Пе-2, но и По-2, однако это было сделано не от хорошей жизни. Разумеется можно сделать боевой самолёт из Як-130, вопрос только в одном: есть ли в этом крайняя необходимость? Это оптимальный вариант? Альтернативы никакой?
                  1. 0
                    13 сентября 2024 04:57
                    Как дешёвая платформа для ситуации, где не нужен массовый налет и использование бомб/ракет весом более 500 кг можно его использовать.

                    Тут в экономической составляющей дело, если это позволит сэкономит деньги, выполнить задачу и НЕ ПОТЕРЯТЬ МАШИНУ И ЛЮДЕЙ, то можно развернуть и производство и эксплуатировать.

                    А так можно использовать многоцелевой истребитель, он ракеты и бомбы нормального веса может нести, или вообще грузовой самолёт с поддоном с ракетами.
                    1. -1
                      13 сентября 2024 05:05
                      Вопрос всего лишь в том, чтобы командование ВВС, ВКС, ГШ и МО нашли это целесообразным. Интуиция мне подсказывает, что это маловероятно, — слабый, хлипкий, энергетика недостаточна для серьёзного БРЭО (придётся другие двигатели искать, более мощные, а где их взять?!), да и БРЭО у нас для него соответствующего нет, и ведь не продаст нам сейчас его никто. И так далее.
                      Поэтому затевать подобное мероприятие скорее всего никто не станет и финансированием его не обеспечит, а это главное... feel
    2. +1
      12 сентября 2024 07:47
      Зачем нужен такой тяжёлый и двухдвигательный самолёт в качестве учебного?

      Потому и два двигателя, что он учебный, для большей безопасности полетов...
      1. -2
        12 сентября 2024 09:37
        Интересно. Тоест пилоты F-16, который к тому же существенно дороже, умирают от страха, что у них в полете откажет двигатель....
        1. +1
          12 сентября 2024 11:52
          Цитата: stoqn477
          Интересно. Тоест пилоты F-16, который к тому же существенно дороже, умирают от страха, что у них в полете откажет двигатель....

          Другая концепция. Лёгкий истребитель, действующий при подавляющем превосходстве в силах и информированности о противнике.
          У нас окончательный отказ от однодвигательных машин произошёл уже во времена РФ, в начале 90-х. Однако началось всё ещё в советские времена, когда были выданы ТТТ на перспективный фронтовой истребитель с прописанной в требованиях двухдвигательной силовой установкой. После разделения в 1972 г. ПФИ на лёгкую и тяжёлую ветви будущий МиГ-29 унаследовал двухдвигательность.
          И сдаётся мне, что опыт реального боевого применения отечественных однодвигательных машин сыграл тут не последнюю роль.

          Примечательно, что у потенциального противника, в ответ на программу F-X которого начались разработки по ПФИ, эта самая F-X в том же самом 1972 г. точно так же разделилась на тяжёлую и лёгкую ветви - будущие F-15 и F-16. Причём по тем же самым причинам - слишком тяжёлым и дорогим выходил будущий F-15.
          1. +1
            19 сентября 2024 09:01
            ТТТ были едиными, а "двухпарковую" схему Микоян предложил, когда увидел, что проигрывает Сухому. Ну, и решили "истребительное" КБ не обижать. Про американский lwf и двухсамолетный парк Беляков вспомнил, когда понял, что проигрывает. Но лёгким миг от этого не стал. Чтобы вписываться в концепцию "двухсамолетного парка", МиГ-29 должен был быть в два раза дешевле Су-27. Но ведь изначально было ясно, что на двухмотоорной машине этого не получишь
        2. +2
          12 сентября 2024 16:35
          Цитата: stoqn477
          Тоест пилоты F-16, который к тому же существенно дороже, умирают от страха, что у них в полете откажет двигатель....

          Не надо сравнивать летчиков F-16, прошедших летную подготовку и получивших летные сертификаты с новичком-курсантом, только-только севшего за штурвал самолета, пусть даже и с инструктором...
          1. 0
            12 сентября 2024 22:03
            Цитата: Luminman
            Цитата: stoqn477
            Тоест пилоты F-16, который к тому же существенно дороже, умирают от страха, что у них в полете откажет двигатель....

            Не надо сравнивать летчиков F-16, прошедших летную подготовку и получивших летные сертификаты с новичком-курсантом, только-только севшего за штурвал самолета, пусть даже и с инструктором...

            Серьезно? Так что те, кто десятилетиями летал на Л-29/39, - киборги по сравнению с вашим "у них еще сертификата не было". Выглядит глупо, да?
        3. -1
          19 сентября 2024 06:04
          То есть пилоты F-16, который к тому же существенно дороже, умирают от страха, что у них в полете откажет двигатель...

          Когда у них в полёте отказывает единственный двигатель, ни малейшей радости они не испытывают... Думают: вот бы это сейчас был F-15?! lol
      2. -1
        12 сентября 2024 21:13
        Цитата: Luminman
        Потому и два двигателя, что он учебный, для большей безопасности полетов...

        Очень странный вывод однако. laughing
        Учебные самолеты обычно не летают в зоне боевых действий. Нет у них особых причин столь кардинально дублировать системы. На По-2 или Як-152 посмотрите.. А вот стоимость машины как и стоимость обучения два движка подняли резко.
        Мнение пилотов о Як-130 как то редко попадалось , но они не в восторге. И в управлении сложноват для курсанта и дорог для непрерывной учебной карусели. В общем замена для легендарного уже L-39 так себе получилась.
        1. +1
          13 сентября 2024 06:41
          Учебные самолеты обычно не летают в зоне боевых действий. Нет у них особых причин столь кардинально дублировать системы

          На учебных самолетах летают те, кто первый или второй раз садится за штурвал, так что причина дублировать системы имеется очень и очень веская ...
          1. 0
            13 сентября 2024 21:13
            Цитата: Luminman
            На учебных самолетах летают те, кто первый или второй раз садится за штурвал, так что причина дублировать системы имеется очень и очень веская ...

            Вам не кажется что вы полную ерунду пишите? По вашему курсант садится в кабину исключительно с целью уничтожить двигатель? Из кабины это сложно сделать даже при желании. Покрепче шасси это понятно, но второй двигатель то зачем? fool
            1. 0
              15 сентября 2024 07:27
              Вам не кажется что вы полную ерунду пишите?
              Полная ерунда - это у вас...
              По вашему курсант садится в кабину исключительно с целью уничтожить двигатель?
              В кабину садится в первую очередь новичок - это главное...
              Из кабины это сложно сделать даже при желании
              Это можно сделать и из кабины, даже и без желания. А может и двигатель отказать - вот так вот, взять, да и отказать...
              1. 0
                15 сентября 2024 20:21
                Цитата: Luminman
                А может и двигатель отказать - вот так вот, взять, да и отказать...

                Напомню что обязательным два двигателя являются для самолетов перевозящих 9 и более пассажиров. Для двухместного военного самолета, вдобавок снабженного катапультами, это совершенно не аргумент.
                1. +1
                  16 сентября 2024 07:33
                  Напомню что обязательным два двигателя являются для самолетов перевозящих 9 и более пассажиров
                  Только что вы привели правило ИКАО для гражданских самолетов...
                  1. 0
                    16 сентября 2024 21:32
                    Цитата: Luminman
                    Только что вы привели правило ИКАО для гражданских самолетов...

                    Вы наконец то догадались!
            2. -1
              19 сентября 2024 06:08
              Покрепче шасси это понятно, но второй двигатель то зачем?

              Неправильный смайлик: на двухдвигательных самолётах можно выключать один двигатель и снова запускать его в полёте от авторотации, например — есть такое упражнение.
              И, разумеется безопасность: когда у сопливого курсанта, ещё не умеющего хорошо летать, когда отказывает единственный двигатель, для него ситуация усугубляется вдвойне...
              1. 0
                19 сентября 2024 22:08
                Цитата: Стрелкин
                И, разумеется безопасность: когда у сопливого курсанта, ещё не умеющего хорошо летать, когда отказывает единственный двигатель, для него ситуация усугубляется вдвойне...

                И вы туда же! laughing
                Только что, выше, напомнили что даже в гражданской авиации требования к безопасности намного мягче чем вы придумываете для военных. Конечно много всего можно наворотить "на всякий случай", но это сильно не бесплатная перестраховка. Как в стоимости самого самолета так и в стоимости эксплуатации и обслуживания. Потому пилоты и недовольны, на практике это выливается в снижение часов полета на каждого курсанта.

                И опять же напомню что у самолетов первоначальной подготовки - Як-18..Як-152 только один двигатель, хотя самые неопытные курсанты туда вначале садятся.
                1. -1
                  19 сентября 2024 22:12
                  И опять же напомню что у самолетов первоначальной подготовки - Як-18..Як-152 только один двигатель, хотя самые неопытные курсанты туда вначале садятся.

                  Это ведь не от хорошей жизни, это вынужденная мера... winked
                  1. +1
                    19 сентября 2024 22:14
                    Цитата: Стрелкин
                    Это ведь не от хорошей жизни, это вынужденная мера...

                    Один двигатель это нормально. Не должен учебный самолет с простым, нефорсированным двигателем ломаться каждые пять минут.
                    1. +1
                      19 сентября 2024 22:31
                      Если хорошо сделан — не ломается. Вот, например, ещё один однодвигательный учебно-тренировочный самолёт, с лическим названием "Grob":
                      1. 0
                        19 сентября 2024 22:49
                        Цитата: Стрелкин
                        самолёт, с лическим названием "Grob":

                        Вообще это кажется регистрационный номер, но получилось замечательно! good
                      2. 0
                        19 сентября 2024 23:14
                        Это название фирмы и названия её самолётов, — тем же именем:
                        https://en.wikipedia.org/wiki/Grob_Aircraft
                      3. 0
                        19 сентября 2024 23:28
                        Цитата: Стрелкин
                        Это название фирмы и названия её самолётов

                        Любопытный подход. Это ведь немецкая фирма, а по немецки Grob это грубый, топорный.
                      4. 0
                        19 сентября 2024 23:32
                        Вероятнее всего, это фамилия основателя фирмы. И оно может быть любым, поскольку пришло из тьмы веков... smile
      3. 0
        5 ноября 2024 14:16
        Цитата: Luminman

        Потому и два двигателя, что он учебный, для большей безопасности полетов...

        Скорее всего, потому, что у нас нет достаточно мощного двигателя подходящего по массо-габаритным показателям для однодвигательных самолетов, как боевых, так и учебно-тренировочных.
    3. 2al
      +3
      12 сентября 2024 14:48
      В реале он используется не только в учебках, но и в строевых частях, как самолёт для ввода лётчиков "в эксплуатацию" после перерывов в лётной практике и для проверки лётных навыков. Учебный самолёт должен иметь два движка, ибо рисковать жизнями инструктора и курсанта 4 года обучения уже накладно, именно по этой причине итальянцы и китайцы, тоже выбрали двухдвигательный самолёт как средство продвинутой подготовки лётчиков. С помощью подвесных прицельных контейнеров можно применять практически все виды управляемого вооружения.
      1. 0
        13 сентября 2024 04:53
        Однодвигательные учебные реактивные самолёты- Як-30, СР-10.
        В серию не пошли.

        Вопрос про управляемые ракеты воздух-поверхность отечественного производства был не просто так? Так какую модель можно использовать с Як-130, если учесть, что его итальянский вариант несёт на подвесках вооружение весом до 500 кг? hi
        1. 0
          19 сентября 2024 06:28
          Так какую модель можно использовать с Як-130, если учесть, что его итальянский вариант несёт на подвесках вооружение весом до 500 кг?

          Во-первых, есть ракеты "воздух-поверхность" такой массой. Во-вторых: а кто сказал, что на все шесть пилонов нагрузка должна распределяться равномерно, 3000 = 500*6?! Это неправда. На внутренние пилоны нагрузка всегда больше, на средние — поменьше, на внешние —минимальная. Например, на F-35.
          1. 0
            20 сентября 2024 12:07
            1. И какая же модель этих ракет?)
            2. Итальянский собрат Як-130 берет 4 по 500 кг.

            А вот фото самого Яка с 4 бомбами по 500 кг.
        2. D O
          0
          5 ноября 2024 11:12
          Пишут про беспилотную версию однодвигательного CP-10 "Аргумент".
          Из него могло бы получится неплохое средство доставки автономных боеприпасов (например, Ланцетов) в тыл противника - для работы по логистике, по колоннам подкреплений. Прорыв ПВО - на предельно малой высоте, с противозенитным маневром.
  2. 0
    12 сентября 2024 06:08
    Цитата: Рябов Кирилл
    Также этот самолёт может использоваться в качестве лёгкого истребителя или штурмовика
    Для войны с папуасами wink
    1. 2al
      +2
      12 сентября 2024 14:51
      Як-130 может применять УМПК имея штатно всё необходимое для этого оборудование. Так что может достать даже достаточно продвинутых папуасов причём за приемлемую стоимость.
      1. 0
        12 сентября 2024 20:59
        Цитата: 2al
        Як-130 может применять УМПК имея штатно всё необходимое для этого оборудование.

        Почему вы так решили? Как раз недавно кто то писал что никакого управляемого оружия ему не дали. Нет у него такого оборудования.
        1. +1
          13 сентября 2024 01:16
          А какое там оборудование для УМПК? Вроде к бомбе снизу крепят крылья, а координаты цели ввести можно и на земле.
          1. 0
            13 сентября 2024 21:31
            Цитата: alexoff
            А какое там оборудование для УМПК?

            Нигде пока не встречал подробностей. Подозреваю что нужно задавать не только конечную но и начальную точку пуска сообщать, прямо в момент пуска. (Судя по некоторым наземным системам.) Думаю что если даже такого штатного оборудования для Як-130 нет, можно как то приколхозить при желании, ВСУ вон вовсю фантазируют американские ракеты к МиГ-у прикручивая.. Но пока активности в этом направлении со стороны наших ВКС не замечено.
            1. 0
              13 сентября 2024 21:38
              Я думаю там точку запуска скорее пилоту сообщают с примерным направлением, а дальше оно летит само, калькуляции требуются довольно простые.
              Цитата: Saxahorse
              ВСУ вон вовсю фантазируют американские ракеты к МиГ-у прикручивая..

              там вообще дырочку просверлили, провод продели и к айпэду, куда циферки надо вбить двумя пальцами. А у нас вообще любят чтоб шашечки, чинно и блаародно было, а еще лучше вообще ничего не делать со стороны руководства. Тогда как турки на советский Су-25 приделали высокоточное оружие без каких-то невероятных ухищрений и нанотехнологий.
              1. -1
                13 сентября 2024 21:57
                Цитата: alexoff
                Я думаю там точку запуска скорее пилоту сообщают с примерным направлением, а дальше оно летит само

                Точно не так. Наземным ракетам с Глонасс нужно знать точку пуска, если их в момент пуска РЭБ-ом глушануть (своим же) то ракета летит куда бог пошлет. Точнее просто по баллистике. Про авиаракеты и УМПК не знаю, но подозреваю что принцип вычисления траектории сходный.
                1. 0
                  13 сентября 2024 22:33
                  Из УМПК враги доставали блок "комета", который фиг заглушишь. Бомба летит довольно долго и сориентроваться у нее время есть. Что там в военных ракетах - не знаю, у нас для госструктур программисты пишут такое, что волосы дыбом встают, устривать блокировку всего если сигнал сразу не поймался могут только люди типа "кабы чего не вышло". Пилот наверно должен знать куда и что метает. Про инерциальную систему не знаю, есть ли. В геранях есть.
  3. -2
    12 сентября 2024 06:32
    Как учебно-боевой самолёт ЯК-130 можно использовать только при обучении пилотов, любое боевое применение против цели, имеющую простейшую систему ПВО (от ПЗРК до ЗСУ), приведёт к неоправданно большим потерям самолётов и пилотов. Держать их на боевом дежурстве, как перехватчиков БПЛА самолётного типа ("Летучая лисица" из Украины) - нецелесообразно, если атаКовать будет БПЛА имеющий аналогичные скоростные характеристики, то вероятность перехвата снижается до опасных критических показателей, объект - без надёжной защиты от средств воздушного нападения.
  4. 0
    12 сентября 2024 07:05
    Вопрос к ИАС: А нельзя под АИ-222-25 с тягой 2500 кгс сделать гражданский самолёт для местных авиалиний? Это было бы быстрее, чем мучиться бесконечно с ВК-800.
  5. +1
    12 сентября 2024 07:52
    Обратите внимание, что на приборной панели полностью отсутствуют т.н. классические приборы, которые заменили мониторы. Вот только осталось узнать, на наших ли заводах они выпускаются или сами знаете на каких...
    1. +2
      12 сентября 2024 09:50
      Наши ЖК-матрицы более дорогие, нежели, чем импортные....но выпускаются наши индикаторы.
  6. 0
    12 сентября 2024 11:31
    в прошлом году была статья про МиГи и Су
    почти в один голос говорили что Миг - это прошлый век, нужен Су
    сегодня Як-130, это тоже не Су
    но завод, где происходит сборка - в Иркутске
    понимаю, что ключевое слово ОАК, но все же - кто является проектантом МиГов и Яков сегодня?
    все делает "одна контора"? или же оставили "кусочки" от КБ Яковлева и Микояна?
    1. +2
      12 сентября 2024 12:10
      Цитата: Дедок
      понимаю, что ключевое слово ОАК, но все же - кто является проектантом МиГов и Яков сегодня?

      Да, похоже, никто. Погосяновщина уничтожила в России конкурентные Сухому КБ. Яковлев по-моему после 130-го так ничего и не сделал, МиГ пытается запустить 35-ый, но "Сухой", похоже, не позволит, оно просто выжимает насухо все деньги, отпущенные на обновление парка ВКС.
      Вообще от МиГа по-моему осталось что-то более-менее самостоятельное, но как признают в Ростехе КБ "утратило значение в качестве самостоятельного разработчика авиационной техники".
      Несколько раз МиГ и Су пытались объединить. Последний раз об этом говорили в 2021 году, но как оно там срослось и срослось ли вообще?
      А Яковлев на своём сайте только спортивный Як-152 рекламирует.
  7. +1
    12 сентября 2024 11:53
    К концу двухтысячных годов компания Aermacchi завершила испытания и доработку своего...двухтысячные уже закончились?
    1. 0
      12 сентября 2024 15:33
      Это так хитро автор обзывает нулевые. Креативит, как может.
  8. 0
    12 сентября 2024 13:00
    Вопрос к форумчанам "в теме"-почему часто с гордостью пишут,что в самолётах установлены цветные ЖКИ дисплеи? Неужели действительно используют столь хрупкую и с малым углом обзора технологию, как жидкие кристаллы? Почему не светодиодные? Или это просто обобщающий уже термин,вроде как "ксерокс"? Если плоский и без аналоговых стрелок, то ЖКИ?
    1. 0
      12 сентября 2024 16:05
      Интересно, зачем нужны большие углы обзора ЖКИ? Чтобы управлять машиной, находясь вне кабины? В норме ведь пилот сидит в кресле.
      1. 0
        19 сентября 2024 13:00
        Бог с ним,углом обзора,речь про хрупкость экрана, благодаря технологии изготовления жки -поляризация аморфных структур между двумя тонкими полосками стекла. Почему не LED,те хоть гни, и себестоимость заметно ниже. Вот я про что.
        1. 0
          19 сентября 2024 15:33
          Спасибо, понял. Т.е., малые углы обзора, только про которые я писал, действительно несущественны.
  9. 0
    12 сентября 2024 14:03
    Цитата: avia12005
    Вопрос к ИАС: А нельзя под АИ-222-25 с тягой 2500 кгс сделать гражданский самолёт для местных авиалиний? Это было бы быстрее, чем мучиться бесконечно с ВК-800.

    Нет, нельзя. АИ -222-25 двухконтурный ТРД.
    Для гражданского применения трёх контурные двигатели (с вентилятором), которые экономичнее.
  10. +1
    12 сентября 2024 17:21
    Вопрос про лёгкий штурмовик остро встанет, когда доставшиеся ещё от СССР Су-24, Су-25, Миг-29 и прочие выработаю последний ресурс. А пока старички летают - дело принципиально не сдвинется с места.
    1. +1
      12 сентября 2024 21:06
      Цитата: mildsar
      А пока старички летают - дело принципиально не сдвинется с места.

      Старички как раз не летают. Не считая редких стрельб с кабрирования. А нести управляемое оружие не могут. Нет оборудования как и у Як-130.

      Кстати, Су-24 никак к легким штурмовикам не отнести. И вот он то летает.
      1. 0
        13 сентября 2024 11:17
        Пардон. Но пару УМПКашек возьмет. А стоимость лётного часа думаю помене будет, как и сам пепелац. Неплохой вариант на мой взгляд.
        1. 0
          13 сентября 2024 21:22
          Цитата: vinschu
          Пардон. Но пару УМПКашек возьмет.

          Кто ж против. Но пока чего то не хватает, даже Су-30СМ их еще не возит, хотя машина куда лучше Яка оснащена.
  11. +1
    13 сентября 2024 18:52
    Начну от "печки": чтобы создавать что то нужное, оптимальное, передовое, в сфере, которая давно "окучивается" мировой нучно - технической мыслью и, регулярно, "выдаёт на гора" образцы, среди которых появляются шедевры, нужно достаточное количество, так называемых "школ"... В этих "школах" своя история, стиль и творческий подход к реализации, в "бронзе и мраморе," этой мысли... Авиация - не исключение... "Школы" позволяют этой "мысли" не "застывать" в догмах, работать на перспективу и в "своём ключе", "растить смену," а государству - быть уверенным, что, оно, сможет, всегда, найти то, для укрепления благосостояния и обороноспособности Страны, что нужно, ему, в данный момент среди того "разнообразия"... В СССР - таких "школ" (фирм) - КБ было 13... И, это,только, создатели авиационных платформ, различного назначения... Что есть, сейчас? Есть, некая, "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК), в которую "втащили" всё, что, ещё, "дышало" в авиационных разработках под эгидой и пристальным "присмотром" незабвенной фирмы "Су" погосяновского "разлива"... Где правит финансовый "бал" "Су", остальные на "подтанцовках"... Не совсем мудрый, но достаточно умный и прагматичный Президент США - Р. Рейган & Ко "убили" в "зачаточном" состояние попытки авиационно - оборонного чиновничества США и части вороватого Сената, тоже, создать в США "Объединенную авиастроительную корпорацию США"... 40-й Президент США и его соратники, поняли, что данная корпорация будет неким закрытым "клубом" для бездарей от авиации, прибежищем и солидной "кормушкой" для деток сенаторов и конгрессменов, их друзей и подруг, а главное, очень "удачной конструкцией" для безболезненного и трудноконтролируемого "распиливания" военного бюджета США... И, главное, уйдёт "дух" соревновательности из конструирования летательных аппаратов, их разнообразия, в купе со специализацией... То же, самое, было сделано и в кораблестроительной отрасли США... Как говорится, на отсутствие корпораций, в критически важных оборонных отраслях американской экономики, можно "посмотреть" на разнообразие специализированных летательных платформ, скорость их модернизации и поставок в ВС... Это, я, всё, к чему? "Як-130" -достойный, надёжный, универсальный, реактивный УЧЕБНЫЙ самолет, достойная замена ветхому чешскому L-39, правда со своими "тараканами в голове"... И пытаться "сделать" из него лёгкий летательный аппарат, для проведения "штурмовок" - на мой взгляд, эта мысль избыточная и непродуктивная в данном контексте рассмотрения вопроса и состояния средств ПВО противника на ЛБС и в его тылу, на 933-й день войны...
    1. +1
      13 сентября 2024 19:26
      "Як-130" -достойный, надёжный, универсальный, реактивный УЧЕБНЫЙ самолет, достойная замена ветхому чешскому L-39

      Не слишком ветхий: в 2018-м году чехи возродили новое поколение L-39NG... smile
      https://en.wikipedia.org/wiki/Aero_L-39NG#Specifications_(L-39NG_Stage_2)
      1. 0
        13 сентября 2024 19:49
        Уважаемый Стрелкин! Согласен, что чехи занимаются модернизацией наиболее удачных моделей своих самолётов. Но! Мы не имеем возможности обновлять "парк" "L-39" и проводить техническое сопровождение машин c 2015 -го, тем более они знали КТО летает и учится летать на этих аппаратах....
        1. 0
          13 сентября 2024 19:53
          Возможно, через пару-тройку лет ситуация изменится. L-39 — машинка лёгкая, проверенная временем, может ещё и пригодится курсантов учить... А Як-130 вооружить и на фронт! lol
          1. 0
            13 сентября 2024 20:14
            Уважаемый Стрелкин! Для ЭТОЙ войны, сей аппарат не бронирован, слаб "глазами" и требует приличных доработок... В качестве "санитара леса" вражеских "пространств", в случае уничтожения всех средств ПВО противника, включая и ПЗРК - как вариант - ДА! А "через пару - тройку" лет, возможно всё и вся... Будем посмотреть, как говорят, в ещё, пока, не русском городе Одесса....
            1. 0
              13 сентября 2024 20:19
              Для ЭТОЙ войны, сей аппарат не бронирован, слаб "глазами" и требует приличных доработок...

              Да это всё ясно до слёз. Пока он может пригодится, например, и очень хорошо, для охоты за вражескими дронами над своей территорией, нужно только поставить маленькую БРЛС и по паре пулемётов на каждый пилон... Тут его ЛТХ в самый раз.
              1. 0
                13 сентября 2024 20:55
                Уважаемый Стрелкин! Скорость "нынешних" дронов от 90 - 190 км\час. На такой же скорости, желательно, за ним и "охотиться", хоть с БРЛС, хоть с пилотским глазом... Да вот беда - на таких скоростях , наш "Як" будет "летать", как табуретка, брошенная из окна - это его диапазон скоростей "сваливания"... Да и дороговат "эксплуатационный час", для такого "сафари"... Тут - бы лёгкий вертолётик, типа "Robinson R66 Turbine", в "нарезке" с подвесным пулемётным - 5,65 мм контейнером.... И, все равно, без достойного ПВО-ПРО обеспечения, сего, процесса "охоты", как в известной славянской присказке:" Пиво без водки - деньги "на ветер"...." Вот как то так....
                1. 0
                  13 сентября 2024 22:23
                  Скорость "нынешних" дронов от 90 - 190 км\час. На такой же скорости, желательно, за ним и "охотиться", хоть с БРЛС, хоть с пилотским глазом...

                  Однако скорость сливания у Як-130 160—180 км/час, при максимальной приборной скорости (на малых высотах) более 700 км/час ведь к БПЛА ещё нужно оперативно подойти и для этого диапазон скоростей атакующего самолёта у Як-130 самый подходящий. А для стрельбы по БПЛА вовсе не нужна скорсость абсолюно равная его скорсти, если она будет на 50-70 км/час больше — это не страшно для прицеливания.
                  Украинцы (сдуру) не решились использовть для этих целей L-39, которых у них полным-полно, так же как и лётчиков на них, но на третьем году пытаются приспособить против "Шахедов" Як-52 и вертолёты. Но вот против реактивного "Шахеда", со скоростью 500 км/час, эти ЛА вообще "ни о чём"...
                  1. Комментарий был удален.
                    1. 0
                      14 сентября 2024 13:57
                      Вы совершенно забыли, что в Первую мировую войну, во Вторую Мировой войну, очень часто в корейскую войну, очень часто во Вьетнамскую войну, очень часто в ходе войн на Ближнем Востоке — визуальное отыскание цели, а потом визуальное приценивание и поражение из пулемётов, а потом пушек — было основным способом боевых действий! В том числе малоразмерные цели на фоне земли! Сегодня хоть полно РЛС, которые наведут лётчика на эту малоразмерную тихоходную цель...
                      1. 0
                        16 сентября 2024 12:51
                        ОЛС, если визуально...
                        Даже старые поколения позволяют "видеть" до 30 км, современные которые стоят на су-35/57 видят куда дальше, но для охоты на бпла последнее поколение не нужно...
            2. 0
              14 сентября 2024 13:47
              И чем броня помогает "Грачу" в этом конфликте? Над окопами, тем более во вражеском тылу авиация по понятным причинам отсутствует. Бронирование что "Грача", что "Утки" бессмысленно. Классический чугуний и подобные АСП практически не используются. НАР с кабрирования от безысходности.
              1. 0
                14 сентября 2024 13:58
                И чем броня помогает "Грачу" в этом конфликте? Над окопами, тем более во вражеском тылу авиация по понятным причинам отсутствует. Бронирование что "Грача", что "Утки" бессмысленно.

                А ПЗРК?! А МЗА?!
                1. 0
                  14 сентября 2024 14:01
                  И......Не пойму я Вас. Результат один - сбит! Ещё раз над местом боестолкновения, по тылам противника авиации сейчас нет.
                  1. 0
                    14 сентября 2024 14:03
                    Почему обязательно "сбит"? Может быть только "подбит", но успешно дотянул домой! А с дыркой в голове лётчик домой уже не долетит...
                    1. 0
                      14 сентября 2024 14:08
                      В Первую Мировую войну лётчики на "Фарманах" и "Ньюпорах подкладывали на сиденье две больших сковородки, одна в одну, сверху подушку — и потом садились на всё это сами. Порой это выручало от винтовочных пуль снизу...
                    2. 0
                      14 сентября 2024 14:08
                      Из нынешнего конфликта на памяти только один пример "дотянул". Возможно бронирование уменьшает потери летного состава, однако есть примеры выживания лс на аппаратах и без оного при поражении не только пзрк , но и зрк. Причинно следственная связь срвершенно не очевидна! (Броня-спасение)
                      1. 0
                        14 сентября 2024 14:11
                        Из нынешнего конфликта на памяти только один пример "дотянул".

                        Огромное число примеров из вьетнамской войны, из афганской войны, из "Войны в заливе" и из кучи локальных войн во всех частях света...
                      2. 0
                        14 сентября 2024 14:15
                        Во первых речь о сегодняшнем дне. Во вторых конкретные примеры (броня-спасение ла). В третьих не сочтите за цинизм даже если летчик выжил благодаря бронированию, как боец он перестал существовать.
                      3. 0
                        14 сентября 2024 14:20
                        Во первых речь о сегодняшнем дне.

                        Сегоня все пилотируемые ЛА имют хоть какую-то защиту лётчика.
                        Во вторых конкретные примеры (броня-спасение ла).

                        И ЛА броня спасает, даже очень частичная.
                        В третьих не сочтите за цинизм даже если летчик выжил благодаря бронированию, как боец он перестал существовать.

                        С чего бы это вдруг? Даже бронежилет спасает от смертельного ранения, вместо дырки в сердце боец отделывается синяком и трещиной ребра...
                      4. 0
                        14 сентября 2024 14:23
                        Скатываемся в демагогию. Пардон откланиваюсь.
                      5. 0
                        14 сентября 2024 14:24
                        ?? Я не скатываюсь. Я отвечаю максимально конкретно и по существу.
              2. +1
                16 сентября 2024 12:54
                Бронирование очень помогает...
                Куча случаев когда самолет попадал под обстрел и возвращался на аэродром с такими повреждениями которые не выдержал бы ни один другой самолет...
                Это не говоря уж о том, что броня спасает жизнь пилоту, даже в случае сбития самолета. А пилот это одна из самых дорогих частей. И если самолет сбит, но пилот выжил - это как-раз заслуга брони.
                1. 0
                  16 сентября 2024 13:58
                  Будьте добры конкретные примеры когда именно бронирование позволяло ЛА вернуться на свой аэродром и впоследствии продолжать боевые вылеты. Война это в первую очередь рационализм, расчёт и грамотная организация боевых действий. Что касается пилота, его жизнь и здоровье несомненно бесценна, как и жизнь любого, но после поражения ЛА пилот , как воздушный боец, минимум на некоторое время выбывает (плен,ранения, травмы) с "бронёй" в том числе, катапультирование без травм не правило. Попробую проиллюстрировать свою мысль: при поступлении к медикам раненых с различной степени тяжести ранений воен. врач в первую очередь окажет помощь легкораненым(мотивация надеюсь понятна). Это я про рационализм. Так и с лётчиком, при поражении ЛА что с "бронёй", что без, скорее всего выбывает. Титановая броне кабина на Су-25 весит более 700 кг. Насколько улучшились бы ЛТХ без "лишних" 500 кг? Титановая кабина Су-34 весит раза в два больше наверное, вопрос зачем?Скорость , манёвренность, полезная нагрузка в минус. Не говорю про геморой с центровкой. На предельно малых он не воюет, по тылам уже то же "дороги нет", ЗРК снесёт что с "бронёй", что без. Без "брони" так же достаточно случаев выживания ЛС после поражения причем без серьёзных травм. В тырнетах было большое интервью с пилотом Су-34 по его словам ему не известны случаи когда "броня" позволяла вернуться ЛА после поражения. Есть интервью с пилотом Миг-29 был сбит, катапультировался, целый, попал в плен. Мои измышлизмы отталкиваются от реалий сегодняшнего дня, боевое применение ЛА как можно дальше от переднего края.
                  1. +1
                    16 сентября 2024 22:18
                    Будьте добры конкретные примеры когда именно бронирование позволяло ЛА вернуться на свой аэродром и впоследствии продолжать боевые вылеты.

                    В 1982-м году, в ходе "Битвы над долиной Бекаа", сирийская ракета Р-60 попала в сопло израильского F-15. Боевая часть там весьма маленькая, всего 3 кг, но двигатель разворотила. Однако за сёт бронеперегородки между двигателями второй двигатель совершенно не пострадал, самолёт дотянул до аэродрома, успешно приземлился — и через три месяца трудов был возвращён в строй.
                    1. 0
                      17 сентября 2024 11:14
                      Спасибо за пример. Мы говорим о разном. Я о бронекабине Су-25, Су-34. Вы о защите критических узлов и агрегатов. " это совершенно другое" laughing
                      1. +1
                        17 сентября 2024 11:15
                        Лётчик — самый критический узел (или агрегат?)... laughing
                      2. 0
                        17 сентября 2024 11:19
                        Сами догадаетесь? Демагогию употребляю, но меру пытаюсь не превышать.
                      3. 0
                        17 сентября 2024 11:23
                        Ну что тут думать и гадать? К чему эти банальности, набившие оскомину? "Козе понятно", что хорошо бы защитить и лётчика, и главные узлы и агрегаты. Вот только всё это вылезает в дополнительный вес, что ведёт к ухудшению ЛТХ.
                        Вот создатели боевых самолётов и балансируют "на острие ножа"...
                    2. 0
                      17 сентября 2024 11:26
                      Если правильно помню, то эта перегородка не защита от внешнего воздействия, а от пожара, разрушения одного из двигателей т.е возможных технических проблем одного из двигателей и сохранении второго.
                      1. 0
                        17 сентября 2024 11:28
                        Верно. Внешнее воздействие (УРВВ противника) разрушила один двигатель и вызвала на нём пожар. Бронеперегородка между ними спасла самолёт и лётчика.
  12. 0
    17 сентября 2024 10:15
    Цитата: goloigor
    Почему не светодиодные?

    Наверное под светодиодными вы имели в виду OLED экраны (на органических светодиодах) с размером пикселя ~0,15 мм? Потому что у светодиодных экранов минимальный шаг пикселя 0,5 мм, размер пикселя немного меньше так как между элементами невозможно сделать нулевой зазор (пиксель образуется из трёх и более светодиодов). И ещё хитрые производители обозвали ЖК-мониторы со светодиодной подсветкой вместо ртутных ламп светодиодными.
    OLED-мониторы лучше проивостоят вибрациям, меньше потребляют электроэнергии, но стоят в разы дороже чем ЖК. И срок службы меньше, а также есть эффект остаточного изображения (правда если очень длительное время на нём одно и то же изображение. На работе был анекдотический случай: сдох монитор, на который выводилось изображение с камеры видеонаблюдения, но на экране очень бледная картинка виднелась, и начальство сказало что-то у вас пыль на камере давно не вытирали.)
  13. 0
    17 сентября 2024 12:54
    Почему его не испытывают на СВО, к качестве дополнения СУ-25? они все равно больше 2-х блоков НАР и 2-х ПТБ не таскают
  14. D O
    0
    27 ноября 2024 19:17
    По мере продолжения производства новые Як-130 заменяют оставшиеся на службе L-39.

    Вместо того чтобы пилить на металлолом отслужившие свое и опасные для пилотов самолёты L-39, их можно модернизировать в беспилотники, для доставки автономных дронов-камикадзе в глубокий тыл противника. Цель мероприятия - прерывание тыловой логистики и переброски подкреплений противника.
    1. D O
      0
      27 ноября 2024 19:25
      P. S.
      Предельно изношенные экземпляры списанных L-39 могут быть модернизированы в дроны-камикадзе.
  15. 0
    22 декабря 2024 10:50
    За эти деньги лучше МиГ-35М запустить в серию, это будет очень хорошо hi