Ладожские линкоры

23
Ладожские линкоры
Гроза Ладоги


Ладожское озеро – крупнейший пресноводный водоём в Европе – почти море! По крайней мере, в плане волнения: штили здесь редкость, а вот шторма с резким усилением ветра до 20–30 метров в секунду, напротив – частое явление. Во время войны по Ладоге проходила «Дорога жизни» – единственный путь снабжения блокадного Ленинграда. Само собой, для защиты дороги была создана Ладожская военная флотилия...



Точнее, создана она была ещё в Финскую войну: на 1939 год по Ладоге проходила граница между СССР и Финляндией. Поэтому задач для моряков-балтийцев на озере хватало: высадка своих десантов, недопущение – вражеских, заброска разведгрупп, уничтожение береговых батарей... Поскольку по результатам мирного договора Финляндия выхода в озеро лишилась, флотилия была ликвидирована, а на её базе создан учебный отряд Военно-морских учебных заведений. С началом Великой Отечественной войны финны вновь появились на берегах Ладоги, на этот раз в компании немцев. Так что флотилию пришлось спешно восстанавливать...

Но что за флотилия без кораблей? Тем более Ладожская, к кораблям которой требования – особые: с одной стороны – малая осадка, с другой – хорошая мореходность. И пытливый ум советских инженеров-кораблестроителей нашёл выход из создавшегося положения!

Возможность работать в сложной ледовой обстановке – важнейшее качество на Ладоге!

Построили будущую грозу Ладоги, на свою голову, немецкие инженеры с гамбургской верфи Deutsche Werft AG. Советское правительство планировало углубление Татарского пролива, поэтому немцам заказали строительство серии грунтовозных шаланд, названных в честь рек: по большей части дальневосточных. Суда имели водоизмещение тысячу тонн (стандартное – 913 тонн, полное – 1 100 тонн) и были новее некуда – 1940 года постройки! Разумеется, не обратить внимания на подобную роскошь командование Балтийского флота не могло. И шаланды стали канонерскими лодками...

Главный калибр «ладожского линкора»

Переоборудованы в канонерки шаланды были в фантастически короткие сроки – 10–14 дней. Всего канонерских лодок на Ладоге снарядили 11 штук: «Амгунь», «Бира», «Бурея», «Волга», «Зея», «Кама», «Москва», «Нора», «Ока», «Олёкма» и «Селемджа».

Вооружили свежеиспечённые боевые корабли по-разному: на «Бире», «Амгуни», «Москве», «Селемдже» и «Олёкме» поставили две 100-мм артиллерийских установки Б-34 – вспомогательный калибр крейсеров типа «Киров»! На «Волгу», «Каму», «Зею» и «Оку» установили по два 130-мм орудия – как на новейших эсминцах. На «Нору» и «Бурею» – по четыре 76-мм пушки (впоследствии на «Селемдже», «Норе» и «Бурее» 100-мм и 76-мм орудия были также заменены на два 130-мм). А на зенитные орудия и вовсе не поскупились: 3 45-мм зенитки 21-К, 2 37-мм 70-К, 20-мм «Эрликон» (на «Оке» и «Зее» – два) и 4 пулемёта ДШК.

Помимо вооружения, канонерки бронировали – установили 100-мм бортовую броню и 12-мм на боевую рубку.

Капитан 1-го ранга Н. Ю. Озаровский

По меркам Ютландского сражения – ни о чём! Но для условий Ладоги корабли получились идеальные: малая осадка при большом водоизмещении, возможность ходить во льду, дальнобойная артиллерия, достаточно сильная ПВО. Правда, скорость была маловата – порядка 6–8 узлов, но для озера этого вполне достаточно.

Командовать дивизионом «Ладожских линкоров» поставили опытного моряка, капитана 1-го ранга Николая Юрьевича Озаровского, успевшего повоевать ещё с кайзеровским флотом.

Остров Сухо – размеры не впечатляют...

При словах «Дорога жизни» обычно представляются колонны полуторок, осторожно движущихся по льду. Но лёд на Ладоге стоял не больше 4–5 месяцев в году, с конца ноября по апрель. Всё остальное время грузы в осаждённый Ленинград доставлялись водным путём. Канонерки эскортировали в город караваны судов, отражали налёты немецкой и финской авиации, а впоследствии и торпедных катеров, сами вывозили на своих палубах женщин и детей из блокадного Ленинграда, доставляя обратно продовольствие.

Но это – не всё: огонь артиллерии бывших шаланд поддерживал тактические десанты, подавлял вражеские батареи, уничтожал финские береговые объекты, канонерки занимались спасательными работами и ломали лёд.

Но самым крупным боем на Ладоге было сражение у острова Сухо...

Бой у острова Сухо

Остров Сухо – искусственный, его насыпали по приказу Петра I на отмели в 30 километрах от берега. В 1942 году на крохотном островке советское командование решило установить батарею – 3 100-мм пушки, пулемёт ДШК и два зенитных «Максима» – счетверённый и обычный.

На разрушение маяка на острове фашистское командование отправило отряд под командованием финского капитана Кияйнена. В состав «Ладожской армады» входили финский торпедный катер и дюжина тральщиков, четыре итальянских торпедных катера типа MAS, четыре немецких катера-заградителя типа КМ... Но итальянцы – в бой не рвались, немецкие катера – не участвовали, так что основной ударной силой, с которой пришлось столкнуться «ладожским линкорам», стали самоходные паромы типа «Зибель».

Тяжёлый «Зибель» на Ладоге

Паромы изначально спроектировали и построили для операции «Морской лев», но, поскольку вторжение в Англию не состоялось, три десятка доставили на Ладогу.

Для операции на Сухо выделили одиннадцать: три тяжёлых с тремя 88-мм зенитками, одной 37-мм и двумя 20-мм пушками, 4 – лёгких с 37-мм пушкой и четырьмя счетверёнными 20-мм зенитками, три транспортных, штабной и госпитальный.

Кроме паромов, были выделены семь десантно-штурмовых катеров: три с десантом, два – резервных и два – ремонтно-технических. Корабли и десант поддерживала авиация.

Высаживающие десант корабли заметили советский тральщик ТЩ-100 и малого охотника МО-171. Катера вступили в бой, но главное – доложили в штаб флотилии. И на помощь выдвинулись четыре канонерки и множество бронекатреов, тральщиков и малых охотников.

В разыгравшемся сражении за крохотный островок немцы потеряли четыре парома и катер, восемь истребителей и три бомбардировщика. Финны потеряли пять истребителей, наша авиация – два Ил-2 и два И-153бис. Гарнизон острова потерял 7 человек убитыми, 6 пленными и 23 – ранеными, немецкий десант – 25 убитых и 55 раненых.

«Ладожский линкор» в бою

Исход боя решил огонь «ладожских линкоров» – тягаться с ними ни «Зибели», ни катера не могли, Ладога осталась советской!

Но с деблокадой Ленинграда служба канонерок не закончилась.

В 1944 году канонерские лодки вывели из состава Ладожской флотилии и перевели в Финский залив, где они занимались привычной работой – обеспечивали коммуникации. В 1945 году бывшие шаланды действовали в районе Аландских островов.

Мачта канонерской лодки «Бира» в музее

За время войны погибло три канонерки. Точнее – две с половиной: «Олекма» 5 октября 1941 года потоплена авиацией на Ладоге, «Кама» 22 июня 1943 года потоплена авиацией у Лавенсари, но уже 27 сентября была поднята и вновь введена в строй, «Амгунь» подорвалась на мине в районе Таллина 10 ноября 1944 года и затонула во время буксировки. Разоружены «ладожские линкоры» были в августе-сентябре 1945 года.

Сегодня мачта канонерской лодки «Бира» установлена в качестве экспоната в филиале Центрального военно-морского музея «Дорога жизни» на Ладожском озере.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    13 сентября 2024 07:19
    Славное прошлое Ладожской флотилии придется возрождать нашим морякам на МРК проекта 21631 «Буян-М», не от хорошей жизни, конечно, но надеемся, что финики , да и шведы будут вести себя потише. Пока всего два МРК, но "лиха беда начало".
    1. +2
      13 сентября 2024 18:19
      Да, с Ладогой нам повезло: есть куда спрятать МРК - стрелять оттуда смогут, а достать - проблематичнее чем в Балтийске...
  2. +7
    13 сентября 2024 09:02
    И пытливый ум советских инженеров-кораблестроителей нашёл выход из создавшегося положения!

    Причем в 1939 году, когда Балтийскому флоту срочно потребовалось усиление в связи с советско-финской войной артиллерийскими кораблями для действий в Финском заливе. Построенные в 1912-1913 гг. в Германии грунтовозные шаланды Балттехфлота Спецгидростроя НКВД «Кронштадт», «Красная горка», «Сестрорецк», «Ораниенбаум» были переоборудованы в канонерские лодки. Вооружение: два 130-мм орудия; два 45-мм орудия; два 20-мм зенитных автомата; два 12,7-мм пулемета.
    На фото - канонерская лодка "Кронштадт".
    1. +1
      13 сентября 2024 18:20
      Про эти не слышал, спасибо за наводку!
  3. +5
    13 сентября 2024 09:16
    Суда имели водоизмещение тысячу тонн (стандартное – 913 тонн, полное – 1 100 тонн) и были новее некуда – 1940 года постройки!

    Вместе с ними вканонерскую лодку была переоборудована и построенная в Голландии в 1899 г. шаланда «Лахта», которую вооружили двумя 100-мм орудими; двумя 45 мм орудиями, одним 37-мм зенитным автоматом и тремя 12,7-мм пулеметами.
    На фотографии - канонерская лодка «Лахта» Ладожской военной флотилии.
    1. +1
      13 сентября 2024 18:23
      А это точно "Лахта"? Мне интернет выдал ссылку на этот кадр по запросу на "Биру"... Хотя, расположение артиллерии не как на немецких шаландах...
  4. +4
    13 сентября 2024 09:40
    Вечная память защитникам Родины!
  5. +2
    13 сентября 2024 10:48
    Нужна вторая статья - про ладожские тендеры. Линкоры - линкорами, а перевозили все тендерами.
    1. +3
      13 сентября 2024 12:01
      Цитата: MCmaximus
      Нужна вторая статья - про ладожские тендеры. Линкоры - линкорами, а перевозили все тендерами.

      Не совсем так. КЛ Ладожской флотилии использовались и для перевозки грузов - и в трюмах, и как буксиры для барж. Особенно часто в этом качестве они использовались в 1941 г., когда транспортного флота на Ладоге по сути не было (имевшиеся озёрные и речные баржи и буксиры были рассчитаны на Ладожский канал, а не на осеннюю навигацию в "Ладожском море" с его штормами).
      30 сентября 1941 г. Военный совет Ленинградского фронта приказал:
      Командующему Ладожской флотилией было приказано закрепить для обеспечения перевозок по Ладожскому озеру канонерские лодки «Селемджа», «Вира», «Нора», «Бурея», «Шексна»; транспорты «Совет», «Чапаев», «Вилсанди»; тральщики и буксиры №№ 126, 127, КП-19, «Норек», ТЩ-37, «Орел», «Связист».
      © Ковальчук В.М. Ленинград и Большая Земля.
      В период ледостава КЛ оставались единственными кораблями, способными доставить грузы в город.
      1942 г.:
      7 ноября на Ладоге появился первый лед. С 25 ноября перевозку грузов в Ленинград стали производить только канонерские лодки. Канонерки ухитрялись пробиваться сквозь льды до 8 января 1943 года. Всего за навигацию 1942 года по Ладожскому озеру в обоих направлениях было перевезено 1099,5 тысяч тонн различных грузов и свыше 85 тысяч человек.
      © АБШ
      1. +1
        13 сентября 2024 18:24
        Да, они активно эвакуацией населения из Питера занимались, ну и назад не пустые шли само-собой...
  6. 0
    13 сентября 2024 11:52
    Более подробное описание событий.
    https://warspot.ru/13830-operatsiya-brazil-shvatka-na-ostrove-suho
    https://warspot.ru/13830-operatsiya-brazil-shvatka-na-ostrove-suho
    А почему материал с таким качеством не делать?
    1. +1
      13 сентября 2024 18:25
      Это материал конкретно про битву у острова Сухо, а я пишу о канонерках...
  7. +3
    13 сентября 2024 12:20
    Всего канонерских лодок на Ладоге снарядили 11 штук: «Амгунь», «Бира», «Бурея», «Волга», «Зея», «Кама», «Москва», «Нора», «Ока», «Олёкма» и «Селемджа».

    Не на Ладоге, а для КБФ. Командование которого разделило переоборудованные в Ленинграде и Кронштадте КЛ практически пополам - между флотом и флотилией.
    Вот распределение КЛ (всех, не только "шаландовых") между Балтикой и Ладогой на 1941 г.:
    Канонерские лодки "Селемджа", "Олекма", "Нора", "Бурея", "Вира", "Лахта" и "Шексна" (ранее ледокольное судно) вошли в состав Ладожской военной флотилии. Что касается "Москвы", "Амгуни", "Волги", "Камы", "Зеи" и "Оки", то они вместе с канонерскими лодками "Красное знамя", "Селенга" и "Сестрорецк" составили шхерный отряд
    © А.М. Бреев, военпред на Адмиралтейском заводе.
    В результате, количество КЛ в КБФ выросло в 16 (!) раз. Ибо единственной КЛ спецпостройки на флоте была "Красное знамя" АКА "Храбрый" 1897 года постройки.
    И пытливый ум советских инженеров-кораблестроителей нашёл выход из создавшегося положения!

    Советским инженерам-кораблестроителям пришлось повторить то, что было сделано в Гражданскую. Ибо в ту войну "грязеотвозные канлодки" составляли костяк красных сил на том же Азовском море.
    Кстати, в Гражданскую будущий командир ладожских КЛ Озаровский командовал как раз мобилизованной канлодкой "Роза Люксембург" на Каспии.
    1. +1
      13 сентября 2024 18:29
      В Гражданскую войну много импровизировали: и парусные шхуны для торпедных атак использовали, и речные колёсные пароходы вооружали. Я думаю, опыт Гражданской войны - значительная часть победы в ВОВ, немцы не ожидали настолько творческого подхода что к тактике, что к вооружению...
  8. +2
    13 сентября 2024 16:07
    Вооружили свежеиспечённые боевые корабли по-разному: на «Бире», «Амгуни», «Москве», «Селемдже» и «Олёкме» поставили две 100-мм артиллерийских установки Б-34 – вспомогательный калибр крейсеров типа «Киров»!

    На мобилизованных КЛ стояли предки Б-34 - неуниверсальные 100-мм АУ Б-24.

    Старший сигнальщик старший краснофлотец Николай Васильевич Ланин (1908 г.р.) передает сообщение с канонерской лодки Ладожской военной флотилии «Лахта» на другой корабль с помощью флажного семафора. В данный момент сигнальщик передаёт букву «З». Сигнальщик стоит на 100-мм артиллерийской установке Б-24БМ.
    © Waralbum.
    1. +1
      13 сентября 2024 18:31
      Я читал про Б-34, но спорить не буду - вооружали тем что было в наличии, возможно что где-то и Б-24 поставили.
      1. +1
        13 сентября 2024 20:07
        На первой фотографии в статье - Б-34, на второй Б-24 БМ.
        1. +1
          16 сентября 2024 16:59
          Цитата: Frettaskyrandi
          На первой фотографии в статье - Б-34, на второй Б-24 БМ.

          Да, Вы правы - были и Б-34, например на КЛ "Бира".

          На первом фото в статье - она же, только уже после ремонта (28.05.1942 КЛ получила прямое попадание АБ) и перевооружения - единственная трёхорудийная КЛ.
          Вообще, конечно, интересно... на одном конце СССР грязеотвозные шаланды вооружаются новейшими Б-34. А на другом два крейсера получают 85-мм 90-К из-за отсутствия штатных Б-34.
          1. 0
            16 сентября 2024 20:00
            Вообще, конечно, интересно... на одном конце СССР грязеотвозные шаланды вооружаются новейшими Б-34. А на другом два крейсера получают 85-мм 90-К из-за отсутствия штатных Б-34

            Насколько можно судить из литературы, выпуск Б-34 на заводе «Большевик» в 1940 году было прекращен в связи с подготовкой производства Б-34-У, а на заводе №4 им. Ворошилова в г. Красноярске, который должен был их выпускать, производство так и не начали. Б-34-У тоже не производили в связи с блокадой. Поэтому к моменту, когда на крейсера «Каганович» и «Калинин» надо было устанавливать вооружение, свободные Б-34 отсутствовали. Все, что произвели по 1940 год включительно, было задействовано. Поэтому ставили что было в наличии.
  9. 0
    14 сентября 2024 14:53
    За статью автору спасибо. Однако, следовало бы подробнее расписать сражение у острова Сухо - раз у нас в число потерь вошло 6 пленных, то значит, что немцы высаживались на остров и сумели уйти оттуда.
    1. +1
      16 сентября 2024 11:02
      Цитата: Авиатор_
      За статью автору спасибо. Однако, следовало бы подробнее расписать сражение у острова Сухо

      Для описания противодесантной операции на о. Сухо нужна отдельная статья. На "Варспоте" эта операция еле влезла в три части.
      Там одно описание сил противника чего стоит: немцы, итальянцы, финны, люфтваффе, кригсмарине, финская береговая бригада с прямым подчинением Ставке. Причём основную силу составляли именно люфты - флотилия паромов, укомплектованная л/с из Flakabteilung.144.
      Первый боевой выход этого винегрета после полутора месяцев подготовки превратился в кошмар:
      …Паромы сталкивались друг с другом в темноте, теряли какую-либо взаимную связь и возвращались постепенно поодиночке или группами к рассвету на свою базу, причём отбившимся катерам KM приходилось всю дорогу помогать, разыскивая паромы и возвращая их на правильный курс.

      На счастье немце-итало-финнов, советские корабли, которые в этом выходе планировалось перехватить, так и не пришли. Впрочем, когда немцы таки встретились с единственной КЛ нашей флотилии, то предпочли сделать вид, что они тучка-тучка-тучка - и быстро удалились.
      В конце сентября и начале октября флотилия паромов всё же совершила ещё два выхода в южную часть Ладоги: в ночь на 25 сентября и в ночь на 1 октября. Во второй раз флотилия даже встретила советский конвой, но, обнаружив охранявшую его канонерскую лодку «Нора», немецкие моряки сочли за лучшее повернуть назад. Советская сторона оценила противника как «четыре больших (типа МО) и тринадцать малых катеров <…> со скоростью порядка 10 узлов».
      © Warspot. В.Гончаров. Ладога-1942: несостоявшееся наступление немцев.
      В общем, люфты повторили действия "Ш" и "Г", когда те встретили КОН под прикрытием единственного британского ЛК.
      К октябрю 1942 г. командование немецкой флотилии уже окончательно избавилось от розовых очков и засунуло первоначальные планы разгрома баз Ладожской флотилии куда подальше. Но просто так уйти люфты с Ладоги не могли, нужно было хоть как-то оправдать переброску своих сил и несколько месяцев их ничегонеделания. И немцы решили высадить десант в наименее защищённой точке обороны ЛФ - на о. Сухо.
      В общем, это очень напоминало Бомарзунд-1854, с поправкой на масштаб и полную некомпетентность люфтов в морских делах. Посадить 5 паромов из 11 на камни и мели - это нечто. smile
      Цитата: Авиатор_
      раз у нас в число потерь вошло 6 пленных, то значит, что немцы высаживались на остров и сумели уйти оттуда.

      К 8:20 немцы заняли позиции 2-го и 3-го орудий, в этом сходятся советские и немецкие отчёты. По советским данным, в окружённых орудийных двориках шёл рукопашный бой. После этого группа Коха атаковала маяк, заняв ещё два «бункера» перед ним и пытаясь забрасывать здание маяка гранатами. По отчётам немцев, где-то здесь ими были взяты шесть пленных. Советские документы утверждают, что пять из них к этому моменту были тяжело ранены, но особо отмечают, что один сдался сам.
      © Warspot. В.Гончаров. Операция «Бразиль»: схватка на острове Сухо.
      1. 0
        16 сентября 2024 19:32
        Для описания противодесантной операции на о. Сухо нужна отдельная статья.
        Не надо отдельной статьи. Вы же уложились. А без этого дополнения исходный материал получается странным - всё у нас хорошо, только 6 пленных немцы захватили.
        1. +1
          17 сентября 2024 10:33
          Цитата: Авиатор_
          Не надо отдельной статьи. Вы же уложились. А без этого дополнения исходный материал получается странным - всё у нас хорошо, только 6 пленных немцы захватили.

          На самом деле, у нас действительно всё было хорошо. Гарнизон крошечного острова, на котором не успели построить противодесантную оборону, отбился от численно превосходящего десанта, понеся меньшие потери, чем противник.
          В качестве десантников на остров должны были высаживаться артиллеристы 144-го зенитного дивизиона. Из состава орудийных расчётов паромов были сформированы две ударные группы (Коха и Малера), непосредственно для подрыва маяка в состав десанта была включена сапёрно-диверсионная группа из состава диверсионного отделения абвера по Финляндии и Эстонии (K.O.F. II) под руководством зондерфюрера Вернера Шварце.

          Личный состав батареи во главе со старшим лейтенантом Гусевым укрылся в цокольном здании маяка (размером 12,8 * 12,6 м) и открыл огонь по врагу из ручного оружия. На этот момент у Гусева имелось не более 40 бойцов: как минимум 20 человек гарнизона уже были убиты, ранены или пленены, а боеспособность военных строителей (часть из которых составляли девушки) являлась весьма сомнительной, даже если у них имелись винтовки. Строители укрылись в землянках и потерь в этом бою не понесли.

          Согласно немецкому отчёту, в 8:26 (по Москве) десант покинул остров, пробыв на нём всего полчаса. По советским данным, немцы начали покидать остров лишь в 9:02, а окончательно десант погрузился на катера и оставил Сухо только в 9:20. К этому моменту немцы уже потеряли 22 человека убитыми и около 40 ранеными, причём половина погибла на суше (тела пятерых из них были потом найдены на острове).
          Безвозвратные потери гарнизона Сухо составили 15 человек: 7 убитыми (в основном от артиллерийского обстрела перед высадкой) и 6 захваченными в плен; двое из 23 раненых умерли уже после боя при эвакуации.

          © Warspot. В.Гончаров. Операция «Бразиль»: схватка на острове Сухо.
          А флот успел перехватить немецкое соединение, устроил линейное озёрное сражение и захватил два вражеских корабля. Они бы и третий захватили, но артиллеристы "Норы" в горячке боя расстреляли покинутый противником тяжёлый паром №21.