Ладожские линкоры

16 736 24
Ладожские линкоры
Гроза Ладоги


Ладожское озеро – крупнейший пресноводный водоём в Европе – почти море! По крайней мере, в плане волнения: штили здесь редкость, а вот шторма с резким усилением ветра до 20–30 метров в секунду, напротив – частое явление. Во время войны по Ладоге проходила «Дорога жизни» – единственный путь снабжения блокадного Ленинграда. Само собой, для защиты дороги была создана Ладожская военная флотилия...



Точнее, создана она была ещё в Финскую войну: на 1939 год по Ладоге проходила граница между СССР и Финляндией. Поэтому задач для моряков-балтийцев на озере хватало: высадка своих десантов, недопущение – вражеских, заброска разведгрупп, уничтожение береговых батарей... Поскольку по результатам мирного договора Финляндия выхода в озеро лишилась, флотилия была ликвидирована, а на её базе создан учебный отряд Военно-морских учебных заведений. С началом Великой Отечественной войны финны вновь появились на берегах Ладоги, на этот раз в компании немцев. Так что флотилию пришлось спешно восстанавливать...

Но что за флотилия без кораблей? Тем более Ладожская, к кораблям которой требования – особые: с одной стороны – малая осадка, с другой – хорошая мореходность. И пытливый ум советских инженеров-кораблестроителей нашёл выход из создавшегося положения!

Возможность работать в сложной ледовой обстановке – важнейшее качество на Ладоге!

Построили будущую грозу Ладоги, на свою голову, немецкие инженеры с гамбургской верфи Deutsche Werft AG. Советское правительство планировало углубление Татарского пролива, поэтому немцам заказали строительство серии грунтовозных шаланд, названных в честь рек: по большей части дальневосточных. Суда имели водоизмещение тысячу тонн (стандартное – 913 тонн, полное – 1 100 тонн) и были новее некуда – 1940 года постройки! Разумеется, не обратить внимания на подобную роскошь командование Балтийского флота не могло. И шаланды стали канонерскими лодками...

Главный калибр «ладожского линкора»

Переоборудованы в канонерки шаланды были в фантастически короткие сроки – 10–14 дней. Всего канонерских лодок на Ладоге снарядили 11 штук: «Амгунь», «Бира», «Бурея», «Волга», «Зея», «Кама», «Москва», «Нора», «Ока», «Олёкма» и «Селемджа».

Вооружили свежеиспечённые боевые корабли по-разному: на «Бире», «Амгуни», «Москве», «Селемдже» и «Олёкме» поставили две 100-мм артиллерийских установки Б-34 – вспомогательный калибр крейсеров типа «Киров»! На «Волгу», «Каму», «Зею» и «Оку» установили по два 130-мм орудия – как на новейших эсминцах. На «Нору» и «Бурею» – по четыре 76-мм пушки (впоследствии на «Селемдже», «Норе» и «Бурее» 100-мм и 76-мм орудия были также заменены на два 130-мм). А на зенитные орудия и вовсе не поскупились: 3 45-мм зенитки 21-К, 2 37-мм 70-К, 20-мм «Эрликон» (на «Оке» и «Зее» – два) и 4 пулемёта ДШК.

Помимо вооружения, канонерки бронировали – установили 100-мм бортовую броню и 12-мм на боевую рубку.

Капитан 1-го ранга Н. Ю. Озаровский

По меркам Ютландского сражения – ни о чём! Но для условий Ладоги корабли получились идеальные: малая осадка при большом водоизмещении, возможность ходить во льду, дальнобойная артиллерия, достаточно сильная ПВО. Правда, скорость была маловата – порядка 6–8 узлов, но для озера этого вполне достаточно.

Командовать дивизионом «Ладожских линкоров» поставили опытного моряка, капитана 1-го ранга Николая Юрьевича Озаровского, успевшего повоевать ещё с кайзеровским флотом.

Остров Сухо – размеры не впечатляют...

При словах «Дорога жизни» обычно представляются колонны полуторок, осторожно движущихся по льду. Но лёд на Ладоге стоял не больше 4–5 месяцев в году, с конца ноября по апрель. Всё остальное время грузы в осаждённый Ленинград доставлялись водным путём. Канонерки эскортировали в город караваны судов, отражали налёты немецкой и финской авиации, а впоследствии и торпедных катеров, сами вывозили на своих палубах женщин и детей из блокадного Ленинграда, доставляя обратно продовольствие.

Но это – не всё: огонь артиллерии бывших шаланд поддерживал тактические десанты, подавлял вражеские батареи, уничтожал финские береговые объекты, канонерки занимались спасательными работами и ломали лёд.

Но самым крупным боем на Ладоге было сражение у острова Сухо...

Бой у острова Сухо

Остров Сухо – искусственный, его насыпали по приказу Петра I на отмели в 30 километрах от берега. В 1942 году на крохотном островке советское командование решило установить батарею – 3 100-мм пушки, пулемёт ДШК и два зенитных «Максима» – счетверённый и обычный.

На разрушение маяка на острове фашистское командование отправило отряд под командованием финского капитана Кияйнена. В состав «Ладожской армады» входили финский торпедный катер и дюжина тральщиков, четыре итальянских торпедных катера типа MAS, четыре немецких катера-заградителя типа КМ... Но итальянцы – в бой не рвались, немецкие катера – не участвовали, так что основной ударной силой, с которой пришлось столкнуться «ладожским линкорам», стали самоходные паромы типа «Зибель».

Тяжёлый «Зибель» на Ладоге

Паромы изначально спроектировали и построили для операции «Морской лев», но, поскольку вторжение в Англию не состоялось, три десятка доставили на Ладогу.

Для операции на Сухо выделили одиннадцать: три тяжёлых с тремя 88-мм зенитками, одной 37-мм и двумя 20-мм пушками, 4 – лёгких с 37-мм пушкой и четырьмя счетверёнными 20-мм зенитками, три транспортных, штабной и госпитальный.

Кроме паромов, были выделены семь десантно-штурмовых катеров: три с десантом, два – резервных и два – ремонтно-технических. Корабли и десант поддерживала авиация.

Высаживающие десант корабли заметили советский тральщик ТЩ-100 и малого охотника МО-171. Катера вступили в бой, но главное – доложили в штаб флотилии. И на помощь выдвинулись четыре канонерки и множество бронекатреов, тральщиков и малых охотников.

В разыгравшемся сражении за крохотный островок немцы потеряли четыре парома и катер, восемь истребителей и три бомбардировщика. Финны потеряли пять истребителей, наша авиация – два Ил-2 и два И-153бис. Гарнизон острова потерял 7 человек убитыми, 6 пленными и 23 – ранеными, немецкий десант – 25 убитых и 55 раненых.

«Ладожский линкор» в бою

Исход боя решил огонь «ладожских линкоров» – тягаться с ними ни «Зибели», ни катера не могли, Ладога осталась советской!

Но с деблокадой Ленинграда служба канонерок не закончилась.

В 1944 году канонерские лодки вывели из состава Ладожской флотилии и перевели в Финский залив, где они занимались привычной работой – обеспечивали коммуникации. В 1945 году бывшие шаланды действовали в районе Аландских островов.

Мачта канонерской лодки «Бира» в музее

За время войны погибло три канонерки. Точнее – две с половиной: «Олекма» 5 октября 1941 года потоплена авиацией на Ладоге, «Кама» 22 июня 1943 года потоплена авиацией у Лавенсари, но уже 27 сентября была поднята и вновь введена в строй, «Амгунь» подорвалась на мине в районе Таллина 10 ноября 1944 года и затонула во время буксировки. Разоружены «ладожские линкоры» были в августе-сентябре 1945 года.

Сегодня мачта канонерской лодки «Бира» установлена в качестве экспоната в филиале Центрального военно-морского музея «Дорога жизни» на Ладожском озере.
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    13 сентября 2024 07:19
    Славное прошлое Ладожской флотилии придется возрождать нашим морякам на МРК проекта 21631 «Буян-М», не от хорошей жизни, конечно, но надеемся, что финики , да и шведы будут вести себя потише. Пока всего два МРК, но "лиха беда начало".
    1. +3
      13 сентября 2024 18:19
      Да, с Ладогой нам повезло: есть куда спрятать МРК - стрелять оттуда смогут, а достать - проблематичнее чем в Балтийске...
  2. +8
    13 сентября 2024 09:02
    И пытливый ум советских инженеров-кораблестроителей нашёл выход из создавшегося положения!

    Причем в 1939 году, когда Балтийскому флоту срочно потребовалось усиление в связи с советско-финской войной артиллерийскими кораблями для действий в Финском заливе. Построенные в 1912-1913 гг. в Германии грунтовозные шаланды Балттехфлота Спецгидростроя НКВД «Кронштадт», «Красная горка», «Сестрорецк», «Ораниенбаум» были переоборудованы в канонерские лодки. Вооружение: два 130-мм орудия; два 45-мм орудия; два 20-мм зенитных автомата; два 12,7-мм пулемета.
    На фото - канонерская лодка "Кронштадт".
    1. +1
      13 сентября 2024 18:20
      Про эти не слышал, спасибо за наводку!
  3. +6
    13 сентября 2024 09:16
    Суда имели водоизмещение тысячу тонн (стандартное – 913 тонн, полное – 1 100 тонн) и были новее некуда – 1940 года постройки!

    Вместе с ними вканонерскую лодку была переоборудована и построенная в Голландии в 1899 г. шаланда «Лахта», которую вооружили двумя 100-мм орудими; двумя 45 мм орудиями, одним 37-мм зенитным автоматом и тремя 12,7-мм пулеметами.
    На фотографии - канонерская лодка «Лахта» Ладожской военной флотилии.
    1. +1
      13 сентября 2024 18:23
      А это точно "Лахта"? Мне интернет выдал ссылку на этот кадр по запросу на "Биру"... Хотя, расположение артиллерии не как на немецких шаландах...
  4. +4
    13 сентября 2024 09:40
    Вечная память защитникам Родины!
  5. +2
    13 сентября 2024 10:48
    Нужна вторая статья - про ладожские тендеры. Линкоры - линкорами, а перевозили все тендерами.
    1. +3
      13 сентября 2024 12:01
      Цитата: MCmaximus
      Нужна вторая статья - про ладожские тендеры. Линкоры - линкорами, а перевозили все тендерами.

      Не совсем так. КЛ Ладожской флотилии использовались и для перевозки грузов - и в трюмах, и как буксиры для барж. Особенно часто в этом качестве они использовались в 1941 г., когда транспортного флота на Ладоге по сути не было (имевшиеся озёрные и речные баржи и буксиры были рассчитаны на Ладожский канал, а не на осеннюю навигацию в "Ладожском море" с его штормами).
      30 сентября 1941 г. Военный совет Ленинградского фронта приказал:
      Командующему Ладожской флотилией было приказано закрепить для обеспечения перевозок по Ладожскому озеру канонерские лодки «Селемджа», «Вира», «Нора», «Бурея», «Шексна»; транспорты «Совет», «Чапаев», «Вилсанди»; тральщики и буксиры №№ 126, 127, КП-19, «Норек», ТЩ-37, «Орел», «Связист».
      © Ковальчук В.М. Ленинград и Большая Земля.
      В период ледостава КЛ оставались единственными кораблями, способными доставить грузы в город.
      1942 г.:
      7 ноября на Ладоге появился первый лед. С 25 ноября перевозку грузов в Ленинград стали производить только канонерские лодки. Канонерки ухитрялись пробиваться сквозь льды до 8 января 1943 года. Всего за навигацию 1942 года по Ладожскому озеру в обоих направлениях было перевезено 1099,5 тысяч тонн различных грузов и свыше 85 тысяч человек.
      © АБШ
      1. +1
        13 сентября 2024 18:24
        Да, они активно эвакуацией населения из Питера занимались, ну и назад не пустые шли само-собой...
  6. 0
    13 сентября 2024 11:52
    Более подробное описание событий.
    https://warspot.ru/13830-operatsiya-brazil-shvatka-na-ostrove-suho
    https://warspot.ru/13830-operatsiya-brazil-shvatka-na-ostrove-suho
    А почему материал с таким качеством не делать?
    1. +2
      13 сентября 2024 18:25
      Это материал конкретно про битву у острова Сухо, а я пишу о канонерках...
  7. +3
    13 сентября 2024 12:20
    Всего канонерских лодок на Ладоге снарядили 11 штук: «Амгунь», «Бира», «Бурея», «Волга», «Зея», «Кама», «Москва», «Нора», «Ока», «Олёкма» и «Селемджа».

    Не на Ладоге, а для КБФ. Командование которого разделило переоборудованные в Ленинграде и Кронштадте КЛ практически пополам - между флотом и флотилией.
    Вот распределение КЛ (всех, не только "шаландовых") между Балтикой и Ладогой на 1941 г.:
    Канонерские лодки "Селемджа", "Олекма", "Нора", "Бурея", "Вира", "Лахта" и "Шексна" (ранее ледокольное судно) вошли в состав Ладожской военной флотилии. Что касается "Москвы", "Амгуни", "Волги", "Камы", "Зеи" и "Оки", то они вместе с канонерскими лодками "Красное знамя", "Селенга" и "Сестрорецк" составили шхерный отряд
    © А.М. Бреев, военпред на Адмиралтейском заводе.
    В результате, количество КЛ в КБФ выросло в 16 (!) раз. Ибо единственной КЛ спецпостройки на флоте была "Красное знамя" АКА "Храбрый" 1897 года постройки.
    И пытливый ум советских инженеров-кораблестроителей нашёл выход из создавшегося положения!

    Советским инженерам-кораблестроителям пришлось повторить то, что было сделано в Гражданскую. Ибо в ту войну "грязеотвозные канлодки" составляли костяк красных сил на том же Азовском море.
    Кстати, в Гражданскую будущий командир ладожских КЛ Озаровский командовал как раз мобилизованной канлодкой "Роза Люксембург" на Каспии.
    1. +2
      13 сентября 2024 18:29
      В Гражданскую войну много импровизировали: и парусные шхуны для торпедных атак использовали, и речные колёсные пароходы вооружали. Я думаю, опыт Гражданской войны - значительная часть победы в ВОВ, немцы не ожидали настолько творческого подхода что к тактике, что к вооружению...
  8. +2
    13 сентября 2024 16:07
    Вооружили свежеиспечённые боевые корабли по-разному: на «Бире», «Амгуни», «Москве», «Селемдже» и «Олёкме» поставили две 100-мм артиллерийских установки Б-34 – вспомогательный калибр крейсеров типа «Киров»!

    На мобилизованных КЛ стояли предки Б-34 - неуниверсальные 100-мм АУ Б-24.

    Старший сигнальщик старший краснофлотец Николай Васильевич Ланин (1908 г.р.) передает сообщение с канонерской лодки Ладожской военной флотилии «Лахта» на другой корабль с помощью флажного семафора. В данный момент сигнальщик передаёт букву «З». Сигнальщик стоит на 100-мм артиллерийской установке Б-24БМ.
    © Waralbum.
    1. +1
      13 сентября 2024 18:31
      Я читал про Б-34, но спорить не буду - вооружали тем что было в наличии, возможно что где-то и Б-24 поставили.
      1. +1
        13 сентября 2024 20:07
        На первой фотографии в статье - Б-34, на второй Б-24 БМ.
        1. +1
          16 сентября 2024 16:59
          Цитата: Frettaskyrandi
          На первой фотографии в статье - Б-34, на второй Б-24 БМ.

          Да, Вы правы - были и Б-34, например на КЛ "Бира".

          На первом фото в статье - она же, только уже после ремонта (28.05.1942 КЛ получила прямое попадание АБ) и перевооружения - единственная трёхорудийная КЛ.
          Вообще, конечно, интересно... на одном конце СССР грязеотвозные шаланды вооружаются новейшими Б-34. А на другом два крейсера получают 85-мм 90-К из-за отсутствия штатных Б-34.
          1. 0
            16 сентября 2024 20:00
            Вообще, конечно, интересно... на одном конце СССР грязеотвозные шаланды вооружаются новейшими Б-34. А на другом два крейсера получают 85-мм 90-К из-за отсутствия штатных Б-34

            Насколько можно судить из литературы, выпуск Б-34 на заводе «Большевик» в 1940 году было прекращен в связи с подготовкой производства Б-34-У, а на заводе №4 им. Ворошилова в г. Красноярске, который должен был их выпускать, производство так и не начали. Б-34-У тоже не производили в связи с блокадой. Поэтому к моменту, когда на крейсера «Каганович» и «Калинин» надо было устанавливать вооружение, свободные Б-34 отсутствовали. Все, что произвели по 1940 год включительно, было задействовано. Поэтому ставили что было в наличии.
  9. +2
    14 сентября 2024 14:53
    За статью автору спасибо. Однако, следовало бы подробнее расписать сражение у острова Сухо - раз у нас в число потерь вошло 6 пленных, то значит, что немцы высаживались на остров и сумели уйти оттуда.
    1. +1
      16 сентября 2024 11:02
      Цитата: Авиатор_
      За статью автору спасибо. Однако, следовало бы подробнее расписать сражение у острова Сухо

      Для описания противодесантной операции на о. Сухо нужна отдельная статья. На "Варспоте" эта операция еле влезла в три части.
      Там одно описание сил противника чего стоит: немцы, итальянцы, финны, люфтваффе, кригсмарине, финская береговая бригада с прямым подчинением Ставке. Причём основную силу составляли именно люфты - флотилия паромов, укомплектованная л/с из Flakabteilung.144.
      Первый боевой выход этого винегрета после полутора месяцев подготовки превратился в кошмар:
      …Паромы сталкивались друг с другом в темноте, теряли какую-либо взаимную связь и возвращались постепенно поодиночке или группами к рассвету на свою базу, причём отбившимся катерам KM приходилось всю дорогу помогать, разыскивая паромы и возвращая их на правильный курс.

      На счастье немце-итало-финнов, советские корабли, которые в этом выходе планировалось перехватить, так и не пришли. Впрочем, когда немцы таки встретились с единственной КЛ нашей флотилии, то предпочли сделать вид, что они тучка-тучка-тучка - и быстро удалились.
      В конце сентября и начале октября флотилия паромов всё же совершила ещё два выхода в южную часть Ладоги: в ночь на 25 сентября и в ночь на 1 октября. Во второй раз флотилия даже встретила советский конвой, но, обнаружив охранявшую его канонерскую лодку «Нора», немецкие моряки сочли за лучшее повернуть назад. Советская сторона оценила противника как «четыре больших (типа МО) и тринадцать малых катеров <…> со скоростью порядка 10 узлов».
      © Warspot. В.Гончаров. Ладога-1942: несостоявшееся наступление немцев.
      В общем, люфты повторили действия "Ш" и "Г", когда те встретили КОН под прикрытием единственного британского ЛК.
      К октябрю 1942 г. командование немецкой флотилии уже окончательно избавилось от розовых очков и засунуло первоначальные планы разгрома баз Ладожской флотилии куда подальше. Но просто так уйти люфты с Ладоги не могли, нужно было хоть как-то оправдать переброску своих сил и несколько месяцев их ничегонеделания. И немцы решили высадить десант в наименее защищённой точке обороны ЛФ - на о. Сухо.
      В общем, это очень напоминало Бомарзунд-1854, с поправкой на масштаб и полную некомпетентность люфтов в морских делах. Посадить 5 паромов из 11 на камни и мели - это нечто. smile
      Цитата: Авиатор_
      раз у нас в число потерь вошло 6 пленных, то значит, что немцы высаживались на остров и сумели уйти оттуда.

      К 8:20 немцы заняли позиции 2-го и 3-го орудий, в этом сходятся советские и немецкие отчёты. По советским данным, в окружённых орудийных двориках шёл рукопашный бой. После этого группа Коха атаковала маяк, заняв ещё два «бункера» перед ним и пытаясь забрасывать здание маяка гранатами. По отчётам немцев, где-то здесь ими были взяты шесть пленных. Советские документы утверждают, что пять из них к этому моменту были тяжело ранены, но особо отмечают, что один сдался сам.
      © Warspot. В.Гончаров. Операция «Бразиль»: схватка на острове Сухо.
      1. 0
        16 сентября 2024 19:32
        Для описания противодесантной операции на о. Сухо нужна отдельная статья.
        Не надо отдельной статьи. Вы же уложились. А без этого дополнения исходный материал получается странным - всё у нас хорошо, только 6 пленных немцы захватили.
        1. +2
          17 сентября 2024 10:33
          Цитата: Авиатор_
          Не надо отдельной статьи. Вы же уложились. А без этого дополнения исходный материал получается странным - всё у нас хорошо, только 6 пленных немцы захватили.

          На самом деле, у нас действительно всё было хорошо. Гарнизон крошечного острова, на котором не успели построить противодесантную оборону, отбился от численно превосходящего десанта, понеся меньшие потери, чем противник.
          В качестве десантников на остров должны были высаживаться артиллеристы 144-го зенитного дивизиона. Из состава орудийных расчётов паромов были сформированы две ударные группы (Коха и Малера), непосредственно для подрыва маяка в состав десанта была включена сапёрно-диверсионная группа из состава диверсионного отделения абвера по Финляндии и Эстонии (K.O.F. II) под руководством зондерфюрера Вернера Шварце.

          Личный состав батареи во главе со старшим лейтенантом Гусевым укрылся в цокольном здании маяка (размером 12,8 * 12,6 м) и открыл огонь по врагу из ручного оружия. На этот момент у Гусева имелось не более 40 бойцов: как минимум 20 человек гарнизона уже были убиты, ранены или пленены, а боеспособность военных строителей (часть из которых составляли девушки) являлась весьма сомнительной, даже если у них имелись винтовки. Строители укрылись в землянках и потерь в этом бою не понесли.

          Согласно немецкому отчёту, в 8:26 (по Москве) десант покинул остров, пробыв на нём всего полчаса. По советским данным, немцы начали покидать остров лишь в 9:02, а окончательно десант погрузился на катера и оставил Сухо только в 9:20. К этому моменту немцы уже потеряли 22 человека убитыми и около 40 ранеными, причём половина погибла на суше (тела пятерых из них были потом найдены на острове).
          Безвозвратные потери гарнизона Сухо составили 15 человек: 7 убитыми (в основном от артиллерийского обстрела перед высадкой) и 6 захваченными в плен; двое из 23 раненых умерли уже после боя при эвакуации.

          © Warspot. В.Гончаров. Операция «Бразиль»: схватка на острове Сухо.
          А флот успел перехватить немецкое соединение, устроил линейное озёрное сражение и захватил два вражеских корабля. Они бы и третий захватили, но артиллеристы "Норы" в горячке боя расстреляли покинутый противником тяжёлый паром №21.
  10. 0
    26 ноября 2024 23:27
    Цитата: Alexey RA
    А на другом два крейсера получают 85-мм 90-К из-за отсутствия штатных Б-34.

    И это очень хорошо. Потому что Б-34, при всей своей замечательной баллистике, как зенитки были совершенно ни о чем. Без силовых приводов, в неотработанными установщик СМИ трубок, тяжёлые пушки могли стрелять только "в ту сторону".
    90К, созданные на основе хорошо отработанных 52К были много эффективней.
    Кроме того, война то шла все же на Западе, а случись, не приведи Господь, заваруха на Дальнем Востоке, так что с сотками, что с восьмидесятипятками, против японского флота один хрен не играло.