На пути к царству: Русь в зеркале Священной истории

46
На пути к царству: Русь в зеркале Священной истории

Кого на Руси царями называли?


В предыдущем материале «Карл X: забытый обряд или конец долгого Средневековья» речь шла о дискуссиях касательно монаршей власти во Франции: король – просто мирянин или препоясанный мечом клирик?

И, возможно, у читателей возник вопрос: велись ли схожие по содержанию споры в России? Поговорим. Тем паче, что у нас подобного рода дискуссии не канули в Лету, перешагнув порог наступившего тысячелетия. Впрочем, об этом – не в данной статье, ибо в нынешнее столетие путь из Средних веков не близок.



С них и начнем.

Прежде чем термин «царь» стал в 1547 г. официальным титулом правителя России, – пишет один самых известных российских медиевистов А. А. Горский, – он прошел длительную эволюцию. В Киевской Руси из современных правителей «царем» последовательно именовался император Византии (а с конца XII в. – также и правитель Священной Римской империи). Кроме того, термин «царь» прилагался в XI–XII вв. и к русским князьям. Известно девять достоверных случаев такого его употребления по отношению к шести лицам – Ярославу Мудрому, святым Борису и Глебу, Мстиславу Владимировичу (сыну Владимира Мономаха), его сыну Изяславу и внуку Роману Ростиславичу.

Однако употребление царского титула выдержано летописцами в рамках эллинского красноречия, не более того. Без намека на сакрализацию и наличие у названных князей чудодейственных способностей, схожих с Меровингскими.

Исключением стало разве что два имени периода до утверждения христианства и не упомянутые Горским, так как царский титул по отношению к ним не употреблялся.


Возведенный по проекту Аристотеля Фиораванти Успенский собор Кремля – символ рождавшегося Русского царства

Речь, разумеется, о легендарном Хельги, перевод имени которого включает в себя отождествление: «военный вождь» и «маг». Кстати, отсюда тавтология с прозвищем: Вещий Олег, поскольку и оно, и имя идентичны по смыслу.

Волхвом и даже (в «Слове о полку Игореве») оборотнем назван князь Всеслав Полоцкий. Да, он родился через полвека после крещения Владимира со дружиной, но ее численность, согласно приведенным Горским данным, со ссылкой на Ибн-Фадлана, не превышала 400 человек.

Поэтому неудивительно, что язычество, ввиду принятия христианства, надо полагать, незначительной частью купеческой и военной корпорации, к тому времени не то что в простонародье – в элите не было изжито, о чем в числе прочего свидетельствует описанное в летописи вовсе не православное погребение Красного Солнышка.

Правда, само прозвище, возможно, относится к Владимиру Мономаху, или же оно – следствие позднейшей трансформации образа князя в народном сознании.

Ибо меньше всего Красное Солнышко ассоциируется с суровым конунгом, воспитанным в скандинавской военной традиции, блестяще описанной в произведениях Марии Семеновой и романе «Рыжий Орм» Гуннара Бенгтссона.

Вообще для понимания средневековых представлений о сверхъестественных способностях подобного Хельги или Всеславу военного вождя рекомендую неплохой цикл «Князья Леса» Елизаветы Дворецкой.


«Вещий Олег» – картина А. В. Васнецова

Да, произведения художественные, но их автор – разбирающийся в теме историк-реконструктор, не опускающийся до отсебятины при описании категорий средневековой культуры, в том числе и дружинной.

Цари ордынские – не благословение, а попущение


Что касается царей ордынских, то легитимный характер их власти на Руси не ставился под сомнение, но не наделялся сакральным содержанием, по причине неправославного мировоззрения сидевших в Сарае Чингизидов, в особенности после распространения самым могущественным из них – Узбеком – ислама среди подданных.

Иначе говоря, в представлении книжников ордынская власть – не благословение, а попущение Творца. К первому относилось правление, скажем, упомянутого Владимира, о чем повествует в слове о «Законе и благодати» митрополит Иларион.

В отношении золотоордынских ханов примером для летописцев, полагаю, мог стать языческий Рим в период, когда христианство уже появилось, но не стало государственной религией: повиноваться власти императора, соединявшего в себе качества светского правителя и верховного жреца – Pontifex maximus – призывали в том числе и апостолы.

Возможно, подобные административно-жреческие функции сочетал в себе Бату, который накануне битвы с венграми на реке Шайо в 1241:

обратился – цитирует Фому Сплитского историк Р. Ю. Почекаев, – к Небу, прося даровать победу в предстоящем бою: «...Весь день и всю ночь он ни с кем не говорил, а только молился и причитал; и он велел мусульманам также собраться и возносить молитвы.

После монгольского нашествия именование русских князей царями впервые встречается в «Слове о житии и преставлении» Дмитрия Донского. Горский это связывает с независимой от Орды политикой князя в период с 1374 по 1382 год и узурпацией власти в западной ее части, от Днепра до Волги, беклярбеком – если следовать современной терминологии: главой правительства и министром обороны в одном лице – Мухаммадом Кичигом, более известным у нас под прозвищем Мамай.


«Дмитрий Донской и преподобный Сергий Радонежский». Оставим за скобками историчность отраженного А. Д. Кившенко сюжета и отметим, что Дмитрий стал первым из князей в постмонгольскую эпоху, удостоенным летописцем царского титула

Кстати, в публицистической литературе противостоянию с ним иной раз придается религиозное измерение: мол, шел насаждать ислам. Да нет, его цель была приземленнее: в преддверии уже разворачивавшейся борьбы с Тохтамышем беклярбек остро нуждался в деньгах, их и пытался получить военным путем, исчерпав дипломатические методы.

Не будучи Чингизидом, он в глазах Москвы не имел права на выход – говоря современным языком: налог, который не стоит путать с данью, тоже налогом, только, как отмечает медиевист и военный археолог, вдоль и поперек исследовавший Куликово поле, Олег Двуреченский, внеочередным.

Нелегитимный характер притязаний Мамая породил уничижительные эпитеты в его адрес: «поганый», «безбожный», «злочестивый», исчезающие из летописей после победы в Великой Замятне Тохтамыша, чьи законные права на трон Дмитрием под сомнение не ставились.

Поэтому он и уехал из Москвы в 1382: не столько для сбора войск, сколько по причине, отраженной в Рогожском летописце и Симеоновской летописи:

Не могу поднять руку на царя.

Камнем преткновения во взаимоотношении хана и великого князя стал вопрос о размерах выхода. Ибо в преддверии разгоравшейся войны с Тамерланом правитель Золотой Орды также нуждался в деньгах и также поспешил за ними в Москву.

Важная деталь: вторжение Тохтамыша представляло собой первый в истории русско-ордынских отношений поход именно хана. Ведь Бату ни соответствующего титула не носил, ни самостоятельным правителем не был, хотя в русских источниках и именуется царем, например, в «Сказании об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора».

Второй раз подобное повторится только спустя девяносто лет после нашествия Тохтамыша – противостояние на Оке войск Ахмата и Ивана III, в результате которого Русь сбросила с себя то, что Н. М. Карамзин назвал игом.

Что возмутило патриарха?


В нашем разговоре не может не возникнуть вопрос и об отношении московской элиты к фигуре восточно-римского императора.

После падения в 1204 Константинополя образовались Никейская и Трапезундская империи. Известные нам со школьной скамьи Херсонес и Тьмутаракань оказались в подчинении второй. В целом неплохие отношения по церковной линии у Москвы установились с Никеей, считавшей себя правопреемницей Восточно-Римской империи и официально сохранившей соответствующее название.

Но о признании за императорами обоих государств сакрального или, тем паче, священнического статуса, вопрос в Москве вообще не стоял.

После освобождения Константинополя в 1261 ситуация не изменилась и, более того, с началом османской экспансии и нарастающим ослаблением империи только усугубилась, вынудив патриарха Антония IV в 1393 году обратиться к Василию I с посланием. Причина – не поминание на богослужении имени императора и неуважительное отношение к самому патриарху и его прибывшему в Москву представителю.

Дело же было в следующем.

Известия о служении Мануила II (патриарх в послании не называет императора по имени, но речь именно об этом правителе – Прим. авт.) Баязиду – пишет историк В. А. Сметанин, – достигли Москвы в том же 1392 г. и вызвали ответные действия Василия I.

Проблема заключалась в вассальной зависимости Мануила II от султана и его вынужденном участии в походе Баязида II.

Касательно зависимости: случай в истории беспрецедентный, так как идея империи носит универсалистский и мессианский характер, несовместимый с подчинением внешней силе. В любом формате. Да, империя может погибнуть, но не признать зависимость. Ибо нет титула выше императорского, и все остальные правители априори обладают более низким статусом.

Соответственно, поведение Мануила II виделось Василию I несовместимым с императорской короной.

При этом Антоний IV называет императора «священным автократором», но не наделяет его пастырскими функциями, оставляя последние, в рамках сформулированной Юстинианом концепции симфонии светской и духовной властей, за собой.

Ферраро-Флорентийская уния, разумеется, в еще большей степени уронила престиж Константинополя в глазах Москвы.

В значительной степени переломными моментом в психологии ее элит стал 1453 год: уже спустя десятилетие после падения империи в «Слове избранном от святых писаний, еже на латыню» единственный в мире православный правитель, великий князь Василий II именуется царем.

И вот тут возникла коллизия в сознании книжников: с одной стороны, легитимизм ханской власти, с другой – упомянутая выше несовместимость тождественного императорскому царского титула с зависимостью от внешней силы, да еще неправославной; к тому же явно слабеющей и распадающейся, Казанское ханство, напомню, образовалось уже в 1438, а Крымское – спустя три года.

Разумеется, преодолеть в одночасье инерцию восприятия золотоордынских ханов в качестве попущенных Творцом царей привыкшими повиноваться им князьями не представлялось возможным.

Недаром в ходе второго вторжения Ахмата и стояния на реке Угре Иван III готов был пойти на формальное подчинение хану, возобновив выплату выхода.

И дело здесь не в малодушии князя, порою ему приписываемого. Все несколько сложнее: стереотип восприятия действительности человеком традиционного общества основан на апелляции к прошлому, в котором искали ответы на многие злободневнее вопросы, в том числе и в военно-политической сфере.


«Стояние на Угре» – обратите внимание на пушки в расположении русских войск

Соответственно изначальный мотив у Ивана III был тот же, что и у его прадеда: не могу поднять руку на царя. Подобного рода казавшиеся незыблемыми представления и разрушает духовник великого князя Ростовский архиепископ Вассиан Рыло.

Главный его аргумент: акцент на царском достоинстве самого Ивана III и опровержение соответствующего титула за Ахматом. При том, что под сомнение не ставится происхождение хана, но впервые ему отказывается в ранее незыблемых властных прерогативах относительно Руси.

После стратегического поражения Ахмата, последовавшей спустя год его гибели и распада Большой Орды – крупнейшего осколка некогда могущественного улуса Джучи, – царская титулатура все чаще применятся в отношении московских великих князей, но уже не в упомянутом контексте принятого в домонгольский период эллинского красноречия, а в рамках постепенной трансформации представлений Калитичей о собственной власти.

Одновременно создаются условия для формулирования концепций «Москва – Новый Иерусалим» и «Москва – Третий Рим».

В зеркале Священной истории


И здесь я предлагаю сделать шаг назад – к уже упоминавшимся временам крещения и становления христианства. Да, как мы выше отметили, по меньшей мере в XI веке сознание правящей элиты еще оставалось в значительной степени языческим, однако в среде книжников формировались представления не о сакральной власти князя, но и о богоизбранности самой Руси.

Иными словами, сакральным статусом наделялся не монарх, как во Франции, о чем шла речь в минувшем разговоре, а сам народ. Ибо происходившие на Руси события рассматривались книжниками в контексте Священной истории, точнее сказать – как ее продолжение.

Остановимся на этом подробнее:

Древнерусские писатели, – пишет медиевист А. Э. Исаханян, – как и европейцы в эпоху раннего Средневековья, представляли свое общество как часть исторического процесса, простирающегося от создания мира до Апокалипсиса, и, несомненно, имели представление об авторитете и значении Рима как части этого процесса. Тем не менее источники преимущественно указывают на то, что Библия в целом и Ветхий Завет в частности имели гораздо большее влияние на историческое самосознание жителей Московского государства, чем образ Рима. Эта традиция уходит корнями в литературу Киевской Руси.

Упомянутый автор проводит интересные параллели с Ветхим Заветом, опираясь на «Слово о законе и благодати» – примечательно, что в данном источнике Иларион называет Владимира каганом, почитая титулом, равным императорскому:

Оно частично основано на тщательно разработанном сравнении законов Ветхого Завета и Нового Завета, воплощенных соответственно в Агаре и Саре. Идея прообраза и воплощения лежит в основе этого произведения, которое изобилует ссылками на Ветхий Завет. Иларион сравнивает святого Владимира с Давидом, Ярослава Мудрого – с Соломоном, а Собор Святой Софии в Киеве – с Иерусалимским Храмом… Автор «Слова о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русского» посвятил значительную часть своего текста пространному сравнению князя Дмитрия с основателями израильского народа от Адама до Моисея, а в других местах уподобил Дмитрия Моисею и Давиду, хана Мамая – Огу, королю Васана, а татар – амеликитянам.

Разумеется, подобного рода сравнения не могли не привести к сопоставлению некоторых русских князей с библейскими персонажами. Так, Александр Невский в посвященном ему Житии сравнивался с ветхозаветным Иосифом. И как дружба с фараоном позволяла израильтянину оберегать свой народ от притеснений со стороны египтян, так и конструктивные отношения Александра с Бату дали возможность князю защищать Русь от набегов кочевников.

Да и доводы Вассиана Рыло также основаны на библейских примерах: сбрасывание зависимости от Орды им сравнивается с освобождением израильтян от власти фараона.

Ветхозаветное уподобление предоставляет – пишет А. Э. Исаханян, – Московской Руси не претензию на всемирную империю, но чувство особой божественной защиты или руководства и роль в священной истории как для царя, так и для его элиты.

И на исходе XV века от подобных воззрений на Россию и ее царя до официального принятия соответствующего титула великим князьями московскими оставался один шаг. А в ожидании завершения земной истории – см.: «Эсхатология и геополитика: в преддверии первой Русско-турецкой войны» – должен был возникнуть и вопрос о соотнесенности царского титула со священным саном.

Об этом поговорим в следующем материале.

Использованная литература:
Жаворонков П. И. Никейская империя и княжества Древней Руси // Византийский временник. 1982. № 43.
Злобин А. Н., Черенков Р. А., Борисова А. А. Принятие Петром I императорского титула в контексте эволюции представлений о характере власти московских государей.
Исаханян А. Э. Соотношение концепций «Москва – Третий Рим» и «Москва – Новый Израиль» и их роль к послесловию к сборнику 1647 г..
Нефедовский Г. В. // Идея симфонии властей в Византийской империи.
Панченко А. М., Успенский Б. А. Иван Грозный и Петр Великий: Концепции первого монарха // Из истории русской культуры. Т. II. Кн. 1. Киевская и Московская Русь. – М.: Языки славянской культуры, 2002, с. 457–478.
Синицына Н. В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV–XVI вв.). М.: Индрик, 1998.
Сметанин В. А. О византийской аргументации теории универсальной власти (на исходе XIV столетия) // Античная древность и Средние века, Вып. 27, 1995.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Княжье имя за пределами княжеского рода на Руси XI – начало XIII в..
Юрганов А. Л. Категории русской средневековой культуры. М., 1998.
Юхименко Е. М. Почитание святого равноапостольного князя Владимира: праздник и образ всех российских чудотворцев
46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    15 сентября 2024 07:20
    Иными словами, сакральным статусом наделялся не монарх, как во Франции, о чем шла речь в минувшем разговоре, а сам народ.

    Вывод интересный. но может ли уважаемый автор дать ссылку хотя бы на два-три памятника литературы (исторических источника), где мы четко можем видеть такую картину?
    1. +2
      15 сентября 2024 07:45
      "может ли уважаемый автор дать ссылку хотя бы на два-три памятника литературы (исторических источника)" Слово о "Законе и благодати" именно об этом. Иларион пишет, что с приходом
      Христа избранным народом становятся все люди, принявшие крещение. Они собственно и становятся народом Божиим. Это отражено, скажем, в строках: «И тако странни суще, люди Божии нарекохомся, и врази бывше, сынове его прозвахомся». Люди Божии - это и есть народ Божий, то есть Новый Израиль. И поскольку повествование о Владимире, то , то и под Новым Израилем следует подразумевать Русь.
      А вообще прямо новым Израилем Русь называется в малоизвестном литературном памятнике: похвальном слове инока Фомы тверскому князю Борису Александровичу. Причем медиевисты датируют его 1453 годом. Ссылка: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/biblioteka-literatury-drevnej-rusi-tom-7/3
      1. +7
        15 сентября 2024 07:52
        Уважаемый Игорь,
        т.е. речи о том, что народ Руси особо избранный - речи нет?
        А о том, что христианский народ - богоизбранный есть у всех народов Европы: здесь никакой древнерусской специфики нет. А я уж было обрадовался...
        И еще, от (Илларион) до инока Фомы, 4 века. Такие широкие мазки, в условиях серьезной трансформации социального устройства на Руси не очень уместны.
        hi
  2. +5
    15 сентября 2024 07:28
    Библия в целом и Ветхий Завет в частности имели гораздо большее влияние на историческое самосознание жителей Московского государства, чем образ Рима.

    Достаточно самонадеянное утверждение А. Э. Исаханяна, с учетом того, что книга была доступна крайне узкому кругу людей Древней Руси, уровень грамотности после вторжения монголов сильно упал, а сам Донской читать не умел.
    Что касается «Слова о законе и благодати» Иллариона, то оно писалось в конкретно исторической ситуации, а не вообще и абстрактно, поэтому и упоминания «Рима», в нем было не актуально. Речь шла о «идеологическом» подкреплении принятия Христианства Русью. Не понятно зачем бы здесь был «Рим».
    1. 0
      15 сентября 2024 07:48
      а сам Донской читать не умел.
      Чем это подтверждается?
      Здравствуйте, Эдуард!
      1. +9
        15 сентября 2024 07:58
        Доброе утро Антон,
        Е. Голубинский во 2 томе "Истории русской церкви" описывает русских князей (после монголов), кто "книжник" (умеет читать), а кто нет.
        Первый русский князь, который был "книжник" и "начитан", на уровне некоторых "начитанных" высших церковных иерархов и даже их превосходил, Иван Грозный.
        hi
        1. +2
          15 сентября 2024 08:17
          То есть на мнении одного человека выстраивается теория, что все русские князья, на протяжении 250 лет, поголовно были неграмотными??? Знаете, это будет покруче теорий антинорманизма и норманизма вместе взятых!
          1. +10
            15 сентября 2024 08:49
            Антон, Голубинский, это не мнение, перечисленная информация, кто был "книжником", кто нет, на основе источников. Мнение в истории, это когда что то придумал из головы, без опоры на исторические источники, ав противном случае - историография. Но он вел речь в данном случае до конца XIV в.
            Кто был грамотный за 250 лет, кто нет, я с ходу не скажу.
            Мы знаем "Поучение детям" Владимира Мономаха, сам ли он писал, или надиктовал, не знаем.
            К слову, "Поучение" "потерялось" и никак не повлияло на развитие литературы, нашли его снова в "наше время".
            Карл Великий тоже не умел писать.
            Дело тут не в личностях, а историческом периоде. Как раз период 14-конца 15 века на Русии, это времена Карла Великого на западе.
            Зачем было читать и писать князьям, у них и так забот хватало. А как только стало оформляться в это время "государство", появляется письменный акт, появляться и потребность в письме.
            Василию Темному было не до чтения, он в седле с малолетства. Иван III судя по косвенным данным тоже был не силен в "книжности", отсюда и его "увлечение" ересью.
            Повторюсь, а вот Иван Грозный, в рамках духовных знаний, был высокообразованный человек уровня митрополитов. Потому, что как раз при нем оформляется государство, письменный акт становится основой делопроизводства, он первый русский монарх в прямом смысле этого слова, то есть , ни как его предки первый среди равных, а над всеми, как Христос.
            В том числе и по знанию Божественного писания.
            В рамках этого процесса, таковым был Алексей Михайлович Романов, книжник выше чем все иерархи церкви. Кстати, в этом Петр не уступал отцу, но ему было не до этого. Наступило время конкретных прикладных знаний.
            Повторюсь, похлеще ли эта теория "норманской": чтение было прикладным механизмом - с развитием общества росла роль "грамотности", все в рамках развития общества, а не вопреки ему.
            hi
            1. 0
              15 сентября 2024 09:09
              Карл Великий тоже не умел писать
              В этом я даже не сомневаюсь, ибо для грамотности Шарлеманю нужно было знать латынь. Однако, никакие источники не подтверждают неграмотности русских кнезей "монгольского периода", кроме умозрительных построений.
              1. -1
                16 сентября 2024 11:14
                Ну вообще-то нужно доказывать как раз обратное - были ли они грамотными, а Вы ставите телегу впереди лошади. Если в Новгороде был высок уровень грамотности, то это подтверждается многочисленными берестяными грамотами, в том числе с детским письмом, или в Древнем Египте есть папирусы с двойным текстом, детишек учили и чтобы экономить старый затирали, к счастью его можно прочесть. Вопрос грамотности - это вопрос надобности/необходимости.
            2. 0
              15 сентября 2024 11:35
              Прошу прощения, как из этого
              Цитата: Эдуард Ващенко
              Иван Грозный, в рамках духовных знаний, был высокообразованный человек уровня митрополитов.

              следует, что
              Цитата: Эдуард Ващенко
              Донской читать не умел.

              ??
              Иван прозванный за жестокость Васильевичем действительно был высокообразованным по меркам своего времени человеком и по сравнению с ним его предки и впрямь могли показаться невеждами. Но вот чтобы прям читать не умели...
            3. -2
              16 сентября 2024 04:44
              Я то грешный думал ,что Карл великий скончался в начале 9го века.
          2. +1
            15 сентября 2024 14:33
            А зачем им грамота? Ну счёт сколько там всего собрали, а книжки читать? Зачем? Главное ездить крепко и рубиться, ну понимать кому по холке, а кого и наградить. Ценность грамотности очевидной не была.
          3. +1
            15 сентября 2024 14:35
            Что-то Вы не успокоитесь, а скажите Вам какая разница? А если я скажу что в Подмосковье есть курганы 13 века инфаркт не хватит?
          4. 0
            23 сентября 2024 08:59
            А зачем им грамотность? Я не спец конкретно в этой сфере, но что давало чтение и писание в то время? И зачем растягивать это на четверть тысячелетия? У нас был феодализм, вот в Новгороде торговля цвела и пахла, да, там писать нужно уметь и особенно читать что там тебе подсовывают.
      2. +5
        15 сентября 2024 08:06
        Согласно "Слову о житии и преставлении великого князя Димитрия Ивановича", Дмитрий "Божественное писание всегда со умилением слушал".
        1. 0
          15 сентября 2024 08:23
          Здравствуйте, Алексей!
          Это означает, что Дмитрий не умел читать?
          1. +6
            15 сентября 2024 08:32
            Там же не указано с "умилением читал". А есть другие источники,где указано,что он был "книжником"? Читал , писал..оставил литературное наследие?
            1. 0
              15 сентября 2024 11:44
              Вы знаете, но сейчас очень многие предпочитают книги не читать, а слушать. Есть целая индустия, занимающаяся озвучкой произведений от классики до современных романов про попаданцев.
              Но из этого никак не следует, что эти люди не умеют читать request
              1. +2
                15 сентября 2024 14:39
                Не то сравнение. это как раз атрофирует навыки чтения. Начнём с того. что читать куда как быстрее.
                1. +2
                  15 сентября 2024 17:52
                  А вы попробуйте, найдите сканы летописных сводов, и попробуйте их прочитать. Ну, или хотя бы берестянку какую прочесть. Оно и при наличии регулярной практики сложнее чем кажется. Начать с того, что там нет пробелов между словами, и знаков препинания, а так же массовые сокращения слов, без какой-либо системы. Ну, в летописях титло могли ставить, которое маркировало, что тут какое-то сокращение. Записывать цифрами даты по греческой число-буквенной системе тоже та еще песня.
                  1. 0
                    16 сентября 2024 09:39
                    Я источниковедение проходил, чем ещё попытаетесь удивить? Наверное фамилией столбового дворянина Шахматова.
    2. Комментарий был удален.
    3. 0
      16 сентября 2024 12:47
      Добрый день. Любой человек бывающий на службе регулярно может иметь представление о Библейских книгах т.к. богослужение строится на них и вокруг них. А в описываемые времена это было большинство народа. Также, при любой церкви были грамотные люди - начиная от алтарников и заканчивая по священником. Так что контекст библейский в культуре средневековой Руси не требует доказательства, он давно уже доказан.
      1. +2
        16 сентября 2024 16:41
        Добрый день,
        Вы очень сильно ошибаетесь, модернизируя прошлое, поверти профессионалу, хотя у нас модно сейчас во всех сферах деятельности профессионалам не доверять, а больше самонадеянного рассуждать. Все это было совершенно не так.
        Но, к сожалению, детально описывать, то, что написали в историографии за 200 лет изучения этого вопроса у меня нет ни сил, ни желания.
        Многое мной уже описано в небольшом цикле здесь на ВО, посвященного развитию Руси-России по новейшим исследованиям, если хотите, ознакомиться.
        У нас в первой половине 19 века была масса неграмотных священнослужителей, а уж Ветхий Завет - был доступен немногим, старославянский - грамота за семью печатями: семинарист заучил из под палки тексты и достаточно. И это исторические факты.
        Впрочем, много ли мирян сегодня прочтут и разберутся в текстах на старославянском?
        С уважением,
        hi
        1. +1
          16 сентября 2024 23:46
          Моя специальность "Общая и русская церковная история". Так, что я немного понимаю о чём говорю. Я могу категорически утверждать, что в XIX веке неграмотный священник это нонсенс. Также я могу с большой уверенностью допустить, что повседневной с богослужебной практикой вы не знакомы. Иначе вы бы не называли модернизмом простое знание о Богослужении. Для того чтобы служить в Церкви необходим набор книг-Служебник, Часослов, Октоих, Минея Общая и Цветная, Псалтырь, Евангелие служебное, Апостол. Это минимум. И так было всегда. Конечно можно было служить сокращённо, но для этого всё равно нужны книги. Как минимум читать умели клирошане - чтецы, певчие и поп. НО ДЕЛО НЕ В ЭТОМ.! А дело в том, что восточные словяне превратились в русских именно в процессе христианизации-это безусловный факт.И этот факт отражён в огромном количестве повседневных слов, присказок, пословиц и действий первоначального смысла которых мы зачастую не осознаем. Именно этот тезис автора статьи вы изначально пытались оспорить. На мой взгляд неудачно. И причём тут Дмитрий Донской и грамотность в XIX веке не вполне понятно. С уважением.
          1. 0
            17 сентября 2024 07:09
            Доброе утро!
            клирошане
            ????
            Мы же о русской церковной истории.
            Я с современным Богослужением знаком на практике, но если ВЫ историк "русской церковной истории", то наверняка бы знали, что можно было и не читать, а заучить наизусть.
            Про 19 век, рекомендую современную работу Фирсов С. О. «Якорь спасения». Православная Церковь и Российское государство в эпоху императора Николая I, Очерки истории: монография/ Сергей Львович Фирсов; С-Пб духовная академия. – СПб. Изд-во. СПбДА. 2021.
            И простите, как я понимаю, по Вашей специальности, Вы изучали историю не в светском ВУЗ?
            В светском ВУЗ таких специальностей, историк по "общей и русской истории церкви" нет и никогда не было.
            Или Вы просто писали курсовые и дипломную работу на эту тему?
            У нас в дипломе написано, у всех историков, одно и тоже.
            hi
            1. 0
              19 сентября 2024 22:23
              Я окончил ПСТГУ, это не советский вуз.А что вас в слове клирошане так возбудило?). По поводу того что я знаю, а что нет это отдельный разговор. Возвращаясь к чтению и пению, и заучиванию. Мы с Вами не об этом разговариваем. Это ваш тезис про неграмотность. А я поддерживаю автора статьи в том что вне Библейского контекста идеи и книжность древней Руси нельзя правильно понять и что идея Третьёго Рима относительно поздняя и политически обусловлена (это вопрос церковно-государственных отношений-область экклезиологии и канонического права). А ВЫ,как видно из ваших реакций, этого не понимаете. Извините пожалуйста за прямоту.
  3. +6
    15 сентября 2024 07:32
    примечательно, что в данном источнике Иларион называет Владимира каганом, почитая титулом, равным императорскому

    Ни одним историческим источником равнозначность титула кагана и императора историческими источниками данного периода не подтверждена. Совершенно умозрительное утверждение в рамках модернизации истории.
    hi
    1. -3
      15 сентября 2024 07:46
      Цитата: Эдуард Ващенко
      Ни одним историческим источником равнозначность титула кагана и императора историческими источниками данного периода не подтверждена

      Здесь автор оговаривается и пишет, что:

      Цитата: Игорь Ходаков
      Однако употребление царского титула выдержано летописцами в рамках эллинского красноречия, не более того
      1. +4
        15 сентября 2024 08:05
        Однако употребление царского титула выдержано летописцами в рамках эллинского красноречия, не более того

        Термин "каган", строго говоря, был употреблен только Илларионов по отношению к Владимиру и Ярославу. Более ни один летописец (а их не так уж много, и мы их знаем на перечет) "каган" не использовал.
        Эллинское, опять же если четко следовать историческим источникам, в это время у Ромеев, символ "языческое".
        1. 0
          15 сентября 2024 08:15
          Цитата: Эдуард Ващенко
          Эллинское, опять же если четко следовать историческим источникам, в это время у Ромеев, символ "языческое"

          Если смотреть сквозь призму религии - то да. Но в культурном плане и плане государственного строительства - античные Греция и Рим для варваров были все же чуть ли не сакральными объектами для подражания. Вспомните как жестко в то время боролись с античным язычеством и как преклонялись перед римской культурой (в этом случае я не делю Рим на Западный и Восточный)...
          1. +7
            15 сентября 2024 08:25
            античные Греция и Рим для варваров были все же чуть ли не сакральными объектами для подражания.

            Только не для Руси в X-XI вв., про них, античную грецию и Рим, знать не знали. Только Византия!
            1. 0
              15 сентября 2024 14:42
              Кто Вам такую глупость сказал? Отлично знали и про Александра Македонского тоже в курсе были, начнём с того что византийцы - это римляне, так они себя сами называли, не верите ну так Лев Диакон переведён на русский, описывает битву при Доростоле. Там кстати наше войско называют скифским.
              1. 0
                16 сентября 2024 16:54
                Кто Вам такую глупость сказал?

                Уважаемый Александр,
                не хотел отвечать, но тут увидел, что "Вы источниковедение проходили".
                При чем здесь термин "тавроскифами", употребляемый Львом Дьяконом, к ромеям?
                и когда на древнерусский было переведено деяние Македонского?
                То, что византийцы именовали себя "ромеями", в русском переводе часто именуются просто "римлянами", не значит, что вся русь знала их историю)))), тем более "элинскую" или языческую.
                У нас и история Иосифа Флавия была переведена и что?
                Объективно говоря, письменность на Руси начинает развиваться с середины XI в., а до этого...и читать то особо некому было...и писать...
                С источниковедческим приветом!
                hi
  4. -1
    15 сентября 2024 08:37
    Спасибо автору! Доброго утра всем!

    "Камнем преткновения во взаимоотношении хана и великого князя стал вопрос о размерах выхода. Ибо в преддверии разгоравшейся войны с Тамерланом правитель Золотой Орды также нуждался в деньгах и также поспешил за ними в Москву."

    А есть ли уже опубликованные на ВО мнения о значительности сумм, получаемых от Москвы? Ведь наши княжества были не единственным источником для "игоистов". Наверное.
  5. +1
    15 сентября 2024 10:05
    Источники, упомянутые автором, являются литературными , которые дают отцеку прошедшему и как действия князей отразились на общеполитической обстановке в княжестве и во взаимоотношениях с татарами.
    Называя князя царём, т.е. предавая ему некую сакральную сущность, священники подразумевали, что они стоят на ступеньку выше во власти духовной, князя-царя, пусть и обладавшего властью мирской.
    Понтифики назначали царя.
    Отсюда и параллели с Библий и деяниями князей.
    Продвигая титул "царь", возрастал и статус париархии. Всё это было обусловлено ростом и влиянием Московского княжества.
    Надо отдать должное, священникам, которые приложили немало усилий на пути создания мощнейшего государства, как Россия.
  6. +3
    15 сентября 2024 13:03
    Опять хороводы вокруг толкования о "попущении"...
    Есть синодальный перевод МДА с греческого на русский о том, что "всяка власть от Бога". И точка.

    Но теперь до черта развелось переводчиков с церковно-славянского на русский со своими гребаными "аще.. ", ".. поелику.." . и пр.

    Чтобы узнать, что было по попущению, надо иметь Откровение Свыше. Его не имел никто. Все, тема закрыта. И какую там ахинею несли древние политологи ради угождения властям... их дело.
    Известно только, что слово "кощунство" произошло от древнего "кощунник" - журналюга времен Киевской Руси и Орды.

    Вспомнили бы лучше про "Федорчуков поход", когда Москва вместе с войском Узбека сожгла Тверь.... Было бы больше пользы для сегодняшнего дня
    1. -1
      15 сентября 2024 14:47
      А Вы много чего знаете о феодоритско-генуэской войне 1432-33 годов? А это история моего родного края. Не надо разбрасываться словами что лучше, лучше всё, и одно и другое и третье с десятым. Так вот герб княжества Феодоро - двуглавый орёл, вот точно как у нас только без гербов что на орла прикрепили. А Вы небось не в курсе откуда этот герб. Так что поднимать вопросы нужно разные.
    2. -1
      16 сентября 2024 11:22
      Эка невидаль, чем это принципиально отличается от русско-половецких походов против русских же оппонентов? Это феодализм, там другие отношение, и Богдан Хмельницкий не гнушался татарской помощью. А если вернуться в ту эпоху то Даниил Галицкий призывал мадьяр, да не он один. Или вспомнить с каким энтузиазмом новгородская ижора грабила ливонскую и наоборот.
  7. 0
    15 сентября 2024 18:52
    Вообще то у нас кнезья населением полиса избирались согласно заслугам и проблем небыло никаких. Это позже с развитием дипломатических миссий подобное стало видимо мешать дипломатии,вот и привели к единообразию европейскому. И еще по первым абзацам статьи, разговоры об богопомазании государя закончились в 1917 и возобновились в 92м когда запад выбирал удобную для себя форму управления колонией russia,(сообразно их невеликим познаниям об нас вцелом). Повальное оуерковнивание и пихание религии куда не попадя тоже из этой серии,разделяц и властвуй, чем больше обьектов для раздела тем лучше(не там так там сростется и стрельнет)
    1. 0
      16 сентября 2024 11:23
      А при чём тут Европа, обыкновенный процесс, мало чем от европейского отличающийся.
  8. BAI
    0
    15 сентября 2024 20:43
    Дмитрий Донской и преподобный Сергий Радонежский». Оставим за скобками историчность отраженного А. Д. Кившенко сюжета

    да, это важное примечание. и весьма
  9. +2
    15 сентября 2024 21:37
    То ли дело Тамерлан, вообще не заморачивался сакральнотью и "происхождением".
    Убил и победоносного до той поры турецкого султана, и упомянутого Тохтамыша. Помер в походе на Китай, там тоже вроде еще живые императоры водились.
  10. 0
    16 сентября 2024 13:20
    "Библия в целом и Ветхий Завет в частности имели гораздо большее влияние на историческое самосознание жителей Московского государства, чем образ Рима.

    Достаточно самонадеянное утверждение А. Э. Исаханяна, с учетом того, что книга была доступна крайне узкому кругу людей Древней Руси"



    Добрый день. Любой человек бывающий на службе регулярно может иметь представление о Библейских книгах т.к. богослужение строится на них и вокруг них. А в описываемые времена это было большинство народа. Также отметим, что при любой церкви были грамотные люди - начиная от служки и заканчивая священником.
  11. +1
    16 сентября 2024 13:36
    Добавлю. Из сказанного мной выше следует вывод - библейский контекст для сознания средневековой Руси ( и на уровне личном и как контекст культуры) был основопологающей нормой. В Киевский период особый акцент был сделан на идею Нового Иерусалима и Нового Израиля, но это уподобление нельзя считать прямым (линейным). Линейный ход исторического процесса и современное представление о соотношении общего и целого были чужды литургическому, по сути,
    восприятию древнерусских книжников. Идея Третьего Рима довольно поздняя и связана с идеей прямого исторического религиозно-политического приемства Русью Византийского наследства.
  12. 0
    16 сентября 2024 23:57
    Статья неплохая. Автор молодец!