«Вывел на орбиту неизвестный объект»: китайский «шаттл» Shenlong вернулся после длительного пребывания в космосе

35
«Вывел на орбиту неизвестный объект»: китайский «шаттл» Shenlong вернулся после длительного пребывания в космосе

Китайский экспериментальный многоразовый космический корабль Shenlong вернулся на Землю после 267 дней, проведенных на околоземной орбите.

Впервые он побывал в космосе в сентябре 2020 года, где провел почти трое суток. Второе посещение орбиты состоялось в августе 2022 года, где он пребывал уже длительное время – 276 дней. Это был третий полет китайского «шаттла», для запуска которого использовалась ракета Long March 2F.



В декабре 2023 года, когда Shenlong выводился на орбиту, в космос также отправился орбитальный испытательный аппарат США X-37B, до сих пор находящийся там.

X-37B и Shenlong – это проявление космических амбиций США и Китая

- полагают в аналитической организации RUSI.

Как указывается, оба проекта окутаны чрезвычайной секретностью. При этом отмечается их схожесть: вывод беспилотных аппаратов в космос осуществляется на ракете, после этого они долгое время находятся на орбите и самостоятельно приземляются на ВПП.

Shenlong работал на орбите, где размещено много спутников военного назначения. Он вывел на неё неизвестный объект, с которым затем сближался. Неясно, был ли объект захвачен повторно

- поясняют западные эксперты.

Как считают аналитики RUSI, предполагается, что американский X-37B также запускал небольшие спутники со своего борта. Оба проекта рассматриваются через призму борьбы Китая с США за технологическое лидерство в космосе.

Союзника Китая Россию, тем временем, нельзя воспринимать как прямого конкурента, учитывая ее снижающийся статус космической державы и слабеющую космическую промышленность

- отмечается в публикации RUSI.
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    12 сентября 2024 19:06
    Мне не совсем понятно, почему мы не в состоянии возродить "Буран". Инженеров не осталось? Связка "Энергия" - "Буран" вполне себе хорошо работала. Да, единственный полет. Да, в автоматическом режиме. Но ведь сделали! А то, что было сделано, всегда можно сделать еще раз.
    1. +26
      12 сентября 2024 19:09
      была страна созидателей, а стала страна потребителей, какой Буран? мы Ан-2 возродить не можем....
      1. +7
        12 сентября 2024 19:15
        была страна созидателей, а стала страна потребителей, какой Буран? мы Ан-2 возродить не можем....
        Ну, страной потребителей еще Союз понемногу становился, и стал. Иначе страна не развалилась-бы. Не помните, что-ли, как все охотились за зарубежными шмотками, гарнитурами, стенками?.. Страной созидателей СССР был до Великой отечественной, и некоторое время после. А как только стали подрастать дети победителей, и начали заглядываться на запад, мол, у них лучше и качественней, в магазинах по 100 сортов колбасы и сыра... Вот тогда все и пошло под откос. А Ан-2, думаю, может, и незачем возрождать. Нам же "Байкал" обещают... Лет через 20, может быть, и взлетит... (сарказм про "Байкал", если что)
        1. +3
          13 сентября 2024 18:45
          Цитата: Дед-дилетант
          Ан-2, думаю, может, и незачем возрождать. Нам же "Байкал" обещают... Лет через 20, может быть, и взлетит...

          Сарказм насчёт "Байкала" ближе к истине , чем возможность возрождения НОРМАЛЬНОГО самолёта для местных авиалиний , пожарной охраны лесных угодий , сельскохозяйственных работ . ДЕШЕВОГО , ПРОСТОГО КОНСТРУКТИВНО , лёгкого в обслуживании и ремонте , простого в производстве . Ничего лучше планера Ан-2 для таких целей просто не существует . Все попытки сделать нечто "современное" превращается либо в распил , либо в форменных авиатехнических и аэродинамических уродов типа "Байкал" .
          Какие требования по ЛТХ для лёгкого транспортного самолёта местных авиалиний ?
          - максимально короткий разбег и пробег ,
          - экономичность ,
          - способность планировать и осуществлять нормальную посадку при отказе двигателя ,
          - ремонтопригодность в полевых условиях и условиях удалённого аэродрома ,
          - унификация по двигателю с другой лёгкой авиатехникой в целях удешевления и доступности ЗИП .
          - никаких сложных и опасных материалов в конструкции ,
          - МИНИМАЛЬНО ВОЗМОЖНАЯ ЦЕНА в закупке и эксплуатации .
          После этого смотрим на "Байкал" , смачно плюём и забываем как нечто уродливое и несуразно омерзительное . Не внешним видом , а именно ПОЛНОЙ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬЮ всем требованиям , предъявляемым к лёгкому транспортному самолёту местных авиалиний .
          - Запредельно и необоснновано ДОРОГ !
          - Требует взлётно-посадочную полосу не менее 1200 м. !
          - Капризен к качеству грунтовой ВПП и крайне опасен в случае вынужденной посадки . По сравнению с Ан-2 - особенно .
          - Точно не будет многофункциональным как легендарная "Аннушка" . И гидросамолёта на поплавках из него не получится .
          - Двигатель ему нужен именно ОСОБЕННЫЙ - пока эфемерный и несуществующий НК-800 .
          Чем лучше Ан-2 ?
          Да ВСЕМ . Двигатель у него стоял в 500 л\с , поршневая звезда от И-16 дефорсированный . Сейчас можно смело ставить новый турбовальный НК-650 (с максимальной мощностью до 750 л\с) . Он - БИПЛАН !! А значит взлетит с любой лужайки , вообще - взлетит и сядет где угодно . В случае отказа двигателя может планировать и безопасно приземлиться . Неприхотлив к условиям базирования . Сможет работать как воздушная маршрутка обеспечивая связанность населённых пунктов в любой удалённой местности , возить вахтовиков , эксплуатироваться в любых климатических зонах .
          Он ДЁШЕВ и в производстве , и в эксплуатации . Двигатель НК-650 будет стоять на вертолётах "Ансат" и Ка-226 , которых нашей стране так же необходимо очень много , т.е. - унификация , массовое применение данного двигателя отчего ожидаемое удешевление оного и доступность .
          И никаких (!!!) новомодных композитов и прочей шелухи новомодной - самый простой , доступный и дешевый д.раль ! Чтобы в условиях аэродромного ремонта можно было силами местного техника заплатку на крыло повреждённое присобачить и летать с оной лет 20-30 ещё .
          ДЕШЕВИЗНА , ДОСТУПНОСТЬ , МАССОВОСТЬ !! Таких самолётов нашей стране нужно не менее 2000 шт. От ДОСАФа до самолёта курьерской связи при воинских частях . От геологических партий в Сибири , Арктике , ДВ до маршрутного такси межь населёнными пунктами в глубинке .
          Дешевый и массовый !!!
          Но почему-то нам постоянно твердят о каких-то "Байкалах" , "Партизанах" и прочей ерунде ...
          Саботаж ?
          Очевидно .
          Но почему этот саботаж не очевиден придержащимся за власть ? Когда вредительство очевидно и буквально выкалывает глаза ?... Нам упорно доказывают что зубы пломбировать сейчас модно исключительно через ... совсем другой проход ... который почему то находится в совершенно противоположной части организма .
          Они заблуждаются и ни в чём не виноватые ?
          Или упорно и целеустремлённо делают порученное им ?
          Просто взять один-два ВК-650 , установить их на планер Ан-2 и приступить к испытаниям . Если двигатель действительно готов и надёжен за один год можно управиться . И просто клепать (в самом прямом смысле - клёпками по дюралю) Ан-2 / 650 в товарных количествах в темпе бешенного принтера . И разумеется двигатели к ним .
          1. 0
            14 сентября 2024 14:22
            Про Ан-2 полностью согласен. Я вообще не понимаю, почему от него решили отказаться: можно поставить более совершенный/современный двигатель. На 3D принтере печатать части обшивки, у нас, вроде как, еще с год назад рапортовали по телеящику, что создан наш, родной, отечественный Три Ды принтер... Который еще и работает...
            Про Байкал - скорее всего - да, распил. И пыль в глаза. Проверить просто: Взять образец этого самого "Байкала", и Ан-2. И провести полноценные сравнительные испытания.
            1. +1
              14 сентября 2024 14:39
              Зачем для Ан-2 обшивку на принтере печатать ? И композитов модных для него не надо (разве что проще\дешевле\быстрей окажется) - обычный самый простой и дешевый дюраль - выштамповка и клёпка на каркас планера и крыльев . Тем более что нужно таких самолётов именно много , насыщать собственный рынок нужно быстро , значит производство необходимо не просто серийное , но и массовое , а стало быть собирать их нужно много и быстро . Поэтому - самые простые , дешевые и проверенные решения , массовый двигатель для легкомоторной авиации , государственный контроль и участие .
              Но раз такое очевидное решение не принимается ... значит таково политическое решение на эту тему - саботаж . Очень надеюсь что в этом конкретном случае я ошибаюсь и придержащие действительно стремятся к решению этого вопроса .
              1. 0
                14 сентября 2024 14:42
                Зачем для Ан-2 обшивку на принтере печатать ? И композитов модных для него не надо (разве что проще\дешевле\быстрей окажется) - обычный самый простой и дешевый дюраль - выштамповка и клёпка на каркас планера и крыльев

                Вот потому, что быстрее, проще и дешевле. Я не специалист, но мне кажется именно так. Чем будет более массово, просто, быстро и удобно - тем быстрее у нас будет парк самолетов Ан-2. hi
                1. +1
                  14 сентября 2024 15:15
                  Вот в изготовлении двигателей ВК-650 печать на принтере вполне допустима и желательна . Мало того - опытные образцы именно так и делали (некоторые ключевые компоненты . А в отношении планера я категорически против композитов - слишком усложняет и удорожает техпроцесс , а в случае какого либо повреждения , скажем композитного крыла , всё крыло сразу выходит из строя ... или как минимум весь элемент крыла , получивший повреждение . А в случае дюраля , если дырка в крыле образовалась , просто ставится заплатка на клёпках , зачастую силами аэродромного слесаря . Самолёт должен быть прост , дешев , лёгок в эксплуатации и долговечен в службе .
                  1. +1
                    14 сентября 2024 15:35
                    Самолёт должен быть прост , дешев , лёгок в эксплуатации и долговечен в службе .
                    Полностью согласен.
      2. +3
        12 сентября 2024 20:23
        Цитата: faiver
        была страна созидателей, а стала страна потребителей, какой Буран? мы Ан-2 возродить не можем....
    2. +12
      12 сентября 2024 19:21
      Полагаете, что полет и приземление в автоматическом режиме организовать легче, чем в ручном? Как раз наоборот.

      Но кому это нужно? Душа просит праздника ! Курорты, пляжи, б-ди...... А Вы толкуете о каких-то-там серых буднях....
      Древние римляне Империю свою сами разорили ради красивой жизни. А мы как-никак "Третий Рим". Надо держать марку. laughing
    3. +13
      12 сентября 2024 19:47
      Связка "Энергия" - "Буран" вполне себе хорошо работала.

      Эта связка работала в другой стране в СССР, которая находилась совершенно на ином уровне развития цивилизации. С той поры уже 40 лет прошло заводы и КБ закрывались кто-то умер кто-то оказался здесь не нужен и их переманили американцы и китайцы. У нас остались лишь Чубайсы и Ротенберги, может они какой Буран сконструируют? wassat
      1. +3
        13 сентября 2024 00:04
        Незаменимые специалисты под руководством Матвиенко помогут wassat
    4. 0
      12 сентября 2024 21:54
      Связка "Энергия" - "Буран" вполне себе хорошо работала.

      На самом деле не очень хорошо она работала, с точки зрения экономики.
      Шатлы у америкатосов летали на своих двигателях, которые были многоразовые, а Буран поднимался за счёт РН Энергия, которая потом сгорала в атмосфере вместе с двигателями. Сам создатель Бурана Г. Лозино-Лозинсий, был против этой схемы, и продвигал свою "Спираль".
      Посмотрите фильм "Генерал космических войн Глеб Лозино-Лозинсий"
      1. 0
        13 сентября 2024 04:47
        На самом деле не очень хорошо она работала, с точки зрения экономики.
        Не спорю. Но ведь никто не мешает создать возвращаемые ступени. У Маска получилось.
      2. +1
        13 сентября 2024 10:55
        На самом деле не очень хорошо она работала, с точки зрения экономики.

        Как раз-таки с экономической точки зрения, РН "Энергия" выгодно отличалась от "Спэйс Шатлл".
        РН "Энергия" универсальна, с грузоподъемностью до 100тн на НОО. "Буран" для нее всего лишь одна из возможных полезных нагрузок.
        "Спэйс-Шатлл" - это узкоспециализированная система для вывода на орбиту только лишь челнока с г/п до 20-25тн. Вот и выходит, что запуск одной "Энергии" практически равен 4-м запускам "Шатллов".
        Не знаю, могли ли двигатели Шаттлов использоваться 4 раза подряд?
        1. 0
          13 сентября 2024 11:36
          с экономической точки зрения, РН "Энергия" выгодно отличалась

          Теперь мы можем уже точно сказать, что по экономике вывозят многоразовые носители.
          1. +1
            13 сентября 2024 14:11
            Цитата: Попандос
            Теперь мы можем уже точно сказать, что по экономике вывозят многоразовые носители.

            Нет, не можем. Заявленная цена запуска от СпейсИкс, совсем не обязательно отражает себестоимость запуска. Сколько СпейсИкс получает финансов от НАСА, военных и проч окологосударственных структур, известно только Илону М. Вполне допустимо, что такое финансирование, позволяет СпэйсИкс депминговать на рынке. Илон играет "в долгую"..
            Какова реальная себестоимость запуска Фальконов, известно только Илону М.
            Однако, я согласен с тем, что за многоразовыми аппаратами будущее.
    5. +2
      12 сентября 2024 22:47
      Но ведь сделали! А то, что было сделано, всегда можно сделать еще раз.

      Технологии поменялись, люди давным-давно ушли. Луна-25 как бы всё продемонстрировала.
      1. -2
        13 сентября 2024 04:49
        Технологии поменялись, люди давным-давно ушли. Луна-25 как бы всё продемонстрировала.
        Технологии, конечно, поменялись. Но, повторяю, то, что уже было сделано, всегда можно повторить.
        1. +1
          13 сентября 2024 09:40
          всегда можно повторить.
          - нельзя, компетенции утеряны
          1. 0
            13 сентября 2024 11:00
            - нельзя, компетенции утеряны
            Какие? Вы поймите, нельзя утерять то, что уже было создано. Это невозможно. Физика не перестала быть физикой, химия - химией, а математика математикой. Компетенции нельзя утерять. Если сейчас поставить цель - собрать на заводе ВАЗ автомобиль "Руссо-Балт", то его соберут - были-бы чертежи под рукой. "Буран" вообще можно просто разобрать по винтику, и воссоздать. Добавив туда современную электронную начинку. И с "Энергией" все так-же просто. Будут чертежи - собрать не проблема. А чертежи, я уверен, никуда не делись.
            1. 0
              13 сентября 2024 12:06
              Вы поймите, нельзя утерять то, что уже было создано.
              - блажен кто верует....
            2. +1
              13 сентября 2024 14:29
              Вы поймите, нельзя утерять то, что уже было создано.

              В принципе, все верно.
              ..Если сейчас поставить цель -

              а вот с этим проблема...
              Компетенции нельзя утерять.

              к сожалению - можно. И они уже утеряны. Ушли те, кто владел технологиями, владел знаниями. Остановлены, разрушены, перепрофилированы заводы, предприятия, НИИ. Разорваны технологические связи..
              "Буран" вообще можно просто разобрать по винтику, и воссоздать. Добавив туда современную электронную начинку. И с "Энергией" все так-же просто. Будут чертежи - собрать не проблема.

              Чертеж есть. Есть описание материалов. Есть описание технологического процесса. Нет тех, кто сможет все ЭТО сделать и нет на чем ЭТО сделать, испытать и запустить.
              А самое главное - нет Цели ЭТО сделать.
              Вот Вам вопрос: для чего нам сейчас может понадобиться РН "Энергия"?
              Мы "Ангару" с ее грузоподъемностью уже сколько лет на можем доделать.. Потому как нет для нее грузов такой массы. А что будет "Энергия" возить на орбиту?
              1. 0
                13 сентября 2024 15:37
                Вот Вам вопрос: для чего нам сейчас может понадобиться РН "Энергия"?
                Мы "Ангару" с ее грузоподъемностью уже сколько лет на можем доделать.. Потому как нет для нее грузов такой массы. А что будет "Энергия" возить на орбиту?
                Как вариант - вывести на орбиту элементы новой отечественной орбитальной станции. Гораздо больше груза можно на ней отправить в космос. Тот-же Буран запустить в полет. Вместо 1-2х спутников можно отправить, скажем, 5 штук. Чем плохо?
                1. +1
                  17 сентября 2024 14:37
                  Как вариант - вывести на орбиту элементы новой отечественной орбитальной станции.

                  Сам точно также думаю. Но! Нет у нас новой орбитальной станции! И в ближайшем будущем не будет. Единственный вариант для нас: кооперация с Китаем. Помочь им построить ИХ станцию. Если, конечно, Китаю такая кооперация нужна будет.
                  Нет в стране сейчас вменяемой космической программы: для чего нам орбитальная станция? Все ж измеряется прибылью... О науке забыли напрочь.. Ни кто вкладываться не будет. Вы что-нибудь слышали о строительстве блоков для "новой отечественной орбитальной станции"? Сколько лет уже проектируют макеты корабля для замены "Союза"...
                  Тот-же Буран запустить в полет.

                  Цели запуска? Зачем он нужен? "Буран" и на момент создания уже не имел целевой нагрузки. Прошло время монструозных спутников. Запустить десяток "наноспутников" сейчас возможно чуть ли не на геофизической ракете.
                  Проект "ревизия и обслуживание объектов на орбите" был больше военной темой. Возвращать спутники на Землю.. Проще и дешевле новый запустить.
                  Для воссоздания РН "Энергия" нужен проект чуть ли не мирового масштаба: полет на Марс международного экипажа, например... Но, учитывая ситуацию, в ближайшие лет 50, нам это не грозит.
  2. -1
    12 сентября 2024 19:13
    . Союзника Китая Россию, тем временем, нельзя воспринимать как прямого конкурента, учитывая ее снижающийся статус космической державы и слабеющую космическую промышленность

    Конкурента в чём? В доставке иностранных грузов на орбиту? Свои доставим. Спонсоров не будет это да. Ну да и сами справимся. А с затоплением мкс, посмотрим на чьё то лидерство. Наши модули вроде продолжат летать
  3. +11
    12 сентября 2024 19:14
    В космос был запущен не один состав бабла, которые бесследно исчезли по пути к далекой, далекой офшорной галактике.
  4. +8
    12 сентября 2024 19:30
    Увы. И Буран не возродить, и по запускам отстаем. И так просто ,с неприкасаемыми "непрофильными менеджерами" типа Рогозина , не догнать...

    Помнится, кроме Луны 2015 ,марса 2019, обещали и многократно многоразовый корабль.
    Но кроме как многократной смены его названия, вспомнить нечего както
    1. +3
      12 сентября 2024 20:21
      Цитата: Макс1995
      Увы. И Буран не возродить, и по запускам отстаем. И так просто ,с неприкасаемыми "непрофильными менеджерами" типа Рогозина , не догнать...

      Помнится, кроме Луны 2015 ,марса 2019, обещали и многократно многоразовый корабль.
      Но кроме как многократной смены его названия, вспомнить нечего както
  5. -2
    12 сентября 2024 19:38
    учитывая ее снижающийся статус космической державы
    Это я в тексте выделил букву "с" жирным, а в реальности она бледнеет и блёкнет, как бы совсем не исчезла... Хотя нет, лампасникам в том ведомстве надо же харчеваться...
  6. -6
    12 сентября 2024 20:18
    И заныли ...... что за народ, ноют и ноют .... В саду пчёлы цветы видят и мёд собирают, а мухи только дерьмо находят ....
  7. +5
    12 сентября 2024 20:48
    Молодцы китайцы, показываю преимущество социализма.
  8. 0
    13 сентября 2024 06:59
    У звезднополосатых матрасов очко взыграло!
  9. +1
    14 сентября 2024 13:54
    Цитата: Дед-дилетант
    Как вариант - вывести на орбиту элементы новой отечественной орбитальной станции. Гораздо больше груза можно на ней отправить в космос. Тот-же Буран запустить в полет. Вместо 1-2х спутников можно отправить, скажем, 5 штук. Чем плохо?

    Восстанавливать компетенции - это, практически, восстановить промышленную структуру СССР. Вместе с образовательной структурой - нужны ПТУ, техникумы, вузы, для которых нужно где-то взять преподавателей и мастеров, а это всё сильно сократилось после 1991. Нужно много времени и ещё больше денег, хотя бы чтобы вернуть республики с их производственными мощностями и природными ресурсами. Фарш невозможно провернуть назад.
    А непартнёры тем временем будут делать всё, чтобы сорвать громадьё планов.
    Китаю в каком-то смысле повезло, когда на них обрушился золотой дождь кредитов и технологий, но их поднимали в пику СССР. Второй раз такой ошибки непартнёры не сделают.