Несбывшиеся мечты: титановые танки Советского Союза

32
Несбывшиеся мечты: титановые танки Советского Союза
Объект 685 из Ti-сплава


Титан решает всё


Перед тем как погрузиться в историю отечественного титанового танкостроения, стоит оговориться, что до сих пор использование Ti в автобронетанковой технике не считается чем-то выходящим за рамка разумного. Специалисты АО «НИИ стали» на резонный вопрос о дороговизне Ti-сплавов упоминают про 60-процентную загруженность производителей титановых полуфабрикатов в России. Наращивание производства могло бы снизить стоимость продукции на выходе. Это данные 2018 года, и они вряд ли могут быть справедливы в настоящее время. Рост российского ВПК за последние пару лет наверняка загрузил производителей титановых сплавов на 100 процентов и более. Облегчённую броню и конструкционные элементы из Ti забирают авиастроители. Немало металла уходит на средства индивидуальной защиты. Но если не брать в расчёт всё сказанное, то при определённых условиях из титана действительно финансово целесообразно отливать отдельные элементы бронемашин. А может быть, и танковую броню делать титановой?




Немного вводных для начала. Титан на бумаге является едва ли не идеальным металлом для изготовления брони. При равной пуле- и снарядостойкости конструкция выходит на 40 процентов легче классической стальной и алюминиевой брони. Ti обладает непревзойдённой коррозионной стойкостью, тугоплавкостью и высокой удельной прочностью. Важно, что титан, как и алюминий, немагнитен. Никто танк в МРТ загонять не собирается, но на войне это свойство точно не будет лишним.

Не обошлось и без минусов. Сплавы титана недостаточно износостойки, что может быть критично для танкостроения. Остальные «пороки» не столь важны для брони (пониженные характеристики выносливости титановых деталей при их циклическом нагружении, высокая чувствительность к концентраторам напряжений и невысокая контактная прочность при статических и циклических нагрузках), особенно на фоне немалой стоимости металла. В среднем броневой сплав на основе Ti в десять раз дороже традиционного стального. Казалось бы, слишком велика цена? Однако это не мешает изготавливать из титановых сплавов поддерживающие катки и пальцы гусеничных траков, кривошипы механизмов натяжения и кронштейны подвески танков.

В настоящее время титановая броня практически сравнялась по стоимости (за счёт широкого использования вторичного сырья) с керамической защитой, которая достаточно широко распространена. Работы по дальнейшей адаптации титана под нужды бронестроения продолжаются – несколько лет назад в России предложили сплав VST-2. Разработчики – «ВСМПО-АВИСМА» и НИИ Стали. Себестоимость брони снижена за счёт широкого использования отходов производства из титана и низкосортной титановой губки. Ради удешевления металлурги уменьшили долю дефицитного металла, отчего он получил характерное имя «экономнолегированный». В 2015 году один из разработчиков брони комментировал новинку:

«В легких бронежилетах первого и второго класса, которые держат пулю от пистолета Макарова и ТТ, благодаря новому титановому сплаву вес сокращается на 12-15 %. Сегодня мы работаем над созданием бронепластин для бронежилетов третьего и пятого класса, которые должны держать автомат Калашникова и винтовку СВД. Там вес, возможно, сократится на 30-40 %.»

Дальнейшей модификацией можно назвать VST-2B, упрочнённый на поверхности металлокерамическим слоем. Именно за композитными сплавами «керамика-титан» будущее. Но даже столь замечательные сплавы в принципе не планируются на роль танковой брони – его амплуа в защите от калибра 7,62-12,7 мм.


Экономнолегированный титановый сплав VST-2B. Источник: niistali.ru

Одной из немногих попыток создать бронемашину из титана, способную выдерживать снарядный обстрел, является Объект 685, во многом предвосхитивший современную БМП-3 и самоходную пушку «Спрут». Титановый сплав, из которого сваривали корпус и башню, позволял выдерживать обстрел в лоб 23-мм снарядами. Масса легкого танка составляла 16,5 тонн, что не являлось значимым преимуществом. При схожем уровне защиты масса БМП-3 и «Спрут-СД» не превышала 18 тонн. В итоге от титанового Объекта 685 в 1975 году отказались.

70 лет назад


На фоне современного состояния дел в титановом бронепроизводстве небезынтересно выглядит история о поисках рецепта танкового сплава. Свидетелем эпохи можно считать рассекреченное не так давно решение 120го Управления ГКОТ об окончании работ по теме ТМ-747-59 «Разработка новых сплавов на основе титана, обладающей повышенной по сравнению со сплавами ВТ5-1 и ВТ3-1 противоснарядной стойкостью». Подписано решение самим Николаем Алексеевичем Кучеренко в самом начале января 1961 года. На тот момент выдающийся конструктор занимал пост начальника 12-го Управления Госкомитета по оборонной технике, отвечающего за производство танков в СССР. Из названия работы понятно, что планировали создать новый Ti-сплав, выгодно отличающийся от прежних лучшей снарядостойкостью. ВТ5-1 содержал до 95 процентов титана (остальное Al), а ВТ3-1 было подешевле – всего 91 процент Ti в сочетании с алюминием, молибденом, хромом, железом и кремнием. В качестве противоснарядной брони предлагалось использовать новые для своего времени сплавы ОТ4 и ОТ4-1, содержание титана в которых составляло, соответственно, 98 и 97 процентов. До технически чистого Ti, известного под маркой ВТ1, оставалось совсем немного.


Первые же испытания показали, что противоснарядная стойкость титановой брони находится в прямой зависимости от предела прочности сплава. В Решении пишут:

«Сплавы с пределом прочности менее 80 кг/мм2 уступают по стойкости равновесной стальной броне, сплавы с пределом прочности более 80-85 кг/мм2 дают превышение уровня стойкости.»

Но это справедливо только для обстрела под малыми углами – 0-30 градусов. Как только угол увеличивался, все сплавы одинаково противостояли снарядам, вне зависимости от прочности. Вроде бы ничего критичного, но вот живучесть титановых сплавов сильно снижается по мере увеличения предела прочности и сопутствующего ему понижения ударной вязкости. Тi-сплавы с пределом прочности более 80 кг/мм2 в танкостроении вообще не годятся, так как имеют неудовлетворительную живучесть. Справка от МГТУ им. Н. Э. Баумана:

«Живучесть — свойство броневой преграды сохранять защитные функции при неоднократном воздействии на нее средств поражения, сопротивляться в заданных условиях образованию сквозных трещин, отколов (имеющих размеры, превышающие допустимые в нормативно-технической документации), а также проломов и расколов.»

Для танка крайне важный параметр, возможно, ещё более ценный, чем снарядная стойкость. В итоге металлургам и конструкторам с титановым сплавом предстояла непростая работа по поиску золотой середины. Лучше всего под это подходил сплав ОТ4, предел прочности которого был 70-74 кг/мм2, а ударная вязкость выше 7 кгс/см2. С ним в дальнейшем и работали. Результаты показали, что не имеет особого значения, как получен сплав – просто отлит в изложницы или дополнительно покован. В ОТ4 добавили немного легирующего ванадия, и он показал сравнительно высокую снарядостойкость – новый сплав получил марку ОТ4-1. Титан в броне позволял заметно экономить массу бронемашины, но одновременно заметно увеличивал габариты. В итоге формировалась противоречивая картина. С одной стороны, Ti при равной стойкости со стальной бронёй экономит 20-25 процентов массы. С другой стороны, габариты бронезащиты увеличиваются в 1,15-1,45 раза. Титановая броня в любом случае будет толще стальной с аналогичной снарядной стойкостью. Этот вывод вкупе со сложностями обработки и сварки сплавов, а также дефицит сырья поставил крест на Ti-броне танков. По крайней мере, в обозримом будущем.
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    19 сентября 2024 05:58
    Ещё и подлодки из титановых сплавов показывали чудеса подводной скорости..
    * * *
    Что касается темы, предположительно когда-нибудь создадут композиционные материалы, не уступающие по характеристикам титану. А сегодня нужно решать проблему дронов, выводящих из строя танки с различными характеристиками.
  2. +4
    19 сентября 2024 06:13
    Вполне адекватная статья, но почему-то обойдён вопрос о способности титановых сплавов противостоять кумулятивной струе. На интуитивном уровне подозреваю, что титан будет уступать стали.
    Ну и не могу обойти вопрос жаропрочности титана. Откуда то пошло веяние, что якобы титан жаропрочен. В статье тоже есть утверждение о жаропрочности титана. Это действительно так, если титановые сплавы сравнивать с алюминиевыми. Однако если сравнить титан и нержавейку, то титан подчистую проигрывает. Так, например сплав ВТ9 при температуре 500 град.С сохраняет только 67% своей начальной прочности. А вот сталь 20Х12ВНМФ прекрасно работает и при 600 град. Именно поэтому самолёт МИГ-25 сделан из нержавейки, а не из титана (и не из соображений экономии, как я прочитал в одной статье). Экономия не помешал сделать МИГ-31 из титановых сплавов, он несколько уступает двадцать пятому по максимальной скорости и не так сильно разогревается.
    1. +1
      19 сентября 2024 08:47
      Цитата: Andy_nsk
      Откуда то пошло веяние, что якобы титан жаропрочен

      Он и на самом деле жаропрочный. Камера сгорания и выходные сопла авиадвигателей изготавливают из титановых сплавов, ибо температура при форсаже там составляет что-то порядка 1500°С и никакая нержавейка с алюминием такую температуру попросту не потянет. На выходных соплах ракетных двигателях температура на порядок выше...
      1. +1
        19 сентября 2024 09:53
        Это требует добавления других редких металлических элементов, таких как рений, который важен для повышения термостойкости. Однако рений очень дорог.
      2. +2
        19 сентября 2024 11:30
        Ни титановые сплавы, ни жаропрочные стали не выдержат температуру 1500С. Критическая температура для жаропрочных сталей 1100...1200К, для титановых сплавов 700...750К (В.П.Белов. "Силовые блоки ракетных двигателей". СПб, 2019). Работа сопел обеспечивается теплозащитой (например, углеродной) и охлаждением теплоносителем.
        1. 0
          19 сентября 2024 16:17
          Цитата: Andy_nsk
          (В.П.Белов. "Силовые блоки ракетных двигателей". СПб, 2019)

          Речь идет о турбореактивным двигателе (ТРД), охлаждают который исключительно за счет протекания вторичного воздуха от второго контура для снижения видимости в ик-диапазоне и для увеличения срока службы сопла и гидроцилиндров, которые управляют этим соплом. К тому же, материалы с эрозионной и жаровой стойкостью пока еще никто не отменял...
          1. +2
            20 сентября 2024 13:02
            Если не затруднит, скиньте мне ссылку на характеристики того титанового сплава, который выдерживает температуру 1500 град. У меня есть ВИАМ-овский справочник по титановым сплавам, специально разработанных для авиации, и там предельные температуры в два раза ниже. Так что я считаю, что рассказы про высокотемпературный титан городскими легендами, укоренившимися в головах обывателей.
            1. Следует учитывать, что подобная информация идёт в таком ключе, как практическое использование под нагрузкой и с особенностями обработки и производства деталей и соответственно не всякую деталь можно сделать из титана или титанового сплава, так как у него свои особенности при обработке, делающие это невозможным или не практичным.
              Так что я считаю, что рассказы

              Просвещайтесь
              https://super-splav.ru/blog/2017/05/24/struktura-titanovyh-splavov/
              https://e-metall.ru/blog/tablitsa-temperatury-plavleniya-metallov-i-splavov/

              https://www.meetyoucarbide.com/ru/%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0-%D0%B8-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85/

              https://www.mpstar.ru/info/spravochnik/klassifikaciya-titanovyh-splavov/
              1. 0
                22 сентября 2024 18:47
                Спасибо, конечно, а Вы сами то читали, что там написано? А там написано, что рабочие температуры для титановых сплавов 400...600 град, и нигде нет 1500 град.
                1. Как вы думаете почему SR-71 сделан из титана, если сталь всем лучше?
                  Особенно сложной проблемой полёта на скоростях, превышающих скорость звука более чем в три раза (М>3), является высокий нагрев корпуса. Для её решения 85 % деталей планера было изготовлено из титанового сплава, а большая часть остальных деталей изготавливалась из полимерно-композитных материалов.
                  1. +1
                    23 сентября 2024 02:28
                    Как вы думаете почему SR-71 сделан из титана, если сталь всем лучше?

                    Сталь имеет более высокую жаропрочность, а титан практически в два раза легче. Потому в авиации широко используются титановые сплавы.
    2. Откуда то пошло веяние, что якобы титан жаропрочен.

      Оно пошло от существования титана в двух видах 1) химически стойкий с низкой температурой плавления 2) химически активный(на воздухе покрывается плёнкой аксида за сутки), но термостойкий
      1. +1
        22 сентября 2024 18:59
        Химически стойкого титана не существует, в электрохимическом ряду активности металлов титан расположен между алюминием и марганцем
        https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D1%8F%D0%B4_%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D0%B2
        Т.е. титан намного активнее железа, и быстро окисляется даже на воздухе, при этом образуется очень прочная и химически стойкая плёнка, и дальнейшее окисление титана прекращается. Даже в морской воде эта плёнка сохраняется практически без изменений долгие годы.
        1. дальнейшее окисление титана прекращается. Даже в морской воде эта плёнка сохраняется практически без изменений долгие годы.

          Итого после начальной фазы окисления он становится химически устойчивым.
          1. 0
            23 сентября 2024 02:29
            И что? Где тут про ту муть, что титан существует в двух видах?
  3. +1
    19 сентября 2024 06:41
    Композитная броня , эксперименты , титан , обедненный уран , алюминий , керамика , мангалы , бронекапсула , динамическая защита .... и все сводится на нет гусеницей , катками , ведущей шестерней . Нужна концепция танка на других физических принципах, и без экипажного . Уязвимость моторного отсека и движетеля ( гусеницы) очевидна . В соревновании снаряд - броня , побеждает снаряд . А это значит , что танк перестает быть оружием переднего края , и становится дорогой артиллерийской установкой на гусеничном ходу , работающей или из засады или на предельных дистанциях . hi
  4. +2
    19 сентября 2024 07:19
    Сейчас дан большой толчок промышленности, может что и получится создать на замену чистому титану.
    1. +1
      19 сентября 2024 08:06
      Цитата: Вадим С
      может что и получится создать на замену чистому титану...

      ...тем более, что российский титан очень востребован на мировом рынке...
  5. +5
    19 сентября 2024 09:01
    Этот вывод вкупе со сложностями обработки и сварки сплавов, а также дефицит сырья поставил крест на Ti-броне танков. По крайней мере, в обозримом будущем.

    Такое завершение статьи показывает, что с вопросом автор знаком крайне поверхностно.
    В настоящее время практические разработки и научные иследования применительно к титановой броне идут по многим направлениям.
    Несколько примеров.
    Первое - это использование уже имеющихся сплавов для уменьшения веса БТТ путем замены отдельных элементов. На иллюстрации - зеленым, желтым и синим цветом выделены титановые компоненты корпуса танка М!1 "Абрамс".
    Второе - разработка технологий и рецептур, позволяющих снизит стоимость титановой брони - Low-Cost Titanium Armour. К примеру, программа Affordable Titanium to Useable Defence Equipment (ATiTUDE), в которой участвуют Rheinmetall, BAE Systems, University of Sheffield, MBDA и еще ряд фирм, имеет целью разработку титановой брони с применением технологий порошковой металлургии.
    Третье - использование новых технологий для производства деталей из титановой брони, в частности - аддитивных технологий. Такие исследования идут, в частности, в рамках американской программы Next Generation Combat Vehicle.
    Поэтому никакого креста на титановой броне не ставили, все с точностью до наоборот.
  6. +6
    19 сентября 2024 09:31
    Нехрен титан продавать за кардон, лучше пусть самолеты и танки в России строят am
    Сам с удовольствием сел на титановый внедорожник и пусть это будет Патриот drinks
    1. +2
      20 сентября 2024 00:05
      Цитата: air wolf
      Сам с удовольствием сел на титановый внедорожник и пусть это будет Патриот

      Я как бы тоже не против, но хватит ли денег на такой внедорожник. Законы капитализма сделают такой внедарожник дороже даже самых люксусных западных автомобилей.
  7. +2
    19 сентября 2024 09:43
    Лично я считаю, что еще одним ограничением для титановой брони является плохая устойчивость элемента титана к высокотемпературному окислению. Я учусь в исследовательском институте и регулярно работаю с металлом титан. Мы используем титан в качестве высокотемпературного раскислителя - да, раскислителя - во время наших экспериментов! Он легко соединяется с кислородом и азотом, быстро реагирует и горит при нагревании на воздухе выше 700°C, точно так же, как это происходит со сплавами магния и алюминия. Американцы использовали броню из магниево-алюминиевого сплава для M113, и ее плохие характеристики в СВО не нуждаются в дополнительном подчеркивании. Затем был японский истребитель Zero, печально известный своим легковоспламеняющимся фюзеляжем.
    1. +1
      19 сентября 2024 10:51
      Американцы использовали броню из магниево-алюминиевого сплава для M113, и ее плохие характеристики в СВО не нуждаются в дополнительном подчеркивании.


      Вообще-то нуждаются, это что-то новое
      СВО показала, что М113 достойная машина, а оценки ее защищенности варьируют от "очень прилично" до "очень хорошо". ВСУ ездят внутри М113, ане на броне, что уже ставит ее выше практически любой аналогичной российской машины (может быть кроме БМП-3 с обвесом, но там другая проблема)

      В известном видео от российских дроноводов М113 упоминается вскользь, но в положительном ключе, типа по живучести похожа на Брэдли

      ЗЫ российская алюминиевая броня точно так же содержит магний
      1. 0
        19 сентября 2024 13:22
        Ну, да... , мое заявление не было строгим. Магниево-алюминиевая броня, хотя и легко воспламеняется, имеет свои преимущества, например, легкость.
        1. +1
          21 сентября 2024 15:36
          А так же химическую стойкость и высокую пластичностью, что позволяет из неё делать практически любую конструкцию вычурной формы.
    2. +2
      19 сентября 2024 19:42
      Я учусь в исследовательском институте

      Дайте адресс института, я напишу, чтобы Вас оттуда выгнали с такими знаниями. Применения титана и ферротитана как раскислителя - общеизвестный факт для любого, кто знаком с ТМП.
      У японского истребителя Mitsubishi A6M Zero фюзеляж из алюминиевого сплава AA7075, где основной легирующий элемент - цинк. Титана в нем меньше половины процента.
      1. 0
        20 сентября 2024 06:18
        Я не говорю, что в японских самолетах много титана, мой друг, но легковоспламеняющиеся сплавы представляют собой пожароопасную ситуацию на войне.
        Я не инженер, я просто говорю о химии титана и его сплавов. Многие пожары в авиационных двигателях сегодня вызваны трением о титановые детали.
  8. +1
    19 сентября 2024 11:39
    Защитный профиль из алюминиевого броневого сплава, титановый щит (черный) и алюминиевая защита днища Tesla Model S.
    (c) Green Car Reports
    Начало этой истории положили две аварии, в которые электромобили Tesla Model S попали в 2013 году.
    Оба случая довольно экзотические в том смысле, что удар пришелся на днище и повредил аккумулятор.
    Эти 2 случая возгорания привлекли к себе больше внимания, чем 200 тысяч пожаров с бензиновыми авто, случившихся в том же году, если верить статье, собственноручно написанной Илоном Маском для блога Tesla. В обоих авариях обошлось без жертв: бортовой компьютер вовремя рекомендовал пассажирам выйти из машины, что они и сделали. Даже если бы они не смогли покинуть салон, противопожарная керамо-стальная перегородка спасла бы их от огня, утверждает статья. Тем не менее, компания решила создать систему защиты днища, способную выдержать удар торчащего из земли стального прута, на который машина налетает на полном ходу.
    Первым с препятствием встречается поперечный алюминиевый профиль скругленной формы, закрепленный между передними колесами. Его задача – отбить предмет, попавший под машину. Если это невозможно, как в случае со стальным прутом, то хотя бы перенаправить: опасный объект проткнет передок машины, но будет отведен от батареи и других элементов силовой электроники.
    Ближе к салону машины под днищем установлен небольшой бронещит из титанового сплава.
  9. 0
    19 сентября 2024 19:10
    Алюминиевая броня равноценна обычной а титановая на 40% лучше?-забавно-забавно и характеристики без которых современную БТТ трудно представить-вроде немагнитности и коррозионной стойкости laughing -но самое прикольное это лобовая броня 18т БМ выдерживающая 23мм снарядик-ладно, хоть, не выстрел из ПМ или удар штыком laughing
  10. +1
    19 сентября 2024 20:09
    Так не танки и БМП из титана нужно делать, а титановые накладки на броню на тех - же БМД-4М, хотя эпоха воздушных десантов с бронетехникой практически ушла в прошлое, разве что стоит оставить пару парашютно-десантных дивизий с десантируемой техникой чтобы оперативно усиливать группировки на Севере для охраны Севморпути.
  11. -1
    20 сентября 2024 01:11
    Почему несбывшиеся? А Армата? Это уже другой вопрос, что такое количество титана надо копить на один танк один-два квартала.
  12. 0
    20 сентября 2024 13:59
    Цитата: Andy_nsk
    а. Это действительно так, если титановые сплавы сравнивать с алюминиевыми. Однако если сравнить титан и нержавейку, то титан подчистую проигрывает.


    Титановые сплавы бывают разные. Кстати, титан широко используется в ракетостроении. Как вы думаете, почему?