Легкобронированная «самоходная плавающая установка К-73» или «плавающая авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-57П»

6
После Великой Отечественной войны в нашей стране широко развернулись работы по образцам вооружения и военной техники для ВДВ. Если говорить о бронетанковой технике, то основные усилия сосредоточили на создании противотанковой самоходной артиллерийской установки. Одним из первых к решению этой задачи приступило Особое конструкторское бюро при Инженерном комитете Сухопутных войск (ОКБ ИК СВ) под руководством Анатолия Федоровича Кравцева.





Легкобронированная «самоходная плавающая установка К-73» (или «плавающая авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-57П») разрабатывалась в ОКБ ИК параллельно с бронетранспортером К-75. В 1949 г. на Военно-ремонтном заводе №2 ГБТУ (г. Москва) изготовили первый опытный образец машины. Второй опытный образец предназначался для проведения артиллерийских испытаний на ГНИАП ГАУ. Проектировался, но не был реализован в металле вариант АСУ-57ПТ, предназначенный в том числе для буксировки артиллерийских систем.

Для самоходной артиллерийской установки К-73 (АСУ-57П) открытого типа А.Ф. Кравцев выбрал схему компоновки с передним расположением силовой установки и кормовым — совмещенных боевого отделения и отделения управления.

Клепано-сварной корпус был открытым сверху и закрывался съемным брезентовым тентом. Передний край тента мог приподниматься для лучшего обзора местности. Лобовые листы корпуса были изготовлены: верхний — из 8-мм стали (угол наклона — 42'); средний — из 6-мм стали (угол наклона — 25'); нижний — из 4-мм стали (угол наклона — 45'). Бортовые стальные листы толщиной 4 мм устанавливались вертикально. Толщина днища (лист из дюралюминия) составляла 3 мм. Вертикальная задняя стенка толщиной 1,5 мм и надгусеничные полки были выполнены из дюралюминия. Для герметизации машины все люки снабжались резиновыми прокладками.

В носовой части корпуса размещался вол-ноотбойный щиток, изготовленный из дюралюминия. При движении самоходной установки по суше щиток поворачивался и прижимался к корпусу. Для снижения попадания атмосферного воздуха в послевинтовую струю воды на задней стенке корпуса имелся дюралевый поворотный щиток гребного винта, который опускался при входе машины в воду.

В качестве силовой установки использовался карбюраторный шестицилиндровый двигатель от грузового автомобиля ГАЗ-51Н с его системами питания топливом, смазки, охлаждения и запуска. Силовая установка была отделена от отделения управления и боевого отделения перегородкой.

Топливный бак располагался слева от двигателя, был выполнен из дюралюминия и про-тектирован 8-мм специальной резиной, препятствующей вытеканию бензина в случае пробития бака пулей. Двигатель мощностью 70 л.с. (51 кВт) обеспечивал максимальную скорость движения на суше 54 км/ч, а на плаву — 7,8 км/ч. Пуск двигателя осуществлялся с помощью электростартера. Система зажигания — батарейная. Для облегчения пуска двигателя в условиях низких температур служил котел-подогреватель от автомобиля ГАЗ-51. Запас хода К-73 (АСУ-57П) по шоссе достигал 234 км, по грунтовым дорогам с ухабами — 134 км, на плаву— 46 км.

При движении машины по суше воздух, охлаждавший радиатор, поступал через воздухо-заборный люк в передней части крыши корпуса над радиатором и с помощью вентилятора отводился из моторного отделения через левый и правый воздуховоды с жалюзи. На плаву воздухозаборный люк герметически закрывался створками, воздуховоды приподнимались (для исключения попадания забортной воды), а забор воздуха для охлаждения моторного отделения осуществлялся из боевого отделения вентилятором.

Первый образец самоходной установки К-73 (АСУ-57П) на испытаниях 1950 г.


К-73 (АСУ-57 П) с поднятым волноотражательным щитком.


В состав механической трансмиссии входили: главный фрикцион сухого трения (сталь по ферродо); трехходовая, четырехступенчатая короока передач; главная передача; два сортовых фрикциона с ленточными тормозами плавающего типа; два одноступенчатых бортовых редуктора; главный и бортовые карданные валы. Главный фрикцион (сцепление), коробка передач (за исключением ступиц вала коробки) и шарниры карданных валов были заимствованы у ГАЗ-51.

Маневрирование К-73 на плаву механик-водитель производил с помощью штурвала. При этом через привод осуществлялось горизонтальное отклонение трехлопастного гребного винта, который устанавливался на внешней поворотной части валопровода, смонтированного на задней стенке корпуса машины. Отклонение валопровода с винтом обеспечивало рабочий угол поворота машины 24'. При движении по суше внешняя часть валопровода с винтом убирались в специальную нишу, размещенную слева (по ходу движения) в задней стенке корпуса.

Подвеска машины была индивидуальной, торсионной, с гидравлическими амортизаторами на ее последних узлах. Гидравлические амортизаторы имели такую же конструкцию, как и амортизаторы легкового автомобиля ЗИС-110. В состав гусеничного движителя входили шесть однодисковых опорных катков с наружной амортизацией, два направляющих колеса, два литых ведущих колеса кормового расположения и две мелкозвенчатые гусеницы с цевочным зацеплением. Среднее удельное давление на грунт составляло 0,475 кг/см2.

К-73 могла преодолевать вертикальную стенку высотой 0,54 м и ров шириной 1,4 м. Максимальные углы подъема и спуска составляли 28'.

Общий вид самоходной установки АСУ-57ПТ(проект).


Размещение основных агрегатов АСУ-57П.
1 — бензобак; 2 — двигатель; 3 — радиостанция; 4 — главный фрикцион; 5 — коробка передач; 6 — сиденье командира; 7 — сиденье механика-водителя; 8 — передняя боеуклад-ка; 9 — сиденье заряжающего; 10 — задняя боеукладка; 11 — боковой карданный вал; 12 — главная передача; 13 — винт; 14 — бортовой фрикцион.


Экипаж К-73 состоял из трех человек. Рабочее место механика-водителя размещалось справа от пушки, за ним находилось рабочее место заряжающего, слева от пушки — командира машины (он же наводчик). Боевое отделение сверху закрывалось съемным брезентовым тентом. Наблюдение за местностью механик-водитель осуществлял через смотровой блок в лобовом листе корпуса и смотровую щель в правом борту корпуса машины, В боевой обстановке командир наблюдал за местностью через смотровые щели в лобовом и бортовом листах корпуса.

Основным оружием К-73 являлась 57-мм пушка 4-51, оснащенная эффективным щелевым дульным тормозом для уменьшения отдачи, что было особенно важно при стрельбе с воды. Пушка устанавливалась в специальной сварной раме, приваренной к бортам корпуса. По условиям компоновки пушка была смещена влево на 100 мм относительно продольной оси машины. Высота линии огня составляла 1160 мм. Вспомогательным оружием являлся спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет СГ-43. Кроме того, в комплект машины входили 7,62-мм пистолет-пулемет ППС, ручные гранаты Ф-1 и сигнальный пистолет СПШ. При стрельбе из спаренной установки использовался телескопический прицел ОП2-8. Углы наводки спаренной установки по вертикали находились в пределах от —4*30' до +15', по горизонтали — в секторе 16'. Наводка спаренной установки осуществлялась с помощью механизмов с ручным приводом. Прицельная скорострельность из пушки достигала 7 выстр./мин. Для крепления 4-51 в походное положение имелся специальный стопор и подкосы. Расстопорение пушки производилось с места командира с помощью тросового привода.

Боекомплект к пушке состоял из 30 выстрелов с бронебойно-подкалиберными, бронебойными и осколочными снарядами, боекомплект к пулемету — из 400 патронов, к пистолету-пулемету — 315 патронов, к сигнальному пистолету — восьми сигнальных патронов. В двух укладах размещались восемь ручных гранат.



Первый образец самоходной установки К-73 (АСУ-57П) на испытаниях 1950 г.


К-73 (АСУ-57П) была приспособлена для десантирования парашютным способом на платформе отдельно от экипажа и посадочным способом планером Як-14.

Для связи использовались радиостанция 10-РТ-12 и танковое переговорное устройство ТПУ-47.

Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети — 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались две аккумуляторные батареи ЗСТЭ-100 и генератор ГТ-1500.

Для тушения пожара в машине имелся угле-кислотный огнетушитель ОУ-2.

Внешняя связь осуществлялась с помощью радиостанции ЮРТ.

В соответствии приказом военного министра СССР от 11 февраля 1950 г. на НИИБТ Полигоне с 1 апреля по 5 июня 1950 г. состоялись полигонные испытания опытного образца авиадесантной установки АСУ-57П. Комиссию по испытаниям возглавлял генерал-майор инженерно-танковой службы Н.Н. Алымов (зам.председателя комиссии — генерал-майор танковых войск Б.Д. Супян). Инженерный комитет представлял инженер-полковник А.Ф. Кравцев.

Испытания опытного образца АСУ-57П проводились по программе, утвержденной начальником ГБТУ СА. Целью испытаний являлось:
- определение тактико-технических характеристик опытного образца и их соответствие тактико-техническим требованиям;
- оценка конструкции опытного образца и определение надежности отдельных агрегатов и механизмов, удобства их монтажа, демонтажа и обслуживания, атакже проведения профилактических осмотров;
- определение эффективности огня по различным целям стрельбой с места и с ходу, удобства ведения огня и скорострельности, надеж-
ности установочных частей артсистемы, прицельных приспособлений и пулемета, влияния выстрела на устойчивость артустановки, влияния дульной волны на экипаж;
- определение возможности форсирования с хода водных преград в различных условиях состояния берегов и прибрежных участков;

Ходовые испытания проводились на испытательной базе Полигона, а испытания на плаву—на Пироговском водохранилище и р. Москва. Определение углов входа в воду и выхода из воды проводилось на р. Москва, в районе д. Агафоново.

Общий вид самоходной установки АСУ-57ПТ с 85-мм пушкой на буксире (проект).


За время испытаний АСУ-57П прошла 1672 км по суше, из них по шоссе — 500 км, по грунтовым дорогам — 1102 км, по бездорожью — 70 км. На плаву было преодолено 104 км.

В заключении по полигонным испытаниям говорилось, что опытный образец авиадесантной плавающей самоходной артиллерийской установки АСУ-57П конструкции ОКБ при ИК СА в основном соответствуетопределенным тактико-техническим требованиям. В пределах пробега в 1000 км узлы и агрегаты АСУ-57П показали себя надежными в работе. К наиболее существенным отступлениям отТТТ относились превышение веса на 90 кг (3340 кг вместо 3250 кг), отсутствие механического насоса для откачки воды и легкосъемного приспособления для улучшения проходимости.

Кроме того, АСУ-57П по ряду параметров превзошла последний образец машины подобного типа АСУ-57 конструкции завода №40, проходивший испытания в 1949 г. По сравнению с АСУ-57 завода №40 машина конструкции ОКБ при ИК СВ имела следующие преимущества:
- выполнена плавающей (при этом ее вес не превышал вес АСУ-57 завода №40);
- имела 7,62 мм пулемет СГ-42, спаренный с пушкой;
- отличалась более удобным размещением орудийного боекомплекта, который мог быть увеличен;
- обладала лучшей подвижностью (средняя скорость по шоссе составляла 48 км/ч вместо 26,3 км/чуАСУ-57);
- имела больший запас хода (234 км по шоссе вместо 162 км);
- двигатель и главный фрикцион автомобиля ГАЗ-51 были более надежными в работе по сравнению с указанными агрегатами автомобиля М-20, использованными в АСУ-57;
- оснащалась серийной коробкой передач автомобиля ГАЗ-51 (вместо специальной у АСУ-57);
- все опорные катки, торсионы и балансиры были взаимозаменяемыми;
-расстопорение пушки производилось экипажем без выхода из машины.



Опытный образец самоходной установки К-73 (АСУ-57П) после доработок.



Первый образец самоходной установки К-73 (АСУ-57П). Вид сзади. На фото справа: опытный образец К-73 после доработок. В настоящее время эта машина находится в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.


В то же время, представленная на испытания АСУ-57П имела целый ряд конструктивных и производственных недостатков, снижающих ее боевые качества. К основным из них относились:
- недостаточная герметичность корпуса;
- возможность проникновения внутрь корпуса пуль и свинцовых брызг через амбразуры пушки, пулемета и прицела;
- наличие выштамповок в днище под картером двигателя и бортовыми фрикционами;
- недостаточная прочность боеукладки и установочных частей для пушки;
- отсутствие у командира машины скошенного блока для наблюдения вперед;
- низкая надежность клиноременной передачи двигателя (на испытаниях ремни заменялись три раза);
- неудовлетворительная работа системы подогрева двигателя;
-невозможность прямолинейного движения машины на плаву;
- отсутствие фиксированного положения штурвала в рабочем диапазоне;
- большие помехи приему радиопередач из-заотсутствия экранировки электрооборудования;
- низкая надежность приборов освещения и вспомогательной аппаратуры из-за отсутствия амортизации.

Подводя итоги, комиссия посчитала целесообразным организовать изготовление опытной партии машин для войсковых испытаний при условии устранения выявленных недостатков и получения положительных результатов артиллерийских испытаний на ГНИАПе ГАУ. Хотя данные об артиллерийских испытаниях разыскать не удалось, известно,что они состоялись и прошли успешно.

Из воспоминаний ветеранов ОКБ ИВ Б.П. Бабайцева и Н.Л. Константинова следует, что повторные испытания (водоходные качества проверялись также на Пироговском водохранилище) прошли даже более успешно, чем предыдущие. Анатолий Федорович Кравцев, будучи мастером вождения, в полной мере продемонстрировал комиссии все достоинства машины.




Один из опытных образцов самоходной установки К-73. Хорошо виден поворотный щиток гребного винта, смонтированный на задней стенке корпуса.


А.Ф. Кравцев демонстрирует возможности опытного образца К-73 по преодолению водных преград.[center]


Загрузка К-73 (АСУ-57П) в десантый планер Як-14М. 1950 г.

Испытания показали, что самоходная установка АСУ-57П конструкции ОКБ ИК существенно превосходила существовавший аналог, и создатели закономерно рассчитывали на победу — принятие машины на вооружение. Однако эти надежды не сбылись. Постановлением Совета Министров СССР (вероятно, постановление Совета Министров СССР от 12.09.1951 г. или от 16.09.1953 г.) было принято решение о передаче всей конструкторской документации и опытного образца на завод №40 — в КБ ММЗ, которое возглавлял Н.А. Астров. С сентября 1951 г. там работали над плавающей модификацией самоходной установки АСУ-57. Первый опытный образец плавающей САУ «Обьект 574» (или АСУ-57П) построили в ноябре 1952 г.

Один из опытных образцов К-73 был передан в Военно-исторический музей бронетанкового вооружения и техники (п. Кубинка), где его можно увидеть и сегодня.

В Кубинке


III Международный салон вооружения и военной техники «МВСВ - 2008»


Литература
Заключение по полигонным испытаниям опытного образца авиадесантной плавающей самоходной артиллерийской установки АСУ-57П конструкции ОКБ ИК [/center]СА. изготовленной Военно-ремонтным заводом №2 ГБТУ. - НИИБТП МВСА, 1950. -45 с.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    9 марта 2013 11:11
    Не первый случай в нашей истории когда лучший образец зажимается в угоду каким-то подковерным махинациям.

    Кстати, похоже что на цветных фотографиях абсолютно другая модификация трансмиссия и пушка другие.
  2. 0
    9 марта 2013 12:42
    На гусянки все обратили внимание? "Разуваться" будет на раз-два. То же и про проходимость, не для поля.
  3. 0
    10 марта 2013 10:03
    Занятный аппарат,тачанка для десанта. laughing
  4. vovkz
    0
    10 марта 2013 12:07
    На тот промежуток времени ,САУ для десанта вооруженного легким оружием,было существенной поддержкой
  5. 0
    10 марта 2013 17:30
    На цветных и черно-белых фото машины разные.
    Катки,орудия, и даже формы.........
  6. PeaceMaker
    0
    11 марта 2013 07:37
    Там щелевой дульный тормоз практически на половину длинны пушки?
    Был ли смысл в таком мощном тормозе при достаточно маленьком калибре?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»