"Bulat" gives protection

The article was prepared on the basis of materials provided by the Corporation "Protection".

"Bulat" gives protection



Conventionally, there are several ways to create armored vehicles, namely:
- installation of armored body and cab directly on the chassis of a production car, i.e. The oldest way to execute armored cars. A distinctive feature of its modern stage is the use of double-terrain chassis for dual (military and civilian) vehicles. Among the exceptions are the German “Mungo”, made on the chassis of a communal truck - “TiV” told about it in No. 4 for 2007 g .;
- use in the design of well-developed in the production of components and assemblies of the production car. Also quite traditional way;
- creation of a new chassis using units and assemblies of trucks and wheeled armored personnel carriers.

Each of these methods has its own advantages and disadvantages. Add to this the difference in the requirements for the machine being developed, the capabilities of the manufacturer, and we get a fairly wide range of solutions. And all these solutions are already presented by various developers in one way or another and are applied in practice.

According to the “second option”, for example, a special armored vehicle SBA-60-К2 “Bulat” was created, presented in 2012 by the corporation “Zashchita”.

History The car began in 2010 with the development of a special protected machine. It was designed by “Protection” designers on the basis of components and assemblies of a four-wheel drive KAMAZ-5350 (43118) vehicle with a wheel formula 6x6. At the same time, there was a transition to the carrier armored body and the “hood” layout scheme, which allows for booking the engine and its systems and increasing the security of the crew. Here you can see an analogy with the “Shot” armored car (BPM-97), developed by the designers of the center “Special Mechanical Engineering” of Moscow State University of Economics and Technology. Bauman and KAMAZ. However, this machine was created on the basis of units and units of a biaxial KAMAZ-4326 (4x4) and has an appropriate capacity and carrying capacity. In both cases, the bonnet layout is combined with the combination of the control and amphibious units into a single habitable volume; welded armored hull is made with a slope of a number of armored surfaces. These features, by the way, give armored vehicles the similarity noted by many observers with the old BTR-152 and BTR-40 armored personnel carriers, respectively, but the analogy is limited by external similarity, since we are talking about vehicles of a different purpose operating in a different echelon and other conditions.

Special machine development "Protection" interested representatives of the Interior Ministry. In the spring of 2011, at a meeting of representatives of the Ministry of Internal Affairs with the leadership of the corporation, the question arose of building a protected vehicle, and in the summer its draft design was ready.

The interest of the Ministry of Internal Affairs to transport vehicles of enhanced security is understandable. In the “hot spots”, its units have to operate mainly on BTR-80 armored personnel carriers - floating multi-axle transport and combat vehicles designed to solve several other tasks, with a “dense” layout, limited manned volume and relatively difficult to operate. Execution of a protected vehicle at the assemblies and assemblies of a widely used dual-purpose vehicle not only reduces its cost, but also facilitates operation and repair, and simplifies driver training. There is an opportunity to increase capacity and revise the indicators of security.


The first sample of a special armored vehicle SBA-60-К2 "Bulat"


The finalization of the project was carried out by Defense specialists in cooperation with officers who have experience in fighting in “hot spots” and dealt mainly with the layout of the troop compartment, ensuring a quick landing and disembarkation, ergonomic characteristics.

The first prototype of the car was assembled at the enterprise of the Zashchita corporation in Fryazino in February 2012 and passed factory tests during February-March. The car received the name “Bulat” and the designation SBA-60-К2 (by analogy with the special armored vehicle SBA-60, made on the chassis of the same KAMAZ-5350; the letter “K” means “frame” and is associated with the design features).

The car was ordered by the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in the Sakhalin region, and in July 2012 in Mozdok, the first copy of the SBA-60-K2 was transferred to the Sakhalin riot police, who arrived on a regular mission to the North Caucasus.


In August, the second copy of Bulat was shown at the Defense and Defense-2012 exhibition in Nizhny Tagil.



The first sample of a special armored vehicle SBA-60-К2 "Bulat". Pay attention to the number and location of hatches


"Bulat" from the inside

Considering this car is logical and start with protecting it. When developing the SBA-60-К2 “Bulat”, the task was to ensure the protection of personnel from the most common and widely used shooting schools.

rifles, including bullets of normal caliber increased penetrability, fragmentation grenades from rifle grenades and automatic grenade launchers and hand grenades. The all-welded Bulat steel armored body is made with rational angle of inclination of armor surfaces and provides protection in 6 class according to GOST R 50963-96 (protection around the perimeter from bullets with increased penetration with steel heat-strengthened core 7,62-mm rifle cartridge 7H13 produced with 5 distance — 10 m, when hit along the normal), the roof protects from the same bullet when hit at an angle 60 'to the normal, when hit along the normal - from a bullet with a heat-strengthened core of the 7,62-mm cartridge. Strengthening of the welds of the hull is provided by the mutual overlapping of armor plates, window openings - with armor plates, doors - with fins and "labyrinths" in the joints. On the inside of the armor, a bulletproof and anti-splinter lining (mats of aramid fabric) can be mounted, but the existing two copies of the car are not equipped with them yet. In general, Bulat is significantly superior to the BTR-80 in anti-bullet and anti-shatter protection.

General view of the second sample of the special armored car SBA-60-К2 "Bulat"


There were no special requirements for mine protection. Some protection against the damaging factors of a high-explosive charge is given by the V-shaped form of the lower part of the hull, its rigidity and sealing, and the deployment of paratroopers on suspended cushioned seats. “Bulat” provides protection of the transported personnel when the explosive charge is undermined to a total of up to 2 kg in trotyl equivalent (which corresponds to an anti-personnel or anti-vehicle mine) under any wheel and 1 kg under the bottom, besides from an F-type hand grenade 1 or RGD-5 on the roof.

The armored hull is equipped with windows with multi-layered bulletproof glass, hinged doors for disembarking and landing - one door in the sides for the crew members (driver and commander) and two-wing in the stern landing sheet. The location and size of the doors made it possible to speed up the disembarkation of personnel - also an indicator of security for a transport vehicle. Emergency ventilation hatches are made in the roof of the hull. It is worth noting that in the second copy of “Bulat” the number of upper hatches was reduced from eight to six, the number of windows of the troop compartment - from four on board to three. In addition, they raised the roof of the troop compartment. Shooting from the individual weapons the assault is possible both through the loopholes (embrasures) of the open type in the side windows and in the stern doors, and through the upper hatches, while the hatchways of the doors opened play the role of armored seats.

The interior of the habitable volume of the first sample of a special armored vehicle “Bulat”.


Department of management and engine compartment.


In the engine compartment, in front of the hull, there is an X-NUMX-cylinder V-shaped diesel engine KAMAZ 8-740.31 with a tour-bonded, protected by armor from the sides, front and top. The refusal of body armor, the transition to air intake from the top while optimizing the air flow and a relatively spacious engine compartment made it possible to combine the protection of the engine from bullets and small fragments with the normal mode of its operation without overheating. The engine compartment is equipped with a fire extinguishing system. Two fuel tanks of 240 l each are placed on the sides of the hull outside. A 125 manual transmission with a front divider provides ten forward and two reverse speeds. The engine, components and assemblies of the transmission and the chassis are borrowed from KAMAZ-152 (5350) almost unchanged, which significantly increased the maintainability of the car,

The driver and the commander are located in front of the habitable volume, behind them along the sides, eight fully equipped fighters are placed on cushioned chairs with folding seats. Between the seats mounted mount for individual weapons. Domestic habitable space still leaves room for property and ammunition. Raised on the second copy of the roof of the troop compartment made it more convenient to place the fighters and move them inside the car - it turned out a kind of “armored bus”. Boxes for spare parts are inscribed in the hull aft of the hull.

It is essential that the one-piece windshield and windows in the doors provide the driver of an armored vehicle with almost the same overview as in a regular “ka-potnaya” truck. The windshield is electrically heated.

External lighting devices are equipped with blackout devices, there is a blackout system that turns off the interior lighting when doors or hatches are open.

Department of management of the second sample of a special armored vehicle "Bulat"


The mass of Bulat, the distribution of the load on the axes, the position of the center of gravity allowed him to keep all the indicators of the "mother" KAMAZ in terms of mobility and stability in motion. The standard tire pressure control system ensures that the permeability is maintained on weak soils, and the presence of a winch with an 7 t traction force guarantees the vehicle to be self-pulling out and the evacuation of cars of equal weight category.

“Bulat” is equipped with a regular KAMAZ heater. In addition, the troop compartment has a self-contained additional heater, as well as air conditioning. It is possible to install night-driving instruments and a circular video surveillance system (a car has a rear-view video camera installed on the panel between the driver and the commander’s seats), a satellite navigation system receiver. There is a driver-street intercom.

It is possible to equip “Bulat” by a filter-ventilation unit, equipment for suppressing radio lines controlling explosive devices, a searchlight-searcher with a remote control.

The “stock by weight”, which Bulat has in comparison with the maximum carrying capacity of the “mother” KAMAZ, can be estimated at least by the following figures: for a commercial KAMAZ-43118, the load on the front axle at full weight is 5500 kg, on the back trolley — 15150 kg, in Bulat, respectively, 5300 and 10600 kg. This stock determines the possibility of increasing security - first of all, it concerns mine protection with bringing the machine up to the MRAP standard.

Two built Bulat are protected vehicles for the transport of personnel, but the developer considers options for placing weapons - for example, the PBU-1 turret (similar to the BTR-80) or a remote-controlled machine-gun installation, a missile system, i.e. the transformation of a transport vehicle into a unified “special chassis”. A car can also serve as a base for a mobile control point, an armored medical or sanitary evacuation vehicle - this is facilitated by the size of the troop compartment and the location of the stern doors. Proposals to create a small "family" come from almost all developers of armored vehicles. Such armored vehicles cannot replace “military” armored personnel carriers, they are calculated to solve transport and special tasks in the specific conditions of counter-terrorist operations.

Tactical and technical characteristics of special armored vehicle SBA-60-К2 "Bulat"

Crew + landing party, people ......................................... 2 + 8
Gross weight, kg .......................................... 15900
Length, mm ............................................... ....... 8025
Body width, mm .................................. 2500
Height, mm ............................................... ..... 2600
Ground clearance, mm .................................... 385
Curb weight, kg ................................. 12800

Engine:
- type ........................ Diesel turbocharged
-volume, cm3 .............................................. .. 10850
- power, hp (kW) ............................ 240 (177)
at 2200 rpm
- maximum
torque, Nm ............................ 912
at 1300-1500 rpm
- cooling .................................... Liquid
Fuel capacity, l ......................... 2x125
Gearbox ............................. Mechanical
Wheel formula ........................................... 6x6
Brakes ...................................... Pneumatic
Tires ......................................... Pneumatic, with adjustable air pressure
Maximum speed, km / h ............................ 90

External overall turning radius, m, not more ..................................... 10,5

The basic level of anti-bullet protection according to GOST R 50693-96:
- perimeter ............................................ 6 class
- roof and bottom .................................... 5 class
- engine compartment ........................... 5 class



Special armored vehicle SBA-60K2 Bulat at RDE-2012


























Author:
Semyon Fedoseyev, "Equipment and Armament"
Photos used:
Corporation "Protection", and A. Khlopotov and author
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

62 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

«Булат» дает защиту

Статья подготовлена на основе материалов, предоставленных корпорацией «Защита».

«Булат» дает защиту



Условно можно выделить несколько способов создания бронированных транспортных автомобилей, а именно:
- установку бронированных кузова и кабины непосредственно на шасси серийного автомобиля, т.е. самый старый способ исполнения бронеавтомобилей. Характерное отличие современного его этапа — использование шасси повышенной проходимости автомобилей двойного (военного и гражданского) назначения. Среди исключений можно назвать германский «Мунго», выполненный на шасси коммунального грузовичка — о нем «ТиВ» рассказывал в №4 за 2007 г.;
- использование в конструкции хорошо освоенных в производстве узлов и агрегатов серийного автомобиля. Тоже вполне традиционный способ;
- создание нового шасси с применением узлов и агрегатов грузовых автомобилей и колесных бронетранспортеров.

Каждый из этих способов имеет свои достоинства и свои недостатки. Добавим к этому различие требований, предъявляемых к разрабатываемой машине,возможности производителя и получим довольно широкий спектр решений. И все эти решения так или иначе уже представлены различными разработчиками и находят применение на практике.

По «второму варианту» создан, например, специальный бронированный автомобиль СБА-60-К2 «Булат», представленный в 2012 г. корпорацией «Защита».

История автомобиля началась в 2010 г. с разработки специальной защищенной машины. Она проектировалась конструкторами «Защиты» на основе узлов и агрегатов полноприводного трехосного автомобиля КАМАЗ-5350 (43118) с колесной формулой 6x6. При этом произошел переход на несущий броневой корпус и «капотную» схему компоновки, позволяющую обеспечить бронирование двигателя и его систем и увеличить защищенность экипажа. Здесь можно увидеть аналогию с бронированным автомобилем «Выстрел» (БПМ-97), разработанным конструкторами центра «Специальное машиностроение» МГУТ им.Н.Э. Баумана и КАМАЗа. Однако эта машина создана на основе узлов и агрегатов двухосного КАМАЗ-4326 (4x4) и обладает соответствующей вместимостью и грузоподъемностью. В обоих случаях капотная компоновка сочетается с совмещением отделений управления и десантного в единый обитаемый объем; сварной бронекорпус выполнен с наклоном ряда броневых поверхностей. Эти черты, кстати, и придают бронированным автомобилям отмечаемое многими наблюдателями сходство со старыми бронетранспортерами БТР-152 и БТР-40 соответственно, но внешним сходством аналогия и ограничивается, поскольку речь идет о машинах иного назначения, действующих в другом эшелоне и в других условиях.

Специальная машина разработки «Защиты» заинтересовала представителей МВД РФ. Весной 2011 г. на встрече представителей МВД с руководством корпорации встал вопрос о постройке транспортного защищенного автомобиля, а летом был готов его эскизный проект.

Интерес МВД ктранспортным автомобилям повышенной защищенности понятен. В «горячих точках» его подразделениям приходится действовать, в основном, на бронетранспортерах БТР-80 — плавающих многоосных транспортно-боевых машинах, созданных для решения несколько иных задач, с «плотной» компоновкой, ограниченным обитаемым объемом и сравнительно сложных в эксплуатации. Исполнение защищенной машины на узлах и агрегатах широко распространенного автомобиля двойного назначения не только уменьшает ее себестоимость, но и облегчает эксплуатацию и ремонт, упрощает подготовку водителей. Появляется возможность увеличить вместимость и пересмотреть показатели защищенности.


Первый образец специального бронированного автомобиля СБА-60-К2 «Булат»


Доработка проекта велась специалистами «Защиты» в сотрудничестве с офицерами, имеющими опыт боевых действий в «горячих точках», и касалась, в основном, компоновки десантного отделения, обеспечения быстрой посадки и высадки, эргономических характеристик.

Первый опытный образец автомобиля был собран на предприятии корпорации «Защита» во Фрязино в феврале 2012 г. и прошел заводские испытания в течение февраля—марта. Машина получила имя «Булат» и обозначение СБА-60-К2 (по аналогии со специальным бронированным автомобилем СБА-60, выполненным на шасси того же КАМАЗ-5350; буква «К» означает «корпусной» и связана с особенностями конструкции).

Автомобиль был заказан УМВД РФ по Сахалинской области, и в июле 2012 г. в г. Моздок первый экземпляр СБА-60-К2 передали Сахалинскому ОМОНу, прибывшему в очередную командировку на Северный Кавказ.


В августе на выставке «Оборона и защита-2012» в Нижнем Тагиле был показан второй экземпляр «Булата».



Первый образец специального бронированного автомобиля СБА-60-К2 «Булат». Обратите внимание на количество и расположение люков


«Булат» изнутри

Рассмотрение этого автомобиля логично и начать с его защиты. При разработке СБА-60-К2 «Булат» ставилась задача обеспечить защиту личного состава от наиболее распространенных и широко применяемых стрелковых бо-

еприпасов, включая пули нормального калибра повышенной пробиваемости, осколочные гранаты подствольных и автоматических гранатометов и ручные гранаты. Цельносварной стальной броневой корпус «Булата» выполнен с рациональными углами наклона броневых поверхностей и обеспечивает защиту по 6-м классу согласно ГОСТ Р 50963-96 (защита по всему периметру от пуль повышенной пробиваемости со стальным термоупрочненным сердечником 7,62-мм винтовочного патрона 7Н13, выпущенных с дистанции 5—10 м, при попадании по нормали), крыша защищает от такой же пули при попадании под углом 60' к нормали, при попадании по нормали — от пули с термоупрочненным сердечником автоматного 7,62-мм патрона. Усиление сварных швов корпуса обеспечено взаимным наложением броневых листов, проемов окон — броневыми накладками, дверей — оребрением и «лабиринтами» в стыках. С внутренней стороны брони может крепиться противопульный и противо-осколочный подбой (маты из арамидной ткани), но имеющиеся два экземпляра автомобиля им пока не оснащены. В целом по противо-пульной и противоосколочной защите «Булат» заметно превосходит тот же БТР-80.

Общий вид второго образца специального бронированного автомобиля СБА-60-К2 «Булат»


Специальных требований по противоминной защите не ставилось. Некоторую защиту от поражающих факторов взрыва фугасного заряда дают V-образная форма нижней части корпуса, его жесткость и герметизация, размещение десантников на подвесных амортизационных сиденьях. «Булат» обеспечивает защиту перевозимого личного состава при подрыве заряда взрывчатого вещества всего до 2 кг в тро-тиловом эквиваленте (что соответствует противопехотной или противотранспортной мине) под любым колесом и 1 кг — под днищем, кроме того — от взрыва ручной гранаты типа Ф-1 или РГД-5 на крыше.

Бронекорпус снабжен окнами с многослойными бронестеклами, распашными дверьми для высадки и посадки — по одной двери в бортах для членов экипажа(водитель и командир) и двухстворчатой в кормовом листе для десанта. Расположение и размеры дверей позволили ускорить высадку личного состава — тоже показатель защищенности для транспортной машины. В крыше корпуса выполнены аварийно-вентиляционные люки. Стоит отметить, что во втором экземпляре «Булата» число верхних люков уменьшили с восьми до шести, число окон десантного отделения — с четырех на борт до трех. Кроме того, приподняли крышу десантного отделения. Стрельба из индивидуального оружия десанта возможна как через бойницы (амбразуры) открытого типа в стеклах бортовых окон и в кормовых дверях, так и через верхние люки, при этом откинутые крышки люков играют роль бронещитов.

Интерьер обитаемого объема первого образца специального бронированного автомобиля «Булат».


Отделение управления и моторное отделение.


В моторном отделении в передней части корпуса установлен 8-цилиндровый V-образный дизельный двигатель КАМАЗ 740.31-240 с тур-бонаддувом, защищенный броней с боков, спереди и сверху. Отказ от бронежалюзей, переход на забор воздуха сверху при оптимизации потока воздуха и сравнительно просторном моторном отделении позволили совместить защищенность двигателя от пуль и небольших осколков с нормальным режимом его работы без перегрева. Моторное отделение снабжено системой пожаротушения. Два топливных бака по 125 л каждый размещены по бортам снаружи корпуса. Механическая коробка передач модели 152 с передним делителем обеспечивает десять скоростей переднего и две заднего хода. Двигатель, узлы и агрегаты трансмиссии и ходовой части заимствованы от КАМАЗ-5350 (43118) практически без изменений, что значительно повысило ремонтопригодность автомобиля,

В передней части обитаемого объема располагаются водитель и командир, за ними вдоль бортов на амортизационных креслах со складными сидениями размещаются восемь полностью экипированных бойцов. Между креслами смонтированы крепления для индивидуального оружия. Внутренний обитаемый объем оставляет еще место для размещения имущества и боеприпасов. Приподнятая на втором экземпляре крыша десантного отделения сделала более удобным размещение бойцов и их перемещение внутри машины — получился своего рода «бронированный автобус». В обводы кормовой части корпуса вписаны ящики для ЗИП.

Существенно, что цельное лобовое стекло и окна в дверях обеспечивают водителю бронированного автомобиля практически такой же обзор, как в обычном грузовом автомобиле «ка-потной» схемы. Лобовое стекло снабжено электрообогревом.

Внешние световые приборы оснащены светомаскировочными устройствами, имеется система светомаскировки, выключающая внутреннее освещение при открытых дверях или люках.

Отделение управления второго образца специального бронированного автомобиля «Булат»


Масса «Булата», распределение нагрузки на оси, положение центра тяжести позволили ему сохранить все показатели «материнского» КАМАЗа по подвижности и устойчивости в движении. Штатная система регулирования давления в шинах обеспечивает сохранение проходимости на слабых грунтах, а наличие лебедки с тяговым усилие 7 т гарантирует самовытаскивание автомобиля и эвакуацию машин равной категории по массе.

«Булат» комплектуется штатным отопителем КАМАЗа. Кроме того, в десантном отделении имеется автономно работающий дополнительный отопитель, а также кондиционер. Предусмотрена возможность установки приборов ночного вождения и системы кругового видеонаблюдения (на эксплуатируемом сейчас экземпляре автомобиля установлена видеокамера заднего вида с монитором на панели между местами водителя и командира), приемника системы спутниковой навигации. Имеется переговорное устройство «водитель-улица».

Возможна комплектация «Булата» фильтро-вентиляционной установкой, аппаратурой подавления радиолиний управления взрывными устройствами, прожектором-искателем с дистанционным управлением.

«Запас по массе», который имеет «Булат» по сравнению с максимальной грузоподъемностью «материнского» КАМАЗа, можно оценить хотя бы по таким цифрам: у коммерческого КАМАЗ-43118 нагрузка на переднюю ось при полной массе составляет 5500 кг, на заднюю тележку— 15150 кг, у «Булата» —соответственно, 5300 и 10600 кг. Этот запас определяет возможность повышения защищенности — прежде всего, это касается противоминной защиты с доведением машины до стандарта MRAP.

Два построенных «Булата» представляют собой защищенные автомобили для перевозки личного состава, но разработчиком рассматриваются варианты размещения вооружения — например, башенной установки ПБУ-1 (аналогичная устанавливаемой на БТР-80) или дистанционно управляемой пулеметной установки, ракетного комплекса, т.е. превращения транспортного автомобиля в унифицированное «специальное шасси». Автомобиль может также послужить базой для подвижного пункта управления, бронированной медицинской или санитарно-эваку-ационной машины — этому способствуют и размеры десантного отделения, и расположение кормовых дверей. Предложения о создании небольшого «семейства» поступают практически от всех разработчиков бронированных автомобилей. Такие бронемашины не могут заменить «военные» бронетранспортеры, они рассчитываются на решение транспортных и специальных задач в специфических условиях контртеррористических операций.

Тактико-технические характеристики специального бронированного автомобиля СБА-60-К2 «Булат»

Экипаж+десант, чел.........................................2+8
Полная масса, кг.......................................... 15900
Длина, мм......................................................8025
Ширина по корпусу, мм..................................2500
Высота, мм....................................................2600
Дорожный просвет, мм....................................385
Снаряженная масса, кг................................. 12800

Двигатель:
- тип........................Дизельный с турбонаддувом
-объем, см3 ................................................ 10850
- мощность,л.с. (кВт)............................ 240(177)
при 2200 об./мин
- максимальный
крутящий момент, Нм............................912
при 1300-1500 об./мин
- охлаждение....................................Жидкостное
Емкость топливных баков, л.........................2x125
Коробка передач.............................Механическая
Колесная формула...........................................6x6
Тормоза......................................Пневматические
Шины.........................................Пневматические, с регулируемым давлением воздуха
Максимальная скорость, км/ч............................90

Внешний габаритный радиус поворота, м, не более.....................................10,5

Базовый уровень противопульной защиты по ГОСТ Р 50693-96:
- периметр............................................6-й класс
- крыша и днище....................................5-й класс
- моторное отделение...........................5-й класс



Специальный бронированный автомобиль СБА-60К2 Булат на выставке RDE-2012


























Автор:
Семён федосеев, "Техника и вооружение"
Использованы фотографии:
Корпорации «Защита», и А. Хлопотова и автор
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

62 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти