Пятигорцы – кабардинцы на службе Речи Посполитой

51
Пятигорцы – кабардинцы на службе Речи Посполитой
Поляк в образе кабардинца


Речь Посполитая в военном плане по ряду причин поставила на кавалерию. Пехоты там не то чтобы не было совсем, но было откровенно мало, и качества она была более чем посредственного. Зато видов кавалерии было — вагон и маленькая тележка. Одними из этого множества были хоругви пятигорцев...



Появились пятигорцы (Petyhorcy польск.) в Великом княжестве Литовском (ВКЛ) в XVI веке. Как? Ну, дело это тёмное: поляки не сильно любят Россию, но любят кавказских мятежников, поэтому нагородили массу... недостоверной информации, которая пошла гулять по сети с подачи краковского историка М. Крушинского. Если отбросить домыслы, то в сухом остатке останется, что в 1563 году под Полоцк пришли в составе войска Ивана Грозного пять кабардинских князей: Касим Камбулатович, Гаврила Камбулатович, Александр Кудадек, Темрюк Жумкович и Солтан Жумкович. Когда в следующем году к Полоцку подошло войско Николая Радзивилла Рыжего, князья перебежали на сторону ВКЛ: то, что у Ивана Васильевича в любой момент может «крышу сорвать», приближённые догадывались (не зря Курбский уже в Литву лыжи смазал...). Есть и другие версии — XVI век не слишком хорошо документированная эпоха.

Так или иначе, в составе «панцирных» хоругвей Речи Посполитой с тех пор появляются прописанные отдельной строкой «пятигорцы». Название происходит от кавказских «пяти гор» — Бештау. Сначала пятигорцы поселились в Литве, но потом оказались на территории будущей Украины, которая перешла в коронные польские земли в 1569 году. Вооружение пятигорских хоругвей было типичным для Восточной Европы: кольчуга с плоскими кольцами — «пансырь», почти плоский шлем «мисюрка» с кольчужной бармицей, наручи «карваши» от запястья до локтя, сабля, плетёный щит-калкан татарского образца, лук, копьё или рогатина. Зачем были копьё и рогатина? Считалось, что «рогатина — хорошо для рейтара немецкого, на казака пешего, на татарина конного», а копьё — «...для наёмника немецкого, для гусаров венгерских и турецких». Отличием от степного комплекса вооружения были иногда применяемые пистолеты, но огнестрельного оружия пятигорцы не любили.


Так видели пятигорцев современники...

Службой пятигорцев было вылавливание сновавших по степи татарских отрядов «болюков», приехавших в Речь Посполитую по ясырь — заняться строительством засечной черты, на московский манер, шановное панство не озаботилось. Впрочем, находилась работа для этих кавалеристов и в сражении: фланговые охваты, атака второй волной — следом за гусарами, преследование отступающего противника, глубокие рейды.

Набирались хоругви по обычному для Речи Посполитой «товарищескому» принципу. Низшим звеном был «почт» (poczet — свита польск.) — полноправный «товарищ», снаряжавший за свой счёт несколько (обычно от одного до трёх) «пахоликов» (pacholek — «слуга» польск.) или «почтовых», и «челяди», которая в бою не участвовала, хотя какое-то оружие, скорее всего, и имела. Несколько почтов образовывали хоругвь. В идеале численность хоругви должная была составлять 100 бойцов, в реальности могла колебаться в весьма широких пределах, в среднем от 80 до 200 человек. Во главе хоругви стоял ротмистр, ниже шёл его заместитель — поручник и хорунжий — знаменосец (прапорщик).


Судя по качеству оружия и доспехов, товарищ не бедный!

Сколько всего было пятигорцев на службе у польских королей? В реестре Лжедмитрия перечислены 26 хоругвей пятигорцев общей численностью 3440 бойцов. Во время осады Смоленска в 1609 году засветились пять хоругвей по 100 бойцов каждая.

После реформы короля Стефана Батория, проведённой в 1576 году, кавалерия Речи Посполитой была разделена на тяжёлую и лёгкую. В тяжёлую были записаны гусары, а в лёгкую пятигорцы, татары и казаки. По сути дела, пятигорцы стали литовским аналогом польских «панцирных казаков».


Пятигорец в компании казака

Самым известным пятигорским князем Речи Посполитой стал Темрюк Шимкович Пятигорский (герб Лелива). Он служил ротмистром при королях Сигизмунде II Августе и Стефане Батории, получил награды за войны с Россией, Валахией, Турцией и Крымским ханством. За отличие в бою с пруссаками под Гданьском 26 августа 1578 года Баторий наградил его большими земельными владениями в Жемайтии (часть современной Литвы) и Белоруссии. Его потомство до сих пор носит фамилию Шимкевичей или Шимковичей. От Темрюка Шимковича остался любопытных документ, раскрывающий бухгалтерию содержания пятигорской хоругви.

«Я, ротмистр ЕКМилости, князь Темрюк Шимкович Пятигорский, признаю, что сегодня получил из коронной казны из рук пана Гиацинта Мложеевского и пана Валентина Кжепицкого, писарей казны коронной, сумму злотых польских четыре тысячи, как первую ставку причитающегося жалования моей хоругви, а именно:

ЕМПану Кудаю Бердею Данцовичу сорок злотых,
ЕМПану князю Яхне Фурсовичу сорок злотых,
ЕМПану Каспару Гожовскому сорок злотых,
ЕМПану Курмосику Корсакевичу сорок злотых,
ЕМПану Аслану Шейховичу сорок злотых,
ЕМПану князю Абдуле Якубовичу сорок злотых,
ЕМПану Касиму Касимовичу сорок злотых,
ЕМПану князю Юсуфу Арслановичу сорок злотых,
ЕМПану Абдурахману Абдышевичу сорок злотых,
ЕМПану Фурсу Тохтамышевичу сорок злотых,
ЕМПану Сенке Михновичу сорок злотых,
ЕМПану князю Селиму Сейджале сорок злотых,
ЕМПану Абдуле Адамовичу сорок злотых,
ЕМПану Богдану Касимовичу сорок злотых.

Кроме того, для 34 наездников (которых фамилии, как и Каспарара Гожовского, свидетельствуют о польском происхождении) 1360 злотых.

Для пятидесяти пахолков, из которых 15 татарского происхождения, 1000 злотых. На корм 100 лошадей, 1000 злотых.

На указанную сумму изъятие, то есть четыре тысячи злотых даю подпись собственноручную и печать. Дан в Кракове дня 14 июля 1575 года. (подпись кириллицей). Князь Темрюк Онихович Шимкович Пятигорский (герб Лелива) нижеподписавшийся наместник Абдурахман Войнич.»


Современные реконструкторы в образе пятигорцев

Что видно из данного документа? В составе «товарищей» пятигорской хоругви уже присутствуют не только пятигорцы: Каспар Гожовский — явно поляк. А из пахоликов («пахолков» в документе) татарского происхождения уже всего 15 человек. Вскоре в пятигорцы будут записывать всех желающих независимо от национальности, а к XVIII веку бойцов кавказского происхождения там практически не останется. В 1776 году пятигорские хоругви переформировали в Пятигорскую бригаду Кавалерии Народовой. А в 1795 году Речь Посполитая закончилась...
51 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    17 сентября 2024 07:29
    Появились пятигорцы (Petyhorcy польск.) в Великом княжестве Литовском (ВКЛ) в XVI веке. Как? Ну, дело это тёмное

    Да не особо-то оно и темное. После свержения теневого кабинета Сильвестра и Адашева и последовавшие за этим преследования и казни их сторонников, начались побеги их опальных сторонников в Литву. Туда же побежали и кабардинские родственники жены Ивана Грозного - Марии Темрюковны, дочери кабардинского князя, прихватив с собою и свои дружины. Там же оказался и князь Курбский, писавший гневные письма царю. Сегодня бы их назвали релокантами...
    1. +9
      17 сентября 2024 09:09
      Темрюк-Шимкович был ротмистром в войске Речи Посполитой. Его потомство до сих пор носит фамилию Шимкевичей или Шимковичей.

      Интересное имя у этого ротмистра польских пятигорцев - в польских квитах он прописан как Фридрих Темрюк-Шимкович.
      Кстати, С. Павленко считает, что шляхетско-казачий род Мазеп тоже был кабардинским по происхождению. Но, если предположение о восточном происхождении Мазеп вообще верно, то логично предполагать не кабардинское, а именно абазинское происхождение имени Мазепа, у которых часто в двусоставных именах встречается часть Ипа. Нужно отметить, что во время ревизий Черкасского и Каневского замков 1552 г. встречаются черкесские имена. Эти черкесы нанимались в состав войск Великого Княжества Литовского. Дмитрий Вишневецкий во время своих кампаний против крымцев использовал отряд из завербованых черкесов из племени жане. В 1560 г. он убедил часть черкесов принять православие, а в 1561 г. предоставил шляхетство черкесам, переехавшим в Великое Княжество Литовское.
      Приветствую, Николай!
      1. +4
        17 сентября 2024 16:04
        Цитата: Ричард
        Кстати, С. Павленко считает, что шляхетско-казачий род Мазеп тоже был кабардинским по происхождению

        Есть мнение, что казаки ядром своим имеют черкесское происхождение, которое на протяжении веков обросло славянским, тюркским и угро-финским элементом. Возможно, что слово казак происходит от экзоэтнонима предков современных черкесов и кабардинцев - касоги (поход Святослава против хазар, алан и касогов. помните?). А, возможно, и от хазар, хотя касогов опять-таки фонетически можно вывести от хазар. Еще доводилось читать, что украинские фамилии, оканчивающиеся на ко, имеют адыгское происхождение, что фонетически тоже очень напоминает кабардинское звучание... Приветствую!
        1. +3
          17 сентября 2024 16:26
          Есть мнение, что казаки ядром своим имеют черкесское происхождение

          За всех казаков - вопрос спорный и до сих пор открытый. А что касается наших с тобой предков - есть старинная гребенская былина про первого атамана Дедушку Урая ( Юрия, Георгия ???), который после разорения монголо -татарами Рязани вывел рязанских городовых казаков к черным клобукам в "гребни и кущи черкасские в Червленый град" (ст. Червленая ???) , которые жаловали их землицею и речными перевозами за "службицу воинску"
          1. +3
            17 сентября 2024 16:58
            Как тут понимать? Сама былина датируется концом 17-ого серединой 18- ого века и определенную путаницу для исследователей -фольклеристов вносит упоминание о единой вере у приглашенной и принимающей сторон. Что это - отголоски реальной истории или просто позднейшее народное творчество? Сторонниками первой версии были Крупенин Эссадзе, Гумилев. Не менее авторитетны и их оппоненты
    2. +1
      17 сентября 2024 20:25
      Тёмное в том плане, что не шибко хорошо документировано. Есть, грубо говоря, запись а) кабардинские князья в Полоцке, есть запись б) они уже в Литве. Когда, как, почему - не понятно. С Курбский всё ясно - есть переписка с Грозным, где и тот, и другой объясняют свои поступки и намерения, а в этом случае - нет...
  2. +2
    17 сентября 2024 08:27
    Был князь, стал поручик или хорунжий. Так себе карьера
    1. +5
      17 сентября 2024 09:54
      Цитата: тлауикол
      Был князь, стал поручик или хорунжий. Так себе карьера

      Интересно, что у нас «Черкасские князья» уроженцы Северного Кавказа были достаточно уважаемыми и стояли на одной параллели с местной знатью.
      К слову, в отечественном документообороте 16-17 веков наряду с княжеским титулом имел место уменьшительно-ласкательный «князек», которыми именовали племенах вождей и старост Сибири.
    2. +1
      17 сентября 2024 09:54
      В интернете уже давно гуляет растиражированная работа польского «историка» Мартина Крушевского, или Крушинского (Kruszynski) «Черкесские князья в Польше: - Marcin Kruszewski: "Circassian Princes in Poland: The Five Princes", повествующая о создании первых пятигорских хоругвей. Не она ли явилась "источником вдохновения" для автора этой статьи? wink
      1. +1
        17 сентября 2024 19:12
        Скорее - наоборот, хотелось с ней поспорить...
    3. +3
      17 сентября 2024 10:01
      Был князь, стал поручик или хорунжий. Так себе карьера

      Истины ради - не поручик, и не хорунжий а ротмистр (командир хоругви). А так, да из князей в шляхту - карьера так себе
      1. +3
        17 сентября 2024 10:07
        Цитата: Ричард
        Был князь, стал поручик или хорунжий. Так себе карьера

        Истины ради - не поручик, и не хорунжий а ротмистр (командир хоругви). А так, да из князей в шляхту - карьера так себе

        У ротмистра в хоругви ещё пять князей - явно не ротмистров
        1. +3
          17 сентября 2024 10:11
          Судя по качеству оружия и доспехов, товарищ не бедный!

          Однако судя по цвету обуви и не князь. Кабардинские князья традиционно носили обувь красного цвета
          1. +3
            17 сентября 2024 10:16
            Это к автору. На рисунке "панцирный боярин".Поляк или литвин
            1. +4
              17 сентября 2024 10:38
              Очень желательно указывать под рисунком кто автор...

              это не "пятигорец" а панцирный гусар с картины Юзефа Брандта "Панцирный гусар речи Посполитой".
              Иван Тлауикол прав
          2. 0
            17 сентября 2024 19:13
            Не факт, что он в принципе - кабардинец, может быть и поляк затесавшийся.
            1. 0
              17 сентября 2024 19:28
              Затесавшийся куда? Из своей гусарской панцирной хоругвии в пятигорскую? По пьяни что ли? Подозреваю , что даже польские гусары до такой степени не напивались. Хотя, кто их знает)))

              Зачем зря спорить - я же указал и название работы и автора. Józef Brandt "Armored Hussar of the Polish-Lithuanian Commonwealth"
              Не верите - есть поиск по картинке где и работа указана и автор.
        2. +3
          17 сентября 2024 10:28
          У ротмистра в хоругви ещё пять князей - явно не ротмистров

          Приветствую. Иван! hi
          Спасибо . что " разжевали" smile
          До меня только после этого дошло, что вы имели ввиду не самого Темрюка Шимковича, а князей его хоругви -Якубовича, Арслановича, Сейджале и т.п.
          с уважением
          Дмитрий
    4. +1
      17 сентября 2024 20:48
      Цитата: тлауикол
      Был князь, стал поручик или хорунжий.

      Ну князем-то он от этого быть не перестал.
      Хотя надо отметить, что титулы в Речи Посполитой особо не котировались.
  3. +2
    17 сентября 2024 09:44
    а к XVIII веку бойцов кавказского происхождения там практически не останется. В 1776 году пятигорские хоругви переформировали в Пятигорскую бригаду Кавалерии Народовой. А в 1795 году Речь Посполитая закончилась...

    А польско-литовские татары и пришли раньше в Литву (14 век) и до сего дня существуют.
    Служили ВКЛ, РП, Наполеону, России,, Литве...
    1. +2
      17 сентября 2024 15:57
      Приветствую, Андрей hi
      Причем в Отечественную 1812 года уланы - липки воевали и в войсках Наполеона и в русских войсках
      Татары- липки

      Само название вида легкой кавалерии – уланы - является наследием литовско-татарского прошлого. С первой половины XVIII века татарские хоругвии в Речи Посполитой стали называться уланскими, а одним из главных символов их был традиционный липский головной убор с четырехугольным верхом – конфедератка, которая со временем стала национальным польским символом.
  4. +4
    17 сентября 2024 09:52
    Очень желательно указывать под рисунком кто автор...
    1. +2
      17 сентября 2024 15:34
      Очень желательно указывать под рисунком кто автор...

      Согласен, конкретный юридический "залет"
      Замечание правильное, но довольно курьезное request
      Особенно от вас. Ведь вы же, Вячеслав - сам и состоите в редакции исторического раздела. Или статьи перед публикацией там вообще не проверяются?
      1. +1
        17 сентября 2024 16:18
        Цитата: Ричард
        но довольно курьезное
        Особенно от вас.

        Ричард... А чем курьезное? Впрочем, Вы не знаете, оттого так и пишите. Исправлю Ваше незнание. Состоять в редакции, и читать поступающие в редакцию материалы - вещи разные. Я поступающих на ВО статей не читаю. Не знаю, кто их редактирует и кто корректор. Мое дело - писать и сдавать материалы. Своих коллег я видел лишь на экране во время наших редких встреч и то не всех. Еще вопросы относительно моей работы есть?
        1. +1
          17 сентября 2024 16:39
          Еще вопросы есть?

          Так вы, Калибр, на него так и не ответили.
          статьи перед публикацией редакцией проверяются?
          1. +2
            17 сентября 2024 17:22
            Цитата: Ричард
            Так вы, Калибр, на него так и не ответили.
            статьи перед публикацией редакцией проверяются?

            Я НЕ ЗНАЮ! Мои - да! Про статьи других авторов не могу сказать. Разве это было неясно из моего предыдущего ответа?
            1. +2
              17 сентября 2024 17:25
              Я НЕ ЗНАЮ!

              Спасибо за прямой ответ. Если не секрет. что у вас новенького в очереди на публикацию в разделе?
              1. +3
                17 сентября 2024 17:33
                Цитата: Ричард
                Если не секрет.

                Какие тут могут быть секреты? Еще один материал про славян - о печках, материал о греческой колонизации и про одну американскую фирму оружия, владелец которой итальянец иммигрант во втором поколении. Пока все. Пишется еще несколько. Вот какая раньше поспеет я не знаю.
                1. +2
                  17 сентября 2024 17:44
                  Жаль, что темы про европейское Средневековье закончились...
                  "Котиков все любят, а рыцарей - не все"(с)
                  1. +2
                    17 сентября 2024 18:39
                    Цитата: 3x3zsave
                    Жаль, что темы про европейское Средневековье закончились...
                    "Котиков все любят, а рыцарей - не все"(с)

                    Антон! Тема как раз не закончилась. Более того, планируется большой-большой цикл по вооружению рыцарей. Но... чтобы написать, надо... прочитать. Подобрать "картинки" (ранее не публиковавшиеся), определить объемы. Все это время и силы. Даже о средневековой пахоте и то будет. Но немного позже...
                    1. 0
                      17 сентября 2024 18:42
                      Но... чтобы написать, надо... прочитать.
                      Истинно так!
                    2. +1
                      17 сентября 2024 18:47
                      Более того, планируется большой-большой цикл по вооружению рыцарей.
                      Замечательно! Могу подбросить иллюстративного материала с прошлогодней эрмитажной выставки.
                      1. +1
                        17 сентября 2024 18:51
                        У меня, Антон, почему-то многие Ваши фото не открываются. Не видит их мой ящик. Вы же мне много всего присылали и раньше. Увы! Где-то лежит в папках, а посмотреть я не могу... А так было бы здорово. Но... сейчас Вы будете смеяться. Я планирую фото эти вставлять потом в очередную книгу. И мне не только нужно у Вас брать на это разрешение, а Вам его давать, заверив у нотариуса, но и... на Ваши фото брать разрешение на печать у Эрмитажа!!!!!!
                        Сейчас у меня выходит книга "Револьверы и пистолеты". Вы видели в статьях на ВО фото пистолетов из нашего Пензенского музея? Мои фото! Я их делал! Так вот и на них нужно разрешение музея. Сейчас оно оформляется. Гемор еще тот. Одно единственное фото из Эрмитажа потребовало 4 тыс. р. лишь за право его поместить. А с Вашими фото будет гемор еще больший!!! АСТ просто откажется их публиковать... Более того, и к ВО они тоже могут... слово запрещенное к использованию в приличной речи. Такие вот дела! Вы - можете их публиковать как комментатор, даже как автор вне штата. Я не могу без разрешение Эрмитажа!
                      2. +1
                        17 сентября 2024 18:59
                        В этот раз все откроется. Я знаю, что я сделал неправильно. Сегодня закину Вам пару фотографий и посмотрим откроете или нет. В конце-концов есть еще Вотсап...
                        К слову, пару дней назад помог Вашему земляку разобраться с питерскиме транспортными вопросами.
                      3. 0
                        17 сентября 2024 19:34
                        Цитата: 3x3zsave
                        К слову, пару дней назад помог Вашему земляку разобраться с питерскиме транспортными вопросами.

                        Давно знаю, что Вы добрый и отзывчивый человек.
                      4. +1
                        17 сентября 2024 19:44
                        Давно знаю, что Вы добрый и отзывчивый человек.
                        Угу. Почти как Ьертран д'Борн. Осталось топфхельм заказать и ездить в нем на электросамокате.
                      5. 0
                        17 сентября 2024 19:32
                        Все решаемо, Вячеслав Олегович! Как у нас говорят: Питер - город маленький...
                      6. +1
                        17 сентября 2024 19:49
                        Цитата: 3x3zsave
                        Питер - город маленький...

                        Да, хаживал через весь Невский, мост, на остров..., потом до ЛЭТИ... в общем - "большая Пенза".
                      7. 0
                        17 сентября 2024 19:59
                        в общем - "большая Пенза".
                        Скорее - "большая Одесса". Вот Вы сейчас обозначили проблему с фотографиями, а я начал думать, могу ли я "через десятые руки" выйти непосредственно на Пиотровского.
                      8. 0
                        17 сентября 2024 20:05
                        Цитата: 3x3zsave
                        Скорее - "большая Одесса".

                        В Одессе был в 1970- Жил на Пересыпи... очень понравилось "томатное мороженое". Сам город, кроме театра, и пляжи впечатления не произвели. А Питере первый раз был... в 1961 году... Ел в летнем парке бутерброды с черной икрой... Очень понравился музей истории религии в подвале какого-то собора. По-моему Казанского???
                      9. +2
                        17 сентября 2024 20:07
                        Очень понравился музей истории религии в подвале какого-то собора. По-моему Казанского???
                        Его самого.
                      10. 0
                        17 сентября 2024 20:13
                        А я вот никогда не был в Одессе. Не успел. Город-мечта, теперь уже недоступная.
                      11. +1
                        17 сентября 2024 20:28
                        Цитата: 3x3zsave
                        теперь уже недоступная.

                        Пока... время меняет многое. У Вас в запасе оно еще есть.
                    3. +2
                      17 сентября 2024 19:35
                      "Котиков все любят, а рыцарей - не все"(с)
                      1. +1
                        17 сентября 2024 19:47
                        Безответственные люди заводят кошек, ответственные - собак, и только рыцари заводят лошадей!
                      2. +1
                        17 сентября 2024 19:50
                        Цитата: Ричард
                        "Котиков все любят, а рыцарей - не все"(с)

                        Сначала не разобрал, что торчит из шлема, испугался даже. Потом увеличил и понял, что ошибся...
      2. +2
        17 сентября 2024 20:30
        Ну, Брандт в 1915 году умер, так что картина - классическая, никакого "залёта"...
        1. +1
          17 сентября 2024 20:37
          Я, уважаемый автор, плохо знаком с канонами авторского права и естественно не имею ни малейшего понятия в каких случаях распространяются они на наследников автора. Тут вам лучше обратится за консультацией к Калибру - он много печатается и более компетентен в этих вопросах.
        2. +1
          17 сентября 2024 21:42
          Все верно, 75 лет прошло, произведение искуства считается достоянием человечества.
          1. +1
            17 сентября 2024 22:46
            А если оно в музее , или в частном собрании? Тут наверняка есть "подводные камни"
            1. +1
              17 сентября 2024 23:01
              Дима, второй закон термодинамики работает даже в этом случае. "Если где-то что-то нету, значит что-то где-то есть." Обмануть "авторское право" достаточно просто, если знать как.