Опытная БМП – «Объект 19»

«Объект 19» – советская опытная колесно-гусеничиная боевая машина пехоты, которая была создана в городе Рубцовское в КБ Алтайского тракторного завода (АТЗ) совместно с военной академией бронетанковых войск. Данная БМП серийно никогда не выпускалась. Полномасштабный макет опытной БМП «Объект 19» был выполнен на Алтайском тракторном заводе в 1965 году. Позднее данный образец уникальной колесно-гусеничной бронетехники был передан в специализированный музей, расположенный в Кубинке.

История появления проекта

Требования, которые предъявлялись к БМП, были сформированы Главным бронетанковым управлением СССР в конце 1950-х годов. Армия требовала от промышленности машины, на которую планировалось установить новую систему вооружения, созданную КБ Приборостроения в городе Тула. Основой новой системы вооружения была компактная башня, которая вмещала 1 человека. Главным вооружением новой бронированной машины должна была стать 73-мм пушка 2А28 «Гром», обладающая автоматической системой заряжания. В случае выхода автомата из строя заряжание могло осуществляться полностью в ручном режиме. Данное 73-мм орудие являлось уникальным оружием. Оно стреляло 73-мм гранатами ПГ-9 и ОГ-15В, которые были схожи с гранатами станкового противотанкового гранатомета СПГ-9 «Копье», при этом главным отличием была мощность метательного заряда.


В то время в других армиях мира пытались установить на бронетехнику различные типы безоткатных орудий и гранатометов, но не могли смонтировать их в баше из-за обратно направленной реактивной струи в момент выстрела. В новой башне пушка «Гром» дополнялась спаренным с ней 7,62-мм пулеметом ПКТ. Для борьбы с вражескими танками на дистанциях более 700 метров планировалось использовать ПТУРы. Над стволом орудия была смонтирована простая рельсовая пусковая установка для новых противотанковых ракет «Малютка» (по натовской кодификации «Sagger»). Данное сочетание вооружения и огневой мощи было беспрецедентным для столь компактных и небольших боевых машин. Лобовая броня БМП должна была защищать экипаж от 20-мм боеприпасов натовского образца.
Опытная БМП – «Объект 19»

Работы над воплощением задания Минобороны СССР начались на ряде предприятий страны в начале 1960-х годов. В числе основных предъявляемых требований к новому типу бронированных транспортных средств для мотострелковых войск, военные выделяли:

1. Значительную огневую мощь машины;
2. Защиту экипажа и десанта от оружия массового поражения;
3. Возможность самостоятельной борьбы с бронетехникой противника;
4. Преодоление водных преград.

Хотя набор используемого вооружения был избран заранее, относительно схемы самой БМП решения военные не приняли. В то время в Советской Армии все еще достаточно настороженно относились к концепции полностью гусеничной боевой машины по причине высокой ее цены. Многие пехотные офицеры полагали, что обслуживание достаточно сложной гусеничной машины будет выше возможностей солдат, проходящих срочную службу по призыву. В результате ГБТУ решило создать БМП на основе конкурса между несколькими конструкторскими бюро и рассмотреть разнообразные схемы конструкции боевой машины. Среди конструкторских бюро, которые участвовали в конкурсе, были КБ из Волгограда, которое позже получило известность, благодаря разработке машины БМД-1, а также КБ Исакова – сравнительно новое конструкторское бюро, которое было образовано группой конструкторов тяжелых танков в Челябинске, а также небольших групп конструкторов из машиностроительных предприятий Брянска и Рубцовска.

Одной из разработок, которые были представлены военным, и оказался «Объект 19». При этом военным было из чего выбирать. Так брянский проект – «Объект 1200» был машиной колесной схемы, который основывался на богатом опыте брянцев по созданию тяжелых грузовиков, таких, как семейство автомобилей БАЗ-543. На этом фоне рубцовский «Объект-19» был самым необычным проектом, которой обладал колесно-гусенечной ходовой частью, которая напоминала довоенные австрийские «Зауэры». «Объект 19» обладал обычной колесной подвеской для движения по дорогам и гусеницами, которые располагались в середине корпуса и могли использоваться для улучшения качеств проходимости. Двигатель БМП находился в корме, пехота должна была покидать машину через люки, расположенные на крыше сзади башни. Конструкторское бюро Гаврилова представило на конкурс 2 проекта – объект 914 и 911. Проект 911 был несколько необычной машиной. Под корпусом у него находилось 4 убирающихся колеса, которые при движении по дороге могли опускаться для придания машине дополнительного ускорения.
Опытная БМП – «Объект 19»

В то же время объект 914 был более классическим и полностью гусеничным вариантом, с двигателем, расположенным в корме, экипаж покидал машину через крышу. Последним проектом был исаковский объект 765, который также был полностью гусеничным. Именно «Объекту 765» было отдано предпочтение военных, и он навсегда вошел в историю, как БМП-1. Главным отличием между «Объектом 765», который назывался «Коршун», и остальными машинами было расположение двигателя в передней части корпуса. Такое расположение позволяло разместить в корме отделение десанта и двери для их удобного покидания боевой машины. Такая компоновка в дальнейшем стала «классической».

Описание конструкции «Объекта 19»

Проект достаточно необычной колесно-гусеничной БМП на весьма оригинальном шасси был представлен КБ Алтайского тракторного завода в 1964 году. Машина, который присвоили наименования «Объект 19», обладала сварным корпусом из катаных бронелистов и имела некоторое сходство с БРДМ-2. Конструкция ее ходовой части представляла собой колесной шасси (с формулой 4Х4), а также вспомогательным гусеничным движителем, который находился между осями передних и задних колес. Гусеничный движитель планировалось использовать только для увеличения проходимости, для чего он мог опускаться на грунт. При этом переход с колесного хода на колесно-гусеничный можно было провести прямо на месте или в движении всего за 15-20 секунд. В шасси БМП применялись специальные полые катки, заимствованные от легкого плавающего танка ПТ-76.

Согласно используемой компоновочной схеме место механика водителя располагалось спереди слева, справа от механика-водителя было место командира. У каждого члена экипажа имелся свой отдельный люк для покидания БМП. В середине корпуса находилось боевое отделение с вращающейся башней. Места десантников располагались вокруг боевого отделения. Они должны были покидать боевую машину через задние люки, смонтированные на крыше корпуса.
Опытная БМП – «Объект 19»

В одноместной башне кругового вращения находилась 73-мм гладкоствольная пушка 2А28 «Гром», спаренный с ней 7,62-мм пулемет и пусковая установка для противотанковых ракет 9М14М «Малютка». В корме БМП «Объект 19» находилось моторно-трансмиссионное отделение, в котором устанавливался двигатель водяного охлаждения, развивавший мощность в 300 л.с. «Объект 19» мог двигаться на плаву с помощью 2-х водометных движителей (водометов) реактивного типа, такой же принцип был использован на БМП-1.

Тактико-технические характеристики БМП «Объект 19»:
Боевая масса машины –13,1 т.
Габариты: длина – 6830 мм., ширина – 2870 мм., высота – 2100 мм.
Преодолеваемые препятствия: подъемы до 25 градусов, крен – 25 градусов
Мощность силовой установки – 300 л.с.
Максимальная скорость – 80 км/ч, на плаву – 10 км/ч.
Запас хода – 500 км.
Бронирование машины было противопульным
Экипаж – 2 человека, десант – 8 человек
Вооружение: 73-мм орудие 2А28 (40 снарядов), 1х7,62-мм пулемет ПКТ (возимый боекомплект 2000 патронов), 4 ПТУР 9М14М «Малютка». На машине использовался прицел 1ПН22 и радиостанция Р-123.

Источники информации:
-http://otvaga.narod.ru/Otvaga/armour-rus-obj/a_019.htm
-http://vooruzenie.ru/publ/5-1-0-20
-http://ru.wikipedia.org
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 20
  1. klimpopov 5 марта 2013 09:30
    Пару фото с разных ракурсов добавлю. От себя как не спец, считаю что сложная машина именно из за ходовой.
    Из комментариев: "У машины выявилась плохая управляемость и проходимость.
    Есть такая информация, что когда когда КГБМ привезли в 21 НИИИ, сотрудники окинули взглядом этот шушпанцер - и, не разгружая, отправили экземпляр обратно... У машины не предусмотрено раздельного управления гусеницами и их практически невозможно было снять/одеть: мешали колеса."


    В плане колесно гусеничной темы были еще попытки.
    ЕНо на мой взгляд получались уродцы.

    Экспериментальный образец конструкции Р.Н. Уланова, представляющий собой симбиоз грузовика ГАЗ-53 и сельскохозяйственного трактора ДТ-75.

    Сначала автомобиль задумывался оригинальным, без привязки к серийным узлам и предназначался для военных. Однако, военное ведомство проектом не заинтересовалось. Тогда целенаправленно обходя различные инстанции, Уланов в конце концов нашёл поддержку у заместителя министра здравохранения РСФСР Н.И. Сидорова. Но требования у медиков оказались более прозаическими: они потребовали строить опытный образец из распространённых в то время агрегатов ГАЗ-53 и ДТ-75.
    Так в 1983 году на Куриловском механическом заводе Мособлздрава родился БВСМ-80. Испытания машины проходили в Москве(!) в Битцевском парке, так как Уланов жил в Чертаново (видимо, там и сделан снимок), и Московской области, в том числе в Шатурском районе. В процессе испытаний машина подверглась крупным изменениям. Так, была укорочена база машины с 5540 до 4840 мм и уменьшено количество катков на гусеничном движителе с 6 до 4. На машине хоть и были нанесены медицинские опознавательные знаки, но по сути это был лишь ходовый макет, никогда не выполнявший медицинских обязанностей. Впоследствии предполагалось установить кузов-кунг санитарного назначения.
    К сожалению, всё закончилось ничем — в стране началась перестройка, благодетели данного проекта были сняты со своих должностей, а сам Уланов, получив инфаркт, слег в больницу. Машина долгое время стояла на стоянке в районе Шелепихинской набережной, пока не была разворована и, в конце концов, сдана в металлолом.



    1. АлНиколаич 5 марта 2013 11:58
      Цитата: klimpopov
      Есть такая информация, что когда когда КГБМ привезли в 21 НИИИ, сотрудники окинули взглядом этот шушпанцер - и, не разгружая, отправили экземпляр обратно

      Точно, не первый раз слышу такое об этой машине. Так она и находится в музее, в Кубинке.
      Глупая концепция. Возить с собой по шоссе кучу лишнего железа, а так же иметь две трансмиссии и двойной набор подвесок...
      Вспомним гениального Грачёва! Конструктор создавал колёсные машины, по проходимости практически не хуже гусеничных!
      1. bask 8 марта 2013 21:33
        Цитата: АлНиколаич
        очно, не первый раз слышу такое об этой машине. Так она и находится в музее, в Кубинке.
        Глупая концепция. Возить с собой по шоссе кучу лишнего железа, а так же иметь две трансмиссии и двойной набор подвесок

        bask
    2. rubber_duck 5 марта 2013 12:01
      Цитата: klimpopov
      В плане колесно гусеничной темы были еще попытки.
      ЕНо на мой взгляд получались уродцы.


      Ну, тут мы имеем дело с экспериментальным полукустарным образцом, что называется "я его слепила из того, что было"... Кто знает, какими красавицами вышли бы серийные машины, если бы концепция доказала свое преимущество в ходе испытаний.
      rubber_duck
      1. klimpopov 5 марта 2013 12:41
        Но увы концепция не доказала. Справедливо? Не знаю, но вот товарищ АлНиколаич четко высказался, я того же мнения.
        1. Chicot 1 5 марта 2013 13:26
          Доказала концепция или же напротив не доказала это одно, но лично мне очень жаль, что например экспериментальную машину Уланова тупо разобрали и сдали на утиль...
          1. klimpopov 5 марта 2013 14:59
            Нет я тоже такого же мнения, ей как минимум место в музее. Но это же Ро.. ну сами знаете, кому оно надо?
    3. smprofi 5 марта 2013 14:51
      есть еще небольшой видеоролик

      smprofi
  2. avt 5 марта 2013 09:49
    Я не понял ,решили генералам старыми советскими образцами мозг вынести ? laughing Они же этого не перенесут ! Вы еще отчеты по итогам испытаний напечатайте садисты антиивекокетаврострайковссския ! laughing
    avt
    1. AK-47 5 марта 2013 11:12
      Цитата: avt
      садисты антиивекокетаврострайковссския !

      Ну Вы и завернули. "АНТИ-ИВЕКО-КЕНТАВРО-СТРАЙКОВСКИЕ" - оно? belay
      AK-47
  3. lakt2008 5 марта 2013 10:12
    В РУБЦОВСКЕ - учите географию!!!
    lakt2008
  4. Владимирец 5 марта 2013 10:31
    Да уж, бронежаба ещё та. Помимо, мягко говоря, спорного решения по трансмиссии, схема десантирования только через крышу странные чувства вызывает. А вообще ещё у какого-нибудь БТР десант через крышу вылазит?
    1. klimpopov 5 марта 2013 10:38
      Из того что припомнилось только сие чудо имело высадку десанта через крышу.
      HS-30 (Spz 12-3)
      Похоже на гроб

      Schützenpanzer Lang HS.30 (Schützenpanzer 12-3) — Бронетранспортер.
      Поступил на вооружение бундесвера в 1958 году. Посадка-высадка десанта осуществлялась сверху, через люки в крыше корпуса. В период с 1958 по 1962 гг. было произведено 2167 машин SPz 12-3 в различных вариантах исполнения, командирских машин, транспортеров боеприпасов, ПУ ПТУР SS.11.
      Бронирование (лоб — 35 мм стали под углом 45°), масса в 14600 кг, скорость до 58 км/ч . Машина обеспечивала транспортировку от пяти до семи десантников + экипаж самой машины из трех человек. Вооружена пулеметом MG.3 и 20 мм автоматической пушкой Hispano-Suiza HS.820 под патрон 20x139 мм, двигатель Роллс-Ройс B81 Mk 80F мощностью в 220л.с.
      Начиная с 1974 года боевая машина пехоты Marder заменила HS.30 в сухопутных войсках ФРГ.
      В 1960 году на вооружение бундесвера был принят гусеничный бронетранспортер HS-30 (Spz 12-3).
      Машина вооружена 20-мм пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом.
      Корпус сварной, герметизированный. На крыше машины расположена вращающаяся башенка с установленным в ней вооружением. Для посадки и высадки десанта в крыше десантного отделения имеются два люка, а в корме - двустворчатая дверь.
      Бензиновый двигатель мощностью 235 л.с. расположен в корме справа. На лобовом листе корпуса установлены два четырехствольных гранатомета для постановки дымовых завес.
      Механик-водитель имеет прибор ночного видения.
      Часть бронетранспортеров HS-30 (Spz 12-3) заменены в войсках БМП "Мардер", но около 760 машин этого типа еще остаются на вооружении.
      Год принятия на вооружение 1960
      Масса 14,6 т.
      Экипаж и десант 2+6 чел.
      Вооружение: 20-мм пушка, пулемет калибра 7,62 мм.
      Двигатель карбюраторный, 235 л. с.
      Максимальная скорость 58 км/ч
      1. Владимирец 5 марта 2013 11:46
        Ну в корме то всё равно ещё двери есть.
        1. klimpopov 5 марта 2013 13:02
          Если Вы имели ввиду что ТОЛЬКО через крышу, я таких вообще не припомню. Ну бтр 60 и вся линейка наверное. А так только вот это наверное. Я думаю чито сей прототип просто сделали специально чтобы дальше не делать.
          1. bask 8 марта 2013 21:16
            Цитата: klimpopov
            виду что ТОЛЬКО через крышу, я таких вообще не припомню. Ну бтр 60 и вся линейка

            Модульность конструкции.за этим будущее легкой бронетехники.
            bask
  5. НАПОЛЕОН 5 марта 2013 13:43
    дорога проб и ошибок ведет к результату
    НАПОЛЕОН
    1. ДимычДВ 5 апреля 2013 09:20
      М-дяаа... Я сначала подумал, это первоапрельский опус. Впрочем, чего в СССР не случалось. Мой дальний родственник в Тюмени со студентами разработал дизельную модель Запорожца! Любопытный факт истории, но... бесполезный.
      ДимычДВ
  6. ОлегЮган 5 марта 2013 13:53
    Отличный Музейный экспанат.
    Такие машины нужны для определения того , что делать не нужно. laughing
    ОлегЮган
  7. болот 5 марта 2013 16:28
    Интересная машина!
    Кажись Бумеранг может на месте развернутся,колеса могут одновременно по бортам в разные стороны крутится.Это я о чем- можно ведь на колеса одеть типа гусинец,как на некоторой сельхозтехники.Вот вам "легкая" БМП.
    Я сторонник создания тяжелого БМП на базе танка.
    1. klimpopov 6 марта 2013 00:37
      Вы правы. Но без легких не обойтись....

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня