Опытная БМП – «Объект 19»

«Объект 19» – советская опытная колесно-гусеничиная боевая машина пехоты, которая была создана в городе Рубцовское в КБ Алтайского тракторного завода (АТЗ) совместно с военной академией бронетанковых войск. Данная БМП серийно никогда не выпускалась. Полномасштабный макет опытной БМП «Объект 19» был выполнен на Алтайском тракторном заводе в 1965 году. Позднее данный образец уникальной колесно-гусеничной бронетехники был передан в специализированный музей, расположенный в Кубинке.

История появления проекта


Требования, которые предъявлялись к БМП, были сформированы Главным бронетанковым управлением СССР в конце 1950-х годов. Армия требовала от промышленности машины, на которую планировалось установить новую систему вооружения, созданную КБ Приборостроения в городе Тула. Основой новой системы вооружения была компактная башня, которая вмещала 1 человека. Главным вооружением новой бронированной машины должна была стать 73-мм пушка 2А28 «Гром», обладающая автоматической системой заряжания. В случае выхода автомата из строя заряжание могло осуществляться полностью в ручном режиме. Данное 73-мм орудие являлось уникальным оружием. Оно стреляло 73-мм гранатами ПГ-9 и ОГ-15В, которые были схожи с гранатами станкового противотанкового гранатомета СПГ-9 «Копье», при этом главным отличием была мощность метательного заряда.

В то время в других армиях мира пытались установить на бронетехнику различные типы безоткатных орудий и гранатометов, но не могли смонтировать их в баше из-за обратно направленной реактивной струи в момент выстрела. В новой башне пушка «Гром» дополнялась спаренным с ней 7,62-мм пулеметом ПКТ. Для борьбы с вражескими танками на дистанциях более 700 метров планировалось использовать ПТУРы. Над стволом орудия была смонтирована простая рельсовая пусковая установка для новых противотанковых ракет «Малютка» (по натовской кодификации «Sagger»). Данное сочетание вооружения и огневой мощи было беспрецедентным для столь компактных и небольших боевых машин. Лобовая броня БМП должна была защищать экипаж от 20-мм боеприпасов натовского образца.
Опытная БМП – «Объект 19»

Работы над воплощением задания Минобороны СССР начались на ряде предприятий страны в начале 1960-х годов. В числе основных предъявляемых требований к новому типу бронированных транспортных средств для мотострелковых войск, военные выделяли:

1. Значительную огневую мощь машины;
2. Защиту экипажа и десанта от оружия массового поражения;
3. Возможность самостоятельной борьбы с бронетехникой противника;
4. Преодоление водных преград.

Хотя набор используемого вооружения был избран заранее, относительно схемы самой БМП решения военные не приняли. В то время в Советской Армии все еще достаточно настороженно относились к концепции полностью гусеничной боевой машины по причине высокой ее цены. Многие пехотные офицеры полагали, что обслуживание достаточно сложной гусеничной машины будет выше возможностей солдат, проходящих срочную службу по призыву. В результате ГБТУ решило создать БМП на основе конкурса между несколькими конструкторскими бюро и рассмотреть разнообразные схемы конструкции боевой машины. Среди конструкторских бюро, которые участвовали в конкурсе, были КБ из Волгограда, которое позже получило известность, благодаря разработке машины БМД-1, а также КБ Исакова – сравнительно новое конструкторское бюро, которое было образовано группой конструкторов тяжелых танков в Челябинске, а также небольших групп конструкторов из машиностроительных предприятий Брянска и Рубцовска.

Одной из разработок, которые были представлены военным, и оказался «Объект 19». При этом военным было из чего выбирать. Так брянский проект – «Объект 1200» был машиной колесной схемы, который основывался на богатом опыте брянцев по созданию тяжелых грузовиков, таких, как семейство автомобилей БАЗ-543. На этом фоне рубцовский «Объект-19» был самым необычным проектом, которой обладал колесно-гусенечной ходовой частью, которая напоминала довоенные австрийские «Зауэры». «Объект 19» обладал обычной колесной подвеской для движения по дорогам и гусеницами, которые располагались в середине корпуса и могли использоваться для улучшения качеств проходимости. Двигатель БМП находился в корме, пехота должна была покидать машину через люки, расположенные на крыше сзади башни. Конструкторское бюро Гаврилова представило на конкурс 2 проекта – объект 914 и 911. Проект 911 был несколько необычной машиной. Под корпусом у него находилось 4 убирающихся колеса, которые при движении по дороге могли опускаться для придания машине дополнительного ускорения.

В то же время объект 914 был более классическим и полностью гусеничным вариантом, с двигателем, расположенным в корме, экипаж покидал машину через крышу. Последним проектом был исаковский объект 765, который также был полностью гусеничным. Именно «Объекту 765» было отдано предпочтение военных, и он навсегда вошел в историю, как БМП-1. Главным отличием между «Объектом 765», который назывался «Коршун», и остальными машинами было расположение двигателя в передней части корпуса. Такое расположение позволяло разместить в корме отделение десанта и двери для их удобного покидания боевой машины. Такая компоновка в дальнейшем стала «классической».

Описание конструкции «Объекта 19»

Проект достаточно необычной колесно-гусеничной БМП на весьма оригинальном шасси был представлен КБ Алтайского тракторного завода в 1964 году. Машина, который присвоили наименования «Объект 19», обладала сварным корпусом из катаных бронелистов и имела некоторое сходство с БРДМ-2. Конструкция ее ходовой части представляла собой колесной шасси (с формулой 4Х4), а также вспомогательным гусеничным движителем, который находился между осями передних и задних колес. Гусеничный движитель планировалось использовать только для увеличения проходимости, для чего он мог опускаться на грунт. При этом переход с колесного хода на колесно-гусеничный можно было провести прямо на месте или в движении всего за 15-20 секунд. В шасси БМП применялись специальные полые катки, заимствованные от легкого плавающего танка ПТ-76.

Согласно используемой компоновочной схеме место механика водителя располагалось спереди слева, справа от механика-водителя было место командира. У каждого члена экипажа имелся свой отдельный люк для покидания БМП. В середине корпуса находилось боевое отделение с вращающейся башней. Места десантников располагались вокруг боевого отделения. Они должны были покидать боевую машину через задние люки, смонтированные на крыше корпуса.

В одноместной башне кругового вращения находилась 73-мм гладкоствольная пушка 2А28 «Гром», спаренный с ней 7,62-мм пулемет и пусковая установка для противотанковых ракет 9М14М «Малютка». В корме БМП «Объект 19» находилось моторно-трансмиссионное отделение, в котором устанавливался двигатель водяного охлаждения, развивавший мощность в 300 л.с. «Объект 19» мог двигаться на плаву с помощью 2-х водометных движителей (водометов) реактивного типа, такой же принцип был использован на БМП-1.


Тактико-технические характеристики БМП «Объект 19»:
Боевая масса машины –13,1 т.
Габариты: длина – 6830 мм., ширина – 2870 мм., высота – 2100 мм.
Преодолеваемые препятствия: подъемы до 25 градусов, крен – 25 градусов
Мощность силовой установки – 300 л.с.
Максимальная скорость – 80 км/ч, на плаву – 10 км/ч.
Запас хода – 500 км.
Бронирование машины было противопульным
Экипаж – 2 человека, десант – 8 человек
Вооружение: 73-мм орудие 2А28 (40 снарядов), 1х7,62-мм пулемет ПКТ (возимый боекомплект 2000 патронов), 4 ПТУР 9М14М «Малютка». На машине использовался прицел 1ПН22 и радиостанция Р-123.

Источники информации:
-http://otvaga.narod.ru/Otvaga/armour-rus-obj/a_019.htm
-http://vooruzenie.ru/publ/5-1-0-20
-http://ru.wikipedia.org
Автор:
Юферев Сергей
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти