Проект самолёта-заправщика NGAS и его перспективы
Концепт перспективного самолёта-заправщика от Lockheed Martin
Военно-воздушные силы США планируют создать и принять на вооружение новый самолёт-заправщик под названием Next-Generation Air-Refueling System (NGAS). На данный момент проект находится на самых ранних стадиях, и пока речь идёт только о формировании общих планов. Однако ВВС уже определили свои потребности и знают, как будут их реализовывать. Недавно руководство этой организации раскрыло некоторые детали новых планов.
Актуальные планы
Недавно в Вашингтоне прошла очередная конференция Air & Space Forces Association (AFA). Это мероприятие является одной из главных площадок для выступлений ответственных лиц, объявления планов и демонстрации новых разработок.
На конференции выступил министр ВВС США Фрэнк Кендалл. Он рассказал о перспективных проектах авиационной техники, которые сейчас находятся на стадии разработки. Особое внимание было уделено программе создания истребителя NGAD, а также затронули иные темы.
В частности, министр напомнил, что в течение двух последних лет ведутся работы по созданию перспективного самолета-заправщика NGAS. На данный момент проект находится на стадии предварительной проработки. Изучаются потребности ВВС и формируются требования к будущему самолёту.
По словам министра, в ближайшее время ВВС завершат предварительный анализ, и проект NGAS сможет перейти на следующую стадию. При этом NGAS ждут серьезные изменения организационного характера. С целью оптимизации расходов и сокращения времени разработки планируется объединить работы по заправщику и тактическому боевому самолету NGAD.
Строевой танкер KC-135R. Фото Wikimedia Commons
Следует напомнить, что недавно Пентагон принял решение приостановить разработку истребителя NGAD для переработки ключевых идей этого проекта, изменения технического задания и т.д. Теперь стало известно, что эту программу ждут более серьезные изменения. Их целью является не только разработка более совершенного истребителя, но и создание унифицированного самолета другого класса.
Министерство ВВС уже готовится к проектированию будущих самолетов новых типов. За несколько дней до конференции AFA оно выпустило запрос информации для предприятий авиационной промышленности. В течение следующих нескольких недель ожидаются технические предложения на тему разработки проектов NGAS, NGAD и т.д.
По задумке министерства, предложения промышленности по всем таким проектам должны поступить практически одновременно, в пределах небольшого интервала времени. Это упростит организацию последующей разработки нескольких проектов авиационной техники. Кроме того, такой подход даст определенные преимущества и на стадии производства самолетов.
Большие планы
В настоящее время ВВС США обладают значительным парком воздушных танкеров. В него входит более 300 самолётов трёх моделей. Эти самолёты оснащены системами дозаправки двух основных типов и способны осуществлять передачу топлива самолётам и вертолётам тактической, стратегической и армейской авиации.
Однако текущее состояние флота заправщиков нельзя назвать идеальным. Самолёты KC-135 и KC-10 устарели как морально, так и физически, и постепенно выводятся из эксплуатации. В то же время продолжается закупка современных KC-46, но их количество ограничено, и о полномасштабном переоснащении строевых частей пока не идёт речи.
KC-46 с выпущённой заправочной штангой. Фото Минобороны США
Современные самолёты-заправщики имеют ряд характерных недостатков. Один из главных — низкая живучесть и устойчивость в боевых условиях. Из-за своей особой роли они привлекают внимание зенитных систем и истребителей противника, становясь приоритетной целью. При всём этом, современные американские танкеры построены на базе гражданских лайнеров, что делает их достаточно легко обнаружимыми и уязвимыми для поражения. Даже единственное попадание ракеты может стать фатальным для самолёта, а потеря даже одного заправщика может поставить под угрозу всю воздушную операцию.
ВВС США стремятся избавиться от этих рисков, и это является одной из главных целей текущего проекта NGAS. Проект предусматривает разработку самолёта-заправщика, способного выполнять свои задачи в сложных условиях и при наличии активного противодействия со стороны противника.
Некоторые пожелания заказчика к проекту NGAS уже известны. В первую очередь, от такого самолёта требуется высокая продолжительность и дальность полёта, а также малая заметность во всех диапазонах. Он должен нести десятки тонн топлива и аппаратуру для его передачи.
Из последних новостей следует, что танкер NGAS будет разрабатываться параллельно с боевым самолётом NGAD и перспективными многоцелевыми беспилотными летательными аппаратами. Это позволяет предположить, что два самолёта будут унифицированы. Их могут построить на основе общих решений и с использованием одного набора компонентов.
В этом контексте особенно интересны стелс-технологии. Они были достаточно глубоко проработаны в контексте боевых самолётов, а теперь их применят при разработке воздушного судна вспомогательного назначения. Удастся ли использовать только уже существующие решения или потребуются новые, покажет время.
Концепт истребителя NGAD от Lockheed Martin. Заправщик NGAS может быть похож на него
Самолёт будущего
Новые проекты самолётов для ВВС США пока находятся на ранних стадиях разработки, но уже просматриваются их основные перспективы. В частности, постепенно уточняются сроки проведения работ и время получения реальных результатов.
Например, недавно министерство ВВС выпустило запрос информации о создании перспективного истребителя и танкера. Заявки от промышленности будут приниматься в течение нескольких следующих месяцев. Затем проект NGAS, вероятно, перейдёт на конкурсную стадию, которая может занять ещё несколько лет.
Во второй половине текущего десятилетия ожидается подведение итогов конкурса и выбор победителя. После этого компания-исполнитель проведёт полноценную разработку проекта, построит опытный образец танкера NGAS и подготовит его к полётам. Старт лётных испытаний планируют на начало тридцатых годов.
С учётом всех необходимых работ и сложности проекта, серийное производство самолётов NGAS планируют начать только к концу следующего десятилетия. Не позднее 2040 года серийные заправщики поступят в строевые части. К этому времени в ВВС должны остаться только танкеры KC-46 нынешней постройки. По мере поставок новой техники их будут списывать.
На уровне концепта
На данный момент самолёт NGAS существует только в виде общей концепции и требований заказчика. Разработка этого изделия ещё не начиналась, поэтому говорить о его облике преждевременно. Тем не менее, ВВС уже публиковали некоторые материалы на эту тему.
С помощью компьютерной графики показывали, как может выглядеть перспективный танкер. Эти концепты были основаны на идеях, упомянутых официальными лицами. Однако пока неясно, будет ли реальный NGAS похож на опубликованные изображения.
Концепт NGAD от Northrop Grumman
Предполагается, что самолёт-заправщик NGAS будет малозаметным и дозвуковым. Из-за этого концепты показывают самолёты схемы «бесхвостка» или «летающее крыло» с характерными обводами и компоновкой. Нарисованные самолёты такого рода практически не отличаются от гипотетических истребителей или бомбардировщиков следующего поколения.
NGAS будет иметь характерное бортовое оснащение. Внутренние объёмы планера будут максимально использованы для размещения баков как для собственного топлива, так и для передаваемого горючего. Возможно, все эти ёмкости будут объединены для получения дополнительных возможностей.
Сколько топлива сможет перевозить NGAS, неизвестно. Вероятно, по этим характеристикам он будет близок к существующей технике. Например, современный KC-46 может доставить в нужную точку и передать более 94 т горючего.
Можно предположить, что NGAS сохранит оба типа заправочных систем, используемых в авиации США. На нём разместят выпускаемую штангу и агрегаты типа «шланг-конус». Вероятно, самолёт сможет одновременно заправлять несколько летательных аппаратов с соответствующим приёмным оборудованием.
Работы продолжаются
Таким образом, проект NGAS продолжает развиваться. Судя по последним заявлениям министра ВВС США, пройден этап формирования общих концепций и определения требований. Теперь заказчик переходит к следующему этапу, после которого начнётся полноценный конкурс на разработку.
Первый полёт, запуск в серийное производство и начало использования перспективного танкера все ещё остаются делом отдаленного будущего. Однако эти события медленно, но верно приближаются, и текущее положение дел даёт Пентагону повод для оптимизма.
Информация