Россия отмечает День победы русских полков в Куликовской битве

53
Россия отмечает День победы русских полков в Куликовской битве

21 сентября в России отмечается День воинской славы в честь победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над войском Орды в Куликовской битве. Историки называют это событие важнейшим шагом на пути к восстановлению единства Руси и будущему свержению золотоордынского ига.

Во второй половине 14 века на Руси все еще продолжалась междоусобная борьба отдельных княжеств, однако, лидерская роль Москвы проявлялась все отчетливее. Местный правитель Дмитрий стремился объединить часто враждовавших друг с другом русских князей под своим началом. Этот процесс вызывал серьезную тревогу в Золотой Орде, внутри которой также шла жестокая борьба за власть. Победителем в ней в итоге стал хан Мамай, решивший на корню пресечь стремление русских княжеств к созданию централизованного государства.



Именно стремление Мамая упредить неприятности, возможные в отдаленной перспективе, заставили его еще в 1378 году послать на Русь войско, которым командовал мурза Бегич. Однако этот монгольский поход завершился полным фиаско. Рать Бегича была разбита, а молодое московское княжество заметно усилило свое влияние внутри Руси, дав населению надежду на полное избавление от монголо-татарского ига.

Ярость, в которую пришел Мамай, узнав о поражении своего войска на Руси, заставила его собрать еще более многочисленное воинство для нового похода на русские земли. Он начался летом 1380 года. В союзники к Мамаю записался великий литовский князь Ягайло и рязанский князь Олег, не желавший подчиняться Москве.

В июле 1380 года известие в приближении войска Мамая дошло до Москвы. Князь Дмитрий, осознавая всю опасность своего положения, обратился к русским князьям, православному народу, а также побывал у преподобного Сергия Радонежского, чтобы получить его благословение на борьбу с Ордой. Уважение, которое Дмитрий заслужил своим стремлением к суверенитету от монголов, позволило ему собрать под своим командованием войско, общей численностью почти 100 тысяч человек. В его состав вошли представители 27 русских городов и княжеств.



Встречать войско Мамая было решено в верховьях Дона. Для этого, а также для того, чтобы не допустить соединения войска Золотой Орды с союзниками, рать князя Дмитрия форсировала реку Оку, и выдвинулась навстречу полчищам Мамая.

Именно этот маневр стал первой неожиданностью для Мамая, который ожидал, что русские полки займут оборону на рубежи реки Оки. Второй неожиданностью для хана стал безусловный талант военачальника, которым обладал князь Дмитрий. Перед битвой он так расположил свои полки, что с флангов защиту им обеспечивали густые леса.



В центре, как это было принято у русских войск, расположился Большой полк, а за ним – резерв, который должен был вступить в бой в случае прорыва ордынской конницы. Кроме того, в урочище «Зеленая Дубрава», которое находилось в зоне ответственности полка Левой руки, был расположен Засадный полк, которому суждено было сыграть решающую роль в сражении.

21 (8) сентября началось сражение. Ему предшествовал поединок русского богатыря монаха Александра Пересвета с монгольским батыром Челубеем. Оба воина насмерть поразили друг друга копьями. После этого славившиеся конным напуском татары бросили в бой свою кавалерию. Она смогла смять боевые порядки передового полка и вступила в битву с Большим полком.



Ценой огромных потерь русским воинам удалось сдержать конницу ордынцев, тогда Мамай перенес основной удар на полк Левой руки, также к этому времени значительно поредевший. Резерв, подоспевший на выручку терпящему бедствие подразделению, не смог серьезно повлиять на ход сражения. Монголы уже готовились праздновать победу.

Вот тут-то и пробил самый настоящий звездный час Засадного полка. Владимир Серпуховский, который командовал этим подразделением, несколько раз порывался вступить в бой, видя, как ордынцы громят русское воинство, но его удержал воевода Боброк. Лишь когда татары прорвались к реке, обнажив тем самым свой тыл, Засадный полк получил приказ атаковать.

Удар русской конницы застал монголов врасплох. В их боевых порядках началась паника, и воины обратились в бегство. На этом фоне второе дыхание открылось и у тех русских полков, которые в предыдущие часы сражения утратили свои позиции. Они перешли в контратаку, окончательно повергнув в шок ордынцев.

Мамай с небольшим отрядом первым бежал с поля боя, а остатки его войска русская конница гнала еще 50 километров, истребив значительную часть лучших воинов Золотой Орды. Впрочем, потери русских полков оказались такими, что уцелевшие воины еще несколько дней хоронили своих павших товарищей в братских могилах.

Историки не склонны недооценивать значение Куликовской битвы и победы в ней русских войск, подчеркивая, что именно это событие сыграло значительную роль в освобождении Руси от монголо-татарского ига. И хоть дань Орде приходилось платить еще на протяжении нескольких десятилетий, к своему былому могуществу она так и не вернулась. Московское княжество напротив сумело настолько укрепить свой авторитет, что его ведущая роль в образовании единого и сильного Русского государства уже не подлежала сомнению.

13 марта 1995 года Федеральный закон № 32-ФЗ учредил 21 сентября праздничной датой «День победы русских полков в Куликовской битве».
53 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    21 сентября 2024 05:07
    Много чести для тысяцкого Мамая называть его "ханом". Одна неточность и недоверие к статье в целом.
    1. +6
      21 сентября 2024 06:02
      Цитата: andrewkor
      Одна неточность и недоверие к статье в целом.

      Статья вообще куча штампов, которые уже опровергнуты историками.
      Второй неожиданностью для хана стал безусловный талант военачальника, которым обладал князь Дмитрий.
      Знаете, для меня это тоже неожиданность. При всем уважении к тому, что сделал Дмитрий Донской, а это ведь не только победа на Куликовом поле, но не был он талантливым полководцем, талантливым, крепким хозяйственником да, был, хорошим дипломатом, неплохим управленцем, крепким и умелым воином был, но вот полководцем нет.. Замысел и воплощение Куликовской битвы это заслуга Боброка Волынского. Дмитрий же устранился от руководства и ушел в линию воевать простым воином.
      И шел Дмитрий против УЗУРПАТОРА, почему к нему легко присоединилось много иных князей, которые отказались это делать позже, в иной обстановке, во время нашествия законного правителя Золотой Орды - хана Тохтамыша.
      Да и сама битва, происходила иначе, чем нам её рассказывают старые учебники истории.
      Фактически это было встречное сражение двух, высокоманевренных конных войск, то есть высокопрофессиональных войнов княжеских дружин с русской стороны и войска Золотой Орды. В котором объединенному войску русских земель удалось одержать полную победу.
      1. +6
        21 сентября 2024 06:29
        Да, и зря не написали, что 500 тыс. Дмитрий собрал. 10-12 тыс. И по тем временам это было огромное войско.
        1. 0
          22 сентября 2024 07:04
          Цитата: Lykases1
          Да, и зря не написали, что 500 тыс. Дмитрий собрал. 10-12 тыс. И по тем временам это было огромное войско.

          Нас ТЬма! А Нас Рать! laughing
      2. -10
        21 сентября 2024 15:50
        Сама Куликовская битва под большим вопросом....
        1. +2
          21 сентября 2024 18:48
          Все под вопросом, начиная с Троянской войны и кончая высадкой америкосов на Луне... и земля тоже наверное плоская. Иначе бы люди упали с нее и скатились бы прямо в космос, будь она шариком, это же очевидно любому здравомыслящему человеку, не так ли? Люди же не мухи, что бы бегать по потолку...
      3. +1
        22 сентября 2024 07:03
        Цитата: svp67
        Фактически это было встречное сражение двух, высокоманевренных конных войск, то есть высокопрофессиональных войнов княжеских дружин с русской стороны и войска Золотой Орды.

        И 100-тысячное войско бАААльшая натяжка! Ну а так - красивая байка про полки разных рук, поединок Пересвета с Челубеем... Летописи это, по сути, художественная литература...
    2. +1
      21 сентября 2024 09:20
      Да , день славы русского оружия и людей подвиг сотворивших. И князь бился в боевых порядках в латах простого воина. Личный Пример подавал.
      1. +1
        21 сентября 2024 10:17
        Где должен быть командир?
        1. 0
          22 сентября 2024 09:52
          Цитата: Sumotori_380
          Где должен быть командир?

          Там, где он способен эффективно управлять боем
          1. 0
            22 сентября 2024 09:53
            Рубясь в рядах простых воинов, это вряд ли возможно
            1. 0
              22 сентября 2024 09:54
              Цитата: Sumotori_380
              Рубясь в рядах простых воинов, это вряд ли возможно

              Ни каким образом...
    3. 0
      23 сентября 2024 08:57
      штамп на штампе. Размеры Куликова поля таковы, что если поставить там пехоту плечом к плечу, то с каждой стороны поместилось-бы тысяч по 40 бойцов, а сражалась по описанию в основном конница, которой нужен простор.
  2. «День победы русских полков в Куликовской битве» —

    — "Ратный подвиг предков не забудем,
    Русских воинов святы имена!
    Сквозь века нести и помнить будем:
    Русь Святая не покорена!" ...
    (Н. В. Чернов)
  3. BAI
    0
    21 сентября 2024 07:06
    1.
    также побывал у преподобного Сергия Радонежского, чтобы получить его благословение на борьбу с Ордой.

    не было этого.
    2.
    Ему предшествовал поединок русского богатыря монаха Александра Пересвета с монгольским батыром Челубеем.

    и этого не было
    1. 0
      21 сентября 2024 10:18
      У волгоградского фантаста Евгения Лукина на эту тему есть короткий чудесный рассказ Хронопутало
  4. +3
    21 сентября 2024 07:07
    безусловно , Россия обязана знать , чтить , ценить, гордо выставлять на показ и праздновать свои исторические военные победы .Только вот огорчает одно , что такие победы как на Куликовском поле, праздничным днём русского оружия объявили ельцинисты-либерасты без всякого боя ,имея полные арсеналы оружия ,без единого выстрела сдавшие страну и отбросившие её границы на 400 лет назад , бросив там ещё на произвол судьбы и 20 000 000 русских . Их лицемерие налицо !
    1. -8
      21 сентября 2024 10:20
      У коммунистов с Финляндией и Польшей тоже не срослось
      1. +4
        21 сентября 2024 16:47
        Не знаю, что и где у вас там с коммунистами не срослось, но Польская Народная республика была достаточно долго как в соцлагере, так и в ОВД, а Финляндия была ценна своим нейтралитетом, рузумной по отношению к СССР и миру политикой, а также взаимовыгодной торговлей с СССР.
        1. -3
          21 сентября 2024 16:58
          Ненене! Речь шла о границах. Были Польша и Финляндия в составе РИ? Были. Вошли в Союз? Не вошли
          1. 0
            21 сентября 2024 19:17
            Так и Германия не вошла, и Венгрия, и что?
            1. 0
              21 сентября 2024 19:20
              Я отвечал на плач о том, что границы РФ меньше советских. Что с Союзом тоже такая беда приключилась, часть территорий РИ не вошла в состав СССР. Ни Германия, ни Венгрия - в отличие от Польши с Финляндией - в состав РИ никогда не входили
              1. +1
                21 сентября 2024 23:35
                Вопрос о том, кто входил или не входил в состав СССР после распада Российской империи, интересный. Те же Польша и Финляндия не вошли формально. Ну и что? Это вопрос в первую очередь, степени влияния страны на другие государственные образования. Какая разница, что Чехословакия в СССР не входила на правах республики? В орбите влияния коммунистов была даже Латинская Америка, чем не могла похвастаться Российская империя. Я уж не говорю о ГДР, Африке. Так какая разница, кто входил в Российскую империю или СССР, если границы давно не определяются по административно-территориальному признаку?
          2. 0
            22 сентября 2024 07:22
            Цитата: Sumotori_380
            Речь шла о границах. Были Польша и Финляндия в составе РИ? Были. Вошли в Союз? Не вошли

            Так и Аляска не вошла в состав СССР!
            1. 0
              22 сентября 2024 09:34
              Аляска при РИ отпала. Здесь же речь о потерях в случае изменения общественного строя
              1. 0
                22 сентября 2024 12:08
                Цитата: Sumotori_380
                Здесь же речь о потерях в случае изменения общественного строя

                Это вы так решили?
      2. +1
        22 сентября 2024 07:21
        Цитата: Sumotori_380
        У коммунистов с Финляндией и Польшей тоже не срослось

        А что не срослось то у коммунистов? Советский военный блок назывался ВАРШАВСКИЙ Договор! А Финляндия всю дорогу была нейтральной страной и не о каком НАТО даже и не думала! А вот ПОСЛЕ коммунистов мы имеем то, что сейчас имеем! И с Польшей, и с Финляндией! fellow
    2. -6
      21 сентября 2024 10:21
      Полагаете, удержание 14 республик вооруженным путем было бы дальновиднее?
      1. +1
        22 сентября 2024 12:26
        Цитата: Sumotori_380
        Полагаете, удержание 14 республик вооруженным путем было бы дальновиднее?

        Что значит вооружённым? Вы забыли как народ голосовал на референдуме за сохранение Союза? Всё что надо было сделать это арестовать лидеров различных сепаратистов, судить и расстрелять по приговору за измену Родине! Благо УК тогда позволял. И всё бы закончилось, так как это закончилось в Китае после "площади Тяньаньмэнь"! Единственно возникли бы некоторые проблемы с Прибалтийскими Республиками, такие же как у Китая с Синьцзян-Уйгурским автономным районом. Но и они были бы решаемы по китайскому образцу - заселением прибалтийских республик русскими (благо их и так там не мало местами) и выходцами из других республик СССР. И ни о каком удержании вооружённым путём, да ещё и 14-ти республик речи бы не шло! В Средней Азии ни о каком выходе и не думали. А Казахстан, вообще, вышел из состава СССР последним!
        Но для всего этого нужна Политическая Воля! А у нас, как это обычно бывает в трудные моменты, у власти была посредственность. Ну или переломные моменты настают, когда у власти оказывается посредственность...
        Так что имеем, то что имеем - собрались в Беловежской пуще три лидера братских славянских народов и упразднили Страну!
        1. 0
          25 сентября 2024 13:51
          В том- то и дело,что не посредственность у власти была ,а откровенный,убежденный враг,завербованный агент,оказавшийся на месте императора . Как- то быстро он таким- же окружением оброс. Не ладно было в СССР в конце 80х.Очень легко контра победила .
          1. 0
            25 сентября 2024 14:40
            Это вы про Горбачёва что ли?
            1. 0
              25 сентября 2024 14:51
              Именно. С него всё началось. А Вы о ком писали? Ебн то не был посредственностью.
              1. 0
                25 сентября 2024 15:40
                Про него, родимого... человека масштаба председателя колхоза, случайно залезшего на вершину Олимпа... Поэтому и удивился вашему - убежденный враг,завербованный агент wassat Когда же его завербовали то, интересно? what Не хватает только - член масонской ложи! fellow
                1. 0
                  25 сентября 2024 15:45
                  Завербовали его ещё комсомольским секретарем. Там наверно сами офигели как им подфартило,когда его Либерман начал активно толкать в политбюро
  5. +7
    21 сентября 2024 07:21
    Ну почему, неужели так трудно открыть и прочесть последние исследования историков о том, как было на самом деле? Это ведь никоим обоазом не принизит доблесть русских воинов! Сколько можно публиковать штампы по Ледовое побрище, Куликовскую битву, Бородино, Прохоровку и так далее и так далее. Раздел история все же должен быть историчным.
  6. +5
    21 сентября 2024 08:00
    Мамай был отщепенец в Орде, а не хан.
    1. +5
      21 сентября 2024 10:50
      Беклярбек и темник Золотой Орды он был. Сиречь - великий везирь, или по современному Председатель Правительства Российской Федерации и военачальник ЧВК "Мамаева Орда" .

      Вот происхождение - подкачало, не чингизид. От этого все беды. Зато жена - Тулунбек-ханум -чистокровная чингизидка из рода Бату, пережила мужа и женой Тохтамыша еще побывала, правда тот ее зарезал при попытке государственного переворота.

      Самого Мамая зарезали нукеры Тохтамыша в Крыму, когда догнали после разгрома на Куликовом поле и битве на Калке. Тохтамыша зарезали чуть погодя при осаде Тюмени.

      ИМХО, во всем виновата Тулунбек-ханум, к гадалке не ходи.
  7. 0
    21 сентября 2024 13:32
    Не читал , где где она правда то
  8. 0
    21 сентября 2024 14:25
    Первое. Никаких татаро-монголо не было. Были ТАРТАРЫ. Второе : потом литовцы напали на войско , идущее домой , разбили его и взяли богатые трофеи.
  9. -1
    21 сентября 2024 16:19
    Штампы в статье конечно есть,но большинство историков ведь не отрицает общую численность войск Мамая около 90-100 тыс.,участие в этом войске генуэзских наемников,литовцев от Ягайло( куда же без них),ну и рязанцы тоже там были,не без этого.Знакомая картина,что то напоминает,не правда ли?Но ту нелюдскую орду за день разбили ,а такую же новую орду из 15-20 тыс нелюдей которая вроде меньше в несколько раз в Курской области почему-то уже полтора месяца разбить не можем.Как же так?Получается нет у нас Дмитрия Донского во главе?
  10. +1
    21 сентября 2024 16:37
    Совершенно незаслуженно Дмитрий Донской оставлен российской историографией в тени, на фоне всячески превозносимого Александра Невского. А ведь именно после Куликовской Битвы началось формирование централизованного русского государства на основе Московского княжества и сбор русских земель, которое в финале своего развития оформится в СССР.
    1. +1
      21 сентября 2024 19:21
      Невский -кумир Путина . Ради этого даже сфальсифицировали результаты голосования в проекте "Имя Россия " в 2010 году ,втащив Невского на первое место ,хотя честно победил Сталин .
      1. 0
        22 сентября 2024 09:46
        Дык , коллега. Одним делом в молодости занимались. Хорошо,что не Николашу или Сашу третьего.
  11. 0
    21 сентября 2024 19:13
    Факт битва была, победа была. Сегодня ,правда даже место её оспаривается. А что там и как мы знаем из весьма недостоверных источников. История "наука"неточная, выводы недоказуемы, экспериментальным путём не проверишь.
    1. m-z
      +1
      21 сентября 2024 22:44
      Цитата: Essex62

      Факт битва была, победа была. Сегодня ,правда даже место её оспаривается.

      Уже не оспаривается, место Куликовской битвы найдено Верхне-Донской археологической экспедицией под руководством начальника отряда Олега Двуреченского. Опубликованы уже научные материалы, находки и т.д.
      1. 0
        22 сентября 2024 09:38
        И что там нашли? Останки,оружие,доспехи? Дык на этой территории махач шел на протяжении всей истории Руси. Вон у нас под кремлём копаются, уже лет десять. Даже стоянку древнего человека обнаружили.
        1. m-z
          0
          23 сентября 2024 22:29
          Цитата: Essex62

          И что там нашли? Останки,оружие,доспехи?

          Именно так - останки, оружие (части, в основном), доспехи и различная утварь(тоже неполные, конечно) характерные для середины-конца 14 века. И расположение находок, и их численность позволяют сделать однозначный вывод о масштабах сражения.
          Цитата: Essex62

          Дык на этой территории махач шел на протяжении всей истории Руси.

          Битв такого размаха, кроме Донского побоища в тех местах в то время не было. Да и в другое время тоже.
  12. +3
    21 сентября 2024 19:39
    Не надо ничего выдумывать. И нашли место битвы, и установили приимерную численность с двух сторон (максимум 5-10 тыс. с каждой стороны), и состав воинских контингентов участников (99 процентов - конница, причем со стороны Руси - рыцарского тяжёлого типа, где применятся таранный удар), примерно определили ход битвы (не противоречит летописям). По меркам 14 века - битва грандиозная
    И конечно, Мамай - не хан т.к. не Чингизид.
  13. +2
    21 сентября 2024 21:36
    Хватит уже врать. Платить дань хмырю Мамаю не хотели. Ибо не Чингизид. Вот и все. Появился Тохтамыш и лапки кверху. Тимур разгромил Тохтамыша и пошел на Русь. Но в Ельце до него дошло, что страна бедна есть и побогаче. Есть Индия, есть Китай ну ее на фиг эту Русь.
    1. 0
      22 сентября 2024 09:57
      Типа, а кто ты такой, чтобы нас крышевать? Мы, вообще-то, под Тохтамышем ходим...
  14. +2
    22 сентября 2024 01:12
    Это празднование, что бы про Курскую область не писать в новостях?
    Вообще то в дату сию много и посвежее есть в нашей истории. Автору лень, так давайте поможем...
    От турок отбито Бьярне-Пелице.
    От них же Бугеч.
    Нова-Остра оставили без боя.
    Позднее...
    Жуз, Ихмет, Сарчары, Чирчик. Современный Ташкент значительно позднее в историю борьбы за Ср. Азию 19-го века попадёт.
  15. +1
    22 сентября 2024 01:15
    Цитата: Игорь Белобров
    Хватит уже врать. Платить дань хмырю Мамаю не хотели. Ибо не Чингизид. Вот и все. Появился Тохтамыш и лапки кверху. Тимур разгромил Тохтамыша и пошел на Русь. Но в Ельце до него дошло, что страна бедна есть и побогаче. Есть Индия, есть Китай ну ее на фиг эту Русь.


    Так вот откуда политика Бориса Николаича корни то имеет. Из Ельца. Сами мы бедные, но сами себя и разуем и разденем, и на запад продадим.
  16. +2
    22 сентября 2024 04:36
    Золотой орде положил конец Тимур в двух битвах одна у Терека и последняя под Самарой.