60 лет назад – 21 сентября 1964 года совершил свой первый полёт XB-70 Valkyrie

69
60 лет назад – 21 сентября 1964 года совершил свой первый полёт XB-70 Valkyrie


Одинокий XB-70 Valkyrie сфотографирован во время перемещения в новое здание в музее ВВС США, расположенном на авиабазе Райт-Паттерсон, штат Огайо, 27 октября 2015 года. Начиная с конца 1950-х и до середины 1960-х годов испытания проводились на авиабазе Арнольд, штат Теннесси, в штаб-квартире Arnold Engineering Development Complex, в поддержку программы XB-70. Ныне списанный самолет совершил свой первый полет 21 сентября 1964 года (фото ВВС США, Уилл Хаас).



Статья, опубликованная на сайте ВВС США, посвящена 60-летию первого полета легендарного XB-70 Valkyrie, сверхзвукового бомбардировщика, который поразил воображение как энтузиастов авиации, так и инженеров. Известный своим гладким и футуристическим дизайном XB-70 остается символом экспериментального и амбициозного духа развития самолетов времен холодной войны. Несмотря на то, что было построено всего два прототипа, самолет оставил неизгладимый след в истории военной авиации.

XB-70 Valkyrie изначально задумывался в 1950-х годах как высокоскоростной высотный бомбардировщик для Стратегического авиационного командования ВВС США. North American Aviation XB-70 Valkyrie – прототип запланированного сверхзвукового стратегического бомбардировщика дальнего действия B-70 с ядерным вооружением для Стратегического авиационного командования ВВС США.

Разработанный в конце 1950-х годов компанией North American Aviation (NAA) для замены B-52 Stratofortress и B-58 Hustler с дельтавидным крылом мог пролететь тысячи миль с крейсерской скоростью 3 Маха (3 185 км/ч) на высоте 70 000 футов (21 000 м). В то время, когда технический прогресс стремительно ускорялся, ВВС США искали бомбардировщик, способный летать быстрее и выше, чем B-52 Stratofortress, их рабочая лошадка той эпохи (а также основа стратегического бомбардировочного флота сегодня и еще несколько десятилетий в будущем).


С запланированной крейсерской скоростью 3 Маха и рабочей высотой 70 000 футов проект XB-70 обещал создать строевой бомбардировщик, способный преодолеть ПВО СССР, которая вызывала растущую озабоченность у лидеров США в годы холодной войны.

Если учесть тот факт, что ограничения по скорости целей, захватываемых на АС основных комплексов ЗРК С-25 и С-75 ПВО СССР того времени составляло – 1,5 Маха (1 600 км/ч), то же касается управляемого ракетного оружия класса «воздух-воздух» советских перехватчиков, то можно уверенно утверждать, что перспективы у проекта были. Правда, преимущества эти были бы в любом случае временными, уже во втором поколении советских ЗРК параметры перехватываемых целей приближались к полётным характеристикам «Валькирии».

Оставался только научно-технический интерес у самих создателей этого инженерного чуда. На время проведения НИОКР по проекту (конец 1950-х – начало 1960-х) самолёт был технически, технологически передовым и чрезвычайно перспективным проектом, но американцы слишком долго с ним возились, русские их обошли.

Одной из самых выдающихся особенностей XB-70 была его способность кататься на собственной ударной волне, инновационное конструкторское решение, которое позволяло ему сохранять устойчивость и управляемость на сверхзвуковых скоростях.

Дельтавидное крыло Valkyrie в сочетании с шестью мощными реактивными двигателями придавало ему экзотический и футуристический вид, делая его одним из самых визуально отличительных самолетов, когда-либо построенных. Его внешние панели крыла были шарнирными, что позволяло их опускать во время полета для оптимизации аэродинамических характеристик на высоких скоростях.


С этого ракурса XB-70 выглядит как инопланетный космический корабль


В статье подчеркивается решающая роль, которую сыграла компания Arnold Engineering Development Complex (AEDC) в разработке XB-70.

Испытания двигателей, аэродинамики и других ключевых компонентов Valkyrie начались на авиабазе Арнольд в конце 1950-х годов, задолго до того, как появился первый прототип. Оборудование AEDC сыграло важную роль в расширении границ возможностей авиации того времени.

Одно из самых ранних испытаний включало в себя сопла воздушно-реактивных двигателей, предложенные для XB-70 в марте 1958 года. За этим последовали обширные испытания в аэродинамической трубе масштабных моделей Valkyrie, где также изучались аэродинамические характеристики авиабомб, сбрасываемых с самолета.

Техник вносит коррективы в масштабную модель XB-70 Valkyrie перед оценкой аэродинамических характеристик, связанных с самолетом, в туннеле A газодинамического комплекса фон Кармана на авиабазе Арнольд, штат Теннесси, где находится штаб-квартира Arnold Engineering Development Complex, в 1959 году.

Начиная с конца 1950-х и до середины 1960-х годов испытания проводились на авиабазе Арнольд, штат Теннесси, где находится штаб-квартира Arnold Engineering Development Complex, в поддержку программы XB-70. Было построено всего два самолета Valkyrie, и из пары остался только один. Этот ныне списанный самолет совершил свой первый полет 21 сентября 1964 года.

Разработка продолжалась до начала 1960-х годов, когда турбореактивные двигатели YJ93, разработанные специально для XB-70, проходили строгие испытания в AEDC. Эти двигатели имели решающее значение для способности Valkyrie достигать и поддерживать сверхзвуковые скорости.


Однако в 1961 году, еще до завершения первого прототипа, программа бомбардировщика была отменена из-за бюджетных ограничений и опасений по поводу уязвимости бомбардировщика для советских ракет класса «земля-воздух», которые быстро совершенствовались.

Хотя программа создания бомбардировщика XB-70 была прекращена, «Валькирия» обрела новую жизнь в качестве исследовательского самолета.

Для сокращения дистанции пробега при посадке XB-70 потребовалось три тормозных парашюта (изображение предоставлено: Reddit edit The Aviationist).

ВВС США осознали потенциал самолета для исследований в области аэродинамики и тяги двигателей большой мощности, особенно в изучении аэродинамики больших сверхзвуковых самолетов.

В результате были завершены два прототипа XB-70, и испытания продолжились, в том числе в AEDC, где в августе 1962 года была испытана масштабная версия воздухозаборника XB-70 в паре с полномасштабным двигателем YJ93.

XB-70A номер 1 (62-001) совершил свой первый полет из Палмдейла на авиабазу Эдвардс, штат Калифорния, 21 сентября 1964 года. Второй борт XB-70A (62-207) совершил свой первый полет 17 июля 1965 года. Последний отличался от первого прототипа тем, что был построен с дополнительными 5 градусами двугранного угла на крыльях, как предполагалось в исследованиях в аэродинамической трубе Исследовательского центра Эймса НАСА, Моффетт-Филд, штат Калифорния.

North American XB-70A Valkyrie на рулежной дорожке с подъемником. Фотография сделана 21 сентября 1964 года, в день первого полета. Примечание: тормоза левого основного шасси заблокировались во время посадки, что привело к взрыву двух шин (фото ВВС США).

В то время как борт номер 62-001 совершил только один полет со скоростью выше 3 Маха из-за плохой путевой устойчивости при скорости свыше 2,5 Маха, второй XB-70 впервые достиг скорости 3 Маха 3 января 1966 года и успешно выполнил в общей сложности девять полетов со скоростью 3 Маха к июню того же года.

Однако программа Valkyrie потерпела сокрушительное фиаско в июне 1966 года, когда второй прототип настигло «Проклятие Максима Горького», борт был уничтожен в столкновении в воздухе с истребителем F-104N Starfighter во время фотосессии. Эта трагическая авиакатастрофа привела к потере ключевого лётного персонала и уменьшила будущие перспективы гражданской версии «Валькирии».


XB-70A Valkyrie сразу после столкновения. Обратите внимание, что F-104 находится на переднем крае огненного шара, и большинство вертикальных стабилизаторов XB-70A исчезли (фото ВВС США)


Несмотря на эту неудачу, оставшийся XB-70 продолжал служить ценной исследовательской платформой. В 1967 году ВВС США передали самолет NASA, где он использовался в рамках программы National Supersonic Transport (SST). NASA использовало XB-70 для исследования сверхзвуковых полетов, но программа SST была в конечном итоге отменена в 1971 году, что ознаменовало конец усилий Америки по разработке коммерческого сверхзвукового авиалайнера.

Последний полет XB-70 Valkyrie состоялся 4 февраля 1969 года, когда он был доставлен на авиабазу Райт-Паттерсон в Огайо. Там самолет был выставлен как экспонат Национального музея ВВС США, где он остается свидетельством смелой инженерной мысли и проекта своей эпохи.


Вид на шесть огромных форсажных камер на XB-70 Valkyrie, когда самолет временно вывозят из выставочного ангара для проведения музейного обслуживания


Хотя было построено всего два самолета XB-70, их наследие сохраняется: новаторские достижения самолета в области аэродинамики, характеристик двигателя и высокоскоростного полета помогли сформировать представление о перспективах сверхзвуковой авиации.

Пилоты, которые должны были выполнить первые испытательные полеты для XB-70 Valkyrie, управляют работой двигателя YJ93 на стенде, силовой установкой XB-70, двигатель испытывается в условиях имитируемого полета в мае 1964 года в ракетном испытательном центре на авиабазе Арнольд, штат Теннесси, в штаб-квартире Arnold Engineering Development Complex. Это было сделано для того, чтобы помочь пилотам ознакомиться с эксплуатационными характеристиками двигателя перед первым полетом XB-70, который состоялся 21 сентября 1964 года.

Начиная с конца 1950-х и продолжаясь до середины 1960-х годов, испытания проводились на авиабазе Арнольд в рамках программы XB-70. Было построено всего два самолёта Valkyrie, и только один из пары уцелел (фото ВВС США).

Первый прототип совершил в общей сложности 83 полета, налетев 160 часов 16 минут, а второй прототип совершил 46 полетов, налетев в общей сложности 92 часа 22 минуты.

XB-70 Valkyrie, смелый проект с новаторскими возможностями, продолжает очаровывать энтузиастов авиации и авиаинженеров. Его история, хотя и недолгая с точки зрения истории авиации, подчеркивает неустанное стремление к инновациям, которое было характерно в 1950–1960-е как для американской, так и для советской авиаконструкторской мысли.

Спустя шестьдесят лет после своего первого полета Valkyrie остается знаковым символом смелых амбиций авиаконструирования эпохи холодной войны.
69 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -12
    21 сентября 2024 05:13
    МИГ-25 её очень хорошо приземлил.
    1. +10
      21 сентября 2024 05:54
      Последний полёт ХВ-70 в 1969, МиГ-25 встал в строй в 1970. Тут не срослось.
      Но была возможность приземлить нарушителя-рецидивиста SR-71. И вот ни разу.
      1. +5
        21 сентября 2024 09:14
        Ну так то при разработке МИГ 25 в ТТХ закладывались возможности перехвата именно целей с параметрами Валькирии.
        Наш ответ так сказать.
      2. -6
        21 сентября 2024 14:09
        Опять вы лукавите, подтасовывает факты, вот что вы за народ то такой, кривой?
        В 1970 его поставили на вооружение
      3. +4
        21 сентября 2024 20:46
        Цитата: Прокоп_Свинин
        Последний полёт ХВ-70 в 1969, МиГ-25 встал в строй в 1970. Тут не срослось.

        МиГ-25 разрабатывался для противодействия именно "Валькирии" и "Хастлеру" , он неоднократно демонстрировался на воздушных парадах и рекорды скорости он установил до поступления на вооружение . В США о нём знали , как знали и у нас о "Валькирии" . Но пугали американских генералов наши новые ЗРК большой дальности С-200 .
        Цитата: Прокоп_Свинин
        была возможность приземлить нарушителя-рецидивиста SR-71. И вот ни разу.

        SR-71 никогда не нарушал границ СССР , летая вдоль наших границ в международном пространстве . И его не раз условно перехватывали , особенно когда появились МиГ-31 с Р-33 .
        Война во Вьетнаме показала что скорость и высота не спасают и американская авиация стала уходить на малые и предельно малые высоты . Вместо "Валькирии" был разработан сначала В-1А , а затем В-1В - для маловысотного прорыва .
        Цитата: Прокоп_Свинин
        Прокоп_Свинин

        Говорящая самоидентификация .
        У СССР были серийные строевые истребители развивавшие 3000 км\ч , и скорость ограничивалась исключительно "тепловым барьером" . После замены остекления фонаря МиГ-31 разрешенная скорость выросла до 3200 км\ч и кратковременно до 3400 км\ч . Это были (и есть) боевые истребители с вооружением и в количествах свыше 1000 единиц (для МиГ-25) и сотен для МиГ-31 . У США самолёты с такими скоростями были только опытные или специальные (разведывательные) и вооружение никогда не несли .
        Именно ввиду появления у СССР МиГ-25 работы по "Валькирии" были свёрнуты , В-1А не был принят на вооружение , а уже стоящий на вооружении В-58 "Хастлер" спешно снят с вооружения . Это из очень многочисленных западных публикаций тех лет и в последующем . Это знает любой профильный специалист , это Азбука ... Но Прокопу_Свинину сия прописная истина request не ведома .
        1. -4
          22 сентября 2024 02:47
          Натягивание совы на глобус с переходом на личности часто идут в пару. Знакомо, и не впечатляет. Так что, ваша реальность только для вашего внутреннего потребления.
          1. +4
            22 сентября 2024 12:20
            Цитата: Прокоп_Свинин
            Натягивание совы на глобус

            SR-71 совершал полёты над территорией СССР ?
            Конкретные случаи привести сможете ?
            Или это Ваша Сова на глобусе уКраины ?
            Цитата: Прокоп_Свинин
            Но была возможность приземлить нарушителя-рецидивиста SR-71. И вот ни разу.

            Когда этот нарушитель пересекал границу СССР и когда совершились рецидивы ?
            В то же время перехваты SR-71 при их полётах над Балтикой осуществлялись не раз (чтоб не сказать регулярно) советскими МиГ-31 с аэродрома в ГДР . Оперативного дежурного соединения ПВО контролировавшего этот процесс , знал лично . МиГ-31 практически регулярно сближался с "Чёрным Дроздом" на дистанцию применения своих ракет . Но эта птица никогда не рисковала проверить на дееспособность нашу ПВО и летала ТОЛЬКО в международном пространстве или над территорией союзных и дружественных государств .
            Да его (SR-71) даже шведский "Вигген" однажды перехватил .
            Цитата: Прокоп_Свинин
            была возможность приземлить нарушителя-рецидивиста SR-71. И вот ни разу.

            Итак - когда и где такая\такие возможности были ?
            Случай над Курилами известен и там его не просто перехватили , а очень сильно удивили - больше не летал .
            А вот наших "Ястребов" над Англией ни разу не перехватили и не сбили , хотя они точно нарушали .
            Цитата: Прокоп_Свинин
            с переходом на личности

            Жаловались , Прокоп ?
            Но "Валькирия" действительно очень красивый самолёт , как и наша "Сотка" . И оба остались лишь в прототипах .
            И "Чёрный Дрозд" нам нервы трепал , и в тонусе держал . Но летал лишь вдоль наших границ .
            Цитата: Прокоп_Свинин
            ваша реальность только для вашего внутреннего потребления.

            Моя реальность из практики работы соединений ПВО СССР , к которой я имел непосредственное отношение .
            1. -2
              22 сентября 2024 12:41
              Когда он нарушал? Не скажу, что каждый раз, но зайти хоть на несколько минут - раз плюнуть. Если не нарушал, не создавался бы переполох и трезвон по всей зоне ПВО. Офицеры говорили: если б заранее знать его маршрут, то сбить можно, а так увы. А облетал он участки раз-два в месяц.
              1. +3
                22 сентября 2024 13:51
                Цитата: Прокоп_Свинин
                Когда он нарушал? Не скажу, что каждый раз, но

                Но ни одного конкретного случая Вам достоверно не известно . Верно ?
                Цитата: Прокоп_Свинин
                , но зайти хоть на несколько минут - раз плюнуть.

                Так чего же не плюнул ни разу ?
                Цитата: Прокоп_Свинин
                Если не нарушал, не создавался бы переполох и трезвон

                Прокоп !! Готовность№1 объявляется ПРИ УГРОЗЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ Государственной Границы . Или если цель входит\намеревается войти в 25-километровую зону , прилегающую(!) к нашей границе . Но с SR-71 случай был особый - цель очень скоростная и сморгнуть по такой дорогого стоит . НО ! Всё дело в том , что самолёт этот был слишком специфичен , в т.ч. по способу заправки топливом от танкера после разогрева планера на сверхзвуке , и лишь потом основной полёт по заданию . Разумеется весь этот цирк сопровождался оживлённым радиообменом и наши группы ОСНАЗ за 30-40 минут до выхода "Дрозда" на маршрут , предупреждали дежурные силы ПВО . Так что времени подготовиться , привести в готовность войска и устроить засаду было более чем достаточно . Их (засады) и готовили . Причём регулярно . И маршруты их полётов были чаще всего стандартные и весьма предсказуемые . А чаще просто загодя известны . Они ведь каждый вылет как полёт в космос готовили . Так что в наши засады они попадали почти регулярно , особенно с поступлением на вооружение МиГ-31 . От которого "Дрозд" конечно мог оторваться , а вот от его ракет - ни за что . Поэтому и летали "Дрозды" очень аккуратно , не дерзя и не провоцируя излишне - только над международными водами и странами-союзниками\партнёрами .
                Цитата: Прокоп_Свинин
                переполох и трезвон по всей зоне ПВО.

                Обычное приведение в Готовность №1 , а так как цель очень скоростная и с большим радиусом действия , приводились в такую готовность и все соседние соединения ПВО . Обычная рутинная работа , не лишенная известной доли драйва и адреналина . Записать на свой счёт такую птицу в случае нарушения границы мечтал каждый .
        2. Комментарий был удален.
      4. 0
        22 сентября 2024 16:45
        Цитата: Прокоп_Свинин
        Последний полёт ХВ-70 в 1969, МиГ-25 встал в строй в 1970. Тут не срослось.
        Но была возможность приземлить нарушителя-рецидивиста SR-71. И вот ни разу.
        Первый полёт Валькирии был выполнен 21 сентября 1964 года. Первый полёт прототипа МиГ-25 Е-155П-1: 9 сентября 1964 года. Вполне всё срослось. Американцы посчитали и поняли, что овчинка выделки не будет стоить...
        Цитата: Прокоп_Свинин
        Но была возможность приземлить нарушителя-рецидивиста SR-71. И вот ни разу.
        SR-71 ни разу не пересекали воздушных границ СССР. Поэтому и "ни разу". А после появления МиГ-31 они практически сняли SR-71 с полётов в зоне ответственности МиГ-31, а потом и с вооружения...
        1. -5
          22 сентября 2024 17:01
          Пересекал - не пересекал. Никто об этом трубить не стал бы, чтобы не нести репутационные издержки, а в народе не рождать смущение. Это сейчас стыда нет, а тогда с этим было строго.
          А для пробуждения чувства собственной важности приписывать чужим действиям своё влияние - это у нас давняя традиция. Даже бороться с этим бессмысленно.
          1. +4
            22 сентября 2024 23:45
            Цитата: Прокоп_Свинин
            Пересекал - не пересекал. Никто об этом трубить не стал бы, чтобы не нести репутационные издержки, а в народе не рождать смущение. Это сейчас стыда нет, а тогда с этим было строго.

            То есть если и не пересекал, то всё равно пересекал, так как об этом не рассказывали. Почитайте издания американских авторов посвящённых созданию самолёта SR-71....
            1. +1
              26 сентября 2024 18:26
              Цитата: Fitter65
              Почитайте издания американских авторов посвящённых созданию самолёта SR-71....

              Такое читать ему религия не позволяет .
          2. +2
            23 сентября 2024 17:25
            Пересекал - не пересекал. Никто об этом трубить не стал бы, чтобы не нести репутационные издержки, а в народе не рождать смущение

            Тот кто "пересекал" стал бы трубить, чтобы получать репутационные бонусы, а в народе рождать чувство гордости.
            А для пробуждения чувства собственной важности приписывать чужим действиям своё влияние - это у нас давняя традиция. Даже бороться с этим бессмысленно.

            А для пробуждения чувства собственной ничтожности принижать свои успехи, приписывая чужим действиям особое влияние - это у нас "новолиберальная" традиция, с 90-х годов 20-го века... За это, "хозяева" плюшек отсыпят...
  2. +22
    21 сентября 2024 05:53
    Кто бы что не говорил, а самолет безумно красив и футуристичен.
    1. +2
      21 сентября 2024 07:24
      Это да , с инженерной точки зрения гениальная идея и воплощение. Но наш Т100 ничуть не хуже , а по некоторым ТТХ и превосходил . Но итог тот же , единичные экземпляры , пара полетов и вечная стоянка
      1. +8
        21 сентября 2024 09:36
        Но наш Т100 ничуть не хуже , а по некоторым ТТХ и превосходил .
        Только полетел почти на 10 лет позже, а потом КБ Туполева его и затоптало - конкурент всё же.
        1. -7
          21 сентября 2024 11:58
          Цитата: FoBoss_VM
          Но наш Т100 ничуть не хуже , а по некоторым ТТХ и превосходил .
          Т-4 полетел практически сразу, причём, по некоторым параметрам превосходя ожидаемое.
          XB-70 Valkyrie имел уйму косяков, на доводку которых, возможно, понадобились бы годы (из истории создания этого самолёта).
          Его внешние панели крыла были шарнирными, что позволяло их опускать во время полета для оптимизации аэродинамических характеристик на высоких скоростях.
          1. +7
            21 сентября 2024 12:19
            Что там Т-4 превзашел? Он едва до 1,5 махов разогнался. А вот Валькирия полноценно 3 маха 40 с лишним минут пролетела.
            1. -3
              21 сентября 2024 12:28
              Цитата: Nesvoy
              Что там Т-4 превзашел?
              Вроде бы, русским языком написано:
              Цитата: Bad_gr
              по некоторым параметрам превосходя ожидаемое.
              Где Вы в этой строке нашли сравнение скорости с Валькирией ?

              Почитайте историю создания этих самолётов, тогда и глупые вопросы на основе своих догадок, отпадут.
              1. +10
                21 сентября 2024 12:31
                Ну ок. И по каким это пораметрам, Сотка превосходила своего визави?
                1. -5
                  21 сентября 2024 12:37
                  Цитата: Nesvoy
                  Ну ок. И по каким это пораметрам, Сотка превосходила своего визави?
                  Историю этих самолётов (да и не только этих) читал более десятка лет назад, поэтому подробностей не помню. Общие выводы для себя по каждому самолёту сделал.
                  1. +1
                    21 сентября 2024 12:40
                    Доказать ничего не можем, но у вас 100% уверенность, что Сотка где-то лучше и все.
                    1. -3
                      21 сентября 2024 12:44
                      Цитата: Nesvoy
                      Доказать ничего не можем, но у вас100% уверенность, что Сотка где-то лучше и все.
                      Можем, но если Вам лень читать истории этих самолётов, то почему это должен делать я, по новой перелопачивая материал, который для меня новизну давно уже утратил и ничего нового я там не прочту ?
                      1. +1
                        21 сентября 2024 13:23
                        Это ваше утверждение, а значит вам предоставлять факты и не быть голословным. А уж тем более не меня отправлять что то искать, когда сами толком сказать ничего не можете.
                      2. -2
                        21 сентября 2024 16:28
                        Цитата: Bad_gr
                        XB-70 Valkyrie имел уйму косяков, на доводку которых, возможно, понадобились бы годы (из истории создания этого самолёта).

                        https://topwar.ru/22128-strategicheskiy-bombardirovschik-hv-70-valkiriya.html :
                        .....Проблем в конструировании ХВ-70 оказалось настолько много, что фирма «Норт Америкен» не смогла в одиночку справиться с такой огромной задачей и часть работ передала другим фирмам, число которых превысило 2000. Основными из них были: «Эр Рисерч» (система воздушных сигналов). «Аутонетик» (автоматическая система управления). «Авко» (задняя секция верхней части фюзеляжа), «Чанс Воут» (горизонтальное и вертикальное оперения). «Ньюмо Дайнэмикс (шасси). «Кертисс Райт» (привод системы отклонения концов крыла). «Гамильтон Стандарт» (система кондиционирования воздуха). «Pop» (элевоны и носки крыла), «Солар» (воздухозаборник). «Сперри» (инерциальная навигационная система). «Сандстрэнд» (вспомогательная силовая установка)......
                      3. -1
                        21 сентября 2024 16:54
                        Цитата: Bad_gr
                        Цитата: Bad_gr
                        XB-70 Valkyrie имел уйму косяков, на доводку которых, возможно, понадобились бы годы (из истории создания этого самолёта).

                        http://www.airwar.ru/enc/bomber/b70.html
                        .....Во время испытаний встретилась проблема отслоения верхних листов слоистых панелей обшивки в результате производственных дефектов и аэродинамического нагрева конструкции в полете. В нескольких летных происшествиях воздушный поток "отодрал" от самолета и унес значительные по размерам (например, 1,02 х 0,91 м и 0,20 х 0,97 м) вздувшиеся участки листов.
                        __В ходе летных испытаний имели место неприятности с шасси - в частности, неразворот тележек основных стоек. На стенде сложная кинематика работала без сбоев, но в полете, после длительного пребывания на сверхзвуке, тележки шасси вышли из отсеков, но в горизонтальное положение не развернулись. После уборки и повторного выпуска шасси тележки все же заняли штатное положение. Причиной этого происшествия оказалось термическое расширение тяг и качалок кинематики основных стоек. Были также случаи нераскрутки колес на посадке из-за несовершенства тормозной системы, которая блокировала колеса. В ходе одной из таких посадок левая тележка шасси воспламенилась от трения об полосу, а обода двух колес сточились более чем на треть. В то же время, шасси и тормоза сработали нормально, когда посадка была совершена при очень большой массе самолета - 190,5 т. Ресурс основных тормозных колес составлял вначале 3-4 посадки, затем он был доведен до 5-10 посадок.
                        __Силовая установка также доставила немало хлопот испытателям. Как и на "трехмаховом" разведчике SR-71, в полете неоднократно нарушалась расчетная работа воздухозаборника из-за образования выбитой ударной волны на входе. Особенно неблагоприятные последствия от этого явления наступали при числе М=3: резко падала тяга, возникали грохот и тряска, самолет совершал непроизвольные движения по крену, тангажу и рысканию. Одной из крупных эксплуатационных проблем с двигателями были их частые повреждения посторонними предметами - заклепками, птицами, льдом из дренажных каналов. Но в то же время подсос предметов с ВПП в воздухозаборники на взлете не отмечался ни разу. Титановые лопатки, использованные в компрессоре ТРД YJ93, имели значительно большую повреждаемость по сравнению со стальными. Только за полные первые два года испытании потребовалось 25 раз снимать двигатели с самолета для ремонта по причине выхода из строя компрессоров..........
                        .
                        .......В отличие от В-58, который одно время предлагалось модифицировать в маловысотный бомбардировщик, по "Валькирии" подобных предложений не было. Одна из причин этого - ее чрезмерная чувствительность к турбулентности атмосферы. "Валькирия" обладала таким недостатком несмотря на то, что удлинение крыла у нее было несколько меньше, чем у других самолетов, рассчитанных на длительный сверхзвуковой полет. Вызывалось это, главным образом, сравнительно малой жесткостью длинного фюзеляжа, хотя играла роль и достаточно низкая удельная нагрузка на крыло.......
                      4. 0
                        21 сентября 2024 17:36
                        О народ уже оценил справочную информацию.
                        Спрашивается, стоило ли мне на её поиски и дублирование сюда тратить своё время ?
                      5. Комментарий был удален.
                      6. 0
                        21 сентября 2024 21:39
                        До января 1974 года совершено 10 полётов. Достигнута скорость M=1,36 на высоте 12000 м
                      7. +4
                        21 сентября 2024 21:45
                        Поправка 1,36 маха. Кто здесь троль вопрос риторический. Ниже ссылка на "Сотку" на ВО.
                        https://topwar.ru/154627-t-4-sotka.html
                      8. +2
                        21 сентября 2024 23:23
                        Это статья на ВО , а есть интервью лётчиков испытателей этого самолёта , где они иначе утверждают - что в последнем разрешенном полёте 3М они достигли . В полётном задании на последний полёт действительно стояла указанная скорость , но они вышли на штатную\заявленную для Т-4 скорость 3М (3400 км\ч) , именно так они и рассказывали на камеру . Так что можно читать полётные журналы , а можно слушать участников процесса .
            2. +4
              21 сентября 2024 12:29
              Он едва до 1,5 махов разогнался.
              Конкурентом он был для Ту-22. Можно всерьёз подумать, что Ту-22 развивал больше. Тем более, что ему потом вообще на сверхзвук переходить запретили. Туполев его продавил в серию, и эта машина получила название "делатель вдов". История очень напоминает конкуренцию пассажирских самолётов уже в наше время - Ту-334 и "Супербюджета"
  3. +3
    21 сентября 2024 07:07
    Это сколько же топлива жрут шесть двигателей, да еще на таких скоростях?
    1. +4
      21 сентября 2024 10:10
      Цитата: Luminman
      Это сколько же топлива жрут шесть двигателей, да еще на таких скоростях?

      Добавлю, ещё интересна дальность полета с нагрузкой при этих скоростях.
    2. +2
      21 сентября 2024 21:34
      Цитата: Luminman
      Это сколько же топлива жрут шесть двигателей, да еще на таких скоростях?

      Много , очень много . Всё внутреннее пространство планера под топливо было отведено . никакого отсека вооружений там не было - только топливо . Самолёт экспериментальный , научно-исследовательский . Вот после него у янки желание строить скоростные и монструозные самолёты напрочь отбило . Даже на пассажирский суперсоник не соблазнились , хотя поначалу желание было . Все издержки , сложности и неокупаемость результатом были тогда осознаны и ... гонка за скоростью и высотой закончилась . 2 Маха +, вот удел сегодняшней боевой авиации .
      1. 0
        30 сентября 2024 11:33
        Вот после него у янки желание строить скоростные и монструозные самолёты напрочь отбило .

        SR-71 пролетал с 1966-го до 1998-го года, 32 года в сумме.
        "Конкорд" — за 27 лет регулярных и чартерных рейсов было перевезено более 3 миллионов пассажиров, общий налёт самолётов составил 243 845 часов. Пустым не летал, несмотря на цену билетов.
        1. 0
          30 сентября 2024 17:43
          SR-71 к каждому вылету готовили как к полёту в космос , его взлёт ВСЕГДА вскрывался нашими группами ОСНАЗ и его всегда ждали дежурные силы ПВО на земле и перехватчики МиГ-25 и МиГ-31 в воздухе . Реально зафиксированных перехватов (когда он оказывался в зоне досягаемости РВВ БД наших перехватчиков) были минимум десятки .
          Цитата: Стрелкин
          "Конкорд"

          Франко-английский ГРАЖДАНСКИЙ авиалайнер , аналог нашего Ту-144 . Только наш сделал первый вылет на несколько месяцев (до полугода) раньше , скорость развивал б0льшую , построено было примерно одинаковое количество Ту-144 и "Конкордов" . При этом "Конкорд" был убыточен (как и Ту-144) и его оставляли на авиалиниях лишь как экзотику и ради престижа .
          И при чём тут "Конкорд" , если разговор о США , "Валькирию" , и о том что получив опыт "Валькирии" США не захотели играться в собственный суперсоник , а построили шикарный "Джамбо" - Боинг-747 , который и стал на долгие годы Королём Неба .
          1. 0
            30 сентября 2024 18:10
            SR-71 к каждому вылету готовили как к полёту в космос

            Тем не менее 32 года он эксплуатировался — следовательно, считали, что польза от его эксплуатации перекрывает издержки.
            Цитата: Стрелкин
            "Конкорд"

            Франко-английский ГРАЖДАНСКИЙ авиалайнер , аналог нашего Ту-144 . Только наш сделал первый вылет на несколько месяцев (до полугода) раньше , скорость развивал б0льшую , построено было примерно одинаковое количество Ту-144 и "Конкордов" .

            Какое это имеет значение вообще? Если "Конкорд" пролетал в плановом режиме 27 лет и перевёз 3 миллиона пассажиров, а Ту-144 перевёз их "аж"
            В общей сложности Ту-144 совершил 102 рейса под флагом «Аэрофлота», из них 55 — пассажирских (было перевезено 3284 пассажира

            Как можно сравнивать три тысячи перевезённых пассажиров на Ту-144 — и три миллиона на "Конкорде"? Коммерческую дальность чуть больше 3000 км у Ту-144 — и 7222 км у "Конкорда"?
            При этом "Конкорд" был убыточен (как и Ту-144) и его оставляли на авиалиниях лишь как экзотику и ради престижа.

            "Конкорд" никогда не был убыточным, просто билеты на него через Атлантику стоили чуть ни в 10 раз больше, чем на Боинге-747, но богатые люди их расхватывали всегда.
            1. +1
              30 сентября 2024 22:50
              Цитата: Стрелкин

              Тем не менее 32 года он эксплуатировался — следовательно, считали, что польза от его эксплуатации перекрывает издержки.

              "Дрозд" - самолёт ЦРУ , а не ВВС США , а ЦРУ деньги не считают , а тратят . Его эксплуатация имела ценность тем , что при его появлении у границ по готовности включались все дежурные средства контроля , чем вскрывалась система ПВО , а информацию он снимал дистанционно . Или их снимали спутники , а "Дрозд" играл роль провокатора . Но ту роль , которая ему предписывалась в ходе создания , он не сыграл ни разу . Хотя границу Китая вроде бы нарушал .
              Цитата: Стрелкин
              "Конкорд" пролетал в плановом режиме 27 лет и перевёз 3 миллиона пассажиров, а Ту-144 перевёз их "аж"

              Все "Конкорды" , которые были построены , были проданы компаниям за символический 1 франк и 1 фунт за штуку . Программа оказалась полностью убыточной .
              Цитата: Стрелкин
              Как можно сравнивать три тысячи перевезённых пассажиров на Ту-144 — и три миллиона на "Конкорде"?

              У нас просто отказались от их эксплуатации из за того что назначенная в техзадании дальность не была достигнута . Думаю что из за недостаточного опыта его главного конструктора - сына Туполева . Он погнался за рекордами в соревновании с "Конкордом , сделал самолёт крупней , разместил в салоне дополнительный ряд кресел , , а так как двигатели были весьма жоркими перегруженный самолёт брал меньше топлива . По планам Ту-144 должны были летать из Москвы в Хабаровск и Владивосток ... но для этого дальности не хватало . Поэтому их вывели из эксплуатации в ожидании подходящих двигателей . А вот в качестве почтового Ту-144 летали и в Хабаровск , и даже несколько раз во Владивосток . Ставить на них собирались НК-32 , и даже один самолёт такими двигателями оснастили , но испытания он проходил уже в США , которые взяли его в аренду .на несколько лет .
              Цитата: Стрелкин
              билеты на него через Атлантику стоили чуть ни в 10 раз больше, чем на Боинге-747, но богатые люди их расхватывали всегда.

              У нас бы это тогда не прошло , хотя если бы двигатели самолёты получили , государство могло бы дотировать львиную часть стоимости билета , обеспечив на пример их бесплатным топливом . Но пассажирские суперсоники доказали что это тупиковая ветвь Гражданской Авиации . А вот суперсоник-бизнесджет сейчас хотели бы многие богатые люди и (например) Специальный Авиаотряд РФ . Над ними работают в США и у нас , но что-то появится лишь в будущем десятилетии . Двигатели для них уже готовят .
              1. 0
                1 октября 2024 06:15
                "Дрозд" - самолёт ЦРУ , а не ВВС США , а ЦРУ деньги не считают , а тратят .

                Деньги очень хорошо считают комиссии Конгресса США и Сената США.
  4. +7
    21 сентября 2024 08:05
    Цитата: FoBoss_VM
    Но итог тот же , единичные экземпляры , пара полетов и вечная стоянка
    Ну итогом ещё можно назвать приобретенный опыт в создании таких машин, а он дорогого стоит wink
  5. 0
    21 сентября 2024 08:48
    Скучная, переводная статья.
    А что помешало автору рассмотреть ХВ-70 в параллели М-50, Т-4 (100).
    1. +2
      21 сентября 2024 12:04
      Ту, на ВО, была статья более информативная по самолёту
      https://topwar.ru/22128-strategicheskiy-bombardirovschik-hv-70-valkiriya.html
  6. +5
    21 сентября 2024 09:09
    Собственно на Валькирии закончила своё развитие ветка классических бомбардировщиков. И это понятно, ракета, как более совершенное аэродинамическое изделия с многократно большей тяговооружённостью всегда обгонит самолёт.
    Началось развитие межконтинентальных авиационных платформ-носителей УРО. Заодно этот процесс реанимировал предыдущее поколение стайеров-тихоходов B-52 Stratofortress, Vulcan B-2, Ту-95, 3М.
  7. +1
    21 сентября 2024 11:21
    Для сокращения дистанции пробега при посадке XB-70 потребовалось три тормозных парашюта (изображение предоставлено: Reddit edit The Aviationist).

    North American XB-70A Valkyrie на рулежной дорожке с подъемником. Фотография сделана 21 сентября 1964 года, в день первого полета. Примечание: тормоза левого основного шасси заблокировались во время посадки, что привело к взрыву двух шин (фото ВВС США).
    Фотографии пропали. Жаль.
    Так же в статье не хватает ТТХ Валькирии (лучше в сравнении с Б-52 (Ту-95), F-111 (Соткой), Конкордом (Ту-144) и B-1A (Ту-160)) и сведений о топливе для нее.
    1. +3
      21 сентября 2024 20:03
      Вот эта фотка с заблокированным шасси
  8. +2
    21 сентября 2024 13:27
    Одна из больших проблем полёта на таких скоростях, это то, что радиус разворота получается запредельно большим. То есть, траектория движение предсказуемая. В силу чего достаточно легко реализуется перехват на пересекающихся курсах менее скоростными перехватчиками и зенитными ракетами.
    1. +2
      21 сентября 2024 13:39
      Цитата: vovochkarzhevsky
      Одна из больших проблем полёта на таких скоростях, это то, что радиус разворота получается запредельно большим.
      Если мне не изменяет память, то у SR-71 «Blackbird» минимальный радиус разворота на крейсерской скорости равен 150 км.
      1. +1
        21 сентября 2024 14:16
        Если мне не изменяет память, то у SR-71 «Blackbird» минимальный радиус разворота на крейсерской скорости равен 150 км.


        Это если при скорости 3300 км/ч и крене в 30 градусов. Но большие сомнение, там перегрузка под шестёрку при таких данных лезет. И насколько я помню, сей пепелац особой прочностью не отличался. Так что скорее всего при такой скорости крен не более 10. А это уже 485 км радиуса. И то перегрузка 1,7.
        1. 0
          30 сентября 2024 10:07
          Это если при скорости 3300 км/ч и крене в 30 градусов. Но большие сомнение, там перегрузка под шестёрку при таких данных лезет. И насколько я помню, сей пепелац особой прочностью не отличался. Так что скорее всего при такой скорости крен не более 10. А это уже 485 км радиуса. И то перегрузка 1,7.

          Перегрузка при крене 30° НА ЛЮБОЙ СКОРОСТИ определяется формулой: 1/cosγ, где γ — угол крена. Поэтому при крене в 30° на любой скорости перегрузка будет ny = 1:0.866 = 1.155 g. всего лишь! А вовсе не 6 g. Даже вертолётчик должен знать основы общей аэродинамики хотя бы на уровне районного аэроклуба.
          Формула радиуса разворота: R = V²/g*tgγ, где V — истинная скорость в м/сек. На скорости 3300 км/час = 917 м/с с креном 30° радиус разворота будет 148 километров.
          ................................
          Мой диплом и приложение к нему, Владимир Иванович:
          1. 0
            30 сентября 2024 11:08
            Перегрузка при крене 30° НА ЛЮБОЙ СКОРОСТИ определяется формулой: 1/cosγ, где γ — угол крена. Поэтому при крене в 30° на любой скорости перегрузка будет ny = 1:0.866 = 1.155 g. всего лишь! А вовсе не 6 g. Даже вертолётчик должен знать основы общей аэродинамики хотя бы на уровне районного аэроклуба.
            Формула радиуса разворота: R = V²/g*tgγ, где V — истинная скорость в м/сек. На скорости 3300 км/час = 917 м/с с креном 30° радиус разворота будет 148 километров.


            Даже если допустить что диплом ваш, то вы должны знать, что вся аэродинамика самолёта, это только частный случай аэродинамики вертолёта. lol
            Далее, никто и не спорил, что на скорости 3300 км/час = 917 м/с с креном 30° радиус разворота будет порядка 150 км.
            Речь шла о тот, что с креном 10° радиус разворота под 500 км прёт.
            Вы на редкость невнимательны, да и время реакции у вас то ещё, как для лётчика. lol
            А перегрузку я не считал, так, прикинул, что получится, если делать форсированный разворот, как раз для уменьшения того же радиуса.
            1. 0
              30 сентября 2024 11:26
              Даже если допустить что диплом ваш

              Там в соседней теме я и ШЕСТЬ фотографий представил, в хронологической последовательности — от курсанта до подполковника, гляньте!
              ...то вы должны знать, что вся аэродинамика самолёта, это только частный случай аэродинамики вертолёта.

              Да, винтопрульный аппарат — это шедевр! Невообразимой сложности.
              Речь шла о тот, что с креном 10° радиус разворота под 500 км прёт.

              "Все ходы записаны", чего уж "врать в глаза"? Никто не будет на скорости 3300 км/час выполнять разворот с креном 10°, дураков нет. Вы заявили, что при крене 30° перегрузка будет 6 единиц, — и это было забавно. lol
              А перегрузку я не считал, так, прикинул, что получится, если делать форсированный разворот, как раз для уменьшения того же радиуса.

              Вы прикинули, что там 6g, а там всего лишь 1.155g, — ни фига себе, "прикидочка"! Зато теперь, наконец-то, Вы знаете, (1) как подсчитать зависимость перегрузки от крена — единицу разделить на косинус угла крена, — три секунды работы с калькулятором и (2) что пререгрузка на развороте НЕ зависит от скорости полёта.
              И это Вы уже никогда не забудете и другим расскажете... winked
              1. 0
                30 сентября 2024 11:47
                Там в соседней теме я и ШЕСТЬ фотографий представил, в хронологической последовательности — от курсанта до подполковника, гляньте!


                Фотографий вашего папы с юбилейными медальками? lol

                Да, винтопрульный аппарат — это шедевр! Невообразимой сложности.


                Естественно. Именно потому государств способных строить вертолёты (лёгкие не в счёт) куда меньше тех, что строят самолёты. Не знали? У папы спросите, если что.


                Вы прикинули, что там 6g, а там всего лишь 1.155g, — ни фига себе, "прикидочка"!


                Вы что-нибудь вообще о форсированном развороте слышали? Хотя ваш папа вряд ли это рассказывал. Ош же только по инструкции летал. lol
                1. 0
                  30 сентября 2024 11:53
                  Покажите, пожалуйста, Ваши оценки в листе приложения к диплому? А то диплом есть — а оценок к нему — нет?? (Вдруг там одни тройки?!) Можете даже папины прислать, или мамины...
                  Я-то свои предъявил... wink
                  1. 0
                    30 сентября 2024 12:01
                    Покажите, пожалуйста, Ваши оценки в листе приложения к диплому? А то диплом есть — а оценок к нему — нет?? (Вдруг там одни тройки?!) Можете даже папины прислать, или мамины...


                    Да, Миша-Вуду, совсем ты плох там у себя а Израиле стал. Не узнаёшь, уже никого.
                    Старость однако, она такая. lol
                    Отсиделся всю службу при училище штурманов, а теперь эксперта из себя строишь.
                    1. 0
                      30 сентября 2024 12:05
                      - Каким я был, таким и остался! "Покажи личико, Гюльчатай" — глядишь, и узнаю?!
                      И не "отсиделся" я. Я там работал, однако! А ты, наверно, на "Спейс Шаттле" летал в это время? wink
                      1. 0
                        30 сентября 2024 12:13
                        - Каким я был, таким и остался! "Покажи личико, Гюльчатай" — глядишь, и узнаю?!
                        И не "отсиделся" я. Я там работал, однако! А ты, наверно, на "Спейс Шаттле" летал в это время?


                        Именно что работал, как на гражданке. Никаких тебе дальних гарнизонов, горячих точек, а в сухости, тепле и питание по распорядку.
                        А с памятью у тебя точно беда стала. request
                        Ладно, забыл, так забыл. Пойду я, в лом очередной раз наши тёрки по кругу запускать, да выслушивать как тебя на службе затирали.
                      2. 0
                        30 сентября 2024 12:21
                        - Да нет, меня хотели сначала в школу лётчиков-испытателей направить (а то там после Галлая ни одного еврея не было), но потом передумали и решили прямиком сразу в отряд космонавтов...
                        Но что-то не срослось... am
                        Это кстати, касается и горячих точек, и дальних гарнизонов, и др., и пр.
                        ТОЛЬКО БЛИЖНИЕ.
                        Велели до дембеля сидеть в тепле, уюте и сухости...
      2. +2
        21 сентября 2024 17:44
        Было несколько интендантов во Вьетнаме, когда SR-71 залетал в воздушное пространство Китая, именно из за этого радиуса.
  9. -2
    21 сентября 2024 13:37
    Цитата: Nesvoy
    Что там Т-4 превзашел? Он едва до 1,5 махов разогнался. А вот Валькирия полноценно 3 маха 40 с лишним минут пролетела.


    Для бомбера 40 минут - ниочем. Реальная крейсерская скорость все же пониже будет. На максималке топливо очень быстро сожжешь.
    Да и вряд ли летала эта "Валькирия" с полезной нагрузкой. А то иной сверхзвуковой самолет с бомбочками на борту почему то становится дозвуковым.
  10. -1
    21 сентября 2024 17:58
    Начиная с конца 1950-х и до середины 1960-х годов испытания проводились на авиабазе Арнольд, штат Теннесси, в штаб-квартире Arnold Engineering Development Complex, в поддержку программы XB-70. Ныне списанный самолет совершил свой первый полет 21 сентября 1964 года (фото ВВС США, Уилл Хаас).
    В свою очередь в СССР свёрнут проект Т-4 (сотка) от ОКБ Сухого, замечательные машины опередившие развитие авиационной техники, но очень дорогие в производстве. Но наработки по проектам воплощены в остальных реализованных проектах доведённых до серийного производства.
  11. BAI
    -4
    21 сентября 2024 18:33
    вылитая копия Ту 144. кто у кого слизал?
    1. +1
      22 сентября 2024 18:05
      А где ещё два двигателя у Ту 144, и скорость в три маха ? Или вылитая копия по типу тоже два крыла и хвост есть, да к тому же беленький ?
  12. +3
    21 сентября 2024 19:39
    Было построено всего два самолёта Valkyrie

    повторяется в статье 4 раза. Есть смысл вычитывать и работать над текстом.
    1. 0
      Вчера, 18:02
      Повторение( даже абзацев)) в данной статье фишка автора и допустившего к печати)). Как и отсутствие фотографий, упоминаемых в переводе.
  13. 0
    22 сентября 2024 16:36
    Первый прототип совершил в общей сложности 83 полета, налетев 160 часов 16 минут, а второй прототип совершил 46 полетов, налетев в общей сложности 92 часа 22 минуты.
    КАКАЯ БЕЗГРАМОТНОСТЬ!!!!Самолёт не налетает, а налётывает часы. Налететь можно только на скандал....
  14. 0
    22 сентября 2024 19:45
    Переплюнул даже Кирилла Рябова. Аж по три раза одно и тоже повторяет в статье. Ужас...

    Или это сам Рябов, под другим ником)))
  15. 0
    22 сентября 2024 22:10
    Автор настолько доверился машинному переводу, что в глаза бросается не только количество повторов, но и косноязычная для русского глаза, стилистика подачи материала.
    Ну хочется написать о таком шедевральном самолёте? Ну так потратьте немного времени на переосмысление текста и изложение материала ... На РУССКОМ языке...
  16. 0
    23 сентября 2024 09:04
    Да начнется Холи Вар!!! laughing """