60 лет назад – 21 сентября 1964 года совершил свой первый полёт XB-70 Valkyrie
Одинокий XB-70 Valkyrie сфотографирован во время перемещения в новое здание в музее ВВС США, расположенном на авиабазе Райт-Паттерсон, штат Огайо, 27 октября 2015 года. Начиная с конца 1950-х и до середины 1960-х годов испытания проводились на авиабазе Арнольд, штат Теннесси, в штаб-квартире Arnold Engineering Development Complex, в поддержку программы XB-70. Ныне списанный самолет совершил свой первый полет 21 сентября 1964 года (фото ВВС США, Уилл Хаас).
Статья, опубликованная на сайте ВВС США, посвящена 60-летию первого полета легендарного XB-70 Valkyrie, сверхзвукового бомбардировщика, который поразил воображение как энтузиастов авиации, так и инженеров. Известный своим гладким и футуристическим дизайном XB-70 остается символом экспериментального и амбициозного духа развития самолетов времен холодной войны. Несмотря на то, что было построено всего два прототипа, самолет оставил неизгладимый след в истории военной авиации.
XB-70 Valkyrie изначально задумывался в 1950-х годах как высокоскоростной высотный бомбардировщик для Стратегического авиационного командования ВВС США. North American Aviation XB-70 Valkyrie – прототип запланированного сверхзвукового стратегического бомбардировщика дальнего действия B-70 с ядерным вооружением для Стратегического авиационного командования ВВС США.
Разработанный в конце 1950-х годов компанией North American Aviation (NAA) для замены B-52 Stratofortress и B-58 Hustler с дельтавидным крылом мог пролететь тысячи миль с крейсерской скоростью 3 Маха (3 185 км/ч) на высоте 70 000 футов (21 000 м). В то время, когда технический прогресс стремительно ускорялся, ВВС США искали бомбардировщик, способный летать быстрее и выше, чем B-52 Stratofortress, их рабочая лошадка той эпохи (а также основа стратегического бомбардировочного флота сегодня и еще несколько десятилетий в будущем).
С запланированной крейсерской скоростью 3 Маха и рабочей высотой 70 000 футов проект XB-70 обещал создать строевой бомбардировщик, способный преодолеть ПВО СССР, которая вызывала растущую озабоченность у лидеров США в годы холодной войны.
Если учесть тот факт, что ограничения по скорости целей, захватываемых на АС основных комплексов ЗРК С-25 и С-75 ПВО СССР того времени составляло – 1,5 Маха (1 600 км/ч), то же касается управляемого ракетного оружия класса «воздух-воздух» советских перехватчиков, то можно уверенно утверждать, что перспективы у проекта были. Правда, преимущества эти были бы в любом случае временными, уже во втором поколении советских ЗРК параметры перехватываемых целей приближались к полётным характеристикам «Валькирии».
Оставался только научно-технический интерес у самих создателей этого инженерного чуда. На время проведения НИОКР по проекту (конец 1950-х – начало 1960-х) самолёт был технически, технологически передовым и чрезвычайно перспективным проектом, но американцы слишком долго с ним возились, русские их обошли.
Одной из самых выдающихся особенностей XB-70 была его способность кататься на собственной ударной волне, инновационное конструкторское решение, которое позволяло ему сохранять устойчивость и управляемость на сверхзвуковых скоростях.
Дельтавидное крыло Valkyrie в сочетании с шестью мощными реактивными двигателями придавало ему экзотический и футуристический вид, делая его одним из самых визуально отличительных самолетов, когда-либо построенных. Его внешние панели крыла были шарнирными, что позволяло их опускать во время полета для оптимизации аэродинамических характеристик на высоких скоростях.
В статье подчеркивается решающая роль, которую сыграла компания Arnold Engineering Development Complex (AEDC) в разработке XB-70.
Испытания двигателей, аэродинамики и других ключевых компонентов Valkyrie начались на авиабазе Арнольд в конце 1950-х годов, задолго до того, как появился первый прототип. Оборудование AEDC сыграло важную роль в расширении границ возможностей авиации того времени.
Одно из самых ранних испытаний включало в себя сопла воздушно-реактивных двигателей, предложенные для XB-70 в марте 1958 года. За этим последовали обширные испытания в аэродинамической трубе масштабных моделей Valkyrie, где также изучались аэродинамические характеристики авиабомб, сбрасываемых с самолета.
Техник вносит коррективы в масштабную модель XB-70 Valkyrie перед оценкой аэродинамических характеристик, связанных с самолетом, в туннеле A газодинамического комплекса фон Кармана на авиабазе Арнольд, штат Теннесси, где находится штаб-квартира Arnold Engineering Development Complex, в 1959 году.
Начиная с конца 1950-х и до середины 1960-х годов испытания проводились на авиабазе Арнольд, штат Теннесси, где находится штаб-квартира Arnold Engineering Development Complex, в поддержку программы XB-70. Было построено всего два самолета Valkyrie, и из пары остался только один. Этот ныне списанный самолет совершил свой первый полет 21 сентября 1964 года.
Разработка продолжалась до начала 1960-х годов, когда турбореактивные двигатели YJ93, разработанные специально для XB-70, проходили строгие испытания в AEDC. Эти двигатели имели решающее значение для способности Valkyrie достигать и поддерживать сверхзвуковые скорости.
Однако в 1961 году, еще до завершения первого прототипа, программа бомбардировщика была отменена из-за бюджетных ограничений и опасений по поводу уязвимости бомбардировщика для советских ракет класса «земля-воздух», которые быстро совершенствовались.
Хотя программа создания бомбардировщика XB-70 была прекращена, «Валькирия» обрела новую жизнь в качестве исследовательского самолета.
Для сокращения дистанции пробега при посадке XB-70 потребовалось три тормозных парашюта (изображение предоставлено: Reddit edit The Aviationist).
ВВС США осознали потенциал самолета для исследований в области аэродинамики и тяги двигателей большой мощности, особенно в изучении аэродинамики больших сверхзвуковых самолетов.
В результате были завершены два прототипа XB-70, и испытания продолжились, в том числе в AEDC, где в августе 1962 года была испытана масштабная версия воздухозаборника XB-70 в паре с полномасштабным двигателем YJ93.
XB-70A номер 1 (62-001) совершил свой первый полет из Палмдейла на авиабазу Эдвардс, штат Калифорния, 21 сентября 1964 года. Второй борт XB-70A (62-207) совершил свой первый полет 17 июля 1965 года. Последний отличался от первого прототипа тем, что был построен с дополнительными 5 градусами двугранного угла на крыльях, как предполагалось в исследованиях в аэродинамической трубе Исследовательского центра Эймса НАСА, Моффетт-Филд, штат Калифорния.
North American XB-70A Valkyrie на рулежной дорожке с подъемником. Фотография сделана 21 сентября 1964 года, в день первого полета. Примечание: тормоза левого основного шасси заблокировались во время посадки, что привело к взрыву двух шин (фото ВВС США).
В то время как борт номер 62-001 совершил только один полет со скоростью выше 3 Маха из-за плохой путевой устойчивости при скорости свыше 2,5 Маха, второй XB-70 впервые достиг скорости 3 Маха 3 января 1966 года и успешно выполнил в общей сложности девять полетов со скоростью 3 Маха к июню того же года.
Однако программа Valkyrie потерпела сокрушительное фиаско в июне 1966 года, когда второй прототип настигло «Проклятие Максима Горького», борт был уничтожен в столкновении в воздухе с истребителем F-104N Starfighter во время фотосессии. Эта трагическая авиакатастрофа привела к потере ключевого лётного персонала и уменьшила будущие перспективы гражданской версии «Валькирии».
Несмотря на эту неудачу, оставшийся XB-70 продолжал служить ценной исследовательской платформой. В 1967 году ВВС США передали самолет NASA, где он использовался в рамках программы National Supersonic Transport (SST). NASA использовало XB-70 для исследования сверхзвуковых полетов, но программа SST была в конечном итоге отменена в 1971 году, что ознаменовало конец усилий Америки по разработке коммерческого сверхзвукового авиалайнера.
Последний полет XB-70 Valkyrie состоялся 4 февраля 1969 года, когда он был доставлен на авиабазу Райт-Паттерсон в Огайо. Там самолет был выставлен как экспонат Национального музея ВВС США, где он остается свидетельством смелой инженерной мысли и проекта своей эпохи.
Хотя было построено всего два самолета XB-70, их наследие сохраняется: новаторские достижения самолета в области аэродинамики, характеристик двигателя и высокоскоростного полета помогли сформировать представление о перспективах сверхзвуковой авиации.
Пилоты, которые должны были выполнить первые испытательные полеты для XB-70 Valkyrie, управляют работой двигателя YJ93 на стенде, силовой установкой XB-70, двигатель испытывается в условиях имитируемого полета в мае 1964 года в ракетном испытательном центре на авиабазе Арнольд, штат Теннесси, в штаб-квартире Arnold Engineering Development Complex. Это было сделано для того, чтобы помочь пилотам ознакомиться с эксплуатационными характеристиками двигателя перед первым полетом XB-70, который состоялся 21 сентября 1964 года.
Начиная с конца 1950-х и продолжаясь до середины 1960-х годов, испытания проводились на авиабазе Арнольд в рамках программы XB-70. Было построено всего два самолёта Valkyrie, и только один из пары уцелел (фото ВВС США).
Первый прототип совершил в общей сложности 83 полета, налетев 160 часов 16 минут, а второй прототип совершил 46 полетов, налетев в общей сложности 92 часа 22 минуты.
XB-70 Valkyrie, смелый проект с новаторскими возможностями, продолжает очаровывать энтузиастов авиации и авиаинженеров. Его история, хотя и недолгая с точки зрения истории авиации, подчеркивает неустанное стремление к инновациям, которое было характерно в 1950–1960-е как для американской, так и для советской авиаконструкторской мысли.
Спустя шестьдесят лет после своего первого полета Valkyrie остается знаковым символом смелых амбиций авиаконструирования эпохи холодной войны.
Информация