Подводная лодка С-189

После Великой Отечественной войны перед советской военной промышленностью была поставлена глобальная задача - обеспечение армии современной боевой техникой, способной противостоять самым сильным противникам и превосходить их. Во многочисленных конструкторских бюро СССР закипела работа по разработке новейших танков, самолетов, кораблей...
Одним из сотен КБ был ЦКБ-18, где разрабатывался совершенно новый тип подводных лодок, получивший название Проект-613.
В 1950 году на воду было спущена первая лодка нового проекта, который стал самым массовым типом торпедных подводных лодок в послевоенной истории СССР. Всего с 1951 по 1958 гг было построено 215 субмарин этого проекта в СССР и еще 21 - в Китае.

Подводная лодка С-189



Лодка С-189 проекта 613 была заложена на Балтийском заводе 31 марта 1954 года и спущена на воду 4 сентября. Помимо боевых походов она принимала участие в испытании новых образцов оружия на полигоне Ладожского озера. До 1988 года на ней прошли школу подводного плавания тысячи матросов, старшин и офицеров. Прослужив почти 35 лет, была выведена из состава флота в 1990 году и позже, в 1999 году, затонула в Купеческой гавани порта Кронштадт, погрузившись у причала на грунт из-за потери плавучести.
В 2005 году за счёт средств бизнесмена и бывшего подводника Андрея Артюшина подводная лодка была поднята и поставлена в док на Канонерском заводе, где обрела второе рождение. После ремонта и восстановления внутренних интерьеров на её базе был создан частный музей, открывшийся 18 марта 2010 года у набережной лейтенанта Шмидта г. Санкт-Петербурга.

Подводная лодка С-189


3. В 1942 году конструкторы из ЦКБ-18 начали работу над проектом новой средней подводной лодки, предназначенной для замены лодок типа «Щука». Проект получил номер 608, главным инженером был назначен В. Н. Перегудов. В 1944 году оба проекта были представлены в Управление кораблестроения, но поддержки не получили из-за невыполнения требований по вооружению и радиусу действия.
30 июля 1944 года в Финском заливе была потоплена немецкая субмарина U-250 типа VIIC. Затонувшую на глубине 27 метров лодку в октябре подняли и отбуксировали в Кронштадт. Нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов в январе 1945 года издал приказ, в соответствии с которым прекращались работы по проекту 608, и начиналось создание проекта 613, который должен быть был основан на конструкции немецкой лодки, но с некоторым увеличением водоизмещения с 770 до 800 тонн. После окончания войны советские специалисты ознакомились с недостроенными германскими «электролодками» типа XXI, которые были захвачены на верфях Данцига. Весной 1946 года из Великобритании были получены четыре достроенных лодки типа XXI. Результатом морских испытаний этих кораблей стало полное изменение технического задания по проекту 613 в августе 1946 года, а тип XXI был взят за основу нового варианта проекта основной советской послевоенной субмарины. Эскизный проект был завершён в октябре 1947 года, рабочие чертежи были готовы к августу 1948 года.
Строительство подводных лодок проекта 613 велось с 1950 по 1957 годы. Годовое производство доходило до 73 единиц.

Подводная лодка С-189


4. Проект 613 имеет двухкорпусную конструкцию. Цельносварной прочный корпус с внешним размещением шпангоутов разделяется водонепроницаемыми переборками на 7 отсеков - 2 торпедных жилых, 2 аккумуляторных жилых, центральный пост, дизельный, электромоторный

Подводная лодка С-189


5. Спуск или, если можно так сказать, "главный вход" в подводную лодку

Подводная лодка С-189


6. Сразу от входа мы попадаем в четвертый отсек, который является аккумуляторным. Нужно сказать, что каждый из отсеков любой подводной лодки имеет намного больше предназначений, чем может казаться, исходя и его названия.
Так, в 4-м (аккумуляторном) отсеке располагаются 112 аккумуляторов 46СУ ( ниже уровня палубы, в аккумуляторной яме), камбуз, кают-компания и каюты мичманов, электрокомпрессор, баллоны воздуха высокого давления и т.д.

Подводная лодка С-189


7. На камбузе есть даже запасы вяленой воблы ....

Подводная лодка С-189


8. Гальюн

Подводная лодка С-189


9. Внутреннее пространство в подводной лодке очень ограничено и высокому человеку здесь находиться достаточно не комфортно. Именно по этой причине в музее многие трубы и коммуникации на уровне головы обшиты мягкими яркими матами. И совсем не зря.. Я тоже приложился

Подводная лодка С-189


10. Переходим в пятый отсек - дизельный.

Подводная лодка С-189


11. Управление камерами погружения

Подводная лодка С-189


12. В дизельном отсеке находятся 2 дизельных двигателя с приборами управления и системами обслуживания; топливный бак, 2 дизель-компрессора и судовые вентиляторы.

Подводная лодка С-189


13. Основой энергетической установки были два двухтактных дизельных двигателя модели 37Д. В крейсерском положении они разгоняли лодку до максимальной скорости в 18,25 узла. Экономическая надводная скорость составляла 8-10 узлов. Запаса топлива хватало на 8580 миль при 10 узлах или на 13000 миль при 8 узлах.
Кроме того, на лодке есть два главных электродвигателя модели ПГ-101, имевшие мощность по 1350 л. с. и обеспечивавшие скорость полного подводного хода в 13,1 узла, которая могла поддерживаться в течение часа. Два электродвигателя экономического хода модели ПГ-103 имели мощность по 50 л. с. и разгоняли лодку под водой до скорости 1,97 узла. На экономических электродвигателях заряда батарей хватало на 352 мили подводного хода.

Подводная лодка С-189


14. Узкие проходы между отсеками. Каждый отсек герметичен и в случае необходимости может быть практически моментально изолирован от остальных. Здесь работали и передвигались 54(!!!) члена экипажа лодки

Подводная лодка С-189


15. Шестой отсек - электромоторный и одновременно являющийся жилым. Здесь располагаются 2 главных гребных электродвигателя с главными ходовыми станциями, два электродвигателя экономического хода, станция объемного пожаротушения и 6 подвесных коек личного состава

Подводная лодка С-189


16. Чего на лодке очень много - это различных вентилей.

Подводная лодка С-189


17. Седьмой отсек - торпедный кормовой и одновременно жилой. Здесь располагаются 2 торпедных аппарата с приборами управления стрельбой, ручные приводы управления вертикальными и кормовыми горизонтальными рулями, насосный узел гидравлики, трюмная помпа и 6 подвесных коек. Здесь же аварийный люк

Подводная лодка С-189


18. Внутри торпедного аппарата.
Торпедное вооружение лодки составляли 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм: 4 носовых и 2 кормовых. Для носовых аппаратов в 1 отсеке на стеллажах хранились 6 запасных торпед. Вместо 10 носовых торпед лодка могла брать 20 мин типа АМД-1000: по две мины в каждый аппарат и 12 мин на стеллажах. Торпедная стрельба осуществлялась с глубин до 30 метров.

Подводная лодка С-189


19. Коммуникации

Подводная лодка С-189


20. Переборка между отсеками

Подводная лодка С-189


21. В носовом торпедном отсеке (первом) находятся четыре торпедных аппарата с приборами управления стрельбой. Здесь же станция пенотушения, приводы носовых горизонтальных рулей, торпедопогрузочный люк, стеллажи с запасными торпедами и 16 подвесных коек.

Подводная лодка С-189


22. Койки располагаются прямо над торпедами.

Подводная лодка С-189


23. Приборы управления рулями

Подводная лодка С-189


24. Второй отсек - аккумуляторный и одновременно жилой. Здесь располагаются помимо еще 112 аккумуляторных батарей кают-компания и каюты офицеров, рубки радиосвязи и ОСНАЗ и баллоны воздуха высокого давления.

Подводная лодка С-189


25. Радиорубка. Комплекс радиоэлектронного оснащения проекта 613 в процессе постройки и эксплуатации неоднократно изменялся. Подводные лодки получили радиолокационную станцию обнаружения надводных целей «Флаг». Гидролокатор «Тамир-5Л» и станция шумопеленгования «Марс-24КИГ» (впоследствии заменялась на «Феникс») обеспечивали обнаружение целей в подводном положении.

Подводная лодка С-189


26. Третий отсек - центральный пост (или главный командный пункт). Здесь располагаются рубки гидроакустика и радиометриста, штурманская выгородка, перископ, посты управления курсом, глубиной, погружением и всплытием, гирокомпас, торпедный аппарат стрельбы, подъемно-мачтовые выдвижные устройства, главный осушительный насос, артпогреб, провизионные кладовые, гальюн и нижний рубочный люк

Подводная лодка С-189


27. Корабельные часы. Они немного отличаются от привычных нам - здесь шкала состоит из 24 часов, а не из 12...

Подводная лодка С-189


28. Штурманская выгородка. Здесь происходит прокладка курса подводной лодки

Подводная лодка С-189


29. Бесконечные сине-красные вентили

Подводная лодка С-189


30. Перископ

Подводная лодка С-189


31. Кренометр. Прибор очень похожий на обычный строительный уровень.

Подводная лодка С-189


32. Дальнейшим развитием проекта 613 стал проект 633, таких лодок было построено уже значительно меньше - всего 20...

Подводная лодка С-189
Автор: aquatek-filips
Первоисточник: http://aquatek-filips.livejournal.com


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. АлНиколаич 6 марта 2013 09:40
    Спасибо.Классный фоторепортаж!
  2. i.xxx-1971 6 марта 2013 10:08
    Согласен. Обязательно стоит побывать лично.Я побывал.
    i.xxx-1971
  3. 755962 6 марта 2013 12:00
    Проект лодки типа XXI был венцом творения немецкого подводного "мрачного Гения".Столько инноваций мир ещё не знал.Не удивительно ,что в то время эти лодки были лучшими в Мире!Замечательный репортаж.Вот только вопрос-Почему нашему государству не до сохранения Истории Флота? Если частный капитал своими силами восстанавливает то ,что было бы полезно нашим потомкам.Отрадно это...
    755962
    1. vyatom 7 марта 2013 13:22
      Да можно сохранить немало интересных проектов. Проект 661 - Золотая Рыбка стоит в северодвинске.
      Я так понимаю с-80 затонувшая в Баренцевом море в 1961 была именно этого проекта. Перебирая хронику аварии на с-80 я ее сопоставил с вышеуказанными фотографиями. И хотя я сам моряк, но должен сказать подводники по-настоящему герои, и в той ситуации бушующее море оказалось сильнее экипажа. Вечная память экипажу с-80.
      vyatom
  4. Shkodnik65 6 марта 2013 14:52
    Огромное спасибо за репортаж и не меньшая благодарость бизнесмену и бывшему подводнику Артюшину. Ну а если буду в Питере, обязательно посмотрю. Заинтересовали.
  5. Vadzja 6 марта 2013 18:26
    Отличный репортаж. Побольше бы таких музеев и энтузиастов
    1. Voodoo 6 марта 2013 19:10
      Действительно, побольше бы... Истинный патриот своей Родины - деньги заработал и не "зажал", а восстановил частичку истории Военно-морского Флота СССР для потомков. Респект и уважуха))
  6. sso-250659 6 марта 2013 21:49
    Был в Питере в 2010г., очень хотел на нее попасть, но так и не понял когда она работает. На набережной никаких вывесок или объявлений не было. С пасибо автору за репортаж!!!
  7. gizz 7 марта 2013 00:27
    Строительство подводных лодок проекта 613 велось с 1950 по 1957 годы. Годовое производство доходило до 73 единиц.
    !

    А сейчас каждым построенным катером гордимся
  8. Old_Kapitan 7 марта 2013 14:17
    Репортаж интересный, но! Что такое камеры погружения и торпедный аппарат стрельбы? Может все таки балластные цистерны и пульт управления торпедной стрельбой?
    1. Region-25.rus 8 марта 2013 11:42
      Цитата: Old_Kapitan
      торпедный аппарат стрельбы?


      Это аппарат посредством которого в торпеды перед выстрелом вводятся данные о глубине и направлении движения! Точнее в гиросокпическое устройство торпеды которое и держит ее на заданной глубине и удерживает на курсе!)) еще кажется называется Счетно-Решающее-Устройство!
  9. Region-25.rus 8 марта 2013 11:36
    Цитата: Old_Kapitan
    27. Корабельные часы. Они немного отличаются от привычных нам - здесь шкала состоит из 24 часов, а не из 12...


    Поправочка))) На флоте нет часов а используются ХРОНОМЕТРЫ! ))

    А в радиорубке справа вверху приемничек "Волна")) Я на таких даже поработать успел)) Ламповый! Суперский аппарат! Слышимость и чистота приема в режиме А1 (радиотелеграф) очень качественная!)))

    Статье плюс!))

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня