Многоцелевая робототехническая платформа «Тор»
РТК «Тор» в боевой конфигурации на «Армии-2023»
В настоящее время в России ведётся разработка нескольких различных робототехнических комплексов боевого и транспортного назначения. Одним из последних образцов такого рода является «Тор» от МГТУ имени Н.Э. Баумана и НПК «Уралвагонзавод». Этот РТК представляет собой многофункциональную самоходную платформу, способную нести различные полезные нагрузки и решать практические задачи.
Многоцелевая платформа
В МГТУ им. Н.Э. Баумана функционирует Научно-учебный центр «Робототехника». Он занимается научными исследованиями и разработкой самой разнообразной техники, включая системы военного назначения. Зачастую работы проводятся совместно с другими предприятиями.
Например, около двух лет назад МГТУ и НПК «Уралвагонзавод» начали разработку т.н. системы предупреждения и воздействия «Тор». Опытный образец этого РТК впервые был представлен на форуме «Армия-2023». По сути, это был самоходный робот, способный осуществлять патрулирование, обнаруживать различные объекты и, в случае необходимости, атаковать их.
После премьеры «Тор» продолжил своё развитие. Он прошёл испытания, по результатам которых в конструкцию внесли некоторые изменения. Основные доработки коснулись базовой самоходной платформы на колёсном шасси.
Усовершенствованный вариант платформы «Тор», предназначенный для решения широкого спектра задач, был впервые представлен в этом году. Эта машина вошла в экспозицию организаций-разработчиков на форуме «Армия-2024».
Как отмечается, РТК «Тор» по-прежнему может быть использован для охраны объектов и территорий, для чего комплектуется оптико-электронной станцией или боевым модулем. Кроме того, в этом году опытную платформу демонстрировали без дополнительного оснащения.
Боевой модуль крупным планом
Усовершенствованный образец «Тора» в настоящее время проходит испытания и демонстрирует свои характеристики на различных грунтах и ландшафтах. Также отрабатывается установка и использование полезных нагрузок.
Несколько дней назад «Известия», ссылаясь на представителя МГТУ им. Баумана, сообщили о новых подробностях текущих работ. По их данным, испытания продвигаются вперёд и приближаются к завершению. После их окончания будет принято решение о начале опытной эксплуатации нового РТК.
Дальнейшая судьба проекта зависит от результатов текущих и планируемых мероприятий. Возможно, по их итогам «Тор» в той или иной комплектации пойдёт в серийное производство и поступит на службу. Предполагается, что такая техника будет интересна как вооружённым силам, так и гражданским структурам.
Платформа с нагрузкой
Изделие «Тор» представляет собой многоцелевое роботизированное колёсное шасси, предназначенное для выполнения различных задач. Его можно использовать как транспортную платформу-грузовик или в качестве носителя специализированного оборудования, включая боевые системы.
РТК «Тор» разработан для использования на переднем крае и оснащен броневым корпусом. Детали бронирования соответствуют классу Бр4, что обеспечивает защиту от 5,45- и 7,62-мм автоматных пуль. Корпус имеет достаточно простую форму, позволяющую разместить внутри все необходимые агрегаты. Крыша представляет собой грузовую платформу с посадочным местом для различных устройств.
Комплекс отличается достаточно большими размерами и массой. Его длина составляет 3,2 м, а ширина — 2,1 м. Высота зависит от установленного оборудования. Масса с нагрузкой достигает 5 т.
Платформа оснащена гибридной силовой установкой, основу которой составляет дизельный двигатель неизвестной модели. Он приводит в действие генератор, который питает электромоторы колес, а также другие электрические и электронные системы. Трехосная ходовая часть имеет индивидуальную подвеску на продольных рычагах с вертикальными пружинами.
«Тор» способен развивать на шоссе скорость до 45 км/ч. Также платформа способна с высокой скоростью и проходимостью двигаться по бездорожью и преодолевать препятствия.
Для обзора окружающего пространства и обеспечения вождения платформа оснащена набором камер. На борту также имеются система дистанционного управления, прибор спутниковой навигации и средства двусторонней связи с пультом оператора. Возможно использование радиоканала или оптоволоконной линии с кабелем длиной 2 км.
Управление РТК и его нагрузкой осуществляется с удаленного операторского пульта. На него поступает видеосигнал от камер «Тора» и его нагрузки, а также другая информация. Обратно отправляются команды для вождения или применения целевого оборудования.
В прошлом году РТК «Тор» был продемонстрирован с дистанционно управляемым боевым модулем неизвестного типа. На модуле находился пулемет крупного калибра и оптические средства для управления огнем. Также сообщается о возможности установки оптико-электронной станции. Оба варианта оснащения интегрируются в комплекс бортовой электроники и управляются оператором.
Кроме того, комплекс может использоваться в качестве дистанционно управляемого грузовика. В этом случае на крыше шасси монтируется платформа-кузов. Допустимая масса нагрузки достигает 1,5 т.
Робототехнические перспективы
Как показала практика, робототехнические платформы, способные нести разнообразные нагрузки и системы, имеют большое будущее. Они могут решать широкий спектр задач и представляют интерес для армии и других структур. Понимание перспектив этого направления стимулирует появление новых проектов.
Изделие «Тор», разработанное МГТУ им. Н.Э. Баумана и НПК «УВЗ», представляет собой еще одну отечественную разработку в этой области. Этот проект основан на опыте двух организаций, а также учитывает последние достижения и потребности потенциальных заказчиков.
Проект «Тор» выглядит весьма интересно. Он предлагает базовую платформу с высокими характеристиками и набор сменного оснащения. В зависимости от комплектации, получившийся РТК может выполнять разнообразные задачи, которые ставятся перед техникой этого класса.
При разработке платформы были использованы интересные решения. Так, силовая установка построена по гибридной схеме с отдельным приводом на каждом колесе. Такая конструкция должна обеспечить высокие ходовые качества и снизить расход топлива.
РТК получил стандартную аппаратуру управления. Однако конструкторы учли ненадежность радиоканалов передачи данных. При необходимости, «Тор» может соединяться с операторским пультом через кабель. Устойчивость такой связи полностью компенсирует пока ограниченную длину провода.
Доработанный «Тор» в виде простой платформы перед «Армией-2024»
«Тор», как одиночный, так и в группе, может стать полноценной боевой единицей. Он может вести наблюдение и разведку, патрулировать местность и выполнять другие задачи. Эти функции предлагаются для охраны территорий и объектов. Также РТК с такой комплектацией может участвовать в военных операциях.
Можно ожидать, что такое применение РТК даст определенные преимущества. Самоходные машины снизят нагрузку на живых патрульных или охрану, а также облегчат наблюдение за обстановкой в любое время суток и в разных метеоусловиях.
Боевой вариант «Тора» обладает схожими возможностями разведки, а также вооружением для поражения противника. Ранее демонстрировался РТК с крупнокалиберным пулеметом, который позволяет атаковать живую силу и незащищенную технику. Однако возможна установка и более мощных систем для борьбы с бронетехникой.
Большой интерес представляет и транспортная конфигурация платформы. Части и подразделения, задействованные в боях, нуждаются в различных средствах логистики для подвоза ресурсов, эвакуации раненых и т.д. Платформы по типу изделия «Тор» могут справиться со всеми подобными задачами. Он имеет большую грузоподъемность и может перевозить широкий спектр «фронтовых» грузов. При этом платформа имеет ограниченные габариты, что поможет маскировке и снизит вероятность обнаружения противником.
Актуальные разработки
Направление наземных робототехнических комплексов, оснащенных вооружением или иным оборудованием, имеет большое будущее. В нашей стране в настоящее время активно разрабатываются различные проекты такого рода, и некоторые уже прошли испытания и опытную эксплуатацию в войсках. Современные робототехнические комплексы также проходят проверку в зоне проведения Спецоперации по защите Донбасса.
В прошлом году МГТУ им. Н.Э. Баумана и «Уралвагонзавод» представили еще одну систему этого класса, над которой активно работают до сих пор. В настоящее время изделие «Тор» проходит испытания, по результатам которых будет принято решение о его дальнейшей судьбе. Неизвестно, удастся ли ему выйти на уровень полноценной эксплуатации, но разработчики уже приобрели ценный опыт и готовы к созданию новых проектов.
Информация