Легенда о русской Жанне д'Арк

29
Легенда о русской Жанне д'Арк
Что-то больно дорого-богато для крестьянской вдовы...

Образ женщины-повстанца настолько яркий, что не мог не попасть в художественную литературу: романов про Алёну написано с полдюжины. Вот, например, описание встречи Разина с Алёной в романе С. Злобина «Степан Разин»: «Ишь, какая ты! Усмехнулся Разин. Я мыслил, что ты ростом в косую сажень, а ходишь в портах и кофте, и лет тебе за пятьдесят, и саблю на поясе носишь... недаром же «старицей» кличут». И какое дело автору, что Разин с Алёной встретиться не мог физически – воевал, в момент её нахождения в Темникове, в районе Астрахани и Царицына?


К. В. Смирнов «Бой Алёны» 1979 год Темниковский музей имени Ф. Ф. Ушакова

Надо сказать, что Алёна Арзамасская – действительно была, на самом деле участвовала в восстании и правда была сожжена. В остальном реальность настолько переплелась с вымыслом, что распутать этот узел – непростая задача.



Дело в том, что русские документы об этой неординарной женщине крайне скудны, хоть и дают важную информацию – где жила, откуда родом, за кем была замужем и так далее. А все самые красочные детали берутся из трудов иностранных авторов, в первую очередь Иоганна Фриша, автора «Поучительных бесед» (1677 год), диссертации Иоганна Юстуса Марция «Стенько Разин, донской казак-изменник» (1674 год) и «Сообщения, касательно подробностей мятежа, учинённого в Московии С. Разиным» 1671 года.


В России лук – не крестьянское оружие...

Например, у Фриша встречается рассказ о «последнем бое» Алёны: «Когда часть его (Разина – Прим. авт.) войск была разбита Долгоруковым, она, будучи их предводителем, укрылась в церкви и продолжала там так упорно сопротивляться, что сперва расстреляла все свои стрелы, убив при этом ещё семерых или восьмерых, а после того, как увидела, что дальнейшее сопротивление невозможно, отвязала саблю, отшвырнула её и с распростёртыми руками бросилась навзничь к алтарю. В этой позе она была найдена и пленена. Она должна была обладать небывалой силой, так как в армии Долгорукова не нашлось никого, кто смог бы натянуть до конца принадлежавший ей лук». Просто не женщина, а Терминатор (не говоря уже о том, что лук в России – дворянское оружие)!


Старица-воевода руководит боем

А в «Сообщении» указано, что: «Среди прочих пленных была привезена к князю Юрию Долгорукому монахиня в мужском платье поверх монашеского одеяния. Монахиня та имела под командой своей отряд в семь тысяч человек и сражалась храбро, покуда не была взята в плен». Семь тысяч? Это прямо дивизия военного времени, в XVII веке командовать ею женщина могла разве что в сказках.

Диссертация же Марция, как и положено научной работе, предельно кратка: «Но никого не наказывали строже, чем казаков мордвинов, если не считать некоей женщины, которую сожгли за то, что монашеский чин, к которому раньше принадлежала, она сменила на военные одежды и дела».


Ни о возрасте, ни о внешности Алёны Арзамасской сведений не сохранилось, так что каждый художник имеет право на своё видение персонажа

История героическая и очень литературная, по крайней мере, для реальной жизни. Об этом рассказывают русские документы.

27 сентября 1670 года отряды повстанцев, поднятые («прельщённые» в тогдашней терминологии) на борьбу «воровскими письмами», берут город Темников. Примерно в это время в Арзамас прибывает для борьбы с «ворами» воевода Юрий Долгоруков (в «Сообщении» ошибочно назван Долгоруким). Князь начинает рассылать по окрестностям отряды, которые берут один населённый пункт за другим.

6 октября повстанцы нападают на один из таких отрядов у села Керенки, но терпят поражение. После допроса пленных и появляются первые сведения о монахине в рядах повстанцев: атаман Андрей Осипов и абыз (священник) мурза Смаил Соколов рассказывают, что слышали о старице, которая собирает людей в Шацком уезде для «воровства».

Во время оно, нормальное воровство называлось «татьба», то есть здесь речь идёт именно о государственной измене. Осипов называл старицу ведуньей из села Красная слобода и говорил, что она собирается из Шацка двинуться на Касимов. Численность отряда Соколов и Осипов называли разную – от 200 до 600 человек. И, да, имени ведуньи ни тот, ни другой не называли.

После поражения при Керенках атаман Фёдор Сидоров собирает в Темникове ближайшие отряды разинцев, скорее всего, с одним из них прибыла в город и старица.

Сразу стоит уточнить «старица» – не возраст! Это – монашеский чин, можно было быть старицей и в 20 лет, и в 60.

Но восставшим снова не везёт: 30 ноября их опять бьют. И дальше происходит то, что в таких случаях случается регулярно: жители Темникова решают, что им с революцией не по пути и выдают воеводе Долгоруокву повстанцев: 18 крестьян, попа и старицу Алёну. Сразу объясняя, что это не старица никакая, а воровка и еретичка («заговорные письма», коренья и прочий реквизит – прилагаются).


Есть определённое приближение к реальности...

На допросе старица рассказала, что: «Алёною зовут, родиною де, государь, она города Арзамаса, Выездные слободы крестьянская дочь, и была замужем тое ж слободы крестьянином; и как де муж её умер, и она постриглась... А в нынешнем де, государь, 197 (т. е. 1670) году пришла она из Арзамаса в Темников и забирала с собой на воровство многих людей, и с ними воровала, и стояли в Темникове с атаманом Федькою Сидоровым и ево учила ведовству».

В общем, воевода Долгоруков резину не тянул (до изобретения процесса вулканизации каучука оставалось лет двести с лишним): в первый день – допрос с пристрастием и приговор – сжечь в срубе, вместе с письмами и кореньями. На следующий день приговор привели в исполнение. Всё в соответствии со статьёй 1 главы 1 «О богохульниках и церковных мятежниках» Соборного уложения 1649 года.

Была ли Алёна атаманом и сражалась ли с правительственными войсками?

Ну... В русских судебных документах скрупулёзно соблюдались малейшие протокольные детали. Если кто-либо был атаманом, то этот человек во всех документах иначе чем атаман, к примеру, Васька Косой, и не назывался! Тот же Фёдор Сидоров во всех документах проходит как «атаман Федька Сидоров» и никак иначе. По отношению к Алёне оное наименование не применяется – только «старица». Да и не назначали казаки женщин атаманами (не говоря уже о том, что все документы утверждают: Алёна собирала людей, но нигде не написано, что она ими командовала).

Второй принцип официальных документов времён царя Алексея Михайловича (да и ранее, сильно ранее!) – скрупулёзное соблюдение иерархии. Сначала в «воеводской отписке» всегда указывались самые важные пленники, а потом – все остальные по нисходящей. У Долгорукова порядок следующий: «сельский поп Савва, 18 крестьян разных сёл и деревень, вор и еретичка-старица».

В общем, из всей своей добычи Алёну князь ставит на последнее место.


Нина Кошелева в роли старицы. Балет «Алена Арзамасская», Государственный театр оперы и балета имени И. М. Якушева, Саранск

Отчего же столь высокое место в иностранных источниках заняла старица Алёна?

Тут дело в европейской интеллектуальной моде. В середине XVII века с подачи кардинала Ришелье во Франции начинается «медийная раскрутка» Жанны д'Арк. Нет, её знали и раньше, и канонизировали уже давно, но хитрый кардинал на волне очередного конфликта с Англией делает из неё не просто благочестивого проводника воли Божьей, а натуральную амазонку.

И иностранцы, провели элементарные параллели: участвовала в войне, сожжена на костре – вот она, русская Жанна д'Арк и есть!

А то, что на реальную Алёну образ Жанны не налезает, от слов «вообще» и «совсем»... Кому это важно?

Уж больно красивая литературная история получается. Даже балет «Алёна Арзамасская» поставили...
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    26 сентября 2024 07:11
    Была ли Алёна атаманом и сражалась ли с правительственными войсками?

    есть мнение, что да, т.к. организовала отряд и взяла Темников. Алёна более двух месяцев управляла городом и войском. В отряде насчитывалось более 2000 повстанцев.

    Масштаб, конечно, не Жанны дАрк, но наказание то же.

    Не женское это дело-воевать...
    1. -5
      26 сентября 2024 08:00
      Цитата: Ольгович
      Не женское это дело-воевать...
      Ей бы у плиты стоять wink
    2. +4
      26 сентября 2024 09:43
      Тут проблема в том, что с документами у нас - беда: что-то в Московском пожаре погибло, что-то дьяки на картон пустили (реальный случай, кто-то работал с книгой XVIII века, а потом выяснил, что её обложка склеена из грамот века XVI-го). В общем, всё что есть я в указал. Другое дело, что образ настолько яркий, что оброс легендарными подробностями...
  2. +6
    26 сентября 2024 07:51
    А то, что на реальную Алёну образ Жанны не налезает, от слов «вообще» и «совсем»...

    Конечно не налезает, французская была за короля, а наша против царя...
    Но всё равно она была выдающаяся женщина для своего времени, даже когда была еще монашкой, о которой ходили легенды о ее врачевании. Она открыла, можно сказать антибиотики до Флемминга, собирая по баням из углов плесень, которую высушивала и лечила гнойные раны.
    Когда въезжаю в Арзамас со стороны Мурома через село Въездное, родину Алены, всегда она вспоминается. Интересная судьба у нее - места рождения, жизни в монастыре и смерти буквально рядом, в радиусе километра. На въезде в Арзамас, справа, на высоком берегу поймы реки Теши, есть место называемое Ивановские Бугры, именно там останавливался Иван Грозный в походе на Казань, там и назвал заложенную крепость Арзамасом в честь Арзы и Маса, вождей мордвы. помогавших ему в войне против Казанского ханства. На Ивановских Буграх ее как и тысячи разинцев казнили. Там даже никто не строится, костей много в земле.
    1. +2
      26 сентября 2024 09:44
      Не разу не был в тех краях, а жаль. Я в Твери родился, а потом - всю жизнь по гарнизонам - Крым, Дальний Восток, так что даже родное Поволжье знаю так-себе)))
    2. +4
      26 сентября 2024 09:52
      То что выдающаяся - факт: в середине XVII века крестьянской вдове попасть в русские и иностранные документы - это уметь надо! Насчёт остального - очень сложно отделить правду от позднейших легенд. То, что умела лечить - вывод из термина "ведунья", обычно тех кто разбирался в кореньях именно так и называли (тем более, что взяли её с этими самыми кореньями). Кстати, судя по "воровским письмам", она ещё и грамотной была, а это для крестьянки - вообще круто, круче чем из лука стрелять! Но конкретики - нет. Долгоруков, ведуном не был и в корнях не разбирался, так что как именно она их использовала - неизвестно. Может ладанки делала, заговоры над ними читала, а может в водку ради вкуса добавляла - широкий простор для фантазии)))
    3. 0
      26 сентября 2024 10:16
      Цитата: Konnick
      , французская была за короля, а наша против царя..

      Нет, Разин НЕ собирался свергать царя Алексея Михайловича, однако объявил себя врагом всей официальной администрации — воевод, дьяков, представителей церкви, обвинив их в «измене» царю. Разинцы распустили слух, что в их рядах находятся царевич Алексей Алексеевич
  3. +2
    26 сентября 2024 07:53
    Интересная статья, интересная история. Посмотрим, сколько камней от этой истории останется, если подтянутся многоуважаемые эксперты с комментариями.
  4. -12
    26 сентября 2024 08:10
    Баба дорлжна щи варить, а не воевать, правильно делали, что сжигали таких, это как чума, ее нужно уничтожать.
    1. 0
      26 сентября 2024 08:33
      Ещё один последователь "Кирха, Киндер, Кюхе"!
      Может женщина сама будет решать чего и кому должна?
      1. -1
        26 сентября 2024 14:38
        Цитата: Александр Куксин
        Ещё один последователь "Кирха, Киндер, Кюхе"!
        Научись для начала выговаривать эти три слова wink
  5. 0
    26 сентября 2024 09:20
    не говоря уже о том, что лук в России – дворянское оружие)!
    Разумеется, потому как состоял на вооружении дворянской конницы, а крестьяне по ходу с палками на охоту ходили...
    1. 0
      26 сентября 2024 09:47
      Нет, сомнительно, что с палками (ещё при Иване Грозном набирая стрельцов бросали клич к тем кто "резвы из луков и пищалей стрелять горазды"), но боевой лук сильно отличается от охотничьего. А описание "лука который никто не может натянуть", касается явно не охотничьего оружия...
      1. -1
        26 сентября 2024 10:20
        Крестьяне глупые были, военных же делать не умели,это же дворянского ума дело laughing
        1. +3
          26 сентября 2024 11:01
          Ну, вообще-то были мастера-лучники, которые боевые луки и делали, но это - для бедноты: богатые дворяне пользовались импортными, у Бориса Годунова было "5 турских луков, 3 черкасских (северо-кавказских), 4 бухарских, 2 едринских (видимо, сделанных в Эдирне), 3 крымских и 4 - московской работы". Отечественные - в явном меньшинстве. Товар был не дешёвый, у Пенского в "Военном деле Московского государства" указана стоимость богатого саадака (набора из лука, колчана и чехла на лук) Михайлы Татищева в 14 рублей, уточняя, что самый дешёвый стоил 1 рубль. 200 наконечников на стрелы стоили 26,5 копейки. Рубль - это обычная годовая арендная плата за земельный участок. Так что, да - делать не умели, и да - дворянского ума дело...
      2. 0
        26 сентября 2024 14:36
        Цитата: Летучий_Голландец
        боевой лук сильно отличается от охотничьего..

        Интересно - чем ? По идее - боевой должен быть компактнее, чтобы в строю не цепляться, и дальнобойнее. Опять же стрела должна тяжелее быть..
        1. +2
          26 сентября 2024 17:49
          Для лучной заготовки нужна деревянная доска, выдержанная в особых условиях не менее пяти лет. Поэтому в перечислении нет европейских луков - все европейские города подвергались разграблению и сожжению гораздо чаще чем раз в пять лет, так что заготовки не выживали)
          Доска нужна не одна, хороший лук всегда композитный, непременно клееный. Наилучший костный лучный клей из неба волжского осетра, поэтому в списке есть горский - имелся доступ к осетрам в волжской пойме, плюс заготовки прятали в горах, и они оставались целыми при обычных кровавых разборках горских бандитов. В горах легко обеспечить нужный режим влажности, в лесу, например, не выйдет.
          Крымские и Эдирне - в Турции ремеслу лучного мастера учили будущих султанов, так что было оно очень и очень почетно, и до поры сараи там жгли редко. Все "заграничные" луки были всегда жутко богато украшены и размалеваны, видимо Татищев придавал большое значение показухе. Но в бой ходил скорее всего с русским)
          Лучное дело сложно, но доступно было любому деревенскому мастеру. Просто это все долго и муторно. Так что охотничий лук был из меньшего количества слоев, и как правило заготовку пять лет не держали - не было смысла. Главный секрет долговечности лука - покровный лак. И вот он то был редок и жутко дорог. Лак этот должен был быть и долговечен, и при том гибок, чтобы выдерживать работу лука. Лучший лак - китайский. Не по крестьянским доходам. Так что крестьянский лук выдерживал 3-4 года и сдавался...
          1. +1
            26 сентября 2024 19:01
            У меня в детстве был очень странный лук - в лесу нашёл причудливо изогнутую ветку дуба , толщиной с руку. Она вся была трухлявой - по мальчишески балуясь, я обстучал эту труху об стволы деревьев, и в руках осталась одна сердцевина. Все попытки сломать её ни к чему не привели, и я решил сделать из неё лук - так меня поразила её упругость. Этот лук прожил у меня очень долго - я не помню его сломанным . Скоре всего просто завлился куда-то, после пропажи интереса к стрельбе из него. Помню - была проблема с качественными стрелами.
            1. +1
              27 сентября 2024 08:48
              Лук из одной палки (только не из дуба, из тиса), это к англичанам) Их знаменитые лучники воевали такими колами. Как боевой он уступал русскому где то вдвое-втрое. Дубовая палка не может стать ни охотничьим, ни боевым луком - сломается. Вот найди вы ясененевую (тис у нас вроде не растет).
              При использовании в дереве неизбежно лопаются волокна. Если имеется лаковое покрытие, то это происходит глубоко в теле дерева, и не очень массово. Клееные слои уменьшают это разрушение в разы, распределяя и демпфируя усилие (процессы там очень непростые).
              Влага, поступающая с поверхности нелакированого лука, очень сильно увеличивает количество разорваных волокон, причем в слоях, близких к поверхности. Надежность колом падет...
              Были еще луки целиком из рога (а не только роговые вставки в клееный пакет), рамочные, масса всего.
            2. 0
              27 сентября 2024 09:01
              Качественная стрела древком похожа на очень вытянутое веретено) Вы могли бы себе такие сделать, если бы знали как, и имели кое какой несложный снаряд) Воины в древности возили с собой кошели с наконечниками. И как деньги (железо дорого) и потому, что древки наделать может любой деревенский мужик. А потом продать несколько пучков, поддержав семейный бюджет.
              1. +1
                27 сентября 2024 09:23
                Цитата: михаил3
                Качественная стрела древком похожа на очень вытянутое веретено) .

                Проблема в том, что стрела должна быть прямой, при всей своей небольшой толщине. Причин, по которым изначально прямую стрелу может "повести" - хоть отбавляй. Получается, что стрелы надо делать из массива дерева, с хорошей параллельностью волокон достаточно большой протяжённости . Для игрушки это непозволительная роскошь.
                Так-то понимающий в дереве мужик конечно мог стрел наделать.
                1. 0
                  27 сентября 2024 09:55
                  Прямой не должна быть) Точности из деревянного лука не будет никогда, как ни изощряйся. Нужна такая, как я сказал) Насчет параллельности вы правы, конечно. Для того, чтобы придать стреле необходимую форму, использовались две толстые струганые доски. "Катать" стрелу. Основная проблема в том, что надо знать, что и как делать.
                  Современные луки имеют форму, которую деревянному было никак не придать, да и тетива... в общем прямая стрела для лука, который вы можете купить сейчас в магазине.
                  1. +1
                    27 сентября 2024 10:03
                    Цитата: михаил3
                    Для того, чтобы придать стреле необходимую форму, использовались две толстые струганые доски. "Катать" стрелу. Основная проблема в том, что надо знать, что и как делать.
                    Современные луки имеют форму, которую деревянному было никак не придать, да и тетива... в общем прямая стрела для лука, который вы можете купить сейчас в магазине.

                    На счёт точности Вы правы. Про "катание" стрелы не слышал, спасибо. Но что-то подобное пытался сделать, выправляя заготовки.
                    В основном , безуспешно , конечно.
                    У меня был "эксклюзивный" лук ) Форма была , как у композитного - так уж ветка проросла.
        2. 0
          27 сентября 2024 15:08
          Прежде всего боевой - композитный, он мощнее, но имеет сложную конструкцию, дерево усилено рогом и сухожилиями, сверху всё это покрыто лаком, что бы от дождя не расклеилось...
  6. 0
    26 сентября 2024 14:20
    лук в России – дворянское оружие
    Ага, а как простой люд охотился то?
    И не совсем ясно сравнение с Жанной д,Арк, которая выступила не бунтовщицей, а спасительницей нации и сторонницей восстановления королевской власти во Франции из французской династии
    1. 0
      27 сентября 2024 15:09
      С Жанной Алёну начали сравнивать позднейшие авторы. И сравнивали достаточно часто.
  7. 0
    26 сентября 2024 17:31
    Что не пройдет - останется
    А что пройдет - забудется
    Сидит Алена-Старица в Москве
    На Вшивой улице...
  8. +3
    26 сентября 2024 21:20
    В середине XVII века с подачи кардинала Ришелье во Франции начинается «медийная раскрутка» Жанны д'Арк. Нет, её знали и раньше, и канонизировали уже давно, но хитрый кардинал

    Канонизировал ее в 1920 году папа Бенедикт ХV
    А в 1456 просто реабилитировали с подачи Каликста III
    1. 0
      27 сентября 2024 15:10
      Точно! Помню, что в XV веке, её перестали ведьмой считать...