Войска беспилотных систем – ВБпС: взгляд в будущее Вооружённых Сил Российской Федерации
Изображение Image Creator in Bing
Ранее в материале «Первая война дронов: предвестник грядущих войн» мы рассмотрели многообразие видов беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), которые применяются в ходе боевых действий в зоне проведения Российской специальной военной операции (СВО) на Украине.
С самого начала СВО, если исходить из информации, публикуемой в открытых источниках, вооружённые силы Украины (ВСУ) обладали преимуществом по отношению к Вооружённым Силам Российской Федерации (ВС РФ) в части создания и применения БПЛА различного назначения, судя по всему, наше отставание в этом сегменте вооружений сохраняется и по сей день.
Например, мы по-прежнему уступаем ВСУ по количеству и качеству применяемых боевых агродронов типа «Баба-Яга», у ВСУ больше FРV-дронов, и летают они дальше российских, в первую очередь из-за меньшей подверженности влиянию средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
Новое направление – применение БПЛА в интересах противовоздушной обороны (ПВО). Ресурсы противника уже демонстрировали поражение с помощью FРV-дронов российских вертолётов, БПЛА-камикадзе большой дальности и разведывательных БПЛА самолётного типа на высотах вплоть до четырёх километров.
Почему так произошло и происходит до сих пор? Как можно изменить ситуацию?
Попробуем в этом разобраться.
Самый динамично развивающийся тип вооружений
Создание и применение БПЛА в рамках СВО имеет определённую специфику, отсутствующую в других видах и родах вооружённых сил.
Первые БПЛА появились уже очень давно – ещё в середине XХ века, затем Израиль очень успешно использовал БПЛА в ходе арабо-израильских войн, ну и наконец в конце ХХ века тематика БПЛА получила импульс после развёртывания и применения американских MQ-1 Predator.
БПЛА MQ-1 Predator. Изображение Wikimedia Commons
Однако все БПЛА, созданные и применяемые в прошлом веке, по сути были частью существующих видов вооружённых сил и создавались под решаемые ими задачи.
Например, одни БПЛА решали задачи военно-воздушных сил (ВВС) – разведка местности, авиационная поддержка наземных сил, другие были предназначены для корректировки артиллерийского огня сухопутных войск (СВ), в интересах военно-морских сил ведущих стран мира разрабатываются разведывательно-ударные надводные корабли и катера, которые до сего момента в реальных боевых действиях себя никак ещё не зарекомендовали.
По сути вышеуказанные БПЛА дополнили, а отчасти заменили существующие обитаемые комплексы вооружений тех видов вооружённых сил, к которым они относились. Все они были и являются детищами больших предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) с соответствующей стоимостью и сроками разработки и изготовления, а также длительными циклами обновления-модернизации, составляющими годы, а то и десятилетия.
Такие БПЛА, как C-70 «Охотник-В», создаются очень долго. Изображение Wikimedia Commons
В ходе СВО всё изменилось – стаи дронов во многих случаях оказались способны практически полностью заменить комплексы вооружений традиционных видов вооружённых сил, формируя полноценные разведывательно-ударные контуры, при этом они развиваются и эволюционируют с огромной скоростью.
Разумеется, вышесказанное вовсе не означает, что можно воевать только с помощью БПЛА, но их влияние на ход боевых действий кардинально преобразило поле боя – а ведь прошло менее трёх лет с начала СВО.
Те дроны, что максимально интенсивно используются в ходе СВО, чаще всего разрабатываются и производятся небольшими, зачастую коммерческими предприятиями. Стоимость, а также сроки разработки, изготовления и обновления-модернизации их продукции на порядок ниже, чем продукции ОПК, сопоставимой по тактико-техническим характеристикам, причём можно предположить, что это относится или будет относиться к любой стране мира.
Именно обновляемость – скорость модернизации, внедрения нового, зачастую становится важнейшим фактором, отличающим эффективный дрон от бесполезного или даже опасного – опасного не для противника, а для своих.
Понимая значение дронов с точки зрения боеспособности ВСУ, на Украине дали максимальную свободу коммерческим производителям БПЛА различного назначения. По сути, функция ВСУ свелась к заказу самых разнообразных БПЛА и тестированию их в боевых условиях, а важнейшим фактором «эволюционного отбора» стало наличие эффективных обратных связей между потребителями (военными) и поставщиками (частными компаниями).
Таким образом, длительность цикла «разработка – изготовление – применение – анализ эффективности – связь с разработчиком / производителем – доработка – применение и т. д.» была сведена к минимуму.
Судя по всему, работа над перспективными дронами ведётся совместно ВСУ и главным управлением разведки (ГУР) Украины, с привлечением добровольцев, спонсоров / волонтёров. Во многом опора на дроны стала заслугой главкома Залужного, а 6 февраля 2024 года на Украине был создан новый род войск – Силы беспилотных систем.
Логотип Сил беспилотных систем ВСУ
В то же время в России БПЛА разбросаны по существующим видам и родам войск. Проблема в том, что существующие виды и рода ВС РФ имеют сложившуюся оргштатную структуру, традиции, опыт и практику ведения боевых действий, в которых совсем недавно вообще не было места БПЛА.
В Сухопутных войсках приоритеты всегда будут отдаваться танкам и артиллерийским системам, в Военно-космических силах на первом месте будут истребители и зенитные ракетные комплексы, а для Военно-морского флота основной интерес представляют надводные корабли основных классов и атомные подводные лодки, при этом дроны всегда будут у всех вышеперечисленных на птичьих правах.
Пройдут годы, прежде чем традиционные виды ВС РФ смогут переварить тематику дронов, но, во-первых, столько времени у нас нет, а во-вторых, как мы уже говорили выше, пока идёт война, дроны меняются слишком быстро.
Таким образом, как и в случае с Украиной, России необходим новый род войск – Войска беспилотных систем (ВБпС).
Изображение Image Creator in Bing
ВБпС
Идея создания отдельной структуры в ВС РФ не нова – уже звучали названия Войска беспилотных систем, Войска беспилотных роботизированных аппаратов (БПРА), возможно, есть и другие варианты – не суть важно, как новый род войск будет называться, мы остановимся на аббревиатуре ВБпС.
Создание нового вида или рода Вооружённых Сил РФ – это шаг серьёзный, но необходимый. Характерно, что ранее мы уже неоднократно говорили о необходимости создания другого нового рода ВС РФ – Стратегических конвенциональных сил (СКС).
Аргументы здесь те же – высокоточное оружие большой дальности в неядерном варианте способно решать стратегические задачи, но, пока оно раздёрнуто по традиционным видам ВС РФ, добиться системного эффекта не получится.
Также создание СКС будет способствовать развитию, как новых типов высокоточного оружия большой дальности, так и инфраструктуры, обеспечивающей его применение – в первую очередь орбитальных систем разведки, управления и связи, поскольку без них данный род вооружённых сил не сможет функционировать в принципе – они основа его эффективности.
Впрочем, имеются и существенные отличия – если СКС в основном должны работать в рамках существующей парадигмы ОПК, то у ВБпС основными поставщиками-соисполнителями должны стать коммерческие структуры. Соответственно, ВБпС должны иметь куда более гибкую структуру, уставы и другие руководящие документы, по сравнению с теми, которые сейчас определяют деятельность существующих видов и родов ВС РФ.
Изображение Image Creator in Bing
По сути, ВБпС должны стать неким гибридом, чем-то средним между вооружёнными силами – в части ведения боевых действий, и корпорацией – в части закупок и логистики.
Если кого-то пугает, что в таких условиях в ВБпС начнётся разлад и коррупция, то ему стоит вспомнить о тех расследованиях, что ведутся в отношении ряда должностных лиц Минобороны России в настоящее время, при этом механизмы аудита, применяемые в крупных корпорациях, могут быть куда более драконовскими, чем любые проверки в государственных структурах.
Важным моментом является формирование командного состава ВБпС, можно предположить, что предпочтительным вариантом здесь будет кто-то из молодых специалистов, освоивших тематику БПЛА в ходе СВО, возможно, кто-то из добровольческих батальонов – нужна свежая кровь.
Должны ли все БПЛА и роботизированные комплексы других типов и средств относиться к ВБпС?
Однозначно нет.
Например, необходимые для эффективной работы артиллерии БПЛА, осуществляющие корректировку артиллерийского огня и подсвет целей для снарядов с лазерной полуактивной головкой самонаведения (ЛПГСН), по-прежнему должны относиться к Сухопутным войскам, а тяжёлые БПЛА типа С-70 «Охотник» или перспективные БПЛА «Гром» должны оставаться в Военно-воздушных силах.
Даже после создания ВБпС БПЛА «Гром» должны таскать авиабомбы с унифицированными модулями планирования и коррекции (УМПК), находясь в структуре ВВС. Изображение @infantmilitario
Автономные подводные аппараты (АНПА) типа «Суррогат-В» должны находиться в составе Военно-морского флота, а БПЛА-камикадзе большой дальности должны относиться к Стратегическим конвенциональным силам, о которых мы говорили выше и которые ещё только предстоит создать.
Тогда какие БПЛА должны относиться к ВБпС?
В первую очередь те, которые сейчас недооценивают существующие виды и рода ВС РФ. Соответственно, на начальном этапе ВБпС необходимо сосредоточиться на FPV-дронах и других БПЛА-камикадзе, БПЛА-разведчиках, БПЛА-бомбардировщиках, БПЛА-постановщиках мин самолётного, квадрокоптерного (октакоптерного / гексакоптерного) типа, БЭК-камикадзе и других аналогичных системах и комплексах.
Развитие ВБпС необходимо осуществлять постепенно, давая им возможность максимально эффективно осваивать выделенную нишу и синхронизироваться с существующими видами и родами ВС РФ.
FPV-дрон «Овод»
Эта тема крайне многогранна, практически все комплексы, по крайней мере, БПЛА будут межвидовыми, то есть могут применяться в интересах СВ, ВВС, ПВО и ВМФ или находиться на стыке их взаимодействия.
Как должны взаимодействовать ВБпС и традиционные виды и рода ВС РФ?
Так же, как сейчас указанные виды и рода ВС РФ взаимодействуют между собой, только лучше, поскольку структура и подход ВБпС должны быть более гибкими.
Сейчас Сухопутные войска вызывают авиационную поддержку, аналогично поддержку наземных подразделений могут осуществлять подразделения ВБпС, только действовать они будут эффективнее, поскольку ими не будут управлять некомпетентные командиры, тем более государственные изменники, готовые отправлять ценных специалистов на «мясные штурмы» по личным мотивам.
Аналогично подразделения ВБпС могут размещаться на надводных кораблях ВМФ РФ, обеспечивая защиту с помощью FPV-дронов от своих визави, атакующих с помощью БЭК-камикадзе.
БЭК-камикадзе способны обеспечить изоляцию района боевых действий без привлечения других сил ВМФ
В интересах ВВС могут быть организованы массированные атаки недорогими БПЛА для того, чтобы противник потратил боекомплект ЗРК и пропустил массированный удар авиабомбами с УМПК, или уничтожение маловысотных воздушных целей противника, например, боевых вертолётов.
А что касается задач противовоздушной обороны, то здесь у ВБпС может быть важнейшая функция противостояния дешёвым БПЛА-камикадзе противника большой дальности, которые сейчас наносят нам огромный ущерб – об этом мы ранее говорили в материале «ПВО городов, нефтебаз и объектов промышленности: наблюдатели БПЛА «Аванпост-С» и FPV-перехватчики».
Ну и, разумеется, ВБпС должны иметь возможность и быть готовы решать какие-то задачи с высокой степенью автономности, например, задачу завоевания господства в воздухе на малых высотах в заданном районе – своими силами обеспечивать уничтожение низкоскоростных воздушных целей, или обеспечивать срыв наступления противника путём уничтожения его бронетехники и живой силы, постановкой минных заграждений.
Выводы
Необходимость создания такого рода вооружённых сил, как Войска беспилотных систем – ВБпС назрела уже давно, неважно, какое наименование они получат в конечном итоге, ценна суть.
За период СВО беспилотные летательные аппараты различного типа, безэкипажные катера-камикадзе и наземные роботизированные платформы получили большее развитие, чем за всю предыдущую историю их применения в вооружённых силах различных стран мира.
Эффективность действий ВБпС обеспечит только свобода действий, немыслимая для существующих Вооружённых Сил Российской Федерации.
При создании ВБпС необходимо реализовать новые подходы к их организационно-штатной структуре, разработкам вооружений и военной техники, которые формально далеко не всегда будут таковыми считаться, способам и формам материально-технического обеспечения.
Это сложная задача – вызов, но от её решения во многом будет зависеть эффективность ВС РФ в ближайшей перспективе.
Информация