NGAD умер, ждем NGAD-2!
Буквально недавно мы с огоньком обсуждали перспективы как американского истребителя шестого поколения, так и его беспилотных «верных ведомых». И хоть некоторые считали, что американская техника — это нечто такое, совершенное и непогрешимое, но нет, все-таки «Замволт»!
И да, мы тоже не без греха, у нас своих «Аналогов нет» выше крыши, но каждому свое, и на наши «Аналогов нет» всегда отыщется их «Замволт». И это вполне нормально, а потому мы сейчас рассмотрим ситуацию с программой NGAD и прикинем, чем это нам грозит.
Итак, новость дня: ВВС США объявляют конкурс на одно из своих самых важных будущих вооружений, которое должно было заменить F-22A Raptor.
Что бы там не говорили поклонники американской техники, да, F-22 обладает высочайшей боеспособностью в плане войны с воздушными шариками. В чем-то большем за 20+ лет лежания на вооружении, увы, замечен не был. Может, конечно, я в чем-то не прав, поправьте, но сами американцы пишут о том, что первое применение F-22 по воздушной цели — февраль 2023 года. Для истребителя — весьма.
Впрочем, кто хочет воздавать хвалы «Раптору» — тот пусть воздает, но в ВВС США считают, что его надо менять.
И в результате долгих раздумий и споров программа господства в воздухе следующего поколения (NGAD), предназначенная для создания первого в мире истребителя шестого поколения, возвращается в разработку. Причем, с самого начала, сразу по нескольким причинам.
Первая — экспертам ВВС США необходимо точно определить, чего ВВС хочет от самолета завоевания превосходства в воздухе в 2030-х годах и далее.
Вторая — выяснить, как можно (и можно ли вообще) воплотить такое оружие в реальность.
Ну то есть, виноваты не разработчики NGAD, освоившие какое-то количество миллиардов долларов, а технологический прогресс, который значительно опередил скорость проектирования самолетов. То есть, лазеры и бластеры уже готовы, в куда размещать в фюзеляже батарейки для них, так и не решено. Бывает.
Генерал Джим Слайф, заместитель начальника штаба ВВС, сказал, что служба обдумывает, что она на самом деле пытается сделать с программой NGAD в первую очередь, что порождает еще два вопроса:
— как ВВС будет достигать превосходства в воздухе в условиях конфликта;
— как создать пилотируемый истребитель шестого поколения.
Комментарии Слайфа последовали за июльским заявлением, в котором министр ВВС Фрэнк Кендалл объявил, что служба приостанавливает программу NGAD для проверки ее данных. Теперь, после многих лет разработок, Военно-воздушные силы приступают к полной модернизации и меняют фокус, чтобы использовать новые технологии, появившиеся с тех пор, как самолет был впервые задуман в середине 2010-х годов.
В рамках этого процесса ВВС консультируются с «простыми» участниками программы — или основными оборонными подрядчиками, которые будут бороться за контракт на постройку NGAD, чтобы определить наилучший способ продвижения программы вперед. В список «простых» входят не только аэрокосмические компании, которые могли бы построить планер, такие как Lockheed Martin и Boeing, но и производители двигателей General Electric и Pratt & Whitney.
Военно-воздушные силы впервые приступили к замене F-22A в 2016 году, следуя выводам их собственного исследования. В том отчете был сделан вывод, что служба должна закупить замену Raptor, известную как Penetrating Counter Air (PCA), к 2030 году. PCA стала NGAD в конце 2010-х годов. Затем, в 2020 году, бывший помощник министра ВВС Уил Ропер ошеломил мир, объявив, что самолет-демонстратор технологий был разработан, испытан и облетан всего за один год.
Но самолет так и не был представлен общественности
Тем не менее, информация о NGAD медленно просачивалась на протяжении многих лет. В 2020 году Ропер заявил, что истребитель шестого поколения, вероятно, будет оснащен вторым пилотом с искусственным интеллектом. Тогда все вдоволь посмеялись над программной версией дрона R2D2, который сопровождал истребитель Люка Скайуокера X-Wing в фильмах «Звездные войны».
В 2022 году Кендалл засвидетельствовал Конгрессу, что самолет будет стоить «сотни миллионов» каждый, цифра, которая позже была уточнена, составляет около 250-300 миллионов долларов за самолет нового поколения. Затем, в 2023 году, Кендалл заявил, что ВВС хотят минимум 200 истребителей NGAD вместе с 1000 ведомыми беспилотниками для сопровождения их в бою. Нормальная цифра, мы тоже хотели в свое время 1000 танков «Армата» и 200 самолетов Су-57.
Но реалии бывают несколько более жестокими, чем мечты.
Ну еще господин Ганзингер наговорил очень много громких и трескучих слов на тему того, что истребитель завоевания господства в воздухе следующего поколения будет иметь большую дальность полета, нести большую боевую нагрузку, иметь более совершенные датчики и системы объединения информации, а также универсальную широкополосную скрытность, необходимую для поддержания превосходства над все более изощренными противовоздушными силами Китая.
Каждый самолет NGAD сможет управлять от одного до пяти беспилотных летательных аппаратов, известных как «Совместные боевые самолеты» (CCA) или «верные ведомые». Оснащенный искусственным интеллектом и несущий датчики, глушилки и ракеты, каждый беспилотник CCA будет действовать как мультипликатор силы в воздухе, давая пилотируемому истребителю возможность видеть дальше, стрелять дальше и поражать больше противников — и все это без угрозы большему количеству человеческих жизней.
CCA станет частью семейства систем NGAD
В общем — как раз то самое, не имеющее аналогов в мире. Знакомо. Но одновременно здесь кроется много деталей и нюансов. Чтобы раскрыть весь потенциал совместных боевых самолетов, Военно-воздушные силы должны выяснить, как наилучшим образом использовать преимущества, которые дают в бою как беспилотные, так и пилотируемые самолеты. А это, извините, не один год на разработку, постройку и проведения комплекса испытаний. Полноценного комплекса полноценных испытаний.
Вообще довольно логично, прагматично, пахнет многомиллиардными контрактами — в общем, явно всех все устраивает.
Однако, какими бы амбициозными эти планы не были, военно-воздушные силы хотят внедрить в NGAD еще больше возможностей. Слайф сказал, что существуют новые, зарождающиеся технологии, которых не было, когда ВВС устанавливали требования NGAD. То есть, появились какие-то новейшие технологии, которые ВВС теперь хотят внедрить в самолет с самого начала. И для этого надо запустить по ветру всего-то шесть лет работы. На самом деле не так уж и много, «падали» и более амбициозные проекты, надо отметить.
А ради чего все это?
По-моему, весьма резонный вопрос. Ведь еще в 2020 году Уилл Ропер, заместитель директора департамента ВВС по закупкам и логистике объявил, что прототип NGAD начал летные испытания. И четыре года куда?
Хотя мы же не знаем, как он летал…
Но если подумать вперед, то наиболее очевидной технологией в мире несекретных технологий был бы искусственный интеллект, хотя то самое замечание того же замечание Ропера о R2D2 предполагает, что служба определенно поспешила с выводами. Но искусственный интеллект — это то, что сегодня уже есть, и хотя в основном он заседает в Евросоюзе, тем не менее, вполне возможно появление его и на самолетах. Больше, увы, ничего такого на ум не приходит.
Конечно, можно пофантазировать на тему «У нас есть такие ракеты, но мы вам о них не расскажем», то есть, вполне могут появиться какие-то строго засекреченные возможности, которые не были готовы в 2016 году, такие как бортовые наступательные и защитные лазеры, новые достижения в области скрытности и новые сенсоры. И, возможно, они уже готовы. А возможно, и нет.
Решение ВВС иллюстрирует важную проблему, связанную с современными истребителями: быстрое развитие новых технологий означает, что реактивный самолет, на разработку которого уходит 15-20 лет, может не соответствовать ключевым технологиям, разработанным после того, как параметры самолета утверждены и приняты. И с этим реально трудно не согласиться, вся история авиации полна примерами, когда из-за пары прорывных технологий устаревали целые поколения самолетов, только-только вставшие на вооружение.
Программа F-35 стартовала в 1995 году, однако первые самолеты были объявлены пригодными к эксплуатации только в 2015–2019 годах. Столь длительный период разработки означал, что реактивному самолету почти немедленно потребовались технологические обновления, включая модернизацию процессора, новые внутренние системы охлаждения, канал видеоданных и возможность несения нового оружия. Новейшее обновление для F-35, Tech Refresh 3, поступает в военно-воздушные силы по всему миру в этом году. И от этого не деться никуда.
Программа NGAD также реструктурируется из-за затрат. Ранние версии F-35 стоили более 200 миллионов долларов за самолет, и, хотя стоимость резко упала по мере того, как Lockheed Martin строила все больше самолетов, у покупателей случился сильный шок от ценников что на самолет, что на его эксплуатацию. Даже самый дорогой в мире реактивный самолет стоимостью 300 миллионов долларов будет сложно продать, особенно учитывая, что ВВС также должны позволить себе новые реактивные тренировочные самолеты T-7 Red Tail и истребители F-35 в ближайшие годы, одновременно разрабатывая малозаметный заправщик в воздухе и финансируя как новые МБР Sentinel, так и B-21 Raider.
В целом, программ и направлений достаточно, но в идеале ВВС должны снизить затраты за счет повышения эффективности разработки и производства, иначе так можно и доиграться до банкротства. Хотя здесь же ВВС может быть вынуждена согласиться с сокращением возможностей NGAD или отложить их на более поздний срок.
Как бы то ни было, NGAD может быть самой важной программой обычных вооружений начала 21 века. Если Военно-воздушные силы смогут все сделать правильно, силы, состоящие из истребителей шестого поколения, подкрепленные вооруженными беспилотниками, могли бы стать мощным сдерживающим фактором для противников Америки.
Но сначала, прежде чем они смогут сделать что-либо из этого, Военно-воздушные силы должны на этот раз правильно выполнить NGAD. А вот в этом плане есть очень большие сомнения. Здесь вполне реальны два пути развития событий, или NGAD действительно устарел за 8 лет работы над программой с первого дня и 4 года летных испытаний, что проект необходимо начинать заново, либо…
Либо 4 года испытаний прототипа NGAD показали его полную несостоятельность. Такое тоже вполне могло иметь место.
Так что каждый может выбрать для себя сам.
Информация