Первое покушение на Ленина, о котором практически не говорят

36
Первое покушение на Ленина, о котором практически не говорят

Когда речь заходит о покушении на первого вождя мирового пролетариата В.И. Ленина, то, как правило, подразумевается выстрел Фанни Каплан 30 августа 1918 года.

Между тем, противники коммунизма и до этого совершали попытки устранить вождя. Все они обернулись провалом, поэтому данным происшествиям не придают особого значения.



В то же время, они, несомненно, являлись прологом к тому роковому августовскому дню.

Покушение на Владимира Ленина 1 января 1918 года в Петрограде стало одним из первых крупных заговоров против лидера большевиков, случившихся после Октябрьской революции. Хотя это событие не так известно, как последующее покушение в августе того же года, оно уже свидетельствовало о крайне напряженной политической обстановке и нарастающем противодействии новой власти со стороны ее противников, включая монархистов, анархистов и эсеров.

Что касается самого покушения, оно произошло, когда Ленин вместе со своей сестрой Марией Ульяновой и другом, швейцарским социалистом Фридрихом Платтеном, передвигался по улицам Петрограда на автомобиле. На одном из участков пути неизвестные открыли стрельбу, пытаясь убить вождя.

По приезде в Смольный, где находилась резиденция правительства, оказалось, что легкое ранение руки получил Платтен, когда пытался защитить Ленина. Сам вождь и его сестра не пострадали. В корпусе автомобиля было обнаружено несколько пулевых отверстий.

Основной версией покушения, согласно ЧК, было участие кадета Дмитрия Шаховского — бывшего депутата Государственной Думы и члена Временного правительства. По мнению историка Ричарда Пайпса, в организации нападения также был замешан Николай Некрасов, впоследствии сменивший фамилию на Голгофский.

36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    23 сентября 2024 13:05
    Все покушения на ВИЛ говорят только о том, какой неординарной личностью был лидер первого в мире социалистического государства и как его ненавидели враги социализма...
    1. +2
      23 сентября 2024 13:24
      Все покушения на ВИЛ говорят только о том, какой неординарной личностью был лидер

      ВСЕ покушения говорят всегда о том что данный лидер - неординарная фигура как минимум. Только таких стремяться убрать с поля любой ценой.
      И то что всегда есть в их смерти заинтересованные люди - тоже факт.
      Ф. Кастро переплевывает конечно любых лидеров по количеству покушений.
      1. -2
        23 сентября 2024 13:33
        Цитата: свой1970
        Только таких стремяться убрать с поля любой ценой

        Пертоградские события , описанные в статье имели место , но это был обыкновенный гоп стоп банды Леньки Пантелеева . Ленина и его спутников элементарно ограбили и забрали паспорта и оружие . Прочитав в документах , кто им попался , Ленька вернулся чтоб убить ограбленных , но не нашел . request А пропагандисты уже раздули - покушение на вождя мирового пролетариата ! wassat
        1. +5
          23 сентября 2024 13:42
          В "Мурзилке" прочитали или в "Веселых картинках"?
          Не Ленька Пантелеев и не 01 января 1919 года.
          Читаем:
          В Сочельник 6 января 1919 года, около 17 часов, недалеко от Сокольнического районного совета (предположительно, на Сокольническом шоссе под железнодорожным мостом Митьковской соединительной ветки), шестеро бандитов остановили машину. Это были Кошельков, Василий Зайцев («Заяц»), Фёдор Алексеев («Лягушка»), Алексей Кириллов («Лёнька Сапожник»), Иван Волков («Конёк») и Василий Михайлов. Бандитам нужна была машина, чтобы ограбить пассаж на Лубянке. В машине находились председатель СНК РСФСР Владимир Ленин, его сестра Мария Ульянова, личный водитель Ленина Степан Гиль и охранник Иван Чабанов[5]. Ленин приказал остановить машину, приняв бандитов за красноармейский патруль. Угрожая оружием, Кошельков с друзьями приказал выйти из машины всем четверым. Ленин пытался предъявить бандитам документы, сказав: «В чём дело? Я Ленин!», но Кошельков, не расслышав фамилии, сказал на это: «Чёрт с тобой, что ты Левин. А я Кошельков, хозяин города ночью»[6].

          Обыскав всех, бандиты отобрали у Ленина документы и пистолет системы «Браунинг», после чего уехали на машине. По дороге Кошельков наконец посмотрел документы, и сказал своим соучастникам, чтобы те поворачивали обратно, решив взять Ленина в заложники, чтобы обменять его на заключённых Бутырской тюрьмы. Вернувшись обратно, бандиты попытались найти Ленина, но не смогли и уехали, вскоре бросив машину[5].(С)

          Из либерастов вы, никак?
          То-то в 1990-х годах застряли.
          1. -3
            23 сентября 2024 13:52
            Цитата: Seamaster
            Из либерастов вы, никак?

            Суть от того , Ленька Пантелеев или Кошельков , не меняется . Было ограбление, а не покушение . Вы из лживых комуняк ? Которые убийство на почве ревности Кирова , превратили в репрессии неугодных ? Хотя случай с Лениным , описали правильно , но выводы надумали . Кошелькову с большой колокольни, на сидельцев Бутырки wassat А вот кто стал ему смертельно опасным врагом , он понял мгновенно . hi
            1. +3
              23 сентября 2024 14:23
              Сколько же вам лет, если вам Кошельков так всё точно изложил? Про то, на что ему плевать, а на что - нет?
              И то, что Ленин "стал ему смертельно опасным врагом"? Это безграмотному извозчику - уголовнику?
              А вот тут народ трепался, что у коммунистов того времени уголовники считались "социально близкими".
              Пы.Сы. А суть та, что вы в своём начальном комменте соврали ДВАЖДЫ: и имя бандюгана, и дата нападения. Вывод: не знаете историю, не лезьте критиковать автора статьи. Займитесь раскрасками или "Лего" соберите.
              1. -5
                23 сентября 2024 15:16
                Цитата: Seamaster
                Вывод: не знаете историю, не лезьте критиковать автора статьи. Займитесь раскрасками или "Лего" соберите.

                Историю КПСС и ВКП(б) я действительно знаю поверхностно . feel Сберег мозг от промывания . wassat Если автор врет , что это покушение , я буду врать в два раза больше! laughing Даже безграмотный Кошельков знал , ограбь буржуя , тебя пожурят . Ограбь Власть - тебя найдут и убьют . Так сказать , лупи комуняк их же оружием . tongue
                1. +3
                  23 сентября 2024 18:10
                  А было, ЧТО промывать?
                  Статью-то прочитали, или только заголовок - и ну сразу опровергать?
                  Читаем:
                  На одном из участков пути неизвестные открыли стрельбу, пытаясь убить вождя.
                  По приезде в Смольный, где находилась резиденция правительства, оказалось, что легкое ранение руки получил Платтен, когда пытался защитить Ленина. Сам вождь и его сестра не пострадали. В корпусе автомобиля было обнаружено несколько пулевых отверстий.

                  Если стреляют сразу, не пытаясь остановить - это покушение или ограбление?
                  1. -2
                    23 сентября 2024 18:41
                    Цитата: Seamaster
                    А было, ЧТО промывать?

                    wassat В отличии от многих , умел анализировать. Что говорят газеты , радио и позже телевизор , и что происходит в жизни .
                    Цитата: Seamaster
                    По приезде в Смольный, где находилась резиденция правительства, оказалось, что легкое ранение руки получил Платтен, когда пытался защитить Ленина.

                    От кого пытался защитить Платтен , или от чего от пуль ? recourse
                    Цитата: Seamaster
                    Если стреляют сразу, не пытаясь остановить - это покушение или ограбление?

                    Про этот эпизод , никогда не слышал и не читал . Поделитесь источником информации до 1990 года . А так похоже на новодел. Да и кому это сейчас нужно ? hi
                    1. +2
                      24 сентября 2024 14:38
                      Типичный ответ НЕУМНОГО либераста: "Если я это не слышал\не знаю, то этого не существует\не случилось. И вообще - это ложь коммуняк. Вот!".
                      Переходите с "Веселых картинок" на раскраски - ваш уровень.
        2. +2
          23 сентября 2024 13:42
          но это был обыкновенный гоп стоп банды Леньки Пантелеева
          Нет, это два РАЗНЫХ события в разные года
      2. +2
        23 сентября 2024 14:46
        Цитата: свой1970
        Ф. Кастро переплевывает конечно любых лидеров по количеству покушений.

        С времён ГМС о покушениях на российских лидеров не слышал...Но это вообще ни о чём не говорит.
        1. +1
          23 сентября 2024 15:07
          С времён ГМС о покушениях на российских лидеров не слышал.
          Как минимум 3 покушения на ВВП выглядят достаточно реалистично - на похоронах Собчака, в Белграде и в Баку.
          Вика пишет о 12 belay

          Когда нибудь узнаем......
    2. +1
      23 сентября 2024 13:34
      Продолжая Вашу мысленную линию о покушениях на вождя мирового пролетариата (и его величия в этом свете) делаю вывод, ВСЕ ТИРАНЫ, цари, императоры, султаны и прочее.. были ещё более великими личностями ибо покушение на них, было на порядки больше!
      1. 0
        23 сентября 2024 13:45
        А только на тиранов были покушения? И ещё надо смотреть интервал времени.
      2. +1
        23 сентября 2024 14:50
        Цитата: Traktoris
        Продолжая Вашу мысленную линию о покушениях на вождя мирового пролетариата (и его величия в этом свете) делаю вывод

        Ваш вывод неверен, ибо тираны мира в образе царей, императоров, королей, султанов и даже африканских вождей свергались чисто в корыстных целях и даже по желанию родственников взойти на престол. Это обычная жадность и властолюбие, политической подоплеки здесь нет. Они желали улучшить своё положение в обществе, только и всего...
        1. 0
          24 сентября 2024 08:17
          Это Ваши, выводы, сделанные на основе опять же Ваших пустых умозаключений. Или у Вас есть статистика покушение на царей и др. и главное их признаний в цели покушение. Например, восстание Декабристов или для более точного понимания, покушение брата Ленина (Александра) на царя. Он тоже по Вашему, пытался улучшить свое положение?
          1. 0
            24 сентября 2024 08:31
            Цитата: Traktoris
            Он тоже по Вашему, пытался улучшить свое положение?

            А чьё? Положение тех крестьян РИ - 90% населения страны?
            Придумывали разных социалистов и занимались терроризмом.
            1. +1
              24 сентября 2024 12:53
              Если исповедовать Ваш подход, то Ленин, самый кровожадный и самый желающий улучшить, свое положение! А г. КАПЛАН, чьё положение желала улучшить? А г. Керенский, находясь на вершине власти, что хотел улучшить?
      3. +1
        23 сентября 2024 16:23
        [quote=Traktorisбыли ещё более великими личностями ибо покушение на них, было на порядки больше![/quote]Например, на Гитлера было больше сорока покушений...
    3. 0
      23 сентября 2024 13:41
      Да и сейчас продолжают ненавидеть и ... бояться.
      А то галоши - блин!
  2. +6
    23 сентября 2024 13:13
    Покушения до сих пор не прекратились,правда щас покушаются на мавзолей и тело вождя лежащего там. Хотят его вынуть из мавзолея и окончательно похоронить его тело вместе с его идеями. . . what
  3. +1
    23 сентября 2024 13:24
    ...Платтен, который первым долгом схватил голову Владимира Ильича (они сидели сзади) и отвёл её в сторону, но Ильич принялся уверять нас, что мы ошибаемся и что он не думает, чтобы это была стрельба. После выстрелов шофёр ускорил ход, потом, завернув за угол, остановился и, открыв двери автомобиля, спросил: «Все живы?» — «Разве в самом деле стреляли?» — спросил его Ильич. «А то как же, — ответил шофёр, — я думал — никого из вас уже и нет. Счастливо отделались. Если бы в шину попали, не уехать бы нам. Да и так ехать-то очень шибко нельзя было — туман, и то уж на риск ехали».

    Всё кругом было действительно бело от густого питерского тумана.

    Доехав до Смольного, мы принялись обследовать машину. Оказалось, что кузов был продырявлен в нескольких местах пулями, некоторые из них пролетели навылет, пробив переднее стекло. Тут же мы обнаружили, что рука т. Платтена в крови. Пуля задела его, очевидно, когда он отводил голову Владимира Ильича, и содрала на пальце кожу.

    Стреляли, скорее всего, наугад, туман был.
    Платтену, кстати, спасение жизни Ленина не помогло- в 1938 посадили в лагерь на 4 года, но в 1942 его не выпустили. :((
    12 марта 1942 года срок заключения Платтена истёк, но его не освободили. Последнее письмо из лагеря было написано 25 марта 1942 года не самим Платтеном, а с его слов. Сообщалось о тяжёлом состоянии Платтена, о том, что он лежит в больнице «слабый и пухлый».

    Скончался 22 апреля 1942 года — в очередную годовщину рождения Ленина. В официальной справке выданной родственникам сказано, что Платтен, «отбывая наказание, умер от сердечно-сосудистого заболевания». Его похоронили в общей могиле, и точное место захоронения неизвестно.

    По другим сведениям, 22 апреля Платтен погиб в лагере при невыясненных обстоятельствах: так как Платтен не мог работать, конвоир вывел Платтена в кусты и застрелил. Эту версию подтвердил также сын Платтена, выступая осенью 1988 года в Москве на вечере, посвященном 105-летию со дня рождения отца. По его словам, он в 1958 году получил покаянное письмо от бывшего лагерного конвоира, который писал, что по устному приказу лагерного начальника лично вывел Платтена за ограду и пристрелил его, ибо у того закончился лагерный срок[7].
  4. 0
    23 сентября 2024 13:46
    Когда я был советским пионером, то читал в журнале историю о том как на Ленина поздно вечером напали грабители и отняли у него автомобиль. Подробностей не помню, но Ленин ехал с женой и охранником в автомобиле и вооруженные грабители остановили автомобиль и высадили всех на дорогу уехали на автомобиле. Грабители Ленина просто не узнали. Охранник в самом начале ограбления вроде даже достал наган и хотел стрелять, но Ленин жестами его остановил. История подавалась как история о миролюбивости Ленина. Дня через три ЧК забрал автомобиль у грабителей и вернул его в гараж. В те времена эта история не считалась покушением на Ильича. а по нынешним временам ограбление лидера государства было бы покушением.
    1. -2
      23 сентября 2024 13:57
      Цитата: rotfuks
      Когда я был советским пионером,

      А меня в пионэры не приняли . Диагноз - не достоин . wassat
      Но эту историю тоже слышал . А сейчас мне она и не интересна . Трампа два раза завалить не смогли , и взорвать тоже . Вот это детектив , в исполнении дерьмократов . laughing
      1. -1
        25 сентября 2024 18:24
        Цитата: fif21
        Цитата: rotfuks
        Когда я был советским пионером,

        А меня в пионэры не приняли . Диагноз - не достоин . wassat
        Но эту историю тоже слышал . А сейчас мне она и не интересна . Трампа два раза завалить не смогли , и взорвать тоже . Вот это детектив , в исполнении дерьмократов . laughing


        Вот зачем врать?! В пионеры принимали всех!! По крайней мере так было в моë время.
        В комсомол - да, не всех принимали.
        1. -2
          25 сентября 2024 18:33
          Цитата: ваш вср 66-67
          Вот зачем врать?! В пионеры принимали всех!!

          Значит мой случай - исключение из правил . request Хотя нас в классе было трое не принятых. hi
    2. 0
      23 сентября 2024 14:05
      Подробностей не помню, но Ленин ехал с женой и охранником в автомобиле и вооруженные грабители остановили автомобиль и высадили всех на дорогу уехали на автомобиле.

      Представьте, в январе 1918 в Петрограде и в январе 1919 в Москве, с разгулом преступности в Гражданскую войну. ехать практически без охраны...и сравните современные выезды с кортежами. Удивительной смелости были те люди и как нынешние ...
      1. 0
        23 сентября 2024 14:15
        Удивительной смелости были те люди и как нынешние ...
        Они были удивительно наивны - это да. А как только пришел реалист Сталин - появилась серьезная охрана. Сталин сделал выводы из покушений на Ленина, да и за границей убивали политиков чуть ли не пачками
        1. 0
          23 сентября 2024 14:30
          Сталин сделал выводы из покушений на Ленина

          Нет, он сделал выводы позже

          Первое покушение произошло в 1931 году. Белогвардейский офицер и шпион, работавший на Великобританию, некто Огарев 6 ноября на московской улице Ильинка, выхватив из кобуры пистолет, попытался выстрелить в Иосифа Джугашвили. Но ему помещал сотрудник НКВД, который следил за ним. После этого случая Сталину было рекомендовано прекратить пешее передвижение по городу.

          До этого он гулял с одним охранником. А после убийства Кирова он уже серьезно охранялся.
      2. 0
        23 сентября 2024 14:29
        Ну, в январе 1918 года гражданской войны еще не было. Ледовый поход Корнилова был в феврале-марте 1918 года, но по масштабам и району это было скорее столкновение двух вооруженных формирований.
        А РЕАЛЬНАЯ гражданская началась в июле 1918 года с восстания эсеров и мятежа белочехов.
        И понеслось.......
    3. +1
      23 сентября 2024 14:48
      Это известная история. Грабители не знали, на кого напали. Банда Якова Кошелькова.
      В Сочельник 6 января 1919 года, около 17 часов, недалеко от Сокольнического районного совета (предположительно, на Сокольническом шоссе под железнодорожным мостом Митьковской соединительной ветки), шестеро бандитов остановили машину. ... Бандитам нужна была машина, чтобы ограбить пассаж на Лубянке. В машине находились председатель СНК РСФСР Владимир Ленин, его сестра Мария Ульянова, личный водитель Ленина Степан Гиль и охранник Иван Чабанов[5]. Ленин приказал остановить машину, приняв бандитов за красноармейский патруль. Угрожая оружием, Кошельков с друзьями приказал выйти из машины всем четверым. Ленин пытался предъявить бандитам документы, сказав: «В чём дело? Я Ленин!», но Кошельков, не расслышав фамилии, сказал на это: «Чёрт с тобой, что ты Левин. А я Кошельков, хозяин города ночью»[6].
      Обыскав всех, бандиты отобрали у Ленина документы и пистолет системы «Браунинг», после чего уехали на машине. По дороге Кошельков наконец посмотрел документы, и сказал своим соучастникам, чтобы те поворачивали обратно, решив взять Ленина в заложники, чтобы обменять его на заключённых Бутырской тюрьмы. Вернувшись обратно, бандиты попытались найти Ленина, но не смогли и уехали, вскоре бросив машину[5].... Этот эпизод описан Лениным в работе «Детская болезнь „левизны“ в коммунизме» как пример того, что вождь революционного пролетариата не должен без необходимости рисковать своей жизнью и оказывать сопротивление напавшим на него бандитам — гораздо разумнее подчиниться их требованиям, а розыск поручить компетентным органам.

      Кошелькова смогли убить только через полгода. При нём нашли Браунинг Ленина.
      1. +1
        23 сентября 2024 18:28
        .
        Это известная история. Грабители не знали, на кого напали. Банда Якова Кошелькова

        Спасибо. Практически все так как я читал в детстве. Но фактически это было самое настоящее покушение на жизнь вождя мирового пролетариата. То что все закончилось без печальных последствий это удивительно.
  5. +1
    24 сентября 2024 23:59
    Да это попытка грабежа со стороны обычных уголовников! Потом главаря отстреляли и голову отрезали если не ошибаюсь!
  6. 0
    27 сентября 2024 12:29
    Цитата: ROSS 42
    Все покушения на ВИЛ говорят только о том, какой неординарной личностью был лидер первого в мире социалистического государства и как его ненавидели враги социализма...

    Это так. Но добавлю чисто для порядка: да практически на всех более-менее "выдвинувшихся из масс" персон совершаются покушения. Вон из недавнего, два покушения на Трампа. Уж его то точно трудно заподозрить в том, что его "ненавидят враги социализма". Или вон постоянно рэперов расстреливают. А они явно далеки от политики
  7. 0
    10 октября 2024 18:57
    С течением времени, про известных деятелей разных эпох появляется всё больше новых "исторических фактов", как правило, не подтвержденных документально. Образ личности при этом искажается: или непомерно возвышается, или низвергается, в зависимости от политического заказа Власть Предержащих!
    Истину могут знать только очевидцы событий, а подтвердить только документы того времени. А так, есть в народе поговорка:"Семь вёрст до небес и всё лесом"!!!