5 марта 1711 г. указом Петра I в России учреждён Правительствующий Сенат

5 марта 1711 г. указом Петра I в России учреждён Правительствующий Сенат

5 марта (22 февраля) 1711 г. указом Петра Алексеевича был учреждён Правительствующий Сенат, высший государственный орган в Российском государстве по делам законодательства и государственного управления. Это государственный орган был создан Петром из-за постоянных отлучек, которые часто мешали ему заниматься текущими делами управления. Он и раньше неоднократно, в 1706, 1707 и 1710 гг. вручал дела нескольким избранным соратникам, от которых требовал, чтобы они, не обращаясь к нему ни за какими разъяснениями, решали текущие вопросы. Непосредственной предпосылкой Сената стала подготовка к Прутскому походу (лето 1711 года), когда глава государства был занят проблемой русско-турецкой войны и не мог с полной отдачей решать «текучку». Поэтому, Сенат получил весьма широкие функции, он был учрежден «вместо его царского величества собственной персоны» в отсутствие государя. Он должен был продублировать власть царя. В указе 2 марта 1711 года Пётр Алексеевич говорит: «мы определили управительный Сенат, которому всяк и их указам да будет послушен, как нам самому, под жестоким наказанием, или и смертью, смотря по вине». В то же время Сенат нёс ответственность перед царем, который обещал жестокое наказание за неправедные дела.

В 1711 - 1714 гг. местом постоянного пребывания Правительствующего Сената была Москва. Только иногда на время, целиком или в лице нескольких сенаторов, Сенат переезжал в Петербург. Новая столица России стала постоянным местопребыванием Сената с 1714 года. В Москву с этого времени Сенат переезжал только по временам, в случае поездок туда царя на значительное время. Однако в Москве осталась часть сенатской канцелярии - «канцелярия сенатского правления». Первыми сенаторами были граф Иван Мусин-Пушкин, 1-й московский губернатор, боярин Тихон Стрешнев, бывший архангелогородский губернатор, князь Петр Голицын, князь Михаил Долгоруков, князь Григорий Племянников, князь Григорий Волконский, генерал-кригсцальмейстер Михаил Самарин, генерал-квартирмейстер Василий Апухтин и Назарий Мельницкий. Должность обер-секретаря получил Анисим Щукин.

При назначении сенатором, как и на другие должности, Пётр руководствовал не происхождением человека, а служебной годностью. Если в 17 столетии представитель боярского рода с привычной последовательностью преодолевал ступени служебной лестницы и в конечном счёте достигал высшего чина, приходя на смену отцу, то при Петре Алексеевиче право стать сенатором получали лица, которые обладали личным достоинством. Заслуги предков не имели определяющего значения. Ценились ум, служебные умения, образование и пр. Этот новый критерий позволял появиться новым людям в верхнем правящем слое. Они целиком были обязаны своей карьерой царю. Кроме того, сенаторы отличались от бояр тем, что боярин – это чин, а сенатор – должность. Лицо, которое выбывало из Сената, утрачивало звание сенатора. Сенаторы в большей мере зависели от верховной власти. Это должно было увеличить служебное рвение сенаторов.


В 1718 году в Сенат были включены президенты коллегий. Сенат должен был выносить постановления по запросам коллегий, которые они не могли решить самостоятельно из-за отсутствия прецедентов. Губернаторы и воеводы обращались в Сенат через головы коллегий только в исключительных случаях: неожиданном нападении вражеских войск, начале эпидемии и т. д.

В конце правления Петра Алексеевича – в 1721-1722 гг. – Сенат был реорганизован, и деятельность его упорядочена. Прежде всего был изменён принцип его комплектования. Если раньше в него входили все президенты коллегий, то потом Пётр признал, что это было «неосмотрительно». Президенты коллегий не могли хорошо работать сразу во главе коллегий и в Сенате. К тому же Сенат, состоявший из президентов коллегий, не мог хорошо контролировать деятельность органов центрального управления. По указу от 22 апреля 1722 года Сенату надлежало состоять из тайных действительных и тайных советников. В порядке исключения Пётр позволял назначение в сенаторы президентов только трёх важнейших коллегий – Воинской, Адмиралтейства и Иностранных дел. Правда, этот указ не был толком выполнен из-за кадрового голода. Уже в мае вышел указ отменявший действие прежнего, президенты коллегий из-за «малолюдства в Сенате» были возвращены в этот орган. В итоге Пётр стал модернизировать Сенат не изменением его состава, а путём учреждения новых должностных лиц и структурных подразделений.

До самой смерти императора Правительствующий Сенат оставался высшим законодательным и управленческим органом России и надзорной инстанцией по отношению к подчиненным ему коллегиям. Кроме того, одновременно с учреждением Сената государь приказал вместо Разрядного приказа учредить «стол разрядный при Сенате. Таким образом, в ведение Сената отошло назначение на все военные и гражданские должности («писание в чины»), заведование всем служилым сословием России, ведение списков, произведение смотров и наблюдение за тем, чтобы дворяне не укрывались от службы. В 1721—1722 гг. разрядный стол был преобразован в разборную канцелярию, также состоявшую при Правительствующем Сенате.

5 февраля 1722 года при Сенате назначили герольдмейстера, который ведал при посредстве герольдмейстерской конторы служилым сословием. Первый герольдмейстером стал стольник Степан Колычев. Герольдмейстерская контора вела учёт дворян, выявляла среди них годных и негодных к службе, проводила регистрацию чинов и перемещений служилых как по ступеням Табели о рангах, так и из одного ведомства в другое. Под особым наблюдением герольдмейстеров были дворяне, уклоняющиеся от службы, а также дети, которым предстояло нести службу в будущем. Контора должна была собирать сведения, где они получали образование - дома или в учебных заведениях. В обязанности Герольдмейстерской конторы также входило создание учебных заведений для детей «знатных и средних дворянских фамилий», где их должны были обучать «экономии и гражданству», то есть гражданским специальностям. Однако эта обязанность так и не была реализована, как и многие другие начинания Петра.

Инструкция также поручала Герольдмейстерской конторе создавать гербы. Для этих целей был приглашен итальянец граф Франциск Санти, который получил задачу «малевать» императорский герб, гербы всех его царств, провинций, городов и дворянских фамилий. Санти и его помощники при жизни Петра Алексеевича изготовили изображение герба для государственной печати, а также гербы губерний и 97 гербов провинций.

Успешнее всего Герольдмейстерская контора действовала в сфере учёта служилого сословия. Это было обусловлено первоочередной необходимостью реализации этой функции и наличием предшествующих структур – Разрядного приказа и созданного на его основе в 1711 году разрядного стола.

Связь между Сенатом и губерниями осуществляли комиссары (они назначались губернаторами), по два от каждой области. По мере развитий коллегий (органов центрального управления), они стали выполнять функцию посреднического звена между Сенатом и губерниями.

Одновременно с созданием Сената, была учреждена должность фискалов, которые должны были «над всеми делами тайно надсматривать», бороться с коррупционными явлениями, вроде взяток, расхищения казны, нарушений в сфере сбора налогов и т. д. О нарушениях докладывалось в Сенат. Если действительно уличали виновного, то половину штрафа получал фискал, другая часть шла в пользу казны. Также было дано повеление учредить должность обер-фискала (позднее генерал-фискал), который был высшим должностным лицом по тайному надзору за делами, у него было четыре помощника. В губерниях были провинциал-фискалы, по одному для каждой отрасли управления; им подчинялись городские фискалы. С созданием коллегий появилась должность коллежских фискалов, по одному для каждой коллегии.

Чтобы пресечь постоянные распри между сенаторами, Пётр поручил надзор за благочинием сенатских заседаний, а также функцию соответствия сенатских решений Уложению и указам, генерал-прокурору (12 января 1722 года была учреждена прокуратура). До этого надзор за благочинием сенатских заседаний осуществлял обер-секретарь Анисим Щукин, а затем помесячно менявшиеся штаб-офицеры гвардии. Помощником генерал-прокурора в Сенате стал обер-прокурор. Первым генерал-прокурором стал Павел Ягужинский. Генерал-прокурор находился в непосредственных отношениях с государем, поэтому сблизил Сенат с высшей властью и одновременно упорядочил производство дел. Тогда же в 1722 году были учреждены сенатские конторы – сенатская, ревизионная и раскольничья.

В феврале 1722 года были определены полномочия рекетмейстера (генерал-рекетмейстера), это слово было образовано от немецкого, сочетавшего французское requête — «жалоба, прошение», и немецкое Meister. Он стал надзирать за делопроизводством в коллегиях и за ходом правосудия, принимал жалобы-челобитные на волокиту, противозаконные решения коллегий и канцелярий. Учреждение этой должности преследовало две основные цели: освободить императора от разбирательства лично ему подаваемых челобитных и повести решительное наступление на волокиту, противозаконные действия коллегий и канцелярий. Правда, учреждение этой должности не решило поставленных задач. Традиция была сильной и челобитную старались подать через голову генерал-рекетмейстера лично царю. Пётр сам писал, что «дерзают во многих местах его величеству бить челом и челобитные подавать паки, не давая нигде покою». Ещё меньших результатов генерал-рекетмейстер мог достичь в борьбе с волокитой и несправедливыми решениями. Рекетмейстер имел только бюрократические способы борьбы с бюрократией: получив жалобу, он должен был разбираться не в существе принятого решения, а в своевременности прохождения жалоб по инстанциям, так и принятия этими инстанциями решений. Поэтому, рекетмейстер не мог решить проблему потока жалоб, как справедливых, так и сутяжнических.

После смерти Петра I значение Сената уменьшилось, а его функции стали меняться. Первоначально его власть ограничил Верховный тайный совет, а затем Кабинет министров. Сенат вместо Правительствующего стал называть Высоким. Императрица Елизавета Петровна, которая в своей политике старалась следовать курсу отца, в 1741 году издала Указ «О восстановлении власти Сената в правлении внутренних государственных дел». Однако это не восстановило реальное значение Сената в делах внутреннего управления России. После того, как в 1802 году в Российской империи были учреждены министерства, Сенат сохранил только функции высшего судебного органа и органа надзора. В таком виде, почти без изменений, Сенат просуществовал до 22 ноября (5 декабря) 1917 г, когда был издан декрет Совета Народных комиссаров «О суде», который постановил «упразднить доныне существующие общие судебные установления, как то: окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат со всеми департаментами…».
Автор: Самсонов Александр


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. biglow 6 марта 2013 13:26
    пора восстановить такую систему,хватит на выборы деньги переводить
    biglow
  2. Deniska999 6 марта 2013 19:40
    Я смотрю, данная статья так никого и не заинтересовала.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня