Вместе с танком нужны тяжёлая БМП и бронированные машины огневой поддержки и ПВО – об этом думали и раньше
Сейчас много говорят о необходимости создания целого комплекса боевых машин переднего края, который, помимо танков, включал бы в себя тяжёлую боевую машину пехоты с аналогичной танку бронёй, машину огневой поддержки по типу штурмовой САУ и хорошо защищённое средство противовоздушной обороны. Однако зачастую эти идеи рассматриваются как результат осмысления современных боевых конфликтов – особенно специальной военной операции.
На самом деле это, конечно же, не так. Об этом задумывались и раньше – ещё в 1991 году в журнале «Вестник бронетанковой техники» была опубликована статья, в которой описывались проблемы существующих боевых машин и пути их решения. К прочтению настоятельно рекомендуем, поскольку сегодня этот материал, за исключением отсутствующих тогда БПЛА, актуален так же, как и 30 с лишним лет назад.
Комплекс боевых машин переднего края
Изложены задачи пяти элементов комплекса боевых машин переднего края. Дополняя друг друга, эти машины с одинаково высоким уровнем бронирования могут значительно повысить боевые возможности Сухопутных войск.
Вооружение и технику Сухопутных войск можно условно разделить на 4 группы:
• Ближнего огневого боя (атакующий или обороняющийся эшелоны).
• Дальнего огневого боя (поддерживающий эшелон).
• Переброски по воздуху (мобильный эшелон).
• Тылового технического и специального назначения (эшелон обеспечения).
Комплекс боевых машин переднего края (БМПК) относится к первой группе вооружения и техники Сухопутных войск. В него входят машины, которые используются в атаке или при ведении обороны в условиях непосредственного соприкосновения с противником, под воздействием практически всех его средств, в том числе ведущих огонь прямой наводкой.
Задачи войск, оснащенных таким комплексом: в наступлении – уничтожить непосредственно противостоящего противника, захватить его территорию и при наличии условий развить успех; в обороне – отразить атаку противника, нанести ему тяжелые потери, удержать территорию и при благоприятных условиях контратаковать противника и разгромить его.
Глубина первого эшелона с комплексом БМПК, как правило, может ограничиваться глубиной построения батальона (до 3 км, а иногда и более). Этот комплекс должен формироваться с учетом системного подхода к оптимальному распределению боевых задач между входящими в него машинами и сложной системой связи между БМПК различного назначения.
Успешное функционирование каждой из них зависит от свойств остальных машин. Такой комплекс может включать пять машин: танк, боевую машину пехоты, боевую машину непосредственной огневой поддержки, боевую машину противовоздушной обороны и машину разведки целей и управления боем.
Все машины этого комплекса в ходе боя будут находиться примерно в равных условиях воздействия огня и следовательно должны быть близкими по защите и подвижности, т. е. они должны создаваться на базе танка.
Первый элемент БМПК – это танк, который является основой этого комплекса.
Его назначение – уничтожение и подавление целей прямой наводкой, различных противостоящих средств противника. Немедленное использование результатов огня, стремительное движение вперед. Танк решает свои задачи, как правило, в условиях организованного огневого воздействия противника, находясь под огнем всех имеющихся у него средств. Эти условия определяют необходимость оптимального сочетания его основных боевых свойств: огневой мощи, защищенности и подвижности.
Танк должен быть универсальной системой оружия. Широкая совокупность огневых задач, возлагаемых на него, предопределяет многоцелевое назначение его комплекса вооружения, иначе танк выродится в узкоспециализированное оружие. В значительной степени это уже произошло: вооружение современных танков приобрело явно выраженную противотанковую направленность.
Танк по существу стал истребителем танков. Хотя половину его боекомплекта составляют осколочно-фугасные снаряды (ОФС), стрельба ими малоэффективна. Определенные надежды возлагаются на новые типы ОФС, улучшение их конструкции, а также на дальнейшее развитие системы управления огнем. Но для этого предстоит решить много сложных технических проблем.
Основным способом стрельбы танков является стрельба прямой наводкой с ходу и с места (с коротких остановок) по наблюдаемым целям. Для него наиболее характерны дальности ведения огня 3 000 м, а при использовании управляемого вооружения – до 5 000 м. Однако следует учитывать, что вероятность видимости на этой дистанции невелика (существенно менее 0,2).
Имея относительно малочисленный экипаж, функционально привязанный к машине и к оружию, танк малопригоден для овладения территорией. Выход из строя даже одного члена экипажа делает танк небоеспособным. Это существенно затрудняет для танковых подразделений решение задач разведки, охраны и регулирования движения.
Особенно остро эти вопросы встают при ведении боевых действий в населенных пунктах и лесистой местности. Обладая мощным, но специализированным на поражение танков оружием, танки с большим трудом решают задачи борьбы с живой силой противника и ее огневыми средствами, в том числе противотанковыми.
Сложной является задача защиты танков от нападения с воздуха, поскольку на танке трудно разместить эффективное вооружение и систему обнаружения воздушных целей. Командир танка, на которого, как правило, возлагается задача борьбы с этими целями, может выполнять ее лишь между делом, так как имеет много других обязанностей. Это показывает необходимость создания других боевых машин, способных тесно и непрерывно взаимодействовать с танком на поле боя.
Вторым элементом комплекса должна стать боевая машина пехоты с таким же, как у танка, уровнем броневой защиты. Задачи этой машины – борьба с пехотой противника и ее огневыми, в том числе противотанковыми, средствами, поддержка действий спешенной пехоты, отражение атак низколетящих самолетов и вертолетов, при необходимости борьба с танками противника.
Однако задачи БМП нельзя свести только к огневой поддержке, поскольку она должна поддерживать танки действиями мотострелков, которые могут быть высажены из БМП. Следовательно, БМП нельзя смешивать с машиной огневой поддержки, о которой речь пойдет ниже.
Однако идея создания БМП с высоким уровнем бронирования еще только пробивает себе дорогу. В силу исторической инерции и недостаточного проникновения в суть проблемы многие специалисты считают возможным использовать в сочетании с танком плавающую, авиатранспортабельную, легкобронированную БМП. При этом подчеркивается, что плавучесть и авиатранспортабельность дополняют возможности танков.
Это правильно, когда речь идет об отдельных видах боевых действий, например при преследовании отходящего противника. Однако в самых трудных условиях боя, при прорыве подготовленной обороны противника, подобная БМП не может помочь танкам из-за высокой уязвимости почти от всех огневых средств.
Большая дальность стрельбы танковыми управляемыми ракетами (ТУР) в обороне может дать значительное преимущество перед наступающим противником, опять же, если будет видимость. Это может быть достигнуто заблаговременным размещением огневых позиций на господствующих высотах местности и применением совершенной системы разведки целей, работающей в визуальном, тепловом и радиолокационном диапазонах излучений.
Учитывая сложность и дороговизну подобной системы, а также сравнительную редкость видимости на большие дальности, полезно рассмотреть вопрос о целесообразности иметь управляемое оружие на каждом танке. Необходимо также решить такие проблемные вопросы обеспечения стрельбы из танковой пушки в условиях ведения оборонительного боя, как образование пыледымового облака, выброс грунта из бруствера при стрельбе из укрытия, загазованность, ограниченное время стрельбы при неработающем двигателе и т. д.
Таким образом, в облике танка должны проявиться некоторые новые конструктивные черты, обусловленные необходимостью более полного использования его возможностей в оборонительном бою.
Характерной чертой, отличающей танк от других ВГМ, является значительно более высокий уровень броневой защиты. Повышенная защита танка стимулировала бурный рост специализированных противотанковых средств (ПТС) и привела к тому, что даже средства общего назначения приобрели противотанковую направленность. Проблема обеспечения необходимого уровня защищенности танков в последние годы обострилась в связи с непрерывным увеличением номенклатуры, количества и эффективности ПТС, воздействующих на наименее стойкие элементы конструкции – крышу и днище.
Ставка на легкобронированные БМП приводит к тому, что танки лишаются поддержки пехоты и, оставшись в одиночестве, не могут выполнить боевой задачи. Выход из положения заключается в создании двух типов БМП: с повышенным уровнем защиты на базе танка для совместных действий с ним в составе комплекса БМПК и плавающей авиатранспортабельной БМП для группы машин переброски по воздуху или мобильного эшелона.
Третьим элементом комплекса должна стать машина непосредственной огневой поддержки. По существу это подвижная артиллерия передней линии, способная действовать под огнем противника. Ее задачей является обнаружение дальних огневых средств и поражение их прямой наводкой. Такая машина должна иметь значительно больший, чем у танка, боекомплект и с более мощными снарядами.
Введение боевой машины непосредственной огневой поддержки в состав подразделений не только повысит боевые возможности, но и сократит численность артиллерии, ведущей огонь с закрытых позиций. Необходимо подчеркнуть, что речь идет, не о слабобронированной ВГМ, а о машине с защитой основного танка типа САУ времен Великой Отечественной войны, но на новом техническом уровне.
Модель боевой артиллерийской машины на базе платформы «Армата»
Четвертый элемент комплекса: боевая машина противовоздушной обороны должна обеспечивать днем и ночью, в движении и на месте надежное прикрытие боевых порядков комплекса от нападения противника с воздуха. Эти боевые машины должны вести борьбу с самолетами и вертолетами противника на дальностях до 8– 10 км. Поскольку танки и БМП при благоприятных условиях способны вести борьбу с самолетами и вертолетами противника на малых дальностях, используя свое управляемое вооружение, малокалиберные пушки и зенитные пулеметы, но обладают весьма ограниченными возможностями по обнаружению воздушных целей, эта машина должна давать целеуказания танкам и БМП для групповой стрельбы по этим целям.
Необходимо исследовать вопрос о возможности обнаружения с помощью таких машин носителей боевых элементов высокоточного оружия в момент их раскрытия или разделения и воздействий на них с целью резкого снижения эффективности. Дополнительной задачей машины противовоздушной обороны может стать борьба в определенных условиях с танками и БМП противника.
Пятым элементом комплекса может стать машина разведки целей и управления боем. Современные средства разведки наземных и воздушных целей должны обеспечивать поиск целей, вычисление координат, расчет целераспределения и передачу команд другим машинам комплекса. Должна быть предусмотрена возможность приема информации о тактической обстановке (с ее наглядным отображением) от средств вышестоящего звена управления, а также от разведывательных средств соответствующих уровней.
Значительное влияние на ведение боевых действий комплексом БМПК с точки зрения их обеспечения оказывают машины, размещенные во втором эшелоне (3–15 км от переднего края), но эпизодически перемещающиеся к переднему краю. Это машины инженерных и химических войск, средства управления и связи полкового, дивизионного и более высокого звеньев, средства тылового, технического, медицинского и другого обеспечения.
Вывод
Создание комплекса боевых машин, состоящего из танка и разработанных на его базе БМП, машины непосредственной огневой поддержки, машины противовоздушной обороны, а также машины разведки целей и управления боем, должно повысить боевую эффективность Сухопутных войск.
Источник:
Сафонов Б. С. Комплекс боевых машин переднего края / Б. С. Сафонов // Вестник бронетанковой техники. – 1991. – № 7.
Информация