Ударный вертолет нового поколения Leonardo AW249 принимает участие в оперативных учениях Stella Alpina 2024

18
Ударный вертолет нового поколения Leonardo AW249 принимает участие в оперативных учениях Stella Alpina 2024
Один из предсерийных образцов AW249 Leonardo во время демонстрационного полёта на празднике «День семьи» на объектах компании в сентябре 2024 года.


В ходе учений Stella Alpina 2024 специализированные подразделения итальянской армии прошли подготовку по использованию новых систем и технологий, включая опытный образец нового ударного вертолета AW249 и систем радиоэлектронной борьбы.



Опытный образец нового ударного вертолета следующего поколения Leonardo AW249 принял участие в оперативных учениях итальянской армии Stella Alpina 2024 на озере Федайя, недалеко от Тренто на северо-востоке Италии. Вертолет, который в настоящее время проходит испытания, был интегрирован в вооружённые силы в рамках «многодоменной тактической операции».

В двухнедельных учениях 600 человек из специализированных подразделений итальянской армии обучались противодействию новым угрозам в многодоменном сценарии, интегрируя инновационные технологии. Фактически среди целей, поставленных минобороны Италии, было развертывание систем, оборудования и транспортных средств, недавно введенных в эксплуатацию или в настоящее время приобретаемых, таких как AW249.

«Один из новых вертолетов разведки и сопровождения AW249 итальянской армии сегодня впервые принял участие в оперативных учениях Stella Alpina 2024 на озере Федайя (Тренто, Италия). Винтокрылая машина является предсерийной моделью, в настоящее время участвующей в программе AW249», – сообщил официальный представитель Leonardo Helicopters 18 сентября 2024 года.

Отработка этой программы войсковых испытаний связана со сложностью современных боевых сценариев, продемонстрированной текущими конфликтами. Вооруженные силы по всему миру переоснащаются и тренируются, чтобы противостоять этим новым сценариям, о чем свидетельствует фокусировка на многопрофильных операциях и продвинутых технологиях во многих крупных учениях.

«Сегодняшние боевые действия изменили форму и модели на поле боя», – фраза, произнесённая начальником штаба итальянской армии генерал-лейтенантом Кармине Масиелло. «С одной стороны, у нас есть возможности и системы вооружения, которые мы хорошо знаем и умеем использовать, но которые двадцать лет операций по поддержанию мира отправили на хранение: танки, артиллерия, бронетехника; к этому добавляются почти забытые формы конфликта, такие как траншейный бой и минные поля».


Один из предсерийных образцов Leonardo AW249 во время демонстрационного полёта на празднике «День семьи» на объектах компании в сентябре 2024 года

«С другой стороны, используются передовые технологии, такие как беспилотники, гиперзвуковые ракеты, интеллектуальные боеприпасы, системы вооружения, действующие в электромагнитном пространстве, в киберпространстве и через космическое пространство», – продолжил генерал. «Короче говоря, это конденсация прошлого – крупномасштабного обычного конфликта – и будущего – новых областей и цифровых технологий – что ставит перед сухопутным военным инструментом определенно сложные задачи, к решению которых итальянская армия должна быть готова».

За несколько дней до финального события учений Leonardo Helicopters провела демонстрационные полёты на празднике «День семьи», который проводила на своих объектах в Верджиате.

Учения «Стелла Альпина 2024»


Итальянская армия заявила в пресс-релизе, что учения Stella Alpina 24 были запланированы для демонстрации процесса адаптации возможностей и технологических инноваций, которые армия осуществляет в многопрофильном контексте для противостояния угрозам и вызовам современных военных сценариев.

Как упоминалось ранее, среди основных целей учений было развертывание систем, транспортных средств и оборудования, которые только что поступили на вооружение или находятся в процессе приобретения. Общая цель заключается в адаптации сухопутного военного инструмента к новым парадигмам вооруженного конфликта и новым способам ведения боевых действий, как с технологической, так и с цифровой точки зрения.


Один из предсерийных образцов Leonardo AW249 во время демонстрационного полёта на празднике «День семьи» на объектах компании в сентябре 2024 года.

Учения включали тактический сценарий, направленный на отвоевание «объекта высокой ценности», представленной плотиной озера Федайя. Операция по отвоеванию проводилась с использованием обычных боевых возможностей, при поддержке и с применением основных технологических инноваций, которые выдвигаются службой.

Главным героем среди новых технологий в учениях стал недавно сформированный 9-й Reparto Sicurezza Cibernetica (подразделение кибербезопасности) Rombo, который создал боевую сеть и многодоменный «тактический пузырь». В пресс-релизе армии поясняется, что пузырь включал ряд мер кибер- и электромагнитной защиты, которые позволили защитить подразделения, их системы и соединения, а также достичь киберпревосходства и управления электромагнитным спектром.

«Тактический пузырь» позволял максимально повысить эффективность боевых действий и защиту сил, задействованных на плотине Федайя. Среди них армия применила в учениях пехотные, кавалерийские, артиллерийские и инженерные подразделения Brigata Alpina (альпийской бригады) «Джулия», спецподразделения 185 Regimento Paracadutisti Ricognizione ed Acquisizione Obiettivi (185-го парашютно-десантного полка разведки и обнаружения целей) и вертолеты армейской авиации.

В пресс-релизе минобороны заявлено, что «интеграция возможностей кибернетической среды с возможностями электромагнитного спектра оказалась решающей для сохранения стратегического преимущества над потенциальными противниками с равными боевыми возможностями».

«Дистанционно управляемые воздушные, наземные и водные системы, новые технологии спутниковой связи, системы защиты от беспилотников, автономные или дистанционно управляемые транспортные средства и системы вооружения, средства обнаружения угроз, поддерживаемые искусственным интеллектом, и передовые системы командования и управления представляют собой новое измерение все более технологичной и устремленной в будущее армии», – говорится далее в пресс-релизе.


Один из предсерийных образцов Leonardo AW249 во время семейного дня на объектах компании в сентябре 2024 года.

AW249


AW249, обозначенный как AH-249A NEES (Nuovo Elicottero da Esplorazione e Scorta – Новый вертолет для разведки и сопровождения) и получивший прозвище Fenice (по-итальянски «Феникс»), является единственным новым западным боевым вертолетом, разработанным с нуля за последние годы.

Вертолет разрабатывается для замены A-129 Mangusta, который находится на вооружении итальянской армии с 1990-х годов и модернизировался на протяжении многих лет до текущего варианта AH-129D, который планируется снять с вооружения с AH-129 с 2025 года. В январе 2017 года итальянская армия заключила с Leonardo контракт на сумму 487 млн евро (515 млн долларов) на разработку преемника ударного вертолета Agusta A129 Mangusta.

Общая стоимость AW-249 была объявлена в размере 2,7 млрд евро, включая стоимость разработки в размере 487 млн евро. Всего в итальянскую армию поступило 59 вертолетов Mangusta, и этот тип находится на вооружении с 1990 года; к 2018 году, как сообщается, в летнопригодном состоянии оставалось только 32 A129.

На момент заключения контракта Mangusta должны были быть выведены с 2025 года, после чего планировалось начать замену этого типа на 48 AW249, которые итальянские военные обозначают как AH-249.

До заключения контракта 2017 года итальянская армия и Leonardo изучали варианты будущего Mangusta, но армия отклонила одно предложение о замене типа на ориентированный исключительно на штурмовые действия вариант вертолета Agusta Westland AW149; вместо этого она выбрала ряд модернизаций и усовершенствований с низким уровнем риска, которые будут применены к существующим A129, чтобы повысить его защищённость, ситуационную осведомленность и возможности обработки информации в качестве среднесрочной меры.

На авиасалоне в Дубае в ноябре 2017 года компания Leonardo заявила, что активно ищет партнеров для сотрудничества по проекту AW249; одним из предполагаемых кандидатов была государственная компания Turkish Aerospace Industries, которая отдельно разрабатывает собственного преемника вертолета T129 ATAK, созданного на базе Mangusta, под наименованием T929 ATAK 2.

В июле 2018 года Leonardo и Polish Armaments Group подписали письмо о намерениях относительно сотрудничества в рамках тендера на поставку AW249 для выполнения польской программы боевых вертолетов Kruk и высказали предположение об использовании своего дочернего предприятия PZL-Świdnik для местного производства элементов винтокрылой машины, но контракт не состоялся, поляки выбрали AH-64E Apache.

Вертолет AW249, первый полет которого состоялся 12 августа 2022 года, включает в себя передовые технологии, которые улучшают оцифровку, связь, слияние датчиков, информационное превосходство и совместимость. Такие особенности делают его усилителем силы в многодоменных операциях, легко интегрируясь в воздушные, наземные, морские, космические и киберпространства.

Многие ошибочно полагают, что AW249 – это аналог AH-64 Apache, но за исключением тандемного размещения членов экипажа в пилотской кабине сходство минимально. AW249 представляет собой отдельную эволюцию своего предшественника AW129, корни которого уходят к A129, разработанному в конце 1970-х и впервые поднявшемуся в воздух в 1983 году.

Фактически оригинальный A129 родился как развитие концепции, представленной AH-1 Cobra, первым использовавшим тандемную конфигурацию пилотской кабины. В отличие от вертолёта Cobra, Mangusta был построен на двухмоторной конфигурации с четырехлопастным несущим винтом. Вертолет был задуман как чисто противотанковая платформа и вооружен только противотанковыми ракетами TOW и неуправляемыми ракетами. Только в 2000-х годах с модернизацией A129CBT вертолет был оснащен 20-мм пушкой M197.

В целом конструкция AW249 основывается на AW129, но AW249 имеет новый, несколько увеличенный фюзеляж длинной 17,63 метра, в отличие от AW129 с длиной фюзеляжа 12,28 метра, вертолёт имеет больший диаметр четырёхлопастного несущего винта 14,6 метра против 11,9 метра у AW129, вертолёт оснащён новой трансмиссией и авионикой.

На планшете в презентации итальянской армии на конференции 2017 года в Кракове был указан максимальный взлетный вес 7–8 тонн, что выше 5 тонн у AW129; он также имеет более чем вдвое большую боевую нагрузку с 800 кг (1 800 фунтов) до почти 2 000 кг (4 400 фунтов), а также увеличенную крейсерскую скорость, потолок и продолжительность полета. Большинство динамических элементов, таких как трансмиссия и несущий винт, были заимствованы у многоцелевого вертолета AgustaWestland AW149.

Вертолёт оснащён новыми двигателями – двумя американскими турбовальными 2 × General Electric CT7-8E6 мощностью 2 500 л. с. каждый, вместо двух Rolls-Royce Gem 2-1004D (производство по лицензии Piaggio) мощностью 890 л. с. каждый у старого AW129.

По энерговооруженности и в совокупности по лётным данным новый вертолёт превосходит не только AW129, но и американский AH-64E Apache. Хотя скрытность не была обязательным требованием, в конструкцию AW249 включены определенные функции для улучшения его характеристик LO (низкой заметности), такие как уменьшение ЭПР (эффективной поверхности рассеяния) и инфракрасной сигнатуры, чтобы затруднить противнику его обнаружение.

AW249 имеет полностью открытую архитектуру со значительными запасами по модернизации. Основой его возможностей, в дополнение к высоким лётным данным, является способность быть полностью интегрированным и совместимым на современном многодоменном поле боя.

AW249 имеет усовершенствованный дисплей большой площади электронного интерфейса и сенсорный экран устройства распознавания жестов, а также нашлемные устройства и систему управления боем, специально разработанную Leonardo.

18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -6
    26 сентября 2024 07:34
    Новое для Италии, это хорошо летающее, лет 40, старое.
    1. +6
      26 сентября 2024 07:38
      Там кроме общей компоновки и, отчасти, дизайна от "старого" ничего не осталось.
  2. 0
    26 сентября 2024 07:40
    Ждём взвешенных комментариев Лисового и Даурии yes
    1. +1
      26 сентября 2024 12:15
      Да не могу я уже "комментировать". Устарели все мои "знания ". Да и большинство ,наверное , тоже не сможет сказать - как сунуться в современную мясорубку на вертолёте и уцелеть . Вон евреи делали ПТУР с дальностью аж 12 км и "пустил-забыл" . Только как сунуться даже по разведанной цели на эти 12 км .БПЛА как разведывательные , так и камикадзе все существовавшие тактики скомкали . А по вертолёту ... 8 тонн при двух движках по 2500 лошадок это Ми-24 без брони и оружия или топлива . Так примерно . На чём они 3 тонны сэкономили не понять.
      1. -2
        26 сентября 2024 12:44
        А в чем проблема сунуться?
      2. +1
        26 сентября 2024 14:06
        На размерах экономия у них, на самой концепции - вертолет у них ударный , без багажника.
        Им еще туда осталось надвтулочную РЛС вкорячить для полноты свойств и вооружения.
        А так на бумаге машинка вроде нечёшная.
        Пушка правда установлена как то несуразно - как будто в последний момент чуханулись.
        Пушка есть а где будет БК хранится???? и как подаваться???
        А судя по всему над пушкой будет стоять оптико-электронная станция, а ей от пушки вибрации мешать не будут?? Да и точность пушки, установленной в самом краю будет хреновенькой.


        Но касаемо концепции ударных вертолетов. ТО тут да, проблемы.
        Вот посмотрим на самую богатую страну - так там чтото нету новых ударных вертолётов, тока АН-64 модернизируют и всё. Несколько конкурсов уже похерили по новым вертолётам. Не спроста.

        Армия США не раз предпринимала попытки обновить свой парк вертолетов, но ей все время что-нибудь мешало. Например, в 2004 году служба закупок отказалась от многоцелевого разведывательно-ударного вертолета RAH-66 Comanche, созданного компанией Boeing-Sikorsky. Опыт использования этих машин в американских военных операциях в Ираке и Афганистане показал, что гораздо дешевле и эффективнее применять беспилотники, чем вкладывать средства в производство разведывательных вертолетов и обучение пилотов с последующим высоким риском потерять и машины, и экипажи.
  3. +13
    26 сентября 2024 08:03
    Энерговооружённость потрясающая, при взлётной 7-8 тонн 2х2500л.с. Это в 1,5 раза больше, чем у Ми-28 (масса ок. 12 тонн). AgustaWestland AW149 имеет 2х2000 при 8600кг. максимальной взлётной массе. https://airwar.ru/enc/uh/aw149.html Видимо для горных условий или для безопасного полёта на 1 двигателе.
  4. +3
    26 сентября 2024 08:10
    Прекрасные характеристики у вертолёта.
    Только вот на СВО наши подобные вертолёты используются очень осторожно.
  5. -9
    26 сентября 2024 08:41
    А что в нем нового от Агусты 80-х годов, как и у нас с Ка-50 если сравнивать, Виндовс 10 поставили? так он там нафиг не нужен, там и Линукса или ХР хватит если сети формировать, а у МиГ-31 вообще без оперативки сетевой обмен информации. Я вообще не вижу будущего у вертолетов, есть СВВП или на самолеты с воздушной подушкой, это все равно дешевле чем вертолет, или Оспрей, это все тупиковые ветки развития, как и все дроны ФПВ. Был у нас Ан-14Ш, Динго, ВВА-14 Бартини, эти все концепции можно расшарить решетчатыми крыльями на экране и прочим для сокращения дистанции взлета, вообще не понимаю куда деньги тратят, все уже десят раз поменялось в этом мире.
    1. +2
      26 сентября 2024 09:03
      А что в нем нового
      Техника, особенно военная, должна быть прежде удовлетворять "требованиям во злобу дня", и каким путём это достигается, эволюционным или революционным, абсолютно неважно. Так что новизна не является важной технической характеристикой. Что касается перечисленных Вами проектов, они были реализованы в опытных образцах, прошли оценочные испытания и если не получили дальнейшего развития, то на это видимо были какие-то причины для этого, причём вряд ли все эти причины широко оглашались.
  6. 0
    26 сентября 2024 10:17
    Турки лицензировали первый вертолет А129, и уже анонсировали лицензирование этого. Потихоньку и Апач и АВ подобрались в весовую категорию - Ми24, Ми28, Ка52
  7. +3
    26 сентября 2024 13:02
    Сейчас отхвачу минусов от апологетов штурмовых частей. Вот правильная тактика, раскрытая в названии
    185 Regimento Paracadutisti Ricognizione ed Acquisizione Obiettivi (185-го парашютно-десантного полка разведки и обнаружения целей)

    Боец не должен участвовать в стрелковом бою с контактом , а должен искать цели и наводить на них огонь необходимого оружия для уничтожения противника, ведя инструментальную, электронную и прочую разведку.
  8. -3
    26 сентября 2024 13:21
    Посмотрите на фотографии вертолета, толщина стекол остекления кабины миллиметров 10? Выходит не о какой защите экипажа речи не идёт, разве только это какие то инопланетные материалы.
    1. +4
      26 сентября 2024 15:37
      толщина стекол остекления кабины миллиметров 10?

      Вы не поверите, но у Апача тоже стекла не бронированные)
      (Windshield) стёкла кабины экипажа AH-64 противоударные (HERCULITE® aerospace glass offers impact and thermal shock resistance as well as high load-carrying capabilities), на случай попадания в них птиц например.
    2. +3
      26 сентября 2024 21:24
      По нынешним временам броня для вертолётов только лишний вес . Максимум от стрелкового оружия . Из пушек не достать на дальности бортового вооружения , а от зрк броня вряд-ли спасёт .
  9. +1
    26 сентября 2024 13:34
    Прикольно что они практически всю винто-моторную группу взяли от вертолёта AgustaWestland AW149.
    уже отработанный вариант , тока мощу движков поболее
    в итоге минимум возможных проблем
  10. 0
    26 сентября 2024 22:27
    по мотивам AH-64 Apache
  11. 0
    29 сентября 2024 16:29
    "Зачётная" машинка получается. Можно перехватчика бпла сваять. Сильно докучают, крайне необходимо выбивать "глаза", как минимум.