Ученые раскрыли причину катастрофы «Гинденбурга» спустя 76 лет

Немецкий пассажирский дирижабль LZ 129 «Гинденбург» был построен в 1936 году и стал самым крупным дирижаблем из всех созданных на тот момент времени. Однако по объему он незначительно уступал последнему классическому цеппелину LZ 130, который бал построен в 1938 году. Свое имя пассажирский дирижабль получил в честь рейхспрезидента Германии Пауля фон Гинденбурга. Данный дирижабль навсегда вошел в историю воздухоплавания, но по достаточно печальному поводу.

6 мая 1937 года при выполнении посадки на главной воздухоплавательной базе ВМС США Лейхерст дирижабль загорелся в воздухе и потерпел катастрофу, жертвами которой стали 35 человек из 97 находившихся на его борту, а также 1 человек наземной команды. Хотя данная катастрофа не была самой крупной в истории дирижаблестроения, гибель именно этого воздушного судна получила наибольший резонанс, а также привела к появлению различных версий и предположений.

Дирижабль «Гинденбург»


«Гинденбург» являлся воплощением триумфа технологий Германии и научной мысли данной страны. В свое время после прихода к власти в Германии национал-социалистов Гуго Экнер, который был партнером графа Цеппелина и отцом первой в мире авиакомпании, сумел убедить Гитлера, что строительство и эксплуатация невиданных до этого времени по мощи и размерам дирижаблей сможет поднять престиж Третьего рейха. Адольф Гитлер поддержал данную идею, распорядившись выделить денежные средства на строительство дирижаблей-близнецов «Гинденбург» и «Граф Цеппелин II». И это могло быть только началом. Если бы реализация первого этапа этой грандиозной дирижаблестроительной программы оказалась удачной, планировалась начать постройку еще более величественных пассажирских и военных дирижаблей.
Ученые раскрыли причину катастрофы «Гинденбурга» спустя 76 лет

В тот момент, когда огромный дирижабль освободился от удерживавших его тросов и стал плавно уходить в вечернее небо, с земли раздались громкие аплодисменты. Провожавшие «Гинденбург» люди кричали «ура!», а некоторые даже бежали вслед за удалявшимся воздушным кораблем. На земле гремел духовой оркестр, лилось шампанское. Дирижабль, который отправлялся по маршруту Франкфурт – Нью-Йорк, открывал новый сезон воздухоплавания и совершал первый в 1937 году трансатлантический перелет. Поэтому на земле, одетые в сине-желтую форму музыканты, играли немецкие марши, а в конце исполнили национальный гимн. Музыка умолкла лишь тогда, когда «Гинденбург», являвшийся гордостью Третьего рейха, поднялся на высоту в 900 метров, на которой пришли в движение его огромные деревянные воздушные винты. При этом люди долгое время не расходились, продолжая следить за его светящимися огнями на темном небосклоне.

Так вечером 3 мая 1937 года во Франкфурте-на-Майне провожали (как оказалось в последний рейс) самый крупный в мире дирижабль. В те дни почти все немецкие газеты писали про гиганта, который уже покорил Европу и должен был покорить и Америку. Через 3 дня, 6 мая 1937 года уже тысячи жителей Нью-Йорка были свидетелями величественного и редкого зрелища – прибытия из Германии дирижабля «Гинденбург». Это был 11 трансатлантический рейс, который совершался данным воздушным кораблем, и первый рейс 1937 года.

Огромный серебристый сигарообразный воздушный корабль бесшумно плыл в небе Нью-Йорка. На его борту царили безмятежность и спокойствие, на второй палубе дирижабля играла музыка, танцевали несколько пар. В салоне первого класса пассажиры корабля играли в карты. У приоткрытых иллюминаторов под строгим присмотром стюардов сидели дети и с воздуха разглядывали, проплывающий внизу Манхэттен.

Путь из старого света в новый «Гинденбург», развивающий в небе скорость в 135 км/ч, проделал за 3 дня. За это время на его борту не было зарегистрировано никаких серьезных происшествий. Лишь пролетая над островом Ньюфаундленд, капитан «Гинденбурга» приказал снизиться, для того чтобы пассажиры дирижабля смогли сверху полюбоваться на проплывающие внизу айсберги.
Ученые раскрыли причину катастрофы «Гинденбурга» спустя 76 лет

К строительству «Гинденбурга» (LZ-129) приступили в 1934 году. Тогда его называли «гордым ангелом новой Германии». По размерам он превосходил все существующие дирижабли тех лет: длина 248 метров, диаметр 41,2 метра, на дирижабле были установлены 4 мощных дизельных двигателя компании «Даймлер» (общая мощность 4200 л.с.), максимальная дальность полета составляла 14 тысяч км.

На дирижабле были созданы самые комфортные условия для пассажиров. На его борту имелась специальная 15-метровая смотровая площадка, ресторан с эстрадой и роялем, большой читальный зал, курительный салон. Пища готовилась на кухне с установленным электрооборудованием. В каждой из его кают были туалет, ванная, холодная и горячая вода. Разумеется везде на дирижабле красовались портреты генерал-фельдмаршала Гинденбурга. После того как на дирижабле побывал лично фюрер, которому Гинденбург незадолго до этого передал власть, на корабле появились и его портреты.

Создавая свой дирижабль, Гуго Экнер предполагал использовать для его наполнения инертный гелий. Данный газ обладает меньшей подъемной силой по сравнению с водородом, но при этом он невзрывоопасен. Инженеру пришлось увеличить объем будущего дирижабля до по-настоящему фантастической величины – 190 тысяч кубометров. Будучи наполненным гелием «Гинденбург» становился почти неуязвимым. Даже в случае прямого попадания взорвалось бы максимум 2 баллона с газом из 15. При этом, по расчетам конструкторов, «Гинденбург» мог находиться в воздухе даже при 6-7 пробитых баллонах.

Однако расчеты так и остались расчетами, потому что в дело вмешалась политика. В то время единственное месторождение природного гелия располагалось на территории штата Техас. В свою очередь американцы смотрели на бурно развивающуюся Германию с опасением и наотрез отказались продавать гелий нацистам. Конгресс США даже принял специальное постановление по данному вопросу.
Ученые раскрыли причину катастрофы «Гинденбурга» спустя 76 лет

По этой причине конструктору немецкого воздушного гиганта пришлось применить для наполнения баллонов цепеллина горючий водород, предприняв при этом все возможные меры безопасности, которые можно считать беспрецедентными. На капитанском мостике, в коридорах, грузовых отсеках, пассажирских каютах и других помещениях дирижабля была смонтирована самая современная на тот момент система пожаротушения. Всему экипажу была выдана специальная форма, выполненная из антистатического материала. В мастерских компании «Цеппелин» производили обувь на специальной пробковой подошве. При посадке в дирижабль пассажиры сдавали спички, свечи, зажигалки и даже фонарики. Для курящих пассажиров был оборудован отдельный салон в виде герметичного бокса с плотно задраенными окнами, который был оснащен мощной системой вентиляции. Компания-перевозчик за свой счет предлагала всем желающим широкий выбор дорогих сигар.

Разгадка катастрофы

Несмотря на все эти меры катастрофы на борту избежать не удалось. Пролетев тысячи километров над Атлантикой, 6 мая 1937 года при посадке на военно-морской базе Лэйкхерст в Нью-Джерси на борту дирижабля неожиданно произошел взрыв, который привел к гибели 35 пассажиров и членов экипажа из 97 находившихся на борту, еще 1 сотрудник базы погиб на земле под обломками рухнувшего дирижабля.

Спустя 76 лет после того как в огне пожара погибли десятки людей, а активная эксплуатация пассажирских дирижаблей была приостановлена, американские ученые установили настоящую причину катастрофы «Гинденбурга». По информации The Independent, теория, которая раньше рассматривалась в качестве одной из версий, была подтверждена опытным путем.

Группа ученых из Юго-Западного исследовательского института из города Сан-Антонио, находящегося в штате Техас, пришла к выводу, что возгорание на борту «Гинденбурга», который вскоре после данной трагедии стали называть «Нацистским Титаником», произошло по вине статического электричества, которое возникло в результате воздействия между грозой и наружной оболочкой дирижабля и его каркасом. В это же время по неизвестной причине на борту дирижабля произошла утечка газа, скорее всего, из-за повреждения одного из баллонов с водородом. После этого газ проник в вентиляционные шахты.
Ученые раскрыли причину катастрофы «Гинденбурга» спустя 76 лет

Во время заземления посадочных канатов дирижабля по причине разности потенциалов между каркасом и частями наружной оболочки возникла искра и воздухо-водородная смесь на борту «Гинденбурга» воспламенилась. До этого немецкие и американские ученые уже выдвигали версию об утечке водорода, при этом существовали разногласия о том, что же именно могло привести к его воспламенению. Для того чтобы подтвердить действенность своей теории, американские ученые сконструировали и сожгли некоторое количество моделей мини-дириажблей длиной до 24 метров. При этом длина самого «Гинденбурга» достигала 248 метров. По словам авиационного инженера Джема Стэндсфилда, искра образовалась именно в условиях статического электричества. Сначала загорелась кормовая часть дирижабля, после чего огонь быстро распространился по всей его площади, специалисты смогли продемонстрировать это в ходе проведенных экспериментов.

Как отмечает The Daily Mail, ученые в ходе проведения своих экспериментальных опытов хотели развенчать одну из популярнейших теорий о том, что построенный в Германии супер-дирижабль был уничтожен взрывом бомбы, имеющей часовой механизм. Предполагалось, что ее мог заложить на дно одного из баллонов с водородом Эрик Шпель – техник-антифашист. Согласно данной версии, взрыв должен был случиться уже после причаливания, когда пассажиры покинули бы воздушное судно. Но «Гинденбургу» пришлось выполнить «лишний» круг из-за возникшей грозы и часовой механизм бомбы сработал раньше времени, объяснили сторонники данной теории. В любом случае сам Эрик Шпель погиб в той катастрофе.

Источники информации:
-http://www.newsru.com/world/04mar2013/hindenburg.html
-http://www.darkgrot.ru/cult/momento-mori/aviakatastrofi-/article/2431
-http://wordweb.ru/sto_kat/66.htm
-http://ru.wikipedia.org
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 16
  1. Sirocco 6 марта 2013 09:07
    Как и все Титаны, получаем по носу, от всевышнего за свою гордыню.
    1. ShturmKGB 6 марта 2013 09:49
      Это все ЦРУ виноват, шутка) хотя...
      1. crazyrom 6 марта 2013 23:32
        Цитата: Sirocco
        Как и все Титаны, получаем по носу, от всевышнего за свою гордыню.

        Не все титаны. Вон наш Мрия спокойно себе летает.
    2. Uhalus 7 марта 2013 00:35
      Ага, от Зевса
  2. Larus 6 марта 2013 10:46
    Американцы и тут подосрали,не продав гелий.Есть хоть кто,кому они не подкинули удавку.....
    Larus
    1. Delta 6 марта 2013 13:18
      ну да, лучше было нацистов поддерживать
  3. АлНиколаич 6 марта 2013 12:13
    Амеры знали, что гелий стратегический материал, и может быть использован для военных дирижаблей против них и Англов! В воздухе пахло войной, и они подстраховались! А в германии программу закрыли, и более к ней не возвращались! А то не плох тяжелый бомбардировщик берущий на борт бомб тонн 50, и способный на трансатлантику...
    1. nnz226 6 марта 2013 13:10
      При скорости в 135 км/час это - не бомбардировщик! В конце 30-х годов истребители уже летали быстрее и выше, и не дали бы "развернуться" ребятам из люфтваффе.
      1. newnutella 6 марта 2013 14:58
        а как ты его обнаружишь??постоянно бы баражировали перехватчики? Радар первый военный в сша появился тоько в 39, хотя у англосаксов он уже был в 35 году.
        Но использовать их можно было не только как бомберов.
        newnutella
  4. Мимопроходящий 6 марта 2013 15:22
    Ученые раскрыли причину катастрофы «Гинденбурга» спустя 76 лет

    Эта версия уже давно была основной. Так что заголовок идиотский, в духе желтой прессы. Корректный заголовок звучал бы-примерно так: "Ученые экспериментально подтвердили версию гибели Гинденбурга от статического электричества"
    Мимопроходящий
  5. Geisenberg 6 марта 2013 15:43
    Я то надеялся что то новое узнать. А всего то три фактора : искра, водород и пи"н"досы не продавшие гелий немцам.
  6. L.E.E. 6 марта 2013 18:01
    Про эту версию, как наиболее вероятную, я ещё в начале 90-х читал. В "ТМ", кажется. И что тут нового?
    L.E.E.
  7. ВАС 6 марта 2013 18:42
    А я почти 50 лет назад в той же "ТМ"
  8. askold 6 марта 2013 19:13
    Вообразив себя богами, люди построили большой корабль и назвали его "Титаник",боги обиделись и Посейдон подослал айсберг, который и утопил "Титаник".Тогда, люди построили воздушный "Титаник" и пролетая над местом гибели морского "Титаника", стали думать, что теперь то уж, они точно боги и сам Зевс им не страшен...
    Так выпьем же за то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями,а боги нам в этом всегда помогали.
  9. Uhalus 7 марта 2013 00:27
    Есть ещё версия, и она кажется мне более правдоподобной. Водород горит быстро и т.наз. "холодным" пламенем, выделение тепла довольно низкое; при пожаре выгорел бы один баллон, ничего бы особого не случилось. Но на фото видно, что дирижабль сгорел весь. А никто не задался вопросом, почему был охвачен огнем весь корпус, все баллоны? А из чего он/они был/были сделан? Покрытием баллонов и гондолы являлся лак. Это лак представлял из себя смесь нитроцеллюлозы и алюминиевого порошка уровня "subtissimus" (мельчайший). Ну-с, химики, сапёры и просто любители "бахалок" родом из детства - выводы? Именно. Поэтому все дирижабли, находящиеся в постройке и достроенные были покрыты порошком бронзовым, который совершенно не горюч, хоть и тяжелее, а лак стал делаться на масле и олифе.
  10. punkdesign 19 мая 2014 11:53
    Инфографика о крушении корабля. (Источник: http://iconicphotos.ru/1930-1939/hindenburg/)
    punkdesign

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня