Рабочие лошадки сталинской породы

98
Рабочие лошадки сталинской породы
«Семёрка» – необыкновенные приключения итальянцев в России


Довоенные эсминцы проекта 7 удачными назвать язык не поворачивается. Даже не уходя в такие высокие материи, как корабельная электроника, особенности главной энергетической установки, артиллерийского вооружения и иже с ними. «Решительный», попав на камни, разломился на три части, «Сокрушительный» затонул 22 ноября 1942 года после того, как у него в шторм отвалилась корма – при расчёте прочности корпуса неопытными советскими кораблестроителями были допущены ошибки (точнее, они не думая слизали расчёты итальянцев, поскольку «семёрки» строили по типу итальянского эсминца «Маэстрале», вот только на Средиземном море таких штормов, как на Севере, не бывает).



Но самое главное – их было мало! Во время войны было потеряно 34 эсминца этого проекта, а ещё 30 – не было достроено.

В общем, в самом начале холодной войны ВМФ СССР оказался без «рабочих лошадок», коими на флоте в то время были эсминцы. Правда, в стадии проектирования были эсминцы проекта 41, но проектирование – дело долгое, а корабли были нужны ещё вчера...


«Тридцатку бис» не пугал ни Север, ни Средиземное море...

Тогда взяли ещё довоенный проект 30 и довели его до ума.

Дело в том, что проект 30 был развитием всё той же «семёрки» и унаследовал все её недостатки, включая хлипкий «средиземноморский» корпус. В ЦКБ-17 под руководством Арведа Людвиговича Фишера взяли удачную главную энергетическую установку, артиллерию и основные системы и механизмы «тридцатки», после чего упаковали всё это в новый корпус.

Корпус проектировали на основании корпусов трофейных немецких эсминцев, но избавились при проектировании от их недостатков, например, плохой мореходности из-за перегруженной носовой части. В результате корпус получился отменный – прочный и мореходный.

Калибр зенитной артиллерии увеличили до 85-мм (на «семёрках» и «тридцатках» стояли максимум 76-мм зенитки), поставив 1х2 установку 92-К, дополнительно установили 4х2 37-мм зенитных автоматов В-11 (или 7х1 37-мм артустановок 70-к) и 3х2 25-мм 2М-3М. Главный калибр оставили тот же, что и на «тридцатках» (а до них на легендарном лидере «Ташкент») – две башни Б-2ЛМ с парой 130-мм пушек в каждой. Торпедные аппараты также стали пятитрубными, вместо трёхтрубных на предшественниках.

Для борьбы с подводными лодками предназначалась гидроакустическая станция «Тамир-5М», два бомбомёта БМБ-2 и два бомбосбрасывателя с 51 глубинной бомбой. Мог эсминец ставить и мины: на борт брали 52 мины КБ-3 или 60 М-26. Скорость в сравнении с проектом 30 немного снизилась, но это не имело особого значения – снижение было заметно только на спокойной воде, в штормовом море мореходные «тридцатки бис» делали «итальянцев», как спринтер – пешехода.


«Смелый» в Неве

Головной эсминец проекта 30 бис «Смелый» был принят в состав ВМФ СССР 21 декабря 1949 года – на день рождения Сталина. Всего же с 1948 по 1953 год построили 70 кораблей данного проекта – большей серии в истории российского и советского кораблестроения не было ни до, ни после (даже эсминцев типа «Арли Берк» американцы меньше построили – 68 единиц).

Строили корабли на заводах № 200 имени 61 Коммунара в Николаеве, № 199 имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, № 190 имени А. А. Жданова в Ленинграде и № 402 в Молотовске (ныне – Северодвинск).


Солидному кораблю – солидные боевые службы. «Солидный» в Средиземном море.

Жизнь у «тридцаток бис» была долгая и насыщенная!

Эти корабли составили основу Советского флота в 50–60-е годы, оставались в строю в 70–80-е, некоторые корпуса были выведены из состава ВМФ в 90-е! Последний эсминец этого проекта был исключён из списков флота в 2002 году – последние годы он доживал в качестве УТС. Но это в отечественном ВМФ. А служили они не только на Родине: корабли передавались Индонезии – 8 шт., Объединённой Арабской республике (была такая страна, если кто не помнит: в состав входили Сирия и Египет) – 5 шт., Польше – 2 шт., Болгарии – 1 шт.


В радиолокационном дозоре...

Некоторые эсминцы были переоборудованы в корабли радиолокационного дозора проекта 31, но остальные – не модернизировались. Дело в том, что на эсминцах проекта 30 бис бортовая электросеть работала на постоянном токе (для модернизации с установкой ракетного оружия лучше подошли эсминцы проекта 56 с сетью переменного тока).


Анфас

Общая оценка проекта – двойственная.

С одной стороны, это были корабли, устаревшие ещё на стадии проектирования – паллиатив, позволивший не оставить ВМФ без кораблей до вступления в строй эсминцев проекта 41 и более поздних.

Но с другой... Это были очень хорошие корабли: красивые (некрасивый корабль хорошо ходить по морю не может), мощные, мореходные.

Кроме того, эти эсминцы стали «школьной партой» для множества командиров соединений – на пути к адмиральским погонам нужно непременно пройти ступеньку «командир корабля», и многочисленные «тридцатки бис» предоставляли мотивированным офицерам такую возможность. Тем более что учить устройство корабля на эсминце куда проще, чем на крейсере – он меньше...


При полном параде!

Одна из бригад эсминцев Черноморского флота даже неофициально называлась «королевской» – ею в своё время командовал будущий Главком ВМФ СССР С. Г. Горшков. Служить здесь считалось перспективным в плане карьеры, а эсминцы содержались с особым шиком: корпуса красили в уникальный светло-шаровый цвет, а леера, якорные шпили и цепи и вовсе – в белый.

А ещё названия на них были выложены буквами, крупнее, чем на обычных кораблях – такими, как на довоенных «семёрках». Балтийские и черноморские «тридцатки бис» имели двузначные бортовые номера, северные и тихоокеанские – трёхзначные. Вдобавок ни один из эсминцев этого проекта не был назван в честь какого-либо партсъезда, съезда комсомола или умершего члена Политбюро ЦК КПСС: все они несли исключительно стандартные для Российского и Советского флота имена в форме прилагательных.


В конце карьеры. Инкерман 1986 год...

О качестве проекта 30 бис лучше всего говорит тот факт, что за всё долгое время службы они не принесли в копилку ВМФ СССР ни одной крупной неприятности, тем более – катастрофы. Простые в эксплуатации, надёжные, как автомат Калашникова. Прочные!

В 1973 году «Серьёзный» стоял в судоремонтном заводе в Поти. Штормовым ветром с противоположной стенки оторвало плавкран, который прошёл через бухту и въехал в правый борт эсминца в носовой части. От такого удара, корабль похлипче запросто мог бы затонуть, но тридцатка бис отделалась надводной пробоиной полтора метра длиной и четверть метра шириной.

А ещё удачная конструкция корпуса сделала эсминцы данного проекта одними из самых малошумных надводных кораблей ВМФ СССР. По крайней мере, так считал специалист по проблеме подводного шума, доктор технических наук капитан 1-го ранга В. Н. Пархоменко.

Что до недостатков, то как минимум часть из них сглаживалась хорошей подготовкой экипажей. Хрестоматийным примером является то, как пара «тридцаток бис» загоняли британскую подлодку Opportune класса Oberon.

Дело было так...


В профиль...

23 июня 1965 года в Норвежском море Северный флот решил немного того – потренироваться. Понаблюдать за учениями решила английская дизель-электрическая подводная лодка Opportune. Вот только рядом находилась пара советских эсминцев проекта 30 бис (класса «Скорый» по-натовски), которые были заняты как раз тем, что отваживали от учебного процесса всех любопытных.

Для начала Opportune, будучи незамеченной, решила пофотографировать учения через перископ и позаписывать на магнитофон шумы винтов советских кораблей и работу ГАС эсминцев. Но внезапно на лодке поняли, что обнаружены.

Командир субмарины вертелся, как уж: уходил на глубину, осуществлял маневрирование на малошумном ходу, но добился лишь того, что заботливые североморцы начали сбрасывать за борт подрывные заряды, имитирующие на учениях бомбометание глубинными бомбами. Настырный англичанин пытался оторваться в течение 30 часов, но советские эсминцы всё время находились рядом и делали вид, что просто гуляют.

В конце концов, полностью разрядив аккумуляторную батарею, Opportune была вынуждена всплыть. После всплытия эсминцы заняли позиции по обоим бортам подлодки и нежно под руки проводили на выход из района учений.

Один из командиров эсминцев поблагодарил ПЛ за совместную плодотворную работу, второй сделал фото бортового номера Opportune – на долгую память, после чего передал длинный световой семафор, который британцы не разобрали (что-то про чью-то мать вроде было).
98 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    28 сентября 2024 06:41
    Может когда-нибудь снимут нормальный фильм на основе этого инцендента
    1. +36
      28 сентября 2024 06:56
      У нас нет ни одной экранизации Цусимского сражения или осады Порт Артура . С этого бы начать ... Там такую эпическую картину снять можно, засмотртшься. Но все одно мыло клепают дешманское
      1. -1
        28 сентября 2024 07:07
        Цитата: FoBoss_VM
        Но все одно мыло клепают дешманское
        Каков спрос, таково и предложение...
        1. +29
          28 сентября 2024 11:14
          Больше всего поражает цифра постройки при Сталине 70 эсминцев за пять лет(!). У нас тут достижение четыре фрегата 22350 построить за 20 лет. Видимо в этом и есть разница между Сталиным и Путиным.
          1. +10
            28 сентября 2024 15:10
            Больше всего поражает цифра постройки при Сталине 70 эсминцев за пять лет(!)
            - вполне сравнимо с нынешней производительность верфей Китая
            1. +5
              28 сентября 2024 17:19
              Так почему бы России не заказать Китаю хотя бы пару эсминцев? Французам заказывали десантные корабли, не стеснялись. Китайцы хотя бы, в отличие от французов, не кинут. И построят быстро.
              1. +3
                28 сентября 2024 17:22
                я бы вместо 2х эсминцев заказал бы десяток корветов
                1. +9
                  28 сентября 2024 17:27
                  Нет, невозможно сравнивать эсминец с корветом хотя бы по мореходности. Эсминец (современный) - это корабль океанской зоны. А корвет - корабль ближней морской зоны. Кроме того, эсминец - корабль стратегического плана из-за своей ПВО и ПРО. К тому же эсминец - тот корабль, который борется с вражескими стратегическими подлодками, перехватывая их еще до выхода ими на ударную позицию. Как можно сравнивать с ним корвет? Они и близко не родня.
                  1. +9
                    28 сентября 2024 17:43
                    так у нас прибрежная зона на ДВ полупустая, списочный состав ТФ откройте и посчитайте, из современных кораблей там только ПЯТЬ корветов, все остальное наследство от СССР, а после откройте карту, какие нахрен перехваты стратегических подлодок? наш ТОФ японцы по указке старших братьев размажут потому как кораблей нет
                    1. +4
                      28 сентября 2024 22:03
                      Прочитайте вот этот свой ответ мне еще раз. И вспомните, сколько у японцев эсминцев, а сколько у нас на всех флотах, вместе взятых, включая ьуда и советские БПК. Но тот факт, что у японцев сильный флот, не отменяет атомные стратегические ПЛ США,Франции, да и Британии, сколько их там у них их ни осталось. А эсминцы нужны и на ТФ до зарезу, и на СФ. Нельзя скатываться к москитному флоту. А у нас сейчас только и делают эти Буяны, да Каракурты. С дозвуковыми Калибрамии, без противолодочного, да и без реального зенитного вооружения. Этим хотите с Японией сражаться? Корвет от них не сильно отличается. Хотя бы уж фрегаты. Хотя бы.
                      1. +4
                        29 сентября 2024 05:06
                        вы не меня уговаривайте bully
                        Москва, Кремль ******
                      2. +5
                        29 сентября 2024 09:13
                        И вспомните, сколько у японцев эсминцев, а сколько у нас на всех флотах, вместе взятых, включая ьуда и советские БПК.

                        Какие там эсминцы? Какие стратегические подводные лодки противника? У наших баз на постоянной основе дежурят вражеские подводные лодки которые берут на прицел каждый наш выходящий в море РПКСН и нам их ни обнаружить ни отогнать тупо нечем! Эти лодки ведут скрытое и не очень слежение оружием на нашими стратегами и в море к ним присоединяется их авиация ПЛО.
                        А потому нам бы хотя бы насытить флот достаточным количеством корветов ПЛО с возможностями ПВО чтобы наши РПКСН прикрыть хотя бы на выходе из баз и в БМЗ к которой их эсминцы не сунуться при наличии у нас корветов ПЛО способных их обнаружить и выдать ЦУ для береговых ПКР и морской авиации несущей ПКР.
                        Для нас сейчас бригада из 6 корветов ПЛО гораздо нужнее одного эсминца при сопоставимой стоимости! Естественно что нужны и фрегаты 22350 в первую очередь как основа поисковых групп корветов ПЛО. Одна бригада корветов ПЛО усиленная одним фрегатом уже может обеспечить более менее безопасный выход и развёртывание РПКСН и именно это сейчас самая главная задача всего нашего флота.
                      3. +1
                        29 сентября 2024 09:27
                        Вот ведь однобокие вы мои. Значит, противник создает нам проблемы для выхода наших РПКСН с базы. А мы? Мы что, все время только и должны делать, что обороняться? Мы, может быть, тоже осмелимся создавать проблемы противнику? Можно меня, конечно, в мечтатели записать. Но мы уже со времен Брежнева прекратили быть океанской державой. Нельзя нам одними корветами. Ракеты стратегические с моря не перехватит он. Да и ПЛ противника могут не подходить на то расстояние, где их корветы могут атаковать. Зачем им? Береговые комплексы, морская авиация - все это прекрасно, конечно. Только дальность поражения их на сегодняшний день не впечатляет уже. Да и авиация та еще и столько ее... Что касается денег. Напомню, что я предложил заказать хотя бы пару эсминцев китайцам. Потому что сами мы будем строить их двадцать лет, и обойдутся они, действительно в астрономическую сумму. Почему? М.Делягин ответил на этот вопрос. При заказе китайцам хотя бы проблема, озвученная М Делягиным, будет снята. И сумма резко уменьшится.
                      4. +2
                        29 сентября 2024 09:50
                        Вы горячитесь и пытаетесь телегу впереди лошади поставить. Эсминцы нам конечно же нужны, но первоочередная задача все же прикрытие нашей БМЗ, без чего теряется устойчивость всей морской компоненты СЯС.
                        При грамотном руководстве страны и адекватном планировании строительства флота мы в состоянии построить флот самостоятельно, для этого у нас есть все кроме грамотного руководства. Корвет ПЛО можно спроектировать из МРК Каракурт с применением уже существующих систем и вооружений, и начать его постройку на нескольких верфях почти советскими темпами и это реально как и возможность насытить ими флот за десяток лет. Главная проблема для такого корвета двигатель.
                        Фрегаты 22350 так же реально строить гораздо быстрее и не только на Северной верфи но и на Дальнем востоке где верфь почти готова их строить и в Калининграде на Янтаре вместо фрегатов 11356. Но опять же проблема в двигателе. Надо либо его полностью на газотурбинные движки переводить либо модернизировать всю отрасль двигателестроения дизельного что с нашей властью нереально.
                        А эсминцы..... самое реальное это увеличение фрегата 22350 до размерностей эсминца что в общем -то и пытаются сделать на Северной верфи, понятно что ему нужно ставить только ГТУ и менять некомпетентное руководство как Северной верфи так и всей ОСК и ОДК.
                        А китайцы нам ничего не продадут по крайней мере сейчас, вообще же нужно четко понимать что кроме нас нам флот никто не построит. И вся наша проблема опять же только в некомпетентном и преступном руководстве, других причин слабости нашего флота нет.
                      5. +6
                        29 сентября 2024 11:56
                        Гм... Как человек служивший на РПКСН ТОФ, замечу: не всё так однозначно. Обнаружение очень сильно зависит от скорости ПЛ, скажем, на наших дико шумных 667Б, максимально малошумная скорость была, где-то в районе 2-3 узлов, если мне память не изменяет. И, на нашей "букахах" мы умудрялись делать "Лос-Анджелесы" - надо просто хорошо разбираться в местной (ходили в Охотском море) гидрологии и иметь хорошего акустика. Повторюсь: на лодке которую ы за "уникальные акустические характеристики" называли "ревущая корова", хорошо подготовленный экипаж с умным командиром делал куда более современную многоцелевую лодку. Сейчас даже АПЛ имеют шумность на порядок меньше. А ведь есть ещё дизелюхи, которые на порядок малшумнее любых АПЛ, что наших, что супостатовских...
                      6. +2
                        30 сентября 2024 11:09
                        А ведь есть ещё дизелюхи, которые на порядок малшумнее любых АПЛ, что наших, что супостатовских...

                        Проблема только в том ,что НАТО использует для поиска подводных лодок современные системы ,основанные не на шумности лодок.
                  2. -1
                    29 сентября 2024 15:51
                    Пожалуйста, поясните о каких ударных позициях подводных лодок идет речь? Насколько я понимаю, современные подлодки могут отстрелять весь свой стратегический боекомплект с приписанного пирса не выходя в море.
          2. +2
            28 сентября 2024 18:06
            Цитата: ramzay21
            фрегата 22350

            Согласитесь, что данные фрегаты разумнее сравнивать с постройкой советских крейсеров по сложности. А аналоги "30-ок" это все таки нынешние корветы
            1. +2
              28 сентября 2024 18:24
              ну собственно так и есть
            2. 0
              29 сентября 2024 08:53
              Согласитесь, что данные фрегаты разумнее сравнивать с постройкой советских крейсеров по сложности

              Крейсера это скорее современные эсминцы, которых нынешняя РФ не строит совсем.
              А аналоги "30-ок" это все таки нынешние корветы

              Даже если вы начнете сравнивать их с корветами и сколько тех корветов построено за 20 лет?
              1. +4
                29 сентября 2024 12:11
                Количество кораблей зависит от количества задач для них. Корветы - корабли ближней морской зоны (нет, они из Балтики в Средиземное море ходят, конечно, но сделаны они не для таких походов). И для прикрытия этой самой ближней морской зоны их... не то что бы совсем достаточно, но, в некотором приближении - более-менее. А дальняя морская зона... Возникает вопрос: у России в ней сиюминутные интересы есть? Напомню, АПЛ проекта 667А ходили в океан только потому, что их ракеты не добивали до США. Уже тихоокеанские 667Б могли добить из Охотского моря и никуда дальше не выходили. А главная задача надводных кораблей - прикрытие районов стрельб РПКСН, и Горшковский ВМФ СССР (надводная его компонента) именно под решение этой задачи и затачивался. Отсюда большое количество БПК - для защиты РПКСН от американских многоцелевых АПЛ (для ловли вражеских РПКСН столько было не нужно).
              2. 0
                29 сентября 2024 13:37
                Цитата: ramzay21
                Крейсера это скорее современные эсминцы, которых нынешняя РФ не строит совсем.

                Крейсера так же разные бывали, легкий крейсер той поры и тяжелый, это две совершенно разные боевые машины. Так, что современный эсминец, скорей всего аналог тяжелого или линейного крейсера, той поры
              3. 0
                2 октября 2024 04:47
                Опять нытьё.
                Выли при СССР, что царское наследие использовал сталинский режим да плюс иностранные технологии, а щас технологии СССР дожёвываем. Да нет уже давно межреспубликанских кооперацией. Всё заново делается.
            3. +4
              29 сентября 2024 12:02
              Полностью согласен, технологически сравнивать эсминцы разработки конца 40-х годов прошлого века (и уже тогда бывших малость устаревшими) и современные корветы нельзя - разный уровень сложности во всём...
          3. +3
            28 сентября 2024 19:37
            При Путине строятся очень массово и быстро жилые башни-гетто по 20+ этажей с 1 лифтом на 150 квартир и по 10 студий-пеналов 15 квадратов для "благополучной" "семейной " жизни. Сравните названия "Сталинка", "Хрущевка", "Брежневка" и "Путинка". Почаще повторяйте и не будет никаких разочарований.
            1. +1
              30 сентября 2024 09:26
              Да, хватит уж нести чушь. Всякое строят. Нормального жилья - дочерта. Не нравятся столичные цены - поезжайте, где дешевле. Будете в хоромах жить.
              1. +4
                30 сентября 2024 12:06
                Чушь несёте вы, которые в упор не
                видите полную деградацию жилищно строительного сектора в стране. Мало того что строят бетонные пеналы и капсулы, так ещё создали все условия для того, чтобы народ продавался в ипотечное рабство, пытаясь выплатить сумасшедшие деньги за бетонный пенал. А в чистом поле без инфраструктуры и работы живите сами лично за три копейки. Вам понравится.
                1. +2
                  30 сентября 2024 15:54
                  Я и живу в захолустье. В неплохом доме. Хорошей площади. Мне хватает. Рядом с хорошими соседями. С работой, кстати.
                  Чего и всем желаю.
                  И желаю не быть нытиками.
                  И да. В брежневские, черненко-андроповские годы жил весьма так хреновато. Особо и вспомнить нечего. Кроме друзей и еще кое-чего, что тогда все же было.
                  1. +1
                    1 октября 2024 07:58
                    Всем охранителям социал дарвиристического строя, желаю быть успешно съедеными более успешным конкурентом. А так я, как и вы - за все хорошее, против всего плохого. Хорошего вам настроения, материального благополучия. Держитесь там, в своем захолустье с работой.
                    1. 0
                      1 октября 2024 15:29
                      И вам не хворать. Мечтайте о прошлом. Духоподъемно.
          4. +6
            29 сентября 2024 11:47
            Не стоит забывать о том, что 30 бис - достаточно простой проект. Ни электроники, ни газовых турбин. По большому счёту это - корабли военного времени, и строили их люди, которые помнили: во время войны не до изысков. Мне сапёры объяснили, как отличать поднятые из земли останки винтовки довоенной, от военного времени: у военного времени не остаётся ложи с прикладом (и металлические детали гораздо сильнее корозированы) - сильно снижено качество древесины и её обработки...
            1. +4
              29 сентября 2024 11:59
              Это для сегодняшнего дня этот проект простой а для конца сороковых, когда страна лежала в руинах никаких доходов от нефти не было в помине а китайцам как и новым союзникам в Восточной Европе еще и наша помощь требовалась опять же потому что они так же лежали в руинах после войны строительство такой серии это подвиг.
              Да не такими простыми они были для своего времени и на фоне пароходов тоже были вершиной технологичности. Во всяком случае тогда не кивали на сложности и не оправдывали ничего не деланье тем более что те же китайцы спокойно производят быстрыми темпами и в больших количествах "сложные" эсминцы, фрегаты и корветы а значит дело совсем не в сложности а либо в саботаже и вредительстве либо в полной профнепригодности нашего руководства. Других причин как мы видим по тем же китайцам нет.
              1. +4
                29 сентября 2024 12:24
                Видел я те китайские эсминцы в море. На мой взгляд качество ГЭУ - так себе. Что до массовости, так им - надо! КНР - мировая фабрика, а значит заинтересованы в мировой морской торговле, и боятся, что им эту торговлю могут перекрыть...
                1. 0
                  29 сентября 2024 12:58
                  У них эсминцы просто есть и есть уже две АУГ а значит есть чем проецировать силу а так же у них достаточно корветов ПЛО, фрегатов и тральщиков чтобы полностью закрыть вопросы ПЛО, ПМО и ПВО в ближней морской зоне.
                  Их побережье не больше нашего побережья в зоне ответственности ТОФ где Магадан, Камчатка и Чукотка по сути такие же острова как Сахалин и Курилы, коммуникации с которыми нам прикрывать просто не чем и по вашему и не нужно! И вы конечно поддерживаете саботажников и бестолочей которые привели к такому? А кто заплатит жизнями за последствия их деятельности?
                2. +2
                  30 сентября 2024 09:29
                  Вопрос в том, что у них есть морская торговля. И есть судоходство вдоль побережья. Они контролируют большой кусок мировой морской торговли. Поэтому им не надо искать задачи для флота.
                  У нас этого нет вообще. Потому мы вечно и придумываем задачи флоту. Одну бестолковее другой. Меняется обстановка, задача отмирает. И флот приходит в упадок. И так по кругу.
                3. kig
                  0
                  5 октября 2024 04:36
                  Цитата: Летучий_Голландец
                  На мой взгляд качество ГЭУ - так себе.

                  А что конкретно вам не понравилось, при взгляде со стороны?
          5. +5
            29 сентября 2024 12:59
            Уважаемый "ramzay21"! Разница не в Сталине и Путине, разница в социально - экономических строях, идеологии и государственном целеполагании... И.В. Сталин сидел на "одном стуле" - социализм, а нынешнее руководство пытается сидеть, сразу, на двух: государственно -олигархический капитализм с "гагаринской улыбкой" и шведская модель либерального социализма, что очень неудобно, для сидящих и, чревато, всевозможными непредсказуемыми проблемами.... Про идеологию - всё понятно... У нас, она, вне закона... С целеполаганием, тоже, сложно и не однозначно... Новое российское "боярство", в купе с промышлено -финансовым "дворянством", "погрязли" в либерализме, "евроценностях", и воровстве, что серьёзно сказывается на выработку государственного целеполагания и воплощении всего ЭТОГО в "бронзе и мраморе".... Вот как то так...
          6. +3
            30 сентября 2024 09:23
            В Николаеве на леса понимали и держали листы обшивки вручную рока их крепили. Чудовищная по тяжести работа.
          7. 0
            5 октября 2024 16:49
            Разные времена, разная техника. Для сравнения сколько раньше самолетов делали сколько сейчас.
            То что должен быть не самый крутой, но технологичный надежный и не дорогой фрегат это факт. И их должно быть много
        2. +5
          28 сентября 2024 16:03
          Каков спрос, таково и предложение...
          - у нас ни власть, ни АвтоВАЗ, ни режиссеры народ не слушают, суют, что считают нужным , а потом обижаются, что их матом кроют. Спрос-то как раз есть.
      2. +2
        28 сентября 2024 07:38
        У Нас есть фильм про «Варяг».
        1. +20
          28 сентября 2024 11:29
          У Нас есть фильм про «Варяг».
          Не у нас, а у Сталинского СССР есть такой фильм. У нас есть халтурный "Адмирал"
      3. +12
        28 сентября 2024 08:43
        Так-то да, сколько сюжетов хороших было загублено в процессе освоения денег на "патриотических" новоделах.
        Одна сплошная бездарщина, проходное кино, посредственные актеры, силиконовые медсестры, бандитского вида опера.
        Российский кинематограф так и остался в 90-х.
        Вобщем обычное освоение денег.
      4. +5
        28 сентября 2024 09:31
        А про, что там снимать?
        Про позорнейшее поражение, каких в истории флотов по пальцам пересчитать?
        1. +8
          28 сентября 2024 19:40
          ну амеры смогли снять гм..достойный фильм про ПёрлХарбор и кто мешает снять норм фильм про Варяг и Стерегущий...а Моонзунд..камрады ЭТО не фильм о РИФ это...в общем где наши таланты(не про братву или мусарню) а про нашу историю они как есть_нет ???
          1. -1
            28 сентября 2024 19:44
            Ну так снимите, только реальную историю сначала прочтите, как там дело обстояло, с "Варягом".
          2. +1
            30 сентября 2024 15:57
            Вот только про Моонзунд не надо. Не надо. Из того сюжета получится только "Адмирал". Не надо спорные вещи ворошить.
      5. +17
        28 сентября 2024 11:11
        У нас нет ни одной экранизации Цусимского сражения или осады Порт Артура

        Если снять фильм про Цусиму особенно по книге Новикова-Прибоя, участника тех событий то это покажет всю омерзительную суть царизма и прогнившую систему РИ, это объяснит истинную причину трех революций и люди проведут нехорошие параллели с нынешней властью и нынешней системой. А это опасно. Лучше снять блевотину про Колчака и выставить этого урода и иностранного холуя романтическим героем.
        1. -3
          28 сентября 2024 15:17
          и иностранного холуя
          - а революционеры, получающие финансирование от иностранных держав до 1917г, это не иностранные холуи? Это другое?
          1. -6
            28 сентября 2024 16:20
            Тсс! Тут некропатриот. Приверженцы этого религиозного течения отличаются предельным фанатизмом и полной неспособностью к адекватной дискуссии. Будьте осторожны, а то слюной забрызгают.
          2. +1
            1 октября 2024 01:24
            Не путайте революционеров и собственных продажных буржуев РИ, которые на пару с церковниками с радостью спихнули Николая №2 в инферно.
          3. 0
            2 октября 2024 06:22
            - а революционеры, получающие финансирование от иностранных держав до 1917г, это не иностранные холуи?
            А можно конкретнее? Какая держава до 1917 года финансировала российских революционеров?!
            1. 0
              2 октября 2024 09:25
              Великобритания, США, Франция, Япония, Германия
              1. 0
                2 октября 2024 14:31
                А можно конкретные цифры и имена получателей?!
      6. +1
        29 сентября 2024 13:11
        Спросите любого,моложе 25 лет об этих сражениях, и правильный ответ услышите ,дай Бог, лишь от каждого третьего\четвертого.
      7. +5
        30 сентября 2024 02:03
        У нас нет ни одной экранизации Цусимского сражения или осады Порт Артура

        Много чего нет... По Крымской войне ничего нет. По Русско-Японской войне тоже нет. По турецким войнам 19-го века ничего нет. Только старые советские фильмы прославляли победу русской армии и флота...
    2. +5
      28 сентября 2024 09:25
      Подобных инциндентов во время холодной войны было много.
      1. +1
        28 сентября 2024 09:26
        Прекрасный проект. Самое главное, что ни одного потерянного корабля из-за аварии
        1. 0
          28 сентября 2024 21:25
          А главный калибр не был универсальным ? Вроде бы во второй мировой это стало нормой чтобы главный калибр был и зенитным . Зачем таскать просто 130 мм , если ПВО ордера - одна из основных задач эсминца ?
          1. +3
            28 сентября 2024 22:18
            Цитата: dauria
            А главный калибр не был универсальным ? Вроде бы во второй мировой это стало нормой чтобы главный калибр был и зенитным .

            Нет, не был. Да и где это стало нормой? У линкоров? wink
            Если серьезно, универсальные 127 мм были у американцев и японцев, но нужно понимать что это были очень слабенькие 5 дюймов, и по весу снаряда и по баллистике. Русский 5 дюймов (130 мм) гораздо ближе по мощности к 6 дюймовым пушкам. Попытки сделать его универсальным были, но получалось нечто монструозное, потому предпочли отдельные стволы под ПВО. Ну и недооценивали угрозу с воздуха до ВМВ.
          2. +3
            30 сентября 2024 16:03
            На тот момент не смогли сделать. Приняли решение строит так. Иначе не было бы совсем ничего.
            Если подходить к этому проекту как к новому кораблю, то критика обоснована. Но тогда у нас не было ничего. А в других флотах хватало подобных кораблей с избытком. Не новых, да. Получается, что теми крейсерами и эсминцами мы просто догнали б. союзные флоты по старым кораблям. А это тоже неплохо. Если бы сидели ровно, то снова бы потеряли компетенции, как после революции
            Все же т. Сталинв развитии страны понимал кое-что.
    3. +5
      28 сентября 2024 12:04
      Цитата: 75Сергей
      Может когда-нибудь снимут нормальный фильм на основе этого инцендента
      Лучше не надо. Не сейчас, по крайней мере.
  2. +9
    28 сентября 2024 06:57
    прям удовольствие получаешь от прочтения, автору респект и уважуха hi
  3. +5
    28 сентября 2024 07:24
    Удручающее впечатление производят публикации на морскую тематику, в последнее время. Я так понимаю, тут на ВО решили пересказать Вики?
    Да еслиб на эту тему писал Андрей и Челябинска, то тут был бы развернутый анализ, сравнение. А какие баталии в комментах. Были бы.
    Грустно, господа писатели. Уровень статей упал критически.
    1. +5
      28 сентября 2024 14:38
      Удручающее впечатление производят публикации на морскую тематику, в последнее время.

      В природе все взаимосвязано. Уровень авторов определяется уровнем аудитории.
    2. 0
      29 сентября 2024 02:48
      Дашьян,Патянин и другие авторы исторических исследований сюда не приходят?
      1. +2
        30 сентября 2024 12:12
        Цитата: Grencer81
        Дашьян,Патянин и другие авторы исторических исследований сюда не приходят?

        А зачем оно им?
  4. +12
    28 сентября 2024 07:42
    На таком эсминце, был на курсантской практике в Лиепае ДКБФ и старпом Нас в наказание «загнал в трюма» черпать мазут из пробитой цистерны. В итоге были черные, как «негры». А, баня на корабле: забортная вода, мылящееся мыло и пар из машинного отделения.
    1. +7
      28 сентября 2024 07:47
      Цитата: Sergey39
      А, баня на корабле: забортная вода, мылящееся мыло и пар из машинного отделения
      Зато сделали из вас настоящих моряков! wink
      1. +7
        28 сентября 2024 11:26
        Я не знаю как сейчас, но в СССР горячей воды на кораблях не было!!! Единственное исключение - санпропускники в зонах ТАРКР.
        А так да, смешивай воду и пар в нужных пропорциях вот тебе и горячая вода, на "Кирове" и "Устинове" было именно так, лично пробовал :)
        1. +4
          29 сентября 2024 12:17
          На атомных лодках - была, но по команде подавали, а так: забортный душ в любое время суток...
    2. +11
      28 сентября 2024 09:01
      Вам в наказание, похоже и баню из забортной воды устроили. am 76-я бригада эскадренных миноносцев в Лиепае базировалась в Военной гавани, корабли ОВРа в Зимней. Везде были подвены коммуникации: пресная вода, пар, электричество и телефон. В базе мылись только пресной водой, забортную воду в море использовали, пресную же (конденсат от машин в основном) у нас подавали в умывальники на 10 минут утром и вечером при переходе на БС. Ближе к 80-м годам «тридцатки» на Балтике в море практически не ходили, отстаивались в Лиепае, Кронштадте, Таллине. Мазут тоже почерпать довелось. При постановке в док СРЗ-29, мазут из цистерн откачивали насосы вначале, затем мы лезли в цистерны, высота цистерны побольше метра, во весь рост не встанешь. Мазут оставался между рёбрами жёсткости цистерн. Сначала мазут черпали кандейками, затем насухо вытирали ветошью. Наверх не вылезали, пока цистерна не была вычищена, да и как вылезать, если сами в мазуте, всё заляпаем вокруг. Обедали тоже в цистерне, еду нам передавали. Если не ошибаюсь, от мазута отмывались холодной водой, горячей толком мазут было не отмыть. 56- эсминец, но на тридцатке, думаю, похоже было. Выглядело примерно как на этом фото.
      1. 0
        28 сентября 2024 12:07
        Цитата: Ватервейс 672
        Мазут оставался между рёбрами жёсткости цистерн. Сначала мазут черпали кандейками, затем насухо вытирали ветошью
        А зачем? Туда же потом опять мазут нальют.
        1. +9
          28 сентября 2024 12:31
          Регламент работ существует при постановке корабля в док. Цистерны тоже осматривают в доке, ремонтируют если надо, сварочные работы могут проводиться. Мы два раза в док становились, один раз цистерны вручную чистили, второй раз только насосы топливо выкачивали.
    3. +3
      29 сентября 2024 12:15
      Да обитаемость на старых кораблях была - просто песня! На первом курсе довелось побывать на, уже отстойном, крейсере "Михаил Кутузов" - неизгладимые впечатления!
  5. +11
    28 сентября 2024 07:49
    В детстве с батей капитаном видел как 30-ку разделывали на иголки. Отец сказал: Вот так и люди - живут, живут и умирают.
    1. +8
      28 сентября 2024 21:49
      Цитата: Игорь Емельяненко
      В детстве с батей капитаном видел как 30-ку разделывали на иголки. Отец сказал: Вот так и люди - живут, живут и умирают.

      Мой отец был командиром 30-бис . Ушёл в запас в 1972 году , а его корабль поставили на Инкерман на кладбище боевых кораблей в 1975 . Моряки принесли своему бывшему командиру иллюминатор вырезанный из командирской каюты с штормовой крышкой ... и стеклом ... Он установил его потом на даче .. в домике построенном нами самими . Любил свой корабль . Судьба моряка и судьба корабля ...
  6. +9
    28 сентября 2024 08:37
    Во время войны было потеряно 34 эсминца этого проекта, а ещё 30 – не было достроено.

    Всего было заложено 53 единицы . Из них 28 были достроены по первоначальному проекту. 18 были достроены по проекту 7-У . 6 были разобраны на стапеле.
    Принимали участие в боевых действиях :
    18 единиц ЭМ проекта 7, Погибло 11 единиц
    18 единиц ЭМ проекта 7У. Погибло 9 единиц
    1. +8
      28 сентября 2024 08:56
      Причины гибели.
      Проект 7:
      Навигационные аварии - 2 слyчая
      Авиабомбы - 5 случаев
      Мины - 4 случая

      Проект 7У:
      Авиабомбы - 4 слyчая
      Мины - 5 слyчаев
    2. 0
      28 сентября 2024 22:25
      Цитата: Ermak_Timofeich
      Из них 28 были достроены по первоначальному проекту. 18 были достроены по проекту 7-У .

      Вроде 29 , но один утопили сразу после спуска когда буксировали для достройки во Владивосток. А так верно все написали, автор и с количеством напутал и насчет низкой прочности преувеличил.
      1. 0
        29 сентября 2024 12:20
        Ну, насчёт низкой прочности - к адмиралу Головко претензии, именно он на нём жаловался в "Вместе с флотом"...
        1. +1
          30 сентября 2024 12:17
          Цитата: Летучий_Голландец
          Ну, насчёт низкой прочности - к адмиралу Головко претензии, именно он на нём жаловался в "Вместе с флотом"...

          В приложении №6 к "Легендарным "семёркам" Балакина приводится документ с "косяками", выявленными по опыту эксплуатации "семёрок" на СФ.
        2. 0
          30 сентября 2024 16:07
          Лист метр на два приклепали и вся доработка. Но с мореходностью и дальностью были проблемы. Англичане даже не верили, что может быть такая малая дальность. Считали наших трусами.
  7. 0
    28 сентября 2024 09:32
    А можно было поставить на них по 3 СМ-5-1 и не иметь проблем с ПВО.
    1. +1
      28 сентября 2024 22:32
      Цитата: Kolin
      А можно было поставить на них по 3 СМ-5-1 и не иметь проблем с ПВО.

      СМ-5-1 так то после войны появилась. Была Б-34, но для эсминца это все же слабовато. Хотя по хорошему надо было не эсминцы в таком количестве строить а сторожевые корабли, типа проект 50 к примеру. Дешево и сердито, как раз то что надо для охранения и сопровождения.
  8. +8
    28 сентября 2024 09:33
    «Смелый» в Неве

    На Неве все же.
    В Неве - это если бы затонул. hi
  9. +2
    28 сентября 2024 12:23
    Одна из бригад эсминцев Черноморского флота даже неофициально называлась «королевской» – ею в своё время командовал будущий Главком ВМФ СССР С. Г. Горшков.

    Будущий Главком ВМФ СССР С. Г. Горшков командовал бригадой эсминцев один год перед войной, когда "30-е бис" начали входить в состав флота, он начальник штаба Черноморского флота.
  10. +7
    28 сентября 2024 14:13
    в штормовом море мореходные «тридцатки бис» делали «итальянцев», как спринтер – пешехода.

    Опять автор несет в массы "публицистику". Мореходность эсминцев пректа 30бис была "ниже плинтуса". На волнении выше 4 баллов применять оружие эсминец не мог, как и развивать скорость выше 28 узлов так как заливало котельные вентиляторы. Кроме того, из за отсутствия скуловых килей корабль был подвержен интенсивной бортовой качке. Конце концов вопросом мореходности пришлось заниматься Политбюро ЦК КПСС.
    1. +2
      28 сентября 2024 15:22
      Конце концов вопросом мореходности пришлось заниматься Политбюро ЦК КПСС
      - если вы не в курсе, данный орган занимался абсолютно всеми вопросами в нашей стране bully
      1. +3
        28 сентября 2024 16:39
        если вы не в курсе

        Я в курсе. Госэкзамен по научному коммунизму даже сдавал.
    2. 0
      28 сентября 2024 18:56
      Отсутствие скуловых килей-вы это серьезно?-а вентиляторы то что заливало?-повыше сделать нельзя?
    3. +5
      28 сентября 2024 20:39
      Цитата: Frettaskyrandi
      На волнении выше 4 баллов применять оружие эсминец не мог

      Неужели?:) Вот всего-всего оружия не мог?:)))
      "На больших скоростях хода против волны (начиная с состояния моря в 4 балла) отмечалось сильное забрызгивание носовой группы автоматов, что делало невозможным использование носового зенитного автомата № 1, а также осложняло работу личного состава на автоматах № 2 и 3.
      При ходе корабля на острых курсовых углах против 5-балльной встречной волны и скорости хода свыше 18 уз стрельба из носовой башни главного калибра оказалась невозможной из-за попаданий воды в стволы орудий. Кроме того, конструкция артиллерийских башенных установок "Б-2-ЛМ" и "92-к" (соответственно 130- и 85-мм калибра) при забрызгивании не обеспечивала их водонепроницаемости на ходу корабля против волны при 4-5-балльном волнении моря, а это снижало боевые возможности эсминца."
    4. +1
      29 сентября 2024 12:21
      Ниже плинтуса или выше плинтуса - не важно, речь о том, что она была выше чем у семёрок.
  11. 0
    28 сентября 2024 18:54
    Видно нечем больше преподу гордится в жизни чем службой на 30ке laughing
  12. +1
    29 сентября 2024 02:53
    По поводу прототипа пр.7 итальянских "Маэстрале"... Эсминец "Scirrоссо затонул в Ионическом море во время шторма 23-го марта 1942-го года.
    " Сокрушительный " потерял корму и винты в Баренцевом море в 12-тибалльный шторм,а это не южное Ионическое.
  13. +4
    29 сентября 2024 12:36
    К чему сравнивать несравненимое

    "даже эсминцев типа «Арли Берк» американцы меньше построили – 68 единиц"

    175 Флетчеров смотрят вопросительно
  14. ada
    +1
    1 октября 2024 00:14
    Спасибо за статью.
    Эти корабли я видел только в затонах.
  15. Необходимо много кораблей? А, имеется у нас такое количество военно- морских специалистов? Сколько военно- морских училищь сейчас работает в полный рост?