Сумрачный тевтонский гений, который погубил Кригсмарине
Конечно, то, что Кригсмарине потерпел полное поражение во Второй Мировой войне, толком-то и не повоевав (надводная часть флота), в отличие от морской авиации и подводных сил, имело несколько причин.
Здесь, конечно, весьма немаловажную роль играла определенная безынициативность немецких адмиралов, благодаря которой было потеряно приличное количество кораблей, откровенно небольшой состав флота, который совершенно не мог соперничать с британским и то, о чем мы сейчас поговорим. О качественном составе Кригсмарине.
Все, конечно, слышали это выражение насчет «сумрачного тевтонского гения». Не знаю, насколько он был гением, а вот то, что сумрачным – это факт. И в довольно сумрачном состоянии все руководство флота Третьего рейха занималось, откровенно говоря, странными вещами: строило флот. Но как…
В межвоенный период, потеряв после Первой Мировой войны весь Флот Открытого моря, немцы сделали правильные выводы: с Великобританией на море воевать не получается, давайте не будем искать приключений на мидель. Да еще плюс Версаль очень неплохо так перекрыл кислород немецким кораблестроителям.
Но вот начался 1933 год и Германия, ставшая Третьим Рейхом, начала перевооружение. То есть, создание армии и флота, которые в 1939 году, собственно, и развязали Вторую Мировую войну.
То, что это была просто законченная авантюра, это сегодня ясно и понятно, но у Гитлера получилось прирезать земельки, на которой находилось много полезного в плане промышленности и людских ресурсов.Однако более-менее вменяемый план войны с Великобританией появился только в 1938 году. Так называемый «План Z». Да, а перевооружение началось уже в 1933 году. По крайней мере, уже через год вовсю строились эсминцы типа «1934» и подводные лодки.
И это очень интересный момент: флот строили, а плана войны с главным морским врагом не было. То есть, возрождение Кригсмарине началось просто и незамысловато: строим, а там разберемся! Да, у господина Кайзера в этом отношении с планами было дело не очень, но при Гитлере начался кромешный бардак.
Начало было весьма неплохим: Гитлер сотоварищи всеми силами начали прессовать британцев, выпрашивая у них снятие ограничений на строительство своего флота, причем, делали это грамотно. Просьбы были в таком ключе: дайте мы построим флот, который будет составлять всего треть от вашего. И Британии нечего бояться, и нам радость будет.
И британцы… согласились! Да, это тот самый расклад, когда если не можешь предотвратить пьянку – возглавь ее! Если бы они запретили, то, возможно, все пошло бы по совершенно другой дороге, но британцы, вкусившие прелестей от немцев в Первую Мировую, совершенно не хотели повторения, то есть, отлавливать по всему миру немецкие рейдеры и голодать из-за подводных лодок. Хотя снова пришлось, но все могло бы быть намного хуже.
Самое страшное для Великобритании – это война на коммуникациях. Империя стояла на поставках из своих колоний, и, если прервать снабжение – все очень даже неплохо бы так рухнуло. И не надо было бы даже устраивать шоу с форсированием Ла-Манша: оголодавшие британцы на своих бы кораблях перевезли оккупантов к себе домой. Оккупируйте, только пожрать дайте!
Поэтому в недрах Морского министерства Великобритании родился гениальный план: да, Германии разрешают строить корабли, но немецкий флот будет ограничен в тоннаже пропорционально британскому. А хитрые британцы просто не станут строить новых кораблей, таким образом, немцы просто упрутся в потолок по тоннажу: они не смогут строить новые субмарины или крейсера, это же будет нарушением договора. И поскольку потолок этот может быть увеличен только за счёт строительства новых кораблей со стороны Англии, немцы застревают на таком лимите флота, который гарантирует их поражение в будущей войне с Англией. Причём застревают совершенно добровольно, никто их этот договор подписывать не заставлял.
А у коварных британцев еще с Первой мировой осталось полным-полно всяких корабликов, которые, заметим, несмотря на свою отсталость, нормально так провоевали всю Вторую Мировую. Как тот же «Уорспайт».
Нет, ребята, оленя съевшие на различных интригах, легко и непринужденно обыграли немецкого ефрейтора. Гитлер проиграл еще в 1935 году, когда был подписан германо-британский морской договор. А когда все-таки смогли написать «План Z», то как бы под него строить корабли было уже поздно. Зато пришла пора корабли разбирать. И был отдан приказ линкоры «Бисмарк» и «Тирпиц», авианосец «Граф Цепелин», тяжелые крейсера «Зейдлиц» и «Принц Ойген» достроить, а вот все остальные корабли разобрать на стапелях. А там было чего…
А ведь немцы хотели построить не просто флот! В действительности все прекрасно понимали, что в лоб Британию не взять, там только Флот метрополии по составу был в три раза больше, чем весь новопостроенный немецкий. А еще были флоты в Средиземноморье и так далее.
Поэтому немцы задумали построить флот РЕЙДЕРОВ! То есть, не только крупный надводный флот, но и подводный, субмаринам тоже отводилась значимая роль.
Здесь уместно привести одну цитату из книги Эберхарда Рёсслера «The U-boat: The Evolution and Technical History of German Submarines»:
Вообще здорово изложено: немецкий морской генштаб ещё в 1938-м году понял, что по примеру Первой Мировой войны, блокаду Британии силами только подводных лодок не организовать. Нужны надводные корабли, которые будут разгонять корветы, фрегаты и эсминцы с гидролокаторами, а морская авиация будет осуществлять противодействие противнику в небе.
Что получилось? Ну фиаско морской авиации Третьего рейха исключительно на совести Геринга, а вот с надводными кораблями вышло очень своеобразно.
Сумрачный тевтонский гений нашептал (видимо, вместе с Ктулху) кому-то из адмиралов «рецепт успеха» и Германия начала строить корабли. Причем, очень странные корабли.
1. Линкоры типа «Бисмарк».
Да, это уже стало классикой, упоминание этих монстров, но: если сравнивать «Бисмарка» с британскими коллегами, хотя бы с «Кинг Джордж V», немецкий линкор превосходил британских коллег в первую очередь в плане скорости и дальности плавания. Причем, по дальности практически вдвое. И у «Бисмарка» была очень впечатляющая артиллерия. А вот в плане брони британские линкоры были лучше.
И это при примерно одинаковом водоизмещении. «Бисмарк» мог при равной скорости пройти на 6 000 км больше, чем его британский коллега. «Бисмарк» был быстрее на 4-5 узлов, но авиация свела на нет все преимущество. В итоге линкоры-рейдеры честно скажем, не нанесли такого урона, какого от них ожидали. Конечно, потопленный новейший линейный крейсер «Худ» - это да, но что такое Британии построить корабль такого класса, и что для Германии потерять такой линкор?
2. Линкоры типа «Шарнхорст»
Это линкор? Нет. Это не линкор. От линкора у этих кораблей было только название, поскольку что в плане водоизмещения, что в плане главного калибра, это было нечто такое… отвлеченное. Не имеющее аналогов в мире, как бы сейчас сказали.
Скорее «Шарнхорста» и «Гнейзенау» можно сравнить с линейными крейсерами Первой Мировой войны, типа «Ринауна»: примерно то же водоизмещение (около 32 000 тонн), примерно одна скорость в 31-32 узла, но дальность у немецкого корабля была на 3 000 км больше, а броня получше.
Но между этими кораблями было 20 лет. Изрядный срок. Тем не менее, встреча «Шарнхорста» и «Гнейзенау» с «Ринауном» оказалась не в пользу немцев: броня «Ринауна» выдержала попадания 283-мм снарядов немецких кораблей, а вот у «Гнейзенау» были проблемы после попадания британского 381-мм снаряда.
Пользуясь преимуществом в скорости, немцы сбежали, потратив полтора часа на то, чтобы оторваться от «Ринауна». Вообще парочка крови у британцев попила от души, чего стоили только два эсминца и авианосец, потопленные немцами, но за «Глориес» пришлось расплачиваться долгим ремонтом, когда «Шарнхорст» поперхнулся британской торпедой. И одной хватило, чтобы у команды было чем заняться в плане живучести.
В целом же «Шарнхорст» и «Гнейзенау» линкорами считать нельзя. Линейные крейсеры с заточкой под рейдерство. Хотя если посмотреть на ТТХ линейного крейсера «Худ» - то они и на линейный крейсер не тянули.
И лучшим подтверждением того будет тот самый декабрьский бой, в котором «Дюк оф Йорк» угостил «Шарнхорста» 14 снарядами 356-мм, а эсминцы добились 19 попаданий торпед. Но если бы первый снаряд британского линкора не попал в котельные отделения, «Шарнхорст» точно бы ушел. А так – финал…
Но в целом «Шарнхорст» - вот это был идеальный рейдер. Его 283-мм орудий было более чем достаточно, чтобы разделать под орех любой крейсер противника, скорость и дальность позволяли оперировать на коммуникациях. Просто экипаж выбрал противника не по себе, то есть, для боев в составе эскадры с более тяжелыми кораблями рейдер был совершенно ни о чем.
3. Тяжелый крейсер класса «Дойчланд».
Тоже рейдер. Причем, ярко выраженный. Водоизмещение трех кораблей этого типа было разным, колебалось от 13 до 16 000 тонн. Уникальная силовая установка из двухтактных дизелей от MAN позволяла проходить просто ошеломительные расстояния на одной заправке (до 32 000 км). Плюс приличная скорость для дизелей, те же 30 узлов.
Как показала практика «Адмирала графа Шпее», батареи из шести 283-мм орудий достаточно, чтобы справиться даже с тремя противниками крейсерского класса. Не будь командир «Шпее» таким истеричным, все могло бы получиться иначе. Но так получилось, что 6 потопленных грузовых судов и бой на равных с тремя британскими крейсерами с последующим затоплением – это все, чем мог похвастаться «Шпее», но парадокс – у него успехов было больше, чем у кораблей-собратьев.
Корабли записали в класс тяжелых крейсеров и да, они ему почти соответствовали. Но скажем так – опять бронирование было принесено в жертву всему остальному, а что касается вооружения, то 10 стволов калибра 203-мм японского «Могами» смотрятся более впечатляюще, чем 6 стволов, пусть и 283-мм.
Конечно, любой крейсер, попавший под огонь «Дойчландов», чувствовал бы себя очень неуютно, но вот беда – за рейдерами охотились соединения кораблей более крупного класса. За тем же «Шпее» гонялись два авианосца, два линкора и один линейный крейсер. И встреча с такими противниками ничего хорошего не сулила.
4. Тяжелый крейсер типа «Адмирал Хиппер».
И – опять рейдер! Огромный корабль, водоизмещением больше «Дойчландов», около 18 000 тонн, с приличной скоростью (за 32 узла), относительно неплохой дальностью и очень скромным бронированием. Вооружение этих кораблей для такого водоизмещения было более чем скромным – всего 8 орудий калибра 203-мм, зато очень впечатляющий набор вспомогательных и зенитных калибров плюс 12 (!!) торпедных аппаратов.
Корабли получились не очень маневренными именно благодаря своим размерам, что показал бой 31 декабря, когда два легких крейсера Британии, «Шеффилд» и «Ямайка» основательно отделали «Хиппера», хотя должно все было быть наоборот.
Но в качестве рейдера «Хиппер» практически разгромил один конвой в Северной Атлантике.
«Блюхер» вообще не сделав ни одного выстрела по врагу, отправился на дно от двух снарядов 280-мм и двух торпед норвежцев. Большой корабль в узких норвежских фиордах стал очень легкой целью.
Практически у всех четырех перечисленных классов кораблей прослеживалась рейдерская специализация. В принципе, как-то иначе Кригсмарине и не могло действовать, потому что кораблей не хватало. Но и то, что было, использовалось явно наперекосяк из-за того, что не было правильного понимания, как применять эти корабли. Поэтому все эти перетяжеленные крейсера-рейдеры не принесли такого эффекта, какой обеспечили обыкновенные вспомогательные крейсера, сделанные из гражданских кораблей.
Зато Германия продемонстрировала тягу к «не имеющему аналогов в мире» по полной программе. И действительно, «Дойчланды» были уникальными кораблями по многим показателям. Вот только их уникальность вышла боком – тот же «Адмирал Шеер» не смог встретить достойного противника в операции «Страна чудес» по той причине, что у СССР не Севере не было кораблей, способных хотя бы теоретически оказать сопротивление.
Но если вы думаете, что дело в линкорах и супертяжелых крейсерах, то нет. Гигантомания при строительстве кораблей наблюдалась не только в этих классах.
5. Эсминцы проекта 1936/1936А
Эсминец или эскадренный миноносец – это всем вполне понятный класс. Небольшой корабль с универсальной артиллерией и торпедами.
Американский «Флетчер», однозначно один из лучших кораблей этого класса, имел водоизмещение 2200-2300 тонн. Наш тип 7 «Сообразительный» - 2400 тонн. Но немецкие эсминцы – это нечто иное.
Очень сложно сказать, зачем и для чего были созданы эти корабли. 3470 тонн водоизмещения при длине в 123, 4 метра («Флетчер» имел в/и 2200 тонн и длину 114 метров примерно при том же комплекте вооружения), корабли получились быстрыми (до 42 узлов) но не очень мореходными и слегка неуклюжими. Что в целом сказалось на их судьбе: 5 из 6 эсминцев погибли в Норвегии, в битве за Нарвик. Три от артиллерийского огня британских эсминцев и два от их же торпед.
И только один, «Карл Гальстер», смог дотянуть до конца войны и был передан Советскому Союзу по репарациям.
Но сумрачный тевтонский гений не был бы таким, если бы не придумал что-то еще! И этим «что-то еще» стали эсминцы типа 1936А и 1936А (Моb).
Да, эти эсминцы «похудели» по сравнению в предыдущим классом и из водоизмещение составляло 2700-3000 тонн, зато в плане вооружения получился отрыв по полной программе: 4 или 5 (в зависимости от носовой башни) орудия калибром 150-мм!!!
По сути, получился этакий корабль, похожий на французские лидеры эсминцев типа «Ягуар» или «Гепард». Но даже те откровенно немаленькие корабли (2700-3200 тонн) могли похвастаться орудиями главного калибра 130-мм или 138-мм. А тут – 150-мм. Британский легкий крейсер типа «Аретьюза» нес вооружение из 6 орудий 152-мм.
Так что тут получается даже впритык к легкому крейсеру. Но возникает вопрос – зачем? Эсминец водоизмещением в 2 700 тонн не такая стабильная артиллерийская платформа, как крейсер водоизмещением около 6 000 тонн. Это понятно. Но тем не менее, немецкие конструкторы зачем-то сделали эсминцы с крейсерским вооружением. Примерно, как крейсер с орудиями почти класса линкора (283-мм). И примерно с той же эффективностью.
6. Торпедный катер типа 1939 «Эльбинг».
Что мы понимаем, когда слышим словосочетание «торпедный катер»? Обычно представляется или наш Г-5, катерок водоизмещением 15 тонн, вооруженный двумя пулеметами (ДА или ДШК) и двумя торпедами калибра 533-мм. Или американский «Элко» или РТ-103, на котором служил будущий президент США Джон Кеннеди. Это уже приличная посудина водоизмещением аж 56 тонн, вооруженная 37-мм автоматической пушкой, двумя 12,7-мм пулеметами и четырьмя торпедами. И с экипажем в 15 человек это были самые большие торпедные катера в американском флоте.
Но где им до немецких…
Итак, торпедный катер сумрачного тевтонского гения. Это корабль водоизмещением 1294 тонны, длиной больше 100 метров, вооруженный 4 орудиями 105-мм, 2 трехтрубными торпедными аппаратами и 10 стволами зенитной артиллерии калибром 37-мм (4 шт.) и 20-мм (6 шт.). Скорость не очень большая, 33-34 узла, дальность хода 4500 км.
Вот это – немецкий торпедный катер.
Всего их было построено 15 штук, из них конец войны увидели 4. Это были универсальные корабли, довольно эффективные в бою. Так, пять таких катеров вышло в бой против шести британских эсминцев и легкого крейсера «Харибда», защищая блокадопрорыватель «Мюнстерланд» со стратегически важным грузом. В итоге крейсер «Харибда» и эсминец «Лимбурн» отправились на дно, а конвой успешно прорвался в Германию.
Это ничего, следующее поколение «торпедных катеров» «Тип 40» должно было иметь водоизмещение в 1960 тонн и нести вооружение из 4 орудий 128-мм, 4 пушек 37-мм, 16 стволов 20-мм, 2 четырехтрубных торпедных аппаратов 533-мм и четырех бомбометов для глубинных бомб. И 50 мин для ровного счета.
Эта жуть построена не была, но согласитесь, разница между этим «торпедным катером» и эсминцем уже практически незаметна.
7. Подводные лодки.
То, что Германия смогла построить более двух тысяч подводных лодок, это само по себе внушает уважение. И количеством, и качеством, потому что за редким исключением, лодки немцы строили весьма приличные.
Очень сложно сказать, что было бы, если бы верфи Германии не строили абсолютно бесполезные суперлинкоры, супертяжелые крейсера и все в этом духе. Как говорилось в цитате Рёсслера выше, самый огромный подводный флот не в состоянии был обеспечить блокаду торговых маршрутов и поставить Британию на колени перед голодом.
Подводная лодка того времени – она была скорее ныряющей, потому что под водой не могла проводить достаточно долгое время. И запасы воздуха, и мощность аккумуляторных батарей не позволяли это сделать. Потому на поверхности эти лодки были более чем уязвимы в первую очередь, от действий авиации. Британские «Сандерленды» и «Бофайтеры» закошмарили большое количество немецких подлодок, вполне нормально соперничая с кораблями ПЛО конвоев, идущих в британские порты из бывших и не очень колоний.
А кораблей для сопровождения у Кригсмарине не хватало, хотя в принципе, с такой задачей мог бы справиться и «торпедный катер». И тогда сумрачный тевтонский гений в 1942 году придумал такое, как U-flak или «Зенитные ловушки».
Переоборудовались подводные лодки, обычно вместо 88-мм или 105-мм орудия ставился 37-мм автомат или две 20-мм автоматические пушки, а за рубочным ограждением на платформе размещались две счетверенные 20-мм установки.
Всего было переоборудовано в «U-flak» четыре лодки: U-441, U-256, U-621 и U-953. Из них только U-441 могла бы похвастаться относительно приличными результатами – один потопленный корабль и три сбитых самолета. В последнем бою три «Бофайтера» так изрешетили лодку, что ее пришлось отправить на капремонт и там переоборудовать обратно.
«Дойные коровы» серии XIV.
Тоже не имеющее аналогов в мире решение проблем со снабжением. Транспортные лодки без торпедного вооружения, не быстроходные, но способные донести до своих лодок более 600 тонн мазута для дизелей, 13 тонн масел, 4 торпеды во внешних контейнерах, до 2 тонн воды и около тонны продовольствия в холодильниках.
Идея весьма интересная, и «дойные коровы» очень активно использовались в Атлантике, но одновременно снискали любовь и уважение у союзников, которые отправляли целые отряды на поиски и уничтожение этих подводных лодок. И в итоге уничтожили все до единой.
Для чего все затевалось?
Действительно, для чего? Если с транспортными и зенитными подводными лодками все было более или менее ясно, это изобретались «костыли», способные хоть как-то решить проблему перемещения лодок в том же Бискайском заливе, то вот остальные корабли выглядят этаким путем самурая, у которого нет цели.
Собственно, цель у немцев была: они прекрасно осознавали, что Кригсмарине ни при каких обстоятельствах не сможет противостоять Королевскому флоту. Эти старые черепахи времен Первой Мировой войны все равно рано или поздно попадут в ситуацию, когда смогут расковырять немецкие «чудо-корабли». Что, собственно, и произошло с «Бисмарком» и «Шарнхорстом». Для остальных оказалось более чем достаточно авиации.
Оставалось только одно – рейдерские атаки на конвои с продовольствием для Британии. И вот тут сказалась главная ошибка творцов Кригсмарине. Да, пропаганда – великое дело, и конечно, красавцы линкоры и крейсера, гордо режущие волны – это впечатляет.
Но посмотрим на результаты деятельности этих кораблей.
«Бисмарк» - 1 потопленный корабль, линейный крейсер «Худ». Потоплен кораблями.
«Тирпитц» - 0. Уничтожен авиацией.
«Шарнхорст» - 1 авианосец и 2 эсминца (совместно с «Гнейзенау»), 1 вспомогательный крейсер, 8 транспортных судов. Потоплен кораблями.
«Гнейзенау» - 1 авианосец и 2 эсминца (совместно с «Шарнхорстом»), 13 транспортных судов. Уничтожен авиацией в порту.
«Дойчланд» - 2 торговых судна. Уничтожен авиацией в порту.
«Адмирал Шеер» - 1 вспомогательный крейсер, 25 торговых судов, 1 ледокол. Уничтожен авиацией в порту.
«Адмирал граф Шпее» - 9 транспортных судов. Затоплен экипажем.
«Адмирал Хиппер» - 2 эсминца, 1 тральщик, 16 транспортных судов. Уничтожен авиацией в порту.
«Блюхер» - 0. Потоплен береговой артиллерией в первом выходе.
«Принц Ойген» - 0. Дожил до конца войны.
Итого, 10 крупнейшие немецких кораблей, из которых конец войны увидел один, потопили:
- 1 авианосец;
- 1 линейный крейсер;
- 4 эсминца;
- 2 вспомогательных крейсера;
- 1 тральщик;
- 1 ледокол;
- 71 транспортное судно.
Для двух линкоров, двух недолинкоров и шести тяжелых крейсеров смотрится откровенно убого на фоне достижений немецких вспомогательных крейсеров, переоборудованных из коммерческих судов и с командами добровольцев.
Например - "Корморан"
9 рейдеров-вспомогательных крейсеров потопили в общей сложности 139 кораблей и судов, в том числе 1 легкий крейсер, 1 вспомогательный крейсер и 137 транспортов.
И тут можно ничего не комментировать уже, потому что становится понятно, что гигантомания и пропаганда в Третьем рейхе возобладали над практичностью и разумом. Конечно, никто не говорит о том, что надо было массово строить подводные лодки и рейдеры из сухогрузов, но из статистики видно, что военный надводный флот Германии откровенно проиграл по эффективности пиратскому флоту рейдеров.
Подчеркиваю, речь идет о блокаде Британии.
Но если мы говорим о чем-то другом, увы, кроме операции в Норвегии, которая стоила Кригсмарине новейшего тяжелого крейсера и охапки эсминцев (опять-таки новейших), больше-то и говорить не о чем.
Жирно подчеркнем – ВСЯ боевая деятельность Кригсмарине сводилась к нарушению поставок в Британию и Советский Союз. Немного постреляли по наступающим советским войскам в Прибалтике. И на этом действительно, надводная часть Кригмарине спокойно пошла на дно под английскими и американскими бомбами.
Подводные силы Кригсмарине были однозначно более эффективны. Всего немецкими подлодками потоплено 2 759 торговых судов и 148 кораблей союзников, в том числе:
- 2 линкора;
- 3 авианосца;
- 3 эскортных авианосца.
За это было заплачено гибелью 630 подлодок Кригсмарине, но все равно – никакого сравнения.
Сумрачный тевтонский гений, который побудил руководство Третьего рейха строить совершенно бесполезные, но впечатляющие корабли, практически уничтожил все шансы Кригсмарине на не то чтобы победу – хотя бы на какое-то подобие противостояния.
Линкоры-рейдеры и крейсера-рейдеры, отвлекая авиацию, устраивали эпические прорывы в Атлантику и пытались там что-то изобразить в то время, как коммерческие пароходы провозили в Германию столь нужное стратегическое сырье и лихо топили такие же транспортные суда противника.
И Гитлер попытался остановить дурь в кораблестроении, отменив суперлинкоры проекта «Н» и кучу других кораблей, которые Германия, влетев в войну, построить уже не могла. Но было уже поздно, потому что война уже шла, корабли, которые ничем не могли помочь в этой войне, уже были построены. И абсолютно неэффективно так сказать, плыли навстречу своей гибели, а ущерб, причиненный противнику по сравнению со стоимостью этих кораблей, можно считать минимальным.
Очень удивительно читать, как вчера и сегодня некоторые превозносят творения этого самого тевтонского. Дескать, ух, какие страшные корабли были «Бисмарк» и «Тирпитц», как их боялись британцы…
Конечно, боялись. У Валентина Пикуля в романах. Просто стоит напомнить соотношение сил на момент 1.09.1939 между Королевским флотом и Кригсмарине:
Британия: 15 линкоров и линейных крейсеров (ещё 5 строились), Германия – 4.
Британия: 7 авианосцев (5 строились), Германия – 0.
Британия: 66 крейсеров (23 строились), Германия – 12.
Британия: 184 эсминца (52 в строительстве), Германия – 41.
И только по подводным лодкам Германия имела огромное преимущество.
Если бы немцы не занимались постройкой кораблей, сутью которых была исключительно пропаганда (это я про «Бисмарка» и «Тирпитца»), если бы немцы действительно начали создавать рейдерский флот для того, чтобы уморить голодом Британию, им не нужно было бы строить суперлинкоры и суперкрейсера. Можно и нужно было бы построить более полезные корабли, но увы – металл уже был порезан и сварен, и сумрачному тевтонскому гению оставалось лишь приветствовать немецких моряков с линкоров и крейсеров при входе в Вальгаллу.
Информация