Авиадесантная самоходка АСУ-85

АСУ-85 — авиадесантная артиллерийская самоходная установка, разработанная на базе легкого плавающего танка ПТ-76. Установка предназначалась для сопровождения танковых и мотострелковых подразделений, а также укомплектования подразделений и частей воздушно-десантных войск для обеспечения противотанковой обороны.

Авиадесантная самоходка АСУ-85


На протяжении многих лет штатной самоходной противотанковой пушкой советских ВДВ являлась АСУ-57. Ее оглушительный успех породил у советского командования желание заиметь еще и среднюю самоходку, оснащенную 85-миллиметровой пушкой. В связи с этим в 1951 году на Мытищинском машиностроительном заводе приступили к разработке проекта новой самоходной артиллерийской установки. Данной разработкой занимались в ОКБ-40. Работами руководил Николай Александрович Астров – создатель танков Т-29, -38 , -40 , -60 , -70, -80.


По первоначальному замыслу Астрова для проектируемой самоходки (разрабатывалась под обозначением «Объект 573») предполагалось использовать механизмы и узлы легкого плавающего танка ПТ-76, но со стороны представителей заказчика и Совета министров прозвучало жесткое требование широкого применения автомобильных агрегатов. В частности, освоенный промышленностью и хорошо зарекомендовавший себя при эксплуатации в войсках дизельный двигатель В-6, в спроектированном силовом отделении был заменен двухтактным автомобильным дизелем ЯМЗ-206В производства Ярославского моторного завода.

Авиадесантная самоходка АСУ-85


Опытный образец самоходной артиллерийской установке изготовили в середине 1950-х г. Серийное производство самоходки получившей обозначение СУ-85 началось в 1959 году. В части воздушно-десантных войск машины поступали под обозначением АСУ-85. Серийно производилась на ММЗ в 1959-1966 годах. За этот период выпустили немногим более 50 штук.

Компоновка самоходки АСУ-85: отделение управления располагалось впереди (находится место механика-водителя); посредине находилось боевое отделение; моторно-трансмиссионное отделение – в корме. Друг за другом справа от пушки размещались места заряжающего и командира. Место наводчика находилось слева от пушки.

Корпус самоходки – короб. Для корпуса использовались катанные броневые листы, установленные под рациональными углами наклона. Лобовой наклонен на 45 градусов и обеспечивает защиту экипажа от бронебойных снарядов среднего и малого калибра. Слева от продольной оси самоходки в лобовом листе амбразура для пушки Д-70 и спаренного с ней пулемета СГМТ (прикрыт бронемаской), слева – расположены приборы наблюдения механика-водителя. По краям лобового листа смонтированы фары оснащенные светомаскировочными насадками в ограждении. Крыша боевого отделения сварная, к бортам части крепится с помощью клепки. Впереди справа выполнен люк механика-водителя; на небольшой башенке перед ним фара. Вход ФВУ слева от люка. На крыше боевого отделения сзади два одинаковых четырехугольных люка. На правой скуле боевого отделения установлен смотровой прибор механика-водителя, на левой – поручень для посадки. Ближе к люку наводчика на левом борту расположен смотровой прибор Б-1, под ним бронезаслонка бойницы и скобы прикрепления банника и брезента. На крыше моторно-трансмиссионного отделения два гофрированных люка, крышка заправочной горловины и жалюзи. На кормовом листе устанавливается ящики ЗИП, пара дымовых шашек БДШ-5. Гофрированное днище имеет люк запасного выхода.

Несмотря на то, что машина разрабатывалась на базе плавающего танка, САУ не плавает, однако может без предварительной подготовки преодолевать броды, глубина которых составляет до 1,1 м. На корме самоходки для увеличения запаса хода устанавливаются пара дополнительных топливных баков.

Как говорилось ранее Совмин СССР, потребовал, чтобы на АСУ-85 применили автомобильные агрегаты. Чтобы обеспечить необходимую удельную мощность 6-цилиндрового, V-образного, двухтактного 210-сильного автомобильного дизельного двигателя ЯМЗ-206В, ввели громоздкую, однако не требующую лишних энергетических затрат эжекционную систему охлаждения. Моторно-трансмиссионное отделение сделали компактнее за счет установки двигателя поперек корпуса. Там же размещалась механическая трансмиссия, которая состояла из главного фрикциона, редуктора, коробки передач, карданного вала, бортовых редукторов и планетарных механизмов поворота. Выяснилось, что однодисковое сцепление оказалось ненадежно, и уже во время эксплуатации самоходок в частях оно было заменено специально разработанным многодисковым фрикционом. Недостаточная жесткость валов автомобильной пятискоростной коробки передач потребовала основательной переработки, после которой лишь некоторые первоначальные детали «уцелели».

Авиадесантная самоходка АСУ-85

Авиадесантная самоходка АСУ-85

Авиадесантная самоходка АСУ-85


Гусеничный движитель состоял из двух ведущих заднерасположенных колес, двух направляющих колес имеющих механическое натяжение цепей, двенадцати однорядных опорных обрезиненных катков среднего диаметра и металлических гусеничных цепей. Подвеска – индивидуальная, торсионная с гидроамортизаторами поршневого типа на задних и передних узлах.

Вооружение авиадесантной самоходной установки АСУ-85 – 85-миллиметровая пушка Д-70 снабженная дульным двухкамерным тормозом, эжектором, а также вертикальным клиновым затвором имеющим полуавтоматику копирного типа. Пушка немного смещена влево относительно продольной оси самоходки. Гидравлический тормоз отката – веретенный с компенсатором; накатник – пневматический. Секторным подъемным механизмом с ручным приводом обеспечиваются углы возвышения в диапазоне от -5 до +15 градусов. Горизонтальное наведение – 30 градусов. Прицелы: шарнирный телескопический – ТШК-2-79-11, панорамный для ведения огня с закрытых позиций – С-71-79, ночной прицел – ТПН-1-79-11.

Возимый боекомплект состоял из 45 унитарных выстрелов. На спаренной с пушкой установке справа от нее, размещен 7,62-миллиметровый пулемет СГМТ, боекомплект к которому составляет 2000 патронов, размещенных в 8 магазинах-коробках. В боевом отделении размещались выстрелы: у перегородки МТО в нише – 14, вдоль перегородки – 8, у левого борта – 7, в нише левого борта – 5, в нише правого борта – 6, впереди наводчика – 5. Кроме этого экипаж имел в своем распоряжении 15 ручных гранат Ф-1, 300 патронов к АКМС, и 20 сигнальных патронов к сигнальному пистолету СПШ калибра 20 мм.

Боеприпасы унифицированы с боеприпасами пушки Д-48.

В возимый боекомплект входили 21,8-кг унитарные выстрелы со снарядами нескольких типов. В их число входили осколочно-фугасные гранаты УО-365К (масса 9,54 кг, начальная скорость 909 м/с). Они предназначались для разрушения укреплений и уничтожения живой силы противника. Для ведения огня по подвижным, бронированным целям, самоходкам и танкам – применялись остроголовые бронебойно-трассирующие снаряды Бр-365К (масса 9,2 кг, начальная скорость 1150 м/с). данными снарядами можно было вести огонь на расстоянии 1,2 км. Тупоголовые бронебойно-трассирующие снаряды Бр-365 имеющие баллистический наконечник могли поражать цели на дистанции до 1,25 км. Кроме того, для уничтожения танков и бронетранспортеров с расстояния 1,6 – 2,5 км использовались бронебойно-трассирующие подкалиберные снаряды Бр-367П и Бр-367ПК (масса 4,99 кг, начальная скорость 1150 м/с). На дистанции 2 км бронебойный снаряд пробивал броню толщиной 53 миллиметров, размещенную под углом 60 градусов, а кумулятивный снаряд – 150 миллиметров. Максимальная дальность огня осколочно-фугасным снарядом - 13,4 км. В боекомплекте самоходки помимо них входили дымовые снаряды УД-367 имеющие стальной корпус. Их использовали для ослепления наблюдательных и командных пунктов противника, его батареи, огневые точки и отдельные орудия. Их же применяли для целеуказания артиллеристам.

Авиадесантная самоходка АСУ-85

Авиадесантная самоходка АСУ-85

Авиадесантная самоходка АСУ-85


Средства связи – ТПУ Р-120 и радиостанция Р-113. Самоходка снабжается автоматической системой ПАЗ. Также имеется система герметизации для обитаемых отделений.

В 1970-е годы АСУ-85 модернизировали: на крыше боевого отделения была установлена командирская башенка цилиндрической формы с перископическим прибором наблюдения ТНПК-240А и орудийной панорамой. Сверху на башенке имелся люк, на турели перед которым установлен зенитный пулемет ДШКМ. За командирской башенкой в вертикальном кормовом листе была прорезана щель, установили смотровой прибор.

АСУ-85 как правило транспортировались военно-транспортными Ан-12 и десантировались при помощи специальных парашютных систем. Самоходка устанавливалась на платформе, к которой прикреплялось несколько парашютов. Перед соприкосновением с землей начинали работать специальные тормозные ракетные двигатели, и самоходная установка благополучно приземлялась. После выгрузки машины переводилась в боевое положение из походного и наоборот в течение 1-1,5 минут, что необходимо для артиллерийской системы подобного назначения.

Кроме СССР данные самоходные установки поставлялись в Польшу (31 АСУ-85 в 1965 году) и ГДР (20 машин в 1964 году).

АСУ-85 в 1967 году участвовали в арабо-израильском конфликте, который известен как «шестидневная война». Именно это боевое применение выявило необходимость установить на рубке зенитный пулемет ДШКМ калибра 12,7 мм.

Авиадесантная самоходка АСУ-85Авиадесантная самоходка АСУ-85

Авиадесантная самоходка АСУ-85Авиадесантная самоходка АСУ-85

Авиадесантная самоходка АСУ-85

Авиадесантная самоходка АСУ-85
Опера́ция «Дуна́й» (Вторже́ние в Чехослова́кию) — ввод войск Варшавского договора (кроме Румынии) в Чехословакию


Тактико-технические характеристики:
Боевая масса – 15,5 т;
Экипаж – 4 человека;
Длина корпуса – 6240 мм;
Длина с пушкой вперёд – 8435 мм;
Ширина корпуса – 2970 мм;
Высота – 1935 мм;
База – 3808 мм;
Колея – 2580 мм;
Клиренс – 420 мм;
Бронирование
Лоб корпуса – 45 мм/60 град.;
Борт корпуса (верх) – 13 мм/40 град.;
Борт корпуса (низ) – 15 мм/0 град.;
Корма корпуса – 6..8 мм;
Днище – 4..6 мм;
Крыша корпуса – 6/90..13/70 мм;
Вооружение:
Калибр и марка пушки – 85 мм 2А15;
Тип пушки – нарезная пушка;
Длина ствола – 68 калибров;
Боекомплект пушки – 39;
Углы вертикального наведения – −4,5…+15 град.;
Углы горизонтального наведения – ±15 град.;
Дальность стрельбы – до 10 км;
Прицелы – телескопический ТШК-2-79, ночной пассивный ТПН-1-79-11;
Пулеметы:
14,5-мм ДШК;
7,62-мм СГМТ;
Подвижность:
Тип двигателя – ЯАЗ-206В;
Мощность двигателя – 210 л.с.;
Скорость по шоссе – 45 км/ч;
Скорость по пересечённой местности – 25..30 км/ч;
Запас хода по шоссе – 360 км;
Запас хода по пересечённой местности – 230 км;
Удельная мощность – 13,2 л.с./т;
Тип подвески – торсионная, индивидуальная;
Удельное давление на грунт – 0,57 кг/см²;
Преодолеваемый подъем – 30 град.;
Преодолеваемая стенка – 0,7 м;
Преодолеваемый ров – 2,5 м;
Преодолеваемый брод – 1,1 м.

Подготовлено по материалам:
http://opoccuu.com
http://zonawar.ru
http://www.dogswar.ru
http://army.lv
http://armoredgun.org
http://russianarms.mybb.ru
Автор: Пётр Улякин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Загрузка...
Комментарии 13
  1. Нормальный 11 марта 2013 08:51
    Авиадесантная? А может авиатранспортная? Автор пишет,что самоходка десантировалась парашютным способом на МКС совместно с ПРС. Что-то сомнительно. Кто имеет информацию по этому вопросу?
    1. Виктор 11 марта 2013 11:31
      А вот платформа П-16 и Су-85 на ней.
      1. Нормальный 11 марта 2013 14:14
        Цитата: Виктор

        А вот платформа П-16 и Су-85 на ней.

        Спасибо, не знал...
      2. BoecVDV 13 сентября 2013 14:13
        вот она зашвартована...На стволе сидит нынешний Командующий ВДВ В.А.Шаманов
        BoecVDV
  2. RRiv 11 марта 2013 11:10
    Что-то сегодня с калибрами не то. То ТТ 9мм, то ДШК -14,5мм laughing
  3. Виктор 11 марта 2013 11:27
    МАшина именно авиадесантная, десантируемая на специальной платформе П-16 до 21 тонны снаряжённого веса с МКС-1400. Я начинал свою службу офицером- артиллеристом в отдельном самоходно-артиллерийском дивизионе 98 гв. ВДД в Болграде, где на вооружении стояла одна батарея СУ-85 и батарея "Роботов". Вообще-то правильное название по тех документам и наставлениям САУ-85.

    А вот крепление блока МКС
    1. BoecVDV 13 сентября 2013 13:42
      ..братишка, не САУ-85, а СУ-85. У кого в батарее в Болграде служил?
      BoecVDV
  4. НАПОЛЕОН 11 марта 2013 12:46
    скорей она бы использовалась не как противотанковая а как огневая поддержка десанта.в это время уже появились переносные противотанковые комплексы.небольшое количество этих сау которых было произведено особенно по тем временам говорит атом что министерстве обороны понимали что эта разработка морально устарела уже когда она начала поступать войска.
    НАПОЛЕОН
    1. BoecVDV 13 сентября 2013 13:59
      ..верно...так и учили. Но основное предназначение отдельного дивизиона в дивизии - противотанковый резерв комдива. В Афгане огневая поддержка десанта.
      Особенность орудия: калибр 85мм, но заряд выстрела ( и казенная часть) от 100-мм артвыстрела
      BoecVDV
  5. Avenger711 11 марта 2013 12:48
    В WoT На 6-ом уровне был бы хит. Пробитие у пушки весьма серьезное было.
    Avenger711
    1. Виктор 11 марта 2013 16:36
      Цитата: Avenger711
      В WoT На 6-ом уровне был бы хит. Пробитие у пушки весьма серьезное было.

      Кстати, Вы правы и надо бы предложить админам эту САУ. Давайте вместе и попробуем.
      1. Avenger711 12 марта 2013 08:40
        Куда писать-то кроме форума?
        Avenger711
        1. Виктор 12 марта 2013 12:52
          .
          Цитата: Avenger711
          Куда писать-то кроме форума?

          В техподдержку можно.
  6. rubber_duck 11 марта 2013 19:05
    На протяжении многих лет штатной самоходной противотанковой пушкой советских ВДВ являлась АСУ-57. Ее оглушительный успех породил у советского командования желание

    Скорее наоборот. Не оглушительный успех, а абсолютно не соответствующие современности характеристики, как по мощности орудия, так и по защищенности.
    rubber_duck
    1. BoecVDV 13 сентября 2013 13:47
      ..здесь тема о СУ-85, но если вы завели разговор о АСУ-57, то машина очень эффективная. 57-мм пушка Ч-51М пробивала броню практически всех танков того времени. Слабое бронирование компенсировалось малыми габаритами и подвижностью. А что еще нужно десанту в тылу противника? Дешевая, эффективная и подвижная машина.
      BoecVDV
  7. bazilio 11 марта 2013 21:29
    Давно задаюсь вопросом- на последних фотках АСУ 85 имеет одну белую полоску по корпусу. Если посмотреть фото 1945 года, советские танки так же имели белы полосы на корпусе
    [img]https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSQHetqB2EFQB9mglwmt-a
    BS1bmArMlr4BaYB9YSYU803uIDZrOnQ[/img]


    Что эти полоски на броне означают, подскажите
    1. Лопатов 11 марта 2013 21:42
      На фотографиях-Чехословакия. Там вся бронетехника такие полосы имела. Своих так обозначали
    2. rubber_duck 12 марта 2013 00:06
      Это т.н. "полосы вторжения" (invasion stripes). Термин из ВВС союзников во время открытия "второго фронта". Смысл в том, что стрелок, увидев единицу техники с такой полосой, обязан был не открывать огонь до опознания. Ибо в стрессовых ситуациях военнослужащие обычно лупят по всему, что можно опознать как цель, в последнюю очередь задумываясь о национальной принадлежности последней. Применяется, естественно, только в начале успешного вторжения на чужую территорию.
      rubber_duck
      1. bazilio 12 марта 2013 16:59
        Цитата: rubber_duck
        Применяется, естественно, только в начале успешного вторжения на чужую территорию

        А если бои ведутся не на вражеской территории а на своей, в городе, тут тоже может возникнуть та же проблема. Другой вопрос- что мешает противнику малевать такие же полосы что бы сбить с толку своего врага?

        Погуглил- оказывается эти полоски для воздушной идентификации (что бы с самолетов видно было)
        вот источник http://pro-tank.ru/blog/646-tanks-t-34-designations
        1. rubber_duck 17 марта 2013 20:00
          Цитата: bazilio
          если бои ведутся не на вражеской территории а на своей


          Цитата: bazilio
          что мешает противнику малевать такие же полосы


          Цитата: rubber_duck
          в начале успешного вторжения
          rubber_duck
  8. fweadcSZ 12 марта 2013 00:39
    Вроде бы и так все плохо, но нет же, надо сделать еще хуже. Власти не перестают удивлять. Вот недавно наткнулась этот сайт: http://search-russia.org/main.php?s=20177 где публично выложена информация о каждом из нас. Не знаю, зачем это делать, но меня лично это пугает. Все же я как-то умудрилась удалить свои данные, правда надо регистрироваться, но зато уже никто не сможет ничего на меня «накопать».
    fweadcSZ
  9. PeaceMaker 12 марта 2013 09:53
    Вполне приличная для своего времени машина огневой поддержки десанта.
    Непонятно почему так мало выпустили.
    PeaceMaker
  10. BoecVDV 13 сентября 2013 13:38
    Цитата: Нормальный
    Авиадесантная? А может авиатранспортная? Автор пишет,что самоходка десантировалась парашютным способом на МКС совместно с ПРС. Что-то сомнительно. Кто имеет информацию по этому вопросу?

    ==================================================
    Правильно СУ-85. Никаких дополнений "авиадесантная" не было. Десантировалась на платформе П-16 с МКС-1400. ПРС не было.....
    В Афган входил 62 ОДНСАУ в составе 103 гв.вдд, командир п/п-к И.М.Барановский. В 1982 г. директивой НГШ переформирован в ОТБ. Получены первые 15 Т-62Д. Две роты танковых, одна на СУ-85.
    Сняты с вооружения в 1985 г.
    BoecVDV
  11. BoecVDV 13 сентября 2013 13:53
    Цитата: PeaceMaker
    Вполне приличная для своего времени машина огневой поддержки десанта.
    Непонятно почему так мало выпустили.

    ===========================================
    в ВДВ СУ-85-ми комплектовались отдельные самоходно-артиллерийские дивизионы. Они были противотанковым резервом ком.дивизии.
    Дивизион был трех-батарейного состава, по три взвода в батарее и три машины во взводе. с машиной ком.батареи, в батарее 10 машин. В дивизионе 30. В ВДВ, по тем временам, было 7 дивизий...7х30= 210. С учетом резерва и списания-замены цифра рисуется не очень большая
    BoecVDV

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня