В-52J: погодите, я никуда не уходил, чтобы возвращаться!
Ну что же, как говорится, «песня пропета»: официально заявлено о том, что служба основного американского стратегического бомбардировщика В-52 в модификации В-52J будет продлена до 2040 года после окончания работ.
Находящийся на вооружении ВВС США с 1955 года самолет, и без того являющийся рекордсменом по продолжительности службы, вплотную подойдет к вековому юбилею. По крайней мере, в 2040 году В-52 будет служить 85 лет. А это для самолета просто какая-то невообразимая продолжительность. В 2055 году, если все пойдет так, В-52 сможет реально отметить свой столетний юбилей на военной службе, и, надо заметить, далеко не все читающие это, смогут стать свидетелями такого замечательного срока службы. У автора, например, есть полная уверенность в том, что он не напишет статьи, посвященной этому событию.
Но если «ладно скроен и крепко сшит», то почему нет? В конце концов, об этом пусть болит голова у американских экипажей, которые сами для себя решат, садятся они в кабину авиарухляди или все-таки боевого самолета.
Естественно, на все это будет потрачено немало столь милых сердцу американских военных миллиардиков долларов.
Так как состояние планеров самолетов удовлетворяет американских авиационных экспертов, не дрогнувшими руками продлевающих срок эксплуатации, значит, так оно и есть, спорить не станем. В конце концов, там тоже умеют в самолеты.
Значит, модернизация затронет другие вещи. И это действительно так, потому что грядет СОБЫТИЕ: В-52J получит-таки новые двигатели!
Вот как бывает в нашем мире: буквально недавно в Пентагоне всерьез рассматривали вопрос о полном списании парка В-52, но увы, не получилось. Надо держать хрупкое первенство в мире всеми способами, в том числе и в плане воздушных носителей ядерного оружия. Это дело в принципе теоретическое, но политически выгодное. Потому вопреки всем ожиданиям было принято решение о продлении стратегическим бомбардировщикам срока службы до 2040 года, а в перспективе и того дальше.
Главным препятствием для этого раньше была проблема с двигателями. Pratt & Whitney JT3 был двигателем, который нес на себе стратегические могущество ВВС США на протяжении более полувека. Но вечными в этом мире можно считать только бриллианты, да и то, условно.
Сегодня этот двигатель не соответствует никаким современным требованиям, особенно в плане экономичности. Но главная проблема – давным-давно, при пожаре, была утеряна значительная часть технологической информации, которая не была оцифрована. Проблема приличная, не позволявшая заново наладить выпуск двигателей. Да, имелся приличный запас двигателей с самолетов первых серий, но все рано или поздно заканчивается.
Новую жизнь бомбардировщику даст двигатель от компании Rolls-Royce.
Двигатель BR725, который в военном ведомстве США получил название F130, исправно носил в небе бизнес-джеты Gulfstream G650.
Двигатель, конечно, не чета предшественнику от компании Pratt & Whitney в плане экономичности и ресурсу, потому пришелся ко двору.
Версия двигателя F130 вообще понравилась военным и получила предварительно прописку на самолетах C-37 и E-11. Гражданские и военные самолеты с этими двигателями уже налетали больше 29 миллионов часов и доказали свою надежность. Новый двигатель способен развивать тягу до 75,6 килоньютона, такую же как TF33, но с гораздо меньшим (расчетная экономия около 30%!!!) расходом топлива.
Работы сложные, работы дорогие. Конечно, такая штука, как 3D моделирование помогает решить многие вопросы, но все равно, программа замены двигателей – это сложно. Помните, была идея установки на В-52 вместо 8 штатных двигателей 4 движка от «Боинга-747»? Почему не сыграла, казалось бы, неплохая идея? Все просто: очень сложно оказалось переделать крыло, мотогондолы, систему подачи топлива и противопожарную систему.
Для двигателей F130 мотогондолы пришлось проектировать заново, и, стоит отметить, что современные гондолы получились лучше классических: старания разработчиков увенчались успехом и теперь новый двигатель можно будет обслуживать и ремонтировать, не снимая с самолета. А это экономия как средств, так и времени. Второе даже более полезно, особенно тогда, когда надо, чтобы бомбардировщики пахали по полной программе.
Комплексные испытания новых двигателей в новой гондоле планируется начать в четвертом квартале нынешнего года. Испытывать будут в космическом центре NASA имени Джона Стенниса, что в штате Миссисипи. Там есть испытательный комплекс Е, который как раз предназначен для испытаний небольших двигателей. А по меркам космических испытателей, F130 – это очень небольшой двигатель.
Первую группу модифицированных B-52 ждут в эксплуатацию к концу 2028 года.
Но не двигателем единым, как говорится… Естественно, замена двигателей повлечет за собой кардинальные изменения в системе управления ими, замену датчиков и так далее. В конце всего – цифровое управление двигателями для пилотов и новые информационные дисплеи в кабине.
Так если то добро пожаловать в 21-й век…
В общей сложности на всю программу модернизации стратегических бомбардировщиков В-52 до уровня В-52J планируется потратить 11,9 млрд долларов. Для 76 машин, остающихся в боевом строю – более чем внушительно.
Здесь стоит еще подумать вот о чем: новые, более экономичные двигатели в случае, если они действительно будут экономить треть топлива по сравнению с предыдущими, могут сказаться на дальности бомбардировщика. Она и так у него более чем – более 7 000 км, да плюс возможность дозаправки в воздухе… Но уже с такой дальностью В-52 может подойти на 2 000 км к территориям России и Китая без дозаправок. А если его дальность на новых двигателях вырастет пусть на 1 000 км, это сделать будет еще проще. И тут стоит посмотреть на еще один нюанс.
Что кроме двигателя и управления?
Правильно, оружие.
В рамках модернизации B-52J приготовили еще возможность оперировать гиперзвуковыми крылатыми ракетами (HACM).
Эта гиперзвуковая ракета с ГПВРД, способная развивать скорость свыше 5 Махов, пока находится в стадии разработки, но разработки рано или поздно заканчиваются. И хотя ВВС США подтвердили, что не будут закупать никакого гиперзвукового оружия в 2024 финансовом году, так это только потому, что его еще нет. Зато есть бюджетный запрос на 2025-й финансовый год, который включает 380 миллионов долларов на исследования и разработки HACM, за которыми последуют еще 517 миллионов долларов в 2026 финансовом году на производство. И таким образом ВВС США планируют ввести ракету в боевую готовность к 2027 году.
А В-52J планируется модернизировать к 2028 году. В целом все сходится. Главное – чтобы все пошло согласно разработанным планам. Тогда в 2028 году 76 бомбардировщиков станут В-52J, с гиперзвуковыми ракетами и новыми двигателями.
Возможен такой вариант? Да. Возможно, что американцы не смогут все это сделать к указанному сроку? Тоже да. На самом деле, времени не так уж и много, всего-то три года.
Учитывая, что ВВС США не запускали свои самолеты в распил, там есть чем поддержать работоспособность оставшихся 76 самолетов, тем более что все они были изготовлены в последние годы производства, то есть в 1961-1962 годах.
И «Баффам» (прозвище В-52) придется скрипеть еще очень долго. Все мы понимаем, что надежды на В-1 и В-2, мягко говоря, не оправдались. Получится что-то осмысленное из программы В-21 – увидим, но не скоро. А оборона должна быть. Поэтому чучелом, тушкой, но служить 52-е будут. Тут просто деваться некуда, взять и списать 76 стратегических бомбардировщиков – такого себе США позволить не смогут, потому что они останутся ни с чем.
Что там будет в 2040 году, полетит к этому времени В-21, или нет – это второй вопрос. А первый – если что, ракеты и бомбы ВВС США смогут переместить из точки А в точку Б в день Д в бомболюках и на подвесках В-52. И это намного лучше, чем не перемещать.
А что делать, если из 100 В-1В на сегодняшний день осталось меньше половины? Да и состояние оставшихся удовлетворительное и не более того? Да и как носители ядерного вооружения В-1В уже все, отслужили свое.
Два десятка В-2, средний возраст которых уже перешагнул за 25-летний рубеж как бы тоже намекает, что особых перспектив впереди нет. Да и мы все понимаем, что если у кого из означенной троицы и есть перспективы на ближайшие лет 20, то это точно не «новички».
Это вот на ум приходит такое безобразное сравнение: «копейки» и «шестерки», средний возраст которых 50 лет, встречаются на улицах примерно так же часто, как «десятки» и «одиннадцатые», которым в среднем 25 лет. Примерно в одинаковой степени потрепанности, «копейки» даже выигрывают зачастую. Про современные чудеса автопрома типа «Гранты» и «Весты» даже говорить не хочется, они через пять лет уже начинают ржаветь ударными темпами. А то, что они не доживут хотя бы до 25 лет – вот тут спорить готов.
Примерно то же самое и с американскими самолетами. Самые современные В-2 окажутся на помойке в ближайшие лет 10. В-1 «Лансеры» попадут туда чуть позже. А В-52 только тогда, когда появится хоть что-то реально летающее. Их много, и они пока боеспособны, хотя боеспособность их весьма условная. Но подлететь на расстояние пуска по Китаю из Тихого океана они смогут. Если их не обнаружат, а даже если и обнаружат, то это вообще по тактике применения отдельный разговор. И ракеты на подвесках или в отсеках с дальностью полета от 1500 км – это очень серьезно. Не так серьезно, как наши, способные пролететь 6 000 км, но тем не менее.
Так что в 2028 году ждем старые новые B-52J с новыми движками от «Роллс-Ройса» и новыми ракетами. Ждать не так уж и долго, но что-то подсказывает, что за эти три года мы еще увидим не один интересный момент в стиле черной комедии положений.
Информация