Иван Грозный – договор с Господом

32
Иван Грозный – договор с Господом


Православный царь и чародеи


В прошлом разговоре «Иван Грозный: царское служение на краю бездны» мы остановились на смерти старшего сына государя, обстоятельства которой не прояснены по сей день и представляющей интерес с точки зрения анализа мировоззренческих установок самодержца.

На первый взгляд, вопросов здесь, ставящих под сомнение его преданность Православию как непререкаемой системе ценностей и продемонстрированную, скажем, и в написанном под псевдонимом Парфений Уродивый каноне Ангелу Грозному, и в эпистолярном наследии в целом, возникать не должно.



Однако внешние формы монотеистической религиозности, даже блестяще выраженные на интеллектуальном уровне, нередко уживаются с зиждущимися на архаике представлениями, обозначенными К. Г. Юнгом в качестве архетипа коллективного бессознательного.

В абсолютно же любом народе, в том числе и номинально исповедующем упомянутый монотеизм, но исторические корни которого уходят как минимум в раннесредневековое прошлое, коллективное бессознательное неразрывно связано с пластом никогда в полной мере неизживаемых языческих воззрений.


«Царь Иван Грозный просит игумена Кирилло-Белозерского монастыря Корнилия постричь его в монахи». Картина кисти Клавдия Лебедева

Даже в СССР они присутствовали, наиболее ярко проявив себя в похоронной культуре: занавешивание, во вполне атеистических городских семьях, зеркал; сорок дней после погребения открытая калитка в кладбищенской ограде, напоминающие тризну поминки и пр. Что уж говорить о временах Грозного.

В голове царя православная картина мира – впрочем, в большей степени базирующаяся на ветхозаветных, нежели евангельских представлениях – уживалась с языческой архаикой, проявлявшей себя в расправах близ водной среды и часто на мосту, где, согласно воззрениям славян, демоны и обитали: вспомним поговорку про тихой омут, равно как и значение моста в индоевропейской мифологии.

Константиново христианство


По поводу ветхозаветных представлений мне видится важным, несколько отвлекаясь от темы, сделать следующее пояснение.

Когда христианские миссионеры шли с проповедью к германским племенам, то исходили из войны как естественного для тех состояния.

Соответственно, нести весть о Спасителе как Боге Любви, обращаться с призывом подставить вторую щеку и прощать врагов – было бессмысленно.

Поэтому акцент делался на Христе-Пантократоре, дарующем военную победу. Герое. Речь шла об имперском, или Константиновом, христианстве, более близком по своему внутреннему содержанию к ветхозаветной истории – скажем, Книге Иисуса Навина, нежели к Нагорной проповеди.

В данном случае нужно принимать во внимание: уже с I–II вв. начинается постепенный процесс романизации германских племен, оказавшихся в пределах Pax Romana.

Соответственно язык проповеди с апелляцией к могуществу Рима был им вполне понятен и близок, особенно военной элите, к которой, собственно, и обращались:

Крупным планом публике – пишет выдающийся итальянский медиевист Ф. Кардини, – демонстрировали образ Христа торжествующего, хозяина положения, Господина kyrios. Героя под стать самому императору. Ведь только превратившись в символ победы, и вовсе не обязательно победы духовной, увенчав римскую императорскую хоругвь и став вровень с орлами римских легионов, крест древний символ позорной смерти – становится в римской ойкумене предметом единодушного и ревностного поклонения.

Культ подобного Христа глубоко связан с аппаратом церкви, Литургией и иконографией эпохи Константина. Его героическое пресуществление – в Ветхом Завете. Это Моисей и Иуда Маккавей. Это грозный Судия Апокалипсиса.

Да и сам текст Евангелия, звучащий обыденно и заземленно, разве мог он сравниться с интенсивностью воздействия чудесной Книги Бытия, эпической широтой Книги Судей или Маккавеев, глубокой мудростью Книги Притчей Соломоновых, быть может, пробуждавшей в душе гота отзвуки древних песнопений своего народа, великолепием Псалмов, изощренной диалектикой посланий Павла, сумерками богов Откровения?

Надо полагать, именно на таких представлениях о Христе воспитывалась и Хельга, и ее внук, сын сурового Свендослава – так его называет восточноримский хронист Иоанн Скилица; Владимир.

И они же не столько сформировали, сколько скорректировали ментальные установки дружины последнего, в среде которой вряд ли был изжит пласт языческой воинской культуры, выраженной в позже записанных Сорри Стурлусоном сагах, а на Руси зафиксированной в былинном эпосе об Илье Муромце.

В раннем варианте былин речь не идет о крестьянском его происхождении, но описан комплекс вооружений, что свидетельствует о принадлежности Ильи к военной корпорации. Пользуясь случаем, рекомендую читателям великолепное исследование и самому богатырю, и истокам былин посвященное, медиевиста Александра Королева «Илья Муромец».

И вот такая гремучая эклектическая смесь уживалась в голове царя. Я не утверждаю его знакомство с сагами, но отраженные в них представления являлись, предположу, частью мировоззрения и Рюриковичей, и служилой военной корпорации вплоть до XVI века.

Ибо, да, менялся социальный статус дружины – собственно, само слово постепенно исчезает из обихода уже в XII веке, преобразуюсь в двор, см. изданную еще в СССР монографию А. А. Горского «Древнерусская дружина» – но консервативные представления о мире живых и мертвых, о потусторонних силах сохранялись вполне.

Желаемая врагам участь


И вот теперь самое время поговорить о таком феномене, как заложные покойники – термин, введенный в научный оборот выдающимся фольклористом Д. М. Зелениным.

В прошлый раз я о них упомянул, но не рассказал подробно. Кстати, в сагах заложные покойники фигурируют как драуги – см., например, сагу о Греттире.

Согласно представлениям индоевропейцев, человек должен пройти отмеренный ему судьбой земной путь. Умерев же ранее предначертанного срока, он остается бродить неупокоенным мертвецом, обретаясь подле собственной могилы или жилища.

К таковым относились самоубийцы, утопленники, погибшие от внешних воздействий – удара молнии, на войне, в драке и пр. Считалось, что они представляют опасность и для живых.

Христианство только трансформировало подобные представления: заложных покойников перестали хоронить на церковном кладбище. И соответственно Рай они также не наследовали.

Собственно, и рассечения тел казненных, и расправы в водной среде, и запрет на погребение – обо всем этом мы говорили в прошлой статье – должны были, по мысли Грозного, лишить его жертвы возможности наследовать блаженную вечность, обрекая их на бесконечные мучения.

Думается, здесь допустимо – подчеркну: в данном случае я следую только путем предположений – видеть аллюзию на библейские слова:

Придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.

Предположу: под господином Грозный подразумевал себя; под злыми и достойными, в его понимании, суровой казни рабами – своих жертв.

В современном мире отжившие (впрочем: отжившие ли?) поверья о заложных покойниках представляют собой объект изучения антропологов; в период же русской истории вплоть до XX столетия включительно, они – пугающая реальность мира сел и деревень. Речь о реальности субъективной, разумеется, но оттого не менее пугающей.

Мало кто знает, что на Руси яйца красили не только на Пасху, но и за три дни до Троицы – на Семик, или, как его еще называли – Русальную неделю. Таким образом поминали заложных покойников.

И ими, согласно суеверным представлениям что Грозного, что его подданных, становились жертвы царских расправ. Леденящие кровь подробности судеб их часто непогребенных останков изложены в монографии одних из самых ярких историков, специализирующихся на, соответственно, отечественном Средневековье и Новом времени, А. А. Булычева и И. В. Курукина «Повседневная жизнь опричников Ивана Грозного».

И вот 19 ноября 1581 умирает Иван. Повторю: обстоятельства его смерти покрыты мраком. Домыслов хватает, достоверных сведений – нет. Но в чем Грозный не сомневался: сын стал заложным покойником. Страшная участь. Врагу не пожелаешь. Хотя врагам-то как раз царь таковой и желал.

Теперь самое время – об иной стороне религиозности государя.

Несмотря на неплохую книжную – пишут А. А. Булычев и И. В. Курукин, –образованность, Иван IV, подобно тысячам своих подданных, до последнего дня жизни оставался крайне суеверным человеком, полагавшим одинаково спасительными для себя и заздравные молитвы православных иноков, и обереговую ворожбу ведунов. Причем безграничное доверие к последним вынуждало московского самодержца совершать весьма необычные для «помазанника Божия» поступки. Так, например, он всерьез рассчитывал при помощи колдовства более чем полусотни лапландских и карельских чародеек исцелиться от смертельного недуга.


«Колдунья». Картина кисти Михаила Петровича Клодта

Согласитесь, карельские чародейки меньше всего вяжутся с представлениями о Грозном, как катехоне, едва ли не на своих плечах удерживающем не то что Русь, вообще Вселенную от прихода антихриста. И тут на тебе: ворожба, причем осужденная царем же принятым Стоглавом как дело бесовское, а чародеи, пишет А. А. Булычев,

вплоть до 1736 г. подвергались мучительной «огненной казни».

Нечаянная, в подлинно средневековом смысле этого слова смерть сына ввергла царя в состояние, полагаю, определяемое современными психотерапевтами как тяжелая депрессия, или в христианской терминологии – уныние:

каждую ночь – цитирует А. А. Булычев шведского дипломата и мемуариста Петрея де Ерлезунда – …под влиянием скорби (или угрызений совести), поднимался с постели и, хватаясь руками за стены спальни, издавал тяжкие стоны.

Однако, как говорится в известной поговорке, которую я позволю себе несколько перефразировать: стонами горю не поможешь.

А тут еще, как назло, новый король Речи Посполитой – энергичный и талантливый полководец Стефан Баторий – Псков осадил.

В этом виделось народу, как и в военных неудачах на полях Ливонской войны в целом, наказание Божие монарха, в том числе и за детоубийство – да, факт оного не установлен, но слухи, которые в тот период были важнее любых фактов, поползли.

Да и не в слухах дело: царь действительно испугался за посмертную участь сына.

Первым шагом монарха стала раздача беспрецедентных по щедрости денежных вкладов по монастырям, дабы чернецы молились об упокоении души усопшего. Причем пожертвования отправлялись и в зарубежные православные обители.

Интересно, что характер панихид о почившем в элитном Иосифо-Волоцком монастыре соответствовал поминовению праведника. Хотя Иван повода для подобного к себе отношения при земной жизни не давал.

Но и этого царю показалось недостаточным. И он решает заключить с Господом, в рамках своего, как мы убедились, магического понимания религии, что-то вроде договора: государь дозволяет в обителях молиться за упокоение душ по его приказу убитых людей, в ответ меняется участь его сына, и Иван таки попадает в Рай.

Кстати, мировоззрение чернецов также не было чуждо архаики. Скажем, братия Борисоглебского монастыря устраивала поминальную трапезу 12 декабря, в день зимнего солнцестояния, когда по народным поверьям почти стирается граница – другая такая дата: летнее солнцестояние – между миром живых и мертвых, и покойники могут даже посетить родственников. Хотя в православной традиции грань между мирами нивелируется на Пасху.

Для поминовения казненных по приказу Грозного был создан синодик опальных, призванный по образному выражению А. А. Булычева, стать:

всего лишь своеобразным залогом, при помощи которого монарх надеялся «выкупить» из лап демонов душу погибшего царевича.

Трудно сказать, успокоили ли беспрецедентные по щедрости в экономически истощенной стране вклады по монастырям больную душу самого царя, в голове которого причудливым образом уживалось пусть если и не православное богословие, но, скажем так, добротное начетничество, позволявшее ему полемизировать с инославными оппонентами – диспут с Яном Рокитой – и вряд ли грамотные карельские чародейки.

Катехон и скоморошество


Несколько слов про еще один пласт языческой культуры, коему был не чужд и первый самодержец, и схожий с ним в ряде аспектов поведенческих моделей Петр I – скоморошество.

Похожи друг на друга «опричный монастырь» Грозного и всешутейший собор Петра, – пишут выдающиеся отечественные филологи Б. А. Успенский и А. М. Панченко – при том, что оба эти института не имеют прецедентов в русской истории. С точки зрения традиционной аудитории они выглядят как откровенное святотатство.

Грозный в Александровской слободе имитирует монашеские обряды, сам играет роль игумена, опричники наряжаются чернецами. Наряду с пародированием иноческого обихода, что само по себе должно было восприниматься как кощунство, опричный монастырь узурпировал реальные элементы церковной жизни и быта.

Так, митрополит Филипп Колычев кощунство видел уже в том, что опричники надевали «тафьи», т. е. монашеские скуфейки; необходимо иметь в виду, что ношение монашеского платья немонахами считалось на Руси совершенно недопустимым. Тот, кто надел это платье даже случайно, обязан был принять постриг.

Кстати, при сопоставлении Ивана IV и Петра I А. А. Булычев и И. В. Курукин, ссылаясь на византиниста Я. Н. Любарского, делают интересное наблюдение о схожести не только поведенческих моделей, но и судеб обоих монархов:

Иван Грозный и Петр I потеряли одного или обоих родителей. В отрочестве, получив в руки номинальную верховную власть, они постоянно испытывали унижение, вынужденные терпеть грубый диктат соперничавших между собой придворных группировок.

Наконец, в еще нежные годы все они стали свидетелями кровавых и драматичных событий, разыгравшихся вокруг них. Последний опыт, добавим, оказал самое негативное воздействие на их психику, закрепив в сознании убеждённость в эффективности террора для устранения политических противоречий.

При этом все они были людьми по природе властолюбивыми, жестокими, эксцентричными, имели весьма переменчивый нрав, к тому же были подвержены пороку пьянства.

Впрочем, первого императора сложно упрекнуть в языческой архаике, его всешутейший собор – другое; об этом еще будем говорить.


«Скоморохи», миниатюра. Вообще скоморошеская культура так в полной мере и не была искоренена, только видоизменившись со временем

А вот реконструкция – разумеется, весьма приблизительная и неполная – внутреннего мира Ивана IV немыслима без апелляции и к Библии, и к средневековым представлениям о соотнесенности царского служения со священническим, и к языческой архаике, причем нередко выраженной в примитивной форме.

Под тонким слоем культуры


И совсем в завершение небольшая ремарка относительно комментариев к прошлому материалу.

Прежде всего, я благодарен уважаемым читателям за внимание к моим статьям и отзывы – в том числе и критические замечания. По поводу монархов – не только Грозного: я собираюсь продолжить цикл. Кроме того, мною не ставилась цель ни критики Ивана IV, ни его апологетики.

Да и ненаучно критиковать с позиций XXI столетия деятеля, жившего в совершенно ином мире смыслов, существенно отличающихся от наших, постмодернистских категорий культуры и мышления в целом.

Ибо как только историк натягивает на себя мантию судьи, он перестает быть историком.

Моя цель иная: попытаться реконструировать, насколько это возможно, религиозно-политические представления царя в контексте эпохи, в рамках которой границы между миром живых и мертвых виделись гораздо тоньше, а участь последних волновала гораздо более, нежели современного человека, что и предопределило шаги Грозного, связанные с попыткой не дать сыну превратиться в заложного покойника.

Думается, перед нами тот случай, когда разум царя, изощренность которого он блестяще продемонстрировал в полемике с князем А. М. Курбским, уступил место сокрытым в каждом из нас суеверным, часто неподдающимся логическому анализу первобытным страхам, фобиям и даже ужасу, оскал которого иной раз проглядывает из-под тонкого налета порожденной цивилизацией культуры.

Использованная литература:
Булычев А. А. Между святыми и демонами. Заметки о посмертной судьбе опальных царя Ивана Грозного. М., Знак, 2005.
Курукин И. В., Булычев А. А. Повседневная жизнь опричников Ивана Грозного. М.: Молодая гвардия, 2010.
Панченко А. М., Успенский Б. А. Иван Грозный и Петр Великий: Концепции первого монарха // Из истории русской культуры. Т. II. Кн. 1. Киевская и Московская Русь. – М.: Языки славянской культуры, 2002, с. 457–478.
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    30 сентября 2024 06:27
    Работе Игоря однозначный плюс. С большинством выводов соглашусь, хотя мое личное мнение, что подобные исследования носят субъективный характер. Слишком много «темных мест», так что любое изыскание мотивов правителей прошлого, как и настоящего и даже будущего будет исходить из доступной исследователю информации, его убеждений, образования и мировоззрения. Это если даже откинуть его политические взгляды и цели.
    Повторюсь, читать работу Игоря было интересно, спасибо!
    Камрадом доброго дня, успехов и процветания!!!
    1. +8
      30 сентября 2024 07:00
      Спасибо на добром слове!. Стараюсь. Признаю - субъективных оценок с моей стороны хватает. Эпоха непроста, но крайне интересна.
  2. +3
    30 сентября 2024 06:32
    Речь шла об имперском, или Константиновом, христианстве, более близком по своему внутреннему содержанию к ветхозаветной истории – скажем, Книге Иисуса Навина, нежели к Нагорной проповеди

    Здесь Автор не перепутал ли местами Книгу Иисуса Навина с Нагорной Проповедью Христа?
    1. +6
      30 сентября 2024 06:58
      Нет. И Кардини, по сути, об этом пишет. Константиново христианство - это скорее адаптация ветхозаветной героической истории к психологии германцев для которых война - естественное и нормальное состояние. И российский царь - это всегда именно воин. В каком-то смысле квинтэссенцией подобных представлений в России станет правление Павла I. Но об этом речь впереди.
      1. +1
        30 сентября 2024 07:05
        Цитата: Игорь Ходаков
        Константиново христианство - это скорее адаптация ветхозаветной героической истории к психологии германцев
        И все же христианство начиналось именно с Нагорной Проповеди, именно в ней и были Христом обозначены все главные точки христианства, причем, вовсе не отвергая при этом ни законов Моисея, ни Книги Навина. А Книга Навина - история еврейского народа, которая вряд-ли была близка и понятна варварам...
        1. +7
          30 сентября 2024 07:20
          Книга Иисуса Навина была понятна германцам в простой парадигме: тем, кто верит в Единого Господа ниспосылается военная победа. Отсюда - культ святых воинов, в военно-аристократической среде гораздо более распространенный, нежели почитание пустынников. Позже в подобной парадигме мыслили принявшие ислам арабы. К слову, не случайно немалое число германцев - на первых порах за исключением франков - исповедовало арианство: понимание христианства, близкое к исламским представлениям о Христе как о пророке. Но это - отдельная конечно тема.
          1. +3
            30 сентября 2024 08:00
            Не думаю что германцы - вообще были в курсе её существования. Просто по причине поголовной неграмотности и отсутствия переводов на германские языки. Да и христианами они были очень условными чуть не до времён первых Каролингов. Никакой христианской моралью там и не пахло, только формальное исполнение некоторых обрядов, для них - ничем не отличающихся от жертв Тору или Вотану..
            1. +5
              30 сентября 2024 08:20
              Разумеется, неграмотные, и миссионеры проповедовали на понятном им языке – не в лингвистическом, а смысловом понимании: мы несем вам весть о Господе, вера в которого дарует вам победу над врагами.
              1. +1
                30 сентября 2024 08:56
                Так я и говорю - им что Иисус, что Вотан.. Можно обоих вместе - лишнее покровительство не помешает. Они не были христианами в смысле единобожия - просто помимо своих богов на всякий случай поминали и римского..
          2. 0
            30 сентября 2024 10:31
            День добрый!
            Книга Иисуса Навина была понятна германцам в простой парадигме: тем, кто верит в Единого Господа ниспосылается военная победа. Отсюда - культ святых воинов, в военно-аристократической среде гораздо более распространенный, нежели почитание пустынников.

            В отечественной православной традиции с 15 века не просто воинов, а «защитников отчества».
            Это находит свое отражение и в народном эпосе.
            Так Иван Грозный достигает пика популярности в народе будучи покорителем трех ханств: Казанского, Астраханского и Сибирского. Петр I - взятием Азова, Екатерина II - присоединением Крыма.
            Все выше перечисленные государи не находили массовой поддержки народной среды, когда даже геополитически-верные идеи ими реализовывались аопреки мнения низов.
            Ливонская война - Ивана Грозного, Северная - Петра и последние турецкие - Екатерины.
            Где-то так.
            С уважением, Влад!
  3. +1
    30 сентября 2024 09:48
    где, согласно воззрениям славян, демоны и обитали: вспомним поговорку про тихой омут,
    .в Библии тоже есть: Иисус, изгоняя бесов из людей, повелел нечисти войти в свиное стадо, которое после этого кинулось в воду..
    в православной традиции грань между мирами нивелируется на Пасху.

    первый раз такое слышу.
    Иван Грозный и Петр I потеряли одного или обоих родителей. В отрочестве, получив в руки номинальную верховную власть, они постоянно испытывали унижение, вынужденные терпеть грубый диктат соперничавших между собой придворных группировок.

    Наконец, в еще нежные годы все они стали свидетелями кровавых и драматичных событий, разыгравшихся вокруг них.

    это у каждого второго европейского монарха такое было
    Грозный в Александровской слободе имитирует монашеские обряды, сам играет роль игумена, опричники наряжаются чернецами.

    нормальным такое развлечение не назовешь, даже со скидкой на времена....
    1. +2
      30 сентября 2024 10:49
      Что, я только-что, прочитал( имеется в виду- статья) ? "Дугинятина", какая-то....только, "каликов перехожих" не хватает....
      1. +2
        30 сентября 2024 11:58
        "Дугинятина", какая-то....
        ...А как же, православие,самодержавие ,народность.. smile
        1. +1
          30 сентября 2024 19:59
          Если уж о Дугине речь зашла, то его дрейф к упомянутой Вами идеологии произошел совсем недавно. В девяностые он пропагандировал другие взгляды. Упрек брошенный в мой адрес выше - в дугинизме, нелеп.
        2. +1
          30 сентября 2024 20:06
          В статье ссылки на труды академических ученых - прежде всего Б.А. Успенского (филолог с мировым именем) и А.А. Булычева, равно как и А.Л. Юрганова. Их работы признаны в академической науке. Причем тут дугинятина? Я не обращался к авторам, которые в тренде у Дугина. Какая именно фраза в статье вывала ваше несогласие, ответьте аргументированно.
      2. +1
        1 октября 2024 04:54
        Те, кто понаставил под Вашим самовыражением плюсов, верно, как и Вы, не в курсе, что один любимых философов Дугина - Хакйдеггер, менее всего ассоциирующийся с "каликами перехожими" и представленной в статье тематикой.
        1. +1
          1 октября 2024 06:42
          "Хайдеггер"
    2. +2
      30 сентября 2024 10:50
      нормальным такое развлечение не назовешь, даже со скидкой на времена....

      Ну к слову Петр возможно своим «Наипнянейшим собором» своего предшественника переплюнул. Впрочем жениха своей племянницы он «царской чашей» видимо в могилу свел. Впрочем мы не знаем характер «халеры» при Федоре Годунове от которой «учах» принц Датский?
      Хватало причуд и у других монархов нашего Отечества.
      Амазонки - Анны Иоанновны, Балы - Елизаветы, Охота - Петра II, Солдатики - Петра III, любовники -Екатерины II, муштра - Павла и т.д. Смысла копаться в грязном белье не вижу. Особенно где ложь, а где намек!!!
      1. 0
        30 сентября 2024 11:33
        Цитата: Коте пане Коханка
        Ну к слову Петр возможно своим «Наипнянейшим собором» своего предшественника переплюнул.

        У Петра это было для развлечения и веселья, Петр всегда любил веселье и шумные компании, у Ивана-это что-то, думаю, другое..
        Цитата: Коте пане Коханка
        . Впрочем жениха своей племянницы он «царской чашей» видимо в могилу свел.

        нечего с царяи тягаться.
        Цитата: Коте пане Коханка
        Хватало причуд и у других монархов нашего Отечества

        а у кого из даже смертных их нет?
  4. +1
    30 сентября 2024 12:12
    Все эти бродячие покойники - из области языческих басен и мифологи,несерьёзно всё это.
    1. +1
      30 сентября 2024 19:57
      Это все находит подтверждение в задокументированных материалах, включая XX век. Ссылки на них, равно как и цитаты, представлены в работах Зеленина и Булычева.
    2. +1
      1 октября 2024 04:50
      На предмет "несерьезности". Доктор филологических наук Елена Левкиевская - ученый м мировым именем, более чем странно и нелепо с пренебрежением относиться к нижеследующей и принадлежащей ей цитате: "Культ мертвых пронизывает все слои славянской традиционной культуры и воплощается в поверьях, быличках, приметах, сновидениях, похоронных плачах, системе семейных и календарных ритуалов, обрядовых и магических действий, направленных на то, чтобы предотвратить возможную опасность, исходящую от умерших, и снискать их покровительство по отношению к живым. Культ мертвых представляет собой симбиоз христианских и дохристианских представлений о загробной жизни (см. Христианство народное). Мифологический аспект культа мертвых основан на почитании предков — «правильных» покойников, которые «изжили» свой век, умерли своей смертью, были похоронены в соответствии с существующими нормами и получили успокоение в потустороннем мире (ср. совокупное название всех умерших рода: рус. родители, бел. деды, пол. dziady), в отличие от «нечистых» покойников (самоубийц, опойц, умерших без крещения и др.), лишенных христианского погребения, переходящих в разряд нечистой силы и опасных для живых (см. Вампир, Висельник, Дети некрещеные, Нави, Покойник заложиый, Русалка, Самоубийца, Утопленник)". E.E. Левкиевская. Мертвых культ //Славянские древности: Этнолингвистический словарь. Т. 3 Соответственно понять эпоху и категории мышления, что Грозного, что его современников вне указанного контекста невозможно.
  5. Комментарий был удален.
  6. ANB
    0
    30 сентября 2024 21:00
    . не дать сыну превратиться в заложного покойника

    Этак получается, что сам Иисус - заложный покойник.
    Надо бы уточнить определение.
    Самоубийцы - точно да.
    Про утопленников - слышал, но церковь их за оградой не хоронит.
    Убитый же почему? Сколько воинов погибало на войне - разве они все заложные? У скандинавов смерть от старости (без меча в руке) считалась плохим концом.
    1. 0
      30 сентября 2024 21:18
      "Этак получается, что сам Иисус - заложный покойник". Разумеется, нет. Блестяще о Христе и о Православии в целом сказано в трактате об имени Божием моего любимого философа - А.Ф. Лосева, да и собственно в других его, в том числе и академических, работах - тоже.
      Что касается: "Сколько воинов погибало на войне - разве они все заложные?" Интереснейший вопрос и дискуссионный в науке. Булычев пытается на него ответить в книге, она - своего рода промежуточный итог его многолетних научных исследований. Может быть, у него получилось - он десятки лет работает в архиве древних актов - на богатейшем, в значительной степени не введенном в научный оборот материале. Но я книгу еще не читал. Она только в планах. Хотя и ближайших.
      1. 0
        1 октября 2024 06:54
        Игорь,в этой Вашей цитате,про любимого философа Лосева,всё и сказано.
        При всём глубоком уважении к Алексею Федоровичу,надо признать,что он был эстетом - чересчур увлекался античным миром,Бердяевым,Аристотелем и Платоном,Соловьевым и проч.,и проч.
        В голове у него была полная мешанина.
        1. 0
          1 октября 2024 15:39
          "В голове у него была полная мешанина".Удручающее впечатления от приведенных слов. Мне кажется, даже в девяностые такого о Лосеве не писали. Да и кто бы написал. Аверинцев? Тахо-Годи? Нет, конечно. Или у них, по Вашему, тоже в голове мешанина?....
          1. 0
            1 октября 2024 16:31
            "впечатление"
          2. 0
            2 октября 2024 08:33
            Цитата: Игорь Ходаков
            Или у них, по Вашему, тоже в голове мешанина?....

            Мы с Вами находимся на разных полюсах,поэтому и не понимаем друг друга.
            Аверинцев С.С. - сектант,модернист,экуменист,самозванец, ну и как водится - филолог и академик.
            Кто такой Тахо-Годи,не знаю,филолог наверное.
  7. 0
    1 октября 2024 12:46
    Соглашусь с выводами историка Андрея Никитина, изложенные в его книге "Точка зрения", вышедшей, в СССР, в 1984 или 1985 годах. В них он анализирует жизнь, быт и деятельность опричнины и приходит к выводу, что эта организация была аналогом духовно-рыцарских оренов Запада. И, к скоморошничеству, эта "организация" не имеет никакого отношения.

    P.S. За статью спасибо.
  8. 0
    1 октября 2024 17:44
    Надо полагать, именно на таких представлениях о Христе воспитывалась и Хельга, и ее внук, сын сурового Свендослава – так его называет восточноримский хронист Иоанн Скилица.
    Вот что интересно - даже согласно официальной версии Истории, восточноримский хронист Иоанн Скилица родился лет через 100 после смерти Святослава. А записи делал, соответственно, лет через 150 после смерти Святослава. Так какая разница, как Скилица его называл, если рн не современник, а его наименование не имеет под собой ничего документального ? Опять же оригинала трудов Скилицы нет. Считается, что в начале XVIII века в королевскую библиотеку Мадрида поступила некая рукопись, носящая название «История византийских императоров в Константинополе с 811 по 1057 год" на которой значилось, что это труд куропалата Иоанна Скилицы. Однако датировка этой счастливо обретенной в 17 веке рукописи до сих пор вызывает споры у палеографов-византинистов. Одни относят её к середине — второй половине XIII века, другие (как, например, болгарский исследователь А. Божков) к рубежу XII и XIII веков. Н. Вильсон в конце 1970-х на основе идентификации почерков датировал рукопись серединой XII века и показал её южноитальянское происхождение
    1. 0
      2 октября 2024 16:52
      "Вот что интересно - даже согласно официальной версии Истории, восточноримский хронист Иоанн Скилица родился лет через 100 после смерти Святослава". Это вообще проблема медиевистики. Насколько и ПВЛ отстоит от принятия Владимиром христианства, не говоря уже о призвании варягов и пр., равно как и источники, скажем, повествующие о битве на Куликовом поле. Список можно продолжить.
      1. 0
        3 октября 2024 17:44
        Вот именно. Так насколько можно доверять таким "источникам" ? Кстати, еще Екатерина II (которая, как известно, сама поучаствовала в написании Истории России, и её вмешательство впоследствии отмечал даже А.С.Пушкин), не была уверена, кому приписать заслугу "Крещения Руси", то ли Владимиру-Красно Солнышко, то ли Владимиру Мономаху. И считала, что "та самая Корсунь" (Херсонес) - располагалась в устье Днепра (Днепровско-Бугский лиман), который поэтому она и назвала "Херсон".