Продать «Варяг» китайцам планировал еще СССР

29
Сайт газеты «Хуанцю Шибао» приводит интересные воспоминания контр-адмирала в отставке Чжэн Мина об обстоятельствах ознакомления китайцев с образцами советской авиатехники в начале 1990-х. Из воспоминаний следует, что палубный истребитель Су-27К был продемонстрирован китайцам еще более 20 лет назад, тогда же обсуждался вопрос закупки и самолетов, и оставшегося на Украине недостроенного «Варяга». Переговоры по обеим тематикам, судя по тексту статьи, начались еще до распада СССР и продолжались в 1992 году, причем с российской стороны не было препятствий для сделок, которые сорвались из-за противоречий между китайскими ведомствами.

Чжэн Мин отмечает, что теоретическая проработка будущей авианосной программы началась в Китае еще в 1970-е годы. На первых порах предполагалось, что на авианосце будут базироваться два типа летательных аппаратов китайского производства — истребитель и ударный самолет. При этом командование флота обратилось к министерству авиационной промышленности КНР с предложением разработать модификацию истребителя J-7, оснащенную посадочным гаком. Такой самолет был построен и даже успел пройти наземные пробежки, однако в последующем программа была остановлена. Прототип гипотетического ударного палубного самолета Чжэн Мин не называет.


Из статьи следует, что знакомство китайцев с находившимся в процессе постройки авианесущим крейсером Варяг состоялось, вероятно, еще до распада СССР. «После осмотра авианосца «Варяг» ответственные за вооружение товарищи в ВМС НОАК также надеялись одновременно приобрести советские истребители Су-27К (будущие Су-33)».

В 1992 году Чжэн Мин совместно с заместителем командующего ВВС НОАК Линь Ху и начальником управления вооружения Генерального штаба НОАК Пэн Фэем посетил Россию для переговоров по проекту закупок истребителей Су-27. «После завершения осмотра Су-27, российская сторона также организовала осмотр представителями китайского флота палубного истребителя Су-27К», — пишет он. Судя по всему, Россия сама активно шла навстречу китайским стремлениям и была готова делиться авианосными технологиями и оборудованием.

«Я и заместитель начальника штаба авиации флота Ли Чжан очень внимательно осмотрели Су-27К», — пишет Чжэн Мин. Очевидно, китайцам демонстрировался самолет с подвешенным макетом так и не созданной впоследствии авиационной модификации «Москита», поскольку по словам китайского автора, «под фюзеляжем самолета можно было подвешивать противокорабельную ракету, которая образовывала единый боевой комплекс с РЛС самолета». После осмотра «мы сразу же почувствовали, что Су-27К крайне необходим для авианосца, который планировала построить наша страна».

Автор отмечает, что поскольку задача создания такого самолета была недостижимой для китайского авиапрома того времени, «мы искренне надеялись, что одновременно с закупкой Су-27 будет проведена и закупка технологий Су-27К».

В разговоре с заместителем командующего ВВС Линь Ху, возглавлявшим китайскую делегацию, представители флота обратились к нему со слезной мольбой: «Командующий Линь, вы закупите в общей сложности несколько десятков Су-27. Нельзя ли включить в их число небольшое количество Су-27К. Эти несколько Су-27К даже не обязательно передавать флоту, пусть они остаются в структуре ВВС, под единым командованием, таким образом силы ВВС не пострадают, сколько самолетов должно быть, столько и будет. Зато Министерство авиационной промышленности и технологий вместе с ВВС и флотом могли бы одновременно приготовиться к разработке палубного самолета».

Линь Ху отметил, что хотя боевые возможности Су-27 и Су-27К не сильно отличаются, палубный самолет более сложен и обойдется на несколько миллионов долларов дороже. Тем не менее, он поддержал представителей флота. По возвращении в Пекин идея купить Су-27К получила поддержку командующего флотом Чжан Ляньчжуна.

Несмотря на то, что проект приобретал видимую поддержку, реализовать его так и не удалось. Вполне в русле китайской традиции, Чжэн Мин избегает называть поименно тех, кто сорвал закупку Су-27К, отмечая лишь, что «в 1992 году была возможность сделать два дела — купить авианосец «Варяг» и палубный самолет Су-27К. Но, в конце концов, у нас в стране не было единого понимания по этому вопросу, поэтому высшему руководству было трудно принять решение. Сейчас, оглядываясь назад, можно прийти к выводу, что не было господствующего понимания необходимости унификации наземных и морских систем. Утешением служит то, что «так или иначе в результате была усилена опора на собственные силы».
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    6 марта 2013 10:59
    Почему то с трудом верится или скорее не хочу верить... То уже был не СССР а скорее его призрак.
    1. +10
      6 марта 2013 11:02
      Цитата: Snegovok
      Почему то с трудом верится или скорее не хочу верить.

      Как раз во времена этого призрака такое скотство и было возможно Думаю мы ещё многое узнаем со временем о последних годах СССР
      1. +8
        6 марта 2013 12:23
        Скорее всего либерасты хотят свою вину свалить на СССР и больше похоже на правду. Ведь пришло время отвечать за свои поступки в лихие 90-ые, вот и пытаются всякие там рыжие с белыми перьями сделать из бывшего Союза мольниеотвод.
        1. +3
          6 марта 2013 14:43
          Скорее всего либерасты хотят свою вину свалить на СССР

          + Полностью согласен. Пиар-кампания по отбеливанию либерастов, не более.
      2. 0
        6 марта 2013 21:20
        Х.о.х.л.ы - к.о.з.л.ы лучше бы нам отдали. бесплатно.
    2. UrRRy
      0
      6 марта 2013 14:35
      да уж, если называть временем распада СССР именно 1991 год - то промежуток с 1987 г. по 1991 г. все таки необходимо называть "периодом распада СССР": по тенденциям и процессам происходившим тогда они не особо отличались от собственно 90-х и вершились теми же людьми, просто шли более скрытно...
    3. +5
      6 марта 2013 15:50
      МЕЧЕНЫЙ не то что авианосец, целый СССР продал!
    4. 0
      6 марта 2013 21:18
      ы-козлы,лучше бы нам отдали.
  2. fenix57
    +1
    6 марта 2013 11:11
    "Из воспоминаний следует, что палубный истребитель Су-27К был продемонстрирован китайцам еще более 20 лет назад, тогда же обсуждался вопрос закупки и самолетов, и оставшегося на Украине недостроенного «Варяга»...."-- Пакость,египетские пирамиды, японский в городе..... negative лядство и проституция политическая границ не имеет...
  3. Красноярец
    +2
    6 марта 2013 11:13
    В те года у власти стояли предатели,ради подлиза заокеанским покровителям продать и мать родную.В поганые 90е слили тысячи технологий,которыми пользуется весь мир!
    1. +2
      6 марта 2013 11:40
      Цитата: Красноярец
      .В поганые 90е слили тысячи технологий,которыми пользуется весь мир!

      Меня уже другой десяток лет интересует вопрос, почему Россия позволила Украине продать авианосец? А тут, получается, "откат", видимо наш тогдашний президент с ЕБНом поделить решили сообща? Авианосец - от нас,Сушки -от вас. Интересная картина получается, ну ЕБНа уже нет, а вот Кравчук пока живее всех живых, как и его наследник Кучма. Хорошо бы Генпрокуратуре РФ найти предлог расспросить их о подробностях продажи авианосца по цене металлолома, думаю, много интересного рассказать могут.
      1. +3
        6 марта 2013 13:14
        Каа,
        Полагаю,вопрос чисто риторический?После развала Союза,как могла Россия чего то не позволить Украине,вы помните этот,мать его "парад суверенитетов"?
        Горбачев и ЕБН,а так же Кравчук и Кучма, птенцы одного гадючьего гнезда,мы еще долго будем разгребать последствия их "демократизации"(мы,это мы все,Украина,Россия,Белоруссия,да и все прочие бывшие республики)
        Очень надеюсь,что все-таки разгребем,и воздастся каждому,по делам его drinks
      2. Fornit
        +1
        6 марта 2013 22:21
        Цитата: Каа
        Хорошо бы Генпрокуратуре РФ найти предлог расспросить их о подробностях продажи авианосца по цене металлолома

        Ладно "Варяг" - он как-бы Украине достался. А вот про "Ульяновск", который распилили задарма - точно! Это была афера века ЦРУ! Вообще-то не расспрашивать надо, а вешать...
  4. +3
    6 марта 2013 11:24
    Ну, в 1992 году перед страной уже лежала пропасть... Правящая клика в полной мере чувствовала, что табуретка подпилена, веревка намылена... Боря с собутыльниками готовился поставить раком всю Расею, Рыжий с мордатым разрабатывали приватизационные проекты... Лично я чесал репу и думал - какого хрена и кому служил столько лет... Поэтому говорить о том, что продажу корабля планировали еще при СССР, по крайней мере не этично. Была уже вакханалия демократии и свободы, полный кабздец Вооруженным Силам.
    Если бы сильно попросили - Царь-колокол продали бы, как цветмет...
    1. 0
      6 марта 2013 11:37
      Правильно Николай свои грехи хотят на СССР повесить.СССР не для того авианосец строил чтоб на вторых ролях быть ,советские сами хотели в мире рулить а дубина ауга как дополнение к ядерной.
  5. vmnss
    0
    6 марта 2013 11:35
    Странные воспоминания какие-то. Особенно касательно применения ПКР. Су-27К и его продолжение Су-33 никогда не умели работать по земле. А если учесть что первая посадка прототипа была в конце 1989 года, а госиспытания начались только в 1991 году, то китайский товарищ скорее выдает желаемое за действительное и смотрели они самолет уже на территории независимой Украины.
  6. 0
    6 марта 2013 11:38
    Я уверен, мы ещё много узнаем необычного о том времени ,когда нашей Великой Страной управлял меченый дедушка-иудушка и лучший друг немецкого народа со своей фурией....
    За яйца его....пока жив!
  7. Larus
    0
    6 марта 2013 11:50
    Ах сколько технолигий чудных было вывезено из России в то время и которые стали прорывными на западе.......
  8. Горчаков
    +1
    6 марта 2013 11:59
    О каком Варяге может идти речь, когда в те времена, а именно во времена Горбачёва был продан Варшавский договор, разрушен социалистический лагерь и подготовлен плацдарм для развала великой державы...Лично я не считаю времена правления Горбачёва , временами СССР....Это был переходный период и времена предательства , какого ещё не знала история .......
    1. мамба
      0
      6 марта 2013 15:48
      Цитата: Горчаков
      Это был переходный период и времена предательства , какого ещё не знала история ....

      Это был переходный период от "развитого социализма" к дикому бандитскому капитализму. Иосиф Виссарионович, наверное, в гробу переворачивался. Его система управления партноменклатурой с помощью чисток и террора была похерена. Его "птенцы" были заменены на партократов, зацикленных на насаждении в массах марксистско-ленинской идеологии и на привилегиях для себя. Логическим продолжением этой лицемерной политики стал расцвет коррупции, пронизавшей все уровни партократии. Их правление закончилось кремлёвским мором, а к власти был приведён недалёкий представитель новой волны партноменклатуры, озабоченной личным обогащением. А для этих бл_дей уже ничего святого не было. Вот так коммунистическая элита вырастила в своих рядах могильщиков соей идеологии, социализма и его оплота - СССР.
  9. bdolah
    0
    6 марта 2013 12:06
    Брехня, я служил с 85 до 90 года в Николаеве в госприёмке кораблей, этот борт на Черноморском судостроительном при мне закладывался. При СССР такого никто даже и помыслить не мог. А 92 год это по сути уже был и не СССР.
  10. pinecone
    +3
    6 марта 2013 12:07
    Ещё один вражеский выпад в рамках психологической войны против Русского народа. В очередной раз явная подмена слов и понятий. Продать китайцам этот боевой корабль мог планировать не Советский Союз как таковой, а его продажное политическое руководство во главе с изменником Родины, навеки проклятым горбачёвым.
  11. +1
    6 марта 2013 12:08
    запросто ибо это времена горби/ебн. продавали все и вся. а что не продавалось,то шло под нож. сорвалось наверно что китайцы хотели уж совсем халявой,а наши дерьмократы все ж о собственном кармане не забывали(страна не в счет)
  12. 0
    6 марта 2013 14:36
    не верю,расстреливали раньше за такие даже думки....
    1. 0
      6 марта 2013 16:04
      а то - меченый даже продолжение модернизацию УАЗИка и то зарубил!! belay am а тут авианосец!! wink
  13. +6
    6 марта 2013 17:02
    Меня всегда возмущяет почему наше руководство позволяет продавать разным странам ( а возможно будущим противникам) последние военные разработки! они их на винтики и оппа - появляются клоны-копии наших разработок. Амеры к примеру даже своим близким союзникам не продают, продают на класс ниже.
  14. Algor73
    0
    6 марта 2013 19:03
    Эта псевдодемократия конца 80-х призвела не только до массовой утечки государственных секретов, в первую очередь технологий в области ВПК, но и к развалу самого Союза. Нечего удивляться. Причастные к тем действиям и сейчас сидят у власти, перекрасившись в разные цветовые гамы.
  15. 0
    6 марта 2013 20:49
    -"А вдоль дороги мертвые с косами стоят.И тишина."
    "-Брехня!"
  16. 0
    6 марта 2013 21:44
    Во времена безнаказаности и нетакую чушь услышешь....
  17. 0
    6 марта 2013 21:45
    По сути было принято решение имеющее современное воплощение!
    Варяг они купили,а самолеты копировали!
  18. Сталинец
    0
    7 марта 2013 04:13
    Ну да ! Весь СССР планировал ! Фигня какая-то. Если кто и планировал ,так они потом и продали .Пятая колонна называется. Мразь.Вроде "новых р..(четкая нац принадлежность)" laughing yes
  19. 0
    7 марта 2013 13:18
    во все периоды власть просто пытается корректировать историю вот и все думаю,вряд ли в те времена было возможно такое,а вот в 92 запросто
  20. 0
    8 марта 2013 19:41
    Цитата: Горчаков
    .Это был переходный период и времена предательства , какого ещё не знала история .......

    Сплю и вижу во сне, как за всех, за всё спросят.К сожалению,пока это только сон!А так хочется ,чтоб наяву,чтоб публично, как Каменева с Зиновьевым и прочей шушарой!