Противотанковые возможности и служба 76-85-мм советских САУ после окончания Второй мировой войны
На завершающем этапе Второй мировой в РККА имелись самоходные артиллерийские установки калибра 76, 85, 100, 122 и 152-мм. Не все они были оптимальны для противотанковой борьбы, но при появлении в зоне досягаемости их орудий вражеской бронетехники все советские САУ вели по ней стрельбу, для чего в боекомплекте имелись бронебойные снаряды. Впрочем, САУ со 122-152-мм орудиями демонстрировали хорошие результаты и при применении осколочно-фугасных снарядов. Помимо машин собственного производства, во время войны и в первые послевоенные годы эксплуатировались трофейные германские САУ с орудиями высокой мощности калибра 75-150-мм.
Первоначально я планировал рассмотреть в одной публикации все советские САУ и трофейные немецкие установки, имевшиеся в войсках в первые послевоенные годы. Но для одной статьи объём информации оказался слишком значительным, и сегодня речь пойдёт о 76-85-мм самоходках, оставшихся на вооружении к 1946 году.
СУ-76М
В ходе боевых действий выявилась потребность в лёгких самоходных артиллерийских установках, способных поддерживать огнём пехотные подразделения, двигаясь на расстоянии 500-600 метров позади наступающих войск. Эти САУ огнём своих орудий должны были подавлять огневые точки, разрушать укрепления и уничтожать вражескую пехоту. Пользуясь немецкой терминологией, требовался типичный «артштурм», способный эффективно вести огонь в основном по визуально наблюдаемым целям. При этом экипажу необходимо было обеспечить защиту от стрелкового оружия и осколков.
Это предъявляло иные требования к самоходкам такого класса по сравнению с танками. Броня САУ непосредственной артиллерийской поддержки могла быть тоньше, что при сохранении достаточно мощного орудия позволяло снизить стоимость производства и сделать такую самоходную установку относительно лёгкой и массовой.
В конце 1942 года начались поставки САУ СУ-76. Эта машина создавалась на шасси лёгкого танка Т-70. По причине необходимости разместить довольно крупное орудие корпус танка пришлось удлинять, а следом за ним увеличилась длина шасси. Самоходная установка имела индивидуальную торсионную подвеску для каждого из 6 опорных катков малого диаметра по каждому борту. Двигатель, трансмиссия и топливный бак размещались в передней части бронекорпуса машины. СУ-76 приводилась в движение силовой установкой модель 15, состоявшей из двух 6-цилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 общей мощностью 140 л.с. Ёмкость топливных баков – 320 л, запас хода машины по шоссе достигал 250 км. Максимальная скорость движения по шоссе – до 41 км/ч. Масса в боевом положении – 11,2 т. В лобовой проекции толщина брони составляла 26-35 мм, бортовая и кормовая – 10-15 мм. На первой серийной модификации имелась также бронированная 6-мм крыша.
СУ-76 была вооружена 76-мм орудием ЗИС-ЗШ (Ш — штурмовая), специально разработанным для САУ вариантом дивизионного орудия. Углы вертикальной наводки составляли от -3° до +25°, сектор горизонтального обстрела — 30°. Угол вертикальной наводки позволял достичь дальности стрельбы дивизионного орудия ЗИС-3, то есть 13 км, а при ведении боевых действий в городе обстреливать верхние этажи зданий. При стрельбе прямой наводкой использовался штатный прицел пушки ЗИС-З, при стрельбе с закрытых огневых позиций — панорамный прицел. Боевая скорострельность не превышала 12 выстр./мин. Боекомплект — 60 снарядов.
В условиях бездорожья СУ-76 демонстрировала хорошую подвижность и проходимость. Огневая мощь орудия позволяла эффективно разрушать лёгкие полевые укрепления, уничтожать скопления живой силы и в благоприятных условиях бороться с бронетехникой противника. Относительно лёгкие самоходки были способны действовать там, где более тяжёлые машины применяться не могли: в горно-лесистой или заболоченной местности. Благодаря значительному для САУ углу возвышения орудия достаточно манёвренные и защищённые от осколков установки могли вести стрельбу с закрытых позиций с эффективностью не худшей, чем у буксируемых дивизионных пушек.
Однако первые серийные СУ-76 при всех своих потенциальных достоинствах на фронте проявили себя неудовлетворительно. Причиной тому стала крайне низкая техническая надёжность, а из-за плохой вентиляции экипаж при стрельбе задыхался от пороховых газов. Имел место массовый выход из строя элементов трансмиссии и двигателей, что произошло ввиду ошибочных технических решений, заложенных в ходе проектирования и по причине неудовлетворительного качества изготовления деталей. Для устранения основных проблем, приведших к массовым поломкам, серийное производство было временно остановлено, а во фронтовые мастерские, занимавшиеся восстановлением СУ-76, направлены квалифицированные ремонтные бригады. До остановки серийного производства военные приняли 608 СУ-76, которых к началу 1944 года на фронте не осталось.
После анализа причин технических отказов был разработан модернизированный вариант. Помимо улучшения качества серийных машин, для повышения надёжности и увеличения моторесурса вносились изменения в конструкцию моторно-трансмиссионной группы и ходовой части. Самоходная установка с моторно-трансмиссионной группой, заимствованной от лёгкого танка Т-70Б, известна как СУ-76М.
Защищённость лобовой проекции и бортов на СУ-76М осталась такой же, как на первом варианте, но от бронированной крыши боевого отделения отказались. Это снизило массу САУ с 11,2 до 10,5 т, что уменьшило нагрузку на двигатель и шасси. Переход к открытому сверху боевому отделению решил проблему плохой вентиляции и улучшил обзор поля боя. В походном положении для защиты от дорожной пыли и осадков боевое отделение закрывалось брезентом. Для самообороны от вражеской пехоты и авиации ввели 7,62-мм пулемёт ДТ-29, устанавливавшийся на откидном кронштейне внутри боевого отделения справа от пушки или для стрельбы по зенитным целям на кронштейне, располагавшемся на трубе, приваренной к задней части боевого отделения сверху, а также к правому и левому бортам.
Компактность и невысокое удельное давление на грунт (0,545 кгс/см²) позволяли сопровождать пехоту там, где не могли передвигаться средние танки. Установка СУ-76М могла преодолеть окоп шириной до 2 м, подъём до 30° и форсировать брод глубиной до 0,9 м.
До окончания Второй мировой войны в войска поступило более 11 000 СУ-76М, а всего до конца 1945 года было выпущено более 13 000 единиц. В 1944 году, когда производство бронетанкового вооружения в СССР достигло своего максимума, выпуск СУ-76М количественно составлял около 25 % объёма от всего производства бронетанкового вооружения и техники. Этими лёгкими САУ вооружили несколько десятков самоходно-артиллерийских полков. С первой половины 1944 года велось формирование самоходно-артиллерийских дивизионов (в каждом насчитывалось сначала 12, а позже 16 СУ-76М), которые заменяли в стрелковых дивизиях истребительно-противотанковые дивизионы. Тогда же приступили к формированию легких самоходно-артиллерийских бригад РВГК (64 СУ-76М, пять Т-70М и три бронемашины М3А1 Scout Car). К концу войны в Красной Армии имелось 119 легких самоходно-артиллерийских полков и 7 самоходно-артиллерийских бригад.
На момент своего появления СУ-76М являлась вполне удачной машиной, демонстрировавшей при правильном применении хорошую эффективность. Однако многие командиры танковых и общевойсковых соединений часто посылали легкобронированные САУ наряду со средними и тяжелыми танками в самоубийственные лобовые атаки. Негативную роль играл тот факт, что экипажи САУ комплектовались бывшими танкистами, не имевшими представления о тактике действий самоходной артиллерии. Всё это приводило к неоправданным потерям. Наибольшему риску из членов экипажа подвергался механик-водитель, чьё рабочее место располагалось рядом с топливным баком, и в случае попадания снаряда он иногда сгорал заживо.
На первом этапе боевого применения самоходка не пользовалась популярностью в войсках и заслужила множество нелестных прозвищ. Но при правильном использовании СУ-76М себя вполне оправдывала и была очень неплохой альтернативой буксируемой дивизионной пушке ЗИС-3. По мере накопления опыта результативность действий лёгких САУ росла.
В наступлении СУ-76М могли быть очень полезны, поддерживая атаку танков, находясь позади их боевых порядков и ведя огонь преимущественно из-за укрытий по противотанковой артиллерии противника, его танкам и живой силе, а также прикрывая фланги. Находясь в обороне, самоходный артиллерийский дивизион, вооружённый СУ-76М, в первую очередь рассматривался как противотанковый резерв и средство повышения боевой устойчивости пехотных подразделений. Как правило, машины размещались на заранее оборудованных позициях за боевыми порядками пехоты или применялись как кочующие орудия. Также самоходный дивизион мог быть задействован для перекрытия наиболее вероятных направлений действий танковых частей противника, и в этом случае предусматривались действия из засад.
Что касается противотанковых возможностей СУ-76М, то многое зависело от тактики применения, уровня подготовки экипажа и тактической грамотности командира. Использование таких сильных качеств СУ-76М, как хорошая подвижность и высокая проходимость по слабым грунтам, маскировка с учётом рельефа местности, а также маневрирование от одного укрытия к другому, часто позволяло добиться победы над танками противника.
Бронепробиваемость самоходного 76-мм орудия не отличалась от буксируемого ЗИС-3. Согласно справочным данным, тупоголовый бронебойный снаряд 53-БР-350А на дальности 300 м по нормали мог пробить 73-мм броню, при угле встречи 60° на той же дистанции бронепробиваемость составляла 60 мм. Таким образом, 76-мм орудие, установленное на СУ-76М, могло уверенно преодолевать бортовую броню «четвёрок» и «Пантер».
Стрельба кумулятивными снарядами, используемыми в полковых пушках, из-за ненадёжной работы взрывателей и риска разрыва в стволе при стрельбе из 76-мм дивизионных и танковых орудий была категорически запрещена. Утверждения, что кумулятивные снаряды появились в боекомплекте ЗИС-3 в конце 1944 года, не соответствуют действительности.
Действуя из засады с минимальной дальности, при наличии в боекомплекте подкалиберных снарядов 53-БР-354П экипаж СУ-76М имел неплохие шансы поразить немецкий тяжелый танк. Этот снаряд массой 3,02 кг имел начальную скорость 950 м/с и на дистанции 300 м по нормали был способен преодолеть 102-мм броню. На дальности 500 м бронепробиваемость составляла 87 мм. Однако стоит сказать, что подкалиберные снаряды в первую очередь направлялись в истребительно-противотанковые дивизионы. Если они и были в боекомплекте СУ-76М, то в очень ограниченном количестве и находились на особом учёте.
Примеры удачного использования 76-мм самоходных установок против средних и тяжелых танков противника имеются. Так, 14 января 1945 года 4 СУ-76М из состава 1897-го САП в ходе боя в окрестностях населённого пункта Лерцегхалат, находясь в засаде за железнодорожной насыпью, подпустили на дистанцию 250-300 м девять немецких танков Pz.Kpfw. V Panther, после чего стрельбой по бортам сожгли 6 машин и 3 подбили.
В то же время на завершающем этапе войны значение СУ-76М как противотанкового средства снизилось. К тому моменту наши войска были уже достаточно насыщены специализированными буксируемыми противотанковыми орудиями и более эффективными ПТ САУ, а танки противника на поле боя стали редкостью. Помимо огневой поддержки самоходные установки использовались как тягачи, для переброски грузов, пехоты и вывоза раненых в условиях бездорожья.
После окончания Второй мировой Су-76М продолжали активно эксплуатироваться, в первое послевоенное десятилетие их даже пытались модернизировать. В ноябре 1947 года в строевых подразделениях числилось 5851 машин.
Для повышения возможностей по уничтожению бронированных целей в боекомплект вводились выстрелы с модернизированными кумулятивными снарядами БП-350М, которые наконец-то получили надёжные и безопасные взрыватели. Такой снаряд массой 3,94 кг при угле встречи 60° мог пробить броню толщиной до 75 мм. Подкалиберный снаряд БР-354Н весом 3,02 кг имел начальную скорость 950 м/с и на дистанции 500 м по нормали пробивал 125-мм броню. В 1955 году началось производство кумулятивных невращающихся снарядов БК-354М с увеличенной бронепробиваемостью, но к тому моменту СУ-76М уже были на закате своей карьеры.
В 1950 году Горьковский автозавод им. Молотова начал производство силовых установок модели 15А, предназначенных для монтажа на самоходные артиллерийские установки СУ-76М при проведении их капитального ремонта. Эта силовая установка состояла из двух двигателей ГАЗ-51, соединённых последовательно гибкой муфтой. Двигатель ГАЗ-51 представлял собой модернизированный двигатель ГАЗ-11, который во время Великой Отечественной войны изготавливался Горьковским автозаводом им. Молотова для спаренных агрегатов модели 15 (ГАЗ-203). После модернизации суммарная мощность силового агрегата достигала 170 л.с., но для повышения ресурса в мирное время максимальная скорость движения была ограничена величиной 30 км/ч.
К концу 1940-х годов СУ-76М уже не в полной мере соответствовала современным требованиям установки этого типа, но по-прежнему была способна оказывать огневую поддержку пехоте и бороться с бронетехникой. Хотя в основном она представляли опасность для легкобронированных машин, которых у бывших союзников имелось немало.
Массовое списание СУ-76М в Советской Армии началось в конце 1950-х, но часть машин дожила до первой половины 1960-х.
В 1950-е годы с некоторых самоходок демонтировали 76-мм орудия, и они до насыщения войск специализированными машинами использовались как бронетранспортёры и лёгкие артиллерийские тягачи.
СУ-76М приняли участие в боевых действиях на Корейском полуострове. Согласно справочным данным, войска КНДР получили 132 самоходки.
Американские военнослужащие осматривают СУ-76М, подбитую в Корее
Самоходные установки СУ-76М до конца 1960-х имелись в вооружённых силах государств, входивших в ОВД, и в Югославии. В Албании они числились на вооружении до 1994 года.
СУ-85
К 1943 году защищённость и огневая мощь танков и штурмовых орудий противника существенно возросла. Хотя тяжелых танков Pz.Kpfw. VI Ausf.H Tiger у немцев было немного, и они не оказывали существенного влияния на ход боевых действий на Восточном фронте, массово появились средние танки Pz.Kpfw. IV новых модификаций, с толстой лобовой бронёй, вооружённые длинноствольными 75-мм пушками, а также модернизированные ПТ САУ StuG.III и StuG.IV с новыми орудиями и усиленной защитой.
Так, немецкий танк Pz.Kpfw. IV Ausf.G, защищённый 80-мм лобовой бронёй, с весны 1943 года вооружался 75-мм пушкой Kw.K.40 L/48. Выпущенный из неё бронебойный снаряд на дистанции 1000 м был способен пробить броню толщиной 85 мм. Таким образом, новые германские средние танки в 1943 году по бронепробиваемости своих орудий имели существенное превосходство над советскими танками, а по уровню защищённости в лобовой проекции приблизились к тяжелым танкам.
Усиление бронезащиты и артиллерийского вооружения танков противника потребовало с нашей стороны ответных действий. Одной из мер, направленных на компенсацию наметившегося качественного превосходства Panzerwaffe, стала разработка в СССР истребителя танков, вооружённого 85-мм пушкой Д-5С-85.
Самоходка, получившая обозначение СУ-85, была создана на базе СУ-122 (со 122-мм гаубицей М-30С), которая выпускалась на мощностях Уральского завода тяжёлого машиностроения (УЗТМ) в Свердловске.
85-мм орудие с баллистикой зенитки 53-К обладало неплохими возможностями по борьбе с бронетехникой. Длина ствола Д-5С-85 составляла 48,8 калибра, дальность стрельбы прямой наводкой достигала 3,8 км. Максимальная дальность стрельбы осколочной гранатой — 12,7 км. Углы вертикальной наводки от −5° до +25°, сектор горизонтального обстрела составлял ±10°. Боевая скорострельность — 5-6 выстр./мин, максимальная – до 8 выстр./мин. В боекомплект из 48 унитарных выстрелов помимо осколочных снарядов входили бронебойные калиберные: 53-БР-365 (тупоголовый) и БР-365К (остроголовый) массой 9,2 кг, а также подкалиберный катушечного типа 53-БР-365П массой 5 кг. Согласно справочным данным, бронебойный снаряд 53-БР-365 с начальной скоростью 792 м/с на дистанции 1000 м по нормали мог пробить 102-мм бронелист. Подкалиберный снаряд 53-БР-365П с начальной скоростью 1050 м/с на расстоянии 500 м при попадании под прямым углом преодолевал броневую защиту толщиной 140 мм. Таким образом, СУ-85 была способна эффективно бороться со средними танками противника на дистанциях более километра, а на меньших расстояниях пробивать лобовую броню тяжёлых танков.
В ходе серийного производства истребители танков также оснащались орудиями Д-5С-85А. Данная модификация отличалась методом изготовления ствола и конструкцией затвора, а также массой качающихся частей: 1230 кг для Д-5С-85 и 1370 кг для Д-5С-85А. Самоходные установки, вооружённые пушками Д-5С-85А, имели обозначение СУ-85А, но внешних отличий СУ-85 и СУ-85А не имели.
По подвижности и защищённости СУ-85 примерно соответствовала среднему танку Т-34 образца 1942 года. В боевом положении машина весила 29,6 т. Толщина лобовой брони, наклонённой под углом 50°, составляла 45 мм. Борта и корма также имели толщину 45 мм. Орудие было прикрыто 60-мм маской. Максимальная скорость по шоссе – 47 км/час. Запас хода – до 400 км.
При вождении в городе, лесистой или сильно пересечённой местности механику-водителю приходилось быть особенно аккуратным, так как при повороте была выше вероятность зацепиться длинным стволом за строение или дерево, а также черпануть грунт на крутом спуске.
В экипаже самоходной установки было 4 человека, находившихся в боевом отделении, совмещённом с отделением управления. Посадка и высадка экипажа в самоходку осуществлялась через люк механика-водителя и двустворчатый люк, расположенный в задней части крыши и кормовом листе корпуса рубки. Исходя из боевого опыта, при проектировании СУ-85 особое внимание конструкторы уделили обеспечению должного уровня обзора и командной управляемости. Справа на крыше рубки находилась командирская башенка без входного люка, которая служила командиру САУ для наблюдения за местностью и корректировки огня.
На СУ-85 использовались узлы и агрегаты, хорошо отработанные на танках Т-34 и САУ СУ-122, и надёжность машины была вполне удовлетворительной. Самоходки первой партии имели производственные дефекты, но после начала массовой сборки и устранения выявленных недостатков особых нареканий на качество изготовления не поступало. В 1944 году были усилены передние катки, что увеличило их ресурс.
Согласно первоначальному штатному расписанию, в средних самоходных артиллерийских полках полагалось иметь 16 САУ (4 батареи по 4 СУ-85 в каждой) и один командирский Т-34. Для связи имелся лёгкий бронеавтомобиль БА-64. В феврале 1944 года все полки были переведены на новый штат, согласно которому в САП имелась 21 машина: 4 батареи по 5 установок и 1 самоходка командира полка. Дополнительно полк получал роту автоматчиков и взвод сапёров. Самоходные полки СУ-85 вводились в состав танковых, механизированных, кавалерийских корпусов и предназначались для огневого усиления и повышения противотанковых возможностей. Самоходки также использовались в составе истребительных противотанковых артиллерийских бригад как подвижный резерв.
СУ-85 получили в войсках положительную оценку. Самоходки вступили в бой осенью 1943 года и неплохо себя проявили в сражениях за левобережную Украину. Но справедливости ради стоит сказать, что установки, вооружённые 85-мм орудиями, опоздали как минимум на полгода. Использование этих машин летом 1943 года могло оказать серьёзное влияние на ход боевых действий и снизить наши потери.
В прямом противостоянии с вражескими танками многое зависело от квалификации и скоординированных действий экипажа. Сектор горизонтальной наводки орудия был невелик, в процессе наведения установки на цель принимал непосредственное участие механик-водитель. Условия работы в боевом отделении СУ-85 были лучше, чем в башне танка Т-34-85, который также вооружили 85-мм пушкой. Наличие более просторной рубки и удобный доступ к боеукладке положительно сказались на практической скорострельности и меткости ведения огня. В то же время экипажи самоходок жаловались, что длительная стрельба с максимальным темпом была затруднена из-за плохой вентиляции.
На момент появления на фронте САУ СУ-85 их 45-мм броня корпуса и рубки уже не обеспечивала адекватной защиты от 75-мм длинноствольных пушек противника. Германское танковое орудие 7,5 cm KwK 40 L/48 с дистанции 1500 м уверенно пробивало лобовую броню советской самоходки. Впрочем, в связи с тем, что САУ имела низкий силуэт, попасть в неё было сложней, чем в танк, и СУ-85 имела неплохие шансы победить «Четвёрку» в дуэльной ситуации. Успешная борьба с тяжелыми танками PzKpfw. V и Pz.Kpfw. VI была возможна при использовании правильной тактики. Экипажи советских 85-мм самоходок неоднократно без потерь уничтожали «Тигры» и «Пантеры», действуя из засад. В ходе реальных боестолкновений с немецкими тяжелыми танками было установлено, что 85-мм орудие пробивает лобовую броню «Тигра» с дистанции 600-800 м, а его борт — с 1000-1200 м, что в целом соответствует данным, полученным на полигоне.
Основные потери СУ-85 несли, когда самоходные установки, предназначенные для усиления противотанковой обороны, тактически неграмотные пехотные командиры использовали как линейные танки, бросая их в атаки на хорошо укреплённую оборону противника и на минные поля.
После того как САП, оснащённые СУ-85, понесли тяжелые потери поздней осенью 1944 года, Ставка подготовила приказы, в которых содержался запрет использования САУ в роли танков. Помимо этого, запрещалось применять самоходно-артиллерийские полки, которые входили в состав истребительно-противотанковых бригад, для сопровождения танков и пехоты в отрыве от остальных подразделений бригады.
По могуществу действия 85-мм осколочная граната О-365К массой 9,54 кг несколько превосходила 76-мм снаряд, но всё же при ведении наступательных действий мощности этого боеприпаса зачастую было недостаточно для надёжного разрушения долговременных огневых точек и зданий. С учётом того, что в серию пошли танки Т-34-85, вооружённые 85-мм пушкой, и начался массовый выпуск лучше защищённых самоходных установок, вооружённых 100, 122 и 152-мм орудиями, выпуск СУ-85 свернули. Всего с августа 1943 по 1944 года военные приняли 2315 машин.
Рассказывая про самоходную установку СУ-85, нельзя не упомянуть СУ-85М, которая являлась переходной к СУ-100. Эта машина имела новую рубку с лобовой бронёй толщиной 75 мм и была тяжелее на 2 т. Появление СУ-85 было вызвано тем, что предприятие, выпускавшее 100-мм пушку Д-10С, не поспевало за производством бронекорпусов, кроме того, на момент создания СУ-100 в наличии не имелось необходимого количества 100-мм выстрелов.
Самоходная артиллерийская установка СУ-85М из состава 13-го САП Войска Польского
С сентября по ноябрь 1944 года было выпущено 315 САУ СУ-85М, часть которых эксплуатировалась в Войске Польском до середины 1950-х.
В настоящее время единственный сохранившийся экземпляр СУ-85М экспонируется в бронетанковом музее города Познань.
На момент окончания Второй мировой в РККА имелось около 600 самоходных артиллерийских установок СУ-85 и СУ-85М. Но в отличие от лёгких САУ СУ-76М, служба их в артиллерийских полках была недолгой. В действующей армии 85-мм самоходки военного выпуска к концу 1940-х были вытеснены новыми СУ-100, имевшими более мощное вооружение и лучшую защищённость.
Большую часть списанных СУ-85 разделали на металл, предварительно демонтировав с них узлы и детали, которые можно было использовать на танках Т-34-85. Несколько десятков разоружённых машин до середины 1950-х использовались для обучения механиков-водителей. Часть наименее изношенных САУ одновременно с капитальным ремонтом переделали в тягачи и бронированные ремонтно-эвакуационные машины. В ходе переоборудования на место демонтированного орудия приваривали броневой лист, на машины устанавливали лебёдки и краны. Объёмы, освободившиеся внутри броневой рубки, позволяли разместить дополнительных ремонтников, инструменты и сварочное оборудование. В таком виде некоторые переделанные самоходки дожили до начала 1970-х.
Продолжение следует…
Информация