Джон Филип Холланд – человек и электро-бот

15
Джон Филип Холланд – человек и электро-бот

Построить подводную лодку пытались многие. Ефим Никонов предлагал Петру I проект «потаённого судна», о котором конкретно мало чего известно (с режимом секретности в России всегда дела обстояли очень хорошо). Дэвид Бушнелл в 1775 году построил в Эссексе, штат Коннектикут, подводную лодку «Черепаха» и даже пытался утопить с её помощью британский фрегат «Орёл» (сведений о «Черепахе» не сильно больше, чем о «потаённом судне»). Фултон предлагал Наполеону свой «Наутилус». Но первого человека, у которого получилось создать настоящую субмарину, звали Джон Филип Холланд...


Джон Филип Холланд

Точнее, это по паспорту его так звали. Родители мальчика покрестили как Шона Пилиба Оуаллачайна. Странность имени удивлять не должна: Холланды были ирландцами, причём настоящими: английский язык Шон выучил только в школе. И то хорошо, что выучил, потому что школа, куда он поступил впоследствии, принадлежала Ирландским Христианским братьям, и всё английское там любили... достаточно слабо.



Поначалу Холланд преподавал математику в Ирландии, но потом перебрался в США, где стал учительствовать в католической школе святого Иоанна. Однажды Джон Филип неудачно поскользнулся и сломал ногу. В больнице от нечего делать он занялся проектированием подводной лодки. Проект был революционным. Ну как революционным... Опыт установки на подводные лодки электродвигателя в мире уже был. Но у электрических подлодок был существенный недостаток — небольшая ёмкость аккумуляторных батарей. Холланд решил её за счёт установки на лодку бензинового двигателя для надводного хода, под водой тот же двигатель у изобретателя работал на сжатом воздухе.


Холланд-1 в музее

Построил Холланд свою первую лодку в 1878 году в Нью Йорке, на воду аппарат спустили 22 мая. Длиной лодка была 14 футов, водоизмещением 2,25 тонны, а в движение приводилась бензиновым двигателем Брайтона мощностью в 4 лошадиные силы. Холланд лично испытал лодку, погрузившись на ней на глубину 12 футов и дав 3,5 узла в подводном положении. Американские военные идею не оценили. Зато оценили ирландские фении! «Братство фениев» было боевой организацией, боровшейся за независимость Ирландии. Боровшихся с оружием в руках — само собой, поэтому базировались фении в США и организовывали набеги на Канаду. В общем, они дали Шону Пилибу денег на создание новой лодки, на этот раз — вооружённой!

Лодку Холланд спроектировал по принципу «мины Уайтхеда» — вертикальный и горизонтальный рули располагались крестообразно в корме. Особенностью лодки было то, что принимая балласт, она достигала нулевой плавучести, после чего маневрировала по глубине, используя горизонтальные рули. В движение лодка приводилась тем же двигателем двойного действия конструкции Брайтона, но на этот раз работавшим на керосине и мощностью 15 лошадиных сил.


Как выглядел «Фенианский таран», неизвестно. Но есть фото Холланда-3, который был его уменьшенной копией

Вооружением субмарины, которую американские газетчики окрестили «Фенианский таран», служила пневматическая «динамитная пушка» — модное оружие в конце XIX века (стрелять динамитными снарядами при помощи пороха не получалось — динамит детонировал в стволе). Пушка «Фенианского тарана» имела калибр 9 дюймов и длину 3,4 метра. Носовая крышка орудия закрывалась герметично, после чего орудие заряжалось изнутри стальным снарядом длиной 1,8 метра.

Холланд неоднократно совершал погружения на «Фенианском таране», успешно испытал и пневматическую пушку. Вот только с деньгами у фениев были проблемы и подлодку они просто... украли! Случилось это в ноябре 1883 года. Вскоре фении поняли, что среди них нет никого, кто умеет управлять подлодкой. Обиженный Холланд помогать отказался, так что ирландцы бросили лодку в сарае на реке Милл в Коннектикуте.

Но идея подводной войны витала в воздухе, и у Холланда быстро нашёлся новый инвестор. Им стал лейтенант армии США Эдмунд Залински. Залински и сам был не чужд изобретательству: он изобрёл пневматическую «динамитную пушку» своей конструкции, для использования которой не хватало сущей мелочи — подводной лодки. Её и взялся построить Джон Филип Холланд.


Холланд-4, он же «лодка Залински»

Подлодка «Холланд IV» имела деревянный корпус с железным набором длиной 50 футов и диаметром 8 футов, в движение лодку приводил всё тот же двигатель Брайтона мощностью 4 лошадиные силы. Управлял лодкой пилот, стоявший в центре и смотревший в рубочные иллюминаторы, при помощи вертикальных и горизонтальных рулей в корме, как и на прежней модели.

Применять по назначению «Холланд IV» можно было тремя способами: выстрелом из «динамитной пушки»; подведением под днище корабля-мишени плавучей мины с дистанционным электрическим взрывателем; выстрелом в днище корабля гарпуном с прикреплённым к нему зарядом взрывчатки с дистанционным электрическим взрывателем.

Для строительства подлодки Холланд и Залински основали «Компанию по производству подводных лодок «Наутилус» (Холланд обожал «ХХ тысяч лье под водой»!). Просуществовала компания недолго, но опыт не прошёл даром. В 1893 году изобретатель основывает «Компанию торпедных катеров Холланда». Несмотря на прошлые неудачи, широкое освещение испытаний подлодок в прессе позволило привлечь инвесторов, и у Джона Филипа появились деньги на строительство подлодки «Холланд VI» («Холланд V» — прототип, построенный для демонстрации потенциала подлодок)...


Холланд-6, он же USS Holland (SS-1)

«Холланд VI», спущенный на воду в 1897 году, стал первой подводной лодкой, в которой имелись все элементы, без которых представить себе современную неатомную подлодку невозможно. У неё были балластные цистерны, вертикальные и горизонтальные рули, позволявшие погружаться на глубину до 23 метров, четырёхтактный бензиновый двигатель Отто мощностью 45 лошадиных сил для надводного хода и подзарядки аккумуляторной батареи и электродвигатель мощностью 50 (по другим данным – 75) лошадиных сил для подводного хода, дававшие скорость 8 узлов в надводном положении и 5 узлов — в подводном, перезаряжаемый торпедный аппарат с тремя торпедами и экипаж из 6 человек. Правда, отказаться от «динамитных пушек» в носу и в корме изобретатель так и не смог, кормовую демонтировали впоследствии.

Демонтировали американские военные моряки. Да, Холланду — повезло! Его лодку в 1900 году купил флот США за 150 тысяч долларов (что составило половину от стоимости её производства) и зачислили в состав ВМС как USS Holland (SS-1). Эта подлодка стала первой в его составе, командовать субмариной назначили лейтенанта Гарри Колдуэлла, который, таким образом, стал первым в мире командиром подлодки (со службой у Колдуэлла не сложилось из-за сложных отношений с алкоголем, но впоследствии он стал видным голливудским сценаристом: сценарий к фильму «Бен-Гур» — его рук дело).


Лодки стали размером с крейсер, но строит их всё та же компания...

Незадолго до этого, в 1899 году Холланд со своим финансистом Айзеком Райсом основали новую компанию: «Электрик Бот Компани», впоследствии ставшую «Дженерал Дайнемикс» (там сложнее всё, но не хочу копаться в финансовых деталях). Райс, как человек более опытный в финансах, быстро захватил контроль над компанией, оставив Холланда простым сотрудником в основанной им же фирме. Впрочем, возможно, что это было и к лучшему (для компании): под руководством Райса фирма начала снабжать субмаринами конструкции Холланда весь мир. Первыми подлодку заказали англичане: HMS Holland I вошла в строй в 1901 году, пять подлодок заказала Япония, шесть подлодок ВМС США, и так далее, и так далее, и так далее. Сегодня «Дженерал Дайнемикс» — пятый в мире оборонный подрядчик, занимает 94 место в списке 100 крупнейших компаний США по версии журнала «Форчун», объём продаж по всему миру — 39,4 миллиарда долларов США, штат сотрудников 106 500 человек.

А Холланд... А что Холланд — умер в бедности 12 августа 1914 года. Похоронен на католическом кладбище Гроба Господня в Тотове, Нью-Джерси.
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    2 октября 2024 06:21
    Первыми подлодку заказали англичане: HMS Holland I вошла в строй в 1901 году, пять подлодок заказала Япония, шесть подлодок ВМС США, и так далее, и так далее, и так далее.

    А почему автор не упомянул знаменитые российские АГ (американский Голланд (так в РИ перевели Holland)), которых было построено 17 штук и которые послужили даже в подводном флоте СССР?
    (https://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/under_1917/ag/list.htm)
    1. +3
      2 октября 2024 07:01
      АГ строили в Канаде, уже после смерти Холланда. Так что в этих лодках от Холланда только имя завода, схема и тип конструкции...
    2. +4
      2 октября 2024 14:03
      Их уже без Холланда строили...
  2. +3
    2 октября 2024 07:37
    Очень интересная статья, спасибо Автору. И очень типичная судьба изобретателя.
  3. +5
    2 октября 2024 07:53
    Построил Холланд свою первую лодку в 1878 году в Нью Йорке Американские военные идею не оценили.

    Оно и не удивительно, выглядела она не впечатляюще. Особенно с учетом того, что самостоятельно под водой подлодка двигаться не могла - двигатель не работал. Для движения под водой в циллиндры двигателя по шлангу подавался пар от паровой машины двигавшегося по поверхности параллельно катера.
  4. +1
    2 октября 2024 07:55
    Лучшие пл Российского флота в первой мировой это лодки Холланда проекта 31А
    1. 0
      2 октября 2024 10:31
      Лучшие пл Российского флота в первой мировой это лодки Холланда проекта 31А

      А они воевали? И чем "Барсы" не угодили, которые, действительно - повоевали?
    2. +5
      2 октября 2024 11:08
      Цитата: Ryaruav
      Лучшие пл Российского флота в первой мировой это лодки Холланда проекта 31А

      В ПМВ всё зависело не от типа лодок, а от ТВД. На той же Балтике что "Барсы", что "АГ" особых успехов не имели. А вот на Чёрном море, вдали от Шпица с его ограничениями "туда не ходи, этих не топи, так не стреляй", ПЛ воевали неплохо.
      1. 0
        2 октября 2024 14:16
        что "Барсы", что "АГ" особых успехов не имели.

        Какой успех могли иметь АГ, если они не участвовали в боевых действиях Первой мировой? За исключением, разве, АГ-11 на Балтике, где столкнувшись случайно со Шведским конвоем, находящимся в своих территориальных водах, никаких действий не предпринималось.
        АГ в ПМВ ни на Черноморском, ни на Балтийском театре военных действий не воевали.
        В про "Барсы" Вы зря. Подводные лодки и эсминцы Черноморского флота были лидерами по количеству потопленных и захваченных кораблей противника. Обращаю внимание - не по тоннажу, а по количеству.
        1. +2
          2 октября 2024 15:12
          Цитата: Ermak_Timofeich
          Какой успех могли иметь АГ, если они не участвовали в боевых действиях Первой мировой?

          Балтийские успели поучаствовать. АГ-12 - 4 выхода. АГ-13 - 3 выхода. АГ-14 - погибла в четвёртом выходе. Вот только с целями у них был напряг.
          Вот АГ-15 - да, не шмогла ©: легла на грунт при учебном погружении, была поднята АСС "Волхов".
          Хотя... воюй балтийцы на Чёрном море - были бы у них и цели, и успехи.
          Цитата: Ermak_Timofeich
          В про "Барсы" Вы зря.

          Я только про балтийцев.
          Цитата: Alexey RA
          На той же Балтике что "Барсы", что "АГ" особых успехов не имели.

          Увы, но на Балтике самыми результативными были лайми.
  5. +4
    2 октября 2024 08:05
    Как выглядел «Фенианский таран», неизвестно. Но есть фото Холланда-3, который был его уменьшенной копией

    Тут у автора с переписыванием не задалось. На самом деле все наоборот. На фотографии как раз подводная лодка Fenian Ram, которая сохранилась и находится в Paterson Museum, New Jersey. Фотография прилагается. А Holland III, которая затонула во время испытаний и так и не была найдена, была уменьшенной копией Fenian Ram.
  6. +6
    2 октября 2024 08:14
    «Холланд V» — прототип, построенный для демонстрации потенциала подлодок
  7. +3
    2 октября 2024 10:57
    Да, Холланду — повезло! Его лодку в 1900 году купил флот США за 150 тысяч долларов (что составило половину от стоимости её производства) и зачислили в состав ВМС как USS Holland (SS-1).

    Роль Холланда была в этом вопросе минимальная, "проталкивали" продажу подводной лодки другие люди, тот же Айзек Райс. К тому же Айзек Райс не был финансистом, он владел компанией по производству аккумуляторов. Эта подводная лодка имела много недостатков, которые необходимо было ещё устранить и только после этого её должен был принять флот. При этом удалось получить контракт на постройку 5 подводных лодок, позднее добавили ещё одну.
  8. 0
    2 октября 2024 17:56
    Спасибо автор. Радуете интересными и познавательными статьями. "Холланд - начало" как то мимо меня прошло.
  9. 0
    2 октября 2024 19:11
    Благодарю за интересный материал!