Бронеавтомобили «Щука» и «Чекан»: частная разработка для военной компании

17
Бронеавтомобили «Щука» и «Чекан»: частная разработка для военной компании
Броневик «Щука» в ЦАР, конец десятых годов. Фото Telegram / «Военный осведомитель»


Российская оборонно-промышленная отрасль предлагает широкий выбор боевых бронированных машин. Эти образцы регулярно участвуют в выставках и активно используются в ходе текущих боевых действий. Однако не все разработки такого рода получают большое внимание. Например, бронеавтомобили «Щука» и «Чекан» не стали широко известными, и о них знают в основном те, кто интересуется этой тематикой.



В частном порядке


Появление броневиков «Щука» и «Чекан» прямо связано с деятельностью небезызвестной частной военной компании «Вагнер». С самого начала своего существования эта организация получала поддержку от вооружённых сил в виде различной техники и вооружений. Однако в ЧВК считали, получаемая матчасть не покрывает всех потребностей.

Имеющиеся проблемы стали решать своими силами. Не позднее середины прошлого десятилетия, «Вагнер» приступил к сборке собственной бронетехники. В собственных мастерских компании был разработан проект под рабочим названием «Щука». Он предусматривал перестройку серийного грузового автомобиля в броневик, который обладал бы достаточной вместительностью и высоким уровнем защиты. К 2017-2018 гг. было построено и передано в подразделения неизвестное количество таких машин.

Впоследствии проект «Щука» был усовершенствован. Основные архитектурные и компоновочные решения остались прежними, но часть агрегатов была переработана, а другие заменены. Это позволило значительно улучшить технические и эксплуатационные характеристики. Модернизированный броневик получил название «Чекан».


Броневики «Чекан». Фото «АВД»

В начале двадцатых годов бронированный «Чекан» тоже подвергся доработке. На основе броневика для перевозки пехоты был создан защищенный грузовик, известный как «Чекан грузовой» или «Карго». Его отличительной чертой стал укороченный бронекорпус и однорядная кабина, что позволило освободить место для крупной платформы-кузова.

Согласно имеющимся данным, первые «Щуки» и «Чеканы» были изготовлены силами ЧВК «Вагнер» в их собственных мастерских. Впоследствии производственный процесс был перестроен. В настоящее время изготовителем броневиков «Чекан» числится компания «АВД» из Санкт-Петербурга.

Боевое применение


Впервые бронеавтомобили «Щука» были замечены в Сирии в 2016-2017 гг., где подразделения ЧВК «Вагнер» оказывали помощь местной армии и принимали участие в боевых действиях. Позже эта техника использовалась в Ливии, Мали, ЦАР и других странах, где действовала российская ЧВК.

Компания «Вагнер» сыграла важную роль на начальных этапах Спецоперации по защите Донбасса. В это время её подразделения активно применяли имеющуюся бронетехнику, включая недавно появившиеся автомобили «Чекан». Эти машины были задействованы в боях за Артемовск и на других направлениях. Кроме того, «Чеканы» были замечены в колоннах ЧВК во время событий 24 июня 2023 г.

Вскоре компания была фактически расформирована, а её подразделения переподчинили другим структурам. Точная судьба броневиков после этого остается неизвестной. Вероятно, подразделения сохранили свою технику и могут продолжать её использование. В пользу этой версии свидетельствует наличие «Чеканов» у структур, отправленных в Африку.


Бронетехника на хранении. Фото «АВД»

Бронеавтомобили «Щука» и «Чекан» имеют схожий облик и выполняют одинаковые функции. Это маневренный и мобильный транспорт для бойцов, способный защитить их от пуль и осколков, а также оказать огневую поддержку. Всё это определило методы и способы боевого применения такой техники.

Техника использовалась для переброски подразделений «Вагнера», а также непосредственно участвовала в боях. По сути, эти машины выполняли функции бронетранспортёров. При этом они часто работали вместе с настоящими БТР заводского производства, дополняя друг друга.

Технические особенности


«Щуки» и «Чеканы» строились на базе серийных грузовиков. В основу легло шасси уже существующей машины, на которое был установлен оригинальный бронекорпус. Такой подход позволил упростить процесс разработки и производства, но при этом получить требуемый уровень технических и боевых характеристик.

Броневики были построены на шасси «Урал-4320». Это рамная машина с дизельным двигателем мощностью не менее 180-200 л.с., механической трансмиссией и трёхосным полноприводным шасси. Базовый грузовик способен перевозить грузы массой более 6,8 т или буксировать 11,5-тонный прицеп.

Для «Щуки» и «Чекана» были разработаны уникальные бронекорпуса. Они имели сварную конструкцию и состояли из прямолинейных броневых панелей. Основная часть бронелистов была установлены под рациональными углами. Корпус строился по двухобъёмной схеме, с капотом двигателя и единой пассажирской кабиной.


Грузовые броневики «Карго». Фото «АВД»

Компания «АВД» сообщает, что бронирование машин соответствует классу Бр5. Это означает, что корпус выдерживает попадание пуль калибра до 7,62 мм, как автоматных, так и винтовочных. Форма корпуса позволяет предполагать некоторую защиту и от взрывных устройств.

Внутри большого бронекорпуса удалось разместить 18 посадочных мест. Доступ внутрь обеспечивается боковыми и кормовыми дверями. Кроме того, предусмотрены люки в крыше и дополнительный бортовой люк для эвакуации. В бортах корпуса имеются амбразуры для личного оружия.

Броневики двух моделей оснащались башенной пулемётной установкой, взятой у бронетранспортёров отечественного производства. Это небольшая башенка, в которой установлены пулеметы КПВТ и ПКТ, а также оптика управления огнём.

Грузовая модификация «Чекана» имеет укороченный корпус с однорядной кабиной. За кабиной находится кузов с высокими бортами и тентом. Такой броневик способен перевозить до 6 т груза как по дорогам, так и по бездорожью.

Решение проблемы


В свое время бронеавтомобили «Щука» и «Чекан» стали эффективным решением важной проблемы. Благодаря этим проектам ЧВК «Вагнер» получила надежный защищённый транспорт для личного состава, способный оказывать огневую поддержку в боевых условиях.


«Чекан» в Мали, предположительно начало 2024 г. Фото Telegram / Grey Zone

Броневики собственной разработки обладали рядом важных особенностей и преимуществ. Главным было само их существование и возможность быстрого строительства парка техники требуемых размеров.

Часть преимуществ дало шасси серийного грузовика «Урал-4320». Этот автомобиль давно используется в различных сферах и хорошо освоен, что позволяет избежать проблем в эксплуатации. Кроме того, он обладает высокими техническими характеристиками и способен нести тяжелый бронекорпус.

По уровню защиты «Чекан» и «Щука» сопоставимы с современными отечественными бронетранспортёрами. Кроме того, у БТР была заимствована башенная установка с двумя пулемётами, что позволило достичь аналогичного уровня огневой мощи. Однако особенности компоновки, конструкции брони и боевого отделения могут приводить к некоторым различиям в характеристиках.

Броневики имеют просторный корпус с 18 местами для экипажа и десанта. В этом отношении они превосходят существующие отечественные БТР и другую технику подобного назначения.


Броневик преодолевает препятствия, ЦАР, конец 2023 г. Фото Telegram / Grey Zone

Стоит отметить, что броневики были созданы путём монтажа бронекорпуса на готовое шасси, из-за чего оказались перетяжелёнными. Это могло негативно сказаться на ходовых качествах и увеличить нагрузку на силовую установку, особенно на сложных грунтах и ландшафтах.

Размещение корпуса на раме шасси привело к увеличению высоты машины. Центр тяжести оказался выше и ухудшил маневренность. Кроме того, большая высота корпуса сделала посадку и высадку экипажа и десанта менее удобной.

Срочная мера


Если учесть цели и задачи проектов, то «Щука» и «Чекан» оказались своевременными и весьма удачными разработками. Они помогли ЧВК «Вагнер» закрыть свои потребности в бронетехнике и приступить к выполнению поставленных задач в разных регионах мира.

Боевые бронеавтомобили двух моделей и одной модификации внесли свой вклад в несколько военных операций как за границей, так и в новых регионах. По всей видимости, они продолжают использоваться и в настоящее время. Будет ли развиваться направление подобных броневиков, пока неизвестно. Тем не менее, они уже заняли свое место в истории отечественной бронетехники.
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    1 октября 2024 05:57
    Всему свое время и место...
    Техника предназначена для использования по конкретному назначению, в армии она б тоже пригодилось ибо подобных задачь там приходится выполнять не мало.
  2. -7
    1 октября 2024 06:08
    [quote]Внутри большого бронекорпуса удалось разместить 18 посадочных мест.
    В этом отношении они превосходят существующие отечественные БТР и другую технику подобного назначения./quote]
    Это не превосходство, а глупость. Ну и зачем 18? Чтобы всех сразу? Такие броневики нужны для перевозки грузов и как тягачи в артиллерии, а для перевозки личного состава в боевых условиях нужна техника более скоростная и маневренная, рассчитанная на 4-6 бойцов.
    1. +7
      1 октября 2024 06:41
      Это не превосходство, а глупость.
      Вместимость 18 человек означает возможность брать дополнительное вооружение, снарягу, боеприпасы, а также размещать раненых и экипажи вышедшей из строя бронетехники и кучу других возможностей, но отнюдь не обязаловку менять штат отделения и набивать машину по типу банки со шпротами. Да и Заказчику виднее, что именно ему нужно.
  3. +1
    1 октября 2024 07:23
    Как временная мера для быстроты, но по качеству это не выход. Правильно написано, шасси перетяжелено, высокое и вообще не для этого создавалось. Тем более рама, при наезде на мину раму выворачивает и там по цепочке. Есть же у нас современные решения, много разных броневиков, а это тупиковая временная ветвь развития.
    1. 0
      1 октября 2024 10:31
      Есть сегмент боевых машин, которые по классификации идут как грузовик и сделаны на основе гражданских технологий и агрегатов. Соответственно ими проще владеть и перевозить по гражданским дорогам
      И перевозить через границы....и дешевле эксплуатировать , чем бтр80 .
  4. +5
    1 октября 2024 10:27
    Полугрузовик-полуБТР. И , главное, Вагнер сам себя обеспечил такими машинами ( они идут не как боевые) не прося у МО и не заморачиваясь с разрешением по экспорту оружия.
    1. +6
      1 октября 2024 11:27
      В МО РФ судя по всему до момента СВО вообще не заморачивались ! Если только по вопросу распила бюджетных средств soldier
      1. 0
        1 октября 2024 18:01
        На основе Камаза и Упала и тогда было масса машин и Тигр был.
  5. +4
    1 октября 2024 10:41
    Для большой войны по типу СВО, то,что надо. Дешево, на автомобильных агрегатах и просто запустить в массовое производство. А то пока будут испытывать не имеющий аналогов Бумеранг и собратья, все закончится.
  6. 0
    1 октября 2024 11:51
    Оказывается у нас есть такие скрытые возможности, по наращиванию производства боевой техники .А На фронт эти машины идут ? Или опять конфликт интересов МО и Вагнера ?
    1. +1
      1 октября 2024 17:40
      Так как вагнера больше на фронет нет, то скорее всего не идут уже. С другой стороны имеется еще и брат-близнец "Ахмат" в Росгвардии.
      1. +1
        2 октября 2024 08:05
        Цитата: alexmach
        Так как вагнера больше на фронет нет, то скорее всего не идут уже.

        Я про технику прежде всего ,про то что солдаты должны быть защищены ,а не передвигаться в машинах под брезентом
        1. +1
          2 октября 2024 12:56
          Техника полезная, соглашусь. Можно было бы в теории сделать лучше, но все-таки так лучше и чем вообще без техники и лучше чем с небронированной техникой.


          Вы как-то очень любопытно удивились тому что "и так можно было" это после нескольких лет использования подобных машин в СВО, да и не только.
  7. +2
    2 октября 2024 01:17
    Цитата: belost79
    А то пока будут испытывать не имеющий аналогов Бумеранг и собратья, все закончится.

    Сначала конкурс на доработку, потом 3 года ГАБТУ будет согласовывать проект безрамного корпуса. испытывать еще годика 3 с доработками. Тут только начни...
    Это же не как при проклятом Сталинском гулагосовке: от первого компоновочного чертежа до предсерийного образца 90 суток без компаса и автокада.
  8. 0
    2 октября 2024 11:34
    Применение 2023-2024 годы.
    А это что?
    «Федерал-М». Был выставлен в 2013 году.
    Ниже из ВИКИ,
    Бронированный автомобиль спроектирован по техзаданию главного командования ВВ МВД России на базе шасси многоцелевого автомобиля «Урал-4320» 6 × 6. Бронеавтомобиль оснащён двигателем ЯМЗ стандарта «Евро-4», обладает противоминной защитой и выполнен с однообъёмным бронированным кузовом, в котором можно разместить до 17 бойцов с полным вооружением. Компоновка бронеавтомобиля свободная, что позволяет устанавливать на него различные варианты боевых модулей и оборудования в зависимости от поставленных оперативных задач.

    Автомобиль впервые представлен в 2013 году на выставке Russian Arms Expo-2013 в Нижнем Тагиле. Данный автомобиль станет основой для целого семейства тактических защищенных автомобилей, обладающих высокой степенью унификации и отличающихся различными колёсными формулами.
    1. +1
      2 октября 2024 13:04
      У него есть еще и брат близнец З-СТС «Ахмат», последний на базе Камаза, тоже трехосный тоже рамный. У этих только нету рациональных углов наклона брони и башенки от БТР-а. А так - история та же самая.
  9. 0
    2 октября 2024 17:13
    Эти машины и не предназначены для замены БМП или БТР.
    Их разработали под конкретные задачи именно ЧВК в локальных конфликтах.
    Но здесь важно другое. Показательный пример скорости разработки и внедрения. В сравнении с нашим госаппаратом и промышленностью. То что демонстрирует Украина по производству дронов. Зеленский почему то может сделать производство дронов массовым. А наш ВПР нет. Почему? Интересно как бы Песков это прокомментировал бы?