Бронеавтомобили «Щука» и «Чекан»: частная разработка для военной компании
Броневик «Щука» в ЦАР, конец десятых годов. Фото Telegram / «Военный осведомитель»
Российская оборонно-промышленная отрасль предлагает широкий выбор боевых бронированных машин. Эти образцы регулярно участвуют в выставках и активно используются в ходе текущих боевых действий. Однако не все разработки такого рода получают большое внимание. Например, бронеавтомобили «Щука» и «Чекан» не стали широко известными, и о них знают в основном те, кто интересуется этой тематикой.
В частном порядке
Появление броневиков «Щука» и «Чекан» прямо связано с деятельностью небезызвестной частной военной компании «Вагнер». С самого начала своего существования эта организация получала поддержку от вооружённых сил в виде различной техники и вооружений. Однако в ЧВК считали, получаемая матчасть не покрывает всех потребностей.
Имеющиеся проблемы стали решать своими силами. Не позднее середины прошлого десятилетия, «Вагнер» приступил к сборке собственной бронетехники. В собственных мастерских компании был разработан проект под рабочим названием «Щука». Он предусматривал перестройку серийного грузового автомобиля в броневик, который обладал бы достаточной вместительностью и высоким уровнем защиты. К 2017-2018 гг. было построено и передано в подразделения неизвестное количество таких машин.
Впоследствии проект «Щука» был усовершенствован. Основные архитектурные и компоновочные решения остались прежними, но часть агрегатов была переработана, а другие заменены. Это позволило значительно улучшить технические и эксплуатационные характеристики. Модернизированный броневик получил название «Чекан».
Броневики «Чекан». Фото «АВД»
В начале двадцатых годов бронированный «Чекан» тоже подвергся доработке. На основе броневика для перевозки пехоты был создан защищенный грузовик, известный как «Чекан грузовой» или «Карго». Его отличительной чертой стал укороченный бронекорпус и однорядная кабина, что позволило освободить место для крупной платформы-кузова.
Согласно имеющимся данным, первые «Щуки» и «Чеканы» были изготовлены силами ЧВК «Вагнер» в их собственных мастерских. Впоследствии производственный процесс был перестроен. В настоящее время изготовителем броневиков «Чекан» числится компания «АВД» из Санкт-Петербурга.
Боевое применение
Впервые бронеавтомобили «Щука» были замечены в Сирии в 2016-2017 гг., где подразделения ЧВК «Вагнер» оказывали помощь местной армии и принимали участие в боевых действиях. Позже эта техника использовалась в Ливии, Мали, ЦАР и других странах, где действовала российская ЧВК.
Компания «Вагнер» сыграла важную роль на начальных этапах Спецоперации по защите Донбасса. В это время её подразделения активно применяли имеющуюся бронетехнику, включая недавно появившиеся автомобили «Чекан». Эти машины были задействованы в боях за Артемовск и на других направлениях. Кроме того, «Чеканы» были замечены в колоннах ЧВК во время событий 24 июня 2023 г.
Вскоре компания была фактически расформирована, а её подразделения переподчинили другим структурам. Точная судьба броневиков после этого остается неизвестной. Вероятно, подразделения сохранили свою технику и могут продолжать её использование. В пользу этой версии свидетельствует наличие «Чеканов» у структур, отправленных в Африку.
Бронетехника на хранении. Фото «АВД»
Бронеавтомобили «Щука» и «Чекан» имеют схожий облик и выполняют одинаковые функции. Это маневренный и мобильный транспорт для бойцов, способный защитить их от пуль и осколков, а также оказать огневую поддержку. Всё это определило методы и способы боевого применения такой техники.
Техника использовалась для переброски подразделений «Вагнера», а также непосредственно участвовала в боях. По сути, эти машины выполняли функции бронетранспортёров. При этом они часто работали вместе с настоящими БТР заводского производства, дополняя друг друга.
Технические особенности
«Щуки» и «Чеканы» строились на базе серийных грузовиков. В основу легло шасси уже существующей машины, на которое был установлен оригинальный бронекорпус. Такой подход позволил упростить процесс разработки и производства, но при этом получить требуемый уровень технических и боевых характеристик.
Броневики были построены на шасси «Урал-4320». Это рамная машина с дизельным двигателем мощностью не менее 180-200 л.с., механической трансмиссией и трёхосным полноприводным шасси. Базовый грузовик способен перевозить грузы массой более 6,8 т или буксировать 11,5-тонный прицеп.
Для «Щуки» и «Чекана» были разработаны уникальные бронекорпуса. Они имели сварную конструкцию и состояли из прямолинейных броневых панелей. Основная часть бронелистов была установлены под рациональными углами. Корпус строился по двухобъёмной схеме, с капотом двигателя и единой пассажирской кабиной.
Грузовые броневики «Карго». Фото «АВД»
Компания «АВД» сообщает, что бронирование машин соответствует классу Бр5. Это означает, что корпус выдерживает попадание пуль калибра до 7,62 мм, как автоматных, так и винтовочных. Форма корпуса позволяет предполагать некоторую защиту и от взрывных устройств.
Внутри большого бронекорпуса удалось разместить 18 посадочных мест. Доступ внутрь обеспечивается боковыми и кормовыми дверями. Кроме того, предусмотрены люки в крыше и дополнительный бортовой люк для эвакуации. В бортах корпуса имеются амбразуры для личного оружия.
Броневики двух моделей оснащались башенной пулемётной установкой, взятой у бронетранспортёров отечественного производства. Это небольшая башенка, в которой установлены пулеметы КПВТ и ПКТ, а также оптика управления огнём.
Грузовая модификация «Чекана» имеет укороченный корпус с однорядной кабиной. За кабиной находится кузов с высокими бортами и тентом. Такой броневик способен перевозить до 6 т груза как по дорогам, так и по бездорожью.
Решение проблемы
В свое время бронеавтомобили «Щука» и «Чекан» стали эффективным решением важной проблемы. Благодаря этим проектам ЧВК «Вагнер» получила надежный защищённый транспорт для личного состава, способный оказывать огневую поддержку в боевых условиях.
«Чекан» в Мали, предположительно начало 2024 г. Фото Telegram / Grey Zone
Броневики собственной разработки обладали рядом важных особенностей и преимуществ. Главным было само их существование и возможность быстрого строительства парка техники требуемых размеров.
Часть преимуществ дало шасси серийного грузовика «Урал-4320». Этот автомобиль давно используется в различных сферах и хорошо освоен, что позволяет избежать проблем в эксплуатации. Кроме того, он обладает высокими техническими характеристиками и способен нести тяжелый бронекорпус.
По уровню защиты «Чекан» и «Щука» сопоставимы с современными отечественными бронетранспортёрами. Кроме того, у БТР была заимствована башенная установка с двумя пулемётами, что позволило достичь аналогичного уровня огневой мощи. Однако особенности компоновки, конструкции брони и боевого отделения могут приводить к некоторым различиям в характеристиках.
Броневики имеют просторный корпус с 18 местами для экипажа и десанта. В этом отношении они превосходят существующие отечественные БТР и другую технику подобного назначения.
Броневик преодолевает препятствия, ЦАР, конец 2023 г. Фото Telegram / Grey Zone
Стоит отметить, что броневики были созданы путём монтажа бронекорпуса на готовое шасси, из-за чего оказались перетяжелёнными. Это могло негативно сказаться на ходовых качествах и увеличить нагрузку на силовую установку, особенно на сложных грунтах и ландшафтах.
Размещение корпуса на раме шасси привело к увеличению высоты машины. Центр тяжести оказался выше и ухудшил маневренность. Кроме того, большая высота корпуса сделала посадку и высадку экипажа и десанта менее удобной.
Срочная мера
Если учесть цели и задачи проектов, то «Щука» и «Чекан» оказались своевременными и весьма удачными разработками. Они помогли ЧВК «Вагнер» закрыть свои потребности в бронетехнике и приступить к выполнению поставленных задач в разных регионах мира.
Боевые бронеавтомобили двух моделей и одной модификации внесли свой вклад в несколько военных операций как за границей, так и в новых регионах. По всей видимости, они продолжают использоваться и в настоящее время. Будет ли развиваться направление подобных броневиков, пока неизвестно. Тем не менее, они уже заняли свое место в истории отечественной бронетехники.
Информация