Параметры и возможности БПЛА «Альбатрос М5»

14
Параметры и возможности БПЛА «Альбатрос М5»
Подготовка БПЛА «Альбатрос М5» к вылету, июнь 2023 г.


В прошлом году российская армия получила и начала использовать первые беспилотные летательные аппараты «Альбатрос М5». Эти беспилотники предназначены для ведения воздушной разведки и обладают улучшенными лётно-техническими характеристиками. За прошедшее время они получили широкое распространение и продемонстрировали свои возможности.



Новый образец


БПЛА «М5» — одна из последних разработок компании «Альбатрос», основанной в 2017 г. в подмосковном Королёве. Изначально компания занималась производством гражданских беспилотников, но в 2022 г. перешла к разработке военных изделий В 2023-м она переехала в особую экономическую зону «Алабуга» в Татарстане.

ООО «Альбатрос» предлагает несколько легких и средних беспилотников самолётного типа, способных нести аппаратуру наблюдения. В 2022-2023 гг. компания адаптировала одну из готовых конструкций для военного применения. Этот беспилотник получил название «Альбатрос М5».

В первой половине прошлого года проектные работы были завершены, и опытный образец успешно прошел все необходимые испытания. Тогда же в ОЭЗ «Алабуга» было налажено серийное производство «М5». В ближайшее время планировалось отправить первую партию этих беспилотников в войска для опытной эксплуатации и применения в условиях зоны боевых действий.


Запуск при помощи катапульты

О появлении «Альбатросов М5» в зоне проведения Спецоперации стало известно в июне 2023 г. из репортажа министерства обороны. К тому времени новые беспилотники уже использовались в частях Ивановского гвардейского соединения воздушно-десантных войск. В репортаже были показаны подготовка к вылету и разведка с помощью этих БПЛА.

В конце марта 2024 г. руководство компании «Альбатрос» рассказало об успехах производства. На тот момент компания собирала и передавала заказчикам 30 БПЛА в месяц. Также было заявлено о возможности расширения производственных мощностей и удвоения темпов выпуска.

В июне стали известны примерные планы производства на текущий год. Государственная транспортная лизинговая компания, курирующая производство беспилотной авиации, сообщила, что в этом году будет собрано 400 беспилотников «Альбатрос М5».

Беспилотники на фронте


В ходе Спецоперации по защите Донбасса новые БПЛА серии «Альбатрос» используются в качестве ещё одного инструмента воздушной разведки. Они совершают вылеты для поиска и обнаружения целей противника, либо ведут посменное дежурство в воздухе.


Оператор «Альбатроса» на своём рабочем месте

В основном «Альбатросы» работают в интересах ракетных войск и артиллерии. По их данным ведут свою боевую работу различные ствольные и реактивные системы. При этом не исключается применение таких БПЛА и в интересах других родов войск.

В конце марта компания «Альбатрос» заявила, что её беспилотники уже применяются на различных участках фронта и практически на всех направлениях. Однако более точная информация о количестве БПЛА в войсках оставалась неизвестной.

21 августа «Российская газета» уточнила эти данные. По её сведениям, в зоне боевых действий на тот момент находилось около 50 беспилотников. Они активно используются для разведки и показывают высокие результаты. К сожалению, имеют место небольшие потери, но общие достижения перевешивают их.

27 сентября «Известия» сообщили, что БПЛА «Альбатрос М5» начал поступать в российскую армию. На фоне предыдущих новостей эта информация выглядит странно и вызывает вопросы. Возможно, издание имело в виду не сам факт поставки беспилотников в части, а какие-то формальные процедуры, связанные с этим процессом.

БПЛА разведки


«Альбатрос М5» — это разведывательный БПЛА с повышенными характеристиками дальности и продолжительности полёта. Он является самым крупным в линейке продукции ООО «Альбатрос» и способен решать наиболее сложные задачи.


Изготовление элементов планера

БПЛА выполнен по схеме «летающее крыло». Основным элементом конструкции является стреловидная плоскость размахом 3,3 м, на которой снизу помещена пара килей. Планер изготовлен из пластика и оснащён съемными консолями, упрощающими транспортировку. Взлетная масса беспилотника достигает 15 кг.

В носовой части аппарата установлен бесколлекторный электродвигатель с воздушным винтом. Питание двигателя осуществляется четырьмя литий-ионными батареями неназванной емкости, которые помещаются в отсеке внутри крыла. Эти же батареи обеспечивают энергией все бортовые системы и полезную нагрузку.

Максимальная скорость полета составляет 120 км/ч, крейсерская — около 70 км/ч. БПЛА может оставаться в воздухе до 4,5 часов, а максимальная длина маршрута достигает 300 км. Взлёт осуществляется с помощью стартовой катапульты, а для посадки используется встроенная парашютная система.

Полезная нагрузка «Альбатроса» составляет 5 кг. Возможна установка оптико-электронных систем разных типов. Видеосигнал с ОЭС передается оператору по защищенному радиоканалу и/или записывается на внутренний носитель.


«Альбатрос М5» в разобранном виде

Оператор системы «М5» использует станцию управления, построенную на основе коммерческой электроники в защищённом исполнении. Штатные средства связи позволяют управлять БПЛА на расстоянии до 90 км. Оператор также может передавать информацию вышестоящему штабу или непосредственным потребителям.

С высоким потенциалом


Разведывательные БПЛА «Альбатрос М5» попали в строевые части больше года назад и за прошедшее время успели получить определённое распространение. За время применения в зоне боевых действий они подтвердили расчётные характеристики и заслужили высокие оценки.

Сообщается, что «Альбатрос М5» отличается удобством в эксплуатации. Беспилотная система в разобранном виде перевозится любым подходящим транспортом, а подготовка к использованию занимает минимальное время. Подготовка оператора БПЛА не отличается сложностью, и ему не требуются особые навыки.

Конструкция беспилотника имеет удачную конструкцию, за счёт которой достигнуто выгодное сочетание технических и рабочих характеристик. Скорость полета ограничена, но аппарат способен оставаться в воздухе в течение нескольких часов. Он может удаляться от места старта на значительное расстояние и вести разведку на тактической глубине.


Испытания пневматической катапульты

«Альбатрос М5» способен нести значительную полезную нагрузку. Предлагается использовать ОЭС различных типов, включая модели с гиростабилизацией, большим увеличением и FullHD-разрешением. Это позволяет повысить эффективность разведки и корректировки огня.

Как сообщается, БПЛА «М5» в основном применяются в интересах ракетных войск и артиллерии. Нетрудно заметить, что радиус действия беспилотника значительно превышает дальность стрельбы основных отечественных ствольных и реактивных систем. Это дает «Альбатросу» возможность эффективно помогать практически любым артиллерийским подразделениям вне зависимости от типа их вооружения.

По своим характеристикам и основным возможностям «Альбатрос М5» похож на некоторые другие отечественные разведывательные БПЛА, в том числе более массовые и распространённые. Наличие в строю нескольких аппаратов с близкими параметрами обеспечивает некоторые преимущества как рабочего, так и тактического характера. Кроме того, это создает конкуренцию между различными компаниями-производителями, которая должна стимулировать дальнейшее развитие отрасли.

Расширенные возможности


Российская промышленность активно работает над новыми БПЛА всех основных классов, включая изделия разведывательного назначения. Только в прошлом году армия получила несколько таких образцов, и одним из них стал «Альбатрос М5» от одноимённой компании.

За прошедшее время этот БПЛА подтвердил свои расчётные характеристики и продемонстрировал высокую эффективность в выполнении разведывательных задач. Он стал отличным дополнением к другим беспилотным системам и активно используется на различных участках фронта. Ожидается, что полученный положительный опыт будет способствовать продолжению производства и увеличению количества «Альбатросов» в войсках.
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    1 октября 2024 12:07
    Это позволяет повысить эффективность разведки и корректировки огня.

    Ну начнём сначала в который раз. Из этой фразы следует полное непонимание особенностей современной войны (СВ) и роли в ней БПЛА. В ГШ ВС России отсутствует понимания особенностей СВ , а о современных тактиках ведения боя и мечтать не приходиться. Мы воюем по старинке и пытаемся туда прилепить БПЛА. Контактный бой прошлого века и тебе на голову сыпятся миниДроны...
    Что такое разведка в СВ, как изменилась её роль, и можно ли вообще называть это разведкой ?
    О какой корректировке огня может идти речь в СВ ?
    У нас "армия вчерашнего дня", как сказал Путин, но с новым обликом !!!
    1. 0
      1 октября 2024 12:12
      О какой корректировке огня может идти речь в СВ ?

      О той, которая сокращает расход боеприпасов на четверть.
      1. +1
        1 октября 2024 12:25
        Может вы о засеянных снарядами полях в СВО ? Так СВО по всем критериям не является СВ ! И ведётся она устаревшими методами прошлого. Выше ( недолёт) , ниже (перелёт), влево или право на столько то... Да ? Это вчерашний день...
        Почитайте материалы на ВО :
        Современная сетецентрическая война и военная операция на Украине

        https://topwar.ru/211525-sovremennaja-setecentricheskaja-vojna-i-voennaja-operacija-na-ukraine.html
        Там хоть вопросы задают...
        1. 0
          1 октября 2024 12:36
          Так СВО по всем критериям не является СВ !

          Тогда к чему этот спич? "Альбатрос" разрабатывается для СВО, а не прекрасных войн будущего.
          1. +2
            1 октября 2024 12:45
            Войны будущего начались с конца двадцатого века ...
            Вы собрались воевать по старому и дальше ? С огромными потерями, с контактными боями, со стрельбой по площадям, со стиранием своих городов в пыль, и продвижениями по метру в день ? Вас это устраивает ? И дальше так будет ? А деньги не кончатся ?А ведь можно по-другому и давно...
            Альбатрос не подходит даже для СВО ! Малый вес полезной нагрузки, малая продолжительность полёта, невозможность целеуказания для точных боеприпасов ! Там даже лазерного дальномера нет...
            1. 0
              1 октября 2024 12:47
              Вы собрались воевать по старому и дальше ?

              Я обсуждаю конкретную статью, единицу вооружения и армию.
              Как я понял ваша критика отношения к БПЛА "Альбатрос М5" отношения не имеет?
            2. 0
              1 октября 2024 16:51
              Цитата: Витов
              Альбатрос не подходит даже для СВО !

              Зато прекрасно подходит для отчетов и попилов.
              Сколько их произвели? Целых два? Или может даже три?
    2. 0
      1 октября 2024 18:22
      Может, Вы тогда и изложите эти "особенности современной войны"? А то пока выглядит как критиканство. И Вы действительно много контактного боя видите в текущей войне? Большая часть бойцов противника вообще в глаза не видела, посмотрите интервью и видеорепортажи оттуда.
      1. +1
        2 октября 2024 12:59
        Всё давно изложено . Ещё в 2000 году по распоряжению Путина началась разработка ЕСУ ТЗ "Созвездие-М", которая успешно провалена. Потом была создана АСУВ " Андромеда- Д" для ВДВ, которая также бесполезна и не используется. Теперь создаётся новая АСУВ " Кассиопея- Д", и результат будет такой же. Кроме американских подходов к созданию сетецентрических систем, могут быть и другие. ГШ ВС России не имеет понятия о СВ и не развивает информационную компоненту, без создания которой, создание таких систем невозможно. Они понимают АСУВ , как систему для учёта и управления своими войсками и хотят видеть всё , сидя в тёплом кресле в Москве. Но причём здесь СВ ? А излагать новые подходы здесь в открытой печати нельзя.
        1. 0
          2 октября 2024 13:36
          Последние 20 лет АСУВ разрабатывались под концепцию сетецентрических войн, которая не взлетела. Слишком сложная, слишком дорогая, слишком уязвимая для РЭБ противника, его средств РЭР и РТР. Это не только у нас произошло, вспомните судьбу американской программы (FCS) - и это при их возможностях спутниковой и цифровой связи.
          Нынешняя война показала, в чем реально состоит, я считаю, современная РВД (революция в военном деле). Распространение сравнительно дешевых в производстве БПЛА и иных автономных систем вкупе с развитием фото- и видеотехники, появлением широкополосных средств закрытой, защищенной, дальнобойной цифровой радиосвязи, развитием материаловедения позволило конфликтующим сторонам создать сеть разведывательно-ударных БПЛА, которые позволили достичь такой ситуационной осведомленности, о какой не мечтали многие полководцы прошлого. Как следствие - сковывание маневра противника, максимальное затруднение логистики в ближнем тылу (до 10 - 15 км от ЛБС), ограничение возможностей сосредоточения и эшелонирования войск. Итог - позиционная война образца 1МВ и гонка вооружений (бурное развитие автономных систем, портативных средств РЭБ, новых средств радиопеленгации и т.д.), когда максимум, на сколько возможен прорыв - 20 - 30 км одновременно (Курская наступательная операция ВСУ, Авдеевско-Очеретинская наступательная операция ВС РФ, Харьковское контрнаступление ВСУ, Лисичанско-Северодонецкая наступательная операция ВС РФ, и т.д.) при условии запредельно больших затрат материальных и человеческих ресурсов. Яркая иллюстрация позиционного тупика - это Бахмутская мясорубка, стоившая обеим сторонам порядка 40000 только убитыми. Вы считаете, что эта война - не современная? И выход из этого положения не в тотальной автоматизации управления войсками (чего не могут себе позволить ни мы, ни противник), а в развитии систем ПВО, РЭБ, обеспечение высокоскоростной цифровой помехозащищенной и безопасной связи, достижении такого состояния, при котором мы могли бы закрыть свой ближний тыл от БПЛА противника при сохранении собственной ситуационной осведомленности о его тылах и войсках.
          1. +1
            2 октября 2024 17:36
            которые позволили достичь такой ситуационной осведомленности, о какой не мечтали многие полководцы прошлого.

            Вы про войну в Ираке ? У нас не будет такой осведомлённости ещё лет двадцать при хорошем стечении обстоятельств. Нет никаких достижений и даже на тактическом уровне БПЛА используются неэффективно. У нас не созданы условия для применения и тех БПЛА , которые есть. У нас отсутствуют космическая разведка с большим разрешением в реальном времени, у нас нет каналов передачи информации для дальних БПЛА, у нас нет самолётов разведчиков... У нас нет информационного поля от слова совсем... Где вы увидели СВ ? Что может показать отсталая война ? Контактный бой и тебе на голову сыпятся дроны ?
            Многое можно сделать сейчас и в СВО, и способы известны, но кому это надо ? Есть новые подходы лучше американских...
            1. 0
              2 октября 2024 19:23
              Нет, я не про войну в Ираке, я про эту войну, где сотни одновременно работающих дронов с обеих сторон светят весь ближний тыл на 15 км вглубь, когда обеим сторонам сразу же становятся известны действия и замыслы противника. Вы мой комментарий не читали?
              И концепции применения БПЛА нет ни у кого, потому что новая роль их в войне пока еще теоретически не осмыслена. И я еще раз повторяю, где Вы там контактную войну увидели, когда бойцы в основной своей массе по полгода противника не видят, а 90% всех ранений - осколочные?
              1. +1
                2 октября 2024 21:44
                И концепции применения БПЛА нет ни у кого, потому что новая роль их в войне пока еще теоретически не осмыслена.

                Что не осмыслено? Вы откуда свалились ?
                я про эту войну, где сотни одновременно работающих дронов с обеих сторон светят весь ближний тыл на 15 км вглубь, когда обеим сторонам сразу же становятся известны действия и замыслы противника.

                Ближний тыл - это 100 км и дальше. У нас РСЗО "Торнадо-С" стреляет на 120 км. Кто им будет светить ? У нас САУ " Коалиция-СВ" может стрелять до 30 км и точными боеприпасами. Кто ей светить будет? Что вы несёте ? Светят чуть дальше бинокля ? Это даже не вчерашний день, а позавчерашний !
  2. A M
    0
    2 октября 2024 22:18
    Интересно почему не применятся схема биплана-триплана в разведывательных БПЛА? Большая подъемная сила, при том же/меньшем размахе крыла. Легче конструкция по сравнению с самолетом с таким же размахом в моноплане, т.к. не требуется конструктивного упрочнение крыла. В интернете нашел только китайский вариант (похожий на тот что в этой статье если его "удвоить"). Как мне кажется биплан бы мог нести больше топлива/полезной нагрузки, скорости небольшие (аэродинамика не пострадает), заметность при удвоенном размахе так же почти не вырастет - сплошные плюсы! Может раз ве что собирать будет проблемнее, ну так а зачем вообще терять время на сборы/разборы, нельзя что ли пусть и объемный кейс придумать и все?